Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методика обучения иностранным языкам как наука. Предмет и методы исследования

  • 👀 1340 просмотров
  • 📌 1282 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Методика обучения иностранным языкам как наука. Предмет и методы исследования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методика обучения иностранным языкам как наука. Предмет и методы исследования» docx
ТЕМА 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Методика обучения иностранным языкам – это «наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения, а также процессы обучения и воспитания на материале иностранного языка» (М.В.Ляховицкий). Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) формируется как самостоятельная педагогическая наука лишь с конца 40-х гг. прошлого века, до этого времени рассматривается в качестве частной дидактики. Выделяют общую и частную методику. Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей процесса обучения иностранному языку независимо от того, о каком иностранном языке идёт речь и независимо от контингента учащихся. Частная методика занимается изучением закономерностей и особенностей обучения определенному иностранному языку и в зависимости от особенностей контингента учащихся. В настоящее время методика рассматривается как самостоятельная отрасль знания, имеющая свой объект, предмет, методы исследования и категориальный аппарат. Объектом исследования методики обучения ИЯ является реальный процесс обучения иностранному языку в начальной и средней школе. Предмет исследования методики обучения иностранным языкам в разное время формулировался различным образом. В 1958г И.Д.Салиста писал, что методика исследует процесс преподавания ИЯ и его закономерности. В 1967г. С.П.Золотницкая, А.А.Миролюбов, В.С.Цеткин определили предмет исследования как «изучение процесса обучения подрастающего поколения иностранным языкам и его воспитание средствами этого предмета». В 1974г. И.Л.Бим. В предмет методики входит вся проблематика, связанная с изучением данной сферы действительности, а также проблемы развития методики как науки. 1986г. С.Ф.Шатилов. «Предметом методики обучения ИЯ являются закономерности усвоения иностранного языка как нового средства коммуникации, особенности образования и воспитания учащихся средствами иностранного языка». В 2000г. Н.Д.Гальскова определила предмет методики обучения ИЯ следующим образом: «научное обоснование целей, содержания обучения, а также научная разработка наиболее эффективных приемов, форм, методов с учетом поставленной цели содержания и конкретных условий обучения». 2004г. В.М.Филатов. Закономерности целостного процесса обучения, научно обоснованное проектирование и конструирование целей, содержания, форм, методов, средств, условий обучения в совокупности, обеспечивающих успешное развитие и воспитание каждого ученика, а также успешное овладение учащимися иностранного языка как средством межкультурной коммуникации. Предмет - закономерности целостного процесса обучения, научное обоснование цели, содержания, форм, методов, средств, условий обучения. Выделяют 3 группы закономерностей методики обучения иностранным языкам: 1) Закономерности смежных наук, преобразуемые в методике. 2) Своеобразно выраженные закономерности дидактики. 3) Специфические закономерности методики и теории обучения иностранным языкам. Методы исследования процесса обучения – научно разработанные способы и процедуры получения фактического материала и теоретического материала об объекте и предмете исследования. Методы исследования подразделяются на методы эмпирического и методы теоретического исследования. Методы эмпирического исследования: изучение научной литературы, УМК, документов, результатов деятельности учащихся, учителей школ; наблюдение, опрос в виде беседы, интервью, анкетирование; опытная работа, методический эксперимент, статический анализ результатов работы. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, построение гипотезы, моделирование, дедукция, индукция, экстраполирование. Существует подразделение методов исследования на основные и вспомогательные. Основные методы: анализ методических источников, обобщение опыта, научное наблюдение, пробное и опытное обучение, эксперимент. Вспомогательные методы: анкетирование, тестирование, беседа, хронометрирование, моделирование. Категориальный аппарат методики обучения иностранным языкам М.В.Ляховицкий выделил 3 базисных методические категории в иерархической последовательности, а именно: прием, метод, система. Прием – элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия. Серия следующих друг за другом приемов – технология учебного процесса, поддающаяся непосредственному наблюдению в учебной аудитории. Метод (в узком смысле слова) – основной структурно – функциональный компонент деятельности учителя и учащихся, путь и способ достижения цели в преподавании и учении (И.Л.Бим). Метод (в широком смысле слова) – методическое направление в истории методики (прямой, грамматико-переводной). М.В.Ляховицкий дает следующее определение метода: «обобщенная модель реализации компонентов учебного процесса по иностранному языку, в основе которой лежит доминирующая идея решения главной методической задачи». Метод появляется тогда, когда имеет место система повторения одних и тех же форм и способов работы для решения циклично повторяющихся однотипных задач. Система обучения иностранному языку – всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которая обуславливает отбор материала, цель, форму, содержание и средства обучения; это те исходные положения, методические концепции, которые авторские коллективы кладут в основу своих УМК. Способ не относится к базисной категории, не обозначает самостоятельного методического понятия, но каждое из 3-х базисных понятий можно определить через этот термин. Способ – группа приемов, направленных на решение более общей задачи. Методическую категорию «подход» нельзя отождествлять с методической категорией «метод». Метод – тактическая модель процесса обучения, подход – стратегия обучения иностранному языку. М.В.Ляховицкий выделяет 4 подхода к обучению иностранному языку в современной методике: 1. Бихевиористский подход характеризуется тем, что в его основе лежат взаимоотношения «стимула» и «реакции». При таком подходе главная задача обучения – формирование навыков посредством интенсивной тренировки (дрила). Сознательность, элементы объяснения не отрицаются, но отводятся на задний план. Учебный материал должен очень интенсивно прорабатываться до тех пор, пока у учащихся выработается законченная структура автоматизированных действий. 2. Индуктивно – сознательный подход базируется на интенсивной работе над многочисленными примерами, что постепенно приводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями, а также к усвоению элементов теории изучаемого языка. При таком подходе обучение начинается с интенсивной работы над формами и структурами речи, после чего преподаватель может аппелировать к сознанию учащихся. 3. Познавательный подход реализуется в усвоении элементов теории изучаемого языка в виде работы над изучением правил фонетики, грамматики, словоупотребления. При таком подходе тренировке отводится совсем незначительная роль, а акцентируется сознательное конструирование высказывания на иностранном языке. 4. Интегрированный подход воплощается в органическом соединении сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения. Здесь господствует остро выраженная направленность учебного процесса от усвоения знаний об аспектах системы изучаемого языка к речевым автоматизмам. Средства обучения: 1 тип: основное средство обучения иностранным языкам – естественная языковая среда со всеми ее лингвистическими и экстралингвистическими составляющими. Основная задача всех средств обучения иностранным языкам – создать более или менее ярко выраженную иллюзию приобщения учащегося к естественной языковой среде. 2 тип: вспомогательные средства обучения иностранным языкам – УМК (учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, диск, книга для чтения), кабинет иностранного языка, магнитофон. Главное средство – УМК. Связь методики с другими науками Педагогика, психология и лингвистика являются базовыми науками для теории и методики обучения иностранным языкам. Социальная психология, психолингвистика, возрастная физиология являются смежными науками.
«Методика обучения иностранным языкам как наука. Предмет и методы исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot