Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методика обучения иностранным языкам – это «наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения, а также процессы обучения и воспитания на материале иностранного языка» (М.В.Ляховицкий).
Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) формируется как самостоятельная педагогическая наука лишь с конца 40-х гг. прошлого века, до этого времени рассматривается в качестве частной дидактики.
Выделяют общую и частную методику.
Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей процесса обучения иностранному языку независимо от того, о каком иностранном языке идёт речь и независимо от контингента учащихся.
Частная методика занимается изучением закономерностей и особенностей обучения определенному иностранному языку и в зависимости от особенностей контингента учащихся.
В настоящее время методика рассматривается как самостоятельная отрасль знания, имеющая свой объект, предмет, методы исследования и категориальный аппарат.
Объектом исследования методики обучения ИЯ является реальный процесс обучения иностранному языку в начальной и средней школе.
Предмет исследования методики обучения иностранным языкам в разное время формулировался различным образом.
В 1958г И.Д.Салиста писал, что методика исследует процесс преподавания ИЯ и его закономерности.
В 1967г. С.П.Золотницкая, А.А.Миролюбов, В.С.Цеткин определили предмет исследования как «изучение процесса обучения подрастающего поколения иностранным языкам и его воспитание средствами этого предмета».
В 1974г. И.Л.Бим. В предмет методики входит вся проблематика, связанная с изучением данной сферы действительности, а также проблемы развития методики как науки.
1986г. С.Ф.Шатилов. «Предметом методики обучения ИЯ являются закономерности усвоения иностранного языка как нового средства коммуникации, особенности образования и воспитания учащихся средствами иностранного языка».
В 2000г. Н.Д.Гальскова определила предмет методики обучения ИЯ следующим образом: «научное обоснование целей, содержания обучения, а также научная разработка наиболее эффективных приемов, форм, методов с учетом поставленной цели содержания и конкретных условий обучения».
2004г. В.М.Филатов. Закономерности целостного процесса обучения, научно обоснованное проектирование и конструирование целей, содержания, форм, методов, средств, условий обучения в совокупности, обеспечивающих успешное развитие и воспитание каждого ученика, а также успешное овладение учащимися иностранного языка как средством межкультурной коммуникации. Предмет - закономерности целостного процесса обучения, научное обоснование цели, содержания, форм, методов, средств, условий обучения.
Выделяют 3 группы закономерностей методики обучения иностранным языкам:
1) Закономерности смежных наук, преобразуемые в методике.
2) Своеобразно выраженные закономерности дидактики.
3) Специфические закономерности методики и теории обучения иностранным языкам.
Методы исследования процесса обучения – научно разработанные способы и процедуры получения фактического материала и теоретического материала об объекте и предмете исследования.
Методы исследования подразделяются на методы эмпирического и методы теоретического исследования.
Методы эмпирического исследования: изучение научной литературы, УМК, документов, результатов деятельности учащихся, учителей школ; наблюдение, опрос в виде беседы, интервью, анкетирование; опытная работа, методический эксперимент, статический анализ результатов работы.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, построение гипотезы, моделирование, дедукция, индукция, экстраполирование.
Существует подразделение методов исследования на основные и вспомогательные.
Основные методы: анализ методических источников, обобщение опыта, научное наблюдение, пробное и опытное обучение, эксперимент.
Вспомогательные методы: анкетирование, тестирование, беседа, хронометрирование, моделирование.
Категориальный аппарат методики обучения иностранным языкам
М.В.Ляховицкий выделил 3 базисных методические категории в иерархической последовательности, а именно: прием, метод, система.
Прием – элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия.
Серия следующих друг за другом приемов – технология учебного процесса, поддающаяся непосредственному наблюдению в учебной аудитории.
Метод (в узком смысле слова) – основной структурно – функциональный компонент деятельности учителя и учащихся, путь и способ достижения цели в преподавании и учении (И.Л.Бим).
Метод (в широком смысле слова) – методическое направление в истории методики (прямой, грамматико-переводной).
М.В.Ляховицкий дает следующее определение метода: «обобщенная модель реализации компонентов учебного процесса по иностранному языку, в основе которой лежит доминирующая идея решения главной методической задачи».
Метод появляется тогда, когда имеет место система повторения одних и тех же форм и способов работы для решения циклично повторяющихся однотипных задач.
Система обучения иностранному языку – всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которая обуславливает отбор материала, цель, форму, содержание и средства обучения; это те исходные положения, методические концепции, которые авторские коллективы кладут в основу своих УМК.
Способ не относится к базисной категории, не обозначает самостоятельного методического понятия, но каждое из 3-х базисных понятий можно определить через этот термин.
Способ – группа приемов, направленных на решение более общей задачи.
Методическую категорию «подход» нельзя отождествлять с методической категорией «метод». Метод – тактическая модель процесса обучения, подход – стратегия обучения иностранному языку.
М.В.Ляховицкий выделяет 4 подхода к обучению иностранному языку в современной методике:
1. Бихевиористский подход характеризуется тем, что в его основе лежат взаимоотношения «стимула» и «реакции». При таком подходе главная задача обучения – формирование навыков посредством интенсивной тренировки (дрила). Сознательность, элементы объяснения не отрицаются, но отводятся на задний план. Учебный материал должен очень интенсивно прорабатываться до тех пор, пока у учащихся выработается законченная структура автоматизированных действий.
2. Индуктивно – сознательный подход базируется на интенсивной работе над многочисленными примерами, что постепенно приводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями, а также к усвоению элементов теории изучаемого языка. При таком подходе обучение начинается с интенсивной работы над формами и структурами речи, после чего преподаватель может аппелировать к сознанию учащихся.
3. Познавательный подход реализуется в усвоении элементов теории изучаемого языка в виде работы над изучением правил фонетики, грамматики, словоупотребления. При таком подходе тренировке отводится совсем незначительная роль, а акцентируется сознательное конструирование высказывания на иностранном языке.
4. Интегрированный подход воплощается в органическом соединении сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения. Здесь господствует остро выраженная направленность учебного процесса от усвоения знаний об аспектах системы изучаемого языка к речевым автоматизмам.
Средства обучения:
1 тип: основное средство обучения иностранным языкам – естественная языковая среда со всеми ее лингвистическими и экстралингвистическими составляющими.
Основная задача всех средств обучения иностранным языкам – создать более или менее ярко выраженную иллюзию приобщения учащегося к естественной языковой среде.
2 тип: вспомогательные средства обучения иностранным языкам – УМК (учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, диск, книга для чтения), кабинет иностранного языка, магнитофон. Главное средство – УМК.
Связь методики с другими науками
Педагогика, психология и лингвистика являются базовыми науками для теории и методики обучения иностранным языкам.
Социальная психология, психолингвистика, возрастная физиология являются смежными науками.