Материальные и идеальные процессы в обществе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Материальные и идеальные процессы в обществе
Вопросы
1. Проблема материального и идеального в обществе
2. Понятие и виды общественного производства. Материальное производство.
3. Духовное производство и его виды. Структура общественного сознания.
4. Формы общественного сознания.
Вопрос 1. Проблема материального и идеального в обществе.
Основной вопрос в философии: что первично - материальное или идеальное - находит свое продолжение в осознании истоков деятельности людей. Если исходить из того, что мотивы и цели людей являются первопричиной их деятельности, то налицо идеалистическая трактовка общественного развития. Если же считать, что мотивы и цели деятельности людей определяются условиями их бытия, то утверждается материалистический подход в объяснении истоков человеческой деятельности.
Следовательно, основополагающим вопросом социальной философии является вопрос о том, как соотносятся между собой сознание и бытие людей, что первично и является определяющим?
Идеализм в социальной философии основывается на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной. Прежде, чем что-то делать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и содержание деятельности - духовной, экономической, политической и т.д. Это значит, что
идеальный план деятельности всегда предшествует его воплощению в какой- либо практический результат.
Отсюда делается вывод: сознание первично, все остальное в обществе вторично, производно от сознания и определяется им. Все предметы материальной и духовной культуры есть воплощение и олицетворение сознания и в целом духовного начала. Данный вывод подкрепляется, в частности, историческим фактом отделения умственного труда от физического и духовного производства от материального. При этом делается заключение об определяющем значении умственного труда в жизни общества и каждого человека, потому главное в развитии общества усматривается в духовном совершенствовании каждого человека. Несмотря на кажущуюся логику суждения, это еще не доказывает абсолютной самостоятельности и полной независимости сознания людей от материальных условий общественной жизни.
Материалистический подход к пониманию общества заключается в признании объективных основ его существования и развития. Это обосновывается в социальной философии марксизма. Первопричины развития общества усматриваются не в духовных образованиях, а в материальных условиях, прежде всего в развитии материального общественного производства. Тем самым, принципиально меняется исходное начало. Создается иная картина причинно-следственных взаимозависимостей внутри общества.
Данный подход составляет сущность современной диалектикоматериалистической социальной философии как философской теории развития общества. Одновременно он выступает в качестве диалектикоматериалистической методологии исследования явлений общественной жизни, общества как целостной социальной системы.
Данная методология утверждает, что первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в общественном бытии людей. Оно, в решающей степени, обусловливает мотивы деятельности и поведения каждого человека, в том числе его желания, стремления, цели. Роль сознания, духовных факторов при этом не отрицается. Напротив, говорится о постоянном возрастании их значения в
развитии общества. В то же время указывается, что они производны от содержания общественного бытия людей, материальных условий их жизни.
Таким образом, развитие общества предстает как «естественноисторический процесс», развивающийся по своим объективным законам. Подчеркивается, что его развитие носит противоречивый характер. Многообразные социальные противоречия в области материального производства, а также в социальной и политической сферах общества, выступают как источники происходящих в нем изменений и развития.
Проблему поиска объективных оснований в жизни общества разработали Г. Г егель и К. Маркс.
Г. Гегель - высказал идею, что основой всемирной истории является экономическая деятельность (труд, преобразование природы с помощью орудий труда). Противоречия, конфликты - двигатель прогресса.
К. Маркс - завершил начатое, доказав, что:
во-первых, существует зависимость сознания и бытия: «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни»;
во-вторых, ввел понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». Именно общественное бытие людей - объективная реальность
(социальная материя), которая отражается в общественном сознании, определяет его направление;
в-третьих, идеи, как таковые, не имеют собственной истории. Их история
- отражение в общественном сознании развития общественного бытия.
Следовательно, общественное бытие - есть та жизнь, которой живет общество, объективная реальность, отражающаяся в общественном сознании, своего рода социальная материя.
Общественное сознание - это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
во-первых, вторичность (обусловленность общественным бытием);
во-вторых, относительная самостоятельность:
а) оно активно, т.е. способно влиять и даже изменять породившее его бытие (признана важная роль идей, субъективного фактора в общественной жизни);
б) оно имеет внутреннюю логику своего развития (преемственность идей в науке, морали, религии).
Следовательно, для понимания прошлого, настоящего и анализа тенденций будущего надо начинать не с того, что думала и думает о себе та или иная эпоха, а с анализа общественного бытия людей этой эпохи.
Вопрос 2. Понятие и виды общественного производства. Материальное производство.
Общественное производство - способ жизни людей вместе, позволяющий наследовать и творить историю; процесс целенаправленной деятельности людей.
Функции общественного производства:
1. Воспроизводство материальных условий существования.
2. Производство социальных связей и отношений.
3. Производство идей (идеологий) и духовных ценностей, символов, знаков.
4. Производство самих людей как общественных индивидуумов.
Понятие «общественное производство» раскрывает общественный ход истории общества. Человек в процессе жизни производит социальные обстоятельства, которые производят его самого. Чтобы выжить, люди, объединенные в обстоятельство, вынуждены выполнять ряд элементарных функций:
а) экономическую;
б) контроля над насилием;
в) развития знания;
г) развития способности к самоограничению и движению
На каждом историческом этапе своего развития общество по-разному выполняло эти функции. Однако, именно в процессе исторического развития людей, осуществляющих процесс общественного производства, как его результат, явилось общественное разделение труда.
Основные виды общественного производства:
1) материальное производство;
2) духовное производство, нематериальное.
Одни группы людей производят материальные продукты (рабочие), другие - идеальные (ученые, инженеры, музыканты). В то же время в продукте материального производства присутствует идеальное. Скажем, рабочий, строящий мост, воплощает проект (план), который есть результат деятельности инженера. Следовательно, материальное и духовное производство связаны между собой теснейшим образом и являют собой диалектическое единство.
Материальное производство (материальная сфера) - представляет собой совокупность отраслей материального производства, производящих или доводящих до потребителя материальные блага. Материальное производство - это процесс создания материальных благ. Его роль сводится к следующему:
1. Материальное производство обеспечивает существование общества и функционирование всех сфер (социальной, духовной, организационной и др.)
2. Материальное производство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества (существование классов, социальных групп, слоев).
3. Материальное производство (способ производства) обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов.
4. Материальное производство обеспечивает существование и развитие духовной сферы как в материальной плоскости (строительство зданий театров,
кинотеатров, филармоний, библиотек, типографий и т.д.), так и в непосредственно духовной (развитие искусства, науки, религии, морали).
Материальное производство (способ производства материальных благ) имеет две стороны:
а) производительные силы,
б) производственные отношения.
Производительные силы - это:
во-первых, люди с их знаниями, умениями и навыками к труду; во-вторых, средства производства (орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется производство).
Производственные отношения - это отношения между людьми, которые складываются в процессе производства. Они включают в себя:
а) отношения собственности на средства производства. В зависимости от характера собственности (частной, коллективной, государственной), хозяевами предприятий могут быть отдельные люди, различные коллективы, государства и смешанная форма собственности;
б) отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося разделения труда (инженер, врач, учитель, фермер и т.д.)
в) отношения, складывающиеся при распределении созданных материальных благ.
Таким образом, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу:
• производства;
• распределения;
• обмена;
• потребления материальных благ.
Главным звеном производственных отношений являются отношения
собственности на средства производства и его продукты (экономические
318
ресурсы). Смена отношения собственности неизбежно влечет за собой смену и преобразования других звеньев производственных отношений. Это ведет к изменению социального характера способа производства и к изменению облика всего общества.
Вопрос 3. Духовное производство и его виды. Структура общественного
сознания.
Духовное производство - это производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Оно развивалось исторически. Вначале духовные потребности человека не существовали отдельно от материальных. И только впоследствии, по мере того как производство материальных благ создало для этого необходимые условия (устойчивое воспроизводство прибавочного производства), духовное производство превратилось в самостоятельную отрасль.
Виды духовного производства:
а) духовное потребление;
б) духовное распределение;
в) духовный обмен;
г) духовные отношения.
Функции духовного производства:
1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.
2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.
3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.
4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.
5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.
Духовное потребление направлено на потребление, на удовлетворение духовных потребностей людей, оно может быть двух видов:
а) стихийное - когда никем не направляется и человек на свой вкус выбирает ценности;
б) целенаправленное - когда навязывается рекламой, средствами массовой информации, т.е. происходит манипулирование сознанием людей
Духовные отношения - это прежде всего отношения разума и чувств человека к тем или иным духовным ценностям, а в конечном счете - ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца, проявляясь в отношениях между людьми к тем или иным ценностям.
Цель духовного производства - воспроизводство общественного и индивидуального сознания в его целостности. Общественное и индивидуальное сознание не могут существовать друг без друга, но они не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании, кроме общезначимого, много сугубо личного, неповторимого: особенности характера, темперамента, уровень культуры и многое другое.
Индивидуальное сознание - есть отражение общественного бытия отдельным человеком через восприятие им конкретных условий жизни и его психических особенностей. Процесс формирования сознания осуществляется посредством:
1) контакта с другими людьми и овладения речью;
2) вовлечения в различные виды человеческой деятельности и осмысления ее содержания и значения;
3) усваивания духовной культуры прошлых поколений, современников и использования ее в соответствии с социальным значением;
4) усваивания приемов, умений и навыков работы с предметами материальной культуры и др.
Таким образом, индивидуальное сознание - это индивидуальные особенности восприятия и отражения людьми различных явлений общественной жизни, что порождает определенные особенности в их поведении и действиях.
Общественное сознание - это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны жизни общества. Оно возникает из общественной практики людей как результат ее осознания. Именно в ходе совместной деятельности люди осмысливают социальную действительность. В этом суть социальной природы общественного сознания.
Специфика общественного сознания, как уже говорилось, заключается в том, что оно по отношению к общественному бытию вторично и относительно самостоятельно. Однако вторичность общественного сознания не означает умаления его роли. Оно является необходимой стороной общественноисторического процесса. Без него невозможно представить себе общественный процесс.
Относительная самостоятельность проявляется в следующем:
во-первых, между общественным бытием и общественным сознанием отсутствует «жесткая связь»:
а) общественное сознание может отстать от общественного бытия;
б) общественное сознание способно опережать общественное бытие;
во-вторых, общественному сознанию присуща преемственность (те или иные идеи вырастают на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями);
в-третьих, в рамках общественного сознания происходит активное взаимодействие различных форм (политическое, правовое, философское,
религиозное, нравственное, художественное), которые оказывают влияние друг на друга;
в-четвертых, общественное сознание способно активно обратно
воздействовать на общественное бытие.
При этом необходимо учитывать два обстоятельства:
а) сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей;
б) активное воздействие на общественное бытие может быть:
• прогрессивным;
• консервативным;
• регрессивным.
Структура общественного сознания:
Общественное сознание представляет собой сложную систему, в которой принято выделять:
• уровни;
• формы.
Уровни общественного сознания:
1. В зависимости от глубины и обоснованности отражения действительности общественное сознание может быть:
а) обыденное сознание;
б) теоретическое сознание.
2. По оценке и эмоциональной окраске социальных процессов (политических событий, партий, политических деятелей) выделяются:
а) общественная психология;
б) идеология;
Обыденное сознание - присуще всем людям и формируется в процессе их каждодневной практической деятельности.
а) формируется стихийно;
б) отсутствует систематизация общественных явлений;
в) отсутствует достижение сущности;
г) базируется на повседневном житейском опыте.
Теоретическое сознание - глубинное отражение действительности на сущностном уровне с пониманием объективных закономерностей развития.
Отличительные особенности:
а) более высокий уровень общественного сознания;
б) выступает как логически связанная научная концепция тех или иных явлений общественной жизни;
в) субъектами теоретического сознания выступают ученые, специалисты, теоретики, которые могут судить о явлениях общественной жизни с научной точки зрения.
Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют между собой, результатом чего является развитие того и другого.
Общественная (социальная) психология - есть совокупность чувств, настроений, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология формируется под влиянием конкретно-исторических условий социальной жизни. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, то неизбежно различаются между собой и их социально-психологические особенности.
а) формируется стихийно;
б) выражает отношение к явлениям общественной жизни, которое проявляется в чувствах, настроениях, обычаях, традициях, идеалах, проявлениях моды и т. д.;
в) выступает как единство эмоционального и интеллектуального;
г) она лежит в основе национального характера, менталитета той или иной социальной группы, народа в целом.
Основные функции:
1) формирует ценностные ориентации людей, а также установки их поведения;
2) обеспечивает мотивационно-побудительную деятельность.
Социальные эмоции могут быть непосредственной побудительной силой массовых действий с далеко идущими последствиями.
Идеология - систематизированное, теоретически обоснованное, духовное выражение коренных интересов различных социальных групп или общностей. Идеология всегда выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы различных социальных сил. Поэтому в ней может быть четко выражено отношение тех или иных классов, политических партий и движений к соответствующей политической системе общества, государственному строю, отдельным политическим институтам. В современной западной философии термин «идеология» трактуется как система ложных социальных идей, которые искажают действительность и используются той или иной общественной группой в корыстных целях. По выражению американского социолога Д. Белла, идеология существует для «превращения идей в социальные рычаги».
а) создается целенаправленно и сознательно;
б) всегда имеет ярко выраженную социально-классовую природу (или национальные интересы);
в) создается идеологами, политиками, теоретиками-мыслителями;
г) служит оправданием интересов борющихся общественных сил.
Идеология может быть:
• научной - ненаучной;
• прогрессивной - реакционной;
• радикальной - консервативной.
Идеология включает в себя три составляющих:
1) теоретическую основу (политическую установку);
2) механизм распространения идеологических установок в массах;
3) программу действий для ее реализации.
Как правило, идеологические установки побуждают людей к единым социальным преобразованиям.
Вопрос 4. Формы общественного сознания.
Общественное сознание включает в себя не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами.
Формы общественного сознания возникли не одновременно, а по мере:
а) усложнения общественного бытия;
б) развития и обогащения познавательных способностей человека.
Формы отличаются друг от друга:
1) по предмету (каждой из них отражается та или иная сторона общественной жизни);
2) по способу отражения действительности (наука, к примеру, отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий и т. д., искусство - в форме художественных образов, моральное сознание - в моральных нормах, принципах поведения, обычаях, традициях);
3) по присущим им социальным функциям, которые выполняет каждая из форм.
Основные функции форм общественного сознания:
а) познавательная;
б) воспитательная;
в) идеологическая;
г) эстетическая;
д) морального, правового, политического регулирования поведения людей;
е) прогностическая.
Формы общественного сознания:
1) политическое;
2) правовое;
3) нравственное;
4) эстетическое;
5) религиозное;
6) научное;
7) философское.
Каждая из названных форм является особым видом духовного производства.
Политическое сознание - это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций, государств, т. е. потребность общества
осмыслить сущность государства, государственной власти и свою роль. Политическое сознание неоднородно, потому что оно охватывает область отношений всех классов, социальных групп к государству и правительству, а также область взаимоотношений между всеми социальными слоями. Политическая оценка действительности зависит от:
а) положения, которое занимает носитель этой оценки (индивид, социальная группа, социальный слой) в данном общественном устройстве;
б) политических интересов;
Центральной проблемой политического сознания (мышления) является устройство государственной власти.
Политическая борьба за определение устройства, задач и содержания деятельности государства приобретает разнообразные формы:
а) гласное обсуждение социальных проблем;
б) парламентские дискуссии;
г) митинги, демонстрации, шествия;
д) социальные реформы;
е) социальные революции.
Следовательно, стержнем социальных столкновений являются политические интересы, которые оформляются в идеологические установки, теории.
Правовое сознание - это осознание и отношение людей к действующему праву, знание меры в соотношении прав и обязанностей, законности и противозаконности, проявляющейся в поведении людей. Право - это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.
Между правом и правосознанием существует тесная взаимозависимость: право воздействует на формирование правосознания, а правосознание реализуется в праве и правосудии.
Основы правосознания составляют:
а) чувство собственного достоинства;
б) совесть и внутренняя дисциплина;
в) взаимное уважение и доверие граждан друг другу;
г) доверие граждан к власти и наоборот.
Правосознание тесно связано с нравственным сознанием. И то, и другое выполняют в обществе единую функцию - регулятивную. Поэтому правовые и нравственные взгляды носят нормативный и оценочный характер. Однако право
- есть принудительное требование государства к выполнению «минимума нравственности», который юридически закреплен в законах. Это обеспечивает достижение двух целей:
во-первых, личной свободы; во-вторых, общего блага.
Понимание права предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно.
Право - необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, то должен ограничить свою свободу, чтобы предоставить свободу другим.
Нравственное (моральное) сознание. Его основу составляет нравственность
- исторически сложившаяся система неписаных законов, в которой находят свое отражение представления, нормы и оценки социальных групп. Выполняя, наряду с правом, роль регулятора поведения людей мораль принципиально отличается от него.
Отличия морали от права:
во-первых, мораль присуща любому обществу, в то время, как право появляется в образованном государстве, в котором мораль уже не в состоянии обеспечить общественный порядок;
во-вторых, нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, а правовые - силой государства и принимают принудительный характер;
в-третьих, моральные нормы распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государством (дружба, товарищество, любовь и т. д.);
в-четвертых, категории морали и права принципиально отличны. Если основными категориями права выступают: законное и незаконное, правомерное и неправомерное, то основные категории морали: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье и др.;
в-пятых, нормы нравственности формируются стихийно.
Истоки нравственности - обычаи, в которых закрепились те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека.
Для нравственности в историческом развитии характерно:
а) преемственность;
б) относительная самостоятельность (каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а видоизменяет и развивает их);
Но вместе с этим, есть общечеловеческие нормы нравственности, которые
являются отражением в сознании людей сложившегося в течение тысячелетий определенного порядка во взаимоотношениях между людьми, обеспечивающего общежитие.
Общечеловеческие нормы нравственности считают величайшим злом: убийство, воровство, насилие, обман, клевету. В них закреплена забота родителей о воспитании детей и забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость и т. д..
В структуре нравственности важное место занимают нормы профессиональной морали.
Профессиональная этика (мораль) - совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а через него - к людям, с которыми он связан в силу специфики своей профессии. Таким образом, профессиональная этика является модификацией, уточнением, конкретизацией требований моральных норм с учетом особенностей профессиональной деятельности.
Эстетическое сознание - осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетика (от греческого ае§Ше818 - ощущение) - наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, в человеке, а также общие принципы творчества по законам красоты.
Наиболее ярким выражением эстетического отношения человека к действительности является искусство.
Этот термин употребляется в двух смысловых значениях.
В широком смысле - это мастерство, требующее большого умения и художественного вкуса. Это может касаться любого вида человеческой деятельности (красивый самолет, красивый дом и красивая скульптура).
В узком смысле - художественное творчество как таковое, которое проявляется в музыке, танце, живописи, скульптуре, архитектуре, художественных произведениях, кинофильмах и др.
Оно формирует эстетическое сознание.
Функции искусства:
во-первых, познавательная, произведения искусства являются ценными источниками информации;
во-вторых, воспитательная, искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствования или - падение;
в-третьих, эстетическая, специфическая функция, которая проявляется тем, что воспринимающий произведения искусства человек, пропускает их содержание через свое сердце, эмоции, дает им эстетическую оценку. Формируя в нас эту способность, искусство формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком.
Религиозное сознание - один из составляющих элементов сложного системного явления - религии. Религия - (от лат. геНдю - набожность, святыня) -
мировоззрение, мироощущение и особое поведение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, которые господствуют над людьми.
Основные элементы религии:
1) религиозное учение;
2) религиозные чувства;
3) культовая обрядность (религиозные действия);
4) церковь, как организация.
Религиозное сознание характеризуется тем, что в нем:
во-первых, мир расколот на два мира:
• земной, где живут люди;
• потусторонний, где обитают сверхъестественные существа со сверхъестественными возможностями и господствующие над земным миром;
во-вторых, вера в бессмертие души и загробную жизнь.
Основные функции религии:
1) компенсаторная, состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «царством небесным».Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности);
2) интегративная - объединяя действия, мысли, чувства прихожан религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового;
3) регулятивная - религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей;
4) коммуникативная - религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению. Оно для верующих развертывается в двух планах:
а) общение с Богом и святыми;
б) общение друг с другом.
Религия играла и играет существенную роль в жизни общества и конкретного человека. В связи с крещением Руси к нам пришла грамотность, письменность, западная культура. Церковь способствовала объединению русской нации, укреплению государственности, патриотизма. Православие способствовало формированию общественного сознания, психологии образа мыслей - менталитета нации.