Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Культурные и духовные ценности общества в историческом процессе

  • 👀 657 просмотров
  • 📌 577 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Культурные и духовные ценности общества в историческом процессе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Культурные и духовные ценности общества в историческом процессе» doc
Тема 7. Культурные и духовные ценности общества в историческом процессе. Общество и философия истории. Основные вопросы: 1. Понятие «общество». Философские воззрения об обществе. 2. Философское понимание общества. Сущность и специфические особенности общества. 3. Формирование и развитие общества как естественный исторический процесс. 4. Роль государства в жизни общества. Свободное гражданское общество, строящееся в Узбекистане, и его особенности. 5. Философское понимание культуры. Разнообразие культур, их взаимосвязь. 6. Культура и цивилизация. Цель учебного занятия: объяснить сущность философского познания общества; рассказать о вкладе мыслителей Центральной Азии в изучение проблем общество, государство, об основных сферах социума: экономической, политической, духовной; показать роль государства в реализации модели социально- экономического развития Узбекистана; сформировать целостное представление о понятиях «культура», «цивилизация», показать в чем различие понятий «культура» и «цивилизация». Ключевые понятия: общество, производительные силы, производственные отношения, труд, человек, наука, творчество, собственность, рынок, капитал, деньги, государство, форма власти, политические режимы, ветви власти, гражданское общество, политические партии, духовность, культура, материальная культура, духовная культура, цивилизация, формация. Философия изучает самые общие законы развития мира и человека. Мир сложен, разнообразен. Общество – одно из самых сложных проявлений мира. Ознакомимся с основами философского понимания общества. Ответим на вопросы: Что такое общество? Как происходило развитие общества? В чём сущность общества? Поговорим об особенностях современного гражданского общества, членами которого мы являемся. Издревле учёных интересовали вопросы: Что такое общество? Как оно устроено? Можно ли познать общество, его сущность? Каково место человека в обществе? и др. Воззрения учёных об обществе, сформировавшиеся с древних времён до наших дней, развивались трёх направлениях. Начальные воззрения об обществе были религиозными. Согласно им, мир, все предметы и явления в нём, в том числе общество и человек созданы божеством. Причины всех изменений, процессов в обществе нужно искать в божестве. Вся жизнедеятельность происходит под влиянием Бога, поэтому люди должны веровать в эти силы. Человеческое общество издревле изучалось представителями различных отраслей науки. Знания в области экономики возникли в результате экономического развития общества, исторические – в результате изучения общественно-исторических процессов, происходивших в разные периоды. Древнегреческий философ Аристотель разработал науку, связанную с изучением общества, и назвал её метафизикой. Особое место он отводил политике. По его мнению, общество состоит из политических существ. В «Сочинениях Тимура» содержатся ценные сведения об обществе, его экономической, политической жизни, об устройстве (организации) жизни общества. В настоящее время проблемой общества занимаются социально-гуманитарные науки: история, теория экономики, основы нравственности, правоведение, политология, социология и др. Научно-философские воззрения учёных Центральной Азии об обществе заслуживают внимания. Абу Наср Фараби в своих работах глубоко проанализировал проблему общества. Он выдвинул теорию о том, что основой возникновения общества являются естественные потребности, которые заставили людей объединиться, организоваться в общество. Благодаря взаимопомощи удовлетворялись потребности. Взаимовыручка, взаимопомощь людей сформировали общество. Человеческое сообщество состоит из различных народов, отличающихся друг от друга языком, обычаями, традициями, умениями, навыками, образом жизни. Фараби делит государства на идеальные и неидеальные. Идеальным городом управляет высоконравственный и образованный человек, это государство основано на взаимопомощи, взаимовыручке жителей города. «Начало, объединяющее людей – человечность. Поэтому люди должны жить во взаимопонимании и согласии»1. Абу Али Ибн Сина в произведении «Ишорат ва тарбихот» пишет, что человек из-за своих потребностей не может жить отделившись от людей, ибо он удовлетворяет свои потребности лишь в отношениях с другими представителями человечества. Он делит людей на три группы, в зависимости от их места в обществе: а) служащие в государственных органах и управляющие обществом; б) производители предметов и необходимых занятий; в) военные, занимающиеся обороной, защитой государства от внешних посягательств. Абу Райхан Беруни одним из первых предпринял попытку обосновать роль природно-географической среды в появлении общества. Он считал, что «суть правления (обществом) состоит в защите прав угнетённых, жертвование своим спокойствием ради покоя других». Алишер Навои в своих трудах создаёт очертания «идеального общества». В середине XIX века изучение общества, его будущего стало жизненной необходимостью. Учёные Западной Европы Т.Сленгер (1820-1907 гг.), Дюркгейм (1858-1917 гг.), Гегель, Н.Вебер, В.Парено, К.Маркс, Ф.Энгельс и др. рассматривали развитие общества как естественноисторический процесс, сложную социальную систему. Человечество существует обществом. Семейство людей, живущих на земном шаре, составляет сообщество. Схема 1. Философский анализ общества Философский анализ общества отличается от научного рядом принципов. В отличие от других наук, философия в анализе общества основывается на следующих принципах: 1. Общество – составная часть единого целостного мира, своеобразное проявление бытия, природы, особая форма объединения людей. 2. Общество – социальная система, составляющая единое целое. 3. Философия исследует связи между всеми сторонами общества и его развития. 4. Философия рассматривает общество, как и мир, в постоянном движении, изменении, развитии. Философия изучает общество как единое целое и раскрывает законы его существования, развития. Жизнь общества имеет сложную структуру. Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Схема 2. Материальная и духовная жизнь общества Схема 3. Сферы общества Экономическая сфера жизни общества подразумевает существующее в обществе производство, проявляется в процессах, связанных с производством материальных благ. Общественно-политическая сфера охватывает различные объединения, социальные группы, общественные отношения между ними, исторические формы объединения людей. Она находит своё отражение в его структуре. Духовная сфера жизни общества включает в себя существующее в ней духовное производство и его результаты (различные взгляды, идеи, учения, политика, мораль, наука, религия, язык, литература, искусство, образование, воспитание). Формирование и развитие общества – процесс (пространство) естественноисторический. Общество, сформировавшееся естественно и непрерывно, развивающийся социальный организм. Формирование, изменение, развитие общества, как и природы, процесс закономерный. Законы общества качественно отличаются от законов природы. Во-первых, законы природы проявляются в форме взаимодействия предметов и явлений, природных процессов, сил, а законы общественные проявляются в деятельности сознательных людей. Во-вторых, в отличие от законов природы законы общества действуют кратковременно. Ещё одна особенность общественных процессов заключается в их развитии высокими скоростями по сравнению с биологическими и другими природными явлениями, в природе возникновение новых законов в связи с изменением условий, происходит в миллионы и миллиарды лет. В общественной жизни иначе, условия меняются относительно быстрее. В отличие от законов природы, законы человеческого общества действуют лишь в определённый период, потом уступают своё место другим. Это связано не с тем, что люди их отменили, а с тем, что меняются условия действия этих законов. В-третьих, открытие и использование новых законов природы происходит равномерно, не приводит к социальным потрясениям. Открытие и применение законов природы исходит из потребностей развития и совершенствования производства, техники. Поэтому люди с различными убеждениями могут открывать законы природы и использовать их для своего блага. Законы общественного развития напротив охватывают отношения людей, отдельных групп, слоёв, классов общества и не могут не влиять на их интересы. Независимо от того понимают ли это люди, выполняют ли требования экономического развития, их деятельность соответствует исторической закономерности и они могут достичь или не достичь своих целей. При этом в развитии общества возникают социальные потрясения и противостояния. Наряду с отличиями между законами природы и общества существует и сходство: процесс перехода биосферы на уровень ноосферы – процесс закономерный, осознание этого, определение направления этого перехода спасёт от верной гибели и природу (Землю), и человечество (общество). В настоящее время бытует много разных теорий о развитии общества. Схема 4. Теории развития общества Линейное представление исторического процесса связано с пониманием его как продолжающегося равномерно в одном направлении от возникновения мира до конца пути. Формационное развитие – развитие общественно-экономических формаций: древний мир – рабовладельчество, средние века – феодализм, новое время – капитализм, самое новое время – социализм, коммунизм. Цивилизационный подход подчёркивает культурно-историческую особенность и этапность в обществе. А.Тойнби (1889-1975 гг.) различает в историческом познании 13 цивилизаций. Появление и крах цивилизации по-разному происходит в различных регионах, у различных народов. История состоит из истории цивилизаций, имеющих специфические особенности. Цивилизации Средней Азии А.Тойнби уделяет особое место. Каждая цивилизация в своём развитии проходит несколько этапов: генезис, рост, кризис, гибель. Государство – особое учреждение, направленное на управление, регулирование общества, обеспечение общественной стабильности. Оно является общечеловеческой ценностью, важным достоянием духовного развития. Схема 5. Основные характеристики правового государства С развитием духовного потенциала общества совершенствуются формы и методы политического управления. В новых исторических условиях возникает необходимость нового подхода к сущности, содержанию, функциям государства. В годы независимости в Узбекистане с возрождением национальных традиций государственности организаторская и главная реформаторская деятельность государства приобрела новое содержание и значимость. В реализации концепций об «узбекской модели» развития, разработанной И.А.Каримовым, решающая роль отводится государству. Глубокие преобразования в политической, правовой жизни страны направлены на совершенствование политического правления, построение правового демократического общества, переход от сильного государства к сильному обществу. В жизни общества активное участие принимают различные слои общества, организации, ассоциации. Условно их можно разделить на государственные и негосударственные учреждения и организации. Это политические партии, политические движения, профсоюзы, различные фонды, организации женщин, объединения ветеранов, махаллинские комитеты и др. Их деятельность направлена на повышение потенциала людей, создание гражданского общества. Построение демократического государства – главная цель развития независимого Узбекистана. Демократическое государство управляется рыночными экономическими отношениями. Социальная конкуренция, заинтересованность – закономерность экономического развития. Демократическое государство не может формироваться без просвещённого правового государства. Как говорил И.А.Каримов, гражданское общество – социальное пространство. В этом пространстве верховенствует закон, несопротивляющийся, а способствующий самосовершенствованию человека, способствующий полноценному претворению его прав, свобод, интересов. Гражданское общество обеспечивает свободу каждого гражданина в построении экономической и политической жизни страны. Особенности гражданского общества: 1. Гражданское общество состоит из сложных структурных элементов. 2. В этом обществе устанавливается контроль граждан над деятельностью государства. 3. Ряд задач государства переводится на местные органы самоуправления, общественные организации, негосударственные организации. Построение основ такого государства опирается на высокую политическую и правовую культуру людей. Учреждение органа управления – махалли – имеет важное значение в формировании культуры самоуправления народа. Махалля – школа воспитания человеческих качеств, самоуправления, воплощения демократических ценностей. Построение демократического общества требует воспитания гармонично развитой личности. В свою очередь, нравственно совершенное поколение привнесёт огромный вклад в развитие общества. В широком смысле под культурой понимается всё, что создано человеком. В начале термин «культура» употреблялся для определения влияния человека на природу, достижений в усвоении природных сил. Культура – «очеловеченная природа», продукт деятельности людей в материальной, духовной, социальной, политической и нравственной сферах жизни общества. Культура – система материальных и духовных богатств, благ, созданных людьми, чтобы удовлетворить свои потребности. Возникновение и развитие культуры восходит к самым древним, начальным этапам человеческого общества. Иными словами, культура тесно связана с происхождением и развитием человека. История культуры – неотъемлемая часть истории общества. И поэтому, возникновение и развитие культуры нельзя отделять от истории общества, общественно-экономических отношений в нём, способов производства материальных благ. Пока существует общество, будет существовать и культура. Обретение человеком истинных человеческих качеств, его влияние на природу, социальная деятельность, производство и потребление материальных и духовных благ во многом зависит от культуры, от использования её достижений. Культура очень сложное и многогранное явление, охватывающее все сферы общественной жизни, трудовой деятельности человека, отражающее уровень нравственного развития общества в конкретный исторический период, творческую деятельность людей в процессе материального и духовного производства. Производство как и культуру делят на материальную и духовную. Схема 6. Культура Материальная культура означает орудия труда, трудовые навыки, а также все богатства, созданные в процессе производства. Материальная культура включает в себя весь комплекс материальных богатств, средства их производства (созданную в процессе производства технику и технологию, машины, оборудование, технические сооружения, форму организации общественного труда, налаживание строительства и земледелия) и др. Производственный опыт, способности, умения людей, без которых нельзя организовать производственные процессы, также включаются в материальную культуру. Культура труда, обмена, потребления, быта также входит в материальную культуру. Духовная культура включает в себя созданные людьми духовные (нравственные) богатства, научную, художественную, правовую, религиозную моральную, философскую и др. формы общественного сознания, все формы мышления, все сферы мировоззрения, идеи и учения об обществе, художественные произведения, эстетические взгляды. Она определяется также разработкой форм руководства социальными процессами, их развитием, применением научных знаний на практике. Духовные богатства передаются по наследству от поколения к поколению, от одного этапа развития к другому и влияют на развитие общества. Образование, наука, искусство – творчество народа – важная составная духовности. Нельзя отделять материальное и духовное, противопоставлять их, пренебрегать одним, преувеличивая роль второго. Как отмечал И.А.Каримов, нравственность и экономика не отрицают друг друга, а подчёркивают, взаимно влияют и развиваются. В практической деятельности человека материальная и духовная культура органически связаны. Ни одно орудие труда, ни один вид материального богатства нельзя создать и развивать без человеческого разума, мышления, умственного труда. Во всяком виде практической деятельности объективно участвует как умственный, так и физический труд. Общественное производство – основа духовной жизни. Никакие идеи, взгляды, понятия не возникают и не развиваются сами по себе, все они продукт материальных процессов в обществе и тесно связаны с материальными условиями, естественными факторами, внешним воздействием. Значит, корни нравственной жизни, источник его структуры и развития нужно искать не в социальных идеях, теориях, политических взглядах, а в условиях материальной жизни общества, социальной жизни. А духовная культура оказывает влияние на развитие материальной. Любая работа требует использования орудий труда, умений, основывается на умениях, опыте и практике. Это составляет профессиональную культуру. Эрудированность, знакомство с достижениями науки и техники, положительные качества, поведение, идеи имеют важную роль в развитии общественного производства. Это всё относят к культуре личности. Взаимоотношения людей в семье, учебных заведениях, трудовых коллективах, учреждениях и т.д. также относятся к культуре. Человек – комплекс общественных отношений – не может существовать вне связи отношений с другими людьми. Эти качества относят к культуре общения. Различают также культуру языка, речи, политическую, экологическую, художественную, правовую и др. виды культуры. Иногда культуру путают с образованностью, интеллигентностью. Интеллигенция – люди, занимающиеся умственным трудом (учёные, преподаватели, инженеры, работники культуры, врачи, служащие и др.). Культурность – это благородство, владение всеми положительными качествами (скромность, честность, правдивость, гуманность, доброжелательность, гостеприимство и др.), уважение языка, истории, обычаев и традиций своего и других народов. Схема 7. Функции культуры Формирование культуры зависит от характера экономического и социального устройства общества. Культура меняется под влиянием общества, в то же время социальными функциями влияет на общество. Функции культуры: 1. Познавательная. В культуре отражается весь исторический опыт в познании и освоении предметов и явлений мира на протяжении многовековой деятельности людей. 2. Информационная. Культура – форма передачи общественного опыта из поколения в поколение, т.е. она выполняет функцию исторической преемственности. 3. Коммуникативная. Функция общения культуры заключается в том, что в процессе восприятия сведений, отражённых в материальных и духовных памятниках истории, мы общаемся с авторами этих творений, знакомимся с бытом, вкусами, нравами, культурой предков, чувствуем дух времени. 4. Воспитательная. Культура – средство оценки и регулирования поведения людей. 5. Гуманистическая. Культура формирует человеческие качества. Критерии культурного развития включают: масштабы и количество нравственных ценностей, созданных в ходе развития общества; степень их распространённости, усвоения людьми; равномерное развитие всех видов нравственной культуры; приобщение к этим ценностям всех людей; осознанное участие всех слоёв общества в создании культурных ценностей; наличие в обществе условий для внесения людьми вклада в развитие культуры. Понятия «культура» и «цивилизация» взаимосвязаны, но не тождественны. Понятие «цивилизация» употребляется в отношении к народу, территории, обществу, государству и даже миру, их определённому периоду социально-экономического и культурного развития. Цивилизация (лат. цивилист – букв. гражданский, государственный, воспитанный) по-разному трактуется в научной литературе, бытуют разные определения: цивилизация – высший этап культурно-технического прогресса (главными его признаками являются письмо, технические открытия, промышленная революция); цивилизация – конкретное проявление общества (здесь оно тождественно с понятием «формация»); цивилизация – период развития человека после дикого и варварского этапа. Понятие «цивилизация» отражает качественное своеобразие истории, общества, общих закономерностей, определяемых спецификой производительных сил (технологии), деятельности человека, культуры, действующие в пределах той или иной страны. Схема 8. Цивилизация Всякая цивилизация обладает: 1) определённой общественно-производственной технологией; 2) неповторимой культурой, ценностями, философскими взглядами, нормами морали, поведения; 3) своими жизненными принципами. Всё это создаёт возможность существования цивилизации как единого целого. Утрата этих качественных признаков приводит к гибели цивилизации. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что понятие «цивилизация» имеет конкретное научное содержание и методологическую ценность при использовании к конкретному народу, стране (обществу) или отдельным, качественно отличающимся этапам его развития. Схема 9. Типы цивилизаций Схема 10. Цивилизация Чтобы понять сущность цивилизации важно понять роль культуры, относящейся к ней. Производительные силы составляют материальную основу цивилизации, а культура охватывает все сферы общественной жизни, определяет её облик, придаёт специфический характер, значимость производительным силам. Тем самым культура служит основой организации общественной жизни, т.е. формирования, существования и развития цивилизации. Значит, цивилизация – конкретное проявление культуры, отражение её реальной жизни. Нет цивилизации без и вне культуры, и напротив, культура не может быть без цивилизации и вне её. Ибо человек может формироваться, совершенствоваться в определённой цивилизации, осваивая все материальные и духовные богатства, созданные своими предками. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое общество? 2. Какие теории о возникновении общества знаете? 3. Что вы понимаете под системным цивилизационным развитием общества? 4. Каковы особенности гражданского общества? 5.Что означает линейная и циклическая концепция развития общества? 6. Какова главная идея цивилизационной концепции А.Тойнби? 7. Что входит в структуру общества. Перечислите виды общностей людей. 8.Какие гипотезы возникновения и формирования общества вам известны? 9. Как рассматривается проблема модернизации в цивилизационном развитии 10.Чем отличается культура от цивилизации? 11. Какие виды культуры знаете? 12. Какие функции выполняет культура? Задания для самостоятельной работы (рефераты, доклады, презентации) 1. Общество как система. 2. Взаимосвязь общества и природы. 3. Гипотезы возникновения и формирования общества. 4. Человек и общество. 5. Социальное пространство и время: основные закономерности развития. 6. Структура общества. Виды общностей людей. 7. Проблема модернизации в цивилизационном развитии. 8. Особенности Восточной и Западной цивилизаций. 9. Состояние мировой цивилизации на рубеже ХХ-XXI в.в. 10. Культура как социальное образование. 11. Культура и цивилизация. 12. Классическая модель культуры. 13. Сущность нравственной культуры. 14. Элитарная и массовая культура. 15. Традиционная и современная культура. 16. Традиционная цивилизация. 17. Основные черты техногенной цивилизации. Литература: 1. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по преодолению в условиях Узбекистана.- Ташкент: Узбекистан, 2009. 2. Каримов И.А.Последовательное продолжение курса на модернизацию страны - решающий фактор нашего развития. Народное слово, 8 декабря 2010. 3. Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.– Народное слово, 13 декабря 2010. 4. Основы философии/ Под ред. М.А.Ахмедовой, В.С.Хана. – Ташкент: Узбекистон, 2004.- С.333-356, 373-381. 5. Философия. Курс лекций/ Авт.-сост. И.Саифназаров и др– Ташкент, 2002.- С.211-222. 6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. 7. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2007.- С.513-535. 8. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- С.3-5, 342. 9. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия.- СПб: Питер Пресс, 2009. 10. Туленова К.Ж., Иззетова Э. М., Агаронян Ю.А., Ли Е.В. Основы философской науки. – Ташкент: ТГПУ им. Низами, 2011.
«Культурные и духовные ценности общества в историческом процессе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot