Методики подготовки.Юридическая дисциплина
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ методики подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам 5
1.1. Понятие и сущность лекции как метода устного изложения 5
Выводы по 1 главе 11
Глава 2. Реализация методики подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам 13
2.1. Подготовка к лекционному занятию 13
2.2. Реализация лекции по юридическим дисциплинам 16
Выводы по 2 главе 20
Заключение 22
Список литературы 24
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что лекция представляет собой проблемное изложение учебного материала, отражающего какие-либо вопросы, цели, задачи и т.д.
Лекция по юридическим дисциплинам, как и любая лекция, отражает основные методические структуры, позволяющие донести необходимую информацию до обучающихся.
В связи с введением ФГОС ВО отмечается трансформация содержательного и процессуального аспектов разработки и реализации лекционного занятия.
На сегодняшний день в системе образования, лекция ориентирована не только на изложение материала, но и на активизацию познавательной деятельности обучающихся с акцентом на всестороннее и творческое развитие.
Именно поэтому важно проанализировать особенности подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам.
Цель – обосновать методику подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам.
Объект – лекция как метод устного изложения.
Предмет – методика подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность лекции как метода устного изложения.
2. Проанализировать требования и специфику подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам.
3. Представить подготовку к лекционному занятию.
4. Реализовать лекцию по юридическим дисциплинам.
Теоретические основы исследования: методика подготовки и чтения лекции представлена в работах следующих исследователей: Н. Д. Арутюновой, А. И. Варшавской, Е. А. Земской, Ю. Н Караулова, В. И. Карасика, Г. А. Орлова, Л. В. Сахарного, П. Л. Сопера, Ю. С. Степанова, И. А. Стернина, С. Г. Тер-Минасовой и многих других.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретический анализ методики подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам
1.1. Понятие и сущность лекции как метода устного изложения
Анализируя литературу по проблеме исследования, стоит отметить, что с позиции И.А. Рудаковой, лекция представляет собой форму изложения материала, что реализуется посредством логичности, системности, четкости [21, с. 78].
Как отмечает Б.Р. Мандель, лекция направлена на предоставление необходимой учебной информации по отношению к обучающимся с целью оказания помощи в контексте получения необходимых знаний по определенному предмету [15, с. 112].
Лекция в системе образовательного процесса имеет следующие функции:
- методологическая;
- организационная;
- информационная [17, с. 132].
При этом лекция может выступать в качестве единственного основного источника информации в случае, например, отсутствия учебного материала.
В процессе реализации занятия именно лекция предоставляет возможность раскрывать необходимые понятия, имеющие отношения к предмету или курсу, а также способствует формированию и развитию междисциплинарных связей, что является немаловажным условием для полноценного и разностороннего развития личности обучающихся.
Г.И. Кругликов указывает, что лекция имеет ряд существенных достоинств, а именно:
- лектор полностью планирует и контролирует ход занятия;
- присутствует возможность охватить всю аудиторию слушателей;
- отсутствует высокие затраты, необходимые для проведения лекционного занятия [12, с. 44].
Также стоит обратить внимание и на недостатки лекции:
- высокие требования к мастерству лектора, необходимые для объективной передачи информации обучающимся;
- монолог лектора и низкая вовлеченность и активность учащихся; часто – низкий уровень усвоения материала.
В научной литературе представлены следующие вида лекций (рис. 1).
Рис. 1 Виды лекций
Рассмотрим более подробно виды лекций:
1. Вводная лекция – представляет собой форму изложения, направленную на ознакомление обучающихся со спецификой учебного предмета или курса.
В процессе лекционного занятия акцентируется внимание на специфике цели, задач, объекта, предмета курса.
Отдельное внимание уделяется организационным особенностям, учебно-методической литературе и т.д.
2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение обучающимся научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы [10, с. 162].
3. Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.
4. Проблемная лекция. В процессе доведения информации до обучающихся лектор ставит перед ними проблемный вопрос, на который в процессе всего занятия необходимо найти ответ. Обучающимся непосредственно взаимодействуют с лектором, тем самым прослеживается тесная их связь в контексте достижения учебной цели.
5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция).
6. Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).
7. Лекция с заранее запланированными ошибками ориентировано на активизацию познавательного интереса обучающихся. В процессе лекционного занятия студенты должны контролировать содержательный, методический аспекты лекции, а по окончанию занятия продемонстрировать и разобрать те ошибки, которые были замечены [14, с. 52].
8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы.
9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы - дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы [1, с. 92].
Итак, лекция представляет собой форму изложения учебного материала с целью обогащения знаний обучающихся.
В научной литературе выделяются определенные виды лекций, отражающих специфику процесса обучения студентов.
1.2. Требования и специфика подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам
В процессе изучения научной литературы мы определили, что лекция по юридическим дисциплинам имеет определенную логическую структуру (рис. 2).
Рис. 2 Структура лекции по юридическим дисциплинам
Структурные элементы лекции по юридическим дисциплинам взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Вступительная часть лекции направлена на актуализацию темы, плана, цели лекции. Именно данная структурная часть способствует формированию интереса у обучающихся к последующей работе, также способствует тому, чтобы студенты осознали важность и значимость последующей работы в контексте профессионального становления [8, с. 64].
Введение в лекцию должно отличаться краткостью, информативностью и четкостью.
Изложение – основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, все главные узловые вопросы, проводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических
приемов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими студентов к следующему вопросу лекции [9, с. 88].
П.И. Образцов считает, что основными требованиями к подготовке и чтению лекции по юридическим дисциплинам выступают:
1. Научность, содержательность. Составные части этого элемента обеспечивают глубину раскрытия преподносимого материала, обстоятельность информации, обогащение студентов опытом, знаниями и позволяют добиться убедительности и наиболее сильного влияния на аудиторию.
2. Связь теории с практикой. В процессе чтения лекции необходимо акцентировать внимание на анализе связи теоретического материала и практики в контексте демонстрации объективно подходящих примеров, имеющих актуальное значение для обучающихся в процессе подготовки.
3. Систематичность, последовательность и доступность обучения, т.е.
изучение материала в логической последовательности, по частям, обеспечивая взаимосвязь между ними, выделяя в каждом вопросе главное, подчиняя ему частности, идти при изучении от известного к неизвестному, от
простого к сложному, от легкого к трудному.
4. Умение достигать наибольшей взаимной связи с аудиторией, создание атмосферы сопереживания. Чем теснее взаимосвязь между лектором и студентом – слуховая, зрительная, интуитивная, – тем лучше идет
процесс усвоения учебного материала.
5. Воздействие личности лектора на аудиторию. Известно, что обучение – это акт совместной умственной деятельности педагога и обучаемого. Этот процесс протекает наиболее активно и учебный материал воспринимается с наибольшей глубиной тогда, когда студенты питают доверие к лектору, когда они убеждены в том, что мысли, высказанные им, являются его собственными, глубоко прочувствованными и за ними стоят глубокие знания и нравственная чистота.
6. Умение организовать самостоятельную работу студентов с методической литературой [16, с. 78].
В контексте заключения, как третьей части лекции, ставится цель – обобщить изученный материал, определить достижение поставленных задач, цели лекционного занятия.
Также важно определить следующие требования к реализации лекции в рамках изучения юридических дисциплин (В.Н. Рыжов):
Лекция должна иметь:
1) четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
2) необходимую идейно-теоретическую направленность, твердый теоретический и методический «стержень», важную проблему;
3) законченный характер освещения определенной темы (проблемы);
4) тесную увязку с предыдущим материалом и четко выраженную связь с практикой [20, с. 72].
Таким образом, требования и специфика подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам выражаются в определении структуры лекции, ее содержательного и процессуального аспектов, где основное внимание уделяется достижению цели и задач лекционного занятия.
Выводы по 1 главе
Теоретический анализ методики подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам позволил определить следующее:
1) лекция представляет собой форму изложения материала, что реализуется посредством логичности, системности, четкости;
2) лекция ориентирована на реализацию следующих функций:
- методологическая;
- организационная;
- информационная;
3) выделяются определенные виды лекций, способствующих не только донесению необходимой информации до обучающихся, но и активизации познавательного и творческого потенциала обучающихся в процессе работы на лекционном занятии;
4) в процессе подготовки лекции по юридическим дисциплинам важно включать три основных структурных элемента лекции, а также ориентироваться на конкретные условия, отражающие не только подготовку, но и чтение лекции.
Глава 2. Реализация методики подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам
2.1. Подготовка к лекционному занятию
В процессе подготовки лекции по юридическим дисциплинам важно уделять особое внимание не только материалу лекции, но и акцентировать внимание на формулировке вступительного слова лекции, поскольку первые слова, как мы отметили ранее, должны активизировать интерес обучающихся к последующим этапам работы.
Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Отметим, что можно обойтись и без вступления, акцентируя внимание на формулировке темы лекции, плана, что, конечно, активизирует интерес студентов, но нужно более обширно описать специфику вопросов лекционного занятия, при этом не повторяться в их изложении в процессе реализации лекционного материала [18, с. 223].
Тема лекции, а также рассматриваемые вопросы, должны отличаться лаконичностью, но при этом отражать объективный смысл запланированного занятия, чтобы не вводить обучающихся в заблуждение.
Отдельное внимание следует уделить именно процессу изложения запланированного материала. В этом аспекте работы с обучающимися, как отмечает В.А. Беликов, важен не только учебный материал, но и лекторское мастерство проявляется в изложении лекции в благоприятном сочетании лекторских данных и методики чтения лекции [4, с. 63].
Лекторские данные – это, прежде всего:
- голос, звучный, красивого тембра, не слишком низкий и не слишком высокий;
- четкая дикция, т.е. отчётливая, ясная артикуляция всех звуков, правильное оформление слов в речевом потоке;
- темп чтения лекции, свободно изменяемый с учетом аудитории по сравнению со вступлением он должен быть чуть медленнее;
- красноречие – умение преподавателя свободно использовать различные языковые средства (литературность речи, грамотность, богатство языковых оборотов, знание и использование специальных стилистических
приемов, украшающих речь или способствующих привлечению внимания аудитории);
- умение держаться перед аудиторией;
- внешний вид лектора;
- личность самого лектора, его научные знания и эрудиция, его личные человеческие качества, умение видеть и чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт;
-методика – владение возможностями своего предмета для обучения и воспитания слушателей.
В процессе изложения основного материала необходимо «захватить» внимание аудитории с целью донесения основной мысли. Это достигается предельной четкостью и «линейностью» логического построения: речь развивается в виде цепочки тезисов и следствий, одно положение вытекает из другого.
Излагая учебный материл, лектору необходимо учитывать четкий и плавный переход от одного вопроса, рассматриваемого в лекции, к другому, при этом анализируя способность переключаемости внимания у обучающихся.
В письменной речи подобные переходы осуществляются гораздо проще: завершается мысль, затем следует очередной подзаголовок, сигнализирующий начало новой темы, и читатель быстро переключается на восприятие других мыслей, иногда логически и не связанных с предыдущим [3, с. 116].
Для лекции подобный прием не пригоден, и логические переходы отрабатываться должны тщательно и так, чтобы студенты не потеряли нить рассуждений.
В зависимости от содержания выступления, аудитории и обстановки рекомендуются различные методы логической организации материала, прежде всего:
- индуктивный;
- дедуктивный;
- аналогия [24, с. 77].
Определим рекомендации по подготовке к лекционному занятию:
1) Обязательно следует установить обратную связь с аудиторией - побудить студентов задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы. Если пропустить данный аспект работы, то по истечению определенного времени преподаватель потеряет связь с аудиторией и не сможет донести основную мысль, а обучающиеся не усвоят необходимый материл.
2) При общении со студентами важно помнить, что студенты чаще всего обращают внимание только на свои заданные вопросы, поэтому в процессе изложения материала важно изначально повторить вопрос, а затем ответить на него, чтобы связь со студентами также не была потеряна.
3) Излагая материла под запись, преподавателю важно учитывать скорость письма студентов, но основным моментом является тот факт, что нужно ориентироваться на средний темп написания, чтобы студенты смогли записать информацию, а остальные не стали развлекаться по причине быстроты записи.
Именно поэтому важно не только использовать более простые предложения в процессе изложения лекционного материала, но и в процессе разъяснения указывать на основные моменты, которые важно записать.
4) Особенно объемный и сложный материал следует разбирать только с использованием подготовленного раздаточного материала, пособий, методических указаний [22, с. 53-55].
В процессе подготовки лекции уделяется внимание и заключительному этапу работы с лекцией. То, что лектор скажет в заключении, будет еще долго звучать в ушах студентов и, очевидно, заключительные слова его запомнятся дольше других слов в лекции. Но, зачастую, некоторые педагоги не осознают значения заключительной части лекции и поэтому финалы их выступлений оставляют желать лучшего.
Анализ практики позволил отметить, что лекторы часто используют следующие слова: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу» [11, с. 213].
Такой подход к заключению лекции является нецелесообразным и не несет смысловой нагрузки для студентов.
Для завершения учебной лекции целесообразно использовать метод
концентрического доведения материала, который предусматривает краткое и периодическое повторение пройденного материала.
Иными словами, в заключении можно просто резюмировать основные положения выступления. Если в начале лекции говорится студентам о том, что они должны изучить в процессе занятия, далее излагаете сущность и содержание вопросов лекции, то в заключении нужно кратко сообщить о том, что было рассказано, ответить на вопросы студентов и объявить об окончании занятия.
Итак, в процессе подготовки лекционного занятия важно не только отобрать необходимый материл и структурировать его, располагая по основным структурам элементам, но и проработать процесс донесения материала, рассмотреть процесс реализации лекционного занятия с опорой на обязательные структурные элементы лекции.
2.2. Реализация лекции по юридическим дисциплинам
Текст лекции
по дисциплине «Теория и государства»
Тема: «Функции государства».
Цель – сформировать представление о функциях государства.
Задачи:
1. Определять понятие функций государства.
2. Представить классификацию функций государства.
3. Проанализировать формы реализации функций государства.
Время 1,5 часа
План лекции
№
Учебные вопросы
Время
I.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
5
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
75'
1. Понятие функций государства
25
2. Классификация функций государства
25'
3. Формы реализации функций государства
25'
III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
10'
Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, доска, мел.
Литература:
1. Бабурин С.Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 816 с.
2. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 464 с.
3. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебное пособие / Л.П. Рассказов. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 299 с.
4. Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
Вводная часть
Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения целей, вытекающих из природы всякого общества.
В связи с этим, актуальное значение имеет рассмотрение данного вопроса с позиции функций государства, отражающих особенности работы указанного института.
Основная часть
1. Понятие функций государства.
Функции государства - это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи.
Функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.
2. Классификация функций государства.
Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы.
К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные).
По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые - обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают значение.
Функции государства по значимости можно делить на главные и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные - это функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля.
Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении.
Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.
При этом выделяются пять таких общих функций:
- экономическая;
- политическая;
- социальная;
- идеологическая;
- экологическая.
К внешним - обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.
3. Формы реализации функций государства.
Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства. В литературе различаются правовые и организационные формы.
Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную.
Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные - чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов.
К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.
Заключительная часть
После рассмотрения представленной темы, необходимо акцентировать внимание на следующих вопросах:
- Что такое государство?
- Какими функциями обладает государство?
- Перечислите внешние и внутренние функции государства.
- Представьте формы реализации функций государства.
Выводы по 2 главе
Реализация методики подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам включает в себя:
- разработку содержания лекционного занятия с выделением основных рассматриваемых вопросов;
- определение вступления с акцентом на актуальность предложенной темы лекционного занятия;
- изложение разработанного материала;
- реализация заключительного этапа с позиции обобщения изученного материала и проведения рефлексии.
Вторая часть представленной главы связана с разработкой и реализацией лекции по теме: «Функции государства».
В лекции представлены следующие методические элементы: тема, цель, задачи. Также отражены основные структурные элементы лекции с учетом рассматриваемых вопросов.
По итогу проведенной работы достигнута цель исследования и реализованы задачи.
1)
Заключение
Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить, что лекция - форма изложения материала, что реализуется посредством логичности, системности, четкости.
Лекция ориентирована на реализацию следующих функций:
- методологическая;
- организационная;
- информационная.
В литературе на сегодняшний день выделяются следующие виды лекций:
10. Вводная лекция.
11. Лекция-информация.
12. Обзорная лекция.
13. Проблемная лекция.
14. Лекция-визуализация.
15. Бинарная лекция.
16. Лекция с заранее запланированными ошибками.
17. Лекция-конференция.
18. Лекция-консультация
Реализация методики подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам включает в себя:
- разработку содержания лекционного занятия с выделением основным рассматриваемых вопросов;
- определение вступления с акцентом на актуальность предложенной темы лекционного занятия;
- изложение разработанного материала;
- реализация заключительного этапа с позиции обобщения изученного материала и проведения рефлексии.
Вторая часть представленной главы связана с разработкой и реализацией лекции по теме: «Функции государства».
В лекции представлены следующие методические элементы: тема, цель, задачи.
Также отражены основные структурные элементы лекции с учетом рассматриваемых вопросов.
Список литературы
1. Абакумова И. В. Дидактические методы: структурно-смысловой анализ: учебник / Абакумова И.В. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2008. - 224 с.
2. Баранов С. П. Педагогика / С.П. Баранов, В.А. Сластенин. - М., 2004. – 334 с.
3. Безрукова В.С. Все о современном образовательном процессе/ В.С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2014. - 128с.
4. Беликов В.А. Дидактика практико-ориентированного образования : монография / В.А. Беликов, П.Ю. Романов, А.С. Валеев. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 267 с.
5. Беловский Г.Г. Современные технические средства обучения в профессиональной подготовке педагога: учеб. пос. / Г.Г. Беловский. - Минск: Выш. шк., 2008. - 223 с.
6. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан . - Сб. Питер, 2000. - 442 с.
7. Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования деятельностный подход / Е. Булин – Соколова // Учитель. - 2015. - №3.- С. 63-66.
8. Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
9. Дудина М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: Учебно-методическое пособие / Дудина М.Н., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 152 с.
10. Коджаспирова Г.М Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Кождаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
11. Кроль В. М. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
12. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр Академия , 2016. - 288 с.
13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981.-186 с.
14. Логвинов И. И. Дидактика: история и современные проблемы / И.И. Логвинов. - 2-е изд. (эл.). - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 205 с.
15. Мандель Б.Р. Педагогика современной высшей школы: история, проблематика, принципы / Мандель Б.Р. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 471 с.:
16. Образцов П. И. Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие / П.И. Образцов. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
17. Околелов О.П. Педагогика высшей школы: Учебник / Околелов О.П. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 176 с.
18. Островский Э. В. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островского; ВЗФЭИ. - М.: Вуз. учебник, 2005. - 384 с.
19. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. – 232 с.
20. Рыжов В. Н. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев / В. Н. Рыжов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 318 с.
21. Рудакова И. А. Дидактические методы в контексте смыслоцентрированного подхода: учеб. пособие / Абакумова И.В., Рудакова И.А. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2008. - 112 с.
22. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 172 с.
23. Столяренко, А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 479 с.
24. Федотов Б.В. Общая и профессиональная педагогика. Теория обучения: учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. – Новосибирск, 2011. – 215 с.
25. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика : учебник / А.Н. Ходусов. - 2-е изд., доп. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 405 с.