Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 8
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Состав и последовательность действий исследователя
на методологическом этапе работы
Методологический этап научного исследования связан с разработкой
программы исследования и определением необходимых средств, методов
исследования. Он включает в себя следующие действия:
1.
Изучение основ научного познания.
2.
Определение предметного поля ФК и С, изучение методов
научного познания, принятых в данной области.
3.
Анализ литературы и ознакомление с актуальными научными
проблемами в сфере ФК и С. Выбор научного направления.
4.
Анализ
основных
понятий
и
терминов,
используемых
в
выбранном научном направлении исследования.
5.
Выявление противоречий и формулировка проблемы.
6.
Определение объекта исследования и формулировка предмета
исследования.
7.
Формулировка темы исследования (взаимосвязана с предметом
предстоящего исследования).
8.
Формулировка цели исследования (провозгласить, на решение
какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное
исследование) и постановка задач исследования.
9.
Определение
необходимых
средств
и
выбор
методов
исследования.
10.
Формулировка гипотезы исследования (возможный вариант
решения поставленной проблемы).
Состав и последовательность действий исследователя
на эмпирическом этапе работы
Включает в себя следующий состав организационных мероприятий и
исследовательских процедур:
1.
Составление
рабочего
плана
и
план-графика
проведения
исследования.
2.
Определиться с видом эксперимента.
3.
Выбрать и оценить условия проведения эксперимента:
- где (на какой базе), когда и сколько времени будет проводиться
исследование, одноразово или систематически
- какой контингент избран для исследования (количество, возраст, пол,
спортивная подготовленность и др. характеристики)
4.
Определить ход и порядок использования той или иной
исследовательской методики (методов исследования).
5.
Подготовка документов и протоколов.
6.
Проведение исследования и получение эмпирических данных.
7.
Обработка полученного материала методами математической
статистики.
8.
Составление таблиц и подготовка иллюстраций.
Способы организации (виды) педагогического эксперимента
Педагогический
эксперимент
–
это
активное
вмешательство
исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия
закономерностей и изменения существующей практики (Ю.З. Кушнер).
В зависимости от цели исследования может быть проведен
констатирующий и (или) формирующий (преобразующий) эксперимент.
1. Констатирующий
эксперимент
предполагает
имеющихся знаний о том или ином факте, явлении.
проверку
уже
Цель:
констатация
определенной
деятельности,
измерение
существующего уровня развития показателя; выявление состояния и уровня
сформированности свойств и параметров испытуемых.
2. Формирующий (преобразующий) эксперимент предусматривает
разработку нового в науке и практике педагогического положения в
соответствии с выдвинутой оригинальной гипотезой.
Цель – не просто констатация той или иной деятельности, развития
каких-то качеств, а их активное формирование.
В зависимости от способа проведения различают:
1.
Исследование единичного случая.
2.
Последовательный эксперимент.
3.
Эксперимент для неэквивалентных групп без предварительного
тестирования.
4.
Эксперимент для неэквивалентных групп с предварительным
тестированием.
5.
Дискретные временные серии.
6.
Параллельный эксперимент.
7.
Эксперимент по методу «латинского квадрата».
Исследование единичного случая, как правило, проводится на
начальном
имеющихся
этапе
изучения
результатов
с
какого-либо
явления
обыденными
для
сопоставления
представлениями.
В
ФК
исследование единичного случая представляет собой анализ данных одного
тестирования одной группы.
Последовательный
эксперимент
(для
ОДНОЙ
группы
с
предварительным и итоговым тестированием) часто применяется в
социологических, педагогических исследованиях.
При этом отсутствует «контрольный объект» (контрольная выборка),
т.е. нельзя однозначно утверждать, что изменения зависимой переменной Y
были обусловлены изменениями независимой – Х.
Последовательный эксперимент предусматривает доказательство путем
сопоставления
эффективности
учебно-тренировочного
процесса
после
введения в него нового фактора с эффективностью педагогического процесса
до его введения в той же самой группе занимающихся.
Эксперимент для неэквивалентных групп без предварительного
тестирования позволяет учитывать эффект тестирования и отчасти влияние
внешних побочных факторов. Однако этот план не позволяет учесть влияние
естественного развития на изменение зависимых переменных.
Эксперимент для неэквивалентных групп с предварительным
тестированием
предполагает
сравнение
результатов
динамики
показателей, а не самих значений этих показателей. При этом отсутствует
предварительная процедура отбора эквивалентного состава групп.
Дискретные временные серии. План дискретных временных серий
чаще всего используется в психологии развития, педагогической, социальной
и клинической психологии.
Суть его состоит в том, что первоначально определяется исходный
уровень зависимой переменной на группе испытуемых с помощью серии
последовательных
испытуемых
замеров.
Затем
экспериментальной
исследователь
группы,
воздействует
варьируя
на
независимую
переменную, и проводит серию аналогичных измерений. Сравниваются уровни, или тренды, зависимой переменной до и после воздействия.
Пример. В одной из общеобразовательных школ была проведена
классическая антитабачная кампания. Детям читались лекции о последствиях
курения, демонстрировались снимки легких курильщиков, проводились
личные
беседы.
Измерения
употребления
табака
подростками
осуществлялись за три, два и один месяц до начала программы и,
соответственно, через два и три месяца после ее завершения.
Параллельный эксперимент
Под параллельным экспериментом понимается исследование, в
котором существует как экспериментальная, так и контрольная группы, и в
котором доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния этих
групп в одно и то же время.
Состав групп должен быть идентичен по всем контрольным, а также по
нейтральным
характеристикам,
которые
могут
повлиять
на
исход
эксперимента (например, социально-демографическим признакам).
Эксперимент по методу «латинского квадрата»
Принцип «латинского квадрата» состоит в том, что два уровня разных
факторов встречаются в эксперименте только один раз.
В итоге, комбинируя результаты по строкам, столбцам и уровням,
можно выявить влияние каждого из факторов воздействия на зависимую
переменную, а также степень их попарного влияния.
Пример: эксперимент по методу «латинского квадрата» для оценки
эффективности ударов по воротам в футболе (представлен в таблице 1).
Таблица 1
Варианты сочетания различных уровней трёх факторов
Уровни
Уровни второго фактора (положение
первого
точки удара относительно ворот)
фактора
(расстояние слева, M1 по центру, справа, M3
M2
до ворот)
ближнее, L1
L1M1A
L1M2B
L1M3C
среднее, L2
L2M1B
L2M2C
L2M3A
дальнее, L3
L3M1C
L3M2A
L3M3B
Условные обозначения: А, В, С – уровни третьего фактора
(местоположение точки поражения ворот: левый угол, центр, правый угол)
Материал,
полученный
на
эмпирическом
этапе
исследования,
необходимо обработать методами вариационной статистики. Методы
статистической обработки материала подробно рассматриваются в курсе
спортивной метрологии. Обработанный материал необходимо представить в
работе в форме таблиц, диаграмм, графиков и др.
Выбор формы представления эмпирических данных зависит главным
образом от цели и характера научной работы.