Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
№8
МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ И
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
РАБОТЫ (ВКР)
Хомутова Ирина Владимировна
к.п.н., доцент кафедры
методики обучения безопасности жизнедеятельности
hiv4372@mail.ru
Типы курсовы х и
квалиф икационны х работ
В зависимости от преимущественного использования
тех или иных методов исследования:
• Теоретическая
(реферативная)
работа
выполняется на основе анализа и обобщения источников
научной и научно-методической литературы по
выбранной теме.
• Экспериментальная
строится
на
основе
специально организованного исследования с целью
выяснения эффективности применения различных
средств, методов, методических приемов, форм и
содержания
обучения,
воспитания,
развития,
коррекции.
В зависимости от направленности содержания:
Эмпирическая - на основе изучения и обобщения
передового опыта педагогов-новаторов в области ТиМОБЖ.
выполняется на основе изучения
исторических материалов (включая архивные) развития
какого-либо явления, связанного с возникновением и
развитием ТиМОБЖ.
Историческая
связана
с
изобретательской
деятельностью студента и представлением технического
описания, обоснования и назначения новых конструкций,
тренажеров, измерительных приборов и т. п.
Конструкторская
Независимо от типа каждая курсовая и ВКР
содержит анализ источников литературы по теме
исследования.
ВКР,
как
правило,
носит
экспериментальный характер.
Ст рукт ура курсовой и
квалиф икационной работ ы
Реферативная курсовая работа
Строится
на
основе
анализа
источников
литературы по выбранной теме (учебных пособий,
монографий,
авторефератов
диссертаций,
журнальных статей, сборников научных трудов,
материалов научных конференций и т.п.).
Главное
требование
к
работе
ее
содержательность, знание литературы, логичность
и
последовательность
изложения,
самостоятельность
анализа
и
суждений,
использование
методов
классифицирования,
внешнее оформление.
Работа реферативного типа имеет титульный лист,
оглавление
(содержание),
введение,
текст,
написанный по главам, выводы по главам,
заключение и список литературы.
Во введении отражаются актуальность выбранной
темы, мотивация ее выбора, цель и задачи
исследования, применяемые методы.
Анализ источников литературы выступает как
самостоятельный метод исследования. Изучаются
прямые и косвенные материалы основной и смежных
дисциплин по теме.
Анализ литературы составляет основное
содержание
реферата,
поэтому
нет
необходимости давать специальную главу
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
В соответствии с задачами исследования весь
собранный
материал
систематизируется
и
подразделяется на главы (при необходимости –
параграфы), каждая из которых имеет свое
название.
Экспериментальная курсовая работа
Принцип
составления
оглавления
в
экспериментальной работе такой же, как и в
реферативной, но структура работы имеет отличия.
актуальность темы,
цель ,
объект и предмет исследования,
гипотеза исследования
задачи,
методы,
организация исследования (педагогические
наблюдения)
выводы по главам,
заключение,
список литературы,
приложения
Выпускная квалификационная работа (ВКР)
по структуре схожа с экспериментальной
курсовой работой.
Отличия:
Подробность изложения
Может включать в себя материал ранее
выполненных курсовых работ
Увеличивается
количество
методов
статистической обработки результатов
Увеличивается количество приложений
Указываются положения, выносимые на
защиту
Содерж ание разделов работ ы
Во
введении
дается
обоснование
актуальности
выбранной
темы,
формулируются цель, объект и предмет
исследования, гипотеза, задачи и т.д. (см.
Лекцию)
Названия глав отражают содержание работы.
Если в работе стоит несколько задач, то
главы
(или
параграфы)
результатов
собственных
исследований
имеют
соответствующие задачам названия.
Содержание главы I
В главе I анализируются источники литературы по
выбранной теме.
Главное – показать современные представления авторов о
состоянии проблемы. Следует не только анализировать
мнения разных авторов, сопоставлять их, но дать им
собственную интерпретацию.
Необходимо четко разделять собственные мысли и
суждения цитируемых авторов. При использовании
заимствованных фактов, мыслей, суждений необходимо
делать ссылки на авторов и год издания источника.
Заканчивается первая глава обобщением основных
результатов анализа состояния вопроса по источникам
литературы.
Рекомендуемый объем главы - 15-20 страниц.
Содерж ание главы II
Во второй главе рассматривается содержание
экспериментальной методики: критерии отбора,
оценки, психолого-педагогические особенности
решения поставленной проблемы, приводится
содержание экспериментальной методики. При
использовании широко известных методов и
методических приемов, следует сделать ссылку на
источник,
где
они
подробно
описаны.
Модифицированные и оригинальные методы
детально описываются в работе.
Заканчивается глава выводами
Ориентировочный
объем
главы
в
квалификационной работе - 20-25 страниц и
более.
Содерж ание главы III
В главе, посвященной результатам исследований и их
обсуждению, приводится экспериментальный материал.
Представляется в логической
отдельных параграфах.
последовательности
в
Рассматривается
экспериментальная
база
(школы,
контингент и количество испытуемых), характеристика
классов продолжительность исследования, время, место и
условия проведения педагогического эксперимента,
методы математической статистики, применяемые при
обработке
экспериментальных
данных,
даётся
интерпретация полученным результатам.
Результаты наблюдений, статистической обработки
данных оформляются в виде таблиц, которые выносятся в
приложение, в тексте приводятся среднестатистические
показатели, в текст помещают построенные на их основе
графики, рисунки, схемы, диаграммы.
После описания полученного материала следуют его
анализ и обсуждение - сопоставление с данными других
исследований, высказывается собственное суждение по
существу полученных результатов.
Обсуждение результатов исследований может быть
представлено после их изложения в том же разделе, либо
вынесено в отдельный параграф (главу).
Ориентировочный объем
работе - 20-25 страниц .
главы
в
квалификационной
После обсуждения результатов следуют выводы,
которые должны отвечать на поставленные в
работе задачи. Выводы должны быть краткими,
конкретными
и
вытекать
из
результатов
фактического материала исследования.
Заключение должно представлять собой обобщение
работы, не повторять выводы.
Список использованной литературы составляется
согласно правилам библиографического описания
источника в соответствии с ГОСТом (см. лекцию).
В приложения включают карты обследования,
протоколы педагогических наблюдений, образцы
анкет и т.п. В качестве приложения могут быть
представлены фотоальбомы, видеозаписи и другой
иллюстрированный материал.