Логическая структура исследования в свете различных подходов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 2. Нормативная методология
Тема 5. Логическая структура исследования в свете различных подходов
(лекция)
1
Учебные вопросы:
1. Логическая структура исследования как понятие методологии
2. Логическая структура исследования в свете проблемного подхода
3. Логическая структура исследования в свете положений гносеологии
4. Исследования в логике проекта.
Основное содержание темы (тезисы)
1.
Исследование как поиск нового знания имеет свою логику, а его
элементы связаны между собой, представляя структуру и свою логику
решения задач. Для обозначения каркаса понятий и характеристик, который
выступает ориентиром для организации и осуществления исследования,
применяется понятие «логическая структура исследования». Его содержание
определяется путем перечисления компонентов и их описания. Логическая
структура исследования = логический + структура + исследование. Таким
образом, логической структурой исследования мы будем называть
системную характеристику (системные характеристики) исследования,
разработанную на основе законов логики, законов познания, с учетом
природы исследования, в соответствии с нормами научного знания.
2.
Проблемный подход к определению логической структуры
исследования базируется на положении, что систмообразующим элементом
любой деятельности является затруднение, которое не может быть разрешено
на основе имеющихся знаний, В рамках исследования проблема выявляется
на основе осознанного несоответствия исходного состояния реальности
(объект исследования и знание о нем) и желаемого его состояния (если
исследование предполагает преобразование объекта, полнотой-неполнотой
знания). Логика исследования в этом случае предполагает:
осмысление исходного состояния изучаемой реальности;
знакомство и осознание потенциала науки об объекте
исследования, в ходе которого выявляется неполнота
имеющегося
знания
и
одновременно
формируется
концептуальная основа будущего исследования
рождение авторского замысла, при помощи характеристик
научного аппарата;
реализация замысла и получение нового знания.
3.
Логическая структура исследования, разрабатываемая на основе
законов познания (гносеологических законов) учитывает взаимосвязь
опытнического (эмпирического) и теоретического познания (этапов
познания). В соответствии с ними этапы эмпирического исследования
(непосредственное обращение к реальности) сменяются этапами
теоретического обобщения. Эмпирика и теория «проверяют» друг друга,
корректируют ход исследования, усиливают достоверность полученного
знания.
2
4.
Логическая структура исследования может быть представлена в
логике проектирования. Это такой способ научного и практического поиска,
который дает возможность каждому действовать как активному участнику
межличностных
диалогов,
создателю
особого
пространства.
В
проектировании
как
деятельности
различаются
такие
этапы:
концепутализация, программирование, планирование, реализация замысла.
Концептуализация – разработка документа, вбирающего в себя
совокупность разнообразных взглядов на исходный замысле (идею) и разных
отношений к нему; концепт отражает общий взгляд на смысл проекта, его
цели, результат, существующие проблемы.
Программирование – определение совокупности видов деятельности в
логической и временной последовательности. Продуктом этого этапа
проектирования является программа действия.
Планирование действий: на этом этапе предельно конкретно
обозначаются виды разработок, реальные задачи, поименные исполнители,
конечные продукты и потребители результатов.
Реализация замысла: собираются «человеческие ресурсы», происходит
окончательное формирование позиционной общности, происходит
оформление проекта и его экспертиза.
Основные понятия темы:
Исследовательский проект – обоснование и подготовка проведения
исследования, включающие определение его целей, задач, методов,
человеческих ресурсов и технических средств, сроков и условий
финансирования.
Логическая структура исследования – системная характеристика
(системные характеристики) исследования, разработанная на основе законов
логики, законов познания, с учетом природы исследования, в соответствии с
нормами научного знания.
План исследования – это комплекс и последовательность ключевых
мероприятий, ведущих к полной реализации программы исследования и
разрешению проблемы
Основная литература:
1. Липчиу Н.В., Липчиу К.И. Методология научного исследования:
учебное пособие. – Краснодар: Кубанский ГАУ, 2013. – 290 с. Тема
2.
2. Пещеров Г.И., Слоботчиков О.Н. Методология научного
исследования: учебное пособие. – М.: Институт мировых
цивилизаций, 2017. – 312 с. Глава 1. Раздел 1.4.
3. Юдина Н.П. Методоогия педагогического исследования: задачи и
упражнения. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2019. Тема 3.
3
Дополнительная литература:
1. Загвязинский В.И.. Ахтанов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования. – М.: Академия, 2010. Глава 4.
2. Краевский В.В.Общие основы педагогики. – М., 256 с. Глава 4.
Раздел 4.4.7.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Что такое «логическая структура исследования» ?
Назовите и охарактеризуйте этапы исследования
4