Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лексическое развитие детей
дошкольного возраста
Основные линии работы со словом:
•освоением ребенком значений слов
•накопления и уточнения
представлений,
•Обогащение словаря
•Эмоциональное развитие
дошкольников
Принципы построения
словарной работы в ДОУ:
• 1. Работа над словом проводится при ознакомлении
детей с окружающим миром на основе активной
познавательной деятельности.
• 2. Формирование словаря происходит одновременно
с развитием психических процессов и умственных
способностей, с воспитанием чувств, отношений и
поведения детей.
• 3. Все задачи словарной работы решаются в единстве
и в определенной последовательности.
Лингвистические основы
словарной работы:
• Слово является минимальной единицей речи
• Значение слова - это отнесенность слова с определенным понятием,
явлением действительности и в нем можно выделить определенную
структуру
• Свойства слова: фонетическая выраженность, грамматическое
оформление слова и семантическая валентность
• Однозначным и многозначным, или полисемичным
• Слова-омонимы
• Слова в языке существуют не изолированно, а образуют систему
(синонимические, антонимические отношения, тематические и
лексико-семантические группы).
Вывод:
• формирование словаря должно проходить в тесной
взаимосвязи с развитием связной речи детей.
• значение слова можно определить на основе
установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с
предметом, 2) связи слова с определенным понятием,
3) соотнесенности слова с другими лексическими
единицами внутри лексической системы языка
(Звягинцев). Усвоить значение слова - значит овладеть
всеми его сторонами.
Особенности освоения словаря
детьми дошкольного возраста:
Два аспекта методики словарной работы с детьми:
• 1) связан с усвоением предметной соотнесенности слова и с его
понятийной стороны в процессе ознакомления с окружающим,
с развитием познавательной деятельности детей (Е.И. Тихеевой,
М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой,
В.И. Яшиной и др)
• 2)связан с решением языковых задач, с освоением слова как
единицы лексической системы языка (Е.И. Тихеева, Е.М.
Струнина, Н.П. Иванова и др.).
В развитии словаря детей можно выделить
две стороны:
• -количественный рост словарного запаса;
• -качественное развитие словаря.
М.М. Кольцова выделила четыре степени обобщения:
• Первая степень обобщения - слово обозначает один
определенный предмет (КУКЛА - только эта кукла) (первый начала второго года жизни).
• Вторая степень обобщения - слово обозначает уже группу
однородных предметов (КУКЛА относится к любой кукле,
независимо от ее размера, материала, из которого она
сделана) (к концу второго года жизни)
• Третья степень обобщения - слово обозначает несколько
групп предметов, имеющих общее назначение (посуда,
игрушки и т.п.) (три - три с половиной года)
• Четвертая степень обобщения - слово достигает высшей
стадии интеграции. В слове как бы дан итог ряда
предыдущих уровней обобщения (слово ВЕЩЬ содержит в
себе обобщения, даваемые словами ИГРУШКИ, ПОСУДА,
МЕБЕЛЬ). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно
широко, а связь его с конкретным предметом прослеживается
с большим трудом.
Н.Х. Швачкин обратил внимание на следующие
особенности понимания значений слов дошкольниками:
• 1. В восприятии дошкольниками каждый предмет
должен обладать свойственным ему названием.
• 2. Малыш ищет непосредственную связь между
звуками и значением слова
• 3. В значение слова ребенок вкладывает живой,
осязаемый образ
• 4. Дошкольник имеет склонность придавать
буквальный смысл словам, которые он произносит
Методы и приемы словарной работы с детьми
дошкольного возраста:
• Словарная работа складывается через систему занятий трех
разновидностей:
• 1) занятия, в которых словарная работа осуществляется в
процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом
предметов и явлений окружающей действительности
(экскурсия, демонстрация предметов и т.п.);
• 2) занятий, где словарная работа опирается на углубление
знаний детей об окружающих предметах и явлениях
(ознакомление с качествами, свойствами, особенностями);
• 3) занятий, решающих задачи словарной работы в процессе
обобщений, формирования понятий.
В.И. Логинова определяет общие требования к
организации и методике проведения занятий:
• 1. Единство развития словаря с развитием
познавательных процессов (восприятия, представления,
мышления).
• 2. Целенаправленная организация речевой и
познавательной активности детей в процессе занятия.
• 3. Наличие наглядности как основы для организации
речевой и познавательной активности.
• 4. Единство реализации всех задач словарной работы на
каждом занятии (Логинова).
Выделяют четыре основные задачи:
• 1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение
неизвестных слов, а также новых значений ряда
слов, уже имеющихся в лексиконе.
• 2. Закрепление и уточнение словаря
• 3. Активизация словаря.
• 4. Устранение из речи детей нелитературных слов
(диалектных, просторечных, жаргонных)
(Алексеева, Яшина).
Критерии при отборе слов:
• -коммуникативная целесообразность введения слова в словарь
детей;
• -необходимость слова для усвоения содержания представлений,
рекомендованных программой детского сада;
• -частота употребления слова в речи взрослых, с которыми
общается ребенок;
• -отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его
доступность детям по лексическим, фонетическим и
грамматическим особенностям;
• -учет уровня овладения лексикой родного языка детьми
данной группы;
• -значимость слова для решения воспитательных задач;
• -значимость слова для понимания детьми данного
возраста смысла художественных произведений;
• -отбор слов, относящихся к разным частям речи.
Младший дошкольный возраст:
Приемы работы:
• Воспитатель должен сопровождать свои действия и
действия детей словом.
• Необходимо сочетать непосредственное восприятия
объектов, слово педагога и речь самого ребенка.
• Новые слова должны произноситься четко, внятно.
• Используется интонационное выделение слова,
несколько усиленное его артикулирование, повторное
проговаривание слов и словосочетаний детьми.
Методы работы:
• сюжетно-ролевые игры
• специальных занятиях, обогащающих чувственный опыт ребенка
• осмотры помещения (Тихеева).
• игры в поручения
• целевые прогулки
• наблюдения на прогулках
• наглядность.
•В младших группах проводятся два
вида занятий:
• 1) по первичному ознакомлению с
предметами,
• 2) по углублению знаний о
предметах.
На занятиях используются методы
рассматривания и обследования предметов.
• Ознакомление с предметом идет поэтапно:
• -ознакомление с внешним видом предмета, с его
назначением;
• -восприятие частей, деталей предмета;
• -знакомство со свойствами и качествами предметов,
материалов, из которых они сделаны (стекло, бумага,
дерево, металл; стекло прозрачное, хрупкое, бьется;
бумага мнется, рвется, размокает).
• занятия с образными игрушками.
• дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку»,
«Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось»,
«Угадай, что спрятали», а также дидактические игрызанятия: «Приготовим салат», «Поучимся заваривать
чай» и т.п. Полезно проводить хороводные игры: дети
поют или произносят текст и сопровождают его
действиями.
• Закрепление и активизация словаря происходит в
процессе рассматривания картин. Используются
настенные предметные и сюжетные картины.
Предметные картины служат для уточнения названий
предметов, признаков (петух, петушок, большой,
красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост).
Сюжетные картины служат для активизации словаря
(«Наша Таня», «Мы играем»).
• художественная литература
• в младших группах внимание детей привлекается к
слову, к разным словам, которыми можно назвать
один и тот же объект (кошка, киска, кисонька), и к
одним и тем же словам, обозначающим разные
предметы и состояния (носик у куклы и носик у
чайника; идет человек и идет дождь; румяное
яблочко и румяная девочка).
Средний дошкольный возраст
• Словарь ребенка пятого года жизни увеличивается примерно на 600800 слов. Появляется ярко выраженное критическое отношение к
речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить
значения слов. Дети начинают пользоваться более точными
наименованиями предметов, более разнообразно определяют
предмет за счет уточнения его качеств (яблоко – сочное, вкусное,
спелое, гладкое, круглое), дифференцируют понятия (хороший,
умный, добрый, ласковый, красивый – раньше все эти качества
называли одним словом хороший), используют больше глаголов для
наименования однотипных действий (бежит, мчится, несется).
Повышенный интерес к слову проявляется в словотворчестве.
• Появляются новые методические приемы, которые основываются на
способности воспринимать речь без наглядного сопровождения
• Используется наглядно-действенный метод ознакомления с
предметами (твердый – мягкий, прозрачный – непрозрачный).
• Приемы сравнения используются чаще, чем раньше
• Появляется новый вид занятий – беседа по игрушкам, которая тоже
сопровождается сравнением, описанием.
• Используется описание игрушек и составление загадок по ним
(«Магазин игрушек», «Найди и опиши»).
• драматизации и инсценировки с игрушками
Старший дошкольный возраст
•
Дети пяти-семи лет владеют бытовым словарем
на уровне разговорного языка взрослых,
употребляют слова не только с обобщающим, но
и с отвлеченным значением (горе, радость,
смелость). У них появляется большой интерес к
слову, к его значению. К семи годам в словаре
ребенка имена существительные составляют
42%, глаголы – 43%, прилагательные – 7%,
наречия – 6%, служебные слова – 2%.
• Одно из новых правил введения новых слов в
словарь ребенка – ознакомление со словом в
контексте.
• занятия по формированию родовых понятий;
• беседы по игрушкам, по картинам;
• составление рассказов, описаний по картинам с
придумыванием названия картине;
• художественная литература.
• Главная задача словарной работы в старшем
дошкольном возрасте – выработка навыков
осознанного и уместного использования слов в
соответствии с контекстом высказывания, подбор
наиболее точного слова для обозначения
предмета и его свойств. Именно поэтому новое
значение приобретает работа с многозначными
словами, с синонимами и антонимами (Струнина,
Ушакова).