Математическое моделирование как метод познания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ
Невозможно представить себе современную науку без широкого применения
математического моделирования, суть которого состоит в замене исходного
объекта его образом – математической моделью и дальнейшем изучении модели с
помощью реализуемых на компьютерах вычислительно-логических алгоритмов.
Этот метод сочетает в себе достоинства, как теории, так и эксперимента, поскольку
работа не с самим объектом (явлением, процессом), а с его моделью дает
возможность относительно быстро и без существенных затрат исследовать его
свойства и поведение в различных ситуациях. В то же время вычислительные
эксперименты с моделями объектов позволяют, опираясь на мощь современных
вычислительных методов и технических средств информатики, подробно и глубоко
изучать объекты в достаточной полноте, недоступной чисто теоретическим
подходам.
Вышесказанное является актуальным в условиях постоянного роста
требований к эффективности устройств, применяемых в системах передачи и
обработки информации, к сокращению сроков исследования и разработки новых
телекоммуникационных систем и сетей.
Математическое моделирование – третий путь познания.
А.Н. Тихонов
Математическое моделирование – это идеальное научное знаковое
формальное моделирование, при котором описание объекта осуществляется на
языке математики, а исследование модели проводится с использованием тех или
иных математических методов.
Моделирование не является единственным методом изучения окружающего
мира. Существует целая область знания – методология, которая специально
занимается изучением методов познания.
Понятие «метод» означает совокупность приемов и операций практического и
теоретического освоения действительности.
Из всеобщих методов в истории познания известны два: диалектический и
метафизический. Это общефилософские методы. С середины XIX века
метафизический метод начал все больше вытесняться из естествознания
диалектическим методом.
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней
научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и
теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом
уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом
(идеализация, формализация).
1
Но есть общенаучный метод, который используются как на эмпирическом
уровне, так и на теоретическом. Таким общенаучным методом является
моделирование.
Моделирование – метод познания окружающего мира, который можно
отнести к общенаучным методам, применяемым как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне познания. При построении и исследовании модели могут
применяться практически все остальные методы познания.
Под моделью понимается такой материальный или мысленно представляемый
объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал,
сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты.
Процесс построения и использования модели называется моделированием.
Другими словами, модель – это объект-заменитель объекта-оригинала,
обеспечивающий изучение некоторых интересующих исследователя свойств
оригинала.
Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе
построения модели выделяются главные, наиболее существенные, свойства.
Так, модель самолета должна иметь геометрическое подобие оригиналу, модель
атома — правильно отражать физические взаимодействия, архитектурный макет
города – ландшафт и т.д. Признак или величина, которые характеризуют какоелибо свойство объекта и могут принимать различные значения, называются
параметрами модели. Модель воспроизводит в специально оговоренном виде
строение и свойства исследуемого объекта. Исследуемый объект, по отношению к
которому изготавливается модель, называется оригиналом, образцом,
прототипом.
Любая модель нетождественна объекту-оригиналу, поскольку при ее
построении исследователь учитывал лишь важнейшие с его точки зрения факторы.
В этом отношении любая модель является неполной. «Полная» модель,
очевидно, будет полностью тождественна оригиналу (Норберт Винер: наилучшей
моделью кота является другой кот, а еще лучше – тот же самый кот).
Если результаты моделирования удовлетворяют исследователя и могут
служить основой для прогнозирования поведения или свойств исследуемого
объекта, то говорят, что модель адекватна объекту. Адекватность модели зависит
от целей моделирования и принятых критериев. Идеально адекватная модель
принципиально невозможна в силу неполноты модели.
В качестве одной из характеристик модели может выступать простота (или
сложность) модели.
Важнейшим свойством модели является потенциальность модели, или её
предсказательность с позиций получения новых знаний об исследуемом объекте:
мы хотим получать от модели больше, чем в нее вложили. Эта «дерзость»,
«собственный ум» моделей – есть проявление множества внутренних связей,
осознать совместное действие (синергетические эффекты) которых их создатели
зачастую не в состоянии (по крайней мере, на стадии разработки).
2
Общие свойства моделей.
1) адекватность – это степень соответствия модели тому реальному явлению
(объекту, процессу), для описания которого она строится,
2) конечность – модель отображает оригинал лишь в конечном числе его
отношений и, кроме того, ресурсы моделирования конечны,
3) упрощенность – модель отображает только существенные стороны объекта,
4) полнота – учтены все необходимые свойства,
5) приблизительность – действительность отображается моделью грубо или
приблизительно,
6) информативность – модель должна содержать достаточную информацию о
системе - в рамках гипотез, принятых при построении модели,
7) потенциальность – предсказуемость модели и её свойств.
Под моделью мы будем понимать упрощенное, если угодно, упакованное
знание, несущее вполне определенную, ограниченную информацию о предмете
(явлении), отражающее те или иные его свойства. Модель можно рассматривать
как специальную форму кодирования информации. В отличие от обычного
кодирования, когда известна вся исходная информация, и мы лишь переводим ее на
другой язык. модель, какой бы язык она не использовала, кодирует и ту
информацию, которую люди еще не знали. Можно сказать, что модель содержит
в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести,
сделать наглядным и использовать в своих практических нуждах.
Н.Н. Моисеев
В научных исследованиях модели, не обладающие определенной
«предсказательностью», едва ли могут считаться удовлетворительными.
ВЫВОД
Модель нужна для того, чтобы:
понять, как устроен конкретный объект: какова его структура, внутренние
связи, основные свойства, законы развития, саморазвития и взаимодействия с
окружающей средой;
научиться управлять объектом или процессом, определять наилучшие
способы управления при заданных целях и критериях;
прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных
способов и форм воздействия на объект.
___________
3