Маркировка потребительских товаров
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
4. МАРКИРОВКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
В качественной, своевременной и полной информации о товарах нуждаются
все: производитель, коммерческие структуры, покупатель. Средствами товарной
информации служат: маркировка, технические документы, справочная, учебная и
научная литература, реклама и пропаганда.
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на
упаковку и (или) товар. В зависимости от места нанесения различают маркировку
производственную и торговую. Носителями производственной маркировки могут
быть этикетки, вкладыши, кольеретки, ярлыки, бирки, контрольные ленты и др.
Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки.
Порядок и правила маркировки отдельных видов товаров отражаются в
нормативных документах. Общим для всех товаров является то, что в маркировке
должны быть отражены:
• сведения об изготовителях и предприятиях;
• стандарты, которым соответствует товар;
• информация о сертификации;
• гарантии производителя;
• срок годности товара;
• его основные потребительские свойства: состав, масса, объем,
калорийность, противопоказания к применению.
При маркировке товара на изделия и упаковку наносятся специальные
обозначения. Такими обозначениями, как правило, являются товарный знак и знаки
сопровождения.
Товарный знак — официально оформленное графическое изображение,
оригинальное название, особое сочетание цифр, букв или слов, которое наносится
на товар предприятием (фирмой) и охраняется законом.
Товарные знаки играют важную роль в конкурентной борьбе, так как
многие покупатели приобретают товар определенных предприятий, ориентируясь
на товарные (фирменные) знаки. Существует три основных типа обозначения этих
знаков:
• фирменное имя — слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть
произнесены;
• фирменный знак — символ, рисунок, отличительный цвет или
обозначение;
• торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или
их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и
защищенные юридически, на что указывает знак R, размещаемый рядом с
товарным знаком. Если товарный знак является собственностью фирмы, то он
может иметь знак С.
По степени значимости и престижности можно выделить товарные
(фирменные) знаки: обыкновенные и престижные.
Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются владельцем или
специальными дизайнерами с регистрацией или без.
Престижные знаки присваиваются фирмам, предприятиям за их особые
заслуги перед государством. В ряде зарубежных стран престижные знаки
(эмблемы) присуждаются как премии и фирма-лауреат получает право в течение
определенного времени помещать этот знак на своих деловых документах,
материалах, товарах.
В России до недавнего времени престижных знаков не было. Но в 1997 г. на
государственном уровне было разработано Положение о программе «Сто лучших
товаров России», позднее был объявлен конкурс премии Правительства
Российской Федерации; действует программа «Российская марка». На основании
этих программ был объявлен ежегодный конкурс среди отечественных
производителей с присвоением победителям знака разной степени (рис. 2).
С 1999 г. в нашей стране проводится конкурс «Российская марка» с
присвоением призерам престижных знаков:
• золотой знак «Российская марка»;
• серебряный знак «Российская марка»;
1
2
3
4
Рис. 2. Знаки лауреатов конкурсов: 1 — знак лауреата Премии
Правительства Российской Федерации в области качества; 2 — знак
лауреата конкурса «Сто лучших товаров России»; 3 — знак лауреата
конкурса «Российская марка»; 4 — Знак
качества XXI века
• бронзовый знак «Российская марка».
• Россия уже имеет официально запатентованный товарный знак «III
тысячелетие», который выдается лауреатам выставок-конкурсов на основе
соглашения. Логическим завершением акции станет создание сети магазинов
«Товары третьего тысячелетия» — с товарами, маркированными «Знаком качества
XXI века».
• Предприятия, награжденные почетным знаком той или иной степени
(золотым, серебряным, бронзовым), имеют право в течение полутора лет бесплатно
размещать его на своей продукции. По истечении этого срока фирма (предприятие)
или подтверждает знак, или лишается престижной награды.
• Знаки сопровождения (предупредительные) предназначены для
обеспечения безопасности потребителя, окружающей среды и информирования об
опасных свойствах веществ, материалов или действий по предупреждению
опасности.
2