Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Менеджмент информационной безопасности на уровне предприятия: основные направления и структура политики безопасности

  • 👀 1405 просмотров
  • 📌 1373 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Менеджмент информационной безопасности на уровне предприятия: основные направления и структура политики безопасности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Менеджмент информационной безопасности на уровне предприятия: основные направления и структура политики безопасности» docx
Лекция 7: Менеджмент информационной безопасности на уровне предприятия: основные направления и структура политики безопасности Аннотация: В лекции перечисляются основные направления управленческой (организационной) работы в сфере информационной безопасности на уровне отдельного предприятия. Раскрывается общая структура политики информационной безопасности предприятия как основного организующего документа в этой области. Предпосылки развития менеджмента в сфере информационной безопасности на уровне предприятий Обеспечение собственной информационной безопасности на предприятиях1Здесь и в дальнейшем под "Предприятием" мы будем понимать любую фирму, компанию, организацию, учреждение (в том числе и государственное), имеющее определенную свободу и самостоятельность в распоряжении имеющимися финансовыми ресурсами, определении собственной организационно-штатной структуры и приоритетов в текущей деятельности. , как правило, является неотъемлемой частью общей системы управления, необходимой для достижения уставных целей и задач. Значимость систематической целенаправленной деятельности по обеспечению информационной безопасности становится тем более высокой, чем выше степень автоматизации бизнес-процессов предприятия и чем больше "интеллектуальная составляющая" в его конечном продукте, т.е. чем в большей степени успешность деятельности зависит от наличия и сохранения определенной информации (технологий, ноу-хау, коммерческих баз данных, маркетинговой информации, результатов научных исследований и т.п.), обеспечения ее конфиденциальности и доступности для владельцев и пользователей. Роль информации и, в частности, т.н. "знаниевых активов" в деятельности предприятий возрастает по мере либерализации мировых рынков, когда материальные активы во все меньшей степени являются источниками конкурентных преимуществ в силу значительного уменьшения торговых барьеров. Нематериальные активы, существующие обычно в виде информации2На практике, очевидно, не все нематериальные ("знаниевые") активы существуют в виде информации. К числу таких активов относится также, например, деловая репутация, имидж и т.п. , в этих условиях начинают играть роль одной из ведущих основ для повышения конкурентоспособности и развития бизнеса. Обеспечение информационной безопасности также, как правило, имеет большое значение не только для стратегического развития предприятия и создания основного продукта, но и для отдельных (иногда вспомогательных) направлений деятельности и бизнес-процессов, таких как коммерческие переговоры и условия контрактов, ценовая политика и т.п. Кроме того, значимость обеспечения информационной безопасности в некоторых случаях может определяться наличием в общей системе информационных потоков предприятия сведений, составляющих не только коммерческую, но и государственную тайну, а также другие виды конфиденциальной информации (сведения, составляющие банковскую тайну, врачебную тайну, интеллектуальную собственность компаний-партнеров и т.п.). Обеспечение информационной безопасности в этой сфере и, в частности, основные требования, организационные правила и процедуры непосредственно регламентируются федеральным законодательством, и надзор за выполнением требований осуществляется федеральными органами власти. • Для сведений, составляющих государственную тайну – Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 года №5485-1 "О государственной тайне" и связанные с ним подзаконные акты. • Для сведений, составляющих банковскую тайну – Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и связанные с ним смежные законы и подзаконные акты. • Для сведений, составляющих врачебную тайну – Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" (ст.61) и Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (ст.14); а также для сведений, относящихся к некоторым другим видам тайны, таких как военная тайна, нотариальная тайна, адвокатская тайна, тайна страхования, тайна усыновления, налоговая тайна, тайна следствия и судопроизводства и другие. Соответственно, лица, нарушающие требования информационной безопасности, могут быть не только подвергнуты дисциплинарным взысканиям, но и подлежат уголовному и административному преследованию. Так же как и на государственном уровне, управление информационной безопасностью на уровне предприятий направлено на нейтрализацию различных видов угроз: • внешних, таких как неправомерные действия государственных органов (в том числе и зарубежных), противоправная деятельность преступников и преступных группировок, незаконные действия компаний-конкурентов и других хозяйствующих субъектов, недобросовестные действия компаний-партнеров, несоответствие действующей нормативно-правовой базы фактическому развитию технологий и общественных отношений, сбои и нарушения в работе глобальных информационных и телекоммуникационных систем и информационных систем компаний-партнеров (контрагентов) и др.; • внутренних, таких как ошибки и халатность персонала предприятия, а также намеренно допускаемые нарушения, сбои и нарушения в работе собственных информационных систем и др. Таким образом, управление информационной безопасностью на каждом отдельном предприятии должно осуществляться в контексте его общей хозяйственной деятельности: с учетом характера деятельности компании (технологии производства, специфики рынков сбыта и т.п.), а также фактически складывающейся ситуации в рыночной конкурентной борьбе, государственной политике, развития правовой и правоохранительной системы, уровня развития отдельных используемых информационных и телекоммуникационных технологий и других факторов, формирующих общие условия текущей деятельности. Формальным основанием (предпосылкой) для осуществления целенаправленной деятельности в сфере защиты информации, помимо общегосударственных требований к защите информации, составляющей государственную, военную, врачебную и банковскую тайну, также является перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, который определяется предприятием самостоятельно с учетом требований действующего законодательства. Кроме того, необходимость разработки и внедрения политики информационной безопасности может быть обусловлена такими обстоятельствами, как: • необходимость уменьшения стоимости страхования информационных рисков или определенных бизнес-рисков; • необходимость внедрения международных стандартов, таких как ISO 17799 или BS 7799. Рис. 7.1. Предпосылки разработки политики безопасности предприятия Общая структура управленческой работы по обеспечению информационной безопасности на уровне предприятия Для нейтрализации существующих угроз и обеспечения информационной безопасности предприятия организуют систему менеджмента в сфере информационной безопасности, в рамках которой (системы) проводят работу по нескольким направлениям: • формирование и практическая реализация комплексной многоуровневой политики информационной безопасности предприятия и системы внутренних требований, норм и правил; • организация департамента (службы, отдела) информационной безопасности; • разработка системы мер и действий на случай возникновения непредвиденных ситуаций ("Управление инцидентами"); • проведение аудитов (комплексных проверок) состояния информационной безопасности на предприятии. Рис. 7.2. Структура организационной деятельности в сфере информационной безопасности на предприятии Каждое из этих направлений организационной работы имеет свои особенности и должно реализовываться с использованием специфических методов менеджмента и в соответствии со своими правилами. Политики и правила информационной безопасности являются организационными документами, регулирующими деятельность всей организации или отдельных подразделений (категорий сотрудников) в части обращения с информационными системами и информационными потоками. Департамент информационной безопасности является узко специализированным подразделением, решающим специфические вопросы защиты информации. Система мер по реагированию на инциденты обеспечивает готовность всей организации (включая Департамент информационной безопасности) к осмысленным целенаправленным действиям в случае каких-либо происшествий, связанных с информационной безопасностью. Проведение внутренних аудитов информационной безопасности (периодических или связанных с определенными событиями) должно обеспечить контроль за текущим состоянием системы мер по защите информации и, в частности, независимую проверку соответствия реального положения дел установленным правилам и требованиям. При этом каждое из направлений деятельности должно постоянно совершенствоваться по мере развития организации, а конкретные задачи должны постоянно уточняться в соответствии с изменением в организационной структуре, производственных процессах или внешней среде. Так, например, если предприятие начинает выпуск продукции военного назначения параллельно с выпуском гражданской продукции, то это может потребовать изменений всех основных направлений организационной работы в сфере обеспечения информационной безопасности: • корректировки стратегии и основных положений политики информационной безопасности (на всех ее уровнях); • изменения организационной структуры и функциональных задач департамента информационной безопасности; • совершенствования системы реагирования на инциденты; • использование более совершенных методик проведения аудитов информационной безопасности. Формирование политики информационной безопасности на предприятии Структура политики информационной безопасности и процесс ее разработки Политика информационной безопасности представляет собой комплекс документов, отражающих все основные требования к обеспечению защиты информации и направления работы предприятия в этой сфере. При построении политики безопасности можно условно выделить три ее основных уровня: верхний, средний и нижний. Верхний уровень политики информационной безопасности предприятия служит: • для формулирования и демонстрации отношения руководства предприятия к вопросам информационной безопасности и отражения общих целей всего предприятия в этой области; • основой для разработки индивидуальных политик безопасности (на более низких уровнях), правил и инструкций, регулирующих отдельные вопросы; • средством информирования персонала предприятия об основных задачах и приоритетах предприятия в сфере информационной безопасности. Политики информационной безопасности среднего уровня определяют отношение предприятия (руководства предприятия) к определенным аспектам его деятельности и функционирования информационных систем: • отношение и требования (более детально по сравнению с политикой верхнего уровня) предприятия к отдельным информационным потокам и информационным системам, обслуживающим различные сферы деятельности, степень их важности и конфиденциальности, а также требования к надежности (например, в отношении финансовой информации, а также информационных систем и персонала, которые относятся к ней); • отношение и требования к определенным информационным и телекоммуникационным технологиям, методам и подходам к обработке информации и построения информационных систем; • отношение и требования к сотрудникам предприятия как к участникам процессов обработки информации, от которых напрямую зависит эффективность многих процессов и защищенность информационных ресурсов, а также основные направления и методы воздействия на персонал с целью повышения информационной безопасности. Политики безопасности на самом низком уровне относятся к отдельным элементам информационных систем и участкам обработки и хранения информации и описывают конкретные процедуры и документы, связанные с обеспечением информационной безопасности. Разработка политики безопасности предполагает осуществление ряда предварительных шагов: • оценку личного (субъективного) отношения к рискам предприятия его собственников и менеджеров, ответственных за функционирование и результативность работы предприятия в целом или отдельные направления его деятельности; • анализ потенциально уязвимых информационных объектов; • выявление угроз для значимых информационных объектов (сведений, информационных систем, процессов обработки информации) и оценку соответствующих рисков. Осуществление предварительных шагов (анализа) позволяет определить, насколько информационная безопасность в целом важна для устойчивого осуществления основной деятельности предприятия, его экономической безопасности. На основе этого анализа с учетом оценок менеджеров и собственников определяются конкретные направления работы по обеспечению информационной безопасности. При этом в некоторых случаях личное мнение отдельных руководителей может и не иметь решающего значения. Например, в том случае, когда в распоряжении компании имеются сведения, содержащие государственную, врачебную, банковскую или военную тайну, основные процедуры обращения информации определяются федеральным законодательством, а также директивами и инструкциями тех федеральных органов, в чьей компетенции находятся вопросы обращения такой информации. Таким образом, политика информационной безопасности (практически на всех уровнях) в части работы с такими данными будет основана на общих строго формализованных правилах, процедурах и требованиях (таких, как использование сертифицированного оборудования и программного обеспечения, прохождение процедур допуска, оборудование специальных помещений для хранения информации и т.п.). При разработке политик безопасности всех уровней необходимо придерживаться следующих основных правил. • Политики безопасности на более низких уровнях должны полностью подчиняться соответствующей политике верхнего уровня, а также действующему законодательству и требованиям государственных органов. • Текст политики безопасности должен содержать только четкие и однозначные формулировки, не допускающие двойного толкования. • Текст политики безопасности должен быть доступен для понимания тех сотрудников, которым он адресован. В целом политика информационной безопасности должна давать ясное представление о требуемом поведении пользователей, администраторов и других специалистов при внедрении и использовании информационных систем и средств защиты информации, а также при осуществлении информационного обмена и выполнении операций по обработке информации. Кроме того, из политики безопасности, если она относится к определенной технологии и/или методологии защиты информации, должны быть понятны основные принципы работы этой технологии. Важной функцией политики безопасности является четкое разграничение ответственностей в процедурах информационного обмена: все заинтересованные лица должны ясно осознавать границы как своей ответственности, так и ответственности других участников соответствующих процедур и процессов. Также одной из задач политики безопасности является защита не только информации и информационных систем, но и защита самих пользователей (сотрудников предприятия и его клиентов и контрагентов). Общий жизненный цикл политики информационной безопасности включает в себя ряд основных шагов. 1. Проведение предварительного исследования состояния информационной безопасности. 2. Собственно разработку политики безопасности. 3. Внедрение разработанных политик безопасности. 4. Анализ соблюдения требований внедренной политики безопасности и формулирование требований по ее дальнейшему совершенствованию (возврат к первому этапу, на новый цикл совершенствования). Этот цикл (см. рис. 7.3) может повторяться несколько раз с целью совершенствования организационных мер в сфере защиты информации и устранения выявляемых недоработок. Рис. 7.3. Циклы развития и совершенствования политики информационной безопасности предприятия Политика информационной безопасности предприятия: верхний уровень Политика информационной безопасности верхнего уровня фактически является декларацией руководителей и/или собственников предприятия о необходимости вести целенаправленную работу по защите информационных ресурсов, что должно стать основой для более успешного функционирования предприятия в основном направлении его деятельности, а также устранить различные риски, которые могут привести к финансовым потерям, ущербу для репутации предприятия, административному и уголовному преследованию руководителей и другим негативным последствиям. Политика информационной безопасности на этом уровне может определять и описывать: • собственно решение об осуществлении целенаправленной систематической деятельности по обеспечению информационной безопасности предприятия; • перечень основных информационных ресурсов, таких как информационные системы, массивы данных, информация об отдельных фактах и явлениях (конструкторских разработках, коммерческих сделках, результатах НИОКР и т.п.), защита которых имеет наибольший приоритет для всего предприятия; • общий подход к распределению ответственности за обеспечение информационной безопасности внутри организации; • указание на необходимость для всего персонала соблюдать определенные меры предосторожности при работе с информацией и информационными системами, повышать свою квалификацию в данной области и осознавать меру ответственности за возможные нарушения; • отношение руководства предприятия к фактам нарушения требований по обеспечению информационной безопасности и лицам, совершающим такие нарушения, а также общий подход к их преследованию в случае выявления таких фактов. Одной из задач политики верхнего уровня является формулирование и демонстрация того, что защита информации является одним из ключевых механизмов обеспечения конкурентоспособности предприятия и обуславливает как его способность достигать поставленные цели, так иногда и способность выживания и сохранения возможности продолжать деятельность. Для этого могут быть обозначены приоритетные направления хозяйственной деятельности и соответствующие им информационные системы и потоки информации, описана причинно-следственная связь между возможными нарушениями конфиденциальности и/или нарушениями в стабильной работе информационных систем, с одной стороны, и нарушениями нормального хода текущих хозяйственных операций, с другой стороны. На основе этого могут быть определены приоритетные направления деятельности по обеспечению информационной безопасности. В наибольшей степени зависимость общей эффективности деятельности от информационной безопасности характерна для таких компаний, которые: • занимаются т.н. электронной коммерцией или работают в смежных сферах (электронные платежи, Интернет-реклама и т.п.); • непосредственно связаны с оборотом (созданием, куплей-продажей, охраной, оценкой) объектов интеллектуальной собственности и, в частности, наукоемких технологий; • непосредственно связаны с обращением больших объемов информации, составляющей тайну других лиц (банки, медицинские учреждения, аудиторские компании и т.п.). При этом работа над политикой информационной безопасности должна включать в себя не только ее начальную разработку, но и постоянный мониторинг угроз, изменений во внешней среде для последующего уточнения (или даже полной переработки) политики в соответствии с изменившимися условиями работы. Политика информационной безопасности предприятия: средний уровень Политики информационной безопасности среднего уровня непосредственно детализируют требования, задачи и правила, обозначенные в политике верхнего уровня, и отдельно описывают основные сферы, в которых необходимо системное осуществление тех или иных организационных и/или технических мероприятий. Политика информационной безопасности среднего уровня должна содержать следующие основные разделы. • Общее описание той сферы деятельности (информационной технологии, аспекта информационной системы, бизнес-процессов предприятия), на которую она распространяется. • Область применения политики безопасности – перечень всех лиц, организаций, информационных систем, к которым она применяется или которые исключаются из сферы ее применения. • Непосредственное отношение предприятия к данному аспекту информационных технологий и информационной безопасности – основная часть политики безопасности, определяющая конкретные правила, критерии и требования к процедурам обращения информации, элементам информационной инфраструктуры, программным и аппаратным средствам и т.п. • Распределение ролей и функций, необходимых для разрешения конкретных вопросов – закрепление за определенными сотрудниками (специалистами, руководителями) обязанностей по выполнению необходимой работы с целью решения задач в рамках данной политики безопасности. • Порядок разрешения возникающих вопросов – основные процедуры разрешения появляющихся затруднений в текущей работе и принятия решений о возможных исключениях из общих правил, а также перечень лиц (подразделений), ответственных за непосредственную работу с персоналом предприятия по вопросам, относящимся к данной политике безопасности. Одной из основ для реализации мероприятий в сфере информационной безопасности и детальной разработки политики безопасности является укрупненная классификация информационных ресурсов, имеющихся у предприятия. Все имеющиеся у предприятия информационные объекты (и соответствующие элементы информационной инфраструктуры), как правило, могут быть разделены на пять или шесть основных групп по уровню своей значимости и конфиденциальности. 1. Критически важная (абсолютно секретная) информация – информация, требующая особых гарантий безопасности. 2. Важная информация (информация, составляющая коммерческую тайну) – информация, используемая только внутри предприятия, нарушение конфиденциальности которой может нанести серьезный ущерб самому предприятию или его партнерам. 3. Значимая (конфиденциальная) информация – информация, предназначенная для использования ограниченным кругом сотрудников и руководителей предприятия. 4. Персональная информация – информация о сотрудниках, не подлежащая разглашению. 5. Информация для внутреннего использования – информация для использования внутри предприятия, нарушение конфиденциальности которой не может нанести вреда. 6. Прочая информация – открытая информация, конфиденциальность которой не имеет особого значения для деятельности предприятия. Во всем объеме политик среднего уровня необходимо выделить два их основных вида. 1. Политики, относящиеся к определенным сферам деятельности предприятия и соответствующим информационным потокам (финансам, коммерческой деятельности и т.п.). 2. Политики, относящиеся к определенным аспектам использования информационных технологий, организации информационных потоков и организации работы персонала на всем предприятии – вне зависимости от той сферы, где используются эти технологии или занят персонал. К политикам первого типа могут относиться: • политики обращения с информацией, составляющей государственную тайну; • политики обращения с результатами НИОКР, конструкторской и технологической документацией, составляющей "ноу-хау" предприятия или его партнеров • и другие. Политики безопасности такого типа уточняют и дополняют общие для всего предприятия правила, распространяющиеся на все остальные информационные системы и объекты, и, соответственно, имеют наибольший приоритет. Они, например, могут содержать: • специальные требования к резервному копированию информации (такие как более высокая частота резервного копирование и использование более надежных носителей для этого); • специальные требования к идентификации и аутентификации пользователей (такие как комбинирование биометрической идентификации и идентификации при помощи паролей); • специальные требования к копировально-множительной технике, используемой для работы с конфиденциальной информацией; • специальные требования к помещениям, в которых проводятся совещания по секретной тематике и обрабатывается соответствующая информация (толщина и материал стен, расположение помещений в зданиях, защищенность окон, надежность дверей и запоров, а также охранной и пожарной сигнализации, обследования на предмет выявления подслушивающих устройств и т.п.) • и другие. К политикам второго типа могут относиться: • политика опубликования открытых информационных материалов, в том числе политика организации веб-сайта предприятия и его внутреннего информационного портала (в части предотвращения возможных утечек и искажений информации); • политика использования сети Интернет (в части предотвращения возможных утечек информации); • политики использования отдельных информационных и коммуникационных технологий, в том числе общие для всего предприятия правила использования мобильных компьютеров и КПК, удаленного доступа к корпоративными информационным системам, а также использования личных компьютеров сотрудников предприятия в служебных целях; • классификации информационных систем, информационных ресурсов и объектов информации с точки зрения их значимости и усилий, которые необходимо предпринимать для их защиты; • политика приобретения, установки, модификации и обновления программного обеспечения, а также аутсорсинга разработки и проектирования программного обеспечения; • политика закупки аппаратных средств информационных систем, систем информационной безопасности; • политика использования пользователями собственного программного обеспечения (т.е. ПО, самостоятельно разрабатываемого предприятием); • общие для всего предприятия правила использования паролей и других средств персональной идентификации; • политика использования электронно-цифровой подписи и инфраструктуры публичных ключей; • политика (регламент) обеспечения внутриобъектового режима и физической защищенности информационных активов; • политика доступа к внутренним информационным ресурсам сторонних пользователей (организаций); • общий для всего предприятия порядок привлечения к ответственности за нарушение определенных правил информационной безопасности. Лекция 8: Содержание детализированной политики безопасности Аннотация: В лекции описывается основное содержание разделов политики безопасности по отдельным направлениям защиты информации. Организация внутриобъектового режима и охраны помещений и территорий является частью общей работы предприятия по обеспечению сохранности имущества и непрерывности текущей деятельности. Основной задачей обеспечения внутриобъектового режима является недопущение посторонних лиц к информационным активам и предотвращение угроз информационной безопасности. Основой внутриобъектового режима является пропускной режим, в рамках которого, как правило, устанавливаются: • документы, дающие право прохода на территорию предприятия – как пропуска и карты доступа, выданные самим предприятием, так и документы, выданные сторонними организациями (например, служебные удостоверения должностных лиц некоторых органов государственной власти); • категории пропусков, используемых на предприятии, в соответствии с которыми (категориями) ограничивается срок действия пропусков, время возможного прохода на территорию предприятия (дни недели, часы суток) и некоторые другие параметры; • порядок выдачи, обмена, продления и изъятия пропусков, а также порядок действий сотрудников и должностных лиц при утрате пропуска; • порядок организации пропуска лиц, автотранспорта и проноса (провоза) имущества: размещение и порядок работы контрольно-пропускных пунктов, возможность пропуска тех или иных лиц, средств автотранспорта и грузов через те или иные КПП и др.; • основные положения документооборота, используемого при проходе посетителей на территорию предприятия — требования к ведению Журнала регистрации прохода посетителей, требования к документам, на основе которых выдаются разовые пропуска, порядок выдачи разовых пропусков и т.п.; • порядок досмотра транспортных средств, допускаемых на территорию предприятия. Кроме того, в рамках организации внутриобъектового режима может быть предусмотрено разделение помещений и территорий на отдельные зоны с ограничением доступа (в том числе на основе разделения помещений и территорий на различные категории), а также разграничение доступа отдельных сотрудников (категорий персонала) и посетителей в различные зоны; также могут быть определены основные требования к техническим средствам разграничения доступа и организации их использования. С технической точки зрения меры по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов могут быть реализованы теми же средствами, которые используются для обеспечения безопасности в других сферах, помимо информационной (защита имущества и персонала, обеспечение непрерывности производственного процесса), – средствами контроля доступа, видеонаблюдения, сигнализации и физической защиты. В основе средств контроля доступа лежат механизмы опознавания личности и сравнения с установленными параметрами. Политика предприятия может устанавливать как упрощенные подходы к опознаванию, когда охранники предприятия проверяют документы (подтверждение личности, подтверждение возможности прохода на территорию в данное время через данный КПП), так и использование автоматизированных средств, когда опознание посетителя и подтверждение (либо запрет) возможности прохода на территорию (выхода с территории, из здания) производится автоматизированной системой контроля доступа на основе имеющихся у посетителя машиночитаемых средств персональной идентификации (пластиковых карт, жетонов и т.п.) либо на основе считывания и анализа его физических особенностей (геометрии лица, отпечатков пальцев, рисунка радужной оболочки глаза, голоса и т.п.). При выборе конкретных средств биометрической идентификации специалистам и руководителям предприятия следует помнить, что разные технологии имеют разную степень надежности, а также могут быть более или менее удобными в повседневном использовании большим количеством людей. Так, например, считается, что одна из передовых технологий биометрической идентификации – идентификация по кровеносным сосудам пальца (когда инфракрасный луч просвечивает палец и создает трехмерное изображение уникальной для каждого человека структуры кровеносных сосудов) – существенно менее уязвима для обмана, чем дактилоскопическая идентификация. Физическая защита объектов, как правило, предполагает усиление конструкций ограждений, элементов зданий, сооружений и отдельных помещений. К таким средствам относятся защита оконных проемов металлическими решетками и ставнями, специальное остекление окон, использование бронированных дверей, запирающих устройств, сейфов для хранения средств вычислительной техники и носителей информации. В соответствии с особенностями используемых помещений и территорий политика безопасности предприятия также может предусматривать расположение мест хранения и обработки информации (например, архивов или серверных комнат) в помещениях, наименее доступных для проникновения, наиболее удаленных от мест хранения взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ, наименее подверженных затоплению (для объектов расположенных в долинах рек и на побережье), наиболее защищенных от ударов молнии и т.п. С физической защитой непосредственно связано использование средств сигнализации и видеонаблюдения. В зависимости от характера охраняемого объекта (территория, здание, проход, помещение, отдельный шкаф или сейф) в средствах сигнализации могут применяться датчики, работающие на различных физических принципах (фотоэлектрические датчики, датчики объема, аккустические датчики и т.п.), имеющие различные настройки и использующие различные каналы связи. В отличие от средств сигнализации средства видеонаблюдения позволяют не только установить факт нарушения, но и в деталях отслеживать его, контролировать ситуацию, а также вести видеозапись, которую можно будет использовать для принятия дальнейших мер (поиск нарушителей, уголовное преследование и т.п.). Отдельной задачей является обеспечение информационной безопасности при процессе транспортировки носителей информации и других объектов, требующее использования как специальных организационных приемов, так и специальных технических средств. К организационным методам относится привлечение специально подготовленных курьеров, а также разделение носителей информации (объектов) на части и их раздельная транспортировка с целью минимизации возможностей утечки информации. К техническим средствам, применяемым при транспортировке объектов, относятся защищенные контейнеры, специальные упаковочные материалы, а также тонкопленочные материалы и голографические метки, позволяющие идентифицировать подлинность объектов и контролировать несанкционированный доступ к ним. Организация режима секретности в учреждениях и на предприятиях в РФ основывается на требованиях федерального законодательства, касающегося вопросов государственной тайны, и соответствующих подзаконных актов. В соответствии с действующими нормами к государственной тайне может быть отнесена информация, касающаяся обороноспособности страны, ее экономики, международных отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка (в том числе сведения о методах и средствах защиты секретной информации, а также о государственных программах и мероприятиях в области защиты государственной тайны); в законодательстве также специально уточняются области деятельности, информация о которых не может быть отнесена к государственной тайне. Отнесение конкретной информации к государственной тайне производится решением специально назначаемых должностных лиц, а общий Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается Президентом РФ и подлежит обязательному опубликованию. Для сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются три степени секретности: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно", а носители таких сведений (документы) должны иметь соответствующие реквизиты. Основным элементом организации режима секретности является допуск должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну. Он предполагает выполнение руководством предприятия и подразделений по защите государственной тайны (во взаимодействии с уполномоченными правоохранительными органами) следующих основных мероприятий. • Ознакомление должностных лиц и граждан с нормами законодательства, предусматривающими ответственность за нарушение требований. • Получение согласия на временные ограничения их прав в соответствии с законодательством. • Получение согласия на проведение в отношении их проверочных мероприятий. • Принятие решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну. • Заключение с лицами, получившими допуск, трудового договора (контракта), отражающего взаимные обязательства таких лиц и администрации предприятия (в т.ч. обязательства таких лиц перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну). Помимо отнесения сведений к государственной тайне и допуска должностных лиц и граждан к засекреченным сведениям, важным элементом системы обеспечения режима секретности является организация информационного обмена между предприятиями при совместном выполнении работ. В частности, передача засекреченных сведений от одного предприятия к другому должна производиться с разрешения уполномоченного государственного органа, договор на выполнение работ должен предусматривать обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, а заказчик работ должен контролировать выполнение нормативных требований контрагентами по таким договорам (наличие лицензий, оформление допуска сотрудников и т.п.) и принимать необходимые меры в случае выявления нарушений. [65] Также важным элементом обеспечения режима секретности является организация передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам (в том числе ознакомление с такими сведениями и предоставление возможности доступа к ним). В каждом отдельном случае решение о передаче сведений выносится Правительством РФ на основании экспертного заключения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, которая, в свою очередь, руководствуется мотивированным ходатайством предприятия, заинтересованного в передаче секретных сведений, и решением органа государственной власти, курирующего круг вопросов, к которому относятся передаваемые сведения. Для обеспечения защиты интересов РФ со стороной, принимающей секретные сведения, заключается договор, содержащий необходимые обязательства по защите получаемой информации, а также порядок разрешения конфликтных ситуаций и компенсации возможного ущерба. Политика опубликования материалов в открытых источниках (таких как газеты, журналы, выставки, сеть Интернет, радио- и телепередачи, конференции, музейные экспозиции и т.п.) должна обеспечивать предотвращение случайных и организованных утечек конфиденциальной информации при взаимодействии предприятия со средствами массовой информации, общественными и государственными органами, научным, академическим и бизнес-сообществом. Для того чтобы избежать ущерба интересам предприятия, такая политика должна содержать основные правила и процедуры подготовки информационных материалов к открытому опубликованию. В частности, в политике безопасности следует предусматривать создание специального экспертного совета, ответственного за рассмотрение всех информационных материалов, которые предполагается опубликовать в открытых источниках (политика безопасности должна содержать конкретные ограничения на опубликование информационных материалов без их рассмотрения экспертным советом). Основной задачей такого совета является подготовка заключений о возможности или невозможности опубликования определенных информационных материалов, а также подготовка конкретных предложений по изъятию определенных сведений из материалов, подготавливаемых к опубликованию. При отсутствии единого мнения у членов экспертной комиссии решение о возможности опубликования может быть принято руководителем предприятия с учетом рекомендаций экспертов. Для эффективного решения задач члены экспертного совета должны детально знать все существующие ограничения (в частности, установленные законодательством) и владеть ситуацией в той сфере, в которой функционирует предприятие. При этом, как правило, сам автор подготавливаемых к опубликованию материалов не может входить в экспертный совет, а редактор или руководитель, отвечающий за подготовку материалов, не может быть председателем экспертного совета (см., например, [71]). Характерным примером политики использования сети Интернет являются некоторые положения Указа Президента РФ от 12 мая 2004 года № 611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена", регламентирующего вопросы подключения локальных сетей и персональных компьютеров к сети Интернет, а также размещение информации в сети Интернет для некоторых категорий пользователей1Хотя данный документ сам по себе формально не является внутриорганизационной политикой безопасности, он фактически должен либо напрямую использоваться государственными учреждениями и предприятиями, имеющими доступ к информации, составляющей государственную тайну РФ, как политика безопасности, либо его положения должны быть прямо перенесены во внутренние политики информационной безопасности таких учреждений и предприятий. . Данный документ: • запрещает включение информационных систем, сетей связи и автономных персональных компьютеров, где обрабатывается информация, содержащая сведения, которые составляют государственную тайну, и служебная информация ограниченного распространения, а также для которых установлены особые правила доступа к информационным ресурсам, в состав средств международного информационного обмена, в том числе в сеть "Интернет"; • предписывает владельцам открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов осуществлять их включение в состав объектов международного информационного обмена только при использовании сертифицированных средств защиты информации, обеспечивающих ее целостность и доступность, в том числе криптографических для подтверждения достоверности информации [69]. Политика управления паролями (или, в более общем виде, политика идентификации и аутентификации) может определять периодичность замены паролей, действия, которые необходимо осуществить при компрометации паролей, основные требования к их качеству, процедурам их генерации, распределению основных обязанностей, связанных с генерацией паролей, их сменой и доведением до пользователей, а также основные меры ответственности за нарушение установленных правил и требований. Политика на этом уровне также может устанавливать запрет хранения записанных паролей, запрет сообщать кому-либо свой пароль (в том числе руководителям и администраторам информационных систем) и другие аналогичные ограничения. Политика установки и обновления версий программного обеспечения может включать в себя некоторые ограничения на самостоятельное приобретение и установку программного обеспечения отдельными подразделениями и пользователями, а также определенные требования к квалификации специалистов, осуществляющих их установку, настройку и поддержку. Политика приобретения информационных систем и их элементов (программных и аппаратных средств) может включать в себя требования к лицензированию и сертификации используемых программного обеспечения и оборудования, а также определенные требования к фирмам, осуществляющим их поставку и внедрение. Политика доступа сторонних пользователей (организаций) в информационные системы предприятия может содержать перечень основных ситуаций, когда такой доступ возможен, а также основные критерии и процедуры, в соответствии с которыми осуществляется доступ. Также политика может предусматривать распределение ответственности сотрудников самого предприятия за действия внешних пользователей, которые получают такой доступ. Политика в отношении разработки ПО может содержать требования как к вопросам безопасности и надежности программных средств, самостоятельно разрабатываемых предприятием, так и в отношении передачи разработки программных средств (модулей информационных систем, отдельных программных библиотек и т.п.) сторонним специализированным организациям (т.н. "аутсорсинг"), а также в отношении приобретения и использования тиражируемых программных библиотек (модулей), распространяемых компаниями-производителями. В частности, политика может содержать требования к тестированию самостоятельно разрабатываемого ПО, анализу его исходных кодов, описывать основные критерии надежности и т.п. Политики использования отдельных универсальных информационных технологий в масштабе всего предприятия могут включать в себя: • политику использования электронной почты (e-mail); • политику использования средств шифрования данных; • политику защиты от компьютерных вирусов и других вредоносных программ; • политику использования модемов и других аналогичных коммуникационных средств; • политику использования Инфраструктуры публичных ключей; • политику использования технологии Виртуальных частных сетей (Virtual Private Network – VPN). Политика использования электронной почты может включать в себя как общие ограничения на ее использование определенными категориями сотрудников, так и требования к управлению доступом и сохранению конфиденциальности сообщений, а также к администрированию почтовой системы и хранению электронных сообщений. Кроме того, политика может предусматривать: • запрет на использование электронной почты в личных целях; • специальные требования к отправке и получению присоединенных файлов, которые потенциально могут содержать вредоносные программы; • запрет на использование электронной почты временными сотрудниками; • требования шифрования передаваемых сообщений; • наблюдение за всеми передаваемыми и получаемыми сообщениями; • ограничения на передачу конфиденциальной информации при помощи электронной почты и другие положения. Политика использования коммуникационных средств может определять границы использования технологий, позволяющих подключить компьютеры и информационные системы предприятия к информационным системам и коммуникационным каналам за его пределами. В частности, такая политика может вводить определенные ограничения на использование модемов для телефонных линий, устройств, использующих современные беспроводные технологии, такие, как GSM (GPRS), Wi-Fi, передача данных в сетях стандарта CDMA и т.п. Политика использования мобильных аппаратных средств может относиться к различным устройствам, таким как мобильные ПК, КПК (PDA), переносные устройства хранения информации (дискеты, USB-flash, карты памяти, подключаемые жесткие диски и т.п.). Она может отражать общее отношение предприятия к использованию сотрудниками таких устройств, определять требования и устанавливать конкретные области, в которых их использование допустимо. Также могут устанавливаться дополнительные общие требования к стационарному оборудованию в целях ограничения подключения к ним мобильных компьютеров и средств переноса данных. Политика информационной безопасности предприятия: нижний уровень Данный уровень включает в себя документы, являющиеся инструкциями и методиками прямого действия, используемыми в повседневной деятельности сотрудников предприятия. Эти документы относятся к отдельным сервисам, процедурам и информационным системам. Основной задачей разработки организационной документации на этом уровне является обеспечение как можно более детального и формализованного описания всех процедур и требований, относящихся к обеспечению безопасности отдельных элементов информационных систем, информационных потоков и массивов информации. В частности, для обеспечения полноты формирования политики информационной безопасности предприятия необходимо сформировать как можно более полный комплект организационной документации, включающий в себя: • бланки типовых заявок на предоставление доступа отдельных сотрудников к определенным информационным ресурсам и информационным системам, а также регламенты предоставления такого доступа; • регламенты (процедуры) работы с определенными информационными и телекоммуникационными системами, программным обеспечением и базами данных; • должностные обязанности отдельных категорий сотрудников в отношении обеспечения информационной безопасности, а также требования, предъявляемые к персоналу; • типовые договоры с внешними контрагентами, связанные с передачей или получением информации, или основные требования, предъявляемые к таким договорам. Процедурные документы, относящиеся к предоставлению доступа к ресурсам (таким как сеть Интернет, корпоративные информационные системы и базы данных, аппаратные средства, средства передачи информации и т.п.) могут включать как типовые бланки заявок на предоставление доступа, так и описание основных процедур (регламента) принятия решений о предоставлении такого доступа и предоставлении конкретных прав при работе с информационными ресурсами, а также перечни критериев, необходимых для предоставления тех или иных прав в информационных системах. Процедуры работы с отдельными информационными системами и/или модулями информационных систем (базами данных, модулями корпоративной ERP-системы, системами электронного документооборота и т.п.) могут перечислять все основные требования, правила и ограничения, например, запрет использовать дискеты для копирования и переноса информации или ограничения, налагаемые на возможность удаленного доступа к тем или иным информационным сервисам. Требования и правила, связанные с обеспечением информационной безопасности, могут быть как включены в общие инструкции по использованию информационных систем или регламенты осуществления бизнес-процессов, так и оформлены в виде специальных инструкций и памяток, содержащих исключительно требования и правила информационной безопасности. Должностные обязанности персонала предприятия, связанные с обеспечением информационной безопасности, должны входить как составная часть в должностные инструкции для каждого сотрудника. Кроме того, политика безопасности может предусматривать подписание (как при поступлении на работу или переводе на определенную должность, так и при увольнении с нее) отдельными категориями персонала дополнительных соглашений, обязательств и подписок о неразглашении определенной информации. Также политика безопасности может вводить дополнительные требования к персоналу, работающему с определенными сведениями или информационными системами. Примерами таких ограничений могут быть отсутствие судимости, наличие определенных навыков или специальной квалификации, прохождение профессиональной сертификации или психологической проверки. Политики безопасности, относящиеся к работе с внешними контрагентами, могут предусматривать типовые формы и отдельные инструкции по составлению коммерческих контрактов (для каждого типа контрактов, а также для отдельных групп контрагентов) и обмену информацией с поставщиками, покупателями, консультантами, посредниками, субподрядчиками, поставщиками финансовых и информационных услуг и другими участниками хозяйственной деятельности. В частности, в политике для каждой из этих категорий может предусматриваться специфический порядок информационного обмена, взаимные требования по обеспечению конфиденциальности и возможные меры ответственности в случае нарушения согласованных требований какой-либо из сторон. Заключительные положения В тех случаях, когда определенная политика безопасности описывает сложную информационную систему и систему защиты информации, предназначенную для выполнения наиболее ответственных операций (таких как, например, электронные денежные переводы), она может быть разделена на две составляющие: • внутренний регламент работы подразделений (групп, администраторов), отвечающих за выполнение наиболее важных административных функций (например, выдача и обслуживание электронных сертификатов Инфраструктуры публичных ключей); • политику, непосредственно отражающую требования к пользователям и процессам, а также описания процедур работы и взаимодействия всех участников информационного обмена. В этом случае внутренний регламент может содержать подробное описание тех правил и требований, которые должны выполнять ответственные подразделения (ИТ-служба, Департамент информационной безопасности или Служба безопасности предприятия) в процессе выполнения своих функций. Такой регламент может быть необходим для демонстрации надежности наиболее важных и ответственных элементов инфраструктуры информационной безопасности. Это особенно важно в том случае, если предприятие осуществляет информационный обмен с внешними контрагентами (и, в частности, клиентами) и демонстрация надежности внутренних процедур сервисов информационной безопасности может обеспечить расширение бизнеса и повышение эффективности отдельных операций. В некоторых случаях объем таких документов (политик, регламентов) может достигать нескольких десятков страниц (как правило, не более 100-150 страниц). Документы такого размера, как правило, составляются в тех случаях, когда может понадобиться их использование в судебных процессах для установления степени вины и ответственности различных участников процедур информационного обмена. В том случае, если отдельные политики представляют собой сложные объемные документы, изобилующие юридическими и техническими терминами, они могут сопровождаться дополнительным документом, кратко раскрывающим основные требования и положения для большинства пользователей. Такой документ должен иметь относительно небольшой объем (например, не более двух страниц) и содержать описание наиболее важных аспектов предмета политики: практически важные ограничения, ответственность и основные правила, знание которых необходимо для повседневной деятельности. К числу документов на среднем и нижнем уровне детализации, помимо собственно политик безопасности, можно отнести также юридическое заключение, формально подтверждающее, что все меры информационной безопасности, предпринимаемые на предприятии, соответствуют требованиям действующего законодательства и/или стандартов.
«Менеджмент информационной безопасности на уровне предприятия: основные направления и структура политики безопасности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 81 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot