Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекционные формы обучения в высшей школе
Цель вузовской лекции - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Лекция выполняет следующие функции:
информационную
стимулирующую
воспитывающую
развивающую
ориентирующую
разъясняющую
убеждающую
Виды лекций.
1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
2. По научному уровню: академические и популярные.
3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, закрепительно- обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации.
4. По способу изложения материала: лекции-монологи, лекции- диалоги или лекции-беседы, проблемные лекции, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности), лекции-конференции и др.
Традиционные формы организации и проведения лекций
1). Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете. Лектор знакомит студентов с назначением, целью и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой. На этой лекции уточняются сроки и формы отчетности, знакомит с методикой работы над курсом.
2). Лекция-информация (лекция-монолог) ориентирована на систематизированное изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип монологического изложения лекционного материала в практике высшей школы. В то же время данный вид лекции требует высокого профессионального мастерства преподавателя, так как пассивное восприятие информации не становится знанием студента. Считается, что данная лекция не только представляет информацию, но и демонстрирует научный или профессиональный стиль мышления специалиста, помогает студенту освоить специфику научной или конструктивной мысли.
3). Обзорная лекция - это не краткий конспект, а систематизация научных знаний на более высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.
Нетрадиционные формы организации и проведения лекций
1). Проблемная лекция. Исследования педагогов и психологов (М. И. Махмутов, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин) показали, что проблемное изложение знаний на лекциях, создание проблемных ситуаций и их решение, применение исследовательского и частично-поискового методов изучения нового материала существенно активизируют весь учебный процесс. Названными выше учеными разработана технология проблемной лекции, состоящая из последовательных этапов организации обучения студентов непосредственно на лекции:
- ориентировочный этап - актуализация знаний и умений, необходимых для изучения темы, обобщение ранее изученного материала;
- постановочный этап - создание проблемной ситуации, что воздействует на активизацию познавательной мотивации студентов;
- поисковый этап - анализ преподавателя совместно со студентами проблемной ситуации, определения необходимых действий и условий для разрешения проблемы;
- ознакомительно-установочный этап - отработка способов решения проблемы, их трансляция на аналогичные ситуации;
- реконструктивный этап - конструктивное решения студентами аналогичных задач или проблем, требующих дополнительных знаний; - контрольно-вариативный этап - анализ результатов усвоения способов решения проблемы или задачи, определения типов профессиональных задач, для которых необходимо знание усвоенной информации.
Проблемная лекция начинается с постановки вопросов. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть готовой схемы решения в прошлом опыте нет.
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей: 1) усвоение студентами теоретических знаний; 2) развитие теоретического мышления; 3) формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста. Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов.
Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты получают новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии. Полученная информация усваивается как личностное открытие еще не известного для себя знания, что позволяет создать у студентов иллюзию "открытия" уже известного в науке. Проблемная лекция строится таким образом, что познания студента приближаются к поисковой, исследовательской деятельности. Здесь участвует мышление студентов, которое происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа. Чем выше степень диалогичности лекции, тем больше она приближается к проблемной и тем выше ее ориентирующий, обучающий и воспитывающий эффекты. И, наоборот, чем ближе лекция к монологическому изложению, тем в большей мере она приближается к информационной. Для управления мышлением студентов на проблемной диалогической лекции используются заранее составленные преподавателем проблемные и информационные вопросы. С помощью сочетания проблемных и информационных вопросов преподаватель может учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого студента. Как видно, технология в организации проблемной лекции не традиционна и предоставляет больше возможности для реализации умственного потенциала студентов в интеллектуально-мыслительной деятельности.
2). Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов: натуральных объектов, людей в их действиях и поступках, деталей машин, картин, рисунков, фотографий, слайдов (символических, в виде схем, таблиц, графиков, графов, моделей). Самостоятельный анализ студентов под руководством преподавателя визуального материала активизирует их мыслительную деятельность. Данный вид лекции является результатом оригинального использования принципа наглядности. Интерес к лекциям повышается при использовании информационно-коммуникационных технологий.
Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).
Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому иногда может теряться некоторое количество информации. Но это является и преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.
В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием наиболее запоминающихся форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения преподавателя со студентами.
Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности, дидактически обоснованной подготовке процесса ее чтения с учетом психофизиологических особенностей студентов и уровня их знаний. Лекцию опаснее перегрузить, чем «недогрузить» демонстрациями, ибо лектор всегда должен оставаться в центре событий, сохраняя за собой позицию основного источника информации. Преподаватель ни в коем случае не должен превращаться в простого комментатора того, что предъявляется.
3). Бинарная лекция (Лекция вдвоем). Это вариант частичного использования проблемной лекции с участием сразу двух преподавателей, которые являются «последователями разных научных течений». В процессе дискуссии они высказывают свою позицию по отношению к заявленной теме лекции. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п.
Подобная организация лекционного занятия позволяет освещать вопрос с разных точек зрения и делает студентов его активными участниками. Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задача студентов сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.
Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к подбору преподавателей. Они должны быть интеллектуально и личностно совместимы, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстрый темп реакции, показывать высокий уровень владения предметным материалом, помимо содержания рассматриваемой темы.
4). Лекция-беседа (Диалог с аудиторией) является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, «озадачивание» студентов вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории.
С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Преподаватель-мастер – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы.
5). Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.
Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. В лекциях-дискуссиях обычно выступают два преподавателя, защищающие принципиально различные точки зрения на проблему. В последнем случае желательно, чтобы участники дискуссии представляли определенные группы, что приводит в действие социально- психологические механизмы формирования ценностно-ориентационного единства, коллективистической идентификации и др., которые усиливают или даже порождают новые мотивы деятельности.
Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы, и лекция продолжается.
Данный метод позволяет преподавателю видеть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии. Отрицательное же то, что студенты могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собственном мнении, а не изменить его. Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.
6). Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов, продолжительностью - 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложений преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. Студенты в течение лекции задают вопросы по теме. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы. Здесь студент выступает активным участником процесса обучения.
7). Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы - ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всему разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы - ответы - дискуссия», является сочетанием трех компонент: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы. В постановке вопроса человек часто реализуется в демонстрации своих интересов или проявляет личное мнение.