Методическая деятельность педагога профессионального обучения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема лекции: «Методическая деятельность педагога профессионального обучения»
Цель: раскрыть особенности методической деятельности педагога профессиональной школы, определить ее место в структуре профессиональной педагогической деятельности
План лекции
1. Сущность и основные компоненты методической деятельности.
2. Виды методической деятельности.
3. Классификация и уровни сформированности методических умений.
4. Уровни и формы осуществления методической деятельности.
Основные понятия темы
Методическая деятельность – самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
Методические умения – свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний.
Объект методической деятельности – процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Предмет методической деятельности – различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.
Текст из уч. пособий 1) Эрганова Н.Е. «Методика проф.обучения», М.: Академия, 2008. 2) Кругликов Г.И. «Методика проф.обучения с практикумом», 2010. 3) Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Бим-Бада, 2002.
1. Сущность и основные компоненты методической деятельности
Великий русский педагог К.Д.Ушинский мудро заметил: «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель». Сказанное почти полтора века тому назад сегодня чрезвычайно актуально. Педагог, полагающий, что с получением диплома его образование завершено, специалист, который живет только знаниями, приобретенными в вузе, никогда не станет подлинным мастером в своем деле. Тот же Ушинский прозорливо заметил: «Учитель не может уподобляться верстовому столбу, который сам неподвижно стоит на месте и лишь указывает дорогу другим».
Бесспорно, личный опыт, собственная инициатива, углубление (по мере увеличения стажа работы) в педагогические и психологические знания, многократная апробация методических приемов – все это способствует становлению профессионала. Но обогащает не только свой, пусть и богатый, опыт. Специалист становится настоящим мастером, если он наблюдает, изучает и творчески осваивает передовой опыт коллег, – это обязательное требование к методической работе каждого педагога, занимающегося профессиональной подготовкой молодежи.
В педагогической литературе существуют различные точки зрения на методическую деятельность.
Методическая деятельность
Первая:
• самообразование педагога;
• работа с дидактическими средствами;
• повышение квалификации в предметной области.
Вторая:
• обучение конкретному предмету;
• термины «методическая деятельность» и «обучающая деятельность» используются как синонимы.
Третья:
- совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в общей педагогической деятельности.
В профессиональном обучении методическая деятельность рассматривается как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие процедуры реализации методических разработок.
Каковы же особенности методической деятельности педагога профессионального обучения? Основные компоненты методической деятельности: цель, объект, предмет, субъект, результат.
Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.
Функции методической деятельности:
• аналитическая: анализ теоретического и профессионального обучения, анализ содержания производственного обучения, методический анализ профессионального обучения;
• проектировочная: перспективное планирование и разработка содержания обучения, планирование и подготовка обучающей деятельности;
• конструктивная: планирование занятия (отбор содержания, композиционное оформление учебной информации), представление форм предъявления учебного материала;
• нормативная: определение и разработка средств обучения, способствующие выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
• исследовательская: методика проведения исследования в решении методических проблем.
Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов, деятельность которых направлена на разработку специальных средств обучения. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения - его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
Следовательно, под методической деятельностью понимается самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
2. Виды методической деятельности
Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный процесс.
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.
Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:
• анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
• методический анализ учебного материала;
• планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
• моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
• конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
• разработку методики обучения по предмету;
• разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
• управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
• рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Названные виды методической деятельности не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.
3. Классификация и уровни сформированности методических умений
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам (см. табл.).
Таблица – Классификация методических умений
Название группы
Содержание умений
1. Дидактико-методические основы профессиональной деятельности педагога
Проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста;
подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы;
выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника;
проводить методический анализ локального отрезка учебной информации;
разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения задач, опорные конспекты и т.д.;
располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач;
разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения;
разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся;
разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся;
проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения
2. Специфика изучения учебного материала
• Планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа;
• планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности;
• конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции;
• организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею;
• применять методы теоретического и производственного обучения;
• анализировать методические разработки
3. Синтез ранее сформированных умений
• Применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике;
• создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения; создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает: умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике; умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения; умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».
Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами на педагогической практике.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
Уровни сформированности методических умений позволяют преподавателю ориентироваться в трудностях, возникающих у учащихся при овладении учебным материалом.
4. Уровни и формы осуществления методической деятельности
Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. На осознание значимости методической деятельности для Результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период – неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.
Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. Результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.
Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. Методическая работа педагога превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подготовка профессиональных рабочих и мастеров-инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения – моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.
Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.
Педагог-технолог – это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.
Объектами деятельности такого специалиста являются макро-структуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.
Продуктами методической деятельности данного уровня являются дидактико-методические комплексы, содержащие:
• системы обучения (в том числе системы профессионального обучения);
• региональные стандарты;
• учебные программы предметов;
• комплексы средств обучения;
• методы обучения;
• - методики обучения отдельным предметам;
• - технологии обучения.
Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой – обеспечивать практику обучения комплексом специально разработанных преподавателем учебно-программных средств.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что включает в себя понятие «коллективная методическая работа»?
2. Каковы направления деятельности методических комиссий? Раскройте содержание этих направлений.
3. В чем сущность организации методической работы в учебном заведении СПО по единой педагогической теме?
4. Что дает взаимопосещение уроков? Какой эффект эта форма методической работы может иметь для начинающего мастера производственного обучения?
5. Почему самостоятельной методической работе придается такое
серьезное значение?
6. В чем заключается главная задача самообразования?