Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теория и практика использования дидактической игры в детском саду. Виды дидактических игр, их характеристика

  • 👀 434 просмотра
  • 📌 390 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теория и практика использования дидактической игры в детском саду. Виды дидактических игр, их характеристика» docx
Теория и практика использования дидактической игры в детском саду 1.Особенности дидактической игры 2.Виды дидактических игр, их характеристика. 3.Место дидактической игры в педагогическом процессе. 4. Методика руководства дидактическими играми в детском саду. Литература:1)Менджерицкая Д.В.Воспитателю о детской игре – М.,1982 2)Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду- М.,1985 3)Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду – М., 1982 1. Особенности дидактической игры Игры детей возникли в глубокой древности. Они были неотъемлемой частью их жизни. Издавна людей занимала мысль о соединении игры и обучения. У каждого народа создавались игры, с помощью которых дети познавали окружающий мир, овладевали родной речью, усваивали нормы и правила поведения. В начале 40 гг. XIX в. в России возникла заинтересованность ученых народными играми. Е.А.Покровский создал сборник «Детские игры, преимущественно русские»(1895). В предисловии автор раскрыл ценность русских народных игр. Создал классификацию(материнские потешки, символические игры, домашние игры). В работе З.Кантаутене «Народные детские игры и их педагогическое значение» на основе опыта исследования литовских игр в детском саду показала возможности игр для всестороннего развития детей. В исследованиях отмечаются особенности народных игр: образность, наличие игровых действий, эмоциональность, наличие условий для проявления разнообразной активности. В настоящее время в практике используются много интересных сборников игр. В классической педагогике идея соединения обучения с игрой для дошкольников принадлежит немецкому педагогу Ф.Фребелю. В работе «Детский сад» описана система игр для ознакомления со свойствами предметов. В этой книге были сформулированы требования к организации дидактических игр(проводить эмоционально и в определенной последовательности). Итальянский педагог М.Монтессори, развивая идею Фребеля, разработала материал для подготовки ребенка к упражнениям в повседневной жизни, а также для обогащения сенсорного опыта ребенка. В начале XX в. на Западе широкое распространение получила система обучения бельгийского педагога, врача, психолога Овида Декроли. В отличие от Фребеля и Монтессори он использовал природный материал. Все игры он разделил на следующие виды: зрительные, зрительно-моторные, моторные. Сенсорные игры не только обогащают сенсорный опыт, но и развивает мышление. В организации игр он предлагал придерживаться принципа от близкого к далекому. Немецкий ученый И.Б.Базедов предложил систему игр со словом( игры в названия, на классификацию), разработал много интересных игр(подбор омонимов, синонимов, закончи предложение и др.). Народные обучающие игры использовались в пед.системах Е.Н.Водовозовой, А.С.Симонович, Л.К.Шлегер. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта Е.И.Тихеева разработала дидактический материал: искусственный(настольно-печатные игры, деревянные формы, игрушки и картинки) и естественный(овощи, фрукты, цветы, плоды, семена). Тихеева дает следующее определение дидактическим играм и занятиям: Дидактическими мы называем игры и занятия, связанные с определенной дидактической целью и требующие соответствующего дидактического материала. Тихеева подчеркивает значение дидактических игр для развития восприятия, речи, внимания, воли. Впервые вводит термин «игра-занятие». Была разработана методика использования дидактической куклы для воспитания к.г.н. и развития речи. В 30 гг XX в. дидактическая игра в пед.процессе детского сада используется как метод и форма обучения. Вопрос использования дидактической игры для формирования элемент.матем.представлений изучался Ф.Н.Блехер. В 40 – 60 годы исследовался вопрос использования дидактических игр на занятиях(Жуковская, Л.В.Артемьева, В.Р.Беспалова, Е.И.Удальцова и др.). Жуковская впервые выделяет разницу между дидактической игрой и игрой-занятием. В.Р.Беспалова: дидактическая игра- метод ознакомления с общественной жизнью. В работе Е.И.Удальцовой «Дидактические игры для детей дошкольного возраста» выделены особенности дид.игр и их значение. Устанавливает взаимосвязь: чем содержательнее правила и игровые действия, тем активнее ребенок. Подчеркнула значимость игры для формирования взаимоотношений детей. Определила место дид.игры как одного из приемов при обучении на зан. В работах Т.М.Бабуновой, А.К.Бондаренко изучался вопрос о роли дидактической игры в развитии умственных способностей. Бондаренко изучала условия использования дид игры в самостоят.дея-ти -отбор игры в соответствии с возрастом и возможностями - методически грамотное, эмоциональное руководство - особенность позиции педагога в игре - поддержание длительного интереса - предоставление достаточного времени для игры - наличие разнообразных игр Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные в занимательной, игровой форме, сами находят решения. Ребенок воспринимает умственную задачу как практическую. Дидактические игры относятся к группе игр с правилами. Дидактическая игра относится к педагогическим средствам, созданным взрослыми для развития определенной способности. Многие исследователи подчеркивают развивающий потенциал дидактических игр. Поэтому дидактические игры называют развивающими. Развивающий потенциал реализуется посредством реализации цели игры. Цели игры могут быть связаны с познавательными задачами (формирование представлений о предметах и явлениях, развитие умений и навыков) и воспитательными задачами (воспитание способов сотрудничества, формирование познавательной активности, развитие нравственно-волевых качеств личности). Цель игры обычно ставит перед ребенком взрослый. В дидактической игре есть игровой замысел т.е. игровая ситуация, в которой ребенок производит разнообразные игровые действия (поиск предметов, обмен предметами, жестами, вопросами). Решение обучающей задачи игровых действий связано с удовлетворением значимых индивидуальных потребностей (достижение успеха в деятельности) и преодоление трудностей. Игровые правила могут быть 2 видов или определяют последовательность игровых действий (например: найти предмет по названным признакам) или правила общения ( например: нужно действовать по очереди, выбирать тех детей, кто не был в кругу) 2. Виды дидактических игр, их особенности В теории и практике организации игровой деятельности существует множество разнообразных классификаций дидактических игр. Классическим является выделение 3 видов дидактических игр: с предметами и природным материалом, настольно-печатные, словесные игры. В основе этой классификации- используемый источник и решаемые задачи. Что относится к дидактическим играм с предметами и какие задачи могут решаться? В качестве предметов могут использоваться пирамидки, вкладыши, матрешки, предметы разной величины, формы, цвета, из разных материалов, овощи, фрукты, игрушки, одежда, мебель, посуда, растения, семена и др. В работе с детьми дошкольного возраста в дидактических играх с предметами могут решаться следующие познавательные цели: формирование сенсорных способностей, развитие познавательной активности, совершенствование способов познавательно-исследовательской деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), развитие познавательных психических процессов (внимание, память, мышление и др.) К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные кубики, картинки, парные картинки, паззлы, мозаика. В этой группе игр могут быть решены задачи по классификации предметов, умение сравнивать предметы, находить сходство и различия, несоответствия, аллогизмы, уметь находить аналогичные предметы, изображенные на картинках, уметь составлять из частей целый предмет, уметь устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, развитие мелкой моторики, умение собрать картинку, мозаику по картинкам, схемам К словесным играм относятся игры, в процессе которых решаются задачи речевого развития детей, способствует развитию слуховых, зрительных ощущений. Игры с правилами, по мнению Михайленко и Коротковой, делятся на игры по развитию физической компетентности, на умственную компетентность или связаны со случайным выигрышем ребенка. Есть еще несколько классификаций дидактических игр ( Сорокина, Удальцова, Дыбина и др.). Значительный вклад в теорию игры внесли А.И.Сорокина: роль игры по ознакомлению с окружающим, выделила особенности обучения с помощью игры «Дидактическая игра – сложный процесс, она является одной из форм обучения и остается игровой деятельностью. Это выражается в особенностях, характере отношений между воспитателем и ребенком и самими детьми…». Дала новую классификацию дид.игр(нас окружают вещи, откуда они, какие они?, мир отношений, все происходит во времени). В дальнейшем в зависимости от формы проведения выделила следующие виды дидактических игр(игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-предположения, игры –беседы). 3.Место дидактических игр в педагогическом процессе ДОО В педагогическом процессе дидактическая игра используется в нескольких направлениях: - форма обучения( используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, помогает в усвоении, закреплении знаний, овладению способами познавательной деятельности, учатся классифицировать, сравнивать) - метод обучения (относится к группе игровых методов обучения, направлено на решение учебных задач и создание значимой, интересной для ребенка мотивации) - самостоятельная деятельность (в самостоятельную деятельность детей разного возраста могут входить дидактические игры, инициатива исходит от детей, связанных с самостоятельным выбором темы игры и партнеров по игре) Особенность дидактической игры: наличие дидактической задачи, игровых правил и игровых действий. Примеры дидактических задач: закрепление представлений у дошкольников о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный); закрепить представления у дошкольников об основных цветах как важном качестве предметов и др. Примеры игровых правил: дидактическая игра «Радио»:1. Внимательно слушать какое слово произносит сосед 2. Говорить надо шепотом и четко произносить слово сидящему рядом соседу 4. Нельзя переспрашивать. 5. Если неправильно передал слово, то нужно отдать фант или сесть в конце сидящих участников. Примеры игровых действий: загадывание загадок, проведение ориентировочных пробных действий с предметом, ответ на вопрос и т.д. В работе Михайленко и Коротковой отмечено, что особенностью игр с правилами наличие формализованных правил, состязательные отношения с выигрышем одного из участников. Характеристика 1.совместная форма организации игры 2.наличие точных и обязательных правил 3.наличие определенного, заранее заданного результата(выигрыш) 4.цикличность деятельности в игре 5.состязательные отношения. 4.Методика руководства дидактическими играми Подготовка -отбор игры в соответствии с задачами - соответствие игры возрасту -определение удобного времени -выбор места для игры -определение количества участников -подготовка необходимого дид.материала - подготовка воспитателя(изучение и осмысления хода игры, методов руководства) Проведение игры -ознакомление с содержанием игры, дид.материалом -объяснение хода правил -показ игровых действий и совместное пробное проигрывание с детьми, пояснение и уточнение игровых действий. -определение роли воспитателя(партнер, болельщик, арбитр) -подведение итогов Анализ проведенной игры, определение перспектив дальнейшего усложнения дидактической игры и возможностей дальнейшего ее использования в работе с детьми. Приемы и методы руководства 1) создание интереса(использование загадок, считалок, сюрпризных моментов, интригующий вопрос, участие в сговоре на игру, напоминание об игре) 2)важное значение имеет темп игры: в начале игры темп замедленный, в середине-нарастает, в конце-замедление. 3)объяснение правил четким и понятным детям языком, если игра знакома детям, можно предложить напомнить правила игры другим детям 4) активное участие педагога в игре (поощрение удачного решения, вселить в ребенка уверенность, поддержать шутку, создание проблемной ситуации, обсуждение с детьми вариантов усложнения игры и др.) 5) используя разные приемы, педагог может занимать разные позиции в игре (организатор, ведущий, партнер, советчик, наблюдатель и др.).
«Теория и практика использования дидактической игры в детском саду. Виды дидактических игр, их характеристика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot