Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Система воспитательной работы в загородном лагере: история развития и современность

  • 👀 710 просмотров
  • 📌 632 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Система воспитательной работы в загородном лагере: история развития и современность
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Система воспитательной работы в загородном лагере: история развития и современность» pdf
1 Лекция №1. Система воспитательной работы в загородном лагере: история развития и современность Цель занятия: сформировать у обучающихся целостное представление о детском загородном лагере, истории его появления и развития, а также о воспитательном потенциале, которым обладает детский лагерь на современном этапе. Основные понятия: детский загородный лагерь, всероссийский детские лагеря, воспитательная система детского лагеря, законы и традиции лагеря, воспитательный потенциал детского лагеря. Лагерь – походный бивуак, временная стоянка на вечном пути движения. Причем это лесной бивуак. Лагерь запоминается на всю жизнь образами качающихся сосен, пением птиц, рассветами и закатами, ночным костром. Лагерь – природная суверенная территория ребенка, где он осознает себя личностью. Природа и творчество – три кита лета. Необходимо напрочь отказаться от всего сидячего и перейти на бродячее, бегательное, прыгательное, плавательное. В хорошую погоду и в дождь. Любая остановка, топтание на месте – верная примета поражения. Детям интересно там, где жизнь кипит и деятельна. С.А. Шмаков [1] История возникновения и развития системы загородного отдыха детей Детские загородные лагеря начинают создаваться различными энтузиастами еще с конца XIX века. В 1876 году в швейцарских Альпах врачом Джозефом Росроком был организован лагерь, который объединил 68 детей и несколько родителей-добровольцев. Несколько позже к ним присоединились и 2 профессиональные педагоги. Вместе дети и взрослые ходили в походы, по вечерам устраивали костры и пели песни, проводили командные соревнования на свежем воздухе. По результатам такое времяпровождения оказало чрезвычайно благоприятное влияние на физическое здоровье и эмоциональное состояние детей. Поэтому вскоре подобные лагеря стали появляться во всем мире. Многие ритуалы и традиции лагеря, разработанные еще в конце XIX века, стали стандартными практиками в последующие десятилетия; уже в тот период сложилось довольно четкое представление о том, что дает опыт лагеря: коллективную, наполненную творчеством жизнь вдали от родителей, но все же под руководством взрослых, мероприятия на свежем воздухе, регулярные вечерние костры, возможность увидеть и оценить мир природы, кроме того, разнообразные игры и испытания на ловкость и самостоятельность. В России детские лагеря функционируют уже дольше века. Ряд исследователей, разрабатывавших проблему периодизации развития воспитательной и оздоровительной работы с детьми в каникулярное время (среди них В.А. Кудинов, Е.Н. Сорочинская и др.), условно выделили следующие этапы развития системы загородных лагерей: Первый этап (10-е – начало 40-х гг. ХХв.) характеризуется появлением и последующим развитием системы детских оздоровительных лагерей как самостоятельной сферы в педагогической работе с детьми в каникулярное время. Как наиболее яркие и успешные формы, можно выделить: - летнюю колонию «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко, в которой большой упор делался на овладение подростками практически значимых знаний, а также на их активное применение в деятельности; спасение от многих социальных недугов педагогам виделось в живой творческой занятости детей; - «потешные» полки, организованные под эгидой Министерства Просвещения – небольшие по составу военизированные отряды для сельской и 3 городской молодежи, в которых ребята учились маршировать, обращаться с оружием; - скаутское движение, программа которого включала изучение военного дела, ориентирование на местности, туризм, фотодело, туризм и др., но происходило и глубокое нравственное воспитание, работало правило «Доброе дело – каждый день»; - начиная с 1917 года в разных районах страны возникали десятки допионерских организаций, действующие под руководством комсомола или партии: это были внешкольные разновозрастные организации, в которых детьми реализовывалась естественная потребность в общении, их инициативы поддерживались взрослыми, но руководители выбирались из среды самих ребят. Появление в 1925 году санитарно-оздоровительного комплекса «Артек» в Крыму означало начало развития общественно-государственной системы воспитания детей в каникулярное время. Основная функция детских лагерей этого периода – оздоровление и закаливание подростков, их физическое совершенствование, санитарногигиеническое просвещение, ликвидация безграмотности, трудовое воспитание, установление тесных связей между городскими и сельскими детьми. Немаловажным было и последействие педагогического влияния на личность ребенка: возвращаясь домой после лагеря, он привносил нормы санитарнобытовой культуры в семью, а опыт организации культурно-досуговой деятельности – в школу и детские организации. К началу 40-х годов в структуре воспитательной и оздоровительной работы лагерей оформились следующие направления работы: здравоохранение, спортивно-массовая работа, а также создание системы непрерывного оздоровления и воспитания детей. Созданная накануне Великой Отечественной войны система оздоровительных лагерей «дала ощутимые результаты именно в ходе войны, позволив выстоять, выжить в тяжелейшей военной ситуации основной массе населения СССР». [2] Второй этап (конец 40-х – середина 50-х гг.) характеризуется восстановлением системы оздоровительных лагерей после войны. Появилась 4 жесткая государственная регламентация воспитательной деятельности. В эти годы пионерской организация прочно входит в школу, а детские лагеря, в свою очередь, отходят в подчинение профсоюзов. В 1951 году лагерь признается оздоровительным учреждением профсоюзов, а основным критерием качества его работы становится «средняя поправка детей в весе». Это объясняется тем, что одна из основных задач состояла в оздоровлении детей послевоенного времени. Отсюда – появление большого количества санаториев и повышений физической активности детей в лагере. Третий этап (середина 50-х – 80-е гг.) характеризуется становлением системы оздоровительных лагерей и разработкой методики работы в лагере. В это время появились педагогические труды О.С. Газмана, М.Б. Коваль, В.Ф. Матвеева, Н.Е. Харитоновой, С.А. Шмакова, Л.С. Ждановой, А.Н. Лутошкина и др. Вопросам воспитания в детском лагере стали посвящать научнопрактические конференции. Благодаря множеству проведенных педагогических исследований были определены «основные функции детских оздоровительных лагерей: развитие познавательных способностей детей и подростков; расширение трудового воспитания; укрепление здоровья детей». [2] Четвертый этап (1989 – 1995 гг.) – период поиска новых методов, средств и форм работы, повышающих эффективность воспитания и оздоровления детей в условиях лагеря. Это период появления новых типов детских учреждений: лагеря, функционирующие от детских и юношеских организаций, профильные лагеря, детские и юношеские туристические лагеря, лагеря-экспедиции, семейные дома отдыха, оздоровительные площадки и др. Среди главных целей содержания летнего отдыха этого периода – создание таких условий, в которых каждый ребенок смог бы осмыслить свою индивидуальность, реализовать свои потребности, раскрыть свои способности, расширить круг знаний и умений, получить новый социальный опыт, осознать свое место в коллективе и обществе. Пятый этап (1995 г. – по настоящее время) начинается вместе с принятием Правительством Российской Федерации Постановления №233 от 7 5 марта 1995 года, утвердившего типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей». С этого момента детские лагеря признаны учреждениями дополнительного образования. Это в свою очередь вызвало обусловило появление профильных лагерей по предметным направлениям образования обучающихся: языковых, компьютерных, математических и др. Своей ключевой задачей они ставят приобретение подростками новых знаний и опыта в рамках какой-либо изучаемой области. По-прежнему, значительное место в системе организации летнего отдыха по-прежнему занимают санаторнокурортные лагеря и центры. Объясняется это в первую очередь желанием родителей в период летних каникул ориентировать отдых своих детей в первую очередь на оздоровление, профилактику различных заболеваний и психологическую коррекцию после напряженного учебного года. В последние годы стали появляться детские лагеря крупных молодежных общественных и политических организаций, в которых в первую очередь происходит воспитание будущих лидеров – руководителей и политиков. Вызывают интерес профилированные детские лагерей, на базах которых происходят слеты юных спасателей, юных моряков и речников, учащихся кадетских школ и т.д. Эти лагеря, с одной стороны, берут в основу гражданское воспитание подрастающего поколения, а с другой выполняют и профориентационную функцию. Растет фестивальное детское движение, в рамках которого каждый ребенок имеет возможность продемонстрировать свои способности и талант, а также углубить свои знания, расширить круг умений в определенной творческой деятельности и обменяться опытом с другими ребятами. Таким образом, в настоящее время система детских лагерей представлена многочисленными учреждениями дополнительного образования, отличающихся друг от друга по форме организации и направлению деятельности. Вместе с тем все они, создавая внутри себя особую воспитывающую среду, представляя возможности для сотворчества детей и взрослых в условиях временного детского объединения, по-прежнему обладают особым воспитательным потенциалом, присущим лишь детскому лагерю. [3] 6 Место и роль Международного детского центра «Артек», Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» в развитии детскоюношеских организаций МДЦ «Артек» был основан как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулезной интоксикацией, по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьева. Тщательный отбор специалистов, круглогодичная работа, преемственность традиций и широкие профессиональные связи с коллегами в СССР и за рубежом позволили «Артеку» стать своеобразной лабораторией педагогического опыта. Артековский опыт распространялся и вместе с сотрудниками лагеря, продолжавшими трудовую деятельность в учреждениях образования и культуры страны. Артековский трудовой стаж считался лучшей рекомендацией при приеме на работу в детские лагеря, школы, дома пионеров. «Мы создали хороший лагерь, наверное, лучший в мире. Но чтобы он оставался таким и завтра, и послезавтра, уже сегодня надо думать о том, каким будет мир и каким будет «Артек». Нам надо соответствовать времени и темпу наших детей», – говорит Алексей Каспржак, директор МДЦ «Артек». Именно поэтому «Артек» находится в постоянном развитии. Увеличилась «пропускная способность» лагеря – в 2018 ожидается принять до 40 тыс. отдыхающих. Успешно прошла апробацию новая образовательная технология «Сетевой образовательный модуль», основанная на интеграции возможностей школы, дополнительного образования и детского лагеря. Впоследствии эта технология была рекомендована Правительством России для внедрения в субъектах РФ. В артековской школе были оборудованы цифровые лаборатории физики и химии, открыты лаборатории робототехники, биологии, а в конце года открыт новый Центр дополнительного образования, в котором работают 45 студий детского творчества. Новый этап развития связан с беспрецедентным по масштабу детским инвестпроектом – новым лагерем «Солнечный». ВДЦ «Орлёнок» 7 В 1957 году С.А. Шмаковым были разработаны проект и концепция пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок». 1959 год – 27 марта Совет Министров РСФСР принял Постановление № 494 «О строительстве в Краснодарском крае пионерского лагеря». Было выделено 211 гектаров земли, протяженностью вдоль моря около 3-х километров. Первая смена в «Орлёнке» в июле–августе 1960 года длилась 45 дней. Она проходила в единственной тогда дружине «Солнечной», которая до 1998 года оставалась палаточным лагерем, сохранявшим романтику жизни первых орлят. А первая зимняя смена – сорокадневная – была в декабре 1963 года: на неё приехали дети из школ-интернатов, они жили в гостинице Лунная. «Орлёнок» – особое имя. Его давали мальчишкам – героям гражданской и Великой Отечественной войны. Его дали первому Всероссийскому пионерскому лагерю. Этим именем зовутся ребята и вожатые, гости Центра, принявшие традицию орлятской чести и старающиеся поддерживать её в жизни. Символ этого имени – орлятский значок. Он был создан в 1965 году Борисом Старисом, художником издательства «Молодая гвардия» и стал высшей наградой для орлят. Он вручается на прощальных огоньках и сегодняшним ребятам. А первый значок «Орлёнка» был выполнен в форме звезды, верхний луч которой переходил в изображение пламени костра. На фоне моря, гор и солнечных лучей был изображён парящий в небе орёл. Именно в «Орлёнке» были сформулированы законы и традиции лагеря. Закон – это правило жизни, которое должен соблюдать каждый. Он рождается не на пустом месте, а идёт от жизненной необходимости. В каждом законе есть какой-то запрет, но ещё – и это самое главное – законы учат нас тому, как жить, не причиняя друг другу боли, огорчений и обид. Подробнее о законах «Орлёнка» смотрите дополнительный материал – Документ «dop.mat.01.» Режим доступа: https://drive.google.com/drive/u/0/folders/1T6j-b-8RpvsyeNEoXMo- YBLcrtnCApi0. Традиция – это то, чего мы придерживаемся не по требованию, а потому, что стремимся стать частью сообщества, в котором эти традиции существуют. Например, желая стать своим в компании приятелей, человек 8 перенимает некоторые их привычки, увлечения, стиль общения. Следование традициям – знак того, что нам нравится в этом месте и с этими людьми, что мы разделяем их ценности. Подробнее о традициях «Орлёнка» смотрите дополнительный материал – Документ «dop.mat.02.» Режим доступа: https://drive.google.com/drive/u/0/folders/1T6j-b-8RpvsyeNEoXMo-YBLcrtnCApi0. На протяжении длительного времени «Орлёнок» был аккумулятором и носителем всех лучших традиций, разработанных еще в 60-х годах основоположниками методики работы в летнем лагере. Центр обладает огромным методическим и практическим опытом, которым с радостью делится со всеми, кто обращается за помощью, кто становится участником педагогических конференций и фестивалей. ВДЦ «Океан» Постановлением ЦК ВЛКСМ и Совета Министров СССР от 12 мая 1972 года «Об итогах Всесоюзного коммунистического субботника 15 апреля 1972 года» было принято решение о строительстве пионерского лагеря для детей Урала, Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Строительство комплекса пионерских лагерей началось в январе 1974 года в лесопарковой зоне г. Владивостока. А в 1975 году газета «Тихоокеанский комсомолец» объявила конкурс на лучшее название лагеря. Победителем конкурса стала Елена Староверова, ученица 8 класса школы № 37 г. Владивостока, которая предложила название лагеря – «Океан». В июне 1983 года в «Океан» прибыли первые вожатые из Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок», Всесоюзного пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Артек» и Украинского республиканского лагеря «Молодая гвардия». Немало славных страниц вписано в историю пионерского «Океана»: Всесоюзные слеты актива, слеты юных друзей милиции, пограничников, моряков, туристов, слеты подрастающих дарований… Современный «Океан» представляет собой социально-педагогическое пространство, в котором реализуются уже ставшие традиционными 9 тематические программы. Среди них: «Интеллект», «Школа Добра», «Сильные люди», «Молодые лидеры России», «Океанский Олимп», «Российский восход», «Океанская Лига КВН» и др. Все программы направлены на развитие лидерского, творческого и интеллектуального потенциала детей и молодежи в возрасте от 11 до 17 лет. «Океан» растет и набирает силу. Педагоги Центра вместе с детьми продолжают творить историю «Города детства» у самого краешка земли – у Тихого океана. Система воспитательной работы в современном загородном лагере «В настоящее время детский лагерь представляет собой особый социальный университет, который не только обеспечивает рекреацию и восстановление физических и духовных сил, но также способствует получению подростками новых знаний и усовершенствованию прежних, погружает их в систему новых социальных связей, дает возможность удовлетворить потребности в значимых сферах деятельности; он становится инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения.» [3] Детские лагеря значительно отличаются друг от друга по содержанию, формам, методам работы, по возрастному и качественному составу отдыхающих детей, цели и задачи лагерей отличаются друг от друга. Приоритетными становятся задачи наиболее важные для конкретного педагогического коллектива, лагеря. Тем не менее, можно выделить общие цели и задачи деятельности всех детских лагерей, не зависимо от того какой это лагерь. Эти цели и задачи определяют специфичность лагеря как воспитательной организации, его миссию. Основными целями и задачами работы педагогического коллектива в деятельности детского лагеря можно считать следующие [5]: 10 • создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей с опорой на возможности социально-территориального окружения лагеря; • удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитие их интересов и способностей; • физическое и духовное развитие детей; формирование у них общей культуры и навыков здорового образа жизни; • создание условий для самоопределения и творческой самореализации детей; • создание максимальных условий для быстрой адаптации воспитанников в новых условиях с учетом возрастных особенностей. Воспитательная система загородного лагеря – это педагогическая система, включающая основные элементы целенаправленного воспитания, развития и саморазвития ребенка; особая социально-природная, культурноисторическая среда жизнедеятельности временного коллектива детей и взрослых; механизм организации пространства здорового образа жизни; физического, психического, духовно-нравственного, естественного оздоровления ребенка через активный отдых; открытая система, позволяющая целенаправленно с пользой для каждого члена лагеря включать его в реальный окружающий мир. Воспитательная система в центр внимания ставит ребенка и сообщество сверстников и взрослых. Воспитательный потенциал детского лагеря состоит: • в развитии самостоятельности подростков; • в возможности продемонстрировать подростком уже имеющиеся способности, знания и умения, а также в специально созданных условия обменяться своими знаниями и опытом с другими детьми; • в возможности участия в самой разнообразной деятельности, причем эта та ситуация, когда ребенок может преуспеть сразу и во всем: и в физкультурноспортивной, и в художественно-творческой, и в познавательной, и в исследовательской деятельности; 11 • в возможности индивидуального развития личности; • в создании условий для осознания подростком его значимости, важности его участия в жизни отряда; • в развитии лидерских способностей подростков; • в получении широкого коммуникативного опыта; • в особом потенциале экологического воспитания; • в возможности осуществления в условиях лагеря процесса гражданской идентификации подростков. [3] Список использованной литературы 1. Теория, методика и практика воспитания и организации досуговой деятельности школьников (по материалам работ профессора С.А. Шмакова). Справочник. Ответственный редактор Л.П. Шопина. – Липецк, 2008. 2. Панченко С.И. День за днём в жизни вожатого. – М.: Школьные технологии, 2008. 3. Кателина А.А. Воспитательный потенциал детского лагеря // Вестник ЛГУ им. Пушкина. – 2016. - №2. – С.222-231. 4. Реконструкция, образование, международный прорыв и новый лагерь «Солнечный» – «Артек» отпраздновал свой пятый российский день рождения [электронный ресурс]. Режим доступа: https://artek.org/ 5. Тимонина Л.И. Курс вожатого: рабочая тетрадь. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1720057/ Вопросы для самоконтроля 1. Какие этапы выделяют исследователи в процессе появления и развития система летнего отдыха детей? 2. Какие типы детских лагерей функционируют на современном этапе? 3. Расскажите о значении МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок» и «Океан» в формировании системы работы с детьми в каникулярное время. 12 4. Что такое воспитательная система детского лагеря? 5. В чем состоит воспитательный потенциал детского загородного лагеря?
«Система воспитательной работы в загородном лагере: история развития и современность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot