Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Лексическое развитие детей дошкольного возраста

  • 👀 395 просмотров
  • 📌 331 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Лексическое развитие детей дошкольного возраста» pdf
Лексическое развитие детей дошкольного возраста Основные линии работы со словом: •освоением ребенком значений слов •накопления и уточнения представлений, •Обогащение словаря •Эмоциональное развитие дошкольников Принципы построения словарной работы в ДОУ: • 1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности. • 2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей. • 3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности. Лингвистические основы словарной работы: • Слово является минимальной единицей речи • Значение слова - это отнесенность слова с определенным понятием, явлением действительности и в нем можно выделить определенную структуру • Свойства слова: фонетическая выраженность, грамматическое оформление слова и семантическая валентность • Однозначным и многозначным, или полисемичным • Слова-омонимы • Слова в языке существуют не изолированно, а образуют систему (синонимические, антонимические отношения, тематические и лексико-семантические группы). Вывод: • формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. • значение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (Звягинцев). Усвоить значение слова - значит овладеть всеми его сторонами. Особенности освоения словаря детьми дошкольного возраста: Два аспекта методики словарной работы с детьми: • 1) связан с усвоением предметной соотнесенности слова и с его понятийной стороны в процессе ознакомления с окружающим, с развитием познавательной деятельности детей (Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной и др) • 2)связан с решением языковых задач, с освоением слова как единицы лексической системы языка (Е.И. Тихеева, Е.М. Струнина, Н.П. Иванова и др.). В развитии словаря детей можно выделить две стороны: • -количественный рост словарного запаса; • -качественное развитие словаря. М.М. Кольцова выделила четыре степени обобщения: • Первая степень обобщения - слово обозначает один определенный предмет (КУКЛА - только эта кукла) (первый начала второго года жизни). • Вторая степень обобщения - слово обозначает уже группу однородных предметов (КУКЛА относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана) (к концу второго года жизни) • Третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (посуда, игрушки и т.п.) (три - три с половиной года) • Четвертая степень обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог ряда предыдущих уровней обобщения (слово ВЕЩЬ содержит в себе обобщения, даваемые словами ИГРУШКИ, ПОСУДА, МЕБЕЛЬ). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретным предметом прослеживается с большим трудом. Н.Х. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: • 1. В восприятии дошкольниками каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. • 2. Малыш ищет непосредственную связь между звуками и значением слова • 3. В значение слова ребенок вкладывает живой, осязаемый образ • 4. Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста: • Словарная работа складывается через систему занятий трех разновидностей: • 1) занятия, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т.п.); • 2) занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями); • 3) занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий. В.И. Логинова определяет общие требования к организации и методике проведения занятий: • 1. Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления). • 2. Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия. • 3. Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности. • 4. Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии (Логинова). Выделяют четыре основные задачи: • 1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. • 2. Закрепление и уточнение словаря • 3. Активизация словаря. • 4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных) (Алексеева, Яшина). Критерии при отборе слов: • -коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей; • -необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада; • -частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общается ребенок; • -отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям; • -учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы; • -значимость слова для решения воспитательных задач; • -значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений; • -отбор слов, относящихся к разным частям речи. Младший дошкольный возраст: Приемы работы: • Воспитатель должен сопровождать свои действия и действия детей словом. • Необходимо сочетать непосредственное восприятия объектов, слово педагога и речь самого ребенка. • Новые слова должны произноситься четко, внятно. • Используется интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. Методы работы: • сюжетно-ролевые игры • специальных занятиях, обогащающих чувственный опыт ребенка • осмотры помещения (Тихеева). • игры в поручения • целевые прогулки • наблюдения на прогулках • наглядность. •В младших группах проводятся два вида занятий: • 1) по первичному ознакомлению с предметами, • 2) по углублению знаний о предметах. На занятиях используются методы рассматривания и обследования предметов. • Ознакомление с предметом идет поэтапно: • -ознакомление с внешним видом предмета, с его назначением; • -восприятие частей, деталей предмета; • -знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, бумага, дерево, металл; стекло прозрачное, хрупкое, бьется; бумага мнется, рвется, размокает). • занятия с образными игрушками. • дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось», «Угадай, что спрятали», а также дидактические игрызанятия: «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай» и т.п. Полезно проводить хороводные игры: дети поют или произносят текст и сопровождают его действиями. • Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины. Предметные картины служат для уточнения названий предметов, признаков (петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост). Сюжетные картины служат для активизации словаря («Наша Таня», «Мы играем»). • художественная литература • в младших группах внимание детей привлекается к слову, к разным словам, которыми можно назвать один и тот же объект (кошка, киска, кисонька), и к одним и тем же словам, обозначающим разные предметы и состояния (носик у куклы и носик у чайника; идет человек и идет дождь; румяное яблочко и румяная девочка). Средний дошкольный возраст • Словарь ребенка пятого года жизни увеличивается примерно на 600800 слов. Появляется ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов. Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств (яблоко – сочное, вкусное, спелое, гладкое, круглое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый – раньше все эти качества называли одним словом хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несется). Повышенный интерес к слову проявляется в словотворчестве. • Появляются новые методические приемы, которые основываются на способности воспринимать речь без наглядного сопровождения • Используется наглядно-действенный метод ознакомления с предметами (твердый – мягкий, прозрачный – непрозрачный). • Приемы сравнения используются чаще, чем раньше • Появляется новый вид занятий – беседа по игрушкам, которая тоже сопровождается сравнением, описанием. • Используется описание игрушек и составление загадок по ним («Магазин игрушек», «Найди и опиши»). • драматизации и инсценировки с игрушками Старший дошкольный возраст • Дети пяти-семи лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением (горе, радость, смелость). У них появляется большой интерес к слову, к его значению. К семи годам в словаре ребенка имена существительные составляют 42%, глаголы – 43%, прилагательные – 7%, наречия – 6%, служебные слова – 2%. • Одно из новых правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в контексте. • занятия по формированию родовых понятий; • беседы по игрушкам, по картинам; • составление рассказов, описаний по картинам с придумыванием названия картине; • художественная литература. • Главная задача словарной работы в старшем дошкольном возрасте – выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания, подбор наиболее точного слова для обозначения предмета и его свойств. Именно поэтому новое значение приобретает работа с многозначными словами, с синонимами и антонимами (Струнина, Ушакова).
«Лексическое развитие детей дошкольного возраста» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot