Справочник от Автор24
Культурология

Конспект лекции
«Культурная идентичность и ее формирование»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по культурологии / Культурная идентичность и ее формирование

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Культурная идентичность и ее формирование», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Культурная идентичность и ее формирование». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Культурная идентичность и ее формирование», текстовый формат

Лекция 2. Культурная идентичность и ее формирование 1. Понятие культуры 2. Этнические и национальные культуры 3. Культурная картина мира 4. Национальный характер 5. Этническая идентичность 6. Социализация и инкультурация Понятие культуры Центральное место среди понятий и категорий, которыми мы оперируем в ходе изучения дисциплины МКВ, занимает понятие «культура». В обыденном понимании этот термин ассоциируется с развитыми творческими способностями, со свободным владением иностранными языками, с хорошим художественным вкусом, образованностью и воспитанностью. В русском языке термин «культура» также служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека. В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Культура изучается целым рядом гуманитарных наук: философией, антропологией, культурологией, социологией, этнологией, лингвистикой и т.д. Каждая из этих наук в соответствии со своей спецификой выделяет в культуре в качестве предмета своих исследований одну из ее частей, тот или иной ее аспект и в соответствии со своими методологическими основаниями и методами дает собственное определение. В результате в настоящее время не существует единого, общепринятого определения культуры — в научной литературе встречается по различным данным от 150 до 500 определений культуры. Среди огромного количества научных категорий и терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Такая ситуация не является теоретическим недостатком, поскольку каждое из этих определений свидетельствует о структурной сложности и функциональном многообразии феномена культуры. Культура в современной культурной антропологии и культурологии рассматривается как система ценностных ориентаций, убеждений, смыслов, которые находят свое выражение в различных формах практической жизнедеятельности людей, а также в результатах их жизнедеятельности — материальных и духовных продуктах. То есть культура — это способ жизни человека, продукт его творчества и среда обитания. При этом очевидно, что культура – это коллективный «продукт» (произведение без зрителя не искусство) совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного сосуществования, удовлетворения не столько индивидуальных, сколько групповых потребностей. Такое понимание основывается на том, что совместное долгое проживание групп людей на определенной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от внешних нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В результате действия перечисленных факторов формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет набор «правил игры», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования. Вопрос, в чем состоит этническое своеобразие культур, не кажется на первый взгляд трудным, ведь ответ на него вроде бы очевиден: это совокупность специфических признаков, отличающих культуру каждого этноса от всех прочих. Первое важное понятие, которое мы должны рассмотреть, это понятие этноса. Социологи определяют этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции. Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос, и «маркирует» сам этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали. НО! не всегда они таковыми являются. Поэтому в большинстве случаев в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса (обращение «брат») и был готов разделять и следовать этническим традициям и нормам. Российский этнолог Ю. Б. Бромлей подчеркивал, что членам таких общностей свойственно сознание своего социокультурного единства и отличия от иных этносов, выражающееся в самоназвании каждой этнической группы («чукчи», «русские», «шотландцы» и т. д.). По сути, единственной сущностной характеристикой этноса объявляется самоидентификация людей как членов данной этнической группы. А это, в свою очередь, означает, что члены этнической общности способны осознавать своеобразие и уникальность собственной культуры, отличать ее признаки от признаков иных культур. В связи с этим неизбежно возникает вопрос: какие именно признаки ассоциируются в восприятии членов этнической группы со своей культурой? Специфическими этнокультурными признаками могут выступать: • мифы и эпические повествования об отчем крае, • эстетические образчики этнической красоты, • этнокулинария и этномедицина, • представления о приемлемом и неприемлемом, • многое другое, охватывающее весь континуум исторической памяти и феноменов культуры повседневности. Ни один из элементов этого бесконечного перечня не должен считаться несущественной деталью, поскольку важен не «калибр» признака, а его восприятие носителем культуры. То, что кажется «мелочью» постороннему, может восприниматься носителем культуры как важный символ ее этнического своеобразия. Осознание принадлежности к этносу не является врожденной. Членом этнической группы индивид становится в процессе социализации и инкультурации. Хотя стереотипы этнического поведения формируются у ребенка в первые годы жизни, влияние на этот процесс оказывает не только семейное воспитание, но и окружающая культурная среда. Человек, переселившись в другую страну, способен в совершенстве освоить чужой язык и культуру новой родины, но пережитый опыт социализации будет навсегда связывать его с той этнической группой, в которой прошло взросление. Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы. Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию. • Например: Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль. • Также понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов с общей историей. Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство этносов, проживающих в одном государстве. Нация – «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственную культурную систему в рамках государства. При создании нации часто исчезает языковое различие между этническими группами, а язык одного, наиболее многочисленного, этноса становится в государстве единственно возможным для официального использования. Национальные культуры в отличие от этнических не являются изначальной неотъемлемой формой исторического бытия человеческих общностей, так как возникновение наций – феномен сравнительно поздний. Большинство исследователей связывают процесс возникновения наций с формированием государства. Не существует этнически однородных наций. В большинстве случаев национальное объединение происходит на основе этнически родственных групп. Однако многие нации образовались не только из этнически разнородных групп, но и из разных рас. Например, бразильская нация сложилась из нескольких этнических и расовых групп: индейцы, неоднородные по племенной принадлежности, португальцы, африканцы и т. д. Нация не определяется также религией. Так, российская нация включает в себя христиан, мусульман, буддистов, иудеев (религиозных евреев), последователей архаических этнических верований (например, анимистических и шаманских культов), а также весьма и весьма значительное количество людей, не исповедующих никакой религии. Национальная культура складывается исторически – в процессе длительного совместного существования этнических общностей, связанных единой территорией, экономикой, языком и закрепляется в государстве. В этом процессе возникает общность духовной жизни и появляются особенности национальной психологии, формируются такие признаки нации, как национальная ментальность и национальное самосознание. Своеобразие культуры какого-либо народа получает свое завершение в культурной картине мира, которая одновременно формируется в процессе возникновения и развития самой культуры. Культурная картина мира является результатом различного мировосприятия, поскольку в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, совокупное представление о нем, получившее в науке название «картина мира». Культурная картина мира — совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Данные знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить культуру одного народа от культуры другого. Культурная картина мира специфична и различается у разных народов, поскольку ее формирование обусловлено совокупностью целого ряда факторов: географическим положением, климатическими условиями, особенностями исторического пути, спецификой социального устройства, религиозными представлениями, образом жизни, традициями, обычаями и т.д. Сочетание этих культурообразующих факторов находит свое выражение в различном отношении людей к одним и тем же явлениям культуры. Например, на Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и степень уважения к нему, поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. У некоторых народов прощание с покойником растягивается на недели, а в современной России или США похороны умершего занимают всего несколько часов. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разные ценность и значение. Национальный характер - самый неуловимый феномен этничности. Условия жизни и деятельности любого народа, его куль­тура, история и тому подобное формируют систему психологичес­ких особенностей, свойственных именно данному народу (этносу) и осознаваемых как один из его признаков. Эти психологические черты касаются обычно строго определенного круга явлений. Так, различна степень сознательной регуляции эмоций и чувств: одни народы ведут себя более сдержанно, другие - более «взрывчаты» и непосредственны в выражении своих чувств и настроений. Раз­лична роль тех или иных видов деятельности в жизни человека. Например, европейским детям привычны игры, а у детей некото­рых народов Азии, Океании, Южной Америки, где их очень рано приучают к участию в делах взрослых, игра не имеет такого зна­чения. Многие исследователи связывают особенности националь­ного характера с языковым своеобразием. Именно в формах языка, в его семантике, лексике, морфологии, синтаксисе отражается в определенной мере психология того или иного этноса. • Например: В письме от 28 июля 1901 г., адресованном А.Н. Бенуа и написанном по-немецки, австрийский поэт Pайнер M. Рильке, ощутив необходимость вы­разить смысл, содержащийся в русском слове тоска, перешел на русский язык, хотя владел им не в совершенстве, и писал: «Я это не могу сказать по-немецки. Как трудно для меня, что я должен писать на том языке, в кото­ром нет имени того чувства, который самое главное чувство моей жизни: тоска. Что это Sehnsucht? Нам надо глядеть в словарь, как переводить: «тоска». Там разные слова можем найти, как, например, «боязнь», «сер­дечная боль», все вплоть до «скуки». Но Вы будете соглашаться, если скажу, что, по-моему, ни одно слово не дает смысл именно «тоски». И ведь, это потому, что немец вовсе не тоскует, и его Sehnsucht вовсе не то, а совсем другое сентиментальное состояние души, из которого нико­гда не выйдет ничего хорошего. Но из тоски народились величайшие ху­дожники, богатыри и чудотворцы русской земли». Прокомментируйте высказывание Р.-М. Рильке. Согласны ли вы с данной точкой зрения? • + Леви-Стросс • Во французском языке высказывание ориентировано часто на первое лицо, в меньшей степени - на второе, тогда как в русском языке высказывание часто принимает форму безлично­го предложения. Исследователи связывают это с тем, что во Франции исторически больше развивался индивидуализм, обособленность людей друг от друга. Отсюда и тенденция начинать свою речь с «Я». Русский человек, напротив, старается не выделять себя, предпочитая употреблять безличные обороты или кон­струкции, что связывают с особенностями русской истории и социальной организации в России, духом коллективиз­ма и др. Параметры сопоставления психологической идентичности Различия в самоидентификации и взаимовосприятии представителей контактирующих культур - это одна из наиболее трудноуловимых и самых глубинных причин непонимания в процессе межкультурной коммуникации. С целью сопоставительного анализа психологи­ческой идентичности разных народов используются различные параметриче­ские модели (Хофстеде, Клокхона, Стродбека, Парсона и др.). Про­ведем сопоставление по некоторым параметрам. Индивидуализм / коллективизм Разделение культур на индивидуалистские или коллективи­стские является одним из важных показателей в межкультурной коммуникации, так как с его помощью объясняются различия в поведении представителей разных культур. Подавляющее большинство людей живет в обществах, в ко­торых интересы группы превалируют над интересами индивида. Такие общества называются коллективистскими. В большинстве коллективистских обществ принята большая семья (все родственники), люди вос­принимают себя как часть «мы-группы». «Мы-группа» служит защитой для индивида, от которого в ответ требуется лояльность в отношении группы. Коллективистский тип культуры распространен в таких странах, как Гва­темала, Панама, Венесуэла, Колумбия, Пакистан, Корея и других + Россия. Меньшая часть людей на планете живет в обществах, в которых интересы индивида преобладают над интересами группы. Эти общества и культуры носят название индивидуалистских. В таких обществах семьи включают только родителей и их детей. Дети вырастают в малых семьях, они быст­ро учатся воспринимать свое «я» отдельно от других людей. Цель воспитания детей в таких обществах - научить их быть самостоя­тельными, независимыми от родителей. Дети, вырастая, покидают родительский дом, и их контакты с родными сводятся до миниму­ма. Индивидуалистскими обществами считаются культуры США, Австралии, Великобритании, Канады, Франции, Новой Зеландии и других стран. Рациональность / эмоциональность Французы по мировосприятию и характеру рациональны, прагматичны и деятельны. Они считают главной чертой своего национального характера острый ум и рационализм, тяготение к ясной, точной, логичной, изящно сформулированной мысли. Во Франции любят повторять: «Тот, кто ясно мыслит, ясно излагает». Наряду с логичностью и рационализ­мом, характерным признаком французского характера считается скептический склад ума. У французов скепсис и недоверие вызы­вает все: от качества обеда до событий общественной и политиче­ской жизни. Принято считать, что французы очень эмоциональны, но при этом они жестко кон­тролируют свои эмоции, для них важно не столько выражать их, сколько демонстрировать. Что касается американцев, то во всем мире они имеют проч­ную репутацию прагматиков. Как заметил один из исследователей, американ­цы имеют тенденцию испытывать чувство неловкости по отноше­нию ко всему нематериальному. «Мы не доверяем тому, что нель­зя сосчитать». Русские по своей природе достаточно эмоциональны. Эмоциональность проявляется в нюансировке лексических значений, обилии эмоцио­нальной лексики, синтаксических возможностях языка. Так, русская эмоциональность реализуется через возможность выбора между местоимениями ты и вы, нали­чие большого количества уменьшительно-ласкательных суффик­сов, олицетворение окружающего мира через категорию рода, час­тое употребление восклицательного знака. Оптимизм /пессимизм Американцы считаются опти­мистами, верят в способность человека создавать свою судьбу, изо всех сил стремятся быть счастливыми и рассматривают счастье как императив. Американцы не склонны жаловаться на судьбу и об­суждать свои и чужие проблемы в свободное от работы время. Об­щеизвестно, что на вопрос «How are you?» они при любых обстоя­тельствах отвечают: «Fine» или «ОК». По мнению Т. Рогожниковой, дистанцирование от чужих проблем и откровений - своего рода самооборона и защита собственного про­странства. Неприлично, если у тебя есть проблемы: решай их сам, никого не обременяй, а иначе ты просто неудачник. Русские склонны к депрессии и тоске. По мнению Н.А. Бер­дяева, «огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этих пространств в величай­шее в мире государство. И это наложило безрадостную печать на жизнь русского человека. Русские почти не умеют радоваться. Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъ­ятными русскими снегами» [Бердяев, 1990, с. 65]. Русские на во­прос «Как дела?», вероятнее всего, ответят: «Нормально» или «По­тихоньку». Здесь проявляется суеверие, привычка преуменьшать свои успехи («чтобы не сглазить») и не­любовь к самовосхвалению. Американский оптимизм кажется рус­ским неискренним и подозрительным. Большинство французов считают себя счастливыми людьми. Для них характерны оптимизм, насмешливость, юмор, ирония. У французов существует множество анекдотов и историй даже на тему смерти. Так, например, рассказывают, что великая французская ак­триса Сара Бернар каждый день ложилась в гроб, чтобы «привыкнуть». Открытость /закрытость В «закрытых» культурах люди должны вести себя в соответствии с групповыми нормами, нарушение которых строго карается. В «открытых» культурах наблю­дается большая терпимость к отклонению поведения индивидов от общепринятых норм. Например, американское и русское общества считаются открыты­ми. Но эта открытость - явление раз­ных порядков. Американскую открытость следует рассматривать как коммуникативную стратегию, и в этом смысле американцы отличаются большей прямотой и безапелляционностью, нежели русские. Эта черта американцев выражается прилагательным outspoken, не имеющим русского эквивалента. Для русских открытость означает готовность раскрыть свой личный мир собеседнику. Что касается японцев, то их предписанная учтивость, кото­рая сковывает живое общение, искренний обмен мыслями и чув­ствами, - все это обрекает их на замкнутость. Психологическая идентичность (или национальный характер) различных народов сложна и многоаспектна. Очевидно, что национальный характер опреде­ляется не только и не столько языком (язык его фиксирует), поскольку наряду с языком одним из важнейших признаков этноса является общ­ность культурных ценностей и традиций. Ценности и нормы культуры Осваивая окружающий мир, каждый человек решает для себя, что важно для него, а что не имеет значения, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате у него формируется ценностное отношение к миру, в соответствии с которым он рассматривает все предметы и явления по критерию важности и значимости для своей жизни. Каждый предмет, явление или идея получают свою оценку и представляют определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. Аналогичным образом у каждого народа складывается собственная система отношений к природе, к людям своей и чужой общности, к идеям, вещам и т.д. На основе этих отношений формируются система ценностей этого народа и его культура, которые определяют поведенческие модели и регулируют поведение представителей данного народа. • Например: Сделай или умри (Запад) ср. Умри, но сделай (Россия) Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений в равной степени значимых для всех людей и народов без исключения. В процессе МКВ довольно часто обнаруживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями разных культур. Индивид, как правило, специально не осознает большую часть особенностей своей культуры и воспринимает их как само собой разумеющиеся. Осознание этих ценностей наступает лишь при взаимодействии разных культур, когда обнаруживаются различия в ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают непонимание, растерянность, бессилие и раздражение. Среди огромного числа разнообразных восприятий можно выделить небольшую группу таких ценностей, которые совпадают как по характеру оценок, так и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловлен тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия людей независимо от культурной специфики. Например, нет ни одной культуры в мире, которая оценивала бы положительно убийство, ложь и воровство, но при этом в каждой культуре существуют свои границы терпимости этих явлений. Уважение к смерти Помимо ценностей в каждой культуре существует довольно большое количество социальных норм, относящихся ко всем сферам жизнедеятельности общества. Они исторически вырабатываются данной культурой, имеют устойчивый характер, их нарушение предполагает применение тех или иных мер воздействия на индивида. На практике нормы культуры представляют собой существующие правила, образцы поведения, критерии и т.д., которые ограничивают природную вседозволенность и требуют неукоснительного их выполнения во всех без исключения случаях. В каждой культуре формируется система того, что дОлжно и запрещено, которые предписывают, как человек должен поступать в той или иной ситуации, или указывают, чего он не должен делать ни при каких обстоятельствах. На протяжении всей истории человечества в различных культурах было создано огромное количество самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели и сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм разделилось на следующие виды: • нравы - моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения отдельного индивида, так и поведения других людей; • обычаи - формы социальной регуляции поведения и отношений людей, воспроизводящие образцы действий и предписывающие определенные правила поведения в определенных ситуациях для представителей одной культуры; • традиции - непосредственная трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению и соблюдение строгого следования этим формам («так поступали наши предки», «так принято»); «коллективная память» обществ и социальных групп, обеспечивающая их самотождественность и преемственность в их развитии; • обряды - символические стереотипные коллективные действия, строго определенные обычаем, сопровождающие какие–либо ключевые моменты в жизни людей; • законы - система обязательных правил поведения, санкционированных государством. Прообразом права были запреты (табу) в поведении древних людей. По своей сути право есть совместный договор людей о правилах поведения, которые обязательны для всех и исполнение которых контролируется государством. Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Все эти нормативные регуляторы могут быть как разрешительиыми, так и запретительными, НО! независимо от их характера они помогают координировать действия отдельных индивидов и человеческих групп, вырабатывать оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, находить цивилизованные способы реализации и удовлетворения разнообразных потребностей. В то же время содержательная сторона норм и ценностей различна в разных культурах, что и составляет главное препятствие при межкультурном общении. Дело в том, что, усваивая ценности и нормы окружающего мира, человек опирается на традиции, нормы, обычаи, устоявшиеся в его культуре, а в процессе МКК довольно часто обнаруживаются значительные различия в системе ценностных ориентаций у представителей разных культур, что и порождает непонимание, напряжение или конфликты между партнерами. Освоение культуры: социализация и инкультурация Человечество представляет собой великое множество культур, а история человечества может рассматриваться как процесс их взаимодействия, который может принимать различные формы и осуществляться на разных уровнях. Для процесса МКК, таким образом, важно, каким путем формируется и понимается культура людьми. В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения. Человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления и через это входит в окружающий мир, что осуществляется в форме усвоения необходимого количества знаний, норм, ценностей, навыков поведения, позволяющих стать полноправным членом общества. Феральные люди. Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры принято обозначать терминами «социализация» и «инкультурация». Оба понятия отражают процесс усвоения культурных ценностей какого-либо общества, а потому во многом совпадают по содержанию и нередко используются как синонимы. Однако большинство ученых, считающих культуру исключительно человеческим способом существования, отличающим человека от всех других живых существ нашей планеты, считают целесообразным проводить различие между этими терминами, отмечая качественные особенности каждого из них. Сторонники данной точки зрения рассматривают социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой — активное воспроизводство этой системы индивидом в его деятельности. Данное определение исходит из того обстоятельства, что, получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Социализация предполагает гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы социокультурных норм, ценностей общества, позволяющих успешно существовать в качестве полноценного гражданина. В результате социализации индивид превращается в представителя определенного социума. Самые простые кросскультурные исследования показывают, что в различных обществах и культурах ценятся разные качества личности. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем их целенаправленного воспитания, т.е. передачи норм, правил и типов достойного поведения от старшего поколения к младшему. В культуре каждого народа сложились свои способы передачи социального опыта молодому поколению. Например: выделяют два противоположных по своему характеру стиля воспитания — японский и английский. В Японии воспитатель чаще стремится использовать методы поощрения, нежели наказания. Воспитывать там означает не ругать за совершенные плохие поступки, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания японских детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские традиции воспитания исходят из того, что чрезмерное давление на психику ребенка может привести к обратному результату. Если оценивать процесс воспитания детей в Японии с европейской точки зрения, то можно заключить, что японских детей неимоверно балуют. В первые годы жизни им ничего не запрещают, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начитаются только в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с шести-семи лет японский ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается. В Англии процесс социализации детей основывается на совершенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности пагубно влияет на детский характер. Согласно английским педагогическим принципам, баловать детей — значит портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступков ребенка ждет суровое наказание. С детства молодые англичане приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и их не надо специально подготавливать для взрослой жизни. Сознательно отстраняясь от детей, родители тем самым готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16—17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети покидают родительский дом и живут отдельно. В отличие от социализации, предполагающей интеграцию человека в общество, инкультурация подразумевает освоение индивидом миропонимания и поведения, присущих его культуре, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство представителей данной культуры и отличие от представителей других культур. Результатом процесса инкультурации является культурная идентичность, которая означает эмоциональное и поведенческое сходство индивида с другими представителями данной культуры и его отличие от представителей других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения, т.е. приобретения ребенком первых навыков поведения и освоения речи, и продолжается всю жизнь, включая в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например, типов общения с другими людьми, форм контроля за собственным поведением и эмоциями, способов удовлетворения потребностей, оценочного отношения к различным явлениям окружающего мира. Конечным результатом процесса инкультурации является культурная компетентность человека в языке, ценностях, традициях, обычаях своего культурного окружения. Основоположник исследования процесса инкультурации, американский культурный антрополог Мелвилл Херсковиц, особенно подчеркивал в своих трудах, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества. Обычно выделяют две основные стадии инкультурации: 1) начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности; 2) взрослую (вторичную), охватывающую зрелость и старость. Первичная стадия начинается с рождения ребенка. В этот период дети усваивают важнейшие элементы культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процесс их инкультурации реализуется посредством целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. Для данного периода в каждой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит с помощью различных типов игр, которые представляют собой универсальное средство инкультурации личности, поскольку выполняют сразу несколько функций: обучающую, коммуникативную, развлекательную, релаксационную, развивающую, воспитательную. Вторичная стадия инкультурации касается взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением им совершеннолетия. В этот период инкультурации носит фрагментарный характер и проявляется в виде освоения только отдельных элементов культуры, возникающих в последнее время. Обычно такими элементами выступают какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур. Кроме того, иногда людям приходится покидать родную страну, и они сталкиваются с проблемой выбора: включиться в чужую культуру либо продолжать жить своей. Каждому человеку приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.д. Все эти изменения происходят под непосредственным влиянием его социокультурного окружения, вне которого инкультурация невозможна. Культурная идентичность. В процессе социализации и инкультурации происходит принятие человеком соответствующих культурных норм, образцов поведения, ценностей, смыслов, языка и т.д. какого-либо общества, реального или вымышленного, он начинает отождествлять себя с культурными кодами этого общества и чувствовать свою принадлежность к нему, осознает свою идентичность. Исследования проблемы идентичности наиболее быстрыми темпами развивались в психологии, а сегодня широко используется также в этнологии, культурной и социальной антропологии, культурологии и др. науках. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности собственной жизнедеятельности, чего можно достичь только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, принятые окружающими его людьми. Усвоение этих элементов социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также делает его причастным к соответствующей культуре. Поскольку каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, то в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности: профессиональную, гражданскую, этническую, политическую, религиозную и культурную. Из всех перечисленных видов для нас представляет интерес прежде всего культурная идентичность — самоотождествление индивида с какой-либо определенной культурой или культурной группой, с принятыми в них формами и нормами поведения, с культурной картиной мира, формирующими ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Значение культурной идентичности в МКВ состоит в том, что она предполагает формирование у индивида определенных устойчивых качеств в соответствии с культурными установками. • Например: Невозмутимость/холодность англичан Стойкость русских Практичность американцев В культурной антропологии стало аксиомой утверждение, согласно которому каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность, хотя в повседневной жизни он сам обычно этого не замечает и специфические особенности своей культуры воспринимает как данность. Однако при встречах с представителями других культур, когда эти особенности становятся особенно очевидными, люди начинают сознавать, что существуют другие формы переживаний, виды поведения, способы мышления, которые весьма значительно отличаются от уже привычных и известных. Путем сопоставления и противопоставления позиций, точек зрения и т.д. различных групп и общностей в процессе взаимодействия с ними происходит становление личной идентичности человека, которая является совокупностью его знаний и представлений о своих месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы. В определенной степени МКК можно рассматривать как взаимоотношение противостоящих идентичностей, при котором происходит взаимодействие идентичностей партнеров по коммуникации. В результате этого взаимодействия неизвестное и незнакомое в идентичности партнера становится знакомым и понятным, что позволяет ожидать от него соответствующего поведения. Взаимодействие идентичностей облегчает согласование отношений в коммуникации, определяет ее вид и механизм. Разнообразие этнических идентичностей, являющееся одним из главных факторов МКК, может быть одновременно и препятствием для нее. Наблюдения и эксперименты этнологов показывают, что во время официальных обедов, приемов и других подобных мероприятий межличностные отношения участников складываются по этническому признаку. Сознательные усилия по смешению представителей разных этнических групп не давали эффекта, поскольку через непродолжительное время вновь стихийно возникали этнически однородные группы общения. Таким образом, в МКК культурная идентичность обладает двойственной функцией. С одной стороны, объединяет людей, позволяет коммуникантам составить представление друг о друге, взаимно предугадывать поведение и взгляды собеседников, т.е. облегчает коммуникацию. Но с другой — разделяет людей, каждый раз создавая особый барьер в коммуникации в виде культурных различий, вследствие чего в процессе коммуникации возникают конфронтации и конфликты. Итак, каждый народ обладает уникальным характером и картиной мира. По этой причине невозможна единая универсальная культура, объединяющая всех людей на Земле. Наличие таких культур является закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. ... Благодаря их взаимодействию возникает система общения, поддерживаются различные стили и типы поведения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая самобытность.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Культурология

Межкультурная коммуникация

ОЧУ ВО «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ» ________________________________________________________________ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КО...

Автор лекции

Данилова М.Э.

Авторы

Русский язык

Общие проблемы современного языкового образования в поликультурной среде

Лекция 1. Общие проблемы современного языкового образования в поликультурной среде Вопросы: 1. Проблемы развития поликультурного образования в России....

Психология

Основы педагогической толерантности

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. КОЗЫБАЕВА УАЛИЕВА Н. Т. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Основы педагогической толерантности Образова...

Автор лекции

Уалиева Н.Т.

Авторы

Культурология

Понятия «цивилизация» и «культура» в их историческом аспекте

1 Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Личность в пространстве российской цивилизации» 1. Основные требования, предъявл...

Политология

Политическая философия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный униве...

Автор лекции

Русакова О. Ф.

Авторы

Психология

Личность. Соотношение базовых понятий; индивид, личность, субъект, деятельность, индивидуальность

Тема 4. Личность При изучении данной темы, особое внимание следует сосредоточить на том, что в социальной психологии личность: • рассматривается в усл...

Педагогика

Личностно-ориентированные педагогические технологии (ценностно-ориентированное обучение)

ЛЕКЦИЯ 14-16. Задание для конспектирования: 1) Внимательно проанализируйте суть той или иной педагогической технологии. 2) Выпишите наиболее яркие чер...

Менеджмент

Проект как временный комплекс действий, направленных на создание уникального продукта

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В научной литературе под проектом понимается временный комплекс действий, направленных на создание уникального продукта...

Психология

Проблема личности в социально-психологическом контексте. Соотношение базовых понятий; индивид – личность – субъект деятельность – индивидуальность

ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Тема 4. ЛИЧНОСТЬ При изучении данной темы, особое ...

Маркетинг

Маркетинг, сбыт и продвижение товара. Традиционная и современная концепция маркетинга

Международный маркетинг ч. 1. 1.Маркетинг и продвижение товара. 1.1. Маркетинг, сбыт и продвижение товара 1.2. Традиционная и современная концепция ма...

Смотреть все