Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методика обучения предмету «Окружающий мир»

  • 👀 341 просмотр
  • 📌 316 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Методика обучения предмету «Окружающий мир»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методика обучения предмету «Окружающий мир»» docx
Дисциплина: Методика обучения предмету «Окружающий мир» Тема: Наблюдение природы – основной метод обучения младших школьников окружающему миру План лекции 1. Теоретическое обоснование метода наблюдения. 2. Классификация метода наблюдения. 3. Психологические особенности выполнения наблюдения младшим школьником. 4. Требования к проведению наблюдений младшими школьниками. 5. Виды наблюдений по классам. Вопрос 1. Теоретическое обоснование метода наблюдения История становления метода наблюдения Я.А Коменский: «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них» 1.В.Ф. Зуев (1786 г.) рекомендовал учителю в процессе преподавания естественной истории проводить наблюдение предметов природы, собирать коллекции во время прогулок. Но взгляды академика были мало понятны учителям того времени. 2. Август Любен в 1840-50-е годы предлагает проводить исследования природного объекта через наблюдение его частей и внешних признаков. Ученый подготовил серию инструкций (планов) для наблюдений, состоящих из 50-60 вопросов и заданий. Но подобные наблюдения не развивали мышление школьников, а приводили их к механическому запоминанию признаков предметов. 3 Д.Д. Семенов после выхода школьной реформы 1864 года вводит методику преподавания начальной географии и одним из методов изучения природы родного края называет наблюдение природы учащимися во время прогулок. 4. В середине XIXвека А.Я. Герд предлагает не просто выделять при наблюдении отдельные признаки, а сравнивать и сопоставлять их, выделяя главное и делая обобщения. «Соображать и умозаключать, не научившись наблюдать, нельзя», - писал ученый, впервые называя наблюдение – главным методом обучения естествознанию. 5. Д.Н. Кайгородов вводит фенологические наблюдения природы как обязательные методы обучения природоведению. Изучение природы ученый рекомендует проводить во время регулярных и довольно частых экскурсий и прогулок со школьниками. Ученым созданы книги для детей и взрослых о красоте и неповторимости русской природы: Беседы о русском лесе, Из зелёного царства, Наши весенние цветы, Из царства пернатых и др. 6. В.П. Вахтеров отмечает, что дети любят наблюдать, но не умеют этого делать. Для уроков природоведения он разрабатывает серию инструкций (планов) проведения наблюдений. Развивал идею развивающего обучения, главными методами обучения естествознанию называл наблюдение и эксперимент. 7. В.В. Половцов разработал биологический метод обучения, согласно которому учащиеся не просто созерцают предметы природы, а изучают их в связи со средой обитания. Учащиеся должны были в процессе наблюдений самостоятельно подходить к выводу о причинах внешних признаков и особенностей поведения какого-либо животного или растения, находящегося в определенных условиях окружающего мира (почему у дятла язык длинный, а у утки клюв плоский; почему береза тайги достигает 30 м, а береза тундры – 1 м). 8. И.И. Полянский создает ряд книг, посвященных школьным опытам и наблюдениям в природе: «Сезонные явления в природе», «Школьные опыты и наблюдения над снегом», «Почва в школьном изучении», «Постановка опытов по физиологии растений в природе». А в его журналах «Исследуйте природу» и «Экскурсионное дело» и учитель, и учащиеся могли найти план проведения наблюдения и описание результатов. 9. К.П. Ягодовский разрабатывает программу наблюдений для начальной школы, создает специальные книги для учащихся «Летние работы юного натуралиста», «В стане полуночного Солнца» и др.; и для учителя «Исследовательский метод в школьном обучении», «Практические занятия по естествознанию в начальной школе» и др. Все эти труды стали на многие десятилетия основой для реализации исследовательского подхода к обучению естествознанию. 10. Во второй половине XX века З.А. Клепинина и Л.Ф. Мельчаков провозгласили наблюдение природы основным методом обучения природоведению. Учащиеся ежедневно заполняли обязательные дневники и календари природы. Тексты учебника природоведения начинались с вопросов о проведенных детьми наблюдениях природы. З.А. КлепининаЛ.Ф. Мельчаков 11. В XXIвеке согласно ФГОС НОО основная работа младшего школьника заключается в осуществлении различных видов деятельности. При обучении окружающему миру на первое место стандарт выдвигает наблюдение объектов окружающего мира. Наблюдение – это практический метод обучения, представляющий целенаправленное восприятие предметов и явлений природы учащимися, в процессе которого выделяются общие и отличительные признаки, устанавливаются закономерности и на основе этого выдвигаются выводы и обобщения (В.М. Пакулова). При хорошо поставленном наблюдении можно сформировать понятие, т.к. при наблюдении присутствуют все три этапа его формирования. Оъясните. Иногда в педагогике наблюдение называют наглядным методом, НО это неверно, т.к. автор такого утверждения не знает, что при правильно поставленном наблюдении дети не просто созерцают, а работают всеми органами чувств (смотрят, нюхают, трогают, слушают, пробуют на вкус объект природы), а также занимаются исследованиями основных свойств предмета, выполняя план наблюдения. Вопрос 2. Классификация метода наблюдения. Единой классификации наблюдений нет. Поэтому рассматриваем несколько классификаций по разным основаниям. 1. По продолжительности: - длительные наблюдения (в течение года, месяца, недели, суток); - кратковременные (в течение урока или нескольких минут). 2. По месту проведения: - в классе, - на пришкольном участке, - в живом уголке, - в домашних условиях, - на выездной экскурсии. 3. По форме организации: - индивидуальные, - групповые, - фронтальные. 4. По содержанию: - фенологические (сезонные), - метеорологические (погодные), - географические (за объектами неживой природы), - биологические (за объектами живой природы), - геологические, - астрономические, - экологические (наблюдение взаимосвязи живого организма со средой обитания), - самонаблюдения. ЗАДАНИЕ:Согласно классификациям, назовите виды наблюдений, которые приведены в пример. Каждый урок окружающего мира начинается с природоведческой (фенологической) минутки, на которой дежурный-синоптик (заранее выбираем) рассказывает о своих наблюдениях. Например: сегодня пасмурно, +10°, ветер ю-з, =,дождь.Такая погода пришла к нам с Атлантического океана, поэтому тепло и сыро. Начало сентября было довольно сухим и теплым, а затем стало очень влажно; часто идут дожди; почва совсем сырая, хотя для растений, уходящих под зиму, это хорошо. В теплые дни в городе много божьих коровок, они ищут место зимовки. В лесу много грибов. Вопрос 3. Психологические особенности выполнения наблюдения младшим школьником. 1. Младший школьник склонен замечать в наблюдаемом объекте всё яркое, броское, но не всегда существенное. Примеры из школьной практики. 2. Детям характерна иллюзорность наблюдения, т.е. они видят в предмете не то, что есть на самом деле, а то, что им интересно было бы увидеть, что они сами себе придумали и внушили. Примеры из школьной практики. 1 - _______ 2 - ____________ 3 - ___________ 3. Детям характерна торопливость, несамостоятельность при постановке выводов и обобщений по наблюдениям. Примеры из школьной практики. 4. Для младшего школьника характерно проявление устойчивого интереса к двигающимся объектам, и нежелание наблюдать статичные объекты. Примеры из школьной практики. 5. Быстрое бессознательное включение в работу разных органов чувств (излишняя моторная активность), но неустойчивость внимания во время наблюдений. Примеры из школьной практики. Вопрос 4. Требования к проведению наблюдений младшими школьниками. Общий план проведения наблюдений: 1. Цель наблюдения (или постановка учебной задачи). 2. Выбор объекта наблюдения. 3. Выделение основных признаков (свойств) в наблюдаемом объекте. 4. Установление взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными свойствами объекта, между объектом и окружающей средой. 5. Фиксация результатов (запись, зарисовка, заполнение таблицы). 6. Обобщение и выводы. 7. Обработка собранного природного материала (изготовление гербария осенних листьев, коллекции плодов, коллекции почв и т.д.). Исходя из общего плана проведения наблюдения, учитель создает конкретные инструкции (к конкретному предмету или явлению природы) Снег Учебная задача: - Ребята, как вы думаете, снег всегда одинаковый? - А хотите узнать разницу между снегом декабря и снегом марта? - Сегодня у нас первая зимняя экскурсия, где мы увидим особенности снега декабря. В марте мы проведем вторую зимнюю экскурсию, где познакомимся с особенностями мартовского снега. 1. Цвет снега. 2. Твердость снега (если в снег легко входит рука – он мягкий; если можно воткнуть только палец – снег твердый, а если только острый предмет – снег жесткий). 3. Влажность снега (почерпнуть лопатой снег, наклонить лопату; если снег полностью ссыпается с лопаты – он сухой; если на лопате остаются комочки снега – влажный, а если с лопаты течет вода, а снег собирается комом – он сырой). 4. Глубина снежного покрова (с помощью снегомерной рейки/метровой линейки определить глубину снега в разных участках пришкольного участка: под деревьями хвойными, под деревьями лиственными, под кустарниками, на открытой площадке, возле забора; почему показатели разные?). 5. Количество слоев снежного покрова (раскопай снег с помощью лопаты до почвы;с помощью линейки вертикально разровняй снежный покров; подсчитай количество белых, серых и черных слоев; почему такие слои образуются?). 6. Температура снега (с помощью уличного термометра определи t° снега у поверхности снежного покрова и у поверхности почвы; почему она разная?). 7. Назови особенности снега в декабре (общие выводы). Учащиеся по группам в 5 человека выполняют данную инструкцию, а на уроке окружающего мира сравнивают полученные результаты и делают общие выводы. Оборудование (для каждой группы): лопата, снегомерная рейка, 2 термометра, полевой дневник. Деревья и кустарники зимой Учебная задача:В городе много деревьев и кустарников, и каждое из них имеет свое название-имя. А вы, ребята, знаете их имена? Название Признак 1 2 3 4 5 6 Цвет коры Побег (рис.) Плоды (рис.) Особые признаки Название Признак 1 2 3 4 6 Цвет коры Темно-серый Серый Серый Серо-коричневый Светло-серый Побег (рис.) Плоды (рис.) Зимой нет Особые признаки Съедобный Съедобный Медонос Птица Учебная задача:Птицы, как и другие животные, очень осторожны, поэтому наблюдать за ними довольно сложно. Давайте попробуем. Помните, что размер птицы довольно трудно определить, т.к. для этого ее придется поймать (что и делают ученые-орнитологи), поэтому нам достаточно сравнить птицу с эталоном. 1. Цвет. 2. Размер (сравни с эталонным размером: как воробей, как голубь, как курица). 3. Где сидит? 4. Чем занята птица? 5. Зарисуй траекторию полета птицы. 6. Зарисуй след. 7. Попробуй изобразить песню птицы. 8. Назови птицу. Вопрос 5. Виды наблюдений по классам. 1 класс Фенологические и погодные наблюдения 2 раза в неделю, во время урока окружающего мира, под руководством учителя. Условные знаки погоды используются только те, которые касаются погоды в наблюдаемые дни. Дневники наблюдения либо самодельные, либо фабричные. Календарь погоды со съемными условными знаками погоды. Для иллюстрации предлагаю странички дневников наблюдений для 1 класса: Один раз в неделю на уроке окружающего мира отмечай вместе с учителем погоду. Месяц Число Облачность Тепло, холодно, морозно Ветер Осадки Примечание 1. Когда ты увидел первый иней на траве и почве? ________________ 2. Когда ты впервые увидел лёд на лужах? ______________________ 3. Когда был первый снег? ____________________________________ 4. Когда река (озеро) покрылась льдом? _________________________ 5. Раскрась осенние листья рябины, клена и калины. 7. Напиши, когда с деревьев и кустарников начали опадать листья. ____________________________________________________________ 8. Напиши, в какие дни ты видел обильный листопад ___________________________________________ 9. Когда опали листья со всех деревьев и кустарников? ____________________________________________ 10. Нарисуй, как выглядели травы в разные месяцы осени. Сентябрь Октябрь Ноябрь 12. Раскрась и подпиши насекомых. Отметь, в каком месяце каждое из них исчезло. Почему на рисунке художник изобразил одного муравья с крыльями, а другого без крыльев? ___________________________________________________________________________________________ 13. Подумай, почему многие птицы улетают осенью в теплые края? Раскрась и подпиши птиц. Подчеркни тез из них, которые улетают осенью из Кемеровской области. 14. Выбери и подчеркни признаки осени: ярко светит солнце, небо покрыто тучами, часто идет снег, небо голубое, на дорогах гололед, на улице лужа и грязь, дует холодный ветер, появляются листья, листопад, увядают травы, расцветают растения, похолодание, часто идет дождь, почва промерзшая, жарко, часто сверкают молнии. 15. Отгадай ребус: 2 класс - Наблюдения ежедневные. Поэтому появляется много новых условных знаков. - Дневники наблюдений ведутся и проверяются регулярно. - Учащиеся пытаются впервые не только констатировать какое-либо явление природы, но и объяснять его: - почему дует ветер, - как образуется роса, иней, снег. - почему растения осенью изменяют окраску листьев, - причины листопада, - почему осенний лист падает и т.д. 3-4 классы - Наблюдения ежедневные. - Дневники наблюдений ведутся и проверяются регулярно. - Проверяютсянародные приметы. - Погода впервые объясняется по карте (причина похолодания осенью, причина потепления зимой, причина морозной бесснежной погоды зимой, причина черемуховых холодов, причина бабьего лета, причина метели зимой и т.д.). Для иллюстрации предлагаю странички дневников наблюдений для 3-4 классов: Каждый сезон приходит в наш край три раза: по календарю, по астрономическому календарю, по фенологическим признакам. Изучи таблицу «Дни рождения сезонов». Дни рождения сезонов Сезоны года Календарный день рождения Астрономический день рождения Фенологический день рождения Осень 1 сентября 23 сентября 1998 г. – 30 августа; 1999 г. – 25 августа Зима 1 декабря 22 декабря 1998 г. – 12 ноября; 1999 г. – 10 ноября Весна 1 марта 21 марта 1998 г. – 19 марта; 1999 г. - 27 марта Лето 1 июня 22 июня 1998 г. – 26 мая; 1999 г. – 29 мая Как ты видишь из таблицы, фенологический день рождения сезонов каждый год наступает по-разному. Изучи признаки наступления сезонов, каждый год их проверяй, сравнивай, устанавливай свои признаки и даты дней рождения сезонов. Сезонное развитие природы Сезон Признаки наступления сезона Осень Изменение окраски листьев на березе и липе; созревание плодов рябины; отлет ласточек и стрижей; падение среднесуточной температуры ниже +150. Зима Конец листопада у лиственницы; установление постоянного снежного покрова; ледостав на мелких водоемах; падение среднесуточной температуры ниже 00. Весна Первые проталины; начало сокодвижения у клена и березы; прилет грачей и скворцов; гнездование у ворон и воробьев; среднесуточная температура выше –50. Лето Цветение желтой акации и сирени; появление комаров; прилет ласточек и стрижей; среднесуточная температура выше +100. ОСЕНЬ Наблюдения за неживой природой 1. Когда ты установил по признакам начало осени? _______________ 2. Запиши продолжительность светового дня 23 сентября: _________ Почему этот день ученые называют днем осеннего равноденствия? 3. Как изменилась продолжительность дня в октябре? ____________ 4. Когда ты наблюдал первые заморозки на почве? _______________ 5. Запиши, когда ты впервые увидел лед на лужах? _______________ 6. Когда в этом году выпал первый снег? ________________________ 7. После выпадения первого снега понаблюдай и запиши, долго ли он лежал на почве: ____________ дней. 8. Как изменилась продолжительность дня в ноябре? _____________ 9. Запиши, когда по твоим наблюдениям водоемы (озера, реки) покрылись льдом: ____________________ Наблюдения за растениями 10. Понаблюдай за изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках. Результаты запиши в таблицу: Название растения Сроки полного раскрашивания листьев Цвет осенних листьев Береза Липа Тополь Клен Карагач Лиственница Сирень Шиповник Черемуха Осина Ясень 11. Подпиши, с каких деревьев эти листья. Раскрась их так, чтобы они были похожи на те, которые ты видел осенью в природе. 12. Напиши, когда ты впервые увидел опадающие с деревьев и кустарников листья __________________ 13. Понаблюдай за последовательностью листопада у деревьев и кустарников. Результаты занеси в таблицу: Название растения Сроки листопада Начало листопада Окончание листопада Береза Липа Тополь Клен Карагач Лиственница Шиповник Черемуха Наблюдения за животными 17. Наблюдай за насекомыми. В какую погоду их бывает больше? ________________________________________________________ 18. Как насекомые готовятся к приходу зимы? ___________________ ________________________________________________________ 19. Подпиши названия насекомых, которых ты видишь на рисунке: 23. Каких земноводных ты видел в сентябре? _______________ в октябре? _______________________ Где зимуют лягушки? _____________________________________ 24. Запиши в таблицу число и месяц, когда ты последний раз видел птиц. Сравни свои наблюдения с наблюдениями фенологов. Название птицы Средние сроки отлета Наблюдения этого года Кукушка 29 августа Стриж 5 сентября Скворец 13 сентября Трясогузка 15 сентября Утка 30 сентября 25. По какой причине улетают в теплые страны птицы? ____________________________________ 26. Сделай и повесь возле школы или дома кормушку для птиц. Наблюдай и записывай, какие птицы прилетают к кормушке: _______________________________________________________________ 27. Какие звери Кемеровской области поздней осенью впадают в спячку? _________________________ 28. Какие звери и птицы запасают на зиму корм? ________________________________________________ 29.У каких животных (птиц и зверей) Кемеровской области поздней осенью изменяется окраска? ______ Почему? ________________________________________________ 30. Запиши, когда и где ты видел впервые птиц, прилетающих в Кемеровскую область на зиму?_________ Откуда и почему они к нам прилетают? ______________________
«Методика обучения предмету «Окружающий мир»» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot