Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методическая деятельность педагога профессионального обучения

  • 👀 4950 просмотров
  • 📌 4927 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методическая деятельность педагога профессионального обучения» docx
Тема лекции: «Методическая деятельность педагога профессионального обучения» Цель: раскрыть особенности методической деятельности педагога профессиональной школы, определить ее место в структуре профессиональной педагогической деятельности План лекции 1. Сущность и основные компоненты методической деятельности. 2. Виды методической деятельности. 3. Классификация и уровни сформированности методических умений. 4. Уровни и формы осуществления методической деятельности. Основные понятия темы Методическая деятельность – самостоятельный вид профессиональ­ной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструирова­нию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуля­цию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин. Методические умения – свойство личности будущего педагога выпол­нять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретен­ных знаний. Объект методической деятельности – процесс формирования профес­сиональных знаний, умений и навыков. Предмет методической деятельности – различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Текст из уч. пособий 1) Эрганова Н.Е. «Методика проф.обучения», М.: Академия, 2008. 2) Кругликов Г.И. «Методика проф.обучения с практикумом», 2010. 3) Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Бим-Бада, 2002. 1. Сущность и основные компоненты методической деятельности Великий русский педагог К.Д.Ушинский мудро заметил: «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель». Сказанное почти полтора века тому назад сегодня чрезвычайно актуально. Педагог, полагающий, что с получением диплома его образование завершено, специалист, который живет только знаниями, приобретенными в вузе, никогда не станет подлинным мастером в своем деле. Тот же Ушинский про­зорливо заметил: «Учитель не может уподобляться верстовому стол­бу, который сам неподвижно стоит на месте и лишь указывает дорогу другим». Бесспорно, личный опыт, собственная инициатива, углубле­ние (по мере увеличения стажа работы) в педагогические и пси­хологические знания, многократная апробация методических при­емов – все это способствует становлению профессионала. Но обо­гащает не только свой, пусть и богатый, опыт. Специалист стано­вится настоящим мастером, если он наблюдает, изучает и творчески осваивает передовой опыт коллег, – это обязательное требование к методической работе каждого педагога, занимающегося профессиональной подготовкой молодежи. В педагогической литературе существуют различные точки зрения на методи­ческую деятельность. Методическая деятельность Первая: • самообразование педагога; • работа с дидактическими средствами; • повышение квалификации в предметной области. Вторая: • обучение конкретному предмету; • термины «методиче­ская деятельность» и «обучающая деятель­ность» используются как синонимы. Третья: - совокупность относительно самостоятельных умений с четко выра­женной спецификой в общей педагогической деятельности. В профессиональном обучении методическая деятельность рассматривается как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие процедуры реализации методических разработок. Каковы же особенности методической деятельности педагога профес­сионального обучения? Основные компоненты методической деятельности: цель, объект, предмет, субъект, результат. Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения. Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков. Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Функции методической деятельности: • аналитическая: анализ теоретического и профессионального обуче­ния, анализ содержания производственного обучения, методический анализ профессионального обучения; • проектировочная: перспективное планирование и разработка содер­жания обучения, планирование и подготовка обучающей деятельности; • конструктивная: планирование занятия (отбор содержания, компози­ционное оформление учебной информации), представление форм предъявле­ния учебного материала; • нормативная: определение и разработка средств обучения, способст­вующие выполнению образовательных стандартов, требований учебных про­грамм, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения; • исследовательская: методика проведения исследования в решении методических проблем. Субъектами методической деятельности являются педагог или кол­лектив педагогов, деятельность которых направлена на разработку специаль­ных средств обучения. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения - его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной ра­боты по результатам исследования собственной научно-методической системы. Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабо­чей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках. Следовательно, под методической деятельностью понимается само­стоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектирова­нию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, по­зволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин. 2. Виды методической деятельности Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный процесс. В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельно­сти, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим: • анализ учебно-программной документации, методических комплексов; • методический анализ учебного материала; • планирование системы уроков теоретического и практического обучения; • моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке; • конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений; • разработку методики обучения по предмету; • разработку видов и форм контроля профессиональных зна­ний, умений и навыков; • управление и оценку деятельности учащихся на уроке; • рефлексию собственной деятельности при подготовке к уро­ку и при анализе его результатов. Названные виды методической деятельности не охватывают всего многообразия методической практики профес­сионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечива­ют подготовку педагога к занятиям. 3. Классификация и уровни сформированности методических умений Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предмет­ной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам (см. табл.). Таблица – Классификация методических умений Название группы Содержание умений 1. Дидактико-методические основы профессиональной деятельности педагога Проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста; подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы; выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника; проводить методический анализ локального отрезка учебной информации; разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения задач, опорные конспекты и т.д.; располагать учебный материал на доске, оформлять реше­ние технических задач; разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения; разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся; разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся; проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения 2. Специфика изучения учебного материала • Планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа; • планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности; • конструировать учебные и практические задачи и отби­рать соответствующие учебные действия и практические операции; • организовывать деятельность учащихся на уроке и управ­лять ею; • применять методы теоретического и производственного обучения; • анализировать методические разработки 3. Синтез ранее сформи­рованных умений • Применять методические рекомендации, методики и тех­нологии обучения на практике; • создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения; создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях Первая группа методических умений связана с овладени­ем дидактико-методическими основами профессиональной дея­тельности педагога профессиональной школы. Вторая группа методических умений учитывает специфи­ку изучения учебного материала. Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает: умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике; умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения; умение создавать собственную методическую систему обуче­ния и представлять ее в методических рекомендациях. Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях. Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или ино­го методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические уме­ния в процессе изучения учебного предмета «Методика профес­сионального обучения». Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами на педагогической практике. Третий уровень характеризуется переносом отдельных ме­тодических приемов, их комплексов и видов методической дея­тельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уро­вень представляет методическая деятельность педагога-практика. Уровни сформированности методических умений позволяют препода­вателю ориентироваться в трудностях, возникающих у учащихся при овладении учебным материалом. 4. Уровни и формы осуществления методической деятельности Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый препода­ватель и не сразу включается в методическую работу. Первона­чально молодого педагога захватывают процесс преподавания сво­его предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядно­сти, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. На осознание значимости методической деятельности для Результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность мето­дической деятельности педагога в этот период – неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности. Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. Результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся. Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ста­вит задачи обобщения и передачи методического опыта, что пе­реводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. Методическая работа педагога превращается в профессиональ­ную методическую деятельность, которая создает условия и обес­печивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подго­товка профессиональных рабочих и мастеров-инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения – моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п. Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью. Педагог-технолог – это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера. Объектами деятельности такого специалиста являются макро-структуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения. Продуктами методической деятельности данного уровня являются дидактико-методические комплексы, содержащие: • системы обучения (в том числе системы профессионального обучения); • региональные стандарты; • учебные программы предметов; • комплексы средств обучения; • методы обучения; • - методики обучения отдельным предметам; • - технологии обучения. Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой – обеспечивать практику обучения комплексом специально разработанных преподавателем учебно-программных средств. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что включает в себя понятие «коллективная методическая работа»? 2. Каковы направления деятельности методических комиссий? Раскройте содержание этих направлений. 3. В чем сущность организации методической работы в учебном заве­дении СПО по единой педагогической теме? 4. Что дает взаимопосещение уроков? Какой эффект эта форма мето­дической работы может иметь для начинающего мастера производствен­ного обучения? 5. Почему самостоятельной методической работе придается такое серьезное значение? 6. В чем заключается главная задача самообразования?
«Методическая деятельность педагога профессионального обучения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot