Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Логика процесса научного исследования.
Весь ход предстоящего научного исследования условно можно проиллюстрировать в виде условной логической схемы, приведенной на рисунке.
Обоснование актуальности выбранной темы является начальным этапом любого исследования. В применении к научной работе понятие «актуальность» имеет некоторые особенности в зависимости от назначения исследования.
Рис. Логическая схема научного исследования
Проект, диссертация являются квалификационными работами разного профессионального уровня, и то, как их автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности, социальной значимости, экономической и коммерческой важности, характеризует его научную зрелость и соответствующий уровень профессиональной подготовленности к практической деятельности.
Освещение актуальности должно быть не многословным, но понятным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Следовательно, формулировка проблемной ситуации является очень важной частью введения квалификационной работы. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» несколько более подробно.
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.
Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых современных задач познания.
Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приобрело развитой формы.
Следовательно, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего своевременного разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических исследований и представлений, т.е. когда ни одна из современных теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности.
Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока не известно науке о предмете исследования.
Таким образом, если во введении студенту в диссертации удается показать, где происходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему уже бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее основную суть.
Отдельные исследования квалификационных работ ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности.
Цель подобных работ состоит в решении отдельных частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.
Между тем исследователи часто избегают брать узкие темы. По нашему мнению, это неправильно, поскольку дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и малосамостоятельными.
Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и исследовать, и писать не о чем, но по мере ознакомления с материалом — это опасение исчезает и исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.
От доказательства актуальности выбранной темы исследователю весьма логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью в квалификационной работе. Это обычно делается в форме перечисления (например, изучить …, описать …, установить …, выяснить …, вывести формулу …, определить зависимость … и т.п.).
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Далее в соответствии с логической схемой исследования (рис.) исследователем формулируются объект и предмет исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для специального изучения.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта исследования.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса познания соотносятся между собой как общее и частное, поскольку в объекте выделяется та часть, которая и служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему научно-исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Очень важным следующим этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в извлечении фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в научной работе цели.
Описание процесса исследования является основной частью научно-исследовательской работы, в которой освещаются методика, техника, технологии, операции исследования с использованием логических законов и правил.
Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на консультациях с руководителем, заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности научной работы.
Заключительным этапом являются выводы, которые содержат все то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской работы.
Вопросы для самопроверки:
1. Логическая схема научного исследования.
2. Научная проблема.
3. Экономические гипотезы и модели.
4. Теоретическая и эмпирическая разработка экономических гипотез.
Классификация методов научного исследования.
В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:
– эмпирический – наблюдение и эксперимент, а также группировка, классификация и описание результатов эксперимента, наблюдений;
– теоретический – построение и развитие научных гипотез, теорий, формулировка законов и выделение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий.
Исходя из методологии диалектического материализма различают следующие методы научного познания: общенаучные и конретно-научные (частные).
Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ и формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые исследования.
Анализ – это метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения, характеристики, параметры и т.д.). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ производительности труда рабочих производится по каждому цеху и по предприятию в целом.
Синтез – метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.
В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (например производительность труда по производственному объединению в целом).
Индукция – метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов этого множества.
Так, например, изучаются факторы, отрицательно влияющие на производительность труда, по каждому отдельному предприятию, а затем данные обобщаются в целом по производственному объединению, в состав которого входят все эти предприятия как производственные единицы.
Дедукция – метод логического умозаключения от общего к частному, когда сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его отдельных элементов.
Аналогия – метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений, например, производительность труда в объединении может исследоваться не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим однородную с другими предприятиями товарную продукцию и имеющим одинаковые условия для производственной деятельности.
При использовании этого метода полученные результаты распространяются на все аналогичные предприятия. Затраты на такой метод конечно меньше, а вот достоверность полученных выводов оказывается несколько ниже.
Сравнение – метод научного изучения, посредством которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительности.
Измерение – метод научного исследования процесса определения численного значения некоторой величины посредством определенной заранее единицы измерения.
Исторический подход – метод научного познания, в процессе которого происходит воспроизведение истории изучаемого объекта, явления во всей ее многогранности с учетом всех случайностей.
Логический подход – метод научного умозаключения, посредством которого достигается воспроизведение в мышлении сложного динамического явления в форме исторической теории с отвлечением от случайностей и отдельных несущественных фактов.
Моделирование – метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог (модель), содержащий существенные черты характеристики оригинала. В экономических исследованиях широко применяется экономико-математическое моделирование, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с помощью ЭВМ.
Абстрагирование – (от лат. – отвлекать) – метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития.
Он применяется в экономических исследованиях для перспективного планирования, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период времени прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период.
Конкретизация – метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования во времени и пространстве в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.
Так, например, перспективы развития отрасли определяются на основании конкретных расчетов эффективности применения новой техники и технологии, сбалансированности трудовых и материальных ресурсов и др.
Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.
Этот метод широко применяется в экономических исследованиях при комплексном изучении деятельности производственных объединений и отрасли в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т.п.
Единой методики системного анализа в научных исследованиях, к сожалению, пока не имеется. В практике исследований он применяется путем использования следующих методик:
– процедур теории исследования операций, позволяющих дать количественную оценку объектам исследования;
– анализа систем для исследования объектов в условиях неопределенности;
– системотехники, включающей проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (проектирование и оценка экономической эффективности АСУ, технологических процессов и др.).
Комплексный анализ – метод всестороннего изучения объекта, явления в тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных направлений.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – метод исследования объекта (явления, изделия, процесса, структуры) по его функции и стоимости, применяемый при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Важнейшими его принципами являются следующие:
– функциональный подход при исследовании функций объекта и его элементов с целью наиболее полного удовлетворения заданных требований в выборе рациональных путей их реализации;
– народнохозяйственный подход к оценке потребительских свойств и затрат на разработку, производство и использование объекта;
– соответствие полезности функций затратам на их осуществление;
– коллективное творчество, использующее методы поиска и формирования технических решений, качественной и количественной оценок вариантов решений.
Целевой функцией ФСА является достижение оптимального соотношения между потребительской стоимостью объекта и совокупными затратами на его разработку, снижение себестоимости выпускаемой товарной продукции и повышение ее качества, роста производительности труда.
Формализация – метод исследования объектов путем представления их элементов в виде специальной символики, например, представление себестоимости продукции специальной формулой (математической зависимостью), в которой при помощи символов изображены статьи затрат.
Гипотетический метод (от греч. – основанный на гипотезе) – основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверно научной теорией. Он применяется при исследовании новых экономических явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых машин и оборудования, телекоммуникационных и мобильных средств связи, себестоимости новых видов товарной продукции и т.п.).
Аксиматический метод предусматривает использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории.
Прежде всего, это относится к использованию экономических законов, трудов классиков, научных исследований, являющихся аксиоматическими знаниями научной теории, используемой для дальнейшего развития науки.
Создание теории – это метод обобщения результатов исследования, нахождения общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также распространения результатов исследования на другие объекты и явления, что способствует повышению надежности проведенного экспериментального исследования.
В эмпирических исследованиях применяются наряду с общенаучными также специфические методы формирования эмпирического знания прикладного характера. Это преимущественно чувственные методы человека – ощущения, восприятия и представления.
Однако эмпирические знания не всегда часто чувствительные. Простая констатация результатов наблюдения таких как, например, «превышение издержек производства против запланированных на столько-то», еще не есть научное знание.
Оно становится научным тогда, когда определена их причинная связь наблюдением и экспериментом, т.е. выявлены и изучены факторы, вызвавшие превышение издержек, и намечены мероприятия по устранению недостатков.
Наблюдение – метод изучения предмета путем его количественного измерения и качественной характеристики. Применяется при изучении трудоемкости изделий путем хронометражных наблюдений, при контрольном раскрое сырья, расхода материалов, выполнения технологических операций и т.п.
Эксперимент – научно поставленный опыт в соответствии с целью исследования для проверки результатов теоретических исследований.
Проводится в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его повторно в заданных условиях, например проведение эксперимента в ряде отраслей народного хозяйства по применению новых систем планирования, управления и стимулирования.
Экспериментальные исследования могут проводиться в научной лаборатории с использованием специальной лабораторной установки или без нее, на предприятиях на действующих образцах продукции с использованием опытно промышленной установки или без нее, в полевых условиях с использованием определенного набора научных средств, специальных научных приборов и оборудования.
Конкретно-научные (частные) методы научного познания представляют собой специфические методы конкретных наук, например экономических.
Эти методы формируются в зависимости от целевой функции данной науки и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук.
Так, например, методы экономического анализа развились на базе бухгалтерского учета и статистики, они характеризуются взаимопроникновением, выходом за пределы области знания, в рамках которой они сформировались. Методы экономического анализа применяются в научных исследованиях других экономических наук.
Следовательно, общенаучные методы исследования применяются во взаимной связи и обусловленности в теоретических и эмпирических исследованиях.
Вопросы для самопроверки:
1. Что должно быть отражено в программе научного исследования? Что собой представляют такие методы исследования, как формализация, гипотетический и аксиоматический методы?
2. Что собой представляет метод создания научной теории?
3. Что такое эксперимент, его виды?
4. Что собой представляют конкретно-научные (частные) методы научного познания?
5. Что представляет собой абстрагирование как метод научного экономического исследования?
Функции наблюдения в научном исследовании
Наблюдение и эксперимент являются двумя основными формами эмпирического познания, без которых невозможно было бы получить исходную информацию для дальнейших теоретических построений и проверки последних на опыте.
Существенное отличие наблюдения от эксперимента состоит в том, что оно осуществляется без какого-либо изменения изучаемых предметов и явлений и вмешательства наблюдателя в нормальный процесс их протекания.
Эту особенность наблюдения очень ясно отметил известный французский ученый Клод Бернар. «Наблюдение, — писал он, — происходит в естественных условиях, которыми мы не можем распоряжаться». Это, конечно, не означает, что наблюдение — пассивное отражение всего, что попадает в сферу восприятия органов чувств. Как мы уже отмечали, научное наблюдение является целесообразно организованным и избирательным процессом, который направляется и контролируется теорией.
Поэтому речь здесь идет об отсутствии неактивности субъекта в целом, а активности практической, направленной на воздействие и изменение исследуемого объекта. Чаще всего мы вынуждены ограничиться наблюдениями и исследовать явления в естественных условиях их протекания потому, что они оказываются недоступными для практического воздействия. Так, например, обстоит дело с большинством астрономических явлений, хотя в последнее десятилетие в связи с широким развертыванием космических исследований и здесь все больше начинает применяться научный эксперимент.
И все же наблюдение с помощью все более совершенных инструментов останется и в будущем важнейшим методом исследования звезд, туманностей и других астрономических объектов нашей Вселенной.
Наблюдение в научном исследовании призвано осуществлять три основные функции.
Первая и важнейшая из них состоит в обеспечении той эмпирической информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки. Это, конечно, не означает, что до наблюдения или эксперимента ученый не руководствуется никакой идеей, гипотезой или теорией. Напротив, при наблюдениях и поисках новых фактов исследователь обязательно исходит из некоторых теоретических представлений.
Но именно новые факты, и в частности те из них, которые не укладываются в прежние теоретические представления или даже противоречат им, требуют своего объяснения. Для решения возникшей проблемы ученый создает гипотезы или целую теорию, с помощью которых объясняет вновь открытые факты.
Вторая функция наблюдений состоит в проверке таких гипотез и теорий, которую нельзя осуществить с помощью эксперимента. Разумеется, экспериментальное подтверждение или опровержение гипотез предпочтительней, чем не экспериментальное. Однако там, где невозможно поставить эксперимент, единственными свидетельствами могут служить лишь данные наблюдений. При наблюдениях же, которые сопровождаются точными измерениями, результаты такой проверки могут быть ничуть не худшими, чем экспериментальные, что подтверждается всей историей развития астрономии.
Третья функция наблюдения заключается в том, что в его терминах осуществляется сопоставление результатов, полученных в ходе теоретического исследования, проверяется их адекватность и истинность. При эмпирическом исследовании ученый обращается к теории для того, чтобы целенаправленно вести наблюдения и проводить эксперименты. Однако для дальнейшей разработки теории он вынужден время от времени «сверять» свои понятия, принципы и суждения с данными опыта. Поскольку сопоставление абстрактных положений теории непосредственно с опытом невозможно, то приходится прибегать к различным вспомогательным приемам, среди которых значительную роль играет формулировка эмпирических результатов в терминах наблюдения и «наблюдательного» языка.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Школа Экономики и менеджмента
Глоссарий
По дисциплине «Научно-исследовательский семинар Банки и банковская деятельность»
ОП магистратуры «Финансовые стратегии и технологии банковского института»
Владивосток
2018
Абстрагирование - отвлечение от второстепенных фактов с целью сосредоточения на важнейших особенностях изучаемого явления.
Автор изобретения - физическое лицо, творческим трудом которого оно создано Автор научного открытия - в РФ - физическое лицо, которое путем наблюдения, изучения, эксперимента или рассуждения самостоятельно сделало научное открытие способом, обеспечивающим его установление. Если открытие сделано группой физических лиц, то любая ссылка на автора научного открытия рассматривается как ссылка на все эти лица.
Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, предоставляемого на соискание ученой степени.
Аксиома – исходное положение, которое не может быть доказано, но в то же время и не нуждается в доказательстве.
Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.
Библиография - информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации; перечень различных
информационных документов с указанием определенных данных.
Внедрение - распространение нововведений; достижение практического использования
прогрессивных идей, изобретений, результатов научных исследований (инноваций).
Газета - периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени,
содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным
общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Обычно газета издается в виде больших листов (полос).
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоторого явления и требующее верификации.
График – условное изображение соотношения величин в их динамике при помощи геометрических фигур, линий и точек.
Диаграмма – график, построенный с помощью геометрических фигур, таких как прямоугольник, круг.
Данные - сведения:
• полученные путем измерения, наблюдения, логических или арифметических операций;
• представленные в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и (автоматизированной) обработки.
Дипломная работа – выпускная квалификационная работа, представляющая собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в определенной области.
Доклад – запись устного сообщения на определенную тему, предназначаемая для прочтения на семинарском занятии, конференции.
Документ - по законодательству РФ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Документ обязательно содержит реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать, содержащуюся в нем информацию.
Журнал - периодическое журнальное издание:
• содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам;
• литературно-художественные произведения;
• имеющее постоянную рубрикацию;
• официально утвержденное в качестве журнального издания.
Журнал может иметь приложения.
Задача - координированная и систематизированная серия элементов работы, используемых для достижения результатов.
Закон – положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области; высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью.
Идея – это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления; 2) определяющее стержневое положение в теории.
Издание - документ:
• прошедший редакционно-издательскую обработку;
• полученный печатанием или тиснением;
• полиграфически самостоятельно оформленный;
• имеющий выходные сведения;
• предназначенный для распространения содержащейся в нем информации.
Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области экономики, социального развития, культуры, науки, техники, обороны, дающее положительный эффект. Автор изобретения, получивший авторское свидетельство, имеет право дать изобретению свое имя или специальное название. Изобретение является одним из объектов промышленной собственности.
Интеллектуальная собственность - собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и
изобретательского права.
Информационное издание - издание, содержащее систематизированные сведения об опубликованных, непубликуемых или неопубликованных документах или результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках.
Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных
для эффективного получения достоверной информации.
Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.
Источник информации - объект, идентифицирующий происхождение информации; в теории коммуникации - лицо, от которого исходит сообщение; отправитель сообщения; в теории
перевода - создатель или автор текста оригинала.
Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений.
Классификация наук - группировка наук на основе определенных принципов.
Конспект - краткое изложение прочитанного.
Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями).
Курсовая работа – предусмотренная учебным планом письменная работа студента на определенную тему, содержащая элементы научного исследования.
Лицензия на изобретение - разрешение, выдаваемое одним лицом (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) на коммерческое использование изобретения, защищенного патентом в
границах строго определенного рынка, в течение определенного срока и за обусловленное
вознаграждение.
Логотип - оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Логотип специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам.
Материалы научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения).
Методика – это совокупность способов и приемов познания.
Методология - 1)совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.); 2) учение о научном методе познания.
Моделирование - исследование объектов познания на их моделях. Моделирование предполагает построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и
конструируемых объектов:
• для определения или улучшения их характеристик;
• для рационализации способов их построения;
• для управления и прогнозирования.
Монография - научное или научно-популярное книжное издание:
• содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы;
• принадлежащее одному или нескольким авторам.
Научная деятельность - интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для:
• решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;
• обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Научная информация - логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы, общества и мышления.
Научная проблема – это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения.
Научно-популярное издание - издание, содержащее сведения:
• о теоретических и/или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники;
• изложенное в форме, доступной читателю-неспециалисту.
Научно-техническая информация - документированная информация, возникающая в
результате научного и технического развития, а также информация, в которой нуждаются
руководители, научные, инженерные и технические работники в процессе своей деятельности, включая специализированную экономическую и нормативно-правовую информацию.
Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.
Научное издание - издание, содержащее результаты теоретических и/или экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.
Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки
теории, связанный с получением научных знаний. Различают фундаментальные и прикладные научные исследования.
Научно-технический прогресс - использование передовых достижений науки и техники,
технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества
производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей.
Научное открытие - установление явлений, свойств или законов материального мира, ранее не установленных и доступных проверке.
Научный вопрос - мелкая научная задача, относящаяся к конкретной области научного исследования.
Научный результат - продукт научной и/или научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в
науке.
Общественные науки - совокупность наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества.
Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию
Объяснение - этап научного исследования, состоящий:
• в раскрытии необходимых и существенных взаимозависимостей явлений или процессов;
• в построении теории и выявлении закона или совокупности законов, которым подчиняются эти явления или процессы.
Описание - этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения посредством определенных систем обозначений, принятых в науке.
Патент - документ:
• выдаваемый компетентным государственным органом на определенный срок;
• удостоверяющий авторство и исключительное право на изобретение; и наделяющий владельца титулом собственника на изобретение.
Патентная информация - информация, публикуемая патентными организациями. Каждая публикация содержит:
• список ключевых слов;
• коды;
• сведения о патентном документе, включающие описание изобретения, фамилии авторов, дату поступления заявки, дату приоритета, сведения о правовом положении документа.
Патентоспособность - совокупность свойств технического решения, без наличия которых оно не может быть признано изобретением на основе действующего законодательства.
В РФ патентоспособным признается изобретение, которое:
1) является новым, т.е. неизвестно из уровня техники;
2) имеет изобретательский уровень, т.е. для специалиста явным образом не следует из уровня техники;
3) промышленно применимо, т.е. может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.
Первоисточник - источник информации:
• либо являющийся оригинальным документом, содержащим данные исследования;
• либо составленное рукой непосредственного участника описание событий: дневник, автобиография, письмо, юридический документ, отчет, протокол, деловая бумага, счет, газета и т.д.
Полезная модель - объект промышленной собственности; конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой.
Положение – научное утверждение, сформулированная мысль.
Понятие - мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.
Предмет исследования - существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем. Предмет исследования определяет границы изучения объекта в конкретном исследовании.
Препринт - научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.
Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Принцип- основное начало, на котором построено что-н. (какая-н. научная система, теория, политика, устройство и т. п.)
Проблема – неразрешенная задача или вопросы, подготовленные к разрешению.
Процедура исследования - последовательность познавательных и организационных действий с целью решения исследовательской задачи.
В общем случае научное исследование предполагает:
1. постановку задачи;
2. предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов
3. решения задач данного класса;
4. формулировку исходных гипотез;
5. сбор данных;
6. анализ и обобщение полученных результатов;
7. проверку гипотез;
8. формулирование утверждений.
Промышленный образец - графическое описание товара или изделия, отражающее его внешний вид. Автор промышленного образца после его официальной регистрации получает патент, дающий исключительное право на производство товара именно в этом внешнем исполнении.
Публикация - документ, доступный для массового использования.
Рабочая программа – это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами.
Рецензия — это работа, в которой критически оценивают основные положения и результаты научного исследования.
Реферат - краткое изложение содержания отдельного документа, его части или совокупности документов, включающее основные сведения и выводы, а также количественные и качественные данные об объектах описания.
Рубрикация – деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и т.д.
Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Способ – это действие или система действий, применяемые при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-либо.
Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.
Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо.
Схема – изложение, описание, изображение чего-либо в главных чертах; обычно делается без соблюдения масштаба с помощью условных обозначений.
Счет (количественный метод) - это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.
Тезисы докладов научной конференции - научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и/или сообщений.
Тема — это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования.
Теория - форма достоверных научных знаний:
• представляющая собой множество логически увязанных между собой допущений и суждений;
• дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов;
• основывающаяся на окружающей реальности.
Товарный знак - знак:
• имеющий вид рисунка, этикетки, клейма и т.д.
• присвоенный определенному товару или фирме;
• помещаемый на товаре, его упаковке, фирменных бланках, вывесках, рекламных материалах;
• зарегистрированный в соответствующем государственном учреждении;
• защищающий исключительные права продавца на пользование товарным знаком.
Товарные знаки - по законодательству РФ - обозначения, способные отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.
Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела или части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве учебника.
Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины или по методике воспитания.
Учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.
Учебное наглядное пособие - учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник и официально утвержденное в качестве учебного пособия.
Учение - совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности
Факт – действительное, вполне реальное событие, явление; нечто сделанное, совершившееся.
Формализация – представление основных положений процессов и явлений в виде формул и специальной символики.
Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Хрестоматия - учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические
и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
Эксперимент - общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.
Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов, на основании которой можно сделать определенные выводы или выявить недочеты и ошибки.