Справочник от Автор24
Библиотечно-информационная деятельность

Конспект лекции
«Выбор источников и литературы; составление библиографического списка»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по библиотечно-информационной деятельности / Выбор источников и литературы; составление библиографического списка

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Выбор источников и литературы; составление библиографического списка», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Выбор источников и литературы; составление библиографического списка». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Выбор источников и литературы; составление библиографического списка», текстовый формат

Лекция. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА Выбор источников и литературы. Определение научного потенциала темы, объекта и предмета исследования позволяет установить круг материалов, в которых надо искать нужную информацию по теме работы (ее информационный ресурс), и составить предварительный перечень источников и литературы. Источники – это то, что исследователь изучает, чтобы получить новое знание. В источниках (или первоисточниках − документах, письменных памятниках, мемуарах и других текстовых и нетекстовых материалах) сосредоточена информация, требующая непосредственного анализа для решения поставленных в рамках исследования задач; введение в научный оборот новых источников нередко само по себе представляет вклад в науку. Литература (вторичные источники) – научные работы предшественников по освоению той же или смежной проблематики, содержащие уже готовое знание. Из этих работ можно узнать, какие аспекты темы изучены, а какие еще нет, уточнить степень изученности тех или иных проблем, имеющиеся мнения по тому или иному вопросу, аргументы в поддержку и против этих мнений и т.п. Часто начинающие исследователи проявляют чрезмерное доверие к данным источников и мнениям, выказываемым в научной литературе. Нередко авторы учебно-исследовательских работ, особенно курсовых, не замечают, что эти мнения противоречат друг другу, обусловлены в ненаучные соображения, в том числе политическими, ограничены историческими условиями создания работ, содержат прямые натяжки, непреднамеренные ошибки и т.п. Чтобы продуктивно использовать источники и достижения предшественников, необходимы критический подход к ним, умение оценивать их достоинства и недостатки. Так, методы изучения и оценки источников определяются задачами исследования и инструментарием конкретной научной дисциплины, в рамках которой они осваиваются, но всегда предусматривают внешнюю и внутреннюю критику – определенный комплекс процедур, предназначенный для выявления подлинности и достоверности источников, возможностей их использования с целью решения тех или иных научных проблем. Научная литература по проблематике исследования тоже подвергается анализу – с точки зрения адекватности изложенных в ней сведений, обоснованности мнений авторов, их мотивации, ошибок в использовании и трактовке источников, в аргументации и т.п. Частой ошибкой при подготовке курсовой и выпускной работы является попытка ограничиться источниками и литературой, которые проще найти, в том числе в электронной сети. Результатом становится использование недостаточно репрезентативных (авторитетных, содержащих результаты серьезных научных изысканий) публикаций. Нередко студенты разыскивают исключительно монографии, упуская из виду, что интересующая их тема раскрывается также в научных публикациях других жанров. Составление перечня публикаций по теме облегчают библиографические списки, содержащиеся в самых известных и крупных работах соответствующей тематики. Помимо специализированных монографических работ, необходимые публикации отыскиваются в сборниках статей, в специальных научных журналах, сборниках тезисов и докладов научных конференций и т.п. Причем и монографии, и сборники могут быть посвящены как тематике, близкой к теме исследования, так и более широкой, а также более узкой или смежной тематике, в рамках которой могут освещаться отдельные аспекты исследуемой темы. Дабы библиографическим списком удобнее было пользоваться, не переделывать библиографические записи при подготовке текста, целесообразно с самого начала составлять список в соответствии с общепринятыми правилами. Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие тому подобные издания). Издания классифицируют по различным основаниям: - по целевому назначению (официальное, научное, учебное, справочное и др.); - степени аналитикосинтетической переработки информации (информационное, библиографическое, реферативное, обзорное); - материальной конструкции (книжное, журнальное, листовое, газетное и т.д.); знаковой природе информации (текстовое, нотное, картографическое, изоиздание); - объему (книга, брошюра, листовка); периодичности (непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся); - составу основного текста (моноиздание, 30 сборник); - структуре (серия, однотомное, многотомное, собрание сочинений, избранные сочинения). Научным считается издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научные издания делятся на следующие виды: монография, автореферат диссертации, препринт, сборник научных трудов, материалы научной конференции, тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание. Монография – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени. Препринт – научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены. Сборник научных трудов – сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ. Материалы научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения). Тезисы докладов (сообщений) научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений). Научно-популярное издание – издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту. Составление библиографического списка. Структура библиографической записи. Принципы применения ГОСТа Перечень источников и литературы, включаемый в курсовую и квалификационную работу, называется библиографическим списком. В курсовых работах и ВКР его правильнее озаглавливать не «Источники и литература», а «Использованные источники литературы». В отличие от кандидатской и докторской диссертаций, которые должны содержать исчерпывающий список публикаций по проблематике исследования, в учебно-исследовательских работах библиографический список содержит только те публикации, которые непосредственно используются при написании работы, т.е. на каждую позицию списка в тексте должны быть ссылки. Если на какие-то публикации из списка ссылки отсутствуют, это дает повод подозревать студента в том, что на самом деле он не обращался к данным публикациям, а включил их в список только для того, чтобы ввести членов комиссии в заблуждение относительно своей действительной эрудиции и функциональности работы. Библиографический список наряду с библиографическими ссылками является важнейшей частью библиографического аппарата курсовой и квалификационной работы. Список содержит отдельные библиографические записи. Каждая такая запись – это библиографическая информация, оформленная в соответствии с государственными стандартами (ГОСТ), которая фиксирует сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание в целях библиографического поиска. Требования к оформлению библиографических записей определяются прежде всего такими государственными стандартами, как ГОСТ 7.1−2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» и ГОСТ 7.82−2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов». Библиографическое описание состоит из компонентов двух видов − областей описания и включенных в них элементов описания. Области библиографического описания отделяются друг от друга точкой и тире. Таким образом, в библиографических записях на обороте титульного листа, а также на библиотечных карточках самые крупные блоки сведений – области описания − сразу определяются по признаку наличия между ними тире (вместе с точками). Элементы описания, из которых состоят области описания, разделяются двоеточием, точкой с запятой, слэшем и двойным слэшем, причем запятые применяются в основном при перечислении (фамилий авторов, переводчиков и т.п.), а также отделяют в выходных данных место издания или название издательства от года издания (М., 1987; М.: ЭКСМО-Пресс, 1987). В первую из областей описания − «область заглавия и сведений об ответственности» − входят такие элементы, как «основное заглавие» (общее обозначение материала; параллельное заглавие; сведения, относящиеся к заглавию) и «сведения об ответственности» (слэш отделяет от заглавия перечень лиц, ответственных за подготовку издания, – ответственных и главных редакторов, составителей, переводчиков, авторов вступительных статей и т.п., а также название научного или иного учреждения, под грифом которого вышло данное издание). Затем следует «область издания», в которую включаются элементы «сведения об издании», «сведения об ответственности, относящиеся к изданию» и «сведения об ответственности, относящиеся к дополнительным сведениям об издании». К «области выходных данных» относятся такие элементы, как «место издания, распространения» (включает также имя издателя), «сведения о функции издателя, распространителя» (дата издания, распространения; сведения об изготовлении – место, имя изготовителя, дата изготовления), специфическое обозначение материала и объема (сведения о физической характеристике, размеры и т.п.). После «области выходных данных» идет «область серии», которая включает элементы «основное заглавие серии или подсерии», плюс «параллельное заглавие», «сведения, относящиеся к заглавию серии, подсерии», «сведения об ответственности, относящиеся к серии или подсерии» (первые сведения, последующие, международный стандартный номер сериального издания – ISSN, номера выпуска серии или подсерии). «Область стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности» помимо «стандартного номера (или его альтернативы)» содержит такие элементы, как «ключевое заглавие», «условия доступности и (или) цена», «дополнительные сведения к элементам области». Как правило, в курсовых и квалификационных работах библиографические описания оканчиваются «областью выходных данных», последующие области опускаются. Закономерен вопрос: коль скоро составление библиографической записи регламентируется государственными стандартами, не является ли пропуск или сокращение отдельных областей и элементов описания недопустимым нарушением требований ГОСТа? Дело в том, что действующие ГОСТы 7.1−2003 и 7.82−2001 предназначены прежде всего не для читателей и авторов, а для специалистов библиотечного и издательского дела, работников сферы книготорговли и т.п. Поэтому указанные стандарты предусматривают необходимость включения в библиографическую запись целого ряда сведений, избыточных для обычного читателя и даже для автора научной или учебно-исследовательской работы. Сравним: на обороте титульного листа: Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / пер. с кит. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова при участии В.М. Майорова; вступит. ст. Л.С. Переломова; Ин-т Дальнего Востока РАН. – М.: Изд. фирма «Вост. лит.», 2004. – 431 с. – (Китайский классический канон в русских перевода; сер. осн. в 1998 г.). – ISBN 5-02-018290-7 (в пер.). в библиографическом списке к научной монографии, курсовой или квалификационной работе: Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / пер. с кит. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова при участии В.М. Майорова. М.: Вост. лит, 2004. Как можно видеть, во втором случае опущена информация, которую составитель описания (автор работы, составлявший к ней библиографический список), счел необязательной по соображениям функциональности (полезности для читателя). Библиографические описания изданий на западных языках в библиографических списках российских научных публикаций должны оформляться в соответствии с теми же требованиями, что и издания на русском языке. Практика составления библиографических записей. Ниже приведены описания основных видов публикаций, обычно включаемых в библиографические списки. Библиографические описания составлены в соответствии с практикой, общепринятой в научных изданиях, в курсовых и квалификационных работах. Фактически при составлении библиографических списков применяется не ГОСТ 7.1−2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» (в профессионально изданных книгах по этому ГОСТу оформляется только библиографическая запись на обороте титульного листа), а ГОСТ Р 7.0.5−2008 «Библиографическая ссылка» (подробнее о нем см. в параграфе III.2.2). В частности, на месте заголовка принято перечислять фамилии всех авторов, если их не более трех (на практике – четырех); в то же время из сведений об ответственности перечень авторов исключается, и т.д. Важно помнить, что ГОСТ Р 7.0.5 −2008 позволяет опускать тире между областями описания при оформлении ссылок. Чаще всего авторы научных работ или издательские редактора такие тире опускают и в библиографических списках (как было сделано в предыдущем параграфе), что делает списки более компактными. На деле этот знак необходим лишь при компьютерной обработке библиографических данных в специализированных учреждениях. Ниже представлены основные варианты библиографических записей, применяемые в практике издания научных работ и, соответственно, при написании курсовых и квалификационных работ. 1. Белянина Я.П. Анализ видового разнообразия редких и охраняемых растений и животных особо охраняемых природных территорий юговосточной части острова Сахалин [Текст] / Я.П. Белянина, Я.В. Денисова // Естественные и математические науки в современном мире / Сб. ст. по материалам XXXIX междунар. научн.-практ. конф. 2 (37). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2016 а. С. 45-52. 2. Белянина Я.П. Ландшафтно-функциональное зонирование территории памятника природы «Лагуна Буссе» острова Сахалин [Текст] / Я.П. Белянина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета/естественные и точные науки №1(30), 2015 а. С.67-72. 3. Недра Сахалинской области [Текст]. – Южно-Сахалинск: ООО Издательство Сахалин – Приамурские ведомости, 2013. – 120 с. 4. Об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/(дата последнего обращения : 2015 г.). 5. Сладкопевцев С.А. Актуальные вопросы и проблемы геоэкологии: Научно-методическое издание [Текст] / С.А. Сладкопевцев, С.Л. Дроздов. М. : Изд-во МИИГАиК, 2008. – 260 с. 6. Справочник по климату СССР. Сахалинская область. Облачность и атмосферные явления [Текст]. – Л.: Гидрометеоиздат, 1968. – Вып. 34. – Т.V. – 190 с. 7. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистров [Текст] / под ред. В.А. Абрамова. 3-е изд., доп. М.: Ось-89, 2008. 8. ГОСТ 24291–90. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения [Электронный ресурс]: утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.90 N 3403: дата введения 1992-01-01. Режим доступа: URL: http://www.techhap.ru/gost/285640.html (дата последнего обращения: 2019 г.). 9. Miybe, K. Flora of Sakhalin [Text] / K.Miybe, T. Miybe. : Publ. By Government of Saghalin, 1915. – 648 p.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Русский язык

Реферирование и аннотирование текстов

Реферирование и аннотирование текстов Лекция 9 Библиографическая информация Создание различных библиографических пособий является одной из важнейших ф...

Социология

Структура научной работы

Структура научной работы Каждое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Вначале прид...

Библиотечно-информационная деятельность

Происхождение, эволюция и сущность понятия «библиография»

Тема 1. Библиография как наука. Лекция 1. Происхождение, эволюция и сущность понятия «библиография». План лекции. 1.Происхождение понятия «библиографи...

Педагогика

Основы научных исследований

1 Кафедра теоретической и прикладной экономики ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Курс лекций Составители: Соловьева В.Н., канд. экон. наук, доцент Мытарева ...

Автор лекции

Соловьева В.Н., Мытарева Е.А.

Авторы

История

Методика написания студенческих работ

Методика написания студенческих работ Содержание ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ: Цель научной деятельности и ее реализация в тексте. Научная и учебная работы как форм...

Технология продовольственных продуктов и товаров

Основы научно-исследовательской работы

1 ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Владивосток 2002 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ Дальневосточный государственны...

Автор лекции

Дацун В. М.

Авторы

Государственное и муниципальное управление

Составление плана выпускной квалификационной работы

Составление плана выпускной квалификационной работы План ВКР составляется, исходя из необходимости раскрытия темы, а также с учетом сформулированной ц...

Социология

Основные методы поиска информации для научных исследований

​ Лекция 3 Основные методы поиска информации для научных исследований 1. Основные источники научной информации. Виды научных изданий. 2. Изучение исто...

Библиотечно-информационная деятельность

Общая характеристика и структура справочно-поискового аппарата

Лекция 1. Общая характеристика и структура справочно-поискового аппарата Проблема поиска информации (разработки его теории, методики и инструментария)...

Библиотечно-информационная деятельность

Библиотека в системе некоммерческого маркетинга

Конспект лекций по курсу «МАРКЕТИНГ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Введение. В любое время и в любом обществе библиотека выполняла миссию ку...

Смотреть все