Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 2. Методика анализа эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации
Лекция 8
Тема 2. 8 Анализ финансовых результатов деятельности организации
Финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль организации получают главным образом от реализации услуг связи, а так же от других видов деятельности (сдача в аренду основных средств, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.)
Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которые непосредственно получают организации. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции (услуги). Значит, чем больше организация реализует рентабельной продукции (услуги), тем больше получит прибыли, тем лучше её финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции (услуги).
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
• систематический контроль за выполнением планов реализации услуг связи и получением прибыли;
• определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объём реализации услуг связи и финансовые результаты;
• выявление резервов увеличения доходов организации и суммы прибыли;
• оценка работы организации по использованию возможностей увеличения доходов, прибыли и рентабельности;
• разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации работ и услуг, внереализационная прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Анализ финансовых результатов деятельности организаций связи включает в качестве обязательных элементов:
• исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период ( так называемый «горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчетный период);
• исследование структуры соответствующих показателей и их изменений, что принято называть «вертикальным анализом» показателей;
• изучение, хотя бы в самом обобщенном виде, динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов, т.е. проведение так называемого «трендового анализа» показателей.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли организации, её структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамика прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения её суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен (тарифов) на услуги связи организации в среднем по отрасли, а затраты по реализованным услугам связи уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Таблица 19 - Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли
организации за отчетный год
Состав прибыли
организации
Прошлый год
Отчетный год
Фактическая сумма прибыли в сопоставимых ценах прошлого года, тыс.руб.
Сумма, тыс. руб.
Струк-тура, %-
план
факт
Сумма, тыс. руб.
Струк-
тура,
%
Сумма, тыс. руб.
Струк-
тура,
%
Прибыль организации
15000
100
17900
100
20000
100
16000
Прибыль от реализации услуг связи
14500
96,66
17900
100
19296
96,48
15450
Внереализа-ционные финансовые результаты
500
3,34
-
-
704
3,52
550
Как показывают данные таблицы 19, план по прибыли организации перевыполнен на 11,73 %. (20000/17900)*100 . Темп её прироста к прошлому году в сопоставимых ценах составляет 6,66 % (16000/15000)*100 Наибольшую долю в прибыли организации занимает прибыль от реализации услуг связи (96,48%). Удельный вес внереализационных финансовых результатов составляет всего 3,52%, но с развитием рыночных отношений он может быть значительно большим.
Основную часть прибыли организация получает от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации услуг связи и определяются факторы изменения её суммы.
Прибыль от реализации услуг связи в целом по организации зависит о четырех факторов первого уровня соподчиненности: доходов организации (До); их структуры (УД i); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (тарифов)(Цi).
Доходы организации могут оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение доходов организации приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же услуги связи являются убыточными, то при увеличении доходов происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура услуг связи может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличиться доля более рентабельных видов услуг связи в общем объёме их реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных услуг связи общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость услуг связи и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен (тарифов) и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Рассмотрим факторный анализ прибыли.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно рассмотреть на примере, приведенным в таблице 20
Задача
Таблица 20 - Исходные данные
Показатели
План в абсолю-тных ед.
Фактически
Абсолютные отклонения
в абсолютных ед.
в относите-льных ед.
1. Доходы от реализации услуг
(Др), тыс. руб.
2. Затраты от реализации (Эр)
3. Прибыль (П), тыс. руб.
4. Уровень затрат на 1 руб.
реализации услуг (С)
49080
41830
7250
0,8522819
54190
45020
9170
0,8307805
1,104115
1,076261
1,264827
0,974771
5110
3190
1920
-0,0215
Решение:
1. Определим прибыль от реализации:
Пр= Др-Эр
1.1 По плану:
Пр.пл = 49080-41830=7250 тыс. руб.
По факту:
Пр. факт.= 54190-45020=9170 тыс. руб.
1. Рассчитаем сверхплановую прибыль (Псв)
Псв= Пр.факт. – Пр. пл.
Псв= 9170-7250= 1920 тыс. руб.
2. Произведём факторный анализ сверхприбыли:
Определим увеличение сверхприбыли за счет увеличения объёма услуг (ΔПсв.о.у):
Эф
ΔПсв.о.у. = Пр.пл * — - 1
Эпл.
45020
ΔПсв.о.у. =7250* ── - 1 = 552, 90 тыс. руб.
41830
Определим влияние изменения структуры и ассортимента на сверхприбыль (ΔПсв.с.ас):
Дф Эф
ΔПсв.с.ас = Пр.пл * — - —
Дпл. Эпл
54190 45020
ΔПсв.с.ас=7250 * —— - —— = 201,90 тыс. руб.
49080 41830
Определим изменение сверхприбыли из-за изменения уровня затрат на 1 рубль (ΔПсв.у.з.):
Эф Эпл
ΔПсв.у.з. = Дф * — - —
Дф Дпл
45020 41830
ΔПсву.з.= 54190 * —— - —— = -1165,2 тыс. руб.
54190 49080
Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен на 1920 тыс. руб. за счет изменения структуры предоставляемых услуг, которые способствовали увеличению суммы прибыли на 201,9 тыс. руб., а так же за счет увеличения объёма услуг на 552,9 тыс. руб. В связи с снижением себестоимости услуг связи сумма прибыли увеличилась на 1165,2 тыс. руб.
Оценка эффективности деятельности организации связи помимо анализа прибыли и её распределения включает в себя так же изучение уровней и динамики относительных показателей финансовых результатов – показателей рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности ( производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
В анализе хозяйственной деятельности при оценке результатов производства различают три показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность производственных затрат, рентабельность собственного капитала.
Общая рентабельность определяется по формуле:
где По – прибыль до налогообложения;
– средняя за период стоимость основных средств;
– средняя за период стоимость оборотных средств.
Рентабельность производственных затрат отражает эффективность текущих затрат и определяется отношением прибыли от реализации услуг связи (или чистой прибыли) к эксплуатационным расходам:
Рэ = (Пр/Э)*100.
Рентабельность собственного капитала – это отношение чистой прибыли к средней за период величине собственных средств организации Ис (сумме уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли прошлых лет):
Рск= (Пч/Ис)*100,%.
Анализ финансовых результатов деятельности организации заканчивается разработкой мероприятий, способствующих увеличению прибыли.
С целью повышения эффективности производства, увеличения его прибыли и рентабельности, организации связи должны стремиться таким образом организовать свою деятельность, чтобы при неизменных тарифах обеспечить рост объёма услуг за счет расширения и модернизации сети связи, улучшения их потребительских свойств, внедрение прогрессивных видов услуг и форм обслуживания абонентов. Важная роль при этом принадлежит мероприятиям по росту производительности труда, улучшению использования основных средств и производственных мощностей, экономному расходованию всех видов затрат, связанных с эксплуатацией средств связи и обслуживанием потребителей.
Вопросы для самоконтроля по теме
1. В чем состоят задачи анализа прибыли и рентабельности?
2. Перечислить виды прибыли, используемые в анализе.
3. Какие факторы оказывают влияние на прибыль и рентабельность?
4. Как определяется влияние прибыли и стоимости основных средств на
уровень рентабельности?
5. Назвать основные факторы и пути повышения прибыли и
рентабельности организации связи.