Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Материальные и идеальные процессы в обществе

  • 👀 598 просмотров
  • 📌 556 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Материальные и идеальные процессы в обществе» docx
Материальные и идеальные процессы в обществе Вопросы 1. Проблема материального и идеального в обществе 2. Понятие и виды общественного производства. Материальное производство. 3. Духовное производство и его виды. Структура общественного сознания. 4. Формы общественного сознания. Вопрос 1. Проблема материального и идеального в обществе. Основной вопрос в философии: что первично - материальное или идеальное - находит свое продолжение в осознании истоков деятельности людей. Если исходить из того, что мотивы и цели людей являются первопричиной их деятельности, то налицо идеалистическая трактовка общественного развития. Если же считать, что мотивы и цели деятельности людей определяются условиями их бытия, то утверждается материалистический подход в объяснении истоков человеческой деятельности. Следовательно, основополагающим вопросом социальной философии является вопрос о том, как соотносятся между собой сознание и бытие людей, что первично и является определяющим? Идеализм в социальной философии основывается на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной. Прежде, чем что-то делать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и содержание деятельности - духовной, экономической, политической и т.д. Это значит, что идеальный план деятельности всегда предшествует его воплощению в какой- либо практический результат. Отсюда делается вывод: сознание первично, все остальное в обществе вторично, производно от сознания и определяется им. Все предметы материальной и духовной культуры есть воплощение и олицетворение сознания и в целом духовного начала. Данный вывод подкрепляется, в частности, историческим фактом отделения умственного труда от физического и духовного производства от материального. При этом делается заключение об определяющем значении умственного труда в жизни общества и каждого человека, потому главное в развитии общества усматривается в духовном совершенствовании каждого человека. Несмотря на кажущуюся логику суждения, это еще не доказывает абсолютной самостоятельности и полной независимости сознания людей от материальных условий общественной жизни. Материалистический подход к пониманию общества заключается в признании объективных основ его существования и развития. Это обосновывается в социальной философии марксизма. Первопричины развития общества усматриваются не в духовных образованиях, а в материальных условиях, прежде всего в развитии материального общественного производства. Тем самым, принципиально меняется исходное начало. Создается иная картина причинно-следственных взаимозависимостей внутри общества. Данный подход составляет сущность современной диалектико­материалистической социальной философии как философской теории развития общества. Одновременно он выступает в качестве диалектико­материалистической методологии исследования явлений общественной жизни, общества как целостной социальной системы. Данная методология утверждает, что первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в общественном бытии людей. Оно, в решающей степени, обусловливает мотивы деятельности и поведения каждого человека, в том числе его желания, стремления, цели. Роль сознания, духовных факторов при этом не отрицается. Напротив, говорится о постоянном возрастании их значения в развитии общества. В то же время указывается, что они производны от содержания общественного бытия людей, материальных условий их жизни. Таким образом, развитие общества предстает как «естественно­исторический процесс», развивающийся по своим объективным законам. Подчеркивается, что его развитие носит противоречивый характер. Многообразные социальные противоречия в области материального производства, а также в социальной и политической сферах общества, выступают как источники происходящих в нем изменений и развития. Проблему поиска объективных оснований в жизни общества разработали Г. Г егель и К. Маркс. Г. Гегель - высказал идею, что основой всемирной истории является экономическая деятельность (труд, преобразование природы с помощью орудий труда). Противоречия, конфликты - двигатель прогресса. К. Маркс - завершил начатое, доказав, что: во-первых, существует зависимость сознания и бытия: «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни»; во-вторых, ввел понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». Именно общественное бытие людей - объективная реальность (социальная материя), которая отражается в общественном сознании, определяет его направление; в-третьих, идеи, как таковые, не имеют собственной истории. Их история - отражение в общественном сознании развития общественного бытия. Следовательно, общественное бытие - есть та жизнь, которой живет общество, объективная реальность, отражающаяся в общественном сознании, своего рода социальная материя. Общественное сознание - это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. во-первых, вторичность (обусловленность общественным бытием); во-вторых, относительная самостоятельность: а) оно активно, т.е. способно влиять и даже изменять породившее его бытие (признана важная роль идей, субъективного фактора в общественной жизни); б) оно имеет внутреннюю логику своего развития (преемственность идей в науке, морали, религии). Следовательно, для понимания прошлого, настоящего и анализа тенденций будущего надо начинать не с того, что думала и думает о себе та или иная эпоха, а с анализа общественного бытия людей этой эпохи. Вопрос 2. Понятие и виды общественного производства. Материальное производство. Общественное производство - способ жизни людей вместе, позволяющий наследовать и творить историю; процесс целенаправленной деятельности людей. Функции общественного производства: 1. Воспроизводство материальных условий существования. 2. Производство социальных связей и отношений. 3. Производство идей (идеологий) и духовных ценностей, символов, знаков. 4. Производство самих людей как общественных индивидуумов. Понятие «общественное производство» раскрывает общественный ход истории общества. Человек в процессе жизни производит социальные обстоятельства, которые производят его самого. Чтобы выжить, люди, объединенные в обстоятельство, вынуждены выполнять ряд элементарных функций: а) экономическую; б) контроля над насилием; в) развития знания; г) развития способности к самоограничению и движению На каждом историческом этапе своего развития общество по-разному выполняло эти функции. Однако, именно в процессе исторического развития людей, осуществляющих процесс общественного производства, как его результат, явилось общественное разделение труда. Основные виды общественного производства: 1) материальное производство; 2) духовное производство, нематериальное. Одни группы людей производят материальные продукты (рабочие), другие - идеальные (ученые, инженеры, музыканты). В то же время в продукте материального производства присутствует идеальное. Скажем, рабочий, строящий мост, воплощает проект (план), который есть результат деятельности инженера. Следовательно, материальное и духовное производство связаны между собой теснейшим образом и являют собой диалектическое единство. Материальное производство (материальная сфера) - представляет собой совокупность отраслей материального производства, производящих или доводящих до потребителя материальные блага. Материальное производство - это процесс создания материальных благ. Его роль сводится к следующему: 1. Материальное производство обеспечивает существование общества и функционирование всех сфер (социальной, духовной, организационной и др.) 2. Материальное производство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества (существование классов, социальных групп, слоев). 3. Материальное производство (способ производства) обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов. 4. Материальное производство обеспечивает существование и развитие духовной сферы как в материальной плоскости (строительство зданий театров, кинотеатров, филармоний, библиотек, типографий и т.д.), так и в непосредственно духовной (развитие искусства, науки, религии, морали). Материальное производство (способ производства материальных благ) имеет две стороны: а) производительные силы, б) производственные отношения. Производительные силы - это: во-первых, люди с их знаниями, умениями и навыками к труду; во-вторых, средства производства (орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется производство). Производственные отношения - это отношения между людьми, которые складываются в процессе производства. Они включают в себя: а) отношения собственности на средства производства. В зависимости от характера собственности (частной, коллективной, государственной), хозяевами предприятий могут быть отдельные люди, различные коллективы, государства и смешанная форма собственности; б) отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося разделения труда (инженер, врач, учитель, фермер и т.д.) в) отношения, складывающиеся при распределении созданных материальных благ. Таким образом, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу: • производства; • распределения; • обмена; • потребления материальных благ. Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты (экономические 318 ресурсы). Смена отношения собственности неизбежно влечет за собой смену и преобразования других звеньев производственных отношений. Это ведет к изменению социального характера способа производства и к изменению облика всего общества. Вопрос 3. Духовное производство и его виды. Структура общественного сознания. Духовное производство - это производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Оно развивалось исторически. Вначале духовные потребности человека не существовали отдельно от материальных. И только впоследствии, по мере того как производство материальных благ создало для этого необходимые условия (устойчивое воспроизводство прибавочного производства), духовное производство превратилось в самостоятельную отрасль. Виды духовного производства: а) духовное потребление; б) духовное распределение; в) духовный обмен; г) духовные отношения. Функции духовного производства: 1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей. 2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией. 3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях. 4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент. 5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям. Духовное потребление направлено на потребление, на удовлетворение духовных потребностей людей, оно может быть двух видов: а) стихийное - когда никем не направляется и человек на свой вкус выбирает ценности; б) целенаправленное - когда навязывается рекламой, средствами массовой информации, т.е. происходит манипулирование сознанием людей Духовные отношения - это прежде всего отношения разума и чувств человека к тем или иным духовным ценностям, а в конечном счете - ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца, проявляясь в отношениях между людьми к тем или иным ценностям. Цель духовного производства - воспроизводство общественного и индивидуального сознания в его целостности. Общественное и индивидуальное сознание не могут существовать друг без друга, но они не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании, кроме общезначимого, много сугубо личного, неповторимого: особенности характера, темперамента, уровень культуры и многое другое. Индивидуальное сознание - есть отражение общественного бытия отдельным человеком через восприятие им конкретных условий жизни и его психических особенностей. Процесс формирования сознания осуществляется посредством: 1) контакта с другими людьми и овладения речью; 2) вовлечения в различные виды человеческой деятельности и осмысления ее содержания и значения; 3) усваивания духовной культуры прошлых поколений, современников и использования ее в соответствии с социальным значением; 4) усваивания приемов, умений и навыков работы с предметами материальной культуры и др. Таким образом, индивидуальное сознание - это индивидуальные особенности восприятия и отражения людьми различных явлений общественной жизни, что порождает определенные особенности в их поведении и действиях. Общественное сознание - это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны жизни общества. Оно возникает из общественной практики людей как результат ее осознания. Именно в ходе совместной деятельности люди осмысливают социальную действительность. В этом суть социальной природы общественного сознания. Специфика общественного сознания, как уже говорилось, заключается в том, что оно по отношению к общественному бытию вторично и относительно самостоятельно. Однако вторичность общественного сознания не означает умаления его роли. Оно является необходимой стороной общественно­исторического процесса. Без него невозможно представить себе общественный процесс. Относительная самостоятельность проявляется в следующем: во-первых, между общественным бытием и общественным сознанием отсутствует «жесткая связь»: а) общественное сознание может отстать от общественного бытия; б) общественное сознание способно опережать общественное бытие; во-вторых, общественному сознанию присуща преемственность (те или иные идеи вырастают на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями); в-третьих, в рамках общественного сознания происходит активное взаимодействие различных форм (политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное), которые оказывают влияние друг на друга; в-четвертых, общественное сознание способно активно обратно воздействовать на общественное бытие. При этом необходимо учитывать два обстоятельства: а) сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей; б) активное воздействие на общественное бытие может быть: • прогрессивным; • консервативным; • регрессивным. Структура общественного сознания: Общественное сознание представляет собой сложную систему, в которой принято выделять: • уровни; • формы. Уровни общественного сознания: 1. В зависимости от глубины и обоснованности отражения действительности общественное сознание может быть: а) обыденное сознание; б) теоретическое сознание. 2. По оценке и эмоциональной окраске социальных процессов (политических событий, партий, политических деятелей) выделяются: а) общественная психология; б) идеология; Обыденное сознание - присуще всем людям и формируется в процессе их каждодневной практической деятельности. а) формируется стихийно; б) отсутствует систематизация общественных явлений; в) отсутствует достижение сущности; г) базируется на повседневном житейском опыте. Теоретическое сознание - глубинное отражение действительности на сущностном уровне с пониманием объективных закономерностей развития. Отличительные особенности: а) более высокий уровень общественного сознания; б) выступает как логически связанная научная концепция тех или иных явлений общественной жизни; в) субъектами теоретического сознания выступают ученые, специалисты, теоретики, которые могут судить о явлениях общественной жизни с научной точки зрения. Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют между собой, результатом чего является развитие того и другого. Общественная (социальная) психология - есть совокупность чувств, настроений, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология формируется под влиянием конкретно-исторических условий социальной жизни. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, то неизбежно различаются между собой и их социально-психологические особенности. а) формируется стихийно; б) выражает отношение к явлениям общественной жизни, которое проявляется в чувствах, настроениях, обычаях, традициях, идеалах, проявлениях моды и т. д.; в) выступает как единство эмоционального и интеллектуального; г) она лежит в основе национального характера, менталитета той или иной социальной группы, народа в целом. Основные функции: 1) формирует ценностные ориентации людей, а также установки их поведения; 2) обеспечивает мотивационно-побудительную деятельность. Социальные эмоции могут быть непосредственной побудительной силой массовых действий с далеко идущими последствиями. Идеология - систематизированное, теоретически обоснованное, духовное выражение коренных интересов различных социальных групп или общностей. Идеология всегда выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы различных социальных сил. Поэтому в ней может быть четко выражено отношение тех или иных классов, политических партий и движений к соответствующей политической системе общества, государственному строю, отдельным политическим институтам. В современной западной философии термин «идеология» трактуется как система ложных социальных идей, которые искажают действительность и используются той или иной общественной группой в корыстных целях. По выражению американского социолога Д. Белла, идеология существует для «превращения идей в социальные рычаги». а) создается целенаправленно и сознательно; б) всегда имеет ярко выраженную социально-классовую природу (или национальные интересы); в) создается идеологами, политиками, теоретиками-мыслителями; г) служит оправданием интересов борющихся общественных сил. Идеология может быть: • научной - ненаучной; • прогрессивной - реакционной; • радикальной - консервативной. Идеология включает в себя три составляющих: 1) теоретическую основу (политическую установку); 2) механизм распространения идеологических установок в массах; 3) программу действий для ее реализации. Как правило, идеологические установки побуждают людей к единым социальным преобразованиям. Вопрос 4. Формы общественного сознания. Общественное сознание включает в себя не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами. Формы общественного сознания возникли не одновременно, а по мере: а) усложнения общественного бытия; б) развития и обогащения познавательных способностей человека. Формы отличаются друг от друга: 1) по предмету (каждой из них отражается та или иная сторона общественной жизни); 2) по способу отражения действительности (наука, к примеру, отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий и т. д., искусство - в форме художественных образов, моральное сознание - в моральных нормах, принципах поведения, обычаях, традициях); 3) по присущим им социальным функциям, которые выполняет каждая из форм. Основные функции форм общественного сознания: а) познавательная; б) воспитательная; в) идеологическая; г) эстетическая; д) морального, правового, политического регулирования поведения людей; е) прогностическая. Формы общественного сознания: 1) политическое; 2) правовое; 3) нравственное; 4) эстетическое; 5) религиозное; 6) научное; 7) философское. Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Политическое сознание - это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций, государств, т. е. потребность общества осмыслить сущность государства, государственной власти и свою роль. Политическое сознание неоднородно, потому что оно охватывает область отношений всех классов, социальных групп к государству и правительству, а также область взаимоотношений между всеми социальными слоями. Политическая оценка действительности зависит от: а) положения, которое занимает носитель этой оценки (индивид, социальная группа, социальный слой) в данном общественном устройстве; б) политических интересов; Центральной проблемой политического сознания (мышления) является устройство государственной власти. Политическая борьба за определение устройства, задач и содержания деятельности государства приобретает разнообразные формы: а) гласное обсуждение социальных проблем; б) парламентские дискуссии; г) митинги, демонстрации, шествия; д) социальные реформы; е) социальные революции. Следовательно, стержнем социальных столкновений являются политические интересы, которые оформляются в идеологические установки, теории. Правовое сознание - это осознание и отношение людей к действующему праву, знание меры в соотношении прав и обязанностей, законности и противозаконности, проявляющейся в поведении людей. Право - это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Между правом и правосознанием существует тесная взаимозависимость: право воздействует на формирование правосознания, а правосознание реализуется в праве и правосудии. Основы правосознания составляют: а) чувство собственного достоинства; б) совесть и внутренняя дисциплина; в) взаимное уважение и доверие граждан друг другу; г) доверие граждан к власти и наоборот. Правосознание тесно связано с нравственным сознанием. И то, и другое выполняют в обществе единую функцию - регулятивную. Поэтому правовые и нравственные взгляды носят нормативный и оценочный характер. Однако право - есть принудительное требование государства к выполнению «минимума нравственности», который юридически закреплен в законах. Это обеспечивает достижение двух целей: во-первых, личной свободы; во-вторых, общего блага. Понимание права предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно. Право - необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, то должен ограничить свою свободу, чтобы предоставить свободу другим. Нравственное (моральное) сознание. Его основу составляет нравственность - исторически сложившаяся система неписаных законов, в которой находят свое отражение представления, нормы и оценки социальных групп. Выполняя, наряду с правом, роль регулятора поведения людей мораль принципиально отличается от него. Отличия морали от права: во-первых, мораль присуща любому обществу, в то время, как право появляется в образованном государстве, в котором мораль уже не в состоянии обеспечить общественный порядок; во-вторых, нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, а правовые - силой государства и принимают принудительный характер; в-третьих, моральные нормы распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государством (дружба, товарищество, любовь и т. д.); в-четвертых, категории морали и права принципиально отличны. Если основными категориями права выступают: законное и незаконное, правомерное и неправомерное, то основные категории морали: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье и др.; в-пятых, нормы нравственности формируются стихийно. Истоки нравственности - обычаи, в которых закрепились те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Для нравственности в историческом развитии характерно: а) преемственность; б) относительная самостоятельность (каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а видоизменяет и развивает их); Но вместе с этим, есть общечеловеческие нормы нравственности, которые являются отражением в сознании людей сложившегося в течение тысячелетий определенного порядка во взаимоотношениях между людьми, обеспечивающего общежитие. Общечеловеческие нормы нравственности считают величайшим злом: убийство, воровство, насилие, обман, клевету. В них закреплена забота родителей о воспитании детей и забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость и т. д.. В структуре нравственности важное место занимают нормы профессиональной морали. Профессиональная этика (мораль) - совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а через него - к людям, с которыми он связан в силу специфики своей профессии. Таким образом, профессиональная этика является модификацией, уточнением, конкретизацией требований моральных норм с учетом особенностей профессиональной деятельности. Эстетическое сознание - осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетика (от греческого ае§Ше818 - ощущение) - наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, в человеке, а также общие принципы творчества по законам красоты. Наиболее ярким выражением эстетического отношения человека к действительности является искусство. Этот термин употребляется в двух смысловых значениях. В широком смысле - это мастерство, требующее большого умения и художественного вкуса. Это может касаться любого вида человеческой деятельности (красивый самолет, красивый дом и красивая скульптура). В узком смысле - художественное творчество как таковое, которое проявляется в музыке, танце, живописи, скульптуре, архитектуре, художественных произведениях, кинофильмах и др. Оно формирует эстетическое сознание. Функции искусства: во-первых, познавательная, произведения искусства являются ценными источниками информации; во-вторых, воспитательная, искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствования или - падение; в-третьих, эстетическая, специфическая функция, которая проявляется тем, что воспринимающий произведения искусства человек, пропускает их содержание через свое сердце, эмоции, дает им эстетическую оценку. Формируя в нас эту способность, искусство формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком. Религиозное сознание - один из составляющих элементов сложного системного явления - религии. Религия - (от лат. геНдю - набожность, святыня) - мировоззрение, мироощущение и особое поведение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, которые господствуют над людьми. Основные элементы религии: 1) религиозное учение; 2) религиозные чувства; 3) культовая обрядность (религиозные действия); 4) церковь, как организация. Религиозное сознание характеризуется тем, что в нем: во-первых, мир расколот на два мира: • земной, где живут люди; • потусторонний, где обитают сверхъестественные существа со сверхъестественными возможностями и господствующие над земным миром; во-вторых, вера в бессмертие души и загробную жизнь. Основные функции религии: 1) компенсаторная, состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «царством небесным».Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности); 2) интегративная - объединяя действия, мысли, чувства прихожан религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового; 3) регулятивная - религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей; 4) коммуникативная - религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению. Оно для верующих развертывается в двух планах: а) общение с Богом и святыми; б) общение друг с другом. Религия играла и играет существенную роль в жизни общества и конкретного человека. В связи с крещением Руси к нам пришла грамотность, письменность, западная культура. Церковь способствовала объединению русской нации, укреплению государственности, патриотизма. Православие способствовало формированию общественного сознания, психологии образа мыслей - менталитета нации.
«Материальные и идеальные процессы в обществе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot