Методология и методы исследований в менеджменте
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КУРС «МЕДОЛОГИЯ И
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В МЕНЕДЖМЕНТЕ»
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Цель изучения дисциплины
Развитие исследовательских
способностей, научного мышления,
получение знания и навыков
практического исследования в
менеджменте на различных
организационных уровнях.
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Тематический план по курсу
«МиМИМ»
1
Теоретические основы исследования в менеджменте
2
Определение, классификация и основные свойства систем
3
Система управления как объект исследования
4
Методология исследований в менеджменте
5
Процесс исследования в менеджменте
6
Общенаучные методы исследований в менеджменте
7
Специфические методы исследований в менеджменте
8
Диверсифицированные методы исследований в менеджменте
9
Эффективность исследований в менеджменте
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Формы контроля по курсу
«МиМИМ»
Вид обучения
Лекции
Практические занятия
Курсовая работа
Итоговый контроль
Форма контроля
Контрольный тест
Отчеты по выполнению и
его защита
Защита, оценка
Зачет
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Основная литература по курсу
«МиМИМ»
Мокий, М. С. Методология научных исследований :
учебник для магистратуры / М. С. Мокий, А. Л.
Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. — М.:
Издательство Юрайт, 2018.
Горелов, Н. А. Методология научных исследований :
учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры
/ Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. — 2-е
изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
Методология научного исследования : учебник / А.О.
Овчаров, Т.Н. Овчарова. — М. : ИНФРА-М, 2018.
Фрейдина Е.В. Исследование систем управления.
Учебное пособие. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2010.
Тема. Теоретические основы
исследования в
менеджменте
1.
2.
3.
Понятие, классификация и эволюция
научных исследований
Содержание системного исследования
Исследование как составная часть
менеджмента
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
ИССЛЕДОВАНИЕ
форма научного познания, способ получения нового знания
вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и
содержание явлений, познать и оценить их, определить
тенденции развития, найти возможность использования
полученных знаний в практической деятельности
процесс изучения какого-либо объекта с целью
определения законов и закономерностей его
возникновения, функционирования, совершенствования,
развития, особенностей и тенденций перехода из одного
состояния в другое, получение и применение новых знаний
в теории и на практике
Исследование как вид деятельности
включает:
Распознавание
проблемы
Определение ее происхождения
Выявление свойств и закономерностей
развития
Установление места проблемы в системе
накопленных знаний
Нахождение путей и средств новых знаний о
данной проблеме и в практике ее разрешения
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Классификация исследований
По направленности на
результат
Фундаментальные
Получение новых
знаний, познание
новых законов и
закономерностей
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Прикладные
Реализация
конкретной
практической
цели, решение
практических
проблем и задач
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Классификация исследований
Способ получения информации
Теоретическое
Дает возможность
объяснения
действительности,
установления
закономерностей
развития и
функционирования
объектов
Теоретикоэмпирические
Эмпирическое
Позволяет на базе
установленных
опытным путем
новых фактов и их
обобщения
сформулировать
новые знания
Классификация исследований
Охват объекта исследования
Локальное
Системное
Глобальное
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Классификация исследований
Системное измерение
Анализ
Синтез
Диагностика
Прогнозирование
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Классификация исследований
Охватываемый период времени
Ретроспективное
Текущее
Прогнозное
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Классификация исследований
Используемая информация
Основанное на
внутренней
информации
Основанное на
внешней информации
Количественные
Качественные
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Классификация исследований
Сроки проведения
Экспресс
исследование
Краткосрочное
Долгосрочное
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Классификация исследований
Подход к исследованию
Проблемное
Ситуационное
Нормативное
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Классификация исследований
Место проведения
Лабораторное
(кабинетное)
«Полевое»
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Классификация исследований
Способ организации
Инициативное
Директивное
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Классификация исследований
Гипотеза исследования
Поисковое
Описательное
Объяснительное
Прогнозное
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Классификация исследований
Область исследования
Маркетинговое
Социологическое
Экономическое
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Исследование систем
управления
Эволюция научных исследований
До середины
ХIХ
Конец ХIХ –
начало ХХ века
Начало ХХсередина ХХ
века
Современный
этап развития
системного
исследования
«Элементаризм»
Представление о
несводимости целого к
сумме его частей
Системное
исследование
Исследование операций
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Информационное
моделирование
Экономическая
кибернетика
Разделение целого на части,
исследование частей и
выведение свойства целого
Принцип исследования
«от целого к частям»
Общая теория систем
Л.фон Берталанфи
Дифференциация и
интеграция наук
Методология
количественных
исследований
Усложнение объектов
Системное исследование
это
методология решения
научно-технических и социальноэкономических проблем, которые
при всей их специфике и
многообразии сходны в
понимании исследуемых
объектов как систем.
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Объект как
система
источник
преобразований
системы лежит
обычно в ней самой,
сложные системы
характеризуются
самоорганизацией и
самонастройкой
каждый элемент системы
описывается не как таковой, а с
учетом его «места» в целом
исследование системы неотделимо
от исследования ее среды
необходимым элементом системного
исследования выступает
исследование порождения свойств
целого из свойств элементов и
наоборот
в системном исследовании для
объяснения функционирования и
развития объекта используются
причинно-следственные схемы и
целесообразность как неотъемлемая
часть его поведения;
Основа системных исследований
Системный подход -
совокупность
методологических
принципов
исследования объекта
как целого
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Системный анализ —
конкретное теоретикоприкладное направление,
основанное на системной
методологии и
характеризующееся
определенными
принципами, методами и
областями применения и
обеспечивающее
реализацию системного
подхода
Суть системного подхода
S=
Методология
Система
Реальный
мир R
S
Х
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Х, Y- входы и выходы
системы
W – внутреннее состояние
Т, V, G - преобразования
W
Y
T:X
V:X
G:W
Y
W
Y
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Схема системного анализа
Проблема Р
Система
S
W
Модель
системы
Мs
Системный анализ является
продолжением системного
подхода. Построенная
система S для решения
возникшей проблемы Р
преобразуется в
определенную, нужную для
решения Р модель Мs
•Аналитическая известная
•Новая аналитическая
•Стохастическая
•Имитационная нечетная
•Сценарии на основе экспертных
оценок
Решение
проблемы Р
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Предметом системного анализа являются
ПРОБЛЕМЫ
Стандартные (хорошо
структурированные) проблемы
Структурированные проблемы
Слабо структурированные
проблемы
Неструктурированные
проблемы
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Стандартные (хорошо
структурированные)
проблемы
Связи здесь строго
детерминированы, т.е.
изменение фактора —
причины ведет к
однозначному изменению
результативного признака
Используются
формализованные
методы
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Структурированные
проблемы
Связи носят
корреляционный
характер высокой
степени тесноты
Применение формальных
методов, прежде всего,
стохастических
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Слабо
структурированные
проблемы
Невысокий уровень тесноты связей, на
результативный признак воздействуют
многие факторные признаки —
причины. Их воздействие отражается в
изменениях результативного признака
в очень большом интервале значений
Экспертные методы
исследования
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Неструктурированные
проблемы
Связи в такого типа проблемах
могут быть установлены только
(или почти только) на основе
логического анализа. Изменение
результативного признака трудно
предсказуемо
Экспертные и эвристические
методы исследования
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Ситуации, требующие системное
исследование
при решении новых проблем;
если проблема имеет разветвленные связи;
при решении проблем, где существуют трудно
сравниваемые варианты решений;
во всех случаях, когда создаются совершенно новые
системы;
в случаях, когда осуществляется совершенствование
производства или управления в организации;
во всех проблемах, связанных с автоматизацией и
внедрением информационных систем;
если принимаемые на будущее решения должны
учитывать факторы неопределенности и риска;
когда выработка ответственных решений принимается на
длительную перспективу;
везде, где требуется выработка критериев оптимальности с
учетом целей развития и функционирования системы.
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Характеристики исследования
Методология исследования – совокупность целей, подходов,
ориентиров, средств и методов исследования
Организация исследования – порядок проведения, основанный на
распределении функций и ответственности
Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей,
обеспечивающих успешное проведение исследования
Объект исследования – система управления, организация
Предмет исследования – конкретная проблема
Тип исследования – принадлежность к определенному типу,
отражающему его особенности
Потребность исследования – степень остроты и актуальности
проблемы
Результат исследования –рекомендация, модель, методика
Эффективность исследования –соразмерность используемых
ресурсов и результата
Исследование как составная
часть менеджмента
Это
совокупность методов
организационного и техникоэкономического исследования
системных характеристик конкретной
организации и факторов среды ее
функционирования
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Исследования как составная
часть менеджмента должны
Обеспечивать
оптимальное соотношение между
управляемой и управляющей подсистемами
Повышать производительность труда
Улучшать использование ресурсов
Снижать затраты на продукцию и услуги и
повышать их качество
Обеспечивать устойчивость и адаптивность
организации к воздействиям факторов
внешнего и внутреннего характера
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Общие подходы в
менеджменте
ПРОЦЕССНЫЙ
СИСТЕМНЫЙ
СИТУАЦИОННЫЙ
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Процессный подход
Менеджмент рассматривается как
хронологически упорядоченная и циклически
организованная система управленческих
функций.
Поэтому, важным условием успешного
управления является не только эффективность
управленческих функций самих по себе, но и
правильная их соорганизация в рамках единого
процесса.
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Системный подход
Организация рассматривается как
открытая система
Вход:
•Информация
Обработка и
преобразование
входов
Выход:
•Продукция и услуги
•Материалы
•Рост
•Капитал
•Доля рынка
•Трудовые
ресурсы
•Социальная
ответственность
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
•Удовлетворенность
работников
Системный подход в
менеджменте
Главной задачей руководителя является
необходимость видеть организацию в
целом, в единстве ее составляющих
частей, которые прямо и косвенно
взаимодействуют друг с другом, и с
внешним миром.
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Организация: внутренняя
логика
Маркетинг
Инновации
Кадры
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Финансы
Производство
Недостатки системного
подхода
Не
определяет основные
переменные, влияющие на функции
управления
Не определяет влияния внешней
среды на деятельность организации
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Ситуационный подход в
менеджменте
Любая
организация - открытая система,
которая находится в постоянном
взаимодействии с внешней средой.
Главные причины того, что происходит
внутри организации, следует искать вне
ее – в той ситуации, в которой она
реально функционирует.
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
СИТУАЦИЯ
Определяется как конкретная
система обстоятельств и условий,
которые наиболее сильно влияют на
организацию в данное время.
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Типы ситуаций
Низкая
1. Ситуация низкой
неопределенности
Степень
динамизма
внешнего
окружения
Мало
Схожи
Не меняются
2. Ситуация
умеренной
неопределенности
Много
Не схожи
Не меняются
3. Ситуация
умеренно высокой
Высокая неопределенности
Мало
Схожи
Постоянно меняются
Низкая
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
4. Ситуация
высокой
неопределенности
Много
Не схожи
Постоянно меняются
Степень сложности
внешнего окружения
Высокая
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Характеристики внешнего
окружения
Сложность
определяется количеством и
схожестью факторов, влияющих на
организацию.
Динамизм характеризуется
изменчивостью факторов, влияющих на
организацию.
Анохина М.Е., к.э.н., доцент
Этапы процесса управления с
позиции ситуационного подхода
1.
2.
3.
4.
Формирование управленческой
компетентности руководителя
Предвидение последствий
использования концепции, анализ
Интерпретация ситуации, выделение
факторов
Согласование выбранных приемов
управления с конкретными условиями
Факторы, определяющие состояние и
развитие организации с позиции
ситуационного подхода
1
2
3
1 - Внутренняя среда структура, культура, ресурсы
2 - Внешняя среда прямого
воздействия – поставщики,
потребители, конкуренты,
акционеры, местные и
правительственные органы
3 - Внешняя среда косвенного
воздействия – политика,
экономика, технология
социально-культурны факторы,
право, природные факторы
Анохина М.Е., к.э.н., доцент