Логистика
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Введение
«Многие компании даже не стремятся сделать эффективным тот бизнес, который у них есть сейчас, - и они продолжают существовать, но лишь какое-то время»
П.Друкер, «Эффективное управление»
Что такое логистика?
Логистика — это:
1. направление хозяйственной деятельности по управлению материальными потоками в сферах производства и обращения,
2. междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.
Логистика (англ. Logistics) — наука о планировании, контроле и управлении упаковкой, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия; внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую, тактическую, операционную на фирму и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора.
Логистика используется в промышленности, материально-техническом обеспечении, торговле, на транспорте, в банковском деле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве и других областях рыночной экономики.
Главная идея логистики: все стадии производства (добыча сырья, получение материалов, изделий, изготовление конечной продукции), транспортировки и сбыта рассматриваются как единый процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации.
Концепция логистики — интеграция производства, материально-технического обеспечения, транспортировки, информации и коммуникаций.
Профессиональная деятельность в сфере логистики требует от руководителей и специалистов знания и практического использования основных принципов и закономерностей логистики и управления цепями поставок как научной дисциплины.
К изучению логистики подталкивает руководителя и постоянное изменением среды российского бизнеса. Как изыскать дополнительные способы снижения затрат и обеспечения конкурентоспособности?
В условиях постоянного давления со стороны конкурентов, законодательных ограничений и увеличения налоговой нагрузки на бизнес, необходимости импортозамещения и сокращения затрат эффективная логистика и управление цепями поставок компаний предоставляет множество возможностей для оптимизации деятельности.
Практика использования логистических разработок подтверждает следующее: логистика позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических запасов от 30 до 70%. Благодаря современной логистике производительность труда в одной только области грузоперевозок возросла на 10%.
Логистика и управление цепями поставок как концептуальная основа эффективного бизнеса представляет собой не простой набор правил и процедур, а определяющие принципы управления. Эти принципы, объединенные понятием «логистический подход», составляют качественно новый уровень управленческого мышления в постиндустриальную эпоху.
Логистический подход все с большим успехом применяется на практике. Перестройка российского бизнеса на основе логистического подхода затрагивает различные по сути и содержанию (экономические, социальные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические, и др.) аспекты деятельности каждой организации.
Источники конкурентных преимуществ в постиндустриальной экономике смещаются в непроизводственную сферу: высокий уровень сервиса, обеспечение индивидуальных потребностей и запросов клиента, использование технологических и организационных инноваций, знания и компетенции в специальных областях.
Логистика и управление цепями поставок – это специальная область компетенции, которая составляет сегодня уникальный актив собственника - возможность удовлетворения потребности клиента наилучшим образом и при наиболее эффективном использовании имеющихся ресурсов.
Сущность классического определения общих целей логистики таково: потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.
Логистические методы управления часто используются лишь на уровне интуиции. Иногда на практике к логистической деятельности относят лишь функции транспортировки и хранения сырья и продукции, а к задачам логистики – своевременную доставку заказанных товаров для обеспечения запланированного уровня производства или сбыта. Соответственно, сужается поле логистики, а ее роль и место в компании недооцениваются. В результате, по данным специальных исследований, в России расходы на управление цепями поставок, т.е. на обеспечение продвижения продукции от места ее изготовления до места потребления, составляют четверть и более розничной цены. В Западной Европе и США этот показатель не превышает 10%, при этом уровень и возможности логистического сервиса существенно выше. Логистическая деятельность носит интегрированный характер и при правильном подходе к ее организации охватывает все процессы от момента возникновения потребности в продукции до момента удовлетворения данной потребности.
Для нынешних российских менеджеров и предпринимателей изучение логистики и внедрение принципов современного логистического менеджмента в своих компаниях — это обязательное требование, продиктованное содержанием профессиональной деятельности в условиях конкуренции на внутреннем и международном рынке.
Возникновение и развитие логистики
Происхождение и толкование термина "логистика"
Логистика – одно из самых современных и комплексных направлений научного знания и практики. Едва ли какая-то иная сфера деловых операций имеет такой широкий географический охват и такое многообразие и сложность внутренних взаимосвязей. Практическими результатами и достижениями современной логистики мы пользуемся ежедневно.
Однако история возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Сам термин «логистика» происходит от греческого logistiks, который во времена расцвета древней культуры и науки означало «счетное искусство» или же «искусство рассуждать, вычислять». В IV вв. до н.э., в эпоху наивысшего могущества, наибольшей демократизации общественного строя Афин, в Древней Греции было 10 логистов.
В воинственном Древнем Риме под логистикой понимали искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. В Византии считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, обеспечение ее военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о ее потребностях, включая подготовку каждого военного похода.
По мнению большинства западных ученых, логистика как область научного знания сформировалась именно благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Антуана Анри Жомини (1779-1969 гг.), который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов управления и снабжения войск, определения мест их дислокации, обеспечения передвижений, включая строительство мостов. Некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона.
В России в середине XIX в., согласно «Военному энциклопедическому словарю, изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организации их тылового перемещения.
Другое толкование термина «логистика» лежит в области прикладной математики. Немецкий философ-идеалист, математик Г.Лейбниц называл логистикой математическую логику. В 1904 г. на философской конференции в Женеве этот термин был официально закреплен. В данном качестве логистика широко используется при изучении математических закономерностей, при конструировании технических систем вычислительной техники, в робототехнике и т.п.
Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, моделирование, математическая оптимизация и др.) логистика использовалась преимущественно в военной области, а затем - в области хозяйственной практики. В частности, под военной логистикой принято понимать совокупность средств и способов, необходимых для доставки людей, техники, боеприпасов к месту боевых действий, а также планирование и организация мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов.
Применение принципов логистики обеспечило четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых баз снабжения и транспорта в армии США во время второй мировой войны. Только благодаря логистике удалось организовать устойчивое обеспечение дислоцированных в Европе союзных войск продовольствием, оружием, боеприпасами, снаряжением и военной техникой. Большое значение в решении этой сложной задачи имело массовое применение прогрессивных методов и способов транспортировки, в частности использование контейнерных перевозок – новшество для того времени.
Успехи военной логистики были продемонстрированы Вооруженными силами США и в ходе войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг..
Эволюция логистики
Проблема эффективного управления распределением ресурсов была впервые затронута в невоенной области в начале ХХ века. В 1901 г. Джон Кроуэлл в правительственном «Отчете промышленной комиссии о распределении сельскохозяйственных продуктов» показал расходы и факторы, влияющие на распределение продукции, выпускаемой в фермерском секторе США. Впоследствии американскими исследователями были обоснованы и развиты концепции разновидностей маркетинговой полезности (времени, места, владения) и каналов дистрибьюции, а также и стратегические аспекты логистики.
В начале 50-х годов XX века почти все страны Западной Европы и Америки переживали тяжелейший энергетический кризис, следствием которого явились спад производства, растущая безработица, снижение активности рынка, а в результате – глубокое ухудшение состояния экономики в национальных и транснациональных масштабах. Политики, правительства, специалисты не исключали угрозу социального взрыва, который мог повлечь за собой еще более тяжелые последствия. Все это послужило катализатором для форсированных разработок срочных мер по стабилизации и улучшению ситуации в сфере экономики. В это время ученые, экономисты и предприниматели обратились к логистике как к науке, наиболее эффективно координирующей взаимодействие материально-технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, коммуникационной инфраструктуры и рынка. Предназначение логистики стало заключаться в обеспечении и получении продуктов и услуг там, где они необходимы, и тогда, когда они требуются.
В 1963 г. в США был сформирован Национальный совет по управлению физическим распределением, переименованный в 1985 г. в Совет логистического менеджмента (в настоящее время - Council of Supply Chain Management Professionals) Его цель состояла в том, чтобы «разработать теорию и понять сущность логистического процесса, способствовать продвижению искусства и науки управления (логистическими) системами и поощрять профессиональное обсуждение и развитие этого направления в теоретической сфере». В 1999 г. в этот совет входило 15 тыс. практикующих логистов, консультантов и преподавателей.
Существенное влияние на науку и практику логистики оказало развитие информационных и коммуникационных технологий. Благодаря высокой скорости и точности обработки и передачи информации эффективность логистической деятельности многократно возросла. Ускорились темпы рыночных изменений. К периоду 1970-1980 гг. относится появление и широкое распространение систем планирования и распределения ресурсов MRP I, MRP II, DRP. Показана системная взаимосвязь логистики с другими функциями бизнеса: маркетингом, производством, финансами.
Интеграция производственных и сбытовых систем в глобальных масштабах изменили мышление менеджмента компаний и ориентировали деятельность на экспансию мирового рынка. В этих условиях современная логистика стала фактором устойчивого конкурентного преимущества организаций. Формирование в середине 1990-х гг. концепции управления цепочками поставок (supply chain management, SCM) признано существенным шагом в разработке системного подхода применительно ко всему каналу дистрибьюции. На основе этой концепции организации широкого профиля и целые функциональные области могут интегрировать усилия в оптимизации своих частных и общих показателей.
Можно выделить несколько исторических периодов в развитии логистики в ХХ в.
Период с 20-х до начала 50-х годов условно называется периодом «фрагментации», когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована. Отдельные логистические активности были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, в транспортировке и т.п.
В этот период были сформулированы отдельные предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести следующие:
• возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров,
• рост транспортных тарифов,
• появление концепции маркетинга,
• развитие теории и практики военной концепции.
Период с середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты называют периодом становления логистики. Этот период характеризовался интенсивным развитием теории и практики логистики. В это время пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения, прежде всего с позиции снижения затрат. Питер Друкер называл логистику «наиболее печально пренебрегаемой и наиболее подающей надежды сферой американского бизнеса».
Концепция общих затрат - основная концепция логистики
Концепция общих затрат - основная концепция интегрированной логистики
Одним из ключевых факторов быстрой экспансии логистики явилось возникновение концепции общих (тотальных) затрат в дистрибьюции. К этому времени стало ясно, что издержки отдельных логистических операций тесно связаны между собой: экономия на транспортных расходах может привести к значительному росту затрат, вызванных ростом складских запасов, экономия на упаковке – к дополнительным издержкам, вызванным повреждением грузов при доставке и т.д. Возникла необходимость интегрировать в потоке различные функции товародвижения, устанавливая при этом оптимальное соотношение затрат отдельных звеньев логистической цепи.
В 1956 году X. Льюис, Д. Каллитон и Д. Стил публикуют монографии "The Role of Air Freight in Physical Distribution " ( "Роль авиационных перевозок в физической дистрибуции") где в поиске путей обоснования существования достаточно расходных авиационных перевозок они предлагали оценивать общие расходы, как включающие в себя все расходы, необходимые для выполнения процессов логистического характера. Ученые пришли к выводу, что для обеспечения желаемого уровня обслуживания потребителей с наименьшими общими затратами необходимо сформировать систему управления потоковыми процессами таким образом, чтобы запасы централизованно хранились на одном складе, а поставки осуществлялись наиболее эффективным способом. В качестве примера авторы рассматривали распределение комплектации электронных изделий, где высокие переменные затраты воздушных перевозок (на замену перевозок автотранспортом) в значительной степени компенсировались сокращением расходов на складское хранение запасов.
Сущность такого подхода заключалась в возможности определения варианта перераспределения расходов при дистрибуции таким образом, чтобы их общий уровень в ходе продвижения продукции от предприятия производителя или продавца к конечному потребителю в конечном итоге уменьшался.
Целью менеджера является поиск компромиссных вариантов между затратами в отдельных звеньях дистрибутивной сети: если расходы в одном звене растут (например, на собственно транспортировку продукции, то в другой они должны быть уменьшены (например, на хранение продукции), в конечном итоге общий уровень расход сети уменьшается. Концепция общих логистических затрат стала первоначально базовой в развитии методологии принятия оптимальных логистических решений в управление сбытовой деятельностью, а в дальнейшем и во всей структуре предпринимательства.
В чем смысл этой концепции?
Смысл концепции общих затрат заключается в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится (общий результат деятельности превосходит сумму отдельных эффектов). Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т.е. исключить затраты на складирование. И хотя затраты на транспортировку возрастут, общий уровень затрат в дистрибутивной сети уменьшится.
Например, для нахождения минимума общих затрат можно рассмотреть две основные категории логистических затрат: затраты на транспортировку и затраты на товарные запасы.
Эти виды затрат тесно взаимосвязаны. В некоторых пределах снижение расходов на товарные запасы требует увеличения транспортных издержек.
Сутью концепции общих затрат является то, что все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания.
Возможны различные варианты организации логистического процесса, и для этих различных вариантов (альтернативных подходов) затраты по некоторым функциям увеличатся, по некоторым — уменьшатся или останутся на прежнем уровне. Цель состоит в нахождении альтернативы, которая характеризуется самыми низкими общими затратами.
Хотя на первый взгляд концепция общих затрат кажется простой, на практике ее применение осложняется. Трудность оптимизации общих затрат логистической системы связана не только с выявлением и оценкой затрат. Любое звено системы нацелено в первую очередь на совершенствование выполнения своей функции, поскольку прибыль одного звена всей цепочки, как правило, базируется на показателях работы именно их функциональных назначений. Так, каждая организация - звено логистичемкой цепи - заинтересована в снижении собственных производственных издержек.
Для нацеленности на общий результат нужно разрабатывать и внедрять новые схемы оценки, побуждающие разные организации воспринимать отдельные функции, за которые они отвечают, как составные части единого процесса. Необходимо понимать, что иногда необходимо пойти на увеличение расходов в конкретной функциональной сфере ради снижения общих издержек.
Позднее концепция общих затрат стала основной концепций интегрированной логистики.
Предпосылками дальнейшего развития логистики в этот период становятся:
• изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков),
• давление затрат на производство,
• прогресс в компьютерных технологиях,
• изменения в стратегиях формирования запасов,
• влияние военного опыта.
К началу 70-х годов (период развития) были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, и некоторые западные фирмы стали их успешно применять на практике. Однако, для многих фирм логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Попытки внедрения логистической координации во многих фирмах не удавались вследствие встречного сопротивления.
Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например, закупок, транспортировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальным потоком на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических активностей фирмы.
В период с 1980-х до середины 90-х годов логистика приобрела статус «образа мышления», или, другими словами, концептуальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему (период интеграции). Здесь во главу угла ставится не продукт, а процесс в форме потока (материального, информационного и др.). В этом и заключаться принципиальная новизна логистического подхода, а логистическая концепция позволила перейти от дискретного к сквозному управлению по всей логистической цепи.
В современном бизнесе существенно увеличилось время прохождения товара по различным каналам материально-технического обеспечения и составляет свыше 90% временных затрат. Поэтому необходим последовательный логистический подход к управлению материальными потоками. Он позволяет значительно (на 30-50%) сократить все виды запасов материальных ресурсов, уменьшить время движения продукции от источника сырья до конечного потребителя (на 25-40%) и период оборота капитала, снизить затраты на производство, дистрибьюцию и, что самое главное, наиболее полно удовлетворить запросы потребителей в отношении качества товаров и сервиса.
В течение рассматриваемого исторического периода произошли также существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлета. Основными из них являются:
• революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров,
• глобализация рынка,
• изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики,
• повсеместное распространение философии TQM (тотальное управление качеством),
• возрастание роли партнерства и стратегических союзов,
• структурные изменения в организациях бизнеса.
Таким образом, период интеграции сделал логистику одним из важнейших инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали передовые концепции логистики, как правило, упрочнили свои позиции на рынке.
На современном этапе дальнейшее развитие концепции логистики определяется следующими основными тенденциями, характеризующими постиндустриальную экономику*:
• некоторый спад объемов промышленного производства,
• дальнейшее углубление специализации в промышленности,
• дальнейшее развитие мировых интеграционных процессов,
• усиление конкуренции во всех сферах бизнеса,
• опережающее развитие информационных и коммуникационных технологий и основанных на них новых видов бизнеса,
• развитие гибких технологий, автоматизированных производств, новых систем автоматизации проектирования,
• усиление роли стратегического партнерства, создание сетевых производственных структур,
• сокращение сроков выхода на рынок и жизненных циклов продукции и технологий,
• рост сектора промышленного сервиса, аутсорсинга, дифференциация сферы услуг, внедрение принципов логистики в индустрию сервиса.
*) Постиндустриальная экономика – это экономика услуг, глубокого разделения труда и специализации на межфирменном уровне. Дальнейшее развитие бизнеса в рамках мировых тенденций заставляет многие компании для повышения эффективности своей деятельности и снижения затрат передоверять управление множеством функций опытным провайдерам услуг (аутсорсерам). Приоритетным направлением в деятельности компаний становится развитие нематериальных активов: человеческого, интеллектуального, структурного и потребительского капитала.
Основные понятия и определения логистики
Логистика и управление цепями поставок – относительно новая для России сфера профессиональной деятельности (бизнеса) и научное направление, для которых характерно большое разнообразие терминов и определений.
Необходимо различать:
- логистические бизнес-процессы - практическую деятельность, состоящую из отдельных операций,
- управление цепями поставок (Supply Chain Management) - специальный менеджмент, ответственный за принятие эффективных решений в сфере логистики,
- логистику - научную дисциплину, изучающую принципы управления потоковыми процессами в экономике и закономерности развития логистических систем в целом.
Логистика - наука об управлении потоковыми процессами в экономике
В различное время для определения области, связанной с логистикой и управлением цепями поставок, использовался ряд понятий, отражающих сущность этой деятельности:
• распределение материальных потоков (физическое распределение);
• материальное снабжение;
• общее распределение и др..
В 1976 г. Совет логистического менеджмента США заменил понятие физического распределения на логистику, применив следующую формулировку: «Логистика – это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов».
Необходимость научно-обоснованного управления логистической деятельностью наиболее полно отражает логистический менеджмент (logistics management) – планирование, реализация и контроль эффективного и производительного потока товаров, их запасов, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления с целью удовлетворения требований потребителя.
В зарубежной экономической литературе встречается также ряд понятий, фактически являющихся синонимами логистики:
• материальный менеджмент;
• логистический инжиниринг;
• менеджмент логистической цепи;
• логистика цепи поставок;
• интегрированная дистрибьюция и др..
Современное понимание роли и функций логистики отражает термин управление цепями поставок (SCM, Supply Chain Management) - интеграция логистических бизнес-процессов в единую цепь поставок, начиная от конечного пользователя, охватывающую всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителя.
Такой подход к исследованию и управлению логистическими бизнес-процессами способствует пониманию важности логистики не только с точки зрения управления ОДНОЙ организацией, а с позиций эффективности ВСЕХ звеньев цепи поставок, интеграции их в единую систему..
Объект исследования в логистике - науке, объект управления в логистике - практике
Логистика способствует достижению стратегических, тактических или оперативных целей бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками (финансовыми, информационными и т.п.).
Основными объектами исследования и управления в логистике являются:
• поток (материальный, информационный, финансовый и т. д.),
• запасы,
• логистическая операция,
• логистическая функция,
• логистические издержки,
• логистическая цепь,
• логистические звенья,
• логистическая система.
Поток (flow) — это один или множество объектов, воспринимаемое как единое целое, существующее как процесс на определенном временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах. Потоки характеризуются скоростью перемещения, интенсивностью, плотностью, объемными и весовыми показателями в единицу времени и т.п. В экономике имеют место следующие потоки:
• Материальный поток — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением (погрузка, разгрузка, перевозка, сортировка, разукрупнение и т. д.)
• Поток услуг — особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т. п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием, в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций.
• Финансовый поток — это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует: 1) логистический финансовый поток - это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение; 2) направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока.
• Информационный поток — упорядоченное множество сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимое для управления потоковым процессом.
Логистика всегда рассматривает материальный поток или поток услуг во взаимосвязи с информационным и финансовым потоками.
Запасы – сырье, материалы, незавершенное производство, продукция, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления, – представляют собой частный случай материального потока.
Логистическая операция (элементарная логистическая активность) — это любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции, направленное на преобразование материального и сопутствующих ему потоков в рамках достижения целей деятельности логистической системы или управления этой деятельностью (погрузка, разгрузка, маркировка, консолидация, разукрупнение, сбор информации, передача информации и т. д.).
Логистическая функция (комплексная логистическая активность) — совокупность логистических операций, направленная на достижение целей деятельности логистической системы в целом или целей деятельности отдельных ее элементов (звеньев). Как правило, к основным логистическим функциям относят снабжение, производство и сбыт (распределение). Общий перечень логистических функций достаточно широк: управление заказами, управление запасами, транспортировка, хранение, грузопереработка, пакетирование, информационная поддержка, сервисное обслуживание и т. п.
Выполнение всех логистических операций связано с издержками (costs).
Логистическая система – сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из отдельных подсистем (элементов), взаимосвязанных в процессе управления материальным и сопутствующими ему потоками. Цели деятельности логистической системы и задачи, решаемые в каждом отдельном ее звене (подсистеме), объединены внутренними и внешними целями бизнеса.
С позиций управления различают макро- и микро-логистические системы.
Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, объединяющая промышленные, посреднические, торговые и транспортные предприятия и организации для достижения единой цели минимизации затрат. В качестве макрологистической системы может рассматриваться инфраструктура экономики региона, страны или группы стран.
К микрологистическим системам относят производственные и торговые предприятия, ТПК, т.е. любые технологически связанные производства, объединенные общей инфраструктурой. Микрологистические системы преследую цели оптимизации материальных и связанных с ними потоков (финансовых, информационных, потоков услуг) в процессе производства и снабжения-сбыта.
Рассматривая логистическую систему с точки зрения ФУНКЦИЙ или логистической деятельности конкретного предприятия можно выделить три основные функциональные области логистики: логистику закупок (снабжения), производственную логистику и распределительную логистику (сбыт).
Наряду с понятием логистической системы в литературе повсеместно используется понятие логистическая цепь. Под логистической цепью понимают множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных (оптимизированных) по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций, а также связанных с ними издержек.
Логистическая цепь показана на рисунке.
Полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных по материальному и сопутствующих информационному и финансовому потокам, принято называть логистической сетью.
Планирование, реализация и контроль эффективного и производительного материального потока (включая запасы, сервисное обслуживание и сопутствующие активности), от точки зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителя относятся к процессу логистического менеджмента (logistics management) или управления цепями поставок.
Что такое "7 правил логистики"?
Цель, задачи и принципы логистики считаются реализованными, если выполнены семь правил логистики, в терминах, заимствованных из зарубежной литературы, их именуют правилами 7R:
1) right product – нужный товар,
2) right quantity – нужное количество,
3) right condition – нужное качество,
4) right place – нужное место,
5) right time – нужное время,
6) right cost – нужная стоимость,
7) right customer – нужный потребитель.
Вместе правила 7R означают следующее: обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с минимальными затратами.
При переходе от функционального логистического менеджмента к процессному менеджменту в дополнение к ним вводится правило right personification – нужная индивидуализация (от лат.personalis – касающийся только данного лица, личный), которое требует формирования системы обслуживания для каждого отдельного заказа.
Правила исходят из содержания базовой концепции логистики и получают воплощение в концепции предпринимательской логистики, ориентируя ее па удовлетворение потребностей заказчиков.
Основные логистические концепции и системы логистического менеджмента
Одной из популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует множество логистических систем разного уровня, является концепция «Requirements / resource planning» - RP (планирование потребностей/ресурсов).
На ее основе созданы концепции «Materials / manufacturing requirements / resource planning» - MRP (планирование потребностей в материалах / производственное планирование потребностей в ресурсах) и «Distribution requirements / resource planning» - DRP (планирование потребностей в системе распределения).
На данных концепциях базируются логистические системы «толкающего» типа.
Для таких систем характерны производство деталей, компонентов, полуфабрикатов и сборка из них готовой продукции в соответствии с жестко заданным производственным расписанием. Предотвратить сбои в производственном процессе и учесть изменение спроса в таких системах можно с помощью создания избыточных и страховых запасов между звеньями логистической системы (буферных запасов). Такие запасы увеличивают себестоимость готовой продукции, замедляют оборачиваемость оборотных средств, но обеспечивают большую устойчивость логистической системы при колебаниях спроса и ненадежности поставщиков.
Классификация «толкающих» систем, основанных на концепции RP, представлена на рисунке.
Характер переработки объектов логистического потока
Степень охвата операций хозяйственного процесса
Производственные
Сервисные (коммерческие)
Локальные
MRP I
Manufacturing Requirements Planning
DRP I
Distribution Requirements Planning
Глобальные
MRP II
Manufacturing Resource Planning
DRP II
Distribution Resource Planning
Классификация «толкающих» концепций управления логистическими системами
Данные системы оперируют с материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на готовую продукцию. Они известны достаточно давно, с 50-х тт. XX в., однако практическая реализация концепции RP стала осуществима только с появлением быстродействующих компьютеров.
В условиях сложного экономического положения российских промышленных предприятий, связанного с отсутствием необходимых инвестиций, основным направлением стабилизации хозяйственных процессов в производственной сфере является внедрение MRP-систем первого поколения (MRP I - Manufacturing requirements planning).
DRP-системы представляют собой график (расписание) процесса поставки и пополнения запасов готовой продукции в сети распределения. Для этого формируются расписания для каждого звена логистической системы, связанного с формированием запасов, которые затем интегрируются в общее требование для пополнения запасов на складах фирмы или оптовых посредников. DRP-системы позволяют повысить уровень сервиса за счет сокращения времени доставки готовой продукции и удовлетворения ожиданий потребителя, способствуют продвижению на рынок новых продуктов, а также улучшают координацию управления запасами в различных звеньях логистической цепи.
Несмотря на единую основу, концепции MRP и DRP существенно различаются. MRP-системы работают на основе производственного расписания, которое регламентировано и контролируется предприятием - изготовителем готовой продукции. DRP-системы базируются на потребительском спросе, который не контролируется предприятием. MRP-системы контролируют запасы внутри самих производственных подразделений. DRP-системы планируют и регулируют уровни запасов на базах и складах всей системы распределения, в том числе и организаций – торговых посредников.
С изменением подходов к планированию производства во второй половине XX в. наиболее популярной становится логистическая концепция «Just-in-time» (JIT) – «точно в срок». Эта концепция основана на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистический системы в них нуждаются. Цели, преследуемые концепцией JIT – минимизация затрат, связанных с созданием запасов.
Логистические системы, использующие принцип «точно в срок», называют «тянущими» системами. Пополнение запасов в таких системах происходит в тот момент, когда их количество в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по распределительным каналам от поставщиков материальных ресурсов или в системе распределения фирмы.
Для реализации концепции «точно в срок» существенную роль играют следующие элементы:
• спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и готовой продукции;
• концентрация основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции;
• надежность поставщиков, так как любой сбой поставки может нарушить производственное расписание;
• качество продукции и последующего сервиса;
• точность информации и прогнозирования;
• высокая ответственность и трудовая дисциплина.
Основными видами логистических систем, построенных на основе концепции «Just-in-time» (JIT) являются KANBAN и ОРТ.
Микрологистическая система KANBAN впервые была применена корпорацией Toyota Motor в 1972 г. Сущность системы заключалась в том, что все производственные подразделения завода снабжались ресурсами только в том количестве и к тому сроку, когда они необходимы для выполнения заказа, заданного подразделением – потребителем. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к производству, подразделение-производитель не имеет жесткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа, полученного от подразделения, ответственного за следующую стадию производственно - технологического цикла.
Впоследствии система KANBAN была тщательно изучена и с успехом использована производителями США и Западной Европы.
Система «Optimised production technology» (ОРТ) была разработана израильскими и американскими специалистами. ОРТ - это фактически усовершенствованный компьютеризованный вариант системы KANBAN. Основным принципом системы ОРТ является выявление узких мест, или, по терминологии ее создателей, критических ресурсов, какими могут выступать запасы, машины, оборудование, технологические процессы, персонал. От эффективности использования критических ресурсов зависит эффективность логистической системы в целом, в то время как интенсификация использования остальных ресурсов, называемых некритическими, на развитии системы практически не сказывается.
В последние годы многими западными фирмами при организации производства и в оперативном менеджменте используется логистическая концепция «стройного производства» или "бережливого производтства" , именно под этим названием концепция получила широкую известность в России - Lean production, LP. Эта концепция по сути является вариантом концепции «точно в срок» и включает в себя элементы логистических систем KANBAN и MRP. Сущность внутрипроизводственной логистической концепции «стройного производства» выражается в творческом использовании следующих основных компонентов: высокого качества, небольшого размера производственных партий, низкого уровня запасов, высококвалифицированного персонала, гибких производственных технологий.
Основные цели концепции «бережливого производства»:
• достижение высоких стандартов качества продукции;
• низкие производственные издержки;
• быстрое реагирование на изменение потребительского спроса;
• минимальное время переналадки оборудования.
В зарубежной практике хозяйственной деятельности за последнее десятилетие большое распространение получили различные варианты логистических систем, построенных на базе концепции «реагирования на спрос» - «Demand - driven - techniques» (DDT). В значительной степени эта концепция основана на точности прогнозирования спроса и статистических методах определения потребности в продукции. Она нацелена на максимально возможное сокращение времени реакции логистической системы на изменение спроса в отдельных звеньях логистической системы.
Наиболее известными являются четыре ее варианта:
• концепция «точки заказа (перезаказа)» (re-order point, ROP);
• концепция «быстрого реагирования» (quick response, QR);
• концепция (логистическая стратегия) «непрерывного пополнения: пасов» (continuous replenishment, CR);
• концепция «автоматического пополнения запасов» (automatic replenishment, AR).
Классификация «тянущих» систем представлена на рисунке.
Характер переработки объектов логистического потока
Устранение узких мест в хозяйственных процессах
Производственные
Сервисные (коммерческие)
Реактивное
KANBAN
ROP
Re-order point
Проактивное
ОРТ
Optimised production technology
QR Quick response
CR Continuous replenishment
AR Automatic replenishment
Классификация «тянущих» концепций управления логистическими системами
Современная логистика как фактор конкурентоспособности организации
Логистический менеджмент охватывает множество видов деятельности. Специалисты - логистики имеют дело с планированием использования ресурсов логистической системы: природных, человеческих, финансовых и информационных. Эти ресурсы имеют разные формы и включают сырье и материалы, запасы незавершенного производства, конечную продукцию.
Ресурсы являются входами логистической системы, тогда как на выходе организация получает конкурентное преимущество (за счет ориентации на потребителя и обеспечения более высокой операционной эффективности и производительности), обеспечивает полезное расходование времени и места и эффективно перемещает продукт к потребителю.
Если набор услуг, оказываемых организацией и обеспечиваемых логистикой, является уникальным, отличительным качеством – он становится ее активом. Способность использовать свои функции для создания уникального нематериального актива компании – высокого качества сервиса - выделяет логистику среди других видов деловой активности.
Отдельные компоненты системы логистического менеджмента представлены на рисунке. [1]
Логистический подход формирует целостное системное восприятие менеджерами процессов, связанных как с производством, так и с продвижением продукции к потребителю. В первую очередь это касается контроля затрат или продуктивности использования ресурсов. Содержание каналов сбыта может обходиться фирме дороже, чем прибыль от их использования. Как уже отмечалось, затраты на продвижение продукции к потребителю могут составлять до 25% розничной цены. В масштабах крупной компании на транспортировку приходится в среднем около 12% объема продаж, еще 8% объема продаж составляют складские издержки.
«Для того, чтобы контролировать затраты на транспортировку, весь поток материалов должен рассматриваться и как физическая, и как экономическая система, в которой максимальный объем работ должен осуществляться с наибольшей экономией. Вся работа – начиная с момента, когда товар сходит с конвейера, проходит через фасовку, упаковку, наклеивание этикеток, отгрузку на склад, хранение и т.д., вплоть до конечного пункта своего путешествия, до потребителя – должна рассматриваться как единый процесс.
Она должна быть проведена с наименьшими затратами и принести наибольшую экономическую выгоду всем его участникам – производителю, оптовику, розничному продавцу и потребителю».[2]
Недостатки развития логистического подхода в России приводят к тому, что общие логистичиеские издержки российских производителей существенно превышают аналогичные показатели для стран с развитым логистическим менеджментом.
Вторым показателем, определяющим роль логистики как фактора конкурентоспособности, является качество обслуживания потребителей. Процесс обслуживания потребителя – это процесс предоставления выраженных выгод или создания ценности за счет эффективно расходуемых средств. Ценность продукции или товара для клиента – это весь набор полезных свойств, который он приобретает в результате покупки.
Качественный сервис может существенным образом влиять на спрос, способствуя удержанию клиентов. Своевременная доставка создает ценность, без которой нельзя обойтись – делает товар доступным потребителю. Что толку иметь хороший и необходимый потребителям продукт, которому назначена «правильная» цена и продажа которого хорошо стимулируется, если потребитель не может отыскать его на полках розничных магазинов? В отсутствие разрекламированного продукта потребитель часто готов переключиться на другой, доступный продукт – субститут. Все же затраты производителя, связанные с рекламой, могут обернуться прямыми убытками.
Снижение затрат на логистику составляет существенный ресурс повышения эффективности и конкурентоспособности компании. Управление цепями поставок отражается на основых показателях деятельности любой организации. В повышении этих показателей заинтересованы менеджеры и собственники компаний, а ее клиенты - в сохранении и поддержании высокого качества сервиса без повышения цен.
Насколько реально сокращение логистических издержек при сохранении высокого качественного уровня обслуживания потребителей? Логистические издержки сокращаются пропорционально стоимости продукции за счет использования высоких технологий производства и управления. Существенную роль в формировании современных логистических систем играет широкое использование аутсорсинга (outsourcing).
В чем состоит преимущество логистического подхода в управлении бизнесом?
1. Снижение общих затрат. Ключ к управлению логистикой – анализ общих затрат (total cost). Целью логистического управления является сокращение общих затрат на все виды логистической деятельности, а не оптимизация каждого из видов затрат изолированно. Более того, попытки снизить затраты только на транспортировку, например, способны привести к увеличению запасов готовой продукции запасов и всех видов издержек, связанных с их хранением. Распространение этой концепции на всю цепочку поставок способно дать реальные выгоды всем участникам логистического процесса.
2. Повышение эффективности каналов сбыта. Общеизвестно, что канал сбыта должен отвечать следующим основным требованиям: обеспечивать максимальное приближение продукта к точке сбыта, осуществлять доставку на максимально возможное расстояние, использовать грузовые единицы наибольшей вместимости и использоваться как можно чаще. Способна ли каждая организация самостоятельно и отдельно от других обеспечить эффективное построение и функционирование собственных каналов сбыта?
3. Безошибочность выполнения отдельных операций, за счет автоматизации логистических процессов и управления ими на основе современных информационных технологий. Человеческий фактор неизбежно вносит ошибки в самые совершенные технологии. По данным одного из крупных логистических центров Германии, там, где логистическим процессом управляет человек, ошибки составляют до 10%. При управлении компьютером ошибки составляют 0%.
4. Повышение общих показателей доходности бизнеса. Важнейшими источниками повышения доходности активов (ROA) являются сокращение дебиторской задолженности и снижение инвестиций в запасы. Запасы могут связывать от 40 до 80% активов компании. Никакие финансовые инструменты не могут обеспечить такое повышение доходности бизнеса, какое создает грамотное управление запасами на основе современных концепций логистики.
5. Повышение компетенции и профессиональной подготовки. Логистика как современная наука и практика управления формирует новое представление о бизнесе как сфере профессиональной деятельности. Замена в голове менеджера устойчивых и стабильных категорий баланса и ежеквартального отчета постоянно движущимися и изменяющимися категориями потока (материального, финансового, информационного) заставит по-новому взглянуть на мир, а постоянное «связывание» логистических цепочек научит быстро реагировать на любые изменения конъюнктуры. Логистика – постоянное движение. Кто стоит на месте – того обходят.
Д.Р.Сток, Д.М.Ламберт Стратегическое управление логистикой. – М.: Инфра-М. – 2005.
П.Друкер Эффективное управление. – М.: ООО «Издательство Астрель». – 2004. – с. 116