Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Личность вожатого и основы его деятельности
План:
1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность детских оздоровительных лагерей.
2. Основные требования к вожатому в ДОЛ.
3. Стиль взаимодействия вожатого с членами временного детского коллектива.
4. Лидерство в ВДК и работа вожатого с лидерами.
5. Проблемы, конфликтные ситуации, конфликты и их разрешение.
6. «Пирожок вожатого».
1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность детских оздоровительных лагерей
В нашей стране разработано и постоянно совершенствуется нормативно-правовое обеспечение организации детского отдыха. Это обширный пакет документов, с которым работает не только административный корпус детского оздоровительного лагеря, с отдельными документами должны быть хорошо знакомы и вожатые:
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26 апреля 2006 г. №29, от 18 марта 2011 г. №21 и №22 об утверждении новых санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул, лагерей труда и отдыха для подростков и детских санаториев;
- постановление Правительства РФ от 25апреля 2012 г.№390, которым утверждены Правила Противопожарного режима в РФ, устанавливающие комплекс противопожарных мер, необходимых к исполнению при организации отдыха детей (Дети и лето: отдых, здоровье, развитие. Сборник научно-методических материалов и нормативно-правовых документов / Под ред. В.А.Березиной. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – С. 10-11);
- «Типовое положение о детском оздоровительном лагере» (Проект Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2011г. «Об утверждении типового положения о детском оздоровительном лагере») (Типовое положение о детском оздоровительном лагере. http://sankurtur.ru/officially/item/3433/). «Типовое положение» состоит из следующих разделов:
Остановимся на некоторых пунктах:
I. Общие положения.
- Лагерь является организацией отдыха и оздоровления детей.
- Лагерь в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, настоящим Типовым положением, решениями учредителей лагеря и своим уставом.
- Основными целями деятельности лагеря являются обеспечение развития, отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет.
- Основными задачами лагеря являются:
• организация содержательного досуга детей;
• сохранение и укрепление здоровья детей;
• создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятия детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни, правопослушного поведения в обществе;
• организация условий размещения детей, обеспечение их полноценным питанием и достаточным количеством питьевой воды;
• воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма;
• формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей;
• привлечение детей к туристской, краеведческой, физкультурное спортивной и военно-патриотической и иной другой деятельности.
- Содержание, формы и методы работы лагеря определяются с учетом интересов детей.
- В лагере создаются условия для организации воспитательного процесса, реализации дополнительных образовательных услуг.
- Управление лагерем строится на принципах, обеспечивающих государственно-общественный характер управления.
- В лагере не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
- Размещение, устройство, содержание и организация режима работы лагеря должны быть определены с учетом требований антитеррористической защищенности, обеспечения правопорядка и общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения при проезде организованных групп детей к местам отдыха и обратно.
II. Организация деятельности лагеря.
- Лагерь является юридическим лицом.
- Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у лагеря с момента его регистрации.
- Лагерь самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
- Содержание, формы, методы, режим работы лагеря, включая длительность пребывания в нем детей, а также порядок и условия пребывания в лагере детей, включая условия оплаты, определяются уставом лагеря.
- Организация питания детей в лагере возлагается на лагерь.
- Организация оказания медицинской помощи детям в лагере возлагается на лагерь.
- Непосредственное руководство лагерем осуществляет директор лагеря.
- К педагогической деятельности в лагере не допускаются лица (выделено нами) :
• лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
• имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
• имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
• признанные недееспособными в установленном федеральном законом порядке;
• имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
III. Комплектование лагеря.
- В лагерь принимаются дети в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет при наличии медицинских документов о состоянии здоровья детей, а также сведений об отсутствии контактов с инфекционными заболеваниями (выделено нами).
- В лагеря не могут быть приняты дети с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья и бактерионосители инфекционных заболеваний, включенные в общие медицинские противопоказания к направлению детей в оздоровительные учреждения.
- В лагере создаются отряды детей с учетом возраста, интересов детей, а также ограничения жизнедеятельности детей (в том числе детей-инвалидов).
- Количество отрядов в лагере определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости.
- В отрядах загородных оздоровительных лагерей предельная наполняемость составляет:
от 6 до 9 лет – не более 25 детей,
от 10 до 14 лет – не более 30 детей,
от 15 до 18 лет – не более 25 человек (рекомендована отдельная смена).
- В лагерях с дневным пребыванием детей предельная наполняемость составляет:
для обучающихся 1 – 4 классов – не более 25 детей,
для остальных школьников – не более 30 детей.
- Продолжительность смен определяется Уставом лагеря.
IV. Имущество и средства лагеря.
- Для обеспечения необходимых условий отдыха и оздоровления детей в лагере должны соблюдаться следующие основные условия:
• наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает лагерь, в том числе акт приемки лагеря межведомственной комиссией;
• условия размещения лагеря;
• укомплектованность лагеря необходимыми специалистами и уровень их квалификации (выделено нами);
• техническое оснащение лагеря (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);
• наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.
«Во всех субъектах РФ проводятся мероприятия по страхованию детей от несчастных случаев на период их пребывания в организациях отдыха и оздоровления, а так же при перевозке детей к местам отдыха и обратно» (Дети и лето: отдых, здоровье, развитие. Сборник научно-методических материалов и нормативно-правовых документов / Под ред. В.А.Березиной. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – С. 10-11).
Нормативно-правовая база организации деятельности детских оздоровительных лагерей постоянно корректируется и совершенствуется, следовательно, требует постоянного внимания – обращения к новым документам и их внимательного изучения.
2. Основные требования к личности вожатого
В педагогической системе детского оздоровительного лагеря должность вожатого является основным звеном в системе педагогических должностей, обеспечивающих полноценный и качественный отдых детей, приезжающих в ДОЛ. Вожатый является непосредственным организатором и руководителем временного детского коллектива, основным лицом, обеспечивающим охрану жизни и здоровья детей и подростков. Успешная организация летнего отдыха детей во многом зависит от личности вожатого лагерной смены и уровня его мастерства.
Каким должен быть современный вожатый? В чем заключается его позиция? Какие качества отличают вожатого нового века? Что нужно учитывать руководителям, подбирающим персонал для работы в детских лагерях?
Вожатый – понятие не только многозначное, но и многоликое. Предшественниками вожатых были энтузиасты, работающие с детьми в разных городах и селах страны, создавшие в первые годы после революции детские объединения, которые ставили своей целью воспитание детей и подростков в пролетарском духе. В 1922 году была создана пионерская организация. Тогда и появилось это крылатое название будущей сложной и ответственной профессии - вожатый. Оно происходит от понятия «вести», «идти во главе». Деятельность вожатого не сразу стала профессией. Сначала вожатыми были рабочие парни и девчата, для которых работа с пионерами, являлась общественным поручением, выполняемым после рабочего дня. В 50-е годы началась подготовка вожатых в педучилищах. Позднее (с 1961 г.) вожатых было решено готовить в 9-11 классах средних школ с производственным обучением. С 1966 года в ряде пединститутов открылись историко-педагогические факультеты, выпускники которых получали сразу две специальности: учителя истории и методиста по пионерской работе. С распадом пионерской организации меняется статус вожатого. Сначала пионерских работников стали называть просто вожатый, затем педагог-организатор, позже - организатор детского досуга или организатор детского движения.
Сегодня слово «вожатый» ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, физически и нравственно совершенной личностью. Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога.
При подборе педагогических кадров в детский оздоровительный лагерь следует учитывать, что вожатыми могут работать те, у кого
НЕ наблюдается:
- отсутствие творческих способностей, устойчивая склонность к исполнительской деятельности;
- отсутствие способности и готовности работать в условиях повышенной напряженности и ответственности;
- несоответствие по медицинским и психологическим показаниям;
- склонность к девиантным проявлениям (пьянство, наркомания, повышенная агрессивность), нестабильность психоэмоционального состояния.
Модель профессиональной компетентности вожатого ДОЛ
Современный отрядный вожатый должен обладать знаниями:
- общественно-политическими;
- о детях и подростках, временном детском коллективе;
- знания общих основ воспитания;
- специальными знаниями (о профессии, в области теории и методики педагогической работы);
- общий уровень эрудиции.
Современный вожатый должен обладать способностями:
- организаторскими;
- административными;
- педагогическими (выраженная склонность к работе с детьми; выраженная склонность к организаторской деятельности).
Современный вожатый должен обладать качествами лидера-вожатого:
- общественно-полезная направленность;
- моральная зрелость;
- склонность к творчеству;
- умение владеть собой;
- общительность;
- оптимизм.
Современный вожатый должен обладать опытом, здоровьем.
Знать:
Стратегию и тактику деятельности участников процесса (регламентирующие деятельность законы, цели, задачи, методы и формы работы).
Детское самоуправление (организационную структуру, принципы деятельности, индивидуальные особенности детей).
Профессиограмму отрядного вожатого:
предмет труда, цель труда, профессиональные задачи, содержание работы по направленности, результаты труда, специфика труда, основные функции, должностные обязанности, права и обязанности.
Мыслить:
Логично, стратегически, профессионально, последовательно.
Соблюдать:
Законы и традиции (традиция доброго отношения к людям, традиция доброго отношения к песне, традиция вечернего «огонька», традиция вожатского отряда, закон поднятой руки, закон зелени, закон территории).
Быть:
Компетентным, честным, объективным, решительным, нравственно-закаленным, конкурентоспособным.
Уметь:
Работать с детьми и их объединениями, видеть и определять перспективы развития, планировать (план-сетка отряда), анализировать (анализ дня, дела с отрядом, работы органов самоуправления), общаться с детьми и организовывать общение, убеждать и вести за собой, принимать компромиссные решения.
Опыт практической деятельности показывает, что при организации работы летнего лагеря комлектование вожатского отряда необходимо проводить в подготовительный период (за 2-3 месяца или больше до начала лагерной смены). В этот период окончательно оформляется идея и содержание смены, происходит профессиональный подбор вожатых.
Возможны различные способы подбора вожатых:
- проведение тестирования, анкетирования (на определение уровня конкурентоспособности вожатого, уровня творческого потенциала личности, выявление уровня развития таких личностных качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стессоустойчивость, стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда).
- собеседование;
- составление « портфолио» вожатого.
Структура портфолио состоит из 2-х частей:
1. Перечень документов, отражающий личные достижения вожатого (дипломы, грамоты, рекомендации, опыт работы в ДОЛ).
2. Методическая копилка:
- тематические отрядные дела;
- отрядные огоньки;
- коллективно-творческие дела;
- песни;
- игры: с залом, на внимание, подвижные, на открытом воздухе, в закрытом помещении, на сплочение, на выявление лидера и др.
- «кричалки», «сюрпризки»;
- мастер-класс;
- сценарии мероприятий.
- отборочные туры, конкурсы, раунды, ярмарки.
Важная задача в подготовительный период лагерной смены - формирование вожатского отряда, который должен стать профессиональным объединением, носителем духовности, творческой нотки. Чем сильнее, слаженнее, добрее вожатский отряд, тем легче переносятся трудности педагогической работы. И здоровый, творческий климат в лагере обеспечен, если в вожатском отряде взаимопонимание, взаимовыручка, взаимоподдержка.
Это важный период подготовки вожатых к смене (эмоционально-психологической, волевой, информационно-содержательной и другой), выбор оргкомитета вожатского отряда, разработка программы лагерной смены, плана-сетки отрядных дел. Для вожатых особое место занимает профессиональная психолого-педагогическая подготовка к смене (в рамках «Школы вожатского мастерства»).
Примерные функциональные обязанности вожатого в детском оздоровительном лагере
Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний, умений и навыков. Она строится на основе широкой эрудиции, знаниях о детской психологии, управления процессом развития личности ребенка и детского коллектива, о педагогических основах воспитания. Вожатый должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту.
Профессиограмма отрядного вожатого:
Общее описание профессиональной деятельности
1. Предмет труда:
- ребенок, подросток, его поведенческие навыки;
- жизнедеятельность детей и подростков в условиях временного коллектива.
2. Цель труда:
- создание условий для духовного и творческого развития личности ребенка, его оздоровления и отдыха.
3. Профессиональные задачи:
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
- формирование культуры общения во временном коллективе;
- развитие коммуникативных умений детей и подростков;
- совершенствование и раскрытие творческой индивидуальности каждого ребенка;
- стремление к преодолению конфликтных ситуаций;
- использование возможностей детского коллектива как инструмента развития личности ребенка, подростка;
- обеспечение содержательного отдыха и оздоровления детей и подростков, развитие физической культуры, спорта, туризма;
- содействие формированию, закреплению, развитию умений и навыков самообслуживания.
4. Содержание работы по направленности:
- нравственно-духовное развитие;
- оздоровление;
- организационно-досуговая деятельность.
5. Результаты труда:
- улучшение состояния здоровья, физической выносливости ребят;
- высокий уровень и благоприятная динамика развития ребенка, временного детского коллектива;
- приобщение их к физической культуре, спорту, туризму;
- определенные навыки и умения самообслуживания.
6. Специфика труда отрядного вожатого:
- Деятельность отрядного вожатого отличается сложностью и интенсивностью в течение смены. Участие в профильных сменах, сменах для детей из групп социального риска повышает сложность и ответственность воспитательной работы.
7. Основные функции:
- воспитательная;
- организаторская;
- обучающая;
- социально-психологическая;
- обслуживающая.
8. Должностные обязанности отрядного вожатого:
Отрядный вожатый подчиняется непосредственно старшему вожатому.
Его должностные обязанности:
Воспитательные:
- строит свою работу в соответствии с программой смены;
- составляет план работы отряда, организует коллективную работу отряда, различные виды творческой, игровой, познавательной деятельности;
- обеспечивает участие детей в делах лагеря на высокохудожественном уровне;
- участвует в реализации программы смены;
- обеспечивает выполнение режима дня в соответствии с планом отрядных и общелагерных дел;
- обучает прикладным умениям, приемам самообслуживания и организации здорового образа жизни.
Организационные:
- несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей (выделено нами);
- организует размещение детей в местах проживания;
- ведет необходимую для работы документацию (списки отряда, сценарии отрядных дел, план-сетка смены);
- организует дежурство в отряде, лагере;
- принимает участие в работе педагогического совета, совета вожатых;
- выполняет правила трудового распорядка.
Хозяйственные
- обеспечивает сохранность лагерного имущества;
- получает в установленном порядке материальные ценности, необходимые для обеспечения жизнедеятельности отряда и каждого ребенка и несет ответственность за их сохранность.
Оздоровительно-спортивные:
- организация и участие своего отряда в оздоровительных мероприятиях на воздухе;
- обеспечение участия отряда в общелагерных спортивных мероприятиях.
Повышение педагогического мастерства:
- принимает участие в совместном обсуждении отрядных и ключевых дел смены;
- консультируется с психологом в случае необходимости.
Вспомогательные:
- поддерживает контакт отряда с другими отрядами, всеми службами лагеря;
- обеспечивает выполнение плана отряда совместно с другими отрядами;
- оформляет вместе с детьми отрядное место общего сбора, отрядный уголок;
- определяет уровень развития временного детского коллектива, психологическое состояние детей, определяет их индивидуальные особенности;
- корректирует план работы отряда, принимает участие в корректировке плана лагеря.
Учебно-методическое:
- проходит подготовку к работе в лагере, самостоятельно работает с литературой по тематике смены;
- анализирует свою работу, отчитывается на совете вожатых, педсовете, оценивает работу других вожатых;
- изучает опыт работы других вожатых, использует его в своей практике, применяет в своей работе различные методики, виды диагностики;
Ведет индивидуальную работу с детьми и подростками своего отряда.
9. Права и обязанности:
Вожатый имеет право:
- работать в должности вожатого с 18 лет;
- вносить предложения на обсуждение в совете вожатых и педагогическом совете;
- пользоваться правами и льготами, установленными для педагогических работников лагеря;
- поощрять отличившихся детей за активное участие в проводимых делах;
- применять к детям, не выполняющим требований вожатых следующие меры дисциплинарного воздействия: индивидуальные беседы, беседы у старшего вожатого, начальника лагеря;
Вожатый обязан:
- знать нормативно-правовые документы по образованию, воспитанию, организации летнего отдыха детей, основы педагогики и возрастной психологии;
- владеть методикой психологических отношений, методикой общения, педагогической этикой;
- строить свою работу в соответствии со спецификой временного детского коллектива.
3. Стиль взаимодействия вожатого с членами временного детского коллектива
В деятельности вожатого при формировании временного детского коллектива имеет большое значение выбор стиля руководства, стиля взаимодействия вожатого с членами детского коллектива.
Известны различные классификации стилей руководства.
Так, различают стили:
1) «Разящие стрелы» - авторитарный стиль руководства, приказание, требование выполнения указаний. Лидер один и добивается полного подчинения. Для этого стиля характерны:
• чёткая постановка цели и инструкция для коллектива,
• часто проводится инструктаж,
• уточнения, как поняты конкретные задания членом коллектива,
• кратко с каждым уточняются его действия,
• проверяется выполнение заданий,
• отмечаются ошибки и хорошо выполненные поручения,
• требовательность, но тактичность.
«Плюсы» данного стиля: выработка дисциплины, четкость выполнения задач, экономия времени.
«Минусы»: отсутствие карьерного роста, творческого решения, отсутствие ощущения собственной важности.
2) «Возвращающийся бумеранг» - демократический стиль руководства, взаимодействие между лидером и коллективом, распределение обязанностей и стимулирование. Носит совещательных характер. Однако принятие окончательного решение остается за лидером.
Характерные особенности стиля:
• оценивание и учёт в работе индивидуальностей характеров членов коллектива,
• выявление общих интересов,
• при необходимости даются задания,
• контроль за точностью исполнения задания,
• похвала в присутствии других членов группы,
• недостатки разбираются наедине,
• поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.
Плюсы: учитывается мнение всей группы, развитие творческого потенциала, карьерного роста, распределение ролей.
Минусы: затраты времени на обсуждения, конфликты, снижение уровня дисциплины.
3) «Снующий челнок» - стиль либеральный, советующийся, уступчивый. Коллектив принимает участие в принятии решений.
Особенности стиля:
• ставится цель без уточнения способов достижения,
• ограничиваются прямые указания и контроль,
• создаётся система самоконтроля,
• проводятся консультации по отдельным проблемам,
• поощряются высказанные замечания,
• представляется большая самостоятельность,
• лидер контролирует ситуацию.
Плюсы: взаимоответственность. Минусы: возможно злоупотребление дружескими отношениями.
4) «Плавающий плот» - попустительский стиль невмешательства, доверия, руководства со стороны; передача полномочий членам коллектива.
Характерные черты:
оказывается поддержка и помощь, если члены группы сами попросят о ней,
• лидер избегает вмешательства в дела без особой необходимости,
• контроль не ослабляется,
• соизмеряются возможности члена коллектива и сложность задания,
• похвала как можно чаще.
Плюсы: возможность появления нового лидера. Минусы: потеря интереса, конфликты.
Использование стилей в группах разного типа:
В группах на уровне «Песчаная россыпь» предпочтительнее может оказаться стиль руководства авторитарный - «Разящие стрелы» (настаивающий, требующий, приказывающий).
В группах «Мягкая глина» преобладает стиль авторитарный с элементами демократического – к «Разящим стрелам» всё активнее вводятся «бумеранговые» приёмы: создание актива, опора на него, привлечение членов к обсуждению вопросов жизни и работы коллектива.
В группах «Мерцающий маяк» эффективно сочетание стилейдемократического и с элементами авторитарного («Возвращающийся бумеранг»,«Разящие стрелы»).Как правило, на этой ступени органы самоуправления имеют большой вес и лидер может активнее использовать мнение группы, считаться с позицией большинства, если оно стоит действительно на правильном пути. В целях создания положительного эмоционального климата коллектива в отдельных случаях можно использовать как вспомогательные способы воздействия типа либерального и попустительского: быть уступчивым, при необходимости идти на компромисс.
Организация и руководство группой через органы самоуправления и актив становится основным способом на ступени «Алый парус». Демократический стиль руководства («Возвращающийся бумеранг») является ведущим на этом этапе работы с коллективом, с возможными элементам либерального стиля («Снующего челнока»). В основе взаимоотношений организатора и группы – взаимное доверие. Дело в том, что сплочённость и сработанность группы освобождают организатора от необходимости всякого рода напоминаний, проверок, тщательного инструктажа перед началом дела и т. д. На этом этапе организатор выполняет чаще функции «мозгового центра», разрабатывающего идеи, подающего инициативу, поддерживающего начинания других ребят.
В основе руководства группами, находящимися на ступени «Горящий факел», - самоуправление, опора на группу в целом. Основной стиль руководства – либеральный («Снующий челнок»), с элементами попустительского («Плавающий плот). Основное внимание лидера направлено на установление связей с другими группами, на формирование активной позиции своего коллектива среди других объединений. Распорядительные действия лидера носят вспомогательный характер. К делам коллектива, к руководству привлекаются в разной форме все члены коллектива.
4. Лидерство в ВДК и работа вожатого с лидерами
Зрелый лидер – человек с адекватной самооценкой, осознающий мотивы своих поступков, способный таким образом выстроить взаимоотношения в команде, чтобы каждый готов был принять на себя ответственность за всю команду, способный вести их за собой к конкретной цели и добиваться необходимого результата, создать командный дух и помочь каждому члену команды воспитать в себе лидера.
Роли детей в отряде:
а) высокостатусные
- лидер
- «звезда» (персонаж, который любит привлекать к себе внимание)
- «жилетка»
- «клоун»
- «информатор»
б) низкостатусные
- аутсайдер
- «козел отпущения»
Задача вожатого для вывода из низкостатусного положения: создание ситуаций успеха, поручений сначала несложных, выполнимых заданий. Ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.
Роли в коллективе (команде):
1. Координатор - не только управляет, обеспечивает распределенность, контроль, планирование
2. Двигатель, генератор идей - источник вдохновения, энтузиазма
3. Практик - оптимист и пессимист, спорит с генератором идей, прогнозирует
4. Успокаиватель - приводит к компромиссу, гасит конфликты
5. Делатель - дотошный, всегда все делает, тот, кто сделает, создает
6. Внешний контактер - информация извне
7. Контролер на выходе.
Классификации лидерства:
ФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это человек, которому помогли стать Лидером извне, то есть первый шаг отделения от всего коллектива и подъема на ступеньку выше он проделал не сам, а с чьей-то помощью, его позиция лидера официально утверждена общим сбором Коллектива. Формальный лидер, в связи с этим, пользуется поддержкой более вышестоящих структур, его деятельность санкционирована свыше и все это знают. Это помогает ему более успешно добиваться своих целей.
НЕФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это тот человек, который стал лидером сам, без избрания на какой-либо пост, только с помощью собственных достижений. В связи с этим отношение к его действиям в коллективе будет более спокойное, потому что все знают, что он может полагаться только на свои собственные силы.
Деловой лидер или лидер - организатор – тот, кто обычно понимается под словом "лидер", отвечает за организационные моменты (часто - формальный лидер)
Эмоциональный лидер - поддерживает хорошие отношения в группе, создает настроение, человек, которому доверяют тайны, к которому приходят за поддержкой. Это лидерство основано на человеческих симпатиях, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта (неформальный лидер).
Интеллектуальный лидер - "генератор идей", всегда знает больше.
Лидер-исполнитель - тот, кто реализует придуманное на практике.
Абсолютные лидер (универсальный) - человек, совмещающий качества всех типов лидера и постоянно их проявляющий.
Негативный лидер. Его задачи не совпадают с реальными задачами отряда. (Анти-лидер) Здесь нужно избрать такую тактику, чтобы свести анти-лидера на нет. Это может быть подбор для него другой деятельности, такого интереса, чтобы он совпадал с интересами группы. Обычно он собирает вокруг себя команду недовольных. (Как правило, это молодые лидеры, стремящиеся выйти на оперативный простор и вследствие этого осознавшие, что прошлый лидер или глуп, или не прав, или не решает задачи, и т. д., истинность данного утверждения не имеет значения.)
Методы борьбы с позицией анти-лидера:
•Главное, помнить, что это не человек, а позиция!
•Поговорить.
•Подставить под успех и ввести в деятельность
•Подставить под неуспех, задав деятельность, в которой он не разбирается, а вы разбираетесь хорошо.
Авторитарный лидер. Его задачи совпадают с реальными задачами отряда. Он точно знает, что нужно для достижения результата. Такого лидера нужно активно выдвигать на различные отрядные и лагерные должности, чтобы он совершенствовал свои способности, при этом не давая увлечься авторитарностью, а наоборот, обучая больше советоваться с отрядом.
Демократический лидер (интересующийся мнением группы). Почти аналогичен предыдущему случаю – во всяком случае, по деятельности вожатого по отношению к этому лидеру. Единственное отличие состоит в том, что он очень зависим от мнения группы и не примет решения, которое будет расходиться с решением группы. Нужно не допускать ситуации, когда отряд, другой лидер или анти-лидер давит на него.
Скрытый лидер - его никто не видит, но он проводит в жизнь свои решения (таким лидером часто стоит быть вожатому).
Ситуативные лидеры – временные лидеры. То есть лидирует тот, кто на данный момент может лучше решить стоящие перед группой задачи. Соперничества при этом обычно не происходит.
В структуре детского коллектива большую роль играют органы самоуправления. Эти органы и “лидеры” считаются формальными или официально оформленными (избранными, назначенными). Помимо этих “формальных” структур существуют “неформальные”, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть “малыми группами” и “неофициальными лидерами”. Формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, а в основе неформальных “малых групп” и “лидерства” отдельных ребят лежат отношения психологические – личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления. В любом коллективе независимо от возраста его членов и их сплоченности есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями.
В подростковом возрасте неформальные группы приобретают все более устойчивый характер. Эти группы возникают на основе приятельских отношений, личностных симпатий. В старшем подростковом возрасте в неформальной структуре коллектива большое место занимают дружеские группы с более узким устойчивым составом партнеров. Образование таких групп связано с усиливающимся в этом возрасте стремлением к самопознанию.
Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение в системе неформальных отношений.
Особенно велика роль лидирующей группы, авторитет которой среди сверстников высок. Нередко она становится эталонной. Таким образом, неофициальная структура коллектива в значительной мере и степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспитания.
В тех случаях, когда неформальная группа становится носителем позитивных социальных ценностей и когда она авторитарна для ребенка, ее влияние обогащает процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива.
Однако влияние микрогруппы часто расходится с влиянием коллектива. В таких случаях процесс социального развития личности затрудняется. Чем ниже статус лидера такой группировки как члена детского коллектива, тем меньше он подчиняется коллективным нормам. Члены детского коллектива с высоким статусом в группе могут соблюдать нормы до завоевания позиций лидера, а став лидерами, могут пренебрегать менее важными нормами, особенно если это не вызывает критических замечаний со стороны ребят и руководителей.
Второй этап в развитии детского коллектива может быть сложным, так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты. Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизация неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. У каждой группы существуют свои притязания, установки, нормы, мотивы поведения. Идет борьба за лидерство и влияние.
Если рассматривать подростковые коллективы, то, как правило, можно выделить типичные группы, складывающиеся на этом этапе. (Заметим, что в подростковом возрасте по составу эти группы, как правило, однополые).
Первая группа - девочек с позитивными ценностными ориентациями, активно участвующих в отрядной деятельности, являющихся опорой вожатого. Они охотно отзываются на различные инициативы, «болеют» за интересы отряда. Педагог должен поддерживать их, способствовать созданию их авторитета в отряде, развивать организаторские и лидерские качества.
Вторая группа – мальчиков с позитивными ценностными ориентациями, интересы которых носят познавательных характер. Это может быть увлечение компьютерами, какими-либо областями деятельности (особенно, если речь идет о специализированных профильных сменах или отрядах). Они могут интересоваться, а могут не интересоваться общественной работой, их поведение, как правило, не доставляет хлопот педагогу и его задача сводится к тому, чтобы их интересы не были односторонними. Этих ребят необходимо активнее вовлекать в организацию различных воспитательных мероприятий.
Третья группа – мальчиков, объединенных вокруг лидера со знаком «-». Их социальные ценности противостоят коллективным нормам и установкам. Это, как правило, дети в основном из неблагополучных семей, подростки, стремящиеся установить власть над другими с помощью физической силы, а сегодня - это нередко дети из очень обеспеченных семей, подчиняющие себе других с помощью дорогостоящих вещей.
В работе с неблагополучными подростками главное выяснить причину их негативного поведения. Редко бывает так, что мальчик действительно принципиально не хочет подчиняться требованиям лагеря. Чаще всего это делается для того, чтобы таким образом выделиться, обратить на себя внимание, самоутвердиться. Поэтому с самого начала, узнав что, интересует этих ребят более всего, в чем они сильны, целесообразно включить их в позитивные виды деятельности, полезные для всего отряда и создать такие условия, чтобы они достигли успеха и были оценены ребятами. Педагог должен отмечать и поддерживать каждый успешный шаг такого подростка, попытаться сблизиться с ним и сделать его своим сторонником. Ребятам, которые стараются утвердить свое лидерство с помощью материального достатка, необходимо постоянно показывать, что ценности людей не сводятся только к деньгам, и важно обладать определенными качествами личности, чтобы заслужить уважение ребят.
Четвертая группа – девочек, ориентированных не на своих отрядных товарищей, а на общение с более старшими ребятами. Это, как правило, девочки, опережающие в своем развитии (особенно физическом) сверстников и поэтому их интересы не совпадают с интересами сверстников. Их также надо привлекать к совместной творческой деятельности, и они охотно будут это делать, когда речь идет о соревнованиях между отрядами лагеря, об общелагерных мероприятиях.
В группировки объединяются дети, испытывающие потребность в более близких, теплых отношениях, чем те, которые они получают в отряде, а также испытывающие потребность в подчинении или превосходстве, причем в этом случае они часто объединяются в одну иерархическую группировку. Иногда один, но сильный “антилидер” подбирает себе в подчинение довольно большую часть детского коллектива, вызывая тем самым серьезный конфликт в отряде. Случаи антагонизма между группировками в отряде – вещь довольно частая, обычная и нужная, если между группами детей есть здоровое соперничество. Правильное конструктивное разрешение конфликтов движет вперед и развивает детский коллектив.
Чтобы увеличить сплоченность группы, необходимо заранее, в самом начале совместной деятельности представить детям в положительном ключе самые важные нормы и правила отрядной жизни, которые определяют тип “хорошего” поведения. В ходе совместной работы руководитель должен быть образцом выполнения этих правил и поощрять детей, принимающих норму.
Помогают преодолеть вражду между конкурирующими группировками и дела, которые требуют взаимной зависимости и сплоченности всех членов коллектива (соревнования, КВН с соседним отрядом, сложный походи др.). Особенно важно, чтобы это поняли лидеры групп. Опираясь на них в отряде, можно создать авторитетный актив, который при поддержке педагога становится способным управлять рядом процессов коллективной жизни. По мере развития этих процессов актив становится носителем общих норм, ценностей, правил жизнедеятельности.
Постепенно педагог уходит в «скрытую» педагогическую позицию, передавая позиции лидера активистам. В своей деятельности ребята обращены уже не только на оценку педагога, но и на оценки друг друга. Работа может строиться на основе средней перспективы.
Особое внимание в это время педагог должен уделить аутсайдерам – ребятам, не входящим ни в одну из группировок, замкнутым, не принимающим участие в жизни детского коллектива. Здесь целесообразно только индивидуальная работа, осторожное выяснение причин замкнутости и нежелания общаться со сверстниками. Ведь подростковый возраст – тот, когда у ребят могут быть различные комплексы, сомнения, разочарования. Только ненавязчивое внимание педагога, совет в косвенной форме может повлиять на такого ребенка. Очень важно отмечать все успехи таких ребят, чаще хвалить их, по возможности создавать «ситуацию успеха» для них.
На этом этапе педагог должен способствовать максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива:
• создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений;
• способствовать обогащению содержания коллективной деятельности, и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого;
• воспитывать в подростках чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответственность;
• научить ребят ставить перед собой социально-значимые цели и достигать их,
• привить подросткам умения объективно оценивать себя, отстаивать свою точку зрения, научить ребят осмысливать свою деятельность, развить и обогатить социальные ориентации всего детского коллектива и каждого его члена.
5. Проблемы, конфликтные ситуации, конфликты и их разрешение
Дети приезжают в лагерь с разным настроением, с разными ожиданиями и потребностями. В детском лагере, как и в любой семье, могут возникать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем детей. Каковы же ситуации, которые можно спрогнозировать еще до отъезда и определить пути их решения? Рассмотрим некоторые часто встречающиеся проблемы.
Проблемы в общении (некоторые дети замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества, обычно это новички, возможно, первый раз приехавшие в лагерь, у такого ребенка отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен к самостоятельной жизни и должен еще привыкнуть к общественному питанию, новым порядкам). При организации индивидуальной работы с такими детьми педагогу следует помочь каждому из них найти свое место в отряде, самоутвердиться, заинтересовать в участии в работе по созданию норм и правил отряда, удовлетворить потребность в самостоятельности, убедить попробовать свои силы в различных видах деятельности: спортивной, трудовой, художественной, организаторской.
Энурез. Роль педагога заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы вожатые справлялись с ней тихо и аккуратно.
Проблемы сна. Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Педагог должен особенно внимательно следить за такими детьми. Проявлять особое внимание вечером (проводить спокойные мероприятия, настраивающие на сон) младшим и средним детям рассказать в палате «сказки на ночь».
Воровство. Когда обнаружится, что ребенок украл что-либо, с ним следует поговорить, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное с извинениями.
Гиперактивность. Такой ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, носится взад-вперед, редко занимается одним занятием или делом. Роль педагога заключается в защите ребенка от его собственных действий, он должен постараться, чтобы ребенок участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря.
Одиночество. Ребенок может испытывать одиночество впервые оказавшись в непривычной обстановке летнего лагеря. Стремиться переключить внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
Тоска по дому. Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Необходимо занять детей деятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме - один из способов решения проблемы. Отвлечь интересными делами, переключить внимание. Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
Задают много вопросов. Педагогу необходимо внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия. Педагогу необходимо разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучить к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направит их в положительное русло.
Появление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки) Озорство, шалости. Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.
Неподчинение взрослым, действия «наперекор». Стремление к независимости, вызывающее поведение. Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником.
Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Тактично, целомудренно необходимо раскрыть подросткам красоту настоящей любви. На вопросы отвечать тактично и серьезно.
Проявление чрезмерной самостоятельности. Стремление освободиться от родительской опеки. Педагогу необходимо учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.
Суицидальное поведение. Общество обеспокоено суицидальным поведением подростков. Педагогу следует научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, но в то же время осторожно и не только вожатым, но и административным персоналом, психологом.
Конфликтная ситуация. Поскольку существуют конкретные причины конфликтов, каждую из них можно выявить и, таким образом, предупредить столкновение, ссору. Дело в том, что конфликтная ситуация не всегда переходит в конфликт. Для этого нужен инициатор конфликта. Любой человек в той или иной ситуации может вступить в конфликт. Но люди конфликтны в разной степени. Одних вынуждает к конфликту сложившаяся ситуация, у других конфликтность - черта характера, проявляющаяся постоянно. К таким конфликтным личностям наиболее часто относится человек с завышенной или заниженной самооценкой. Конфликтный человек обычно вспыльчив и упрям. Он капризен и любит поломаться перед людьми, не думает о последствиях собственных поступков. Часто переносит собственные недостатки на других. С тем, кто постоянно конфликтует, лучше поддерживать строго официальные отношения. Разговаривать вежливо, но решительно пресекать разговоры на личные темы. Не верить раскаянию. Чаще всего это игра. Посочувствуете, расслабитесь, постараетесь помочь - и будете долго жалеть.
Конфликты. Если все же неприятность произошла, то в преддверии конфликта необходимо помочь его участникам перейти с эмоционального уровня на интеллектуальный, задуматься над ситуацией, проанализировать ее, подтолкнуть стороны к взаимным уступкам. Если это не поможет, следует изолировать одну из конфликтующих сторон, а если это невозможно свести их взаимодействие до минимума.
Можно подчинить одну конфликтующую сторону другой, скажем, включить одного спорщика в команду, где другой является капитаном и т.д.
Для правильного разрешения противоречия необходимо предварительно проанализировать ситуацию. Для этого надо установить участников и инициаторов конфликта, выявить, какие цели они преследуют, чьи интересы и каким образом затронуты, каково отношение других членов коллектива к сложившейся ситуации? Недостаточная предварительная подготовка, непродуманное решение могут усугубить случившееся, резко осложнить выход из конфликта.
Необходимо найти такой компромисс между конфликтующими сторонами, чтобы он, во-первых, не шел вразрез с общими этическими нормами, а во-вторых, не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон.
Существует несколько вариантов разрешения конфликтов.
Убеждение. Долг арбитра убедить противоборствующие стороны, что конфликт вредит всем его участникам и коллективу в целом, после чего раскрыть подлинную причину конфликта и указать путь его разрешения.
Прямой путь ликвидации последствий конфликта. Поочередно пригласив к себе обе конфликтующие стороны, педагог с целью выявления подлинного объекта конфликта предлагает каждому изложить суть и причины столкновения. При этом он просит приводить только сухие факты, не допуская их эмоциональной окраски. Уточнив факты, выявив объект конфликта и сделав выводы, педагог вызывает противостоящие стороны и предлагает им свое решение, если это не даст результат, взаимные претензии могут быть высказаны участниками конфликта друг другу на собрании. В этом случае решение принимается после выступления участников собрания. Если это не помогает, необходимо использовать административные меры: от повторных замечаний и требований прекратить конфликт, до административных взысканий и предупреждений.
Объективизация конфликта. Следует попробовать рассмотреть причины столкновения, разложив их по полочкам. Обе стороны поочередно участвуют в обсуждении каждого пункта. При этом конфликт утрачивает эмоциональное напряжение, его легче урегулировать.
Погашение эмоционального возбуждения (принцип «выхода чувств»). Поочередно приглашая к себе всех участников конфликта, педагог дает им возможность полностью выговориться. Здесь необходимо иметь терпение, не торопить и не перебивать говорящего. Желательно поддержать его эмоционально. Причем эмоциональная поддержка (сочувственное выражение лица, реплика, жест) совсем не говорит о согласии с поведением человека. Выговорившись полностью, обиженный чаще всего самостоятельно вспоминает, что у «противника» есть и хорошие стороны характера и что, хотя он и чувствует себя пострадавшим, мог бы и сам вести себя умнее, мягче. Умиротворенный разрядкой человек легче принимает доводы старшего.
Авансирование похвалой (принцип «эмоционального возмещения»). Сочувственно выслушав одного из конфликтующих, следует отметить какие-либо его положительные черты характера, заслуги. Обязательно надо указать только то, что есть на самом деле. И на этом положительном фоне высказать удивление по поводу совершенного поступка, который привел к конфликту. Нередко этого бывает достаточно, чтобы вызвать желание пойти на мировую.
Принцип «авторитетного третьего». Когда ссора зашла слишком далеко и оппоненты предельно взвинчены, не доверяют друг другу, желательно, чтобы авторитетный для обеих сторон нейтральный человек в разговоре сначала с одним, а затем с другим конфликтующим сказал об их общей точке зрения по какому-нибудь вопросу, а еще лучше (если, конечно, это имело место в действительности) сообщил одному из спорящих, как «соперник» за что-либо его похвалил. Причем объект обращения не должен почувствовать, что его «ведут» к примирению. Для этого большая часть беседы посвящается какой-то интересной и далекой от конфликта теме и только вскользь «рефери» касается цели своей беседы. Для обиженного человека положительное суждение о нем со стороны противника - это толчок его собственным мыслям в направлении поисков межличностного компромисса.
Принцип «обнажения агрессии». Педагог намеренно предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу. На людях это следует делать исключительно в замаскированном виде: можно «столкнуть» партнеров конфликта в спортивном состязании, в диспуте, игре, трудовом соревновании. Т.е. педагог побуждает участников конфликта ссориться в его присутствии и достаточно длительное время не пресекает ссоры. Как правило, при третьем лице она не достигает таких крайностей, чтобы пришлось в буквальном смысле разнимать враждующих. Дав им выговорить самое «наболевшее», педагог не отпускает их, а продолжает работу на основе одного из принципов, следующих ниже.
Принцип «принудительного слушания оппонента». В процессе разговора педагог подает следующую инструкцию: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Невольно вникая в смысл слов «противника», спорщик задумывается о справедливости, правильности своей точки зрения. А, кроме того, прием уменьшает накал страстей.
Принцип «обмена позиций». Целесообразно поменять спорящих местами. Один использует в споре аргументы другого, встав на его позицию, и наоборот. Сделать это непросто. Но если авторитетному педагогу такой прием удается, то взгляд на ссору глазами соперника быстро утихомиривает конфликтующих. Однако, если серьезный конфликт длится долго или педагог недостаточно авторитетен, оскорбление не позволяет обиженному даже временно встать на позицию оппонента.
Опора на духовность и интеллект конфликтующих. Тем или иным способом протоколируя разговор (магнитофон, видеомагнитофон), фиксируют выражение лиц и содержание аргументации конфликтующих. Затем в присутствии обеих сторон педагог жестко, без снисхождения показывает гримасы на лицах и ошибки в аргументах спорящих беспощадно разоблачаются грубость, бестактность, подмена тезисов оппонентами. После этого ставятся благородные цели, доступные и близкие обоим конфликтующим. Стыд за происшедшее, стремление изменить свое поведение толкают ссорящихся к сближению.
Примеры разрешения конфликтных ситуаций в ДОЛ
1. Звонит родитель одного из детей и на повышенных тонах заявляет, что его ребенка обижают соседи по комнате.
Главное – сохранять спокойствие в общении с родителем. Убедить его в том, что вы не замечали негативного отношения со стороны ребят в адрес его ребёнка. Пообещать, что понаблюдаете внимательнее за комнатой и перезвоните ему через пару дней.
Если ребята действительно обижали соседа, то урегулировать их конфликтную ситуацию – поговорить с каждым из них по отдельности и потом со всей группой целиком. Через пару дней сообщить родителю, что конфликт разрешен и поблагодарить его за бдительность.
2. Во время экскурсионной прогулки Вы не досчитались одного из детей.
Сообщить об этом старшему вожатому. Оставить отряд с напарником, предварительно узнав, куда они отправятся и где их искать. Самому пойти обратно искать ребёнка.
3. Ребенок потерял багаж.
Сообщить об этом старшему вожатому, узнать у ребёнка как выглядел чемодан. Далее действовать по инструкции старшего вожатого.
4. Дети оставляют «памятные» надписи на мебели в комнате.
Заранее обговорить с детьми этот момент и объяснить почему нельзя портить мебель. Если дети не услышали и всё равно нарисовали, то отвести их к уборщице, вместе взять необходимые перчатки, порошки и тазики и проконтролировать, что бы дети убрали то, что они сделали.
5. Ребенок пожаловался на пропажу крупной суммы денег/ценной вещи.
Сообщить о происшествии старшему вожатому, далее действовать по его инструкции.
6. Ребенок ночью описался.
Если заметил ночью или ребёнок сам сообщил, то тихо, что бы не разбудить остальных детей, поменять ему постель. По необходимости успокоить его и объяснить, что ничего в этом страшного нет. Постараться сделать так, чтобы отряд об этом не узнал. Если дети всё-таки узнали и начали обижать ребёнка, то провести с ними беседу без его присутствия и объяснить им почему они не правы в своём поведении.
7. Ребенок задает вопрос, касающийся планов или деятельности отряда, а Вы не знаете ответа.
Детям нельзя врать. Сказать ребёнку, что вам не известно об этих планах и вечером на планёрке вы постараетесь их выяснить. Утром расскажете всему отряду, если что-то узнаете.
8. Ребенок отказывается идти на море и говорит, что плохо себя чувствует.
Оставить отряд с напарником, отвести ребенка к врачу, далее действовать по его указаниям.
9. Подросток противоположного пола из старшего отряда оказывает Вам недвусмысленные знаки внимания.
Не обращать внимания на знаки внимания. Если разговор пойдёт напрямую, то объяснить ему про разницу в возрасте и соблюдение субординации.
10. Ребенок при личной беседе с Вами рассказывает ужасные вещи о своей жизни.
Главное – выслушать ребёнка и пообещать, что никому не расскажете о его тайнах. Оказать ему поддержку и при необходимости обратиться к лагерному психологу.
11. Один из детей в вашем отряде систематически врет.
Провести индивидуальную беседу с ребёнком. Выяснить почему он так поступает и что им движет. Объяснить, почему врать плохо.
6. «Пирожок вожатого»
См. материалы в файле «Дополнительно к теме 2. Пирожок вожатого.
(папка «Лекции - презентации»)
………………………………………………………………………….
При подготовке лекции использовались источники:
1. «Орленок». Книга вожатого. 45-летию «Орленка» посвящается. «Собеседник»,2005.
2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие.-Казань: Центр инновационных технологий,2005.-500 с.
3. Дети и лето: отдых, здоровье, развитие. Сборник научно-методических материалов и нормативно-правовых документов / Под ред. В.А.Березиной. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – С. 10-11.
4. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.-96с.
5. Организация досуговой и творческой деятельности во временном детском коллективе: рабочая тетрадь / авторы-сост. Н.П. Павлова, Е.В. Ломтева. М.: МГПУ, 2017.- 116 с.
6. Организация летнего отдыха детей (учебно-методическое пособие). Сост. Осокина Т.В., Савчук Н.Ю., Шаронова Е.Г.-Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева,2004.-129с.
7. Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях.-под. Ред. Джеуса А.В.-ЗАО «Собеседник»,2005.
8. Таран Н.Ю. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии»,2006.-112.
9. Типовое положение о детском оздоровительном лагере. http://sankurtur.ru/officially/item/3433/
10. Фришман И.И. Тебе, вожатый! Выпуск 4: путеводная звезда вожатого. Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»,2005.-72с.
Задание по теме Лекции 2:
1) Подумайте, и распределите перечисленные документы по графам, обозначенным в таблице (внесите в соответствующую графу номера документов):
1 - устав (положение) лагеря;
2 - разрешение органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного пожарного надзора;
3 - штатное расписание; должностные обязанности работников лагеря;
4 - графики работы объединений дополнительного образования;
5 - лицензия на медицинскую деятельность или договор с государственным (муниципальным) медицинским учреждением на обслуживание детей;
6 - программа психологического сопровождения;
7 - лицензия на образовательную деятельность, акт приемки лагеря и мест купания; путевки на детей, находящихся в лагере;
8 - план работы лагеря на день;
9 - приказ о создании лагеря;
10 - план-сетка воспитательно-оздоровительной работы лагеря на весь период;
11 - режим работы лагеря;
12 - штатное расписание;
13 - Спортивно-оздоровительная программа;
14 - приказ о распределении обязанностей между администрацией лагеря;
15 - правила внутреннего трудового распорядка в лагере;
16 - Психолого-педагогическая характеристика на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
17 - финансово-бухгалтерские документы;
18 - график работы сотрудников лагеря, приказы о выходных, замене, поощрениях и взысканиях и т.д.;
19 - журнал (списки) детей;
20 - санитарные книжки сотрудников лагеря.
Организационные документы
Документы, регламентирующие воспитательно-оздоровительный процесс
2) Перечислите 10 качеств личности, которыми, по вашему мнению, должен обладать современный вожатый:
- расположите их в таблице в порядке убывания (графа Б),
- дайте краткие, но содержательные пояснения, почему Вы считаете это качество важным (графа В),
- отметьте степень выраженности у Вас этого качества – по шкале от 0 до 10 (графа Г).
А) N
Б) Качества современного вожатого
В) Пояснения (комментарии и обоснования
Г) степень выраженности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Примечание по оценке задания в баллах:
Каждый из двух пунктов задания оценивается максимум в 10 баллов. Таким образом, за все задание в целом можно получить максимум 20 баллов (см. техкарту).
Количество полученных баллов за пункт 1) – будет зависеть от количества правильно распределенных в таблицу документов (каждый правильно распределенный документ – 0,5 балла).
Минимум баллов за пункт 2) – 6 баллов (в соответствии с техкартой – половина от минимума баллов за все задание в целом: 12 : 2 + 6).