Справочник от Автор24
Педагогика

Конспект лекции
«Методика обучения литературному чтению как наука»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по педагогике / Методика обучения литературному чтению как наука

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Методика обучения литературному чтению как наука», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Методика обучения литературному чтению как наука». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Методика обучения литературному чтению как наука», текстовый формат

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Оглавление Методика обучения литературному чтению как наука. ...................................................................... 1 Утверждение ФГОС НОО. ........................................................................................................................ 3 Содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения. ........... 4 Методика обучения литературному чтению как наука. 1) Методика обучения литературному чтению как наука 2) Объект и предмет исследования 3) Методы исследования 1) Методика обучения литературному чтению как наука Методика обучения литературному чтению как наука молода, процесс ее оформления как самостоятельной методической области знаний еще продолжается. В течение XIX-XX в. методика чтения существовала как составная часть методики изучения родного языка. По определению М.П. Воюшиной, «и в науке, и в школьной практике превалировали задачи языкового образования, речевого развития, формирования навыка чтения и общеучебных умений. Начальной школе отводилась пропедевтическая роль»1. Во второй половине XX века литература для младших школьников начинает рассматриваться как вид искусства. Исследования в области психологии продемонстрировали невостребованность в полном объеме возможностей младшего школьника в плане изучения художественной литературы. В этот период начинает появляться целый ряд исследований: Н.Н. Светловская - теория развития читательской самостоятельности школьников; Л.В. Занков, З.И. Романовская - учебник «Живое слово»; Е.А. Адамович, М.С. Васильева, В.Г.Горецкий, М.И. Оморокова, Т.Г. Рамзаева – анализ произведений в единстве формы и содержания и др. Рассматривая современную систему обучения чтению и литературе, О.В. Сосновская отмечает два направления процесса обучения чтению: 1) собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях – формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности; 2) получение ребенком литературного знания, т.е. обеспечение 1 Методика обучения литературному чтению: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования/ М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной.-М., 2013. С.4 литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста.2 Эти подходы реализованы в авторских программах и УМК, которых в настоящий момент насчитывается более 10. 2) Объект и предмет исследования Объект исследования – процессы литературного образования ребенка, становления его культурного поля. Предметы исследования:       Теоретические основы методики (методические, литературоведческие, психологические, психолингвистические, дидактические, педагогические закономерности , на которых основываются методические концепции); Связи детской литературы и культурного пространства; Литературное произведение (и произведения других искусств) как предмет освоения ребенком; Ребенок как читатель, автор, развивающаяся личность; Цели, содержание, методы литературного образования и развития ребенка; Современные ресурсы учебного назначения. 3) Методы исследования Теоретические методы: анализ данных смежных наук и их методическая интерпретация, историко-библиографический анализ, методический анализ литературного произведения. Диагностические методы: анкетирование, беседа, опрос, изучение творческих работ учащихся, наблюдение. Экспериментальные методы: разведывательный экперимент, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент, контрольный эксперимент. Специфический метод – обобщение передового педагогического опыта. 2 Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.-М., 2008. С.102. Утверждение ФГОС НОО. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060) II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) введен в 2010 г. ФГОС направлен на формирование деятельностной образовательной парадигмы, выделяет три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные. К личностным результатам относятся ценностные ориентации младшего школьника. К метапредметным результатам относятся овладение универсальными учебными действиями, обеспечивающими самостоятельное усвоение новых знаний и умений, а также междисциплинарными понятиями. Предметные результаты по литературному чтению должны отражать понимание роли чтения в жизни человека и роли литературы в культуре, владение разными видами чтения, умением осознанно воспринимать, оценивать и интерпретировать прочитанное, пользоваться справочными источниками, подбирать литературу для получения дополнительной информации. Содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения. На основе ФГОС НОО созданы вариативные авторские программы по литературному чтению. Авторские программы предлагают вариативные подходы к определению круга чтения, структурированию содержания, отбору методов и приемов обучения. На основе авторских программ создаются учебники по литературному чтению. Образовательное учреждение имеет право выбора программы и учебника из утвержденного Министерством образования и науки РФ списка. В настоящее время существует более 10 современных учебно-методических комплексов по литературному чтению. Учебно-методический комплекс «Школа России» (http://school-russia.prosv.ru) Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа» http://www.akademkniga.ru/projects/prospective-primary-school/ Учебно-методический комплекс «Перспектива» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva Учебно-методический комплекс «Планета знаний» http://planetaznaniy.astrel.ru/about.htm Система учебников «Развитие. (РИТМ)» (http://www.drofa.ru) Индивидуальность. Творчество. Мышление Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа» http://русское-слово.рф/methodical/programs/n-osnov.pdf Система учебников «Начальная школа XXI века» https://www.vgf.ru/litE Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова http://www.vita-press.ru/index.php?id=153&group_id=12 Образовательная система «Школа 2100» http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/122.html Образовательная система «Гармония» http://umk-garmoniya.ru/literat/books1.php Линия учебно-методических комплексов по литературному чтению для 1–4 классов М. П. Воюшиной (Диалог) http://www.drofa.ru/cat/product5724.htm

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Литература

Технология начального литературного образования

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Сибирский институт непрерывного дополнительного образования» Дисциплина «Технология...

Литература

Становление и развитие русской детской литературы. История методики детского чтения

Гриценко З. А. Оглавление 1. Становление и развитие русской детской литературы ........................................................ 1 Вопросы и за...

Автор лекции

Гриценко З. А.

Авторы

Литература

Методика чтения и анализа художественного произведения

Лекция 3. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ План лекции 3.1. Литературоведческие и психологические основы методики анализа художе...

Литература

Методика чтения и анализа художественного произведения

Лекция 3. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ План лекции 3.1. Литературоведческие и психологические основы методики анализа художе...

Литература

Литературное чтение как учебный предмет в структуре образовательного процесса начальной школы

ЛЕКЦИИ Тема 1. Литературное чтение как учебный предмет в структуре образовательного процесса начальной школы 1.1. Цели, задачи и содержание курса лите...

Педагогика

Навык чтения, его качества и этапы становления у начинающего чтеца

Лекция 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ План лекции 2.1. Навык чтения, его качества и этапы становления у начинающего чтеца 2.2. Методика работы...

Литература

Современная система обучения младших школьников литературному чтению

Лекция 1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ План лекции 1.1. Основные направления процесса обучения чтению 1.2. «Ли...

Литература

Принципы организации школьного анализа художественного произведения

I. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ План лекции. 1. Основные принципы организации школьного анализа художественного...

Педагогика

Произносительный уровень развития речи учащихся

Лекция Тема: «Произносительный уровень развития речи учащихся» План лекции I. Произносительная культура речи, ее значение, особенности развития произн...

Языкознание и филология

Анализ литературного произведения в школе

Анализ литературного произведения в школе Цели и специфика школьного анализа художественного произведения. Анализ литературного произведения – главная...

Смотреть все