Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Логистика

  • 👀 837 просмотров
  • 📌 764 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Логистика» doc
Конспект по Логистике Введение Причина возрастания интереса к логистике обусловлена потребностями развития экономики и бизнеса. Основные тенденции развития логистики. 1. Быстрый рост затрат на перевозку. 2. Достижение предела эффективности производства. Логистика остается областью, где ещё сохраняется значительный потенциал возможностей сокращения издержек. 3. Фундаментальные изменения в философии запасов. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов до 10% у розничных продавцов и 90% у дистрибьюторов и производителей. 4. Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепций маркетинга (предоставление потребителям той продукции, которая им необходима) 5. Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой большого количества данных. 6. Рост использования компьютеров поставщиками (продавцами) и их потребителей. Цели логистики связаны с координацией физического распределения и управления материальными ресурсами для снижения затрат и улучшения обслуживания потребителей. Три взаимосвязанные концепции системного подхода, используемые в логистике. 1. Концепция общих затрат. Функции логистики рассматриваются в целом, а не каждая по отдельности. Все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания. 2. Концепция предотвращения под оптимизацией. Она имеет место, когда усилия по совершенствованию отдельных функций не приводят к достижению оптимального результата. Необходим поиск компромиссных вариантов взаимодействия всех функций. 3. Концепция финансовых обменов. Вследствие замены функции распределения, одни затраты увеличиваются, другие снижаются. Результатом должно быть снижение общих затрат. Понятие логистики предпосылки и этапы развития. Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим будет вопрос управления материальным и сопутствующим ему информационным и финансовым потоками. Совокупность определений логистики. Логистика-это междисциплинарное научное направление, связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности организации материальных потоков. Логистика- это направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сфере производства и обращения. Принципиальная схема материального и информационного потоков. сфера производства сфера обращения управление движением продукции управление движением производственно-технического продукции народного назначения потребления материальный поток информационный поток Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что сегодня под логистикой понимается: 1. Новое направление в организации движения грузов 2. Теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах 3. Совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время с минимальными затратами (6 правил логистики) 4. Интеграция перевозочного и приемного процесса 5. Процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребителей 6. Инфраструктура экономики 7. Форма управления физическим управлением продукта 8. Эффективное движение готовой продукции от сферы производства до сферы потребления 9. Новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления потоками. 10. Наука с рациональной организацией производства и распределения Предпосылки развития логистики. 1. Превращение рынка продавца в рынок потребителя 2. Обеспечение конкурентного преимущества логистичеки- организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставки. 3. Энергетический кризис 4. НТП, компьютеризация управления. Этапы развития логистики. 1. 60-е годы. Характеризуется использованием логистического подхода для управления материального потока в сфере управления. логистическая интеграция 1-ый этап – интеграция транспортно-складского процесса: - существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранение и транспортирование могут быть увязаны единой системой управления - интеграция отдельных функций физ. распределения материалов может дать существенный экономический эффект 2. 80- годы. Интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс. Производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм. 3. Настоящее время. 1. Происходят фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике. 2. Современные коммерческие технологии позволяют осуществить мониторинг всех фаз движения продукции от первичного источника сырья до конечных потребителей. 3. Развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики. 4. В концепции логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепи. 5. Совокупность материалопроводящих систем 3-ый этап развития логистики-это совокупность участников логистического процесса, приобретает целостный характер. Экономический эффект от использования логистики. Главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками: 1. Снижение запасов на всем пути движения материального потока. Высокая значимость оптимизации запасов определяется следующим: - в общей структуре издержек на логистику, расходы на содержание запасов составляют более 50% - большая часть оборотного капитала предприятия отвлечена в запасы от 10 до 50% всех активов предприятия - в производстве расходы по содержанию запасов составляет 25-30% от общего объема издержек - сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистического процесса, повышение надежности поставок, рациональное разделение поставок. 2. Снижается время прохождения товаров по логистической цепи. 95% времени оборота приходится на логистической операции, его снижение позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получающую в единицу времени снизить себестоимость продукции. 3. Снизить транспортные расходы. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики. 4. Сократить затраты ручного труда расходы на операции с грузом. Высокая степень согласованности в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение односистемных средств механизации одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов в грузопереработке. Совокупный экономический эффект от использования логистики превышает сумму эффектов от улучшения отдельных показателей. Интегративные качества логистических систем реализовать конечную цель, которая получила название «6 правил логистики»: продукт, качество, количество, время, место и затраты. Основы логистики и определения Логистика(в широком смысле) – наука об управлении и оптимизации материальных потоков, услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенных макро-, меза- и микро- экономических системах для достижения поставленных целей. Логистика ( в узком смысле с позиции бизнеса) – интегрированный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегии, тактики и оперативных целей бизнеса, за счет эффективного управления материальными и сервисными потоками, а также сопутствующими финансовым и информационным потоками. Материальный поток - можно определить как находящийся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция к которым применяются Логистические операции или функции, связанные с физическим перемещением в пространстве. Материальные ресурсы – это сырье, основные вспомогательные материалы, комплектующие, топливо, запчасти, отходы производства. Незавершенное производство( НП) – продукция незаконченная производством в пределах данного предприятия Готовая продукция (ГП) – полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью укомплектованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад или отгруженная потребителю ( торговому посреднику) Особым видом материальных ресурсов являются тара и упаковка, играющие важную роль в процессах физического распределения товара. МП, рассматриваемый в определенном временном сечении является запасом материальных ресурсов, НП и ГП. Логистическая операция – любое действие, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением МП( информационного, финансового и сервисного) Логистическая функция – совокупность логистических операции, направленных на реализацию поставленных задач перед логистической системой. Логистическая система – сложная организационно-завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов, звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материального и сопутствующих ему потоками. Задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними и/или внешними целями организации. Звено логистической системы- некоторый экономический и /или функционально-обособленный объект, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями. Типы звеньев логистической системы. 1. Генерирующий 2. Преобразующий 4. Смешанный 3. Поглощающий В звеньях логистической системы материальные, финансовые и информационные потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п. В качестве звеньев могут выступать предприятия-поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортно-эксплуатационные предприятия, биржи, банки, финансовые учреждения, предприятия информацонно-компьютерного сервиса и связи. Логистическая цепь – множество звеньев логистической системы линейно-упорядоченные по материальному, финансовому, информационному потокам с целью анализа и проектирования определенного набора логистических функций или издержек Пример простой логистической цепи. ГП ГП ЗЛС 1,2,3- звенья логистической цепи ЛЦ представляет собой цепь сбыта готовой продукции фирмы-производителя. С позиции логистического менеджмента продавец-перевозчик, потребитель являются линейно-связанными звеньями ЛС. В этой ЛЦ для реализации продукции необходим набор логистических операций и функций: - получение и обработка информации о заказе - подготовка нужной ГП к перевозке - затаривание - погрузка - перевозка - разгрузка - приемка ГП покупателем (магазином) - оформление товарно-транспортных документов - расчеты за перевозку - передача прав собственности на товар Любая логистическая операция сопровождается определенными издержками. Задача логистического менеджмента. - выбор из нескольких возможных альтернатив закрепления логистических операций за ЗЛС - выбор перевозчика (сопоставляет тарифы, учитывая качество предлагаемой услуги) Таким образом, проблема выбора перевозчика становится оптимизационной и многокритериальной задачей. ЛЦ, ориентированная по информационным и финансовым потокам, которые связаны материально. ч2 ч1 ч3 ч4 с5 ч5 ч6 ч7 с3 с4 с1 с2 ИП (ч) ФП (с) ИП ФП Обозна- -чения логистическая операция Обозна- -чения логистическая операция Ч1 Ч2 Ч3 Ч4 Ч5 Ч6 Ч7 Подача заказа на товар Обработка заказа и передача его производителю (продавцу) Оформление счета на товар Передача счета на товар для оплаты покупателю Оформление документов на груз для перевозчика Регистрация грузовых документов покупателя Выставления счета за перевозку С1 С2 С3 С4 С5 Оплата товара покупателем Получение денег за товар от покупателя Оплата производителем услуг перевозчика, посредника, банка Получение денег за транспортировку перевозчиком Получение денег за услуги торговым посредником ЛЦ, ориентированные по ИП и ФП ЛЦ Комплексная логистическая функция ЗЛС 3 ч1 ЗЛС 4 ч2 ЗЛС 1 Оформление процедуры заказа ЗЛС 1 ч5 ЗЛС 2 ч6 ЗЛС 3 Экспедирование груза ЗЛС 3 с1 ЗЛС 5 с2 ЗЛС 1 Передача прав собственности – расчет за товар ЗЛС 1 с3 ЗЛС 5 с4 ЗЛС 2 Расчеты за транспортировку товара ЛС –полное множество звеньев. Логистическая система, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им ИП и ФП в рамках исследуемой логистической системы. Общие логистические издержки. В основу классификации издержек может быть положен принцип классификации логистических функции. Выделение издержек или группы издержек зависит от вида логистической системы, задач управления и оптимизаций в логистических цепях. 4 блока издержек: 1) Издержки на элементарные т комплексные логистические операции 2) Потери от иммобилизации средств запасов 3) Ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса (система снабжения, производства) 4) Издержки на логистическое администрирование Объекты логистического управления Материальный поток-это грузы, детали, товары, материальные ценности, продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу. МП не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас. Размерность МП представляет собой дробь: Единица измерения груза (шт., тонна) Единица измерения времени (сутки, месяц) Виды МП 1. По отношению к логистической системе: - внешний, протекает во внешней среде - внутренний, протекает внутри ЛС - входной, поступает из внешней среды - выходной, поступает из ЛС во внешнюю среду 2. По натурально-вещественному составу - одноассортиментный - многоассортиментный 3. По количеству груза - массовый (группа транспортных средств) - крупный (несколько вагонов, автомашин) - мелкий (не позволит полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, «попутный груз») - средний 4. По удельному весу - тяжеловесный (использует полную грузоподъёмность транспортного средства, требует для хранения меньшего складского объёма) - легковесный (не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства) 5. По степени совместимости - несовместимый Это учитывается при транспортировке, хранении, - совместимый переработке в основном продовольственных товаров. 6. По консистенции груза - насыпные ( зерно, перевозят без тары, используют специальный транспорт. Главное свойство насыпных грузов – сыпучесть используют вагоны бункерного типа) - навалочные (соль, уголь, руда, перевозят без тары. Груз может смерзаться, слеживаться, спекаться, обладают некоторой сыпучестью) - тарно-штучные. Обладают различными физико-химическими свойствами: удельный вес, объём. Могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, без тары. - наливные. Перевозятся в цистернах, наливных судах. Логистические операции выполняются с помощью специальных транспортных средств. Финансовый поток. ФП – направление движения финансовых средств, необходимых для обеспечения эффективного движения товарного потока. Особенности: • Не просто движение финансовых средств и материальных ресурсов, а их направленное движение • Направленность движения обуславливается необходимостью обеспечения передвижения товарного потока или МП • Движение финансовых ресурсов осуществляется внутри ЛС, либо между ЛС и внешней средой. Классификация финансовых потоков. 1 По отношению к логистической системе - внешний, протекает во внешней среде за границами ЛС - внутренний, существует внутри ЛС и видоизменяется за счет операций с МП 2 По направлению движений - входящий, из внешней среды - выходящий, из ЛС и существует во внешней среде 3 По назначению - обусловлен процессом закупки товара - инвестиционные финансовые потоки - ФП по воспроизводству рабочей силы - связанные с формированием материальных затрат в производственном процессе - возникающие в процессе продажи товаров 4 Форма расчетов - денежные финансовые потоки – движение наличных финансовых средств - информационно-финансовые потоки - движение безналичных финансовых средств Финансовый механизм обслуживания товарных потоков. - наличие логистического финансового потока, главным образом обусловлено существованием обслуживаемого им товарного потока - направление, объём, источник возникновения, время начала движения ФП зависит от согласования формы расчетов и предусмотренных в договоре условий платежа - схема взаиморасчётов с использованием ценных бумаг Информационный поток Причины возрастания роли информационных потоков: - для потребителя информация о статусе заказа, наличия товара, сроках поставки, отгрузочных документов является необходимым элементом потребительского логистического сервиса - с позиции управления запасами в логистической цепи: наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет снижения неопределенности уровня спроса - информация увеличивает гибкость ЛС с точки зрения того как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентного преимущества ИП- это совокупность циркулирующих в ЛС, между ЛС и средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистическими операциями и ЛС ИП может существовать в бумажных и электронных документах. Измеряется количеством обработанной и передаваемой информации за единицу времени. Взаимосвязь материальных и финансовых потоков. - опережающий ИП во встречном направлении. Содержит сведения о заказах - опережающий ИП в прямом направлении. Предварительное сообщение о прибытии груза - одновременно с МП. Идет информация в прямом направлении о качественных и количественных параметрах МП - вслед за МП во встречном направлении. Может проходить информация о результатах приемки груза, количественных и качественных претензиях и подтверждениях Классификация ИП I. Вид носителя информации - бумажные - электронные - смешанные II. Вид связываемых потоков систем - горизонтальный - вертикальный III. Плотность - малоинтенсивный - среднеинтенсивный - высокоинтенсивный IV. Направление по отношению к ЛС - входящий - выходящий V. Периодичность - регулярные - оперативные - случайные - on-line VI. Место происхождения - внешняя среда - внутренняя среда Информационная система в логистике. - это определенным образом организованная совокупность персонала, взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников, необходимых средств программирования, и обеспечивающая возможность планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования ЛС Информационная система Функциональная подсистема Обеспечивающая подсистема состоит из совокупности состоит из: решаемых задач, - тех. обеспечение, т.е. сгруппированных по признаку совокупность тех. средств, общности цели обеспечивающая обработку и передачу ИП - инф. обеспечение включает в себя различные справочники, классификаторы, средства формализованного описания данных - математическое обеспечение- это совокупность методов решения функциональных задач - и др.средства обеспечения Поток логистических операций Логистический сервис непрерывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товара. Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю МП разнообразных логистических услуг. Виды работ логистического обслуживания делятся: 1. Предпродажные – работы по формированию логистического обслуживания 2. Работы по оказанию логистических услуг, осуществляется в процессе продажи товара 3. Послепродажный логистический сервис- гарантирование, обслуживание, обмен, обязательство по рассмотрению претензий и т.п. Примеры логистических услуг. 1. Наличие товарного запаса на складах 2. Исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и т.п. 3. Обеспечение надежности доставки 4. Предоставление информации о происхождении, продвижения грузов. Логистические функции и операции. Логистическая функция- это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей ЛС. Функции 1. Базисные: - сбыт и дистрибьюция - снабжение - производство 2. Ключевые: - подержание стандартов обслуживания потребителя - управление запасами - управление закупками - управление процедурами заказов - управление производственными процедурами - ценообразование - физическое распределение 3. Поддерживающие: - складирование - грузопереработка - защитная функция - обеспечение возврата товара - обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание - информационная компьютерная поддержка 4. Операции: - погрузка; разгрузка; затаривание; экспедирование грузов; перевозка; хранение грузов; приемка и отпуск товаров со склада; - перегрузка; сортировка комплектующих; консализация груза; разукрупнение грузов; сбор, хранение и передача информации о грузах; - расчёты с поставщиками и покупателями; страхование грузов; передача прав собственности на товар; таможенное оформление грузов Логистические системы Системы (от греч. «целос» - составление из частей, соединение) – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность единства. Свойства которыми должна обладать система. 1. Целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, эти элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образование системы. Элементы могу быть разнокачественными, но одновременно совместимыми. 2. Связи. Закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть: - вещественные - информационные - прямые - обратные Связи между элементами внутри системы должны быть мощные, чем связи элементов системы с внешней средой. 3. Организация. Наличие систематизирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность её создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определить структуру организации системы. 4. Интегративные качества. Наличие качеств, присущих системе в целом, но ни свойственных, ни одному из её элементов в отдельности. ЛС – из множества многообразных систем логистические выделяются: составом элементов, характером связей между ними, организацией, интегративными свойствами. Отличительные признаки: - наличие потокового процесса - определенная системная целостность Характеристика свойств ЛС в разрезе 4 свойств системы. 1. ЛС – это целостная совокупность элементов, (закупка, склады, запасы, транспорт, информация, кадры, сбыт, обслуживание производства) т.е. элементы разнокачественные, но одновременно совместимые, что обеспечивается единством цели, которой подчинены функции ЛС. 2. В ЛС имеются существенные связи, которые закономерной необходимостью определяют интегративные качествами системы. 3. ЛС имеет организацию, и связи между элементами определенным образом упорядочены. В противном случае предприятие не будет функционировать. 4. ЛС обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность предприятия поставить нужный товар в нужное место и время, необходимого качества и количества с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. ЛС – это адаптированная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она состоит из нескольких подсистем и имеет развитые отношения с внешней средой. Границы ЛС определяются циклом обращения средств производства. Такое отделение границ получило название Уплата денег- получение денег ФП МП границы ЛС Взаимосвязь ЛС с окружающей средой ФП1 ФП 2 МП1 МП2 ФП1– финансовые средства, которые платит ЛС за входящий МП МП1 – входящий МП в ЛС МП2 – выходящий МП из ЛС ФП 2 – финансовые средства, которые платит ЛС за МП Виды ЛС Макрологистические Микрологистческие системы системы 1. Глобальные 1. Внутренние - государственные (внутрипроизводственные) - межгосударственные - структурные подразделения - трансконтинентальные - рабочие места 2. По признаку 2. Внешние административно- - физическое распределение территориального - дистрибьюция деления: - снабжения (закупка) - районные Внутренние и внешние - городские микрологистические - региональные системы интегрированы - республиканские 3. По объектно- функциональному признаку: - группы предприятий - ведомственные - отраслевые - торговые - военные - транспортные Макрологистическая система -это крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или разных странах. МС представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Выделяю три вида МС: 1. ЛС с прямыми связями – МП проходит непосредственно от производителя к потребителю, минуя посредников. 2. ЛС эшелонированные - на пути МП есть хотя бы один посредник. 3. Гибкие ЛС – движение МП осуществляется как напрямую, так и через посредников. Микрологистические системы являются подсистемами структурными составляющими микрологистических систем. К ним относятся: производственные торговые предприятия, территориально- производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных ЛС, в состав которых входят технологическо-связанные производства, объединенные единой инфраструктурой. Внешние микрологистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материального и сопутствующих ему потоков от источников сырья к пунктам назначения ( вне производственного технологического цикла) Принципиальная схема микрологистической системы Методы решения логистических задач Традиционный подход к управлению МП А Показатели МП на выходе А складываются случайно. Каждый элемент системы на свое усмотрение работает с МП. Логистический подход к управлению МП Аl новый объект упр-ния сквозной МП На выходе Аl сквозной МП имеет заранее спроектированные контролируемые показатели. Методы решения логистических задач К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, следует отнести: 1. Методы системного анализа 2. Методы теории исследования операций 3. Кибернетический подход 4. Прогностический подход Применение этих методов позволяет: - прогнозировать МП - создавать интегрированные системы управления и контроля за их движением - разрабатывать системы логистического обслуживания - оптимизировать запасы и другие задачи Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования, т.е. исследования ЛС и процессов путем построения и изучения их модели. Моделирование в логистике Основной целью моделирования является прогноз поведения процесса или системы. Главный вопрос: «Что будет, если?» Классификация моделей Изоморфные модели – модели, включающие все характеристики объекта-оригинала, способные по существу заменить его. Гомоморфные модели - неполное, частичное подобие модели изучаемому объекту. Они делятся на материальные и абстрактные модели. Материальные модели воспроизводятся основные, геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого объекта. Абстрактное моделирование – часто является единственный способ моделирования в логистике. Его делят на символические и математические. Символические подразделяются на языковые и знаковые. Языковые модели – словесные модели, в основе которых лежит набор слов, очищенных от неоднозначности. Этот словарь называется «тезарус» Знаковые модели – введение условных обозначений отдельных понятий. Математическое моделирование. Математическим моделированием называется процесс установления соответствия данному реальному объекту, некоторого материального объекта. Применяется два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное. Аналитическое моделирование – математический прием использования ЛС, позволяющий получать точные решения. Порядок осуществления аналитического моделирования: I этап. Формирование математических законов, связывающих объекты систем. I I этап. Решения уравнений, получение теоретических результатов. I I I этап. Сопоставление полученных теоретических результатов с практикой (проверка) Имитационное моделирование – закономерности, определяющие характер количественных отношений внутри логистических процессов, остаются неопознанными. Имитационное моделирование включает в себя два основных процесса: - конструирование моделей реальной системы - постановка экспериментов на этой модели Преследуемые цели: 1. Понять поведение ЛС 2. Выбрать стратегию, обеспечивающую наиболее эффективное функционирование ЛС Условия, при которых рекомендуется применять имитационное моделирование: 1. Не существует законченной математической постановки данной задачи. 2. Аналитические модели имеются, но их процедура сложна. 3. Аналитические решения существуют, но их реализация невозможна вследствие недостаточной материальной подготовки имеющегося персонала. Таблица – Достоинства и недостатки имитационного моделирования. Достоинства Недостатки 1. Решение более сложных задач 2. Позволяют учитывать случайные воздействия и др. факторы 3. Воспроизводится процесс функционирования системы во времени 1. Исследования с помощью этого метода обходятся дорого, причины: - необходим высококвалифицированный специалист-программист - необходимо большое количество машинного времени - модели разрабатываются для конкретных условий 2. Велика вероятность ложной имитации. Функциональные области логистики, их применение. Объект логистики это сквозной МП, тем не менее, на отдельных участках управления им существует известная специфика. Выделим несколько функциональных областей логистики с их краткой характеристикой : 1. Закупочная логистика. Решает задачи по обеспечению предприятия сырьём и материалами. Границы деятельности составляют основное содержание закупочной логистики, они определяются условиями договора с поставщиками и составам функций службы снабжения внутри предприятия. 2. Производственная логистика. Решает задачи управления МП предприятия. Специфика: основной объём работ по проведению потока выполняется в пределах предприятия. Участники логистического процесса не вступают в товарно-денежные отношения. 3. Распределительная логистика. Решает задачи управления МП в процессе реализации готовой продукции. Это круг задач решает как производственное предприятие, так и торгово-посредническое. 4. Транспортная логистика. Решает задачи при управлении МП на специфических транспортных участках: - работа выполняется транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям. - работа выполняется собственным транспортом всех остальных предприятий 5. Информационная логистика. Результаты движения МП находятся в прямой связи с рациональностью организации движения ИП. Объект исследования – информационные системы, обеспечивающие управление МП, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и др. вопросы, связанные с организацией ИП. 6. Складная логистика. 7. Управление запасами. Закупочная логистика. Это управление МП в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Может быть рассмотрена на трех уровнях, т.к. одновременно является: - элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие. - элементом микрологистической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этой организации. - самостоятельная система, имеющая элементы, структуру и самостоятельные цели. Служба закупок на предприятии в соответствие с концепцией логистики должна определит мероприятия по организации службы снабжения, используя метод системного подхода. Для обеспечения надо решить задачи: что закупать, сколько, на каких условиях, у кого. Необходимо выполнить работы: - заключить договор - проконтролировать его исполнение - организовать доставку - организовать складирование Задача сделать или купить. Данная задача заключается в принятии одного из двух альтернативных решений: - сделать самим - купить Решения в пользу закупок применяются в случаях: - если потребность в изделиях невелика - отсутствуют производительные мощности - отсутствуют кадры соответствующей квалификации Решения против закупок: - потребность в комплектующих стабильна и высока - комплектующие могут быть изготовлены на имеющемся оборудовании Задача выбора поставщика Основные этапы: 1. Поиск потенциальных поставщиков. Методы: - объявление конкурса - изучение рекламных материалов - посещение выставок, ярмарок - переписка и личные контакты 2. Анализ потенциальных поставщиков. Возможные критерии анализа поставщиков: - цена-качество, надежность, ассортимент, комплектность - удаленность поставщика от потребителя - сроки выполнения текущих и экстренных заказов - наличие резервных мощностей - организация управления качеством у поставщика - психологический климат (возможность забастовок) - способность обеспечить поставку запасных частей - финансовое положение, кредитоспособность В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми начнется работа по заключению договорных отношений. 3. Оценка результата работы с поставщиком. Рассчитывается рейтинг поставщиков, и сравниваются полученные значения, по которым определяют наилучшего партнера. Справка о новом поставщике может содержать следующую информацию: - отношение ликвидности к сумме долговых обязательств - отношение объема продаж к дебиторской задолженности - отношение чистой прибыли к объему продаж - движение наличности - оборачиваемость запаса и др. Пример принятия решения о выборе поставщика. Условия: имеются две фирмы А и В, которые производят одинаковую продукцию, одинакового качества, известные и надежные. Расстояние до А 500 км, до В 300 км. У фирмы А товар пакетирован, подлежит механической разгрузке. У фирмы В товар в коробках, разгрузка ручная. Тариф на перевозку: 500 км = 0,5 у.е. за км, 300 км =0,7 за км. Время разгрузки пакетированного груза 30 мин, не пакетированного 10 часов, ставка рабочих на участке 6 у.е. в час. затраты фирмы А В 1. Перевозка 250 у.е 210 у.е 2. Разгрузка 3 у.е 60 у.е. Сумма 253 у.е. 270 у.е. Пример: Почему покупка у посредника может быть выгодней, чем у производителя? Изготовители реализуют товар по следующим ценам: мелкий опт-10 руб/шт, крупный опт – 8 руб/шт Посредник закупает партию по 8 руб/шт, разукрупняет её и реализует мелкий опт с 12% наценкой, т.е. по 8,96 руб/шт. Изготовителю разукрупнение обходится дороже, он выкупает продавать по 10 руб/шт, а не по 8,96 руб/шт. Производительная логистика. МП на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление МП на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственная логистика. Задачи производственной логистики касаются оптимизации МП внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие материальные услуги (хранении, фасовка, укладка и т.д.) Особенность объектов изучения в производственной логистике – это их территориальная комплектность. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства. ЛС, рассматриваемые производственной логистикой носят название внутрипроизводственных ЛС. Это могут быть: - промышленные предприятия - оптовые предприятия, имеющие складские помещения - узловая грузовая сеть - узловой морской порт Внутрипроизводственные ЛС могут рассматриваться на макро- и микроуровнях. На макроуровне – возможность адаптации макрологистических систем, к изменениям окружающей среды определяются способностью входящих в них внутрипроизводственных ЛС, быстро менять качественный и количественный состав МП, т.е. ассортимент и кол-во выпускаемой продукции. Качественная гибкость может обеспечиваться за счет универсального персонала и гибкого производства. Количественная гибкость – может обеспечиваться наличием резервного оборудование и резерва рабочей силы. На микроуровне внутрипроизводственные ЛС представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. Эти подсистемы: закупка склады запасы обслуживание производства транспорт информация сбыт кадры – они обеспечивают вхождение МП в систему, прохождение внутри неё и выход из системы. В соответствии с концепцией логистик построение внутрипроизводственных ЛС , должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действии соответствующих производственным, снабженческим и сбытовым звеньям внутри производства. Целесообразно сравнить традиционную и логистическую концепцию производства. логистическая традиционная 1. Отказ от избыточных запасов 2. Отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций 3. Отказ от изготовления серии продукции, на которую нет заказа 4. Устранение простоев оборудования 5. Обязательное устранение брака по всему процессу производства 6. Устранение нерациональных внутризаводских перевозок. 7. Превращение поставщиков в доброжелательных партнеров 1. Никогда не останавливать основное оборудование и всегда поддерживать высокие запасы 2. Изготовлять продукцию как можно более крупными партиями 3. Иметь запас традиционных ресурсов на «всякий случай» Таким образом, традиционная концепция приемлема для рынка продавца, логистическая для рынка покупателя. Уменьшение с/с в условиях конкуренции достигается не увеличением размеров партии или др. интенсивными мерами, а логистической организацией производства не только на отдельном участке, а всей товаропроизводящей системой в целом. Толкающие системы управления МП в рамках внутрипроизводственной ЛС - это системы организованного производства, в котором предметы труда, поступающие на производственный участок предыдущего технологического звена, не заказываются, МП «выталкиваются» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. Принципиальная схема толкающей системы МП ИП Толкающая модель управления потоками, характеристика для традиционных методов организованного производства, их применение для логистически-организованного производства появилось в связи с массовым распространением вычислительной техники. Параметры «выталкивающего» на участках МП оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию этого участка. На практике реализованы различные варианты толкающих систем. Например, системы МРП, они характеризованы высоким уровнем автоматизации управления и реализуют основные функции: - обеспечивают текущее регулирование и контроль производственных запасов - в реальном масштабе времени согласовывают, корректируют планы действий служб предприятия Тянущие системы управления МП в рамках внутрипроизводственной ЛС - это системы организованного производства в котором детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Центральные системы управления не вмешиваются в обмен МП между участниками предприятия, не устанавливают текущее задание. Производственная программа технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Централизованная система управления ставит задачу только перед конечным звеном технологической цепи. Принципиальная схема тянущей системы. заказ на 10 ед. продукции команда на изг-ние рынок сбыта заказ на заказ на 10 заказ на 10 комплектов материал комплектов заготовок деталей МП ИП МП вытягивается каждым последующим звеном, при этом персонал каждого отдельного цеха способен учесть больше факторов, чем это сделает централизованная система управления. Микрологистическая система «Канбан» Она относится к тянущим внутрипроизводственным ЛС, в переводе с японского – «карточка». Разработана и реализована фирмой «Toyota», система не требует тотальной системы компьютеризации, она предполагает: - высокая дисциплина поставок - высокая ответственность персонала. Система позволяет существенно снизить производственные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить выпускаемой продукции. Задачи, которые решает система «Канбан» - оперативное регулирование объёма производства и его номенклатуры (это позволяет системе приспособиться к частым изменениям в количестве и номенклатуре спроса - обеспечение качества (позволяет организованное снабжение каждой последующей операции деталей высшего качества) - активизация работников (осуществляется при использовании трудовых ресурсов) Принципы, которыми достигается адаптация к изменению спроса по количеству и номенклатуры: - в точное время (сроки нужного вида и количества деталей) - автоматизация (самостоятельный контроль работников за браком) - гибкость использования рабочей силы - развитие творческого мышления, т.е. воплощение конструктивных идей персонала Средством передачи информации в системе является специальная карточка «канбан». Существует два вида карточек: 1. Карточка отбора, указывает количество деталей (полуфабрикатов) , которое должно быть взято на предшествующем участке обработки. 2. Карточка заказа, количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем производственном участке. Эти карточки циркулируют внутри предприятия, между корпорациями, в фирмах одной корпорации. Схема циркулирования карточек А, В – продукция а, в - детали Например, при изготовлении продукции АВС на сборочной линии применяемые детали; а, в – изготавливаются на предшествующей технологической стадии – поточной линии. Детали, а в складируют вдоль конвейера, прикрепляют к ним карточку заказа. Рабочий со сборочной линии забирает детали необходимого количества, согласно карточке отбора, снимая с детали карточки заказов. Рабочий доставляет детали на сборочную линию с карточкой отбора, а карточка заказа остается на месте, она показывает количество взятых деталей. Таким образом, формируется заказ на изготовление новых деталей. Выводы: Элементы системы «Канбан»: - система регулирования потребности профессиональных кадров - система всеобщего и выборочного контроля качества продукции - система выравнивания производства Система «Канбан» позволяет: - значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить с/с - сократить логистический цикл, тем самым повысить оборачиваемость капитала фирмы - практически исключить страховые запасы - уменьшить объём незавершенного производства Система «Канбан» - информационная система, которая включает не только карточки, но и транспортирование, снабжение, графики, технологические карточки. Транспортная логистика - отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Относится к сфере производства материально-технических услуг. Значительная часть логистических операций на пути движения МП от первичного источника сырья к конечному потребителю, осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на эти операции составляют приблизительно до 50% от суммы общих затрат на логистику. По назначению определяют две основные подсистемы: 1. Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и населения. Понятие транспорта общего пользования охватывает: железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. 2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, которые являются, как правило, составной частью каких либо производственных систем. Специфические задачи транспортной логистики. 1. Создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров (обеспечивают значительные грузоперевозки между географическими регионами, являются частью национальных и международных транспортных систем). И создание транспортных цепей (этапы перевоза груза, на определенное расстояние в течении определенного времени с использованием одного или несколько видов транспорта) 2. Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта 3. Обеспечение технического единства транспортно-складского процесса. 4. Совместное планирование транспортного процесса со складом и производством. 5. Выбор вида и типа транспортного средства. 6. Определение рациональных маршрутов доставки. Выбор вида транспортного средства Основой выбора вида транспорта оптимального для конкретной перевозки служит информация о характерных особенностях. 1. Автомобильный. Используется для перевозки на короткие расстояния (200-300 км). Основное преимущество – высокая маневренность. Минусы: - сравнительно высокая с/с - срочность разгрузки - сравнительно малая грузоподъемность 2. Железнодорожный – хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых выгодных условиях. «+» - обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния, регулярность перевозки - эффективная организация разгрузо-погрузочных работ сравнительно невысокая с/с перевозки 3. Водный 3.1. Морской– играет большую роль в международных перевозках «+» - низкие грузовые тарифы - высокая перевозная способность «–» - низкая скорость - жесткие требования к упаковке - малая частота отправок - зависит от погодных условий 3.2. Внутренний (речной) «+» - самый дешевый «–» - малая скорость - низкая доступность в географическом плане - ограничения, обусловленные системой водных путей 4. Воздушный «+» - скорость - возможность достигнуть отдаленных районов «–» - высокие тарифы - зависимость от метеоусловий - низкая надежность соблюдения графика 5. Трубопроводный «+» - низкая с/с при высокой пропускной способности - высокая степень сохранения грузов «–» - узкая номенклатура, подлежащих транспортировке грузов. Оценка различных видов транспорта в разряде основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. факторы виды транспорта время доставки частота отправки надежность соблюдения графика доставки Способность перевозить разные грузы Способность доставить груз в любую территор. точку Стоимость перевозки Железнодорожный 3 4 3 2 2 3 Водный 4 5 4 1 4 1 Автомобильный 2 2 2 3 1 4 Трубопроводный 5 1 1 5 5 2 Воздушный 1 3 5 4 3 5 «1» - лучший результат. Транспортная задача линейного программирования. Транспортная задача одна из разновидностей задач линейного программирования её можно решить симплекс-методом, но транспортная задача имеет ряд особенностей: 1. Ограничения заданы в виде уравнений 2. Каждое неизвестное входит в два уравнения 3. Коэффициенты при неизвестных равны 1. Поэтому для решения транспортной задачи можно использовать модификацию симплекс-метода – метод потенциалов а, для построения опорного плана метод «Северо-Западного угла» Постановка транспортной задачи: на трех станциях отправления (m) А1 А2 А3 сосредоточенная соответственно а1 а2 а3 (аί ) единиц груза. Этот груз надо доставить в 4 пункта назначения (n) В1 В2 В3 В4 соответственно в1 в2 в3 в4 (вј ) единиц груза. При этом сумма заказов на станциях отправления Аί (ί=1,2,3) равна сумме потребностей в пунктах назначения Вј (ј= 1,2,3,4) т.е. а1 + а2 + а3 = в1 + в2 + в3 + в4 ∑ί=1 аί = ∑ј=1 вј Примечания: если сумма запасов на станциях отправления равна сумме потребностей в грузе в пунктах назначениях – закрытая транспортная задача, а если не равна, то открытая транспортная задача. Известна транспортные расходы сίј ( в условных единицах) по перевозок единиц груза от ί-отправителя к ј- получателю. Составить такой плот перевозок груза при котором общие транспортные расходы были бы наименьшими. Математическая формализация задачи. Обозначим через х ίј количество груза предназначенного к отправке или получению, где ί=1,2,3 , ј= 1,2,3,4 , что подлежит определению и составляет план перевозок. Все данные и переменные удобно записать в таблице. пункты назначения отправл. запасы В1 в1 В2 в2 В3 в3 В4 в4 А1 а1 С11 Х11 С12 Х12 С 13 Х13 С 14 Х14 А2 а2 С21 Х21 С22 Х22 С23 Х23 С24 Х24 А3 а3 С31 Х31 С32 Х32 С33 Х33 С34 Х34 Количество груза доставленного в В1 с А1,2,3 составит Х11 + Х21 + Х31 и т.д. (2) Х11 + Х12 + Х13 + Х14 = а1 Х21 + Х22 + Х23 + Х24 = а2 ∑4ј=1 х ίј = аί Х31 + Х32 + Х33 + Х34 = а3 (1) Х11 + Х21 + Х31 = в1 Х12 + Х22 + Х32 = в2 ∑3ί=1 х ίј = вј Х13 + Х23 + Х33 = в3 Х14 + Х24 + Х34 = в4 Транспортные расходы равны: С11 × Х11 + С12 × Х12 … + С34 × Х34 целевая функция задачи ƒ=∑4ј=1 ∑3ί=1 х ίј сίј min двойной знак суммирования означает суммирование элементов по индексу ј при одинаковой ί, затем наоборот. В общем виде математическая формулировка задачи: среди матриц решения системы ∑ί=1 х ίј = вј ∑ј=1 х ίј = аί выбрать такое при котором, функция ƒ=∑4ј=1 ∑3ί=1 х ίј сίј min имеет наименьшее значение. Данная система уравнений (1), (2) содержит в нашем случае m×n=12 переменных и m+ n=7 уравнений. Если сложить уравнения системы, то получим два одинаковых уравнения систему уравнений можно разрешить относительно m+ n-1 базисных переменных, выразив их через остальные свободные переменные. В нашем случае свободных переменных 6= m×n – (m+n -1) базисных переменных 6= m+n -1 Это позволяет искать оптимальное решение транспортной задачи среди базисных переменных m+n -1 значения неизвестных х ίј , удовлетворяющих системе ограничений. Решение транспортной задачи. Состоит из 3-ёх этапов. 1 этап. Определение первоначального допустимого решения методом «Северо-Западного угла» , это будет базисное решение или опорный план. 2 этап. Проверка опорного плана на оптимальность, используя метод потенциалов ( тория потенциалов) 3 этап. Если решение оптимально, то задача решена, если нет, определяем новый план перевозки (этап 1), проверяем на оптимальность ( этап ) пока не получим оптимального решения. Количество наборов m+n -1 неизвестных составленных из m×n неизвестных, есть число конечное мы определим и оптимальный набор неизвестных, но благодаря методу решения транспортной задачи мы перебираем не слепо, а каждый новый набор неизвестных лучше предыдущего, т.е. значение ƒ уменьшается. 300 500 100 200 100 - 3 100 6 5 + 1 400 + 1 200 - 4 200 3 2 600 4 + 3 300 1 100 2 200 - ƒ1= 100 ×3 + 200 + 200×4 + 200×3 + 100 + 200×2= 2700 у.е. Правило : количество клеток, выделенных рамками равно m+n -1, они называются базисными неизвестными, остальные клетки без рамок это свободные неизвестные. Сопоставим каждому складу Аί некоторую величину αί и каждому магазину βј . Для дальнейшего уменьшения стоимости опорных планов и нахождения оптимального плана разработан метод потенциалов. αί и βј называются потенциалами соответственно пункта отправления (склад) и пункта назначения (магазин). Для каждой базисной неизвестной х ίј (базисной клетки) с αί и βј составим уравнение. αί + сίј = βј где сίј стоимость перевозки с αί до βј αί + сίј = βј α1 + с11 = β1 α1 + с12 = β2 α1 + с13 = β3 α1 + с14 = β4 α2 + с21 = β1 Базисное решение транспортной задачи будет оптимальным, если для всех свободных клеток таблицы матрицы перевозок выполняется неравенство αί + сίј > или = βј – признак оптимальности нужного решения Чтобы проверить план перевозок на оптимальность, необходимо сначала рассчитать метод потенциалов. Определим величины α1 α2 α3 и β1 β2 β3 β4 , одной из величин α можно предать произвольное значение, α1 принято обозначать 0 α1 = 0 0+3=3 α2 + с21 = β1 2+1=3 Теперь проверим план перевозок на оптимальность, выполняется ли неравенство αί + сίј > или = βј (для свободных клеток) Определение нового базисного решения в клетку а1 в4 поставим - знак поставки ( > 0) Правило перераспределения поставок. Начиная со свободной клетки ( ) и двигаясь по циклу пересчёта в вершинах цикла расставляем, чередуя знаки «+» и «-» Просматриваем поставки, записанные в отрицательных вершинах, и среди них выбираем наименьшую. Это число прибавляем ко всем поставкам записанных в «+» вершинах и вычитаем из всех поставок с «-» вершинами. Свободная клетка, для которой строится цикл пересчета объявляется базисной, а одна из базисных свободной, т.к. поставка в ней будет равна 0 Обходя клетки таблицы в той последовательности, в какой мы компенсируем сводную клетку, получим ломаную линию, состоящую из чередующихся вертикальных и горизонтальных звеньев. Одна из вершин этой ломанной находится в свободной клетке, остальные из них в базисных, не обязательно во всех, такая ломанная называется циклом пересчета соответствующей свободной клетки. α1 = 0 α2 = -2 α3 = -1 β1 =-1 β2 =2 β3=0 β4 =1 ƒ2= 100+300+400+1200+100+200=2300 у.е. α1 = 0 α2 = -1 α3 = 0 β1 =0 β2 =3 β3 =1 β4 =1 ƒ3= 100+200+ 300+1500+100=2200 у.е. Запасы в логистике Понятие материального запаса: материальные запасы это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и др.товары, ожидающие вступления в процесс личного и производственного потребления. Основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов: -замороженные финансовые средства - расходы на содержание специально оборудованных помещений - оплата труда специального персонала - постоянный риск порчи, хранения К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов относят: - потеря от простоя производства - потеря от отсутствия товаров на складе в момент предъявления спроса - потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производсвтенного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов. Необходимость создания материальных запасов Основными мотивами, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы: - возможность колебания спроса. Спрос на товары подвержен колебаниям, которые не всегда можно предугадать - сезонные колебания спроса некоторых видов товаров - скидки на покупку крупной партии товаров, так же могут стать причиной создания запасов - спекуляция. Цена на некоторые товары может возрастать, предприятие сумевшее предвидеть это рост, создает запас с целью получения прибыли за счет изменения рыночной цены. - снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказов. Процесс оформления и доставки каждого нового заказа, сопровождается рядом издержек: издержки административного характера, связанные с поиском поставщиков, издержки на транспортировку заказа и .т.п. - вероятность нарушения установленного графика поставок - снижение издержек, связанных с производством единицы изделия - вероятность равномерного осуществления операций по производству и распределению - возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно следующими способами: произвести заказанный товар, закупить заказанный товар, выдать заказанный товар из имеющегося запаса - сведение к min простоев производства из-за отсутствия запасных частей - упрощение процесса управления производством. Создание запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Логистическая организация процессов позволяет без повышения уровня запасов снизить издержки, связанные с производством единицы изделия, свести к min простои производства из-за отсутствия запасных частей, а также выполняет ряд других функций запасов. Основные виды материальных запасов. Материальные запасы Производственные запасы Материальные запасы Запасы текущие Запасы страховые Запасы сезонные Запасы производственные – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания – обеспечить бесперебойность производственного процесса. Запасы товарные – запасы готовой продукции у предприятия- изготовителя, запасы на пути следования товара от поставщика потребителю (предприятия оптовой, мелкооптовой, розничной торговли) Текущие запасы – основная часть производственных и товарных запасов. Обеспечивает непрерывность производственного процесса между очередными поставщиками. Величина текущих запасов постоянно меняется. Страховые запасы – предназначены для непрерывного обеспечения производственного и торгового процесса в случае непредвиденных обстоятельств, например: - отклонение в периодичности и величине партии поставок, предусмотренных договором - в случае возможных задержек при доставке от поставщиков - в случае непредвиденного возрастания спроса Сезонные запасы – образовываются при сезонном характере производства, потребления и транспортировке Следует выделить и другие материальные запасы: -переходящие – это остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода - подготовительные запасы – часть запасов, требующих дополнительной подготовки при использовании в производстве и необходимостью подготовки товара к отпуску потребителю - неликвидные запасы – длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы (ухудшение качества в процессе хранения, моральный износ, неиспользованные запасы из-за прекращения выпуска продукции и .т.п.) - запасы в пути- запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Определение размера заказа Оптимальный размер партии поставляемых заказов и соответственно оптимальная частота завоза зависит от следующих факторов: - объем спроса ( оборота) - расходы транспортно-заготовительные - расходы на хранение запасов Транспортно-заготовительные расходы при увеличении заказа уменьшаются, т.к. как закупки и перевозки товаров осуществляются более крупными партиями и реже. Рисунок графика зависимости расходы на транспортировку размер заказа Расходы по хранению прямо пропорционально размеру заказа. Рисунок графика расходы на хранение размер заказа Сложив оба графика, получим кривую, отражающую характер зависимости суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение, от размера заказываемых партий. Кривая суммарных издержек имеет точку min, в которой суммарные расходы будут min. Абсцисса этой точки Sопт дает значение оптимального размера заказа. расходы на хранение и транспортировку размер заказа Sопт Задача определения оптимального размера заказа на ряду с графическим методом может быть решена и аналитически, для этого необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа, т.е. определить условия, при которых Собщ= Схран + Стран min, где (1) Собщ – общие затраты на транспортировку и хранение запаса Схран - затраты на хранение запаса Стран - транспортно-заготовительные расходы За определенный период времени величина оборота составляет Q , размер одной заказываемой и поставляемой партии S , если новая партия завозится когда предыдущая полностью закончилась тогда средняя величина запаса составляет S/2 Введем размер тарифа М за хранение запасов. Тариф М измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот период. Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров за период Т Схран = М × S/2 (2) Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т определяется умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа. Стран = К × Q/S , где (3) К- транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа. Q/S – количество завозов за период времени. Собщ= М× S/2 + К × Q/S min min Собщ имеет в точке которой её первая производная по S = 0 , а вторая производная больше 0. Найдем первую производную Сl общ = (М/2 – К×Q/S) Сl общ = М/2 – К×Q/S2 Найдем значение S образующую производную целевой функции в 0. М/2– К×Q/S2 опт =0 , откуда Sопт = √2×К ×Q/ М Полученная формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа в теории управления запасами, известна как формула Уилсона. Распределительная логистика. В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Распределительная логистика представляет собой науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем: - подчинение процесса управления МП и ИП целям и задачам маркетинга - системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок - системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения МП между различными оптовыми покупателями, т.е в процессе оптовой продажи товаров. Объект изучения в распределительной логистике –МП на стадии движения от поставщика к потребителю. Задачи распределительной логистики. В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы: - по какому каналу довести продукцию до потребителя - как упаковать продукцию - по какому маршруту отправить - какой уровень обслуживания обеспечить Задачи распределительной логистики на микроуровне: - планирование процесса реализации - организация получения и обработки заказа - выбор вида упаковки, принятие решения комплектации - организация отгрузки продукции - организация доставки и контроль за транспортированием - организация послереализованного обслуживанием Задачи распределительной логистики на макроуровне - выбор схемы распределения МП - определение оптимального качества распределительных центров - определение оптимального места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории. Логистические каналы и логистические цепи МП исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра Источники Потребители МП МП Во всех случаях МП поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным. Производственное потребление – это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда. Непроизводственное потребление - это текущее использование общественного продукта на личное потребление. Поставщик и потребитель МП в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные логистическим каналом- каналом распределения. Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение МП от конкретного производителя до его потребителей. Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор участников процесса. Выбор же конкретной фирмы, перевозчика – это выбор логистической цепи. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего МП от одной ЛС до другой. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение: - каналы прямой связи - гибкие каналы - эшелонированные каналы.
«Логистика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 89 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot