Метод Монтессори
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
От природы каждому человеку дано быть успешным и умным, быть личностью. Главной задачей взрослых, на этапе развития, является помощь ребенку в раскрытии своего потенциала, с его обучением самостоятельному постижению мира, умению существовать в нем, успешно решая проблемные ситуации. Для чего важным является создание среды, в которой ребенок будет способен и будет стремиться к проявлению своих индивидуальных способностей, развиваясь и обучаясь в наиболее оптимальном для него ритме.
Научно- доказанным является тот факт, что самостоятельно ребенок развиваться не может, полноценное развитие возможно только в рамках определенного социума, и под воздействием социального окружения. Соответственно, особенную актуальность представляет оптимизация социума окружающего ребенка, с созданием технологий, способствующих его наиболее эффективному и гармоничному развитию. Здесь важность имеет именно внутренняя структура воспитательно- образовательной деятельности и ее направленность на личность, сотрудничество с ней, а не достижение вопреки ее особенностям и в ущерб ей, общественно- значимых ценностей.
В рамках данного аспекта интерес представляет новаторская деятельность педагога, рассматриваемая исследователями как высший уровень педагогического мастерства.
Новаторское движение в педагогике сформировалось в период окончания 70 – х, начала 80-х гг., с выделением ряда педагогов новаторов, реализующих свои идеи в рамках практической деятельности.
Новаторское движение включило коммунарское, разновозрастное, вальдорфское, тренинговое, организационно- деятельностное и другие направления, педагогику Монтессори, новаторство и педагогические инициативы педагогов советской школы (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой и др.). При этом успешность развития педагогической мысли во многом обусловлена тесным переплетением западных и отечественных педагогических идей.
В качестве наиболее популярной системы педагогического воздействия на личность исходя из показателей эффективности и результативности, исследователями определяется система разработанная Марией Монтессори, которая базируется на научном подходе к воспитанию, на основе теоретико- практических идей о развитии личности ребенка.
За последние годы интерес к опыту Монтессори в обществе значительно возрос, так как с одной стороны, при знании и правильном применении метода все необходимые качества для формирования успешного современного человека как нельзя лучше развиваются в детских учреждениях, работающих по системе Монтессори.
В качестве доказательства этого можно привести фамилии известнейших выпускников Монтессори-школ: писатель Г. Г. Маркес, Ж. Кеннеди, Ф. Миттеран, Дж. Клуни и.т.д.
Организация практической деятельности согласно М. Монтессори, основана на индивидуальной концепции детского развития, с проявлением в специфической организации групповой деятельности в дошкольном учреждении, в ее принципах.
В группах работающих по принципам Монтессори- предполагается совместное воспитание разновозрастных детей, с формированием между детьми взаимоотношений сходных с межличностными отношениями в большой семье. В данном случае снижается уровень конкуренции между детьми и каждый имеет возможность проявления своего личностного потенциала, его саморазвития, что в совокупности способствует формированию самоуверенности и адекватной самооценки.
Дисциплина формируется посредством свободного выбора деятельности и определения ее границ.
М. Монтессори родилась в 1870 г. Окончив школу математико-технического профиля она продолжила обучение на базе медицинского факультета Римского университета, получив в 1898 г. статус врача, первого врача женского пола в Италии.
Интерес исследователя занимали проблемы детей с аномальным развитием, и начало своей профессиональной деятельности она посвятила созданию и развитию ортофренической школы для них, где на основе дидактических материалов Эдварда Сегена, она начала разработку своих собственных.
Понимая что истоки аномальноо детского развития идут с преиода раннего детского возраста М. Монтессори с 1900 г. активно исследует особенности детского развития вне зависимости от его соответствия нормативным показателям.
Осуществляя профессиональную деятельность на базе философского факультета она активно изучает положения экспериментальной психологии, и преподает педагогическую антропологию, анализируя теоретические концепции и активно наблюдая за особенностями детского развития, она формулирует новаторскую технологию детского развития, определяя ее ключевые принципы:
Антропологический предполагающий движение педагогической деятельности «от ребенка», который является центральной фигурой образовательно- воспитательной деятельности с ее построением с в аспекте антропологической и психологической мысли.
Принцип соблюдениям условия свободного детского развития, подразумевающий важность и целесообразность формирования в процессе воспитания «условий детской свободы».
Принцип концентрации внимания, определяющий важность умения сосредоточенно работать определенные временные промежутки; с доведением до логического завершения начатого дела; внимательным наблюдением за педагогической деятельностью с материалами и предметами, в процессе показа; слушанием при необходимости дополнительных пояснений педагога; с умением организации своей самостоятельной деятельности м самоконтролем ее результатов; исключая помехи окружающим.
Принцип формирования специальной пространственной обучающей среды, с учетом физических возможностей детского организма.
Принцип сензитивности, определяющий соответствие структуры и предметной логики дидактического материала Монтессори сензитивным периодам детского развития.
Принцип порядка и ограничения , определяющий в качестве ведущего мотива детской деятельности нарушение порядка, с его последующим восстановлением, так как при сформированном у ребенка позитивном отношении к расположению предметов своего окружения в определенных местах и определенном порядке, при его нарушении он активно предпринимает попытки к его восстановлению.
Важным аспектом педагогики Монтессори, является центрирование ребенка, определяющее важность соблюдения принципа особого места педагога в системе образования, определяющего важность принципа индивидуализации обучения.
Принцип социального воспитания и интеграции, предполагающие возможность индивидуальной работы и индивидуального интереса только при использовании определенных учебных средств, предназначенных для индивидуальной работы в рамках гетерогенной (разной по возрасту и уровню развития) группы.
По мнению М. Монтессори объединение детей в группы в соответствии с возрастными особенностями неестественно, снижает эффективность и результативность совместной детской деятельности.
В 1907 г. на основе теоретических знаний, наблюдений она создает дневной приют, в который зачисляются дети рабочих.
В 1910 г. она перестает практиковать как педагог, переключаясь на экспериментальную и социально-просветительскую деятельность, активно развивая свою мысль и читая лекции. в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, в которых ее выступления, способствовали открытию центров и школ.
Позиции М. Монтессори были настолькот новаторскими и отходящими от канонов традиционной педагогики, что встречали много негатива и противодействия, со стороны властей и педагогов.
С периода конца 30-х гг. XXв, М. Монтессори, покинула Италию, переехав в Индию, где прожила до 1947 г. оформляя свои научные труды.
На протяжении последних лет своей жизни М. Монтессори активно занималась организаторской и пропагандистской деятельностью, внедряя свой метод в педагогику, доказывая его эффективность в странах Европы и США. 6 мая 1952 г. М. Монтессори умерла, оставив после себя значительное педагогическое наследие и была похоронена в Голландии.
В Монтессори-группах решается ряд противоречий, которые сложно решить в обычных группах и при этом реализовывать новые федеральные требования:
- увеличение численности групп в детских садах и требование индивидуального подхода к ребенку,
- качественная подготовка детей к школе за довольно короткое выделенное время и привитие ребенку любви к учебе,
- организация присмотра за детьми и одновременно ведение планомерной, качественной методической работы, повышающей профессиональную компетенцию педагога, - как это реализовать?
- качественная социализация ребенка в большой группе детей одного возраста.
Несмотря на наличие большой степени свободы, в Монтессори-группе есть и четко регламентированные правила поведения; необходимо соблюдение дисциплины. Нельзя, например, мешать другому ребенку, если он занят работой, необходимо при выборе места для работы учитывать интересы других детей.
Младшие дети учатся правилам группы, уважению к старшим. Старшие показывают младшим упражнения, опекают их и чувствуют себя при этом более самостоятельно.
В группе Монтессори-детского сада большое внимание уделено созданию развивающей среды, которая в терминологии Монтессори-педагогики называется «подготовленной средой». Это – упражнения для детей, которые способны вызвать у них интерес и привести к освоению практической деятельности, изучению навыков, умений или углублению знаний на основании взаимодействия с конкретным материалом.
Условно Монтессори-группа разделена на части, в каждой из которой представлен однородный «материал». Эти области (зоны) соответствуют направлениям развития, которые выделила Монтессори и содержат упражнения «навыков практической жизни», сенсорной группы, развития родного языка, математические, упражнения для «космического воспитания».
Организация предметно- пространственной среды по методике Монтессори, предполагает создание большого количества зон:
зону реальной жизнедеятельности, направленную на обучение ребенка самостоятельному одеванию, пересыпанию, переливанию, мытью, чистке, перемешиванию, вырезанию, раскрашиванию, рисованию и т.д., с развитием концентрации внимания, крупной и мелкой моторики;
зону сенсорного развития, направленную на изучение ребенком окружающего мира (различение высоты, длины, веса, цвета и других свойств предметов), где дети имеют возможность играть с предметами, с изучением размера, формы и цвета;
зону языкового, географического, математического, естественно – научного развития, направленных на умственное развитие ребенка.
зону двигательных упражнений, организованную преимущественно на линии, прорисованной на ковре или на полу группы в виде круга(овала), используемой для физических упражнений, направленных на развитие координации движений и равновесия, и внимания.
Следует выделить, что педагогика Монтессори предполагает самостоятельный выбор ребенком зоны и материала, для работы. При этом подразумевается как индивидуальная, так и групповая формы работы, выборо которой также предоставляется ребенку. Монтессори- педагогика не предполагает соревновательного характера деятельности детей, чем обеспечивается выбор ребенком своего темпа работы. При организации предметно- пространственной среды в образовательных учреждениях по Монтессори - Монтессори - материалы дополняются музыкальной, художественно- эстетической и другими зонами.
Приоритетной задачей Монтессори – педагога, является оказание ребенку помощи в организации своей деятельности, выбора своего уникального пути развития, реализации в наиболее полной мере своего потенциала. При этом важность представляет овладение воспитателем особыми педагогическими приемами, со сформированностью умений и навыков. Метод Монтессори предполагает организацию занятий на легких переносных столах, стульях и ковриках, на полу.
Монтессори – материалы, составляющие предметно- пространственную среду отличаются конкретностью и наглядностью, с обеспечением детям возможности посредством самостоятельной работы с ее компонентами, формировать свое представление об окружающем мире. Важную роль в методе Монтессори играет формирование у детей навыков самообслуживания, развивающих мелкую моторику, способствующую речевому развитию.
Характеризуя метод М. Монтессори, следует отметить, также его отрицательные моменты: развивая на высоком уровне аналитические, логические способности, мелкую моторику, сферы деятельности, контролируемые левым полушарием, практически не развивает «творческое» левое полушарие, что препятствует целостному познанию ребенком мира. При реализации метода Монтессори, в классическом варианте, не предполагается спонтанная, творческая, игровая детская деятельность, рассматриваясь в виде бесполезной, не способствующей интеллектуальному детскому развитию, а, напротив, препятствующей ему.
Таким образом, методология педагогики предложенной итальянским психологом Марией Монтессори предоставляет большие возможности для самостоятельного развития ребенка. в основе метода Монтессори лежит наблюдение за ребенком в естественных условиях, с его принятием таким, какой он есть. основным принципом Монтессори –педагогики, является направление ребенка на самовоспитание, самообучение, саморазвитие.