Справочник от Автор24
Культурология

Конспект лекции
«Работа вожатого в детском оздоровительном лагере»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по культурологии / Работа вожатого в детском оздоровительном лагере

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Работа вожатого в детском оздоровительном лагере», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Работа вожатого в детском оздоровительном лагере». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Работа вожатого в детском оздоровительном лагере», текстовый формат

РАБОТА ВОЖАТОГО В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ЛЕКЦИЯ Нужнова Наталья Михайловна, к.п.н, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И.Герцена ВОПРОСЫ К ИЗУЧЕНИЮ: 1. 2. 3. 4. 5. Роль вожатого в воспитательном процессе детского оздоровительного лагеря. Сфера профессиональной деятельности и должностные обязанности вожатого. Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию деятельности лагерей для детей и молодежи. Основы организации смены. Обзор периодов логики развития смены. Позиция вожатого в детском коллективе на разных этапах работы. Учет возрастных особенностей при организации работы с детьми. РОЛЬ ВОЖАТОГО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Вожатый – это: 1) проводник, указывающий дорогу, а также вожак; 2) руководитель детского объединения в лагере. Цель труда отрядного вожатого — обеспечивать деятельность отряда в соответствии с целью, задачами, функциями и принципами деятельности детского оздоровительного лагеря, создавая условия для оздоровления, отдыха, развития способностей и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного опыта. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО    Педагогическая деятельность Диагностическая деятельность Прогностическая деятельность   Конструктивная деятельность Организационная деятельность   Коммуникативная деятельность Аналитическая деятельность ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТА ТРУДА ВОЖАТОГО ➢ ➢ ➢ уровень развития детского коллектива; качество межличностных отношений детей; состояние морально-психологического климата в отряде. Вожатый в педагогической деятельности реализует три основные группы функций: ➢ функции воспитателя; ➢ функции руководителя; ➢ функции организатора жизнедеятельности отряда. СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОЖАТОГО 1. Способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе (далее - учреждениях). 2. Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей. 3. В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность. СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОЖАТОГО 4. Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками. 5. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса. 6. Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления, педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными организациями. 7. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. ВОЖАТЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ 1. Конвенция о правах ребёнка 2. Конституция РФ 3. Гражданский кодекс РФ 4. Трудовой Кодекс РФ 5. Уголовный Кодекс РФ 6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ (последняя редакция). 7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 124-ФЗ. 8. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» с 01.01.2009 г. от 27.12.07 г. № 656. 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 10. Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление от 01.04.2014 г. № 09-613. 11. Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (приложение к письму № 2 Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06). 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 73 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 „Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей“» И др. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЗОР ПЕРИОДОВ СМЕНЫ. ЛОГИКИ РАЗВИТИЯ СМЕНЫ Смена — это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ Подготовительный период Длительность периода — 10 дней до начала смены. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены. Во время подготовительного (пропедевтического) периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовятся к отъезду в лагерь. Последнее дело подготовительного периода одновременно является первой акцией организационного — заезд детей. Задачи деятельности вожатого: ➢ знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом, заочное знакомство с отрядом; ➢ подготовка педагогической, личной документации вожатого; ➢ ознакомление с Программой летнего оздоровительного отдыха в лагере; ➢ составление методической копилки вожатого; ➢ анкетирование родителей. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ Организационный период Длительность периода — от 1 до 4 дней лагерной смены. Основная цель вожатого в организационный период — помочь детям в безболезненной и быстрой адаптации к новым условиям (первый психологический кризис смены), приучение детей к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил. Задачи деятельности вожатого: ➢ знакомство детей друг с другом, с вожатыми, лагерем и традициями; ➢ оказание помощи детям в социальной адаптации к новым условиям, приучение к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарногигиенических правил; ➢ создание условий для раскрытия способностей детей, доброжелательной атмосферы; ➢ проведение первичной диагностики интересов, направленности личности, ожиданий детей; ➢ вовлечение детей в совместную деятельность; ➢ формирование доброжелательной атмосферы в отряде и создание условий для раскрытия способностей детей, индивидуальной адаптации детей; ➢ формирование органов самоуправления, выявление лидеров; ➢ выработка основных законов и правил жизнедеятельности лагеря, отряда; ➢ совместная разработка плана-сетки жизнедеятельности отряда на смену. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ Основной период Длительность периода — с 5-го по 18-й дни лагерной смены. В этот период постепенно происходит смена инициативы от вожатого к детям, налаживаются отношения между отрядами. На 10—12-й день лагерной смены наступает второй психологический кризис смены — кризис привыкания, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и взрослыми, обострение тоски по дому. Именно в середине смены вожатому рекомендуется провести с отрядом сюрпризное, неожиданное творческое дело или событие, которое сломает привычный уклад жизни лагеря. Задачи деятельности вожатого: ➢ обеспечение совместной разнообразной творческой деятельности воспитанников; ➢ изучение сложившихся в отряде межличностных отношений; ➢ формирование у детей умений планировать и анализировать свою работу; ➢ создание и укрепление отрядных традиций; ➢ сплочение коллектива на основе самоуправления. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ Заключительный период Длительность периода — последние 2—3 дня лагерной смены. В этот период проводятся заключительные и итоговые дела смены. В детском коллективе на первое место выходит неформальное общение детей, с которым связывают третий психологический кризис смены. Он сопровождается сменой эмоционального фона и поведения детей, дети становятся более раскованными и неуправляемыми, растет криминальная активность (воровство, драки, ссоры). Вожатому рекомендуется в этот период проявить инициативность, четко распланировать дела в последние дни лагерной смены, обеспечить контроль за поведением детей. Задачи деятельности вожатого: ➢ подведение итогов смены; ➢ демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену; ➢ создание атмосферы дружеского прощания; ➢ анализ удовлетворенности воспитанников совместной деятельностью. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ Постлагерный период Длительность периода — от 3 до 10 дней после окончания лагерной смены. Основная задача деятельности вожатого ➢ участие в заключительном педагогическом совещании; ➢ педагогический анализ смены, оформление отчета по итогам реализации программы летнего детского отдыха; ➢ оформление стенгазеты, летописи смены. Специфика организации педагогического процесса в детском оздоровительном лагере определяется, кроме прочих условий, и особенностями детского временного объединения — кратковременностью его существования, автономностью, насыщенностью и многообразием общения, отношения и деятельности, интенсивностью процессов развивающего общения, многообразием и вариативностью взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми, высокой эмоциональной окрашенностью жизнедеятельности. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Дошкольное детство (5-8 лет) ➢ Организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега; ➢ Развитие умения лазать и пользоваться качелями; ➢ Использование ритмических видов деятельности; пение, драматические постановки; ➢ Обучение правильным навыкам труда; ➢ Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении; ➢ Представление детям свободы действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т.п.) УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Младший школьный возраст (9-11 лет) ➢ Учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале; ➢ Использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности; ➢ Организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам; ➢ Организация разумного руководства: разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру, стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Отрочество (10-11 лет, 13-14 лет) ➢ Организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек); ➢ Предпочтение спортивным играм; ➢ Общение на равных; ➢ Дела должны быть разнообразными, эмоционально окрашенными; ➢ Постоянно поддерживайте интерес детей к себе и друг к другу; ➢ Использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ Старший школьный возраст (14-15 лет, 16-17 лет) Оказание помощи подросткам в том, чтобы все они были приняты своими сверстниками; Руководство поведением подростков построить себя так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых; Создание необходимых условий для отдыха; Учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу; Для мальчиков лучше организовать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т.д. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Педагогика

Личность вожатого и основы его деятельности

Лекция 2. Личность вожатого и основы его деятельности План: 1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность детских оздоровительных лагерей. 2...

Педагогика

Личность вожатого и основы его деятельности

Лекция 2. Личность вожатого и основы его деятельности План: 1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность детских оздоровительных лагерей. 2...

Педагогика

Личность вожатого и основы его деятельности

Лекция 2. Личность вожатого и основы его деятельности План: 1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность детских оздоровительных лагерей. 2...

Педагогика

Временный детский коллектив и его роль в процессе воспитания школьников

Лекция 1. Временный детский коллектив и его роль в процессе воспитания школьников План: 1. Введение: понятие временного детского коллектива (ВДК). 2. ...

Педагогика

История и опыт вожатской деятельности

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ И ОПЫТ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Движение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов. 2. Движение организаторов русского с...

Педагогика

Система воспитательной работы в загородном лагере: история развития и современность

1 Лекция №1. Система воспитательной работы в загородном лагере: история развития и современность Цель занятия: сформировать у обучающихся целостное пр...

Педагогика

Организация жизнедеятельности временного детского коллектива

Тема: «Организация жизнедеятельности временного детского коллектива» План лекции: 1. Педагогическая сущность детского коллектива. 2. Этапы развития де...

Педагогика

Технологии и методики работы с временным детским коллективом

ЛЕКЦИЯ 3. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ План 1. Базовые формы организации мероприятий в загородном лагере. 2. Коллектив...

Педагогика

Логика лагерной смены: событийность и повседневность

Миновская Ольга Владиславовна Доцент кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета, к.п.н. Логика лагерной смены: событийно...

Автор лекции

Миновская Ольга Владиславовна

Авторы

Английский язык

Методика работы вожатого в детско-юношеской организации

Краткий курс лекций «Методика работы вожатого в детско-юношеской организации» Тема 1. Детские общественные организации: уроки истории Владимир Андреев...

Автор лекции

Кудинов В.А.

Авторы

Смотреть все