Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Личность в психологической коррекции

  • 👀 416 просмотров
  • 📌 351 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Личность в психологической коррекции
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Личность в психологической коррекции» pdf
Курс «Введение профессию» Дисциплина «Основывпсихокоррекции (с по психокоррекции тревоги 1 практикумом семестр и депрессии) – к.пс.н. доцент 6Преподаватель семестр Ванновская Ольга Васильевна Личность в психологической коррекции Тема №1 «Психология как профессия» www.akme.edu.ru Личность в психологической коррекции ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 1. Учебные вопросы лекции 1. Понятия «личность», «свойство личности». 2. Подходы к пониманию личности и ее структуры / Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Г. Ковалев и др. 3. Описание личности в психологии. 4. Отражение теоретических взглядов на личность в психокоррекции. 0. Поскольку предполагается, что студенты обладают некоторыми знаниями по теме «Личность», лекция предваряется рядом вопросов: ‒ Что такое личность? ‒ Что значит, на Ваш взгляд, «свойство личности» и в чем разница между свойствами, качествами и чертами? ‒ Какой из подходов к проблеме личности Вам ближе и почему? Концепции личности и само понятие «личность» неоднократно были вами рассмотрены в рамках курса «Общая психология», «Психология личности», «Дифференциальная психология», и это неслучайно, поскольку «личность», с одной стороны входит в число базовых категорий психологии, с другой – в силу сложности феномена и неоднозначности его толкования – в число проблем психологической науки, далеких от разрешения. Для психокоррекции теории личности выступают в качестве методологической установки, то есть, выбор того или иного подхода, трактовки данного феномена повлияет на весь процесс психокоррекционной работы, цели, содержание, методы и результаты психокоррекции. 2. Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек. Остановимся на некоторых концепциях личности в психологии и возможностях их применения в коррекционной работе. Концепция личности С. Л. Рубинштейна Основополагающим принципом построения целостной концепции личности выступают у С.Л. Рубинштейна взаимосвязь, логическое соединение частей в целое. Так, он писал, что «хотя в личность включается и тело человека и его сознание, никак не приходится говорить о физической личности и личности духовной, www.akme.edu.ru 1 Личность в психологической коррекции поскольку включение тела в личность или отнесение его к ней основывается именно на взаимоотношениях между физической и духовной стороной личности. Физическое и духовное — это стороны, которые входят в личность лишь в их единстве и внутренней взаимосвязи». Части целого понимались автором не как равноправные образования, а как подчиненные определенной субординации. «Индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность». То есть личность в трактовке С.Л. Рубинштейна насыщалась разноуровневыми свойствами, представляющими собой одновременно сплав биологического и социального. С.Л. Рубинштейн считал личность настолько значимой характеристикой, что обращал внимание даже на зависимость психических процессов от личности, то есть, вся психология человека является в этом смысле психологией личности. Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия (в качестве важнейшего внутреннего условия рассматривается личность), которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, становятся важными следующие положения: 1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются; 2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности; 3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов: • чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах; • что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности; • что личность есть, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере. www.akme.edu.ru 2 Личность в психологической коррекции Все аспекты психического облика личности, по мнению С. Л. Рубинштейна, взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Прменение концепции С.Л. Рубинштейна в психологической практике 1. Концепция С.Л. системной Рубинштейна каузальной является методологическим психокоррекции, так как обоснованием ориентирует на взаимодействие с целостным человеком, личностью, а не отдельными его свойствами. 2. Наибольшего эффекта от психологической коррекции можно достичь, если она будет осуществляться в процессе реальных действий, поскольку именно таким образом и формируются свойства личности. 3. Основными направлениями психологической коррекции, по-видимому, являются: коррекция направленности и установок, развитие способностей и коррекция характера. Концепция личности В. Н. Мясищева В. Н. Мясищев первым отчетливо сформулировал вопрос о структуре личности. Развивая идеи А. Ф. Лазурского об отношении личности, В. Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие «отношение». Отношение личности — это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Отношение — это системообразующий элемент личности. Таким образом, личность выступает как система отношений. Автор особо подчеркивает регулятивную роль отношения в поведении человека. Структура отношения. В. Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (имеется в виду рациональная оценка) и «конативную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения. Виды отношений. Прежде всего, они разделяются на положительные и отрицательные - как с точки зрения эмоциональной, так и рациональной оценок. Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность, указывая на свой предмет, тем самым дает и косвенное указание на способ достижения этого предмета. Эмоциональная сторона отношения www.akme.edu.ru 3 Личность в психологической коррекции выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств — неприязни, вражды, антипатии. Познавательная или оценочная сторона проявляется в принятых личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах. Теория отношений в психокоррекции Столь широкое понимание термина «отношения» В.Н. Мясищевым «превращает» психологию в «психологию отношения». Личность в данном контексте понимается как активный деятель, субъект, управляющий собственной системой оценок, регулирующий эмоции и поведение. Диагностико-коррекционная работа психолога также будет направляться на систему отношений. Важным для психокоррекции является и то, что «знак» имеет не реальность, а отношение, следовательно, в широком круге ситуаций предметом коррекции будет являться не столько внешние обстоятельства, сколько отношение к ним человека, опосредствующее его реакции. Концепция личности А. Г. Ковалева Личность в понимании А. Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.). Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь, уровень активности составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры. Тот же А.Г. Ковалев предлагает и другую, более дифференцированную структуру личности, в которой первый компонент -я направленность, второй — способности, третий — характер, четвертый — система управления, которую обозначают понятием «Я», а пятый — психические процессы. Сама личность – это синтез названных структур. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом. www.akme.edu.ru 4 Личность в психологической коррекции Представления А.Г. Ковалева о личности используются в психокоррекционной работе достаточно часто, иногда, - без упоминания имени автора, прежде всего, в силу того, что концепция достаточно проста и соединяет в себе подходы к личности многих отечественных авторов. Концепция позволяет: дифференцировать запросы на психокоррекцию, относя их к различным сферам личности и рассматривая их во взаимосвязи. В структуре личности А.Г. Ковалева содержится «Я», что обусловливает субъектсубъектные отношения в процессе психокоррекции. Концепция личности В.С. Мерлина В.С. Мерлин рассматривал вариант построения концепции целостной индивидуальности. Опираясь на принципы общей теории систем Л. Берталанфи, положения теории функциональных систем П.К. Анохина, достижения комплексного познания человека и результаты исследований созданной им школы психологов, В.С. Мерлин выдвинул и научно обосновал теорию интегральной индивидуальности. Он понимал структуру интегральной индивидуальности как синтез свойств организма, свойств индивида и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности. Для распознания разноуровневых свойств интегральной индивидуальности В.С. Мерлин предложил математический принцип значности, позволивший показать уникальность межуровневых (много-многозначных) и одноуровневых (взаимоодно-значных и одно-однозначных) типов детерминаций подсистем большой саморегулируемой и самоорганизующейся системы «человек — общество». Главным В.С. Мерлин считал поиск путей гармонизации разноуровневых свойств индивидуальности и психологических эквивалентов математических зависимостей. На основе значительного экспериментального материала, полученного под его руководством, он пришел к выводу о том, что системообразующую функцию в согласовании разноуровневых свойств интегральной индивидуальности выполняет индивидуальный специфические стиль деятельности; психологические в согласовании закономерности типа одноуровневых компенсации, свойств синергии, взаимного уравновешивания и т.д. В концепции В. С. Мерлина понятие отношение также как в вышеприведенных концепциях, играет центральную и ведущую роль. Вместе с тем автор подчеркивает, что отношение, характеризующее свойства личности, отличается «от других психических свойства явлений, характеризующих отношение человека». www.akme.edu.ru 5 Личность в психологической коррекции Уточнив свое представление об отношениях личности, В. С. Мерлин вслед за В. Н. Мясищевым отказывается выстраивать личность, из отдельных элементов, блоков. Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств — темперамента, характера, способностей и направленности. Это — принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей. Структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства, образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности. Симптомокомплексом свойств называются вероятностные связи между свойствами личности (по сути — это факторы по Р. Кеттеллу). Поскольку одно из центральных положений во взглядах В. С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации. Никто никогда не оспаривал положения о многоуровневой структуре человека, в том числе и личности, как многоуровневого целостного образования. Наиболее распространенным в науках о человеке был традиционный дихотомичный принцип иерархизации систем человека — выделение в нем биологически и социально обусловленных свойств. В. С. Мерлин выдвинул и эмпирически обосновал предположение многозначных. о В существовании силу этого в природе невозможно другого прямое типа сведение связей — много- биологического к социальному, равно как и обратно — социального к биологическому. Таким образом, В. С. Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами. Соединение двух принципов — много-многозачных связей и иерархической организации, позволило В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем. 1. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы: • биохимические, • общесоматические, • свойства нервной системы (нейродинамические). 2. Система индивидуальных психических свойств с подсистемами: • психодинамических свойств (свойств темперамента), •психических свойств личности. www.akme.edu.ru 6 Личность в психологической коррекции 3. Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами: • социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе, • социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях. Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей. Концепция личности Д.Н. Узнадзе Характерным для представителей школы Д.Н. Узнадзе является рассмотрение личности как установочной системы. Установка выражает направленность и готовность избирательность человека к поведения. активности, Установка определяет как его динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности. По мнению Д. Н. Узнадзе, установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. В некоторых работах представителей теории установки (например, А. С ПрангишвилиА. Е. Шерозия) содержится указание, что понятие установки в понимании Д. Н. Узнадзе фактически реализует принцип преломления "внешнего через внутреннее". Установка действительно представляет собой внутреннее условие, через которое преломляется внешнее воздействие, однако ее сущность не ограничивается такой опосредующей функцией. Анализ основополагающих положений психологической концепции Д. Н. Узнадзе может показать, что когда функция установки ограничивается опосредствованием "внешних причин", преломлением внешних воздействий через внутреннюю "призму", то в таком случае имплицитно или эксплицитно придерживаются линейной схемы "внешнее – внутренние условия – действие (деятельность)". Такая схема фактически повторяет необихевиористическую схему S-P-R, где P представлен как комплекс промежуточных переменных. Однако можно сказать, что тем самым, вовсе не преодолевается основной порочный постулат, согласно которому организм и среда, субъект и объект, внутреннее и внешнее дуалистически разъединены. Бихевиоризму и необихевиоризму остается допустить, что связь между такими разобщенными реалиями осуществляется положительного или путем эмпирического отрицательного принципа подкрепления, "пробы и ошибок", функционированием разнопорядковых промежуточных переменных (когнитивные карты по Толмену, www.akme.edu.ru 7 Личность в психологической коррекции ожидания, цели, эмоции и т. д.), промежуточность которых не то что не предполагает единство внутреннего и внешнего, а еще более подчеркивает их дуалистическую разъединенность. В концепции же Д. Н. Узнадзе, в которой дается попытка преодоления, установка выступает первичной целостностью и модусом единства внутреннего и внешнего. Поэтому установка является не простым "посредником" между внешним воздействием и действием организма или деятельности субъекта, но представляется как диалектическое единство потребности и ситуации, организма и среды, субъекта и объекта, т. е. некоторым целостным состоянием системы, в которой сняты полюса внутреннего и внешнего. Ш. А. Надиращвили — ученик Узнадзе - выделил социальный уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. В этом случае источником социального поведения личности (установки социального поведения), являются формирующиеся социальные на основе установки социальных потребностей и воображенного приемлемого поведения. Социальные установки фиксируются в самосознании личности, в его «психологическом автопортрете». Все это позволяет рассматривать установку в качестве основной общепсихологической характеристики личности. По мнению другого ученика Узнадзе — А. С. Прангишвили, с помощью понятия установки можно преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и внести в исследование личности целостный и динамический подход. Проблема психологической коррекции установок, особенно это касается иррациональных установок, достаточно актуальна. Одним из вариантов коррекции установок личности выступает рационально-эмоциональный подход А. Эллиса, рассматриваемый в рамках темы «Современные подходы к осуществлению психокоррекционного воздействия». Концепция личности К.К. Платонова Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. 1). Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура может www.akme.edu.ru быть названа социально 8 Личность в психологической коррекции обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это — формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Однако К. К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К. К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социальнопсихологическом уровне. 2). Подструктура опыта, которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности». К. К. Платонов признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры - обучение обусловливает и уровень их анализа - психологопедагогический. 3). Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне. 4). Подструктура биопсихических свойств, в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой www.akme.edu.ru 9 Личность в психологической коррекции подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. Концепция личности Б.Г. Ананьева Также как и В.С. Мерлин, Б.Г. Ананьев включал личность в структуру целостной индивидуальности. Используя аппарат математической статистики, он построил многоступенчатую, или многоуровневую, структуру индивидуальности, состоящую из свойств вида, индивида, разнообразных личности проявлений и субъекта перечисленных деятельности. характеристик Совокупность человека составила основу комплексной индивидуальности. В свою очередь комплексы, включающие всевозможные связи и взаимоотношения частей целого, варьируют в зависимости от пола, возраста и других факторов. Более того, Б.Г. Ананьев предпринял попытку раскрыть характер зависимости между разноуровневыми свойствами комплексной индивидуальности. Так, он отмечал, что «структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих... комплексов органических свойств». Эту связь нельзя понимать упрощенно как прямую корреляционную зависимость структуры личности от соматической конституции, типа нервной системы и т.д. Иными словами, Б.Г. Ананьев признавал между разноуровневыми свойствами индивидуальности одномногозначный тип детерминаций. С этой точки зрения свойства низшего уровня выступают как общая причина, порождающая разнообразные свойства высшего уровня. Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят следующие свойства: ‒ определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); ‒ динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; ‒ статус и социальные функции-роли; ‒ мотивация поведения и ценностные ориентации; ‒ структура и динамика отношений. Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях: www.akme.edu.ru 10 Личность в психологической коррекции 1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций; 2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения; 3) жизненный путь человека (история личности). Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно: 4) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 5) координационному, паритетных при началах, котором взаимодействие допускающих ряд осуществляется степеней свободы на для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них. (См.: Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977). В структуре личности (по Б.Г. Ананьеву) выделяют следующие составные части: психические процессы как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на: познавательные, позволяющие ориентироваться в окружающем мире: (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, речь, внимание); эмоциональные, выражающие отношение к окружающему миру; волевые, определяющие саморегуляцию деятельности; психические состояния как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующему влиянию на деятельность различают: положительные состояния, то есть способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и др.); отрицательные состояния, то есть затрудняющие решение задач и вообще жизнь (боязнь, сомнения, печаль, раздраженность и др.); психические свойства как самое вБ.Г. Ананьеважное в человеке, его системное качество. Выделяют следующие психические свойства: - самосознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире («Что такое «Я»?); www.akme.edu.ru 11 Личность в психологической коррекции - направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, целей, потребностей, идеалов, установок , убеждений («Чего хочет человек? К чему он стремится?»); - способности, то есть особенности человека, позволяющие ему успешно справляться с тем или иным видом деятельности («Что может человек?»); характер, то есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, - проявляющихся в общении, поведении, деятельности («Как человек относится к себе, к окружающим и к делу?»); темперамент, то есть природно обусловленная совокупность динамических - проявлений психики, протекания психических процессов («Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?»); психические образования как продукты психической активности человека. Ведущими психическими образованиями принято считать знания, умения, навыки, опыт. Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности. Черты характера — устойчивые, повторяющиеся в различных, типичных ситуациях особенности поведения человека и его отношения к чему-либо. Черты обычно рассматриваются попарно, через свои противоположности. По отношению к уровню нормы характер может быть: - нормальным, сбалансированным, то есть отвечающим адекватными реакциями на различные стимулы; - акцентуированным, с чрезмерным проявлением некоторых черт (например, экзальтированность, неуправляемость и др.); - психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии. Как считает немецкий психиатр К. Леонгард у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, чрезмерно развиты (акцентуированы) в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос» характера. Если свойство характера получает чрезмерное развитие, оно начинает приобретать негативный оттенок, усложнять жизнь человеку и его окружению. Можно сопоставить популярные в клинической практике типологии: Леонгарда, А.Е. Личко и Е. Крепелина [Является основанием теста MMPI] www.akme.edu.ru 12 К. Личность в психологической коррекции № Личко А. В. К. Леонгард 1. 2. 3. Гипертимный Циклоидный Лабильный 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Гипертимический Аффективно–лабильный Аффективно– экзальтированный Лабильный — Тревожный (боязливый) Педантичный Интровертированный Возбудимый Демонстративный — — Экстравертированный — — Астеноневротический Ипохондрия Сенсетивный — Психатестический Психастения Шизоидный Шизоидность Эпилептоидный — Истероидный Истерия Неустойчивый Психопатия Конформный — Конформно– — гипертимный — Застревающий Параноидальность — Дистимический Депрессия — — Женственность — — Интроверсия Как видно из таблицы, рассмотренные типологии имеют множество пересечений, 14. 15. 16. 17. С. Хатуэй, Дж. Маккинли (MMPI) Гипомания — — и лишь три типа выделяются по одному разу. При этом все три типологии вместе выделяют 17 типов. В целом, особенности характера, отношения человека к делу, людям, к себе в решающей степени определяют поведение человека, успешность человека в деятельности. Хотя изучение «частичных» процессов в структуре личности возможно, многие психологи отрицают правомерность такого подхода; они считают, что сущностью личности является структура характеристик внутри уникального целого. Наиболее яркое выражение эта позиция нашла в работах Г. Олпорта. Он считал, что, сколько бы общих законов реагирования человека на ту или иную ситуацию ни существовало, это не может привести к адекватному пониманию личности. Основой его позиции является уникальность индивида. Предложенной им альтернативой общему закону было употребление идиографических методов, отражающих отчетливую структуру личности как ее индивидуальный стиль. Многочисленные работы Г. Олпорта и его последователей показали применимость этого подхода, демонстрирующего, что индивидуальный стиль поведения — нечто, что не может быть описано традиционным перечислением общих характеристик, сохраняется при всем разнообразии форм выражения. Голос, манера держаться, почерк, даже произведения искусства несут на себе отпечаток www.akme.edu.ru уникальности, как 13 это Личность в психологической коррекции подтверждается способностью наблюдателя правильно различать эти характе- ристики. В одном из самых ранних исследований (Г. Олпорт, П. Верной, 1933) студенты оказались способны в большем числе случаев, чем это могло бы быть случайным, соотнести краткие описания личности неизвестных им людей с образцами их почерка (профессиональные графологи показали еще более впечатляющие результаты, чем студенты). Эти данные подтверждают гипотезу о существовании уникальных узнаваемых характеристик личности. 3. Описание личности Одним из краеугольных вопросов, связанных с категорией личности в психологии, является вопрос о ее описании. С точки зрения осуществления психокоррекционной работы этот вопрос является значимым, в частности в рамках действия принципа единства диагностики представлена личность клиента в сознании психологической коррекции, психологические воздействия, ее и коррекции: то, каким образом психолога, во многом определяет цель содержание, направленные на методы и результат. пикника могут розниться Так, со способами работы с клиентом М., обладающим такими характеристиками как добродушие, общительность, умение идти на компромисс и т. д. В истории психологии не раз ставилась проблема природы закономерности в психологии, соотношения естественнонаучного и феноменолого-понимающего подходов в изучении психики человека. Критика традиционной психологии шла в общем русле противопоставления наук о природе и о духе. Противопоставление и непримиримость "номотетического" "объяснительной" психологии способа мышления "понимающей" к "идиографическому", ("герменевтической", "феноменологической" и т. д.), особо остро чувствовалось и чувствуется в области психологии личности, имеющей своей задачей понять сущность такого интегрального образования, каким является личность человека. "Номотетический" подход к изучению личности опирается на следующие базовые положения: 1. Личность - полностью объективируемое образование, поэтому она в той же мере может выступить в качестве объекта научного исследования, как и другие явления мира (физические, биологические...). 2. Личность человека является носителем определенных всеобщих качеств и типологических особенностей, а это означает то простое обстоятельство, что конкретную личность также можно соотнести с некоторой общностью или www.akme.edu.ru 14 Личность в психологической коррекции причислить к определенной общей категории личности, как и какой-то конкретный предмет мы можем соотнести с обобщенной категорией данного вида предметов. В этом смысле личность имеет свою объективную сущность, которая опережает способ бытия, экзистенции данной личности, ее конкретной жизнедеятельности. Глагол "опережать" здесь означает не временное опережение, а то обстоятельство, что конкретный способ бытия, модус конкретной деятельности конкретной личности является осуществлением той общей "программы", которая "задана" определенной общей сущностью или типологическими особенностями, присущими некоторой общности людей. 3. Как объект научного изучения личность выступает в качестве предмета наблюдения внешнего наблюдателя. Объективная точка зрения внешнего наблюдателя способствует тому, чтобы личностные проявления рассматривались как вещи, если перефразировать методологическую формулу Э. Дюркгейма – "социологические явления следует изучать как вещи". Такая точка зрения особо рельефно представлена в работах структуралистически ориентированных ученых, в которых факты сознания (индивидуального или коллективного) рассматриваются определенную структуру не как элементы вещи, (К. а как включенные Леви-Стросс, М. в Фуко). Провозглашаемая Ж. Лаканом формула о том, что мы являемся "говоримыми, а не говорящими", красноречиво подчеркивает растворяемость субъекта в особых, знаково-психологических структурах. В целом тот подход, согласно которому личность рассматривается как вещь, либо растворяется в определенные структуры, олицетворяет один из аспектов того положения, которое выражено формулой "человек умер". "Идиографический" подход к изучению личности должен предполагать в качестве базовых прямо противоположные вышеупомянутым положения: 1. Личность – понимаемое необъективируемая данность, как cogito. декартовское её обитель Личность – – самосознание, это субъективное образование; если её представляем в качестве объекта изучения, то тем самым мы ее "умерщвляем". "Познание умерщвляет предмет познания" – этот тезис, выдвинутый экзистенциалистически ориентированными философами, в первую очередь, относится к познанию личности человека. Личность как субъект деятельности не следует превращать в предмет познания (имеется в виду позитивистски ориентированный способ познания), ибо в таком случае субъект www.akme.edu.ru 15 Личность в психологической коррекции теряет свою субъективность, превращается в свою противоположность (К. Ясперс, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер, Г. Марсель). Объективное рассмотрение субъекта аналогично тому, если бы мы реальные жизненные процессы конкретного живого существа изучали не в процессе его реальной жизнедеятельности, а путем его рассмотрения как мертвого тела. 2. Личность человека не категоризуема, она не является выражением какой-либо общей сущности; она уникальна, ее невозможно типизировать и рассматривать в рамках причинно-следственных связей. Ей присуща недетерминированная, абсолютно спонтанная активность. По Ж. П.Сартру не только личность, как определенная отдельные целостность, акты является сознания личности абсолютной не спонтанностью, выводимы друг из но друга, и не подвергаются объяснению, недетерминированны, уникальны. Не человеческое существование (экзистенция) является выражением определенной человеческой сущности, а наоборот экзистенция предшествует сущности; в процессе бытия и жизнедеятельности (зкзистирования) фундируется сущность конкретной личности. 3. Сущность личностного бытия постигается тем способом, что оно предстает перед постигающим "взором" в качестве субъекта жизнедеятельности (а не объекта), а такое постижение осуществляется внутренним наблюдателем. Под внутренним наблюдением здесь не обязательно имеется в виду акт интроспекции. Внутреннее наблюдение несводимо к интроспекции. Его нельзя отождествлять с отдельными актами самосознания или с процессами самоанализа и самосознания, а внутреннего наблюдателя невозможно сводить к субъекту самосознания, самопознания и самоанализа, ибо акты самосознания, самоанализа и самопознания сами нуждаются для своего постижения в определенном внутреннем наблюдателе. Под внутренним наблюдением, например, в понимающей психологии, имеются в виду особые акты понимания, интуитивного постижения и т. д. Таким образом, для внутреннего наблюдателя не является обязательным условием то, чтобы субъект наблюдал свои внутренние психические процессы, чтобы наблюдатель и наблюдаемый были одним и тем же лицом: субъект как внутренний наблюдатель может выступать и в том случае, если он посредством особых понижающих (герменевтических) методов постигает чужой внутренний мир; www.akme.edu.ru 16 Личность в психологической коррекции можно встать на позицию внутреннего наблюдателя, фактически оставаясь вне наблюдаемого. Насколько несовместимы эти противоположные позиции? Можно ли преодолеть односторонность одного из подходов и встать на более синтетическую точку зрения? Г. Олпорт считал, что следует сохранять равновесие между "номотетическим" и "идиографическим" подходом и синтезировать их противоположные точки зрения Помимо указанных выше подходов, существует два основных направления анализа личности: подхода к описанию личности — в терминах ее качеств и в терминах основных типов. Выделение типов личности подвергалось и подвергается серьезной критике. Г. Олпорт в 1937 г. писал: «Любая типология основывается на выделении какого-либо сегмента из целостной личностной структуры и на придании этому сегменту не свойственного ему значения. Все типологии устанавливают границы там, где границы неуместны: они представляют собой искусственные образования... Типологии, претендующие на то, чтобы быть базовыми, противоречат друг другу... Каждый исследователь кромсает природу по-своему и только свою продукцию признает стоящей». Большинство современных исследователей согласится с последним утверждением. Что же касается того факта, что деление на чистые типы на практике не наблюдается, то современные типологии не только включают в рассмотрение многие параметры, но и рассматривают распределение по ним как непрерывное, отказываясь от дихотомии «все или ничего». Ядром таких классификаций является представление о том, что определенные сочетания качеств просто чаще встречаются, чем другие; таким образом, последние служат лишь удобным инструментом в классификации индивидов. Универсальность, на которую претендовали некоторые типологии, в особенности теоретические, не находит сторонников. Притягательность типологического подхода может частично заключаться в его способности сохранять что-то от уникальности личности, несмотря на генерализацию, необходимую для применения обычных научных исследовательских процедур. По словам К. Клукхона и X. Мюррея (1948), «каждый человек чем-то похож на всех, чем-то на некоторых и чем-то не похож ни на кого». Качества. Качеством личности называется длительно существующая характеристика, проявляющаяся в поведении индивида в различных ситуациях. Назвать человека болтливым – значит определить уровень его речевой активности www.akme.edu.ru 17 Личность в психологической коррекции как повышенный в широком круге, хотя и не абсолютно во всех ситуаций (работа, общение с близкими и незнакомыми). Качество характеризует поведение человека в большей или меньшей степени: по сравнению с большинством людей человек может проявлять себя как вежливый, но часто грубить своей коллеге. Свойства личности в разной мере характеризуют индивидуальность человека, т. е. встречаются качества характерные для большой группы людей (например, восточный человек – интраверт, западный - экставерт) – общие, групповые, и, наряду с ними, в каждом человеке есть то, единичное, что делает его собой, отличая от окружающих. Причина того, что мы можем не замечать главное свойство человека, играющее ведущую роль в структуре личности, заключается в ограниченности точки зрения нашего собственного общества или культуры. В принципе, полное описание личности должно включать все поддающиеся выделению свойства индивида. Уровни выраженности свойства. Одни из свойств них легко наблюдаемы и потому легко измеримы - они являются поверхностными, ситуативно проявляющимися, другие, напротив, не имеют или почти не имеют внешних проявлений.. Личностные качества и ситуация Каждый индивид не сохраняет единообразия поведения в различных ситуациях. Скорее можно сказать, что все мы используем разные маски для разных случаев: в каждом человеке «много личностей». Так, обнаружено, что поведение индивида зависит от того, с каким человеком ему предстоит общаться (рядом с эгоистом, например, человек больше склонен самоутверждаться). Для осуществления эффективной психологической коррекции, по мнению Г. Келли, необходима определенная степень гибкости личностной структуры. Психолог должен помочь клиенту осознать различные стороны его личности и научиться их использовать; для этого может быть рекомендовано множество специальных методик, включая ролевые игры. Вообще, по мнению Г. Келли, для лучшего понимания человека необходимо оценивать его в тех понятиях, которые он сам применяет для описания себя, - а не в терминах психологических теорий природы личности, и не с позиций собственных представлений. www.akme.edu.ru 18 Личность в психологической коррекции 4. На основе рассмотренных нами выше концепций личности и вариантов ее описания обозначим возможные направления психологической коррекции личностных свойств: ‒ коррекция направленности, жизненных ориентаций и установок; ‒ коррекция самосознания; ‒ коррекция отношений; ‒ коррекция поведения. www.akme.edu.ru 19
«Личность в психологической коррекции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot