Методологические основы курса. Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогике
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция №1
Методологические основы курса. Экологическое
образование в истории зарубежной и отечественной педагогике
Цель занятия: познакомиться с основами
экологической культуры в
дошкольном возрасте.
Основные
понятия:
экологическое
дошкольный
образование,
возраст,
экологическое
экологическая
воспитание,
культура,
мировоззрение,
целостная картина мира, принципы экологического образования, экологическикультурная личность.
Основы экологической культуры детей дошкольного возраста – новое
направление
в
дошкольной
природоохранной
педагогике.
деятельности
Оно
возникло
дошкольных
рекомендуемой в соответствующем разделе
на
базе
учреждений,
«Программы воспитания
и
обучения в детском саду» (ознакомление детей с природой), в рамках которой
осуществлялось знакомство детей с окружающим миром, познание основных
объектов и законов природы: разнообразие растений и животных, сезонные
явления, деятельность человека в природе.
На
современном этапе образования в ДОУ пользуются авторскими
программами экологического воспитания, в которых подробно раскрываются
основные
аспекты экологического воспитания; представлены подробный
тематический план работы, четкая последовательность целей и задач,
целей и задач, разнообразные
формы
повышение квалификации педагогов,
родителями
и
пропаганда
и методы
а
так
же
экологических
работы;
предполагается
организация
работы
знаний среди
с
них.
Наиболее популярные авторские программы «Войди в природу другом» З.Ф.
Аксёновой,
Ивановой.
«Юный
эколог» С.Н.
Николаевой,
«Живая экология»
А.И.
2
Большинство специалистов (педагоги-воспитатели,
педагоги
дополнительного образования, психологи) осознают необходимость развития
каждого ребенка как самоценной личности. Однако педагоги затрудняются в
определении
факторов,
влияющих
на
успешность
уделять
внимание
продвижения
ребёнка в образовательном процессе.
Взрослые
должны
не
только
формированию
знаний, умений, навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,
но
и обучать через совместный поиск решений, предоставить ребёнку
возможность самостоятельно овладеть
нормами
культуры.
Однако
при
осознании важности взаимопонимания, при декларировании необходимости
поощрения позиции ребёнка до сих пор преобладает активность взрослого.
Формирование
личности
с
определенным
культурным
уровнем
начинается с самого раннего детства. Каждому возрасту соответствует свой
набор знаний и методы их получения и усвоения. Именно поэтому в
образовательной области познания в соответствии с ФГОС ДО присутствует
раздел «Картина мира», что дословно переводится как мировоззрение.
Мировоззрение – это система взглядов:
на мир и место человека, общества и человечества в нем,
на отношение человека к миру и самому себе,
на
основные
жизненные
позиции
людей,
их
идеалы,
принципы
деятельности.
Сформированное мировоззрение демонстрирует, что человек способен
полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне
определенное место. Понятию «мировоззрение» близки следующие понятия:
«общая
картина
миро»,
«мировосприятие»,
«мироощущение»,
«миросозерцание», «миропонимание».
На первый план в формировании мировоззрения выдвигается задача
познания
мира.
Современная
картина
мира
очерчивает
постоянно
расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривая мир в
единстве и целостности. Она показывает, что в результате усложнения
3
структуры и уровня организации на деле из неживой возникает живая материя,
а из нее – человек с его социальными проблемами и извечными философскими
вопросами, которые встают перед каждой личностью и нередко остающимися
без ответа.
По учению К.Д. Ушинского, целостная картина мира – это модель мира,
которая храниться в духовной памяти народа, в его сознании и культуре как
системное представление о пространственно-временном существовании мира,
бесконечности вселенной и месте назначения человека в нем. Это живая,
динамичная, открытая, развивающая система философских, религиозных,
научных, художественно-эстетических образов. Её формирование возможно,
если образование ребенка осуществляется в системе ценностных ориентиров,
составляющих собственно человеческие измерения, а именно: родной язык,
история, религия,
искусство, философия, наука, культура, литература,
традиции, образ мысли, образы Родины и природы, человек, его переживания,
привычки, семья. Человек сам строит образ мира, фиксируя и конструируя
существующие в мире связи и отношения, что определяет выбор стратегии
поведения.
Картина мира является духовным образованием, духовной призмой, через
которую
преломляются
воспринимаемый
человеком
вырабатывается отношение к нему.
Картина мира состоит из четырех сюжетов.
окружающий
мир,
4
В процессе развития ребенка происходит постоянное прибавление знаний по
каждому из сюжетов, их совокупность складывается в целостную картину
мира, которая на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
Концепция
экологического
воспитания
(ЭВ)
должна
учитывать
психологические особенности ребенка. Вопросы, задаваемые детьми, можно
разделить на 4 блока:
1. Где я живу? (политика и ресурсы)
2. Как я живу? (поведение и ответственность)
3. С кем я живу? (взаимозависимость)
4. Когда я живу? (взаимодействие)
Экологическая деятельность ребенка на познавательном, перцептивноэмоциональном, практическом уровнях. Здесь нудно учитывать особенности
личности ребенка.
Если ребенок - холерик, он хочет быстро что-то сделать и получить сразу
результат, то бесполезно давать ему задание, например, долговременное
наблюдение.
К условиям и факторам ЭВ можно отнести компетентности педагогов,
которые заложены в ФГОС ДО и реализуются в ОО. А также – семья. Если
родители с детьми проводят выходные, выходя в парк, лес, на природу, или в
семье есть домашнее животное, то они отличаются от семей, в которых
5
малопостроенные связи с миром природы. Поэтому отношение семьи к природе
– это важное условие реализации программы ЭО.
Одним
из
условий
реализации
программы
ЭО
можно
считать
многообразие социальных объектов. Казалось бы, что у детей, проживающих в
городах, должно быть большое разнообразие объектов. Но это не так. Ребенок,
проживающий в сельской местности и обладающий возможность ходить на
ферму, в лес, видит изменения в природе и имеет достаточно условий
соприкоснуться с окружающим миром.
Временной отрезок – это один из факторов реализации программы ЭО. А
так же – пространственное расположение и степень доступности природных
объектов.
При формировании основ экологической культуры у дошкольников мы
должны учитывать все существующие подходы (рис.4).
Модель ЭО должна так же учитывать принципы: общенаучные,
формирование субъективного отношения детей к природе и организацию
социокультурной среды (рис 5).
6
7
Проблема экологического образования и воспитания имеет богатую
историю формирования. Необходимость воспитания у детей заботливого,
аккуратного отношения к окружающему миру осознается давно. Великие
мыслители и педагоги всех времен придавали большое значение воспитанию
любви к природе.
Так в античном мире выполнение тех или иных работ по сохранению
природных ресурсов сопровождалось разъяснением их значения. Воспитание
бережного отношения к природе связывали с пониманием значения природы и
ее отдельных элементов в жизни и благополучии человека.
Еще в 17 веке Я.А. Коменский стал основоположником принципа
«природосообразности» в процессе воспитания и обучения. Все явления и
объекты в природе тесно взаимосвязаны. Человек, являясь частью природы,
также подчиняется ее законам, как и все живое.
Я.А. Коменский считал
необходимым знакомить детей с природой, давая им представления об
окружающем мире и культуре поведения в ней. Именно чувственное
восприятие, считал он, является универсальной базой для приобщения детей к
истокам экологической культуры.
Известный
педагог
Ушинский
К.Д.
большое
внимание
уделял
«воспитывающим душу впечатлениям природы». Он посвятил всю жизнь
воспитанию подрастающего поколения в духе преданности и любви к народу, к
своей Родине, к родной природе. В педагогических разработках и трудах он
постоянно обращал внимание на тесные связи детей с природой, важности
знакомства их с картинами природы. «Чтобы совершенствовать мысль и слово
ребенка, необходимо обогатить его душу полными, верными, яркими образами
природы, потому что все, что есть, в речи логического… проистекает из
наблюдений человека над природой…»
Познание природы будит детскую
мысль, способствует развитию
творчества и самостоятельности, учит вдумчивее относиться к природе.
Что касается дня настоящего, то и сейчас работа над проблемами
экологического воспитания продолжается. Многие исследователи, говорят, что
8
экологическое воспитание зачастую осуществляется
односторонне, а не
комплексно, без использования всех возможностей.
ЭВ – это дисциплина, связанная с экологией и различными ее
категориями. Дошкольнику сложно объяснить основные понятия экологии,
которыми являются экосистема, взаимодействия живой и неживой природы,
среда обитания. Поэтому для детей обучение основам экологической культуры
(ЭК) стоит начинать с наблюдений в окружающей среде, на примере
конкретных объектов.
Поэтому основной целью ЭО в ДОО является формирование начал ЭК,
которые являются основными компонентами личности. Научив ребенка
взаимодействовать с природой, опираясь на практический, духовный опыт
предков, мы воспитаем экологически - культурную личность, что позволит
будущим поколениям существовать в гармонии с природой, обеспечит
успешное развитие и выживание человечества.
Уровень
социального
развития
прошлого,
понимание
людьми
экологических проблем и желание их преодолеть носили традиционный
характер. Укоренившаяся веками система обычаев и традиций служила
единственной
возможностью
Экологическая культура,
борьбы
с
экологическими
опасностями.
закрепившаяся практической деятельностью и
общественным сознанием, формировалась стихийно, используя метод проб и
ошибок.
На сегодняшний день такой путь исчерпал себя полностью, крайне важно
сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что
невозможно без должной постановки всего образовательного процесса,
возрастания в нем роли экологического воспитания.
Осуществляя образовательную деятельность, в рамках экологического
воспитания, перед ДОО стоят следующие две задачи:
воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и
глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и
животным;
9
сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование
на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о
явлениях живой и неживой природы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сущность понятия «мировоззрение».
2. Сущностная характеристика понятия «картина мира».
3. Условия и факторы реализации программы ЭО.
4. Подходы к формированию экологической культуры у дошкольников.
5. Принципы ЭО.