Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Манипулирование массовым сознанием в СМИ: предпосылки, цели, технологии

  • 👀 324 просмотра
  • 📌 292 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Манипулирование массовым сознанием в СМИ: предпосылки, цели, технологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Манипулирование массовым сознанием в СМИ: предпосылки, цели, технологии» docx
Лекция по теме 4. Манипулирование массовым сознанием в СМИ: предпосылки, цели, технологии Социально-психологические особенности осуществления массовой коммуникации В лекции, посвященной выяснению природы информации, мы говорили, что одним из ее главных предназначений является снижение энтропии (неопределенности) при поступлении в ту или иную систему. Это общее положение теории применимо и к информации социальной, в сфере которой работают СМИ. Практически это означает, что те сведения, факты, комментарии, аналитика, которые предлагаются массовой аудитории, неизбежно меняют представления людей об окружающем мире. Во всяком случае, так должно быть «по науке». Однако, в отличие от многих других систем (технических, биологических и пр.), в социальной информации существует такая важная составляющая, как человеческое сознание. Учет специфики «получателя» информации – индивидуального и массового сознания - необходим для того, чтобы грамотно планировать и осуществлять информационную деятельность. Главная отличительная черта «реципиента» (как отдельного читателя, зрителя, слушателя, так и массовых аудиторий): он весьма неподатлив к внешнему воздействию, в том числе и к проникновению в свой внутренний мир чего-то такого, с чем он не знаком. Конкретные социологические исследования показывают, что люди, как правило, не признают (субъективно) способность средств массовой информации повлиять на их поведение, выбор целей, приоритетов, совершение поступков. Зато они с удовольствием говорят о том, что пресса «должна воспитывать молодежь», «развлекать», «сообщать важные сведения» и т.п. Никто не хочет пребывать в положении «реципиента», некоего «подопытного кролика», которому что-то навязывают извне. И это нормальное положение вещей. Существуют древнекитайские трактаты об искусстве убеждения и о том, насколько это трудное дело. Сознание любого человека многослойно, оно подвержено влиянию многих информационных факторов, среди которых СМИ – только один из них. Огромную роль играет личный жизненный опыт, который выступает надежным “фильтром” для восприятия новой информации. Самый первый и поверхностный уровень — степень информированности среднего гражданина той или иной страны или региона об основных событиях политической, экономической и социальной жизни. Однако объемы тиражей и рейтинги телепрограмм далеко не всегда могут служить объективным показателем востребованности масс-медийной продукции обществом. Следующий уровень структуры личности человека, на котором поступающая информация осмысливается и оценивается – мотивационный. Психологи утверждают, что мотвационная сфера человеческого сознания – самая обширная. Но и самая “таинственная”, малопредсказуемая. Кто может сказать с достаточной вероятностью, что зреет в уме того или иного человека, в представлениях той или иной социальной группы? Однако это очень важная сфера. Именно в этой таинственной “лаборатории” вызревают мотивы будущих поступков, активных социальных действий. Имнно для мотивационной сферы личности важна деятельность СМИ как всеобъемлющего коммуникатора, который оказывает определяющее влияние на формирование цивилизационых норм и ценностей, является форумом, на котором проявляются интересы основных субъектов общественной жизни. И здесь не так просто определить, насколько эффективна роль средств массовой информации, а тем более значение того или иного издания, канала, Интернет-сайта. Наконец, третья сфера сознания – поведенческая. Мотивы, созревшие в человеке, толкают его, наконец, к каким-то поступкам: вступлению в ту или иную партию, профсоюз, подталкивают к решению выйти на площадь и заявить о своих гражданских и человеческих правах. Здесь все выходит “наружу”, и зачастую каждое слово, напечатаное в газете или произнесенное в эфире, способно оказать непосредственное влияние на поведение людей. Мы все были этому свидетелями, например, весной 2006 года, 19 декабря 2011 года, когда десятки тысяч минчан вышли на Октябрьскую площадь. Полностью сформировавшиеся, зрелые мотивы проявляют себя даже тогда, когда человек не имея других возможностей, активно заявляет о своей позиции любым доступным ему способом. Таким образом, необходимым условием эффективной коммуникаци является признание сложности и взаимодействия СМИ с массовой аудиторией. Но из этой, совершено бесспорной посылки, различные коммуникаторы делают совершенно противоположные выводы. Мировым стандартом информационной деятельности считается честное, объективное, по возможности всеобъемлющее информирование о важнейших событиях, предоставление права публичного высказывания, получения и распространения любой информации, касающейся как отдельной личности, так и социальных групп. В информационных обществах, где свободная информация циркулирует в избыточных количествах, каждый человек способен составить собственную картину мира и, соответственно этому, строить линию своего поведения. В авторитарных государствах, где основой официальной идеологии считается патерналистское отношение власти к своему народу, «отеческая» «забота» проявляется в том, чтобы оградить население от «неприятных» новостей, подавить навыки критического мышления, навязать «нужные» стереотипы. В таких обществах средства массовой информации фактически выполняют функцию еще одного, довольно эффективного, органа государственного управления. Впору предложить новое определение: органы массовой информации. Однако и в том, и в другом случае обязательно берутся в расчет объективно существующие закономерности массового восприятия информации, которые нельзя не учитывать. Просто в первом случае учет психологических факторов служит оперативному и действенному усвоению информации, а во втором – «взламыванию» человеческого сознания, превращению его в объект зомбирования.
«Манипулирование массовым сознанием в СМИ: предпосылки, цели, технологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Богуславский С.М.
Смотреть все 36 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot