Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Введение. Определение терминологического аппарата
1. Понятие «лингвориторический».
2. Понятие «развитие речи»
Наш курс называется – «Лингвориторические основы методики развития речи младших школьников» .
Начнем с того, что определимся с основными терминами в названии. Это понятия лингвориторический и развитие речи.
1. Лингвориторический
Лингвориторика тесным образом связана с риторикой, базируется на главный ее принципах, но основное внимание уделяется языковой стороне высказывания. И сегодня предмет лингвориторики заключается в следующем:
Лингвориторика – это теория и практика совершенной речи - убедительной, украшенной, эффективной, привлекательной;
Лингвориторика – это учение о речевом воспитании человека, она способствует формированию всей его личности и прежде всего умению выражать и отстаивать свои позиции в словесном проявлении;
Лингвориторика – это учение о правилах и нормах речевого поведения в различных видах продуктивной речевой деятельности.
Откуда появляется этот термин в методике? Концепция лингвориторического образования основана на отношениях равноправия и взаимодополняемости лингвистики и неориторики, новый расцвет которой начинается с 60-х гг 20 столетия (риторику этого периода называли неориторикой в отличие от риторики традиционного типа).
Действительно, концепция лингвориторического образования максимально соответствует российской образовательной политике в новой социокультурной ситуации.
Термин «риторика» начинает использовать в государственных стандартах по МПРЯ в начальных классах. В учебных пособиях выделяются параграфы «Риторика в начальных классах».
Цель современной риторики определяют как «поиск оптимальных алгоритмов общения людей в условиях современного мира» (а разве это не цель изучения родного языка???)
Согласно образовательному стандарту лингвистическая, языковая и коммуникативная компетенции обучающихся понимаются как рядоположные.
Под лингвистической компетенцией в стандарте понимаются «знания учащихся о самой науке «Русский язык», о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Языковая к. – «осведомленность школьников в системе родного языка».
Коммуникативная к. - «осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах».
Все эти три понятия входят в термин лингвориторическая компетенция, так как аспект лингво – подразумевает и языковую, и лингвистическую компетенции, а аспект риторическая – коммуникативную.
В современной методике между понятиями «риторика» и «развитие речи» чаще всего ставится знак равенства.
Создатели концепции лингвориторического образования предлагают использовать уже наработанные и рекомендованные министерством материалы в преподавании русского языка при отсутствии в учебном плане отдельного предмета «Риторика».
В основе концепции лежит структура интегральной лингвориторической компетенции, которая состоит их 3 субкомпетенций – языковой, текстовой и коммуникативной (в соответствии с парадигмой язык-речь-речевая деятельность). Первая соотносится с лингвистикой, вторая и третья – с риторикой.
То есть лингвориторическая компетенция реализуется на уровнях языковых операций, текстовых действий и коммуникативной деятельности.
На каждом из них актуализируются свои единицы, которые в процессе обучения становятся единицами дидактическими. Рецептивно-аналитические читательские умения параллельны продуктивно-творческим риторским умениям. Соответственно – литературоведческая компетенция, выступая рецептивной проекцией универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову» и лингвориторической компетенции, образует вместе с последней филологическую компетенцию языковой личности.
Эта концепция несколько повлияла на традиционную структуру курса методики РЯ. Применительно в начальной ступени методика чтения детской литературы традиционно включается в состав курса МПРЯ. Соответственно предмет изучения МПРЯ определяется как закономерности процесса начального филологического образования, содержание обучения и принципы и методы формирования у языковой личности школьника
Во-1), основ лингвориторической компетенции (на уроках ря, развития речи)
Во-2), основ литературоведческой компетенции (на уроках детской литературы, внеклассного чтения)
В-3), первоначальных знаний, умений и навыков в области обеих компетенций в период обучения грамоте (на уроках чтения, письма, внеклассного чтения).
2.«Развитие речи»
Понятие речи. Виды речи.
Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух
Э. Ренан
Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической (психолингвистической), методической литературе. Лингвисты, как правило, пишут о речи в плане её сопоставления с языком. Для них язык – это «средства общения и возможности (потенции)», речь – «те же самые средства в действии (реализации)».
Психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия выказывания, т.е. как психологический процесс [См.: 16]
Методисты же рассматривают речь как предмет обучения, именно поэтому говорят о «развитии речи» с учебно-педагогической точки зрения.
Речь – это вид деятельности человека, представляющий собой реализацию мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей и является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его интеллекта [19, с.314]
В ряду ступеней познания внешнего мира высшей формой познавательной деятельности человека выступает мышление. Сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация – вот основные операции мышления. Средством же выражения и существования мышления является язык. Обучение связной речи младших школьников, безусловно, способствует развитию мышления детей, совершенствует и обогащает способы выражения мысли новыми средствами. Овладение речевыми навыками способствует развитию личности школьника, так как ведёт к познанию детьми новых явлений реальной действительности.
Основные направления развития речи младших школьников
В работе по развитию речи младших школьников в методике выделяются три направления.
1. Работа над словом: обогащение и расширение словарного запаса, уточнение словаря, активизация словарного запаса, устранение нелитературных слов;
2. Работа над словосочетанием и предложением; она предусматривает упражнения на основе образца (чтение предложений, их анализ); конструктивные (нахождение границ предложений в тексте, написанном без точек и заглавных букв, распознавание грамматической основы слова с помощью вопросов, выражение одной мысли в нескольких вариантах предложений); творческие (составление словосочетаний и предложений по иллюстрации, по данным словам и др.);
3. Работа над связной речью (текстом) предлагает следующие виды упражнений. Работы на основе образца включают пересказы и изложения, близкие к тексту. Конструктивные упражнения – это, например, сжатый пересказ, изложение.
Творческие работы отличаются многообразием вариантов: творческие пересказы и изложения, устные рассказы по наблюдениям, по началу или концу, по данному плану, по картине, на заданную тему, импровизация и драматизация сказок.
Методика не может не учитывать особенностей видов речи.
Психологи выделяют речь внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь выражается в звуках или графических знаках, рассчитана на восприятие другими людьми.
Внутренняя речь – это „мысленная“ речь, обращённая как бы к самому себе. Она лишена чётких грамматических форм, оперирует отдельными знаменательными словами и сочетаниями слов.
Задачей школьного образования является развитие как внешней, так и внутренней речи детей. Их учат читать молча, продумывать свои высказывания. В результате внутренняя речь становится более чёткой, стройной, и это оказывает положительное влияние и на внешнюю речь, и в целом на умственное развитие ребёнка.
Внешняя речь может реализовываться в монологе и диалоге (полилоге).
Диалог (полилог) – это разговор двух или более лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик собеседника, от ситуации общения.
Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, т.к. их содержание дополняется мимикой, жестами, интонацией, самой ситуацией общения.
В диалоге много неполных и номинативных предложений, часты предложения вопросительные и восклицательные, обращения, встречается разговорная лексика.
Особенностью диалога является эмоциональность.
В разговорном диалоге в зависимости от ситуации, от намерений и целей говорящего предметные значения слов могут стать средством выражения эмоционального смысла. Например, под вопросом «Который час?» могут подразумеваться такие мысли: „Почему Вы опаздываете?“, „Что же Вы не уходите?“, „Какая скука!“, „Я, кажется, опаздываю“ и т.д. Соответственно различным мыслям будут различаться между собой как интонации, так и жесты.
Школьным вариантом диалога является беседа, в которой, как правило, используются полные предложения, т.к. ставится цель обучения правильному построению таких предложений. Такие диалоги носят искусственный характер, поскольку они являются, по сути, учебной речью, отличающейся от естественной.
Монолог – это речь одного лица. Он требует большей собранности, сосредоточенности, определённого волевого усилия говорящего или пишущего, хорошей предварительной подготовки. Школьные монологи – это пересказ прочитанного, рассказ, сообщение ученика, письменное сочинение и т.п.
Внешняя речь выражается в устной и письменной формах.
Устная речь обладает большими выразительными возможностями, может оказать более сильное непосредственное воздействие на слушателей. Особенностью устной речи является её неподготовленность, спонтанность, т.к. говорящий не имеет времени на обдумывание. Поэтому в устной речи синтаксис проще, размер предложений меньше.
Письменная речь полнее и сложнее устной, она изобилует сложными и осложненными предложениями и конструкциями, книжными словами и оборотами. Большое значение для письменной речи имеет соблюдение норм орфографии и пунктуации, для устной – орфоэпии.
Подходы к развитию речи
В методической литературе отражены разные подходы к развитию речи учащихся. Все они могут быть «встроены» один в другой и синтезированы на базе интегративного ЛР подхода. Рассмотрим основные.
1. Лингвистический (поуровневый). Он ориентирован на усвоение системы литературных норм в соответствии с ярусами языковой системы:
Фонетический (произносительный уровень): техника устной речи (дыхание), дикционные, голосовые упраженения; интонационная выразительность; усвоение орфоэпических и акцентологических норм.
Лексико-семантический уровень: уточнение, активизация, обогащение словаря; устранение нелитературных слов.
Словообразовательный: обучение правильному образованию слов с помощью приставок, суффиксов; работа над соответствием приставок и предлогов; предупреждение повтора однокоренных слов.
Морфологический: обогащение слов сущ-ми, прил-ми и т.д.; обучение выбору более точного слова; предупреждение повтора слов; предупреждение ошибок в формах род, числа, падежа имен сущ. И т.п.
Синтаксический: образование и употребление СС и предложений разных типов; работа над нормами согласования, управления, координацией главных членов предложения, в использовании однородных членов; развитие синтаксического строя речи.
Сверхфразовый (текстовый) уровень: «связная речь» - обучение рассказыванию, изложениям, сочинениям. Знаменует переход в сферу речевой деятельности, которая в идеале д.б. мотивирована конкретной коммуникативной ситуацией. При этом должны вступить в действие взаимно дополняющие друг друга психолингвитический и риторический подхода.
2. Психолингвистический подход. Он основывается на выделении 3 частей – язык, речь, речевая деятельность.
Язык – знаковый механизм общения; речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с выражаемой информацией, речевая деятельность – совокупность работ человеческого организма, необходимая для построения речи.
Методисты придерживаются т.зр., согласно ктр речевая деятельность – это активный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Предметом РД является мысль, средством – язык, способом – речь.
Ее продукт при говорении и чтении – высказывание, результат - ответная реакция коммуниканта.
Ее продукт при слушании, чтении - умозаключение, результат - понимание или непонимание мысли.
В структуре РД психолингвисты выделяют 4 этапа: 1). Ориентировка в условиях деятельности; 2). Планирование в соответствии с результатами ориентировки; 3).Реализация плана; 4). Контроль.
Согласно этому подходу, актуален тезис: изучение языковой системы – не самоцель, язык – это средство эффективной коммуникации (т.е. гораздо важнее изложения и сочинения, чем диктанты с грамматическим заданием).
Школьная программа обучения ря все больше ориентируется на этот подход. Хотя есть и недоработки.
3. Риторический подход к развитию речи. (Т.А. Ладыженская). Тезис таков: наступило время, когда дисциплину, которую мы называли развитием речи, надо назвать более четко – риторика. Потому что многие действия, которым учит словесник на уроках (обдумывание тем, ее границ, определение основной мысли, составление плана и т.п.), уходят своими корнями в риторику. Появляется программа «Детская риторика» (которая сменила свою предшественницу «Речь и культура общения»), «Язык и речь» (1-11 кл.) (В.И.Капинос, С.Ф. Львовой, М.С. Соловейчик) и пр. (для средней и старшей школы).
Однако в учебном процессе эти программы приходится координировать, поскольку редко где есть уроки риторики.
Поэтому так актуально создание интегрированных курсов словесности.
4. Создание интегрированных курсов словесности. Многие школьные программы берут на вооружение термин «словесность» и строятся в духе синтезирующего ЛР подхода, представляя речевую/языковую и литературоведческую компетенции взаимосвязанными компонентами единой филологической подготовки.
Такова, например, программа Л.Ф.Климановой «Введение в словесность» (для 1-2 кл.). Для основной и средней школы это программы Р.И. Альбетковой «Основы русской словесности: От слова к словесности» (5-9), А.И. Власенкова «Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе» (5-8); А.И. Горшкова «Основы русской словесности: От слова к словесности» (10-11 кл.). Широко используя традиционную риторическую проблематику (например, в области изобразительно-выразительных средств языка), авторы не апеллируют к риторике.
Таким образом, потребность современного образования как раз и диктует необходимость обращения к лингвориторическому подходу.