Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Культура античного мира

  • 👀 1109 просмотров
  • 📌 1044 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Культура античного мира» doc
Задания : 1.Прочитайте текст лекции. Сделайте конспект в электронном виде. 2. Напишите эссе на тему «Подумайте, какой вклад в развитие европейской культуры внесли древнегреческая и древнеримская цивилизации?» объемом не более 2 стр. 3.Прочитайте трактат М. Т. Цицерона "О дружбе" , Посмотрите фильм о Цицероне  https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4334274476198418832&from=tabbar&parent-reqid=1587128635681776-1422653057558198978200122-production-app-host-vla-web-yp-226&text=%D1%86%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD Напишите эссе в объеме 2 стр. "Чем вас поразила жизнь Цицерона, что нового вы узнали о дружбе" ЛЕКЦИИ КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА Понятие античный мир было введено итальянскими гуманистами ХVв. для обозначения культуры древних Гре­ции и Рима, к возрождению которой они стремились. Антич­ная культура стала основой европейской цивилизации. А она, свою очередь, складывалась под влиянием культурных дос­тижений более ранних цивилизаций древнего мира. § 1. Культура Древней Греции Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и куль­турными эпохами: • эгейский или крито-микенский (III – II тыс. до н. э.), • гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), • архаический (VIII – VI вв. до н. э.), • классический (V – IV вв. до н. э.)г • эллинистический (вторая половина IV – сере­ дина I в. до н. э.). Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе ис­пользуются оба названия. Речь идет о двух самых ран­них в Греции цивилизациях – минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического перио­да. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Доклассический период Ранний период античной культуры связан с форми­рованием и расцветом крито-микенской культуры. Куль­туру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800 – 1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит, а несколько позже – та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого перио­да (примерно XV век до н. э.) называют крито-микен­ской (хотя иногда ранний, критский, период именуют еще эпохой минойской культуры). Критская культура. Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, ко­торый привел к расцвету общества в 2000 – 1600 го­дах до н. э. Происхождение народа, создавшего высо­кую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно. Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе, прозванный греками «Лабиринтом», стал прообразом многочислен­ных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился более полувека, то и дело достраивался, пе­рестраивался, и в конце концов превратился в малень­кий самостоятельный город. Огромный комплекс двор­ца занимал территорию около 16 тыс. кв. м. Центром был главный двор: он связывал многочисленные поме­щения дворца и служил для них световым колодцем. Кносский дворец имел четыре этажа. В нижнем находились царские мастерские и громадные склады продовольствия. Рядом помещались склады оружия, боевых колесниц, царская сокровищница. Особо были выделены помещения для дворцовой прислуги и рабо­чих царских мастерских, а также ритуальные помеще­ния и архивы глиняных табличек. Парадные залы дворца были расположены по пре­имуществу в верхних этажах, связанных с нижними целой системой лестниц. Самым крупным являлся так называемый зал Двойного топора – большой тронный зал, предназначенный для церемоний государственно­го и культового значения. Рядом с ним размещались покои царицы, имевшей собственные апартаменты, зал для приемов и сокровищница. Необходимой принад­лежностью дворца, как и вообще всех крупных крит­ских домов, являлись ванная и комната для купанья. Для спуска дождевых и сточных вод существовала система канализации. Вода для ванны, купален и бас­сейнов подавалась по керамическим трубам из источ­ника, находившегося вне дворца. В центре критских городов, вблизи дворца-рези­денции правителя, располагались дома знати и при­дворных чиновников. Неподалеку находилась зре­лищная площадка с ведущими к ней лестницами. Кносская аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениями. Дома знати возводились по одинаковому плану: вход через световой колодец, в нижнем этаже – приемные ком­наты и домашнее святилище, в верхних этажах – жилые помещения. Окна обычно располагали в верх­них этажах домов и лишь изредка – в нижних. Зда­ние строилось из крупных или мелких камней на растворе из глины. Внутри стены покрывали цветной штукатуркой, как правило, красной. Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми таблич­ками с рельефными изображениями и цветными рель­ефами в штукатурке. Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Са­нитарное состояние городов было довольно хорошим. Система сточных канав обеспечивала чистоту в горо­де. По керамическим трубам вода из резервуаров, ко­лодцев или источников поступала в жилища. На Крите были высоко развиты ремесла: изде­лия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира. Из бронзы критские мастера делали оружие (клинки мечей, кин­жалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел), предметы домашнего обихода и ремесленные инс­трументы (топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки). Предметы роскоши в обиходе царей и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра. Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца. К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожественными ри­сунками. Глубокое восхищение у специалистов вызыва­ют хрисоэлефантинные скульптуры критян, т. е. скульп­туры, сделанные из слоновой кости и золота. Гончарное ремесло начало развиваться после вве­дения в конце III тысячелетия гончарного крута. Каче­ство глиняного теста и искусство гончара достигли наивысшего развития в так называемых яичных скор­лупах – небольших чашечках с очень тонкими стенка­ми и вазах стиля «камарес». Наряду с большими пифо­сами (сосудами для хранения жидкостей и сыпучих тел высотою до 2,5 м) критские гончары изготовляли ма­лые сосуды типа кубков, ваз для фруктов, фигурных сосудов, сосудов с носиками и чашек. Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В росписи ваз преобладали геометрические узоры, которые исполнялись кривыми и волнистыми линиями в виде спирали и лепестков. Критяне не строили, подобно египтянам, гранди­озных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетель­ствует о более светском характере всей критской культуры. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правите­лей. Их изобразительное искусство служило преиму­щественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных предметов домашнего обихода. Монументальная скульптура в критском искусст­ве не играла большой роли. Значительно большее зна­чение имела мелкая пластика. К эпохе расцвета Крит­ского государства относятся фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках. Из фаянса делались рель­ефные односторонние изображения, представляющие живые сцены, например, изображение коровы с те­ленком. Микенская культура. Когда не стало критской культуры, на греческом материке еще около трех столетий существовала близкая ей по духу микенская культура, Микены, расположенные на территории материковой Греции, в XVII–XIII в. до н. э. превра­тились в один из наиболее крупных центров высокой культуры. Временем расцвета микенской культуры, развивавшейся под сильным влиянием минойского Крита, считается период 1600 – 1200 г. до н. э. Сла­ва Микен угасла между 1200 и 1150 г. до н. э., когда дорийские племена уничтожили микенские укреп­ления. Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м и толщиной 6 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв. м. У городских ворот располагался обширный некрополь (акрополь) с огромными ку­польными гробницами. Отсюда пошло название ми­кенского архитектурного стиля– «циклопическая» монументальность. Среди них особенно выделялась так называемая «Сокровищница царя Атрея» перимет­ром 14,5 м и высотой 13,2 м. В гробницах найдены мно­гочисленные драгоценные украшения. Непременная часть убранства царских погребе­ний – изделия из слоновой кости, янтаря, эмали – свидетельство обширных торговых связей микенцев. К монументальным постройкам можно отнести Льви­ные ворота: два колоссальных камня, покрытых тол­стой плитой, над которой находится слегка расширяю­щаяся сверху колонна; по бокам ее две стоящие в геральдической позе львицы. Специалисты именуют их одним из самых замечательных геральдических па­мятников всех времен, чисто минойским по своей тех­нике и совершенно не минойским по своей монумен­тальности. Помимо Микен крупным очагом культуры в III – II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город на­ходился на северо-западном побережье Малой Азии в 25 – 30 км от устья Босфора Фракийского. Троя, важ­нейший город малоазиатского побережья Дарданелл, пала жертвой сильнейшего землетрясения (около 1300 г. до н. э.). До своей гибели город долго воевал с ахейцами, в результате чего цветущее поселение троянцев было разрушено. Греческая традиция счи­тала гибель делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». По легенде, изложенной в «Илиаде», троянский царе­вич Парис похитил супругу спартанского царя Мене-лая Елену Прекрасную. Но действительной причиной столкновения было, вероятно, то, что Троя мешала торговле Микен. «Высокостенная» и «широкоулич­ная», по словам Гомера, Троя, которая за годы своей длительной истории неоднократно разрушалась, а затем восстанавливалась, после этого землетрясения так и не смогла возродиться. В середине XIX века некоторые ученые высказы­вали сомнения в существовании Трои. Лишь раскопки немецкого археолога Генриха Шлимана в 70-х годах XIX века доказали ее существование. По современной классификации троянское городище состоит из девяти слоев. Гомерова Троя – это слои № 6–7. Г. Шлиман добрался до слоя № 2, он спустился на многометровую глубину и обнаружил огромные сокровища, названные «Кладом Приама». С 1945 года троянская коллекция хранится в Пушкинском музее. Прошло более ста лет, пока ученые выяснили, к какому времени принадлежит «Клад Приама». Оказа­лось, что это эпоха ранней бронзы, т. е. примерно за 1000–1200 лет до известных троянских событий. Культура архаической эпохи. От гомеровской эпохи почти не дошло никаких крупных памятников. 'Известно только, что это была бесписьменная куль­тура, существовавшая в XI– IX веках до н. э. Гораздо больше ученые знают о культуре архаического пе­риода. В этот период (VIII в. – 480 г. до н. э.) проходила великая колонизация – освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естест­венные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влия­нием восточной архитектуры и скульптуры формиру­ется греческое искусство. В период архаики происходит становление антич­ного полиса (греч. полис-город) – города-государ­ства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира. Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации – рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре де­мократического руководства и свободном развитии личности. Ничего подобного до них в истории не было. Политически античная цивилизация начинается с по­лиса (города-государства), экономически– с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни). Афиняне строили свою цивилизацию, планомер­но соединяя государственную и частную собствен­ность. Опора частного сектора – малое семейное хо­зяйство, использующее личный труд селянина и его семьи (ойкос). Именно от греков пришло к нам поня­тие «экономика», означавшее у них заведование до­машним хозяйством – «ойкономика». Засушливый и некогда пустынный горный край, пришедший в эпоху варварства к пределу экологиче­ского истощения, талантливый народ за несколько веков превратил в цветущую землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводст­вом. Доведенная почти до совершенства интенсивная система хозяйствования позволила грекам составить конкуренцию традиционным аграрным регионам – развитым центрам восточной цивилизации. Любая отрасль производства в античной Греции; земледелие, торговля, строительство, ремесла – пре­вращалась в область «прикладной математики». Гре­ки рассчитывали каждую мелочь, в виноградарстве, например, какое удобрение необходимо внести для данного сорта в конкретной почве, чтобы не повредить аромату вина и добиться наивысшей эффективности; как наиболее рационально разместить на ограничен­ном участке максимальное число виноградных лоз; как прорыть траншеи нужной глубины, соединить их в оросительную систему, которая не разрушила бы гор­ных склонов и структуры почвы. Грек – ремесленник, торговец, земледелец – внимателен к любому новше­ству, способному хоть ненамного повысить произво­дительность и качество продукции. Выражаясь современным языком, греческая куль­тура – цивилизация венчурных фирм. В городском хозяйстве превалируют мелкие (мастер, несколько учеников, 5 – 30 рабов) ремесленные мастерские – эргастерии. Крупных мастерских (100 – 120 рабов) немного. В сельском хозяйстве господствуют мелкие семейные фермы. Население самих полисов колеблет­ся от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Политически активная часть полиса, состоящая из свободных и полноправных граждан, достигших 30 лет, еще меньше. Все они разбиты на множество партий, родовых и культовых объединений, увеселительных клубов, деловых товариществ, неформальных обществ, профессиональных корпораций. Цивилизацией венчурных фирм античную Грецию можно назвать и за многое другое, например, за ини­циативность и риск, предприимчивость и новаторст­во, деловитость и рационализм, научно-практический, изобретательский подход к любой работе, наконец, за инновационный стиль управления, умение быстро перестраиваться и добиваться успеха на новом попри­ще. Греки удивительно практичны и, кажется, пого­ловно грамотны: в суде (а афинянам по многу раз в своей жизни приходилось бывать то судьями, то ист­цами, то ответчиками) от них требовалось кратко и четко формулировать свои мысли. Культура архаичного периода продолжалась вплоть до V века до н. э. – времени наивысшего расцвета античной культуры. В это время формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология. Эллинские мифы вошли в культуру всех европей­ских народов. В отличие от Египта, в Греции религи­озные обряды были крайне просты и могли выполнять­ся любым человеком. Фактически они сводились к жертвоприношениям. Отсутствие жреческой касты привело к тому, что функции идеологов взяли на себя народные сказители. Они же сформировали и пред­ставление греков о богах. Греческие боги лишены таинственности. Они пируют, ссорятся, вступают в браки между собой и с людьми. Их жизнь напоминает жизнь в коммунальной квартире, но только в более приличествующей форме. Их нравы похожи на челове­ческие: здесь царят прелюбодеяние, борьба за власть, неприкрытое соперничество и полуприкрытое коварство. Так, женитьба Зевса на покровительнице брака Гере не помешала его связям с другими богинями и даже смертными женщинами. Леду он соблазнил, обратившись лебедем, Европу – быком, а Данаю – золотым дождем. Бог виноградарства Дионис не толь­ко путешествовал по свету, обучая людей виноделию, но устраивал веселые гульбища, называвшиеся оргия­ми (отсюда берет начало понятие оргиастического культа), которые греки относили к разряду религиоз­ных мистерий. Боги греков, как и сами греки, были хитроваты, предприимчивы и практичны. В Греции был широко распространен культ Аф­родиты, богини любви и красоты. Любовью были ув­лечены все – и люди, и боги. Причем любовью иногда неожиданной. Любовь между мужчинами, весьма рас­пространенная в античной Греции, считалась нор­мальным проявлением чувств. Стрелы бога любви Эроса, по преданию, возбуждали любовь не только между мужчиной и женщиной, но и между мужчи­нами. Любовь между мужчинами воспевали даже фи­лософы. Правда, любовь к юношам имела и воспитательный аспект, так как взрослый мужчина был наставником юноши в жизни. Мир мужской любви вырастал из осо­бенностей военной организации полисов, где покрови­тельство ветеранов вырастало в интимную близость с новобранцами. Брак греки воспринимали с точки зре­ния практической пользы. Муж видел в жене в первую очередь мать своих детей и хранительницу очага, поэто­му любовь здесь не имела приоритетного значения. Богом света и поэзии был Аполлон, которого обыч­но сопровождали девять муз-покровительниц искусств и наук: Евтерпа – лирической поэзии, Клио – ис­тории, Талия – комедии, Мельпомена– трагедии, Терпсихора – танцев, Эрато – любовной поэзии, Полигимния – гимнов, Урания – астрономии, Каллио­па – эпической поэзии. Богиней красоты была Афро­дита, мудрости – Афина, богом огня и кузнечного мастерства – Гефест, войны –Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покро­вителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина – ткачеству, Дионис – виноделию, Гермес – торговле и т. д. В период архаики зарождается культурный инсти­тут спортивных и музыкально-поэтических игр, кото­рые греки посвящали своим богам. Самыми значитель­ными из них были: Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э.; Пифийские игры – спортивные и музыкальные состя­зания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года. В эпоху архаики наиболее развитой областью Гре­ции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система антично­сти – натурфилософия. Ее еще называют ионийской. Для нее характерны материализм и поиск объек­тивных закономерностей: Фалес (624 – 546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585 – 525 до н. э.) – воздух, Анаксимандр (ок. 611 –546 до н. э.) – апейрон (беспредельное). Пифагор (ок. 540 – 500 до н. э.) и его последова­тели, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554 – 483 до н. э.), считавший первоос­новой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борь­ба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540 – 480 до н. э.), сфор­мулировавший принцип тождества мышления и бытия. Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристо­тель и те, кто развивал философию как учение о колич­ественных характеристиках мира. Первый греческий философ Фалес написал серьезные астрономические труды, предсказывал солнечные затмения, был купцом, мореплавателем, строителем мостов, прекрасным ин­женером, создавшим ирригационные приспособления, государственным деятелем. Оказалось, что Фалесу не чужд и предпринимательский подход. Согласно леген­де, записанной Аристотелем, Фалес, вычислив по на­блюдению звезд обильный урожай маслин на следующий год, скупил на свои небольшие сбережения все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Купил он их за бесценок, так как никто не верил в богатый урожай, а когда пришла пора и спрос на них резко возрос, Фалес сдал их внаем втридорога, выручив огромную прибыль. Тем самым он на практике доказал, что философия – вещь сугубо практическая, если ей умело пользоваться. В литературе эпохи архаики ведущая роль принад­лежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Или­ада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написав­шего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э.), Сафо (Сапфо – ок. 610 – ок. 580 до н. э.), Алкея (рубеж VII – VI вв. до н. э.), Феогнида Мегарского (2-я пол VI в. до н. э.), Анакреонта (1-я пол. VI в. до н. э.). В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до н. э.). Многие сюжеты его басен (напри­мер,'«Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В нашу речь вошло понятие «эзопов язык», которое оз­начает завуалированное высказывание. В искусстве появляются два основных типа оди­ночной скульптуры – обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает не­которыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статич­ность, торжественность. К VI веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, не­сколько тяжеловесному дорическому стилю соответ­ствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ста­вятся статуи богов. Греческая керамика эпохи архаики поражает бо­гатством и разнообразием форм, красотой живопис­ного оформления. Около 700 года до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась ми­фологическими или батальными сценами. Около 530 го­да до н. э. афинские гончары предложили прямо про­тивоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей. 1.2. Классический период Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480 – 323 до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Плато­на, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эври­пида, Аристофана. В период классики (с Ув. до н. э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокой­ствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза. Идеал красоты обнаженного тела распространил­ся и в повседневной жизни: греки занимались гимна­стикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщи­ны, напротив, изображались в одеждах. Лишь в IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе; Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель состави­ли славу греческой скульптуры классического перио­да. Мирон (V в. до н. э.) в знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела. Фидий (середина V в. до н. э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций. Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.) создал строгий математический канон для воплощения образа идеального гражданина – физи­чески и духовно совершенного человека. Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Политопа (1-я пол. V в. до н. э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Но основ­ным памятником живописи этого периода считается прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалис­тические традиции архаической эпохи. В понятие высокой классики входят также литера­турные достижения – создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая тра­гедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами. Эсхил (525 – 456 до н. э.) ввел в представление второго актера – таким образом возникли диалог и драматическое действие, которые комментировал хор. Постепенно роль хора уменьшалась, и фабулу произ­ведения раскрывали актеры, число которых у Софокла (ок. 496 – 406 до н. э.) достигло трех. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные историче­ские события, находили отражение особенности поли­тической и духовной жизни общества. Они раскрывали конфликт между личностью и неумолимой судьбой – безличной силой, господствую­щей в природе и обществе. Столкновение героя с судь­бой, его страдания помогали узнать волю богов и под­чиниться ей. Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч. «очищение»). Важней­шие вопросы бытия решаются в трагедиях Софокла «Царь Эдип» и «Антигона». Человек, раздираемый страстями, непредсказуемый, вступающий в противо­борство с внешним миром, впервые появляется в тра­гедии Эврипида «Медея», которого античная критика называла «философом на сцене». Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Каждую вес­ну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии. Так в Греции возник новый вид искусства – драмати­ческий театр. В нем ставились комедии и трагедии. В отличие от литературы, драма не просто повествует о каких-то событиях, но и воспроизводит их в действии. По традиции первым драматургом и актером считается Феспид, – который в 534 году до н. э. представил публике на празднике в честь Диониса ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли. Однако наивысшего развития жанр комедии по­лучил у великого Аристофана (ок. 445 – ок. 386), ко­торый превратил ее в профессиональное действие, направленное на изображение общественных явлений. Аристофан, первый выдающийся комедиограф в ев­ропейской литературе, умер в возрасте 60 лет, оставив 44 комедии (сохранились 11). Его комедии выражали протест против войны и желание мирной жизни. В ко­медии «Мир» Аристофан дал острую сатиру на войну, в «Лисистрате» показал, как женщины изобрели сред­ство покончить с войной. В «Осах» высмеял су­допроизводство и страсть афинян к судебным про­цессам. В V веке до н. э. получает развитие греческая ис­ториография. Геродот (484 – 425 до н. э.), прозванный «отцом истории», написал «Историю», основным сю­жетом которой были греко-персидские войны, история государства Ахеменидов, Египта и др., дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Ве­личайший историк античности Фукидид (460 – 400 до н. э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впер­вые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым спо­собствовал росту политических знаний. Пятый век до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские па­мятники культуры. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Самый знамени­тый храмовый комплекс – афинский Акрополь. Разрушенный персами в 480 году до н. э., он зано­во отстраивается на протяжении всего V века до н. э. под общим руководством великого скульптора Греции Фидия. В строительстве принимали участие выдающие­ся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древ­негреческой архитектуры, символом эпохи наивысше­го расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений – пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин – Парфенон. Парфенон был воздвигнут из пентеликонского мрамора в виде периптера, окруженного дорическими колоннами. Фронтоны храма украшены скульптурами богов. На рельефном фризе, который сплошной лентой опоясывает верхнюю часть целлы храма, изображено торжественное шествие афинского народа в день праздника Великих Панафиней, посвященных богине Афине, покровительнице города. Ни одна из 500 фигур фриза не повторяет другую, движения людей и жи­вотных полны естественности и свободы. На метопах дорического фриза изображены битвы греков с тро­янцами, кентавромахия и гигантомахия (войны с кен­таврами и гигантами). В скульптурных украшениях Парфенона получили отражение вся история и мифо­логия древних греков. Прекрасно найденные про­порции, тонкая лепка архитектурных деталей, вели­колепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры. Греки – народ эстетически развитый. И чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, сораз­мерности присутствовало во всем. Формируя свою цивилизацию – цивилизацию принципиально нового исторического типа по сравнению с цивилизацией шумеров, египтян, вавилонян, ассирийцев, – греки учились красиво, со вкусом работать и жить. Без изли­шеств и восточной роскоши, но скромно и изысканно. Великий Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э.), один из основателей античной атомистики, получил от отца наследство и промотал его, десять лет путешествуя в свое удовольствие. Такое поведение считалось тяжким грехом и требовало сурового наказания. Но Демокрит произнес в суде убедительную, хотя и чрезвычайно затянутую, речь, доказав, что по итогам путешествия он написал серьезную книгу. Греки оправдали фило­софа, занимавшегося путешествием ради научных изы­сканий. В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается эконо­мический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих фи­лософа – Сократ, Платон и Аристотель. Сократ (ок. 470 – 399 до н. э.) явился родоначаль­ником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении моло­дежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Сократ излагал свое учение устно; главный источник – сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель его философии – самопознание как путь к постиже­нию истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воп­лощением идеала мудреца. Платон (427 – 347 до н. э.) являлся учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афинах собственную школу – Академию. Платон учил, что идеи (высшая среди них – идея блага) – вечные и не­изменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис – воспо­минание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побуди­тельная причина духовного восхождения. Идеальное государство – иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремеслен­ники. Платон активно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Сочинения Платона – высокохудоже­ственные диалоги: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Те-этет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диа­лектика категорий), «Тимей» (натурфилософия) и др. Ученика Платона – Аристотеля (384 –322 дон. э.) по праву называют энциклопедистом. В 335 году до н. э. Аристотель основал Ликей, или перипатетическую школу. Он был воспитателем Александра Македонско­го. Его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Аристотель считается основоположни­ком формальной логики, создателем силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: воз­можности и осуществлении, форме и материи, дей­ствующей причине и цели. Источник движения и из­менчивого бытия – вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Центральный принцип этики Арис­тотеля – разумное поведение, умеренность (метриопа-тия). Человек – существо общественное. Наилучшие формы государства –монархия, аристократия, «поли­тика» (умеренная демократия), наихудшие –тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства – подражание (мимесис), цель трагедии – «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органон» («Ка­тегории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Ритори­ка», «Поэтика». Очень высокого уровня в этот период достигает риторика – наука об ораторском искусстве. Речи Исократа (436 – 338 до н. э.) и Демосфена (384 – 322 до н. э.) долгое время оставались непревзойденны­ми образцами литературного мастерства. Наиболее значительным историком IV в. до н. э. был Ксенофонт (ок. 430 – 355 или 354 до н. э.). Его лучшие произве­дения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. В отличие от Фукидида, его больше интересовали великие лично­сти, а не причинно-следственные связи. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н.э. – Пракситель, Скопас, Лисипп. Пракситель (ок. 390 – ок. 330 до н. э.), ведущий представитель позд­ней классики, впервые в греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела. В отличие от него Скопас (IV в. до н. э.) показывает глубокие чувства и драматические ситуации. Лисипп (2-я пол. IV в. до н. э.) стремился создавать жизненно достоверные статуи. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонско­го он выразил сложную борьбу и внутренний мир человека. В конце концов, в 338 году до н. э., после битвы при Херонее, Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II – отцу Александра Македонского. 1.3. Эллинистический период Особый этап в развитии древнегреческой культу­ры представляет эллинизм (323 – 30 гг. до н. э.) – эпоха распространения греческой культуры на всей тер­ритории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способство­вало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд са­мостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.). В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287 – 212 дон. э.) разработал предвосхи­тившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидро­статике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Он – автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян. Строительство новых городов, развитие морепла­вания, военной техники способствовали подъему на­ук – математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365 – 300 до н. э.) заложил основы античной математики, элементарной геометрии, теории чи­сел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие мате­матики. Ему принадлежат работы по астрономии, оп­тике и пифагорейской теории музыки, Аристарх Самосский (ок. 320 – 250 до н. э.) дока­зал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190–125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Алек­сандрийский (1в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины Герофил (рубеж IV–III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 до н. э.) открыли нервную систему, выяс­нили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца. Развитие научных знаний требовало систематиза­ции и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них – в Александрии и Пергаме. Александрия, осно­ванная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средизем­номорья благодаря великолепной библиотеке и рабо­тавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была основана в III веке до н. э. Птолемеем II и благо­даря деятельности ее сотрудников, работавших при постоянной поддержке династии Птолемеев, содер­жала около миллиона папирусных свитков. Все ее ру­кописи были систематизированы, а особый отдел за­нимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран. Библиотека входила в состав расположенного ря­дом Мусейона (греч.мусейон– храм муз), представ­лявшего собой совокупность научных и учебных учре­ждений, один из главных центров науки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие уче­ные занимались филологией, астрономией, математи­кой, ботаникой, медициной, зоологией и другими нау­ками. Грек Эратосфен (ок. 202 до н. э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния. Именно здесь Евклид создал свой главный труд – «Элементы». Постепенно Александрия превратилась из столи­цы птолемеевского Египта в центр всей эллинистиче­ской культуры. В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, – филология: грамматика, критика текста, ли­тературная критика и проч. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой кото­рой является критическая обработка текста и ком­ментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др. Лите­ратура эпохи эллинизма хотя и становится более раз­нообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане – эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Продолжает раз­виваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/351–293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан – мимы. Выдающимися философскими школами считают­ся эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341 – 270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура – живи уединенно. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела и сос­тояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335– ок. 262 до н. э.), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи – знаменитые римские фило­софы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бес­страстию и любить свой рок. Все люди – граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравни­вал перед лицом мирового закона всех людей: свобод­ных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения. Одним из величайших художников античности счи­тали Апеллеса (2-япол. IV в. дон. э.), достигшего совер­шенства в использовании эффектов светотени и графи­ческой перспективы. Характерные черты скульптуры того времени – интерес к личности человека и его внутреннему миру. Активно развивается жанровое на­правление, появляются новые школы -– в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Колосс Родосский – бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м. § 2. Культура Древнего Рима На формирование древнеримской культуры повлия­ли художественные ценности и традиции двух вели­ких культур античного мира: этрусков и греков. По эт­русскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусско­го. Влияние греков началось с III века до н. э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Пе­ревод на латынь «Одиссеи» обусловило развитие рим­ской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор. Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: • царский (VIII – начало VI века до н. э.); • республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н. э.); • период империи (30/27 гг. до н. э. – 476 г. н. э.) Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образ­цы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д. Развитие римской цивилизации привело к значи­тельному росту и возвышению столицы государства – города Рима, который в I–III вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базили­ку, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административ­ные здания, конные статуи, школы и дороги. Форумом (лат. 1огит – площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. В наши дни этим словом называют какое-либо массовое собрание, съезд. Главным фору­мом Рима был форум Романум. Часто на форумах воз­водили базилику (от греч. базиликэ– царский дом) – прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, со­бирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма. Площади Рима и других городов украшались три­умфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамле­ние проезда (обычно арочное), торжественное соору­жение в честь военных побед и других знаменатель­ных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный Фриз длиной в 200 м с изображением военных подви­гов Траяна и венчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом. Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. пантэон– место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отвер­стия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и загородные резиден­ции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравли­вали животных, устраивали бои гладиаторов и публич­ные казни, – особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн. Амфитеатр выполнял фун­кцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиатор­ских боев), имел овальную арену, вокруг которой ус­тупами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. гро­мадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75 – 80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м и высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78x46 м) размещалась императорская ложа. Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощ­ных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, а сами воины отправлялись даль­ше, на каменные сиденья, где выгравировано название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последни­ми рядами. Еще Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно подходящее для завязывания интриг, в частности любовных. Трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположен­ный уступами на холме, до сих пор сохранил прекрасную акустику. Сегодня в нем 10 000 человек ежегодно наслаждаются оперными представлениями. В 28 году до н. э. император Август построил в Галлии амфи­театр – монументальное каменное строение на бе­тонном фундаменте, имевшее 124 выхода и 192 лест­ницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 000 зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвопри­ношения и проводились гладиаторские бои. Первона­чально бои устраивали в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян. В Риме строились великолепные здания общест­венных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во мно­гих городах возводились дома в 3–6 этажей. Римские термы, т. е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными куль­турными и общественными центрами. Самые роскош­ные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, постро­енные в III веке, вмещали до 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуа­ры для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений. В период империи значительно улучшилась пла­нировка римских городов, в которых было много кра­сивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки рас­полагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану – с широкими улицами, каменными домами и роскош­ным императорским дворцом. Чтобы изыскивать сред­ства на строительство, Нерон обвинял богатых сена­торов в заговоре, казнил их и конфисковал их имущество. В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне воз­водили здания преимущественно из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например, арочных сводов, ставших одним из основополагающих элемен­тов архитектуры. Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощен­ные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км. Просвещение и наука. Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение со­стояло из трех ступеней: начального, школы граммати­ки и школы риторики. Императоры ассигновали круп­ные суммы на содержание школ риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств – грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астро­номию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Вла­дение риторикой было необходимым условием поли­тической карьеры. В римской системе образования, позаимствовавшей образцы у греков, математика тем не менее отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции, уделя­лось не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины. Центрами научной деятельности были Рим, Алек­сандрия, Афины, Карфаген. Большое значение при­давалось в Риме в I – II веках географическим знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Стра-бона (64/63дон. э. –23/24н. э.), Птолемея (после 83 – после 161). «Естественную историю», являвшуюся эн­циклопедией по физической географии, ботанике, зоо­логии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24– 79). Больших успехов добилась медицина: врач Гален (129–199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей. Особенно большой вклад в развитие историогра­фии знания внесли Тацит (ок. 58 – ок. 117) и Тит Ливии (59 до н. э. – 17 н. э.). К сожалению, из 142 книг по истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит – автор работ «Ан­налы», «История», «Германия», где освещается не толь­ко история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев. К этому времени относится деятельность греческо­го писателя и философа Плутарха (ок. 45 – ок. 127). Главное сочинение – «Сравнительные жизнеописа­ния» выдающихся греков и римлян (50 биографий) – и сегодня входит в культурный арсенал европейцев. Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научны­ми открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например, в земледелии или управлении государством. В области науки и филосо­фии достижения римлян были скромными. В эпоху Римской империи основными центрами научной дея­тельности оставались города эллинистического Восто­ка: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Для римлян была характерна любовь к при­кладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция – наука о праве. Уже с III веке до н. э. можно было получить консультацию профессиональ­ного юриста, во II веке до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а в I веке до н. э. уже су­ществовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах. Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I – II веках н. э. среди знати особенно популярен был стоицизм, основными пред­ставителями которого в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э.– 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121– 180 н. э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников. Литература. В III веке до н. э. под греческим влия­нием возникла римская литература. Почтенные исто­рики составляли римские анналы (летописи) на гре­ческом языке. В I веке до н. э. жил прославивший римскую литературу Цицерон (106– 43 до н. э.) – величайший оратор, писатель, знаток греческой фи­лософии. Его публицистические произведения отно­сят к лучшим образцам римской прозы. Сохранилось более 50 речей Цицерона и сочинений по теории ри­торики. Цицерон был не только замечательным писа­телем и выдающимся оратором, но и видным государ­ственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы. Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Современниками Цицерона были великие римские поэты Лукреций (ок. 96 – 55 до н. э.) и Катулл (87/84 – ок. 54 до н. э.). Лукрецию принадлежит за­мечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций (65 – 8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до нас дошло множество философских рассуждений и житейских наставлений, написанных в духе эпикуре­изма и стоицизма. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Не менее про­славленным поэтом являлся Овидий (43 до н. э.– ок. 18 н. э.). Его перу принадлежат любовные элегии и пос­лания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифоло­гический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» лю­дей и богов в животных, созвездия и проч.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках) выступают пам­ятниками европейского значения. Овидий оказал боль­шое влияние на литературу средневековья и Возрож­дения. Правление императора Августа (63 дон. э.– 14 н. э.) названо «золотым веком» римской поэзии. Он вошел в историю как правитель, во времена которого жили великие поэты и писатели. Вокруг его друга – богача и покровителя искусств Гая Мецената (? – 8 до н. э.), чье имя стало нарицательным, – сложился кружок литераторов, возвеличивавших римскую старину. Са­мый знаменитый из них– Вергилий. «Энеида» была написана по заказу Августа и воспевала историю римского народа и прародителей рода Августа. Заду­шевным другом Мецената был и величайший римский лирический поэт Гораций. Он предсказал бессмертие своим стихам в оде «Памятник». Поэт Вергилий (70 – 19 до н. э.) прославился как автор «Энеиды» в 12 книгах, ставшей римским нацио­нальным эпосом. Римская литература представлена целым созвез­дием выдающихся имен: писатели Апулей (И в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», Плутарх (ок. 46 – ок. 119), сатири­ки Ювенал (ок. 60 – ок. 127), Петроний (?–66), Лукиан (ок. 120–ок. 190). Выдающимся писателем былВаррон (116– 27 до н. э.). Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» – своеоб­разная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежит 500 грамматичес­ких, историко-литературных произведений, биографий выдающихся граждан, философских произведений. Уже при жизни его авторитет считался неоспоримым. Крупнейшими римскими комедиографами были Плавт (250 – 184 до н.э.), Теренций (190 – 159 дон. э.). В заимствованные у греков сюжеты и ситуации они внесли колорит римской жизни. Ими были созданы комедии нравов, в которых отражена повседневная жизнь и основные типажи римского общества. Плавту приписывали создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. Изображая в комедиях скупых отцов, воинов-наемников, богемных юношей, хитрых, находчивых рабов, автор исподволь противопоставлял испорченность греков непорочности римлян. Комедии Плавта были первыми пьесами с ярким римским юмором и сочным латинским языком. Комедии Теренция отлича­ются точной характеристикой персонажей, тщательной мотивацией поступков и искусной драматургией. Рас­крывая основные темы комедий (проблемы семьи, любви и человечности), он избегал вульгарности и грубого юмора Плавта. Его произведения отличались изяществом языка и были рассчитаны на образованных читателей. Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим бытовым комедиям, но было построено на материале из жизни римского об­щества. Жанр высокой трагедии, берущий начало из античной классики с ее идеями трагической вины и неизбежного рока, у римлян не получил развития. Он не нашел и не мог найти эмоционального отклика у людей, живших по четким нормам права и рассудоч­ным принципам. Скульптура. Наиболее значительным было влия­ние греческих традиций в области скульптуры. Римля­не охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скуль­птурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера. Только в одном римские художники оказались оригинальными – в создании индивидуальных скуль­птурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в пе­риод эллинизма. Однако именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совер­шенства. Римское искусство скульптуры достигло удивитель­ного реализма: если греки стремились изобразить идеал, то римляне – наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения нату­ралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет – это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. До нас дошел ве­ликолепный скульптурный портрет юного Августа, сохранились многочисленные бюсты политических деятелей. Живопись. Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, глав­ным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. В период империи особое внимание получила портрет­ная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульпту­ры представляли прекрасно выполненные копии клас­сических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространенным видом искус­ства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы. В живописи, где римляне также выказали себя усердными учениками греков, они проявили больше оригинальности, чем в скульптуре. К сожалению, живопись менее долговечна, нежели скульптура, поэто­му образцов первой сохранилось меньше, чем приме­ров второй. Исключением следует считать настенные фрески, обнаруженные археологами в домах Помпеи, Геркуланума и Рима. Их выделяют приятные цвета, живые краски, свобода живописной манеры, свиде­тельствующие об огромном таланте римских худож­ников. Рим отличался портретным искусством, там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов тут же создающих портреты го­рожан. Римская живопись, отталкиваясь непосредствен­но от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цвето­вая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены Домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит. К греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами. Ор­наментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснилась имитацией архитектурного деко­ра и свелась в итоге к живописи и скульптуре «тром-лей», что отражало тяготение к пышности. Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате из­вержения вулкана Везувия. Они показывают, что ху­дожники свободно владели всеми живописными сред­ствами (богатой палитрой, игрой света и тени, точным рисунком и т. п.). Станковая живопись не сохранилась, но из письменных источников известно, что ведущим жанром был портрет. Наряду с жилищем римляне расписывали домашнюю мебель и посуду. В отличие от Египта и Греции, искусство использо­валось римлянами не для выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса. Меценаты и завоеватели. По отношению к класси­ческому греческому искусству римляне выступали одно­временно в роли завоевателей и филантропов. Во II веке до н. э. римские военачальники перешли к систематиче­скому грабежу греческих городов, демонстрируя трофеи во время триумфальных шествий. О масштабах грабежа говорит тот факт, что лишь один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных греческих скульптур. Римские патриции, разбогатевшие на доходы от колоний, могли позволить себе выступить в роли спон­соров. Они покровительствовали обедневшим гре­ческим художникам и скульпторам, которые в огромном количестве стекались в Рим. Даже римские императоры покровительствовали изобразительным искусствам и архитектуре. Религия. Римская культура, как и греческая, тес­нейшим образом связана с религиозными представле­ниями. Римский мир религиозных образов представ­лен несколькими формами и прошел в своем развитии несколько стадий. Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Поз­же мифологический период сменился увлечением язы­ческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в 4 веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма. Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожест­вления природы, культом предков и другими магиче­скими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и прове­дение ритуалов, создало официальную религию, кото­рая изменила прежние представления о богах. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юно­на (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капи­толии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общест­венные явления, а также абстрактные понятия, нап­ример Фортуна Удача, Виктория Победа и т. п. Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного миро­воззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по прин­ципу «до ут дэс» – «я даю, чтобы ты дал мне». Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаро­производителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда – развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граж­дан, были организованы в религиозные коллегии, важ­нейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жрече­ство было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела. Значение античной культуры. Античная культура уникальное явление, давшее общекультурные Ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения дея­телей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие ты­сячелетия. Культура Древнего Рима, которая во многом про­должила античные традиции Греции, отличается рели­гиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Куль­тура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художествен­ную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портре­ты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических собы­тиях стали мощным основанием культуры последую­щих эпох. В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря кото­рому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира. Музыкальная культура античности Музыкальная культура античности складывалась в иной, нежели в Египте, Китае или Индии, историче­ской обстановке. Здесь позже закончился период вар­варства и совершился переход к рабовладельческому строю. Иными были и природные условия. Это влияло на характер, психику, нравы, быт народов и определи­ло своеобразие античного музыкального искусства, которое впитывало в себя уже сложившиеся и высоко­развитые формы более древних культур: египетской, сирийской, хеттской, индийской. Наивысшего расцве­та художественное творчество в целом и музыкальная культура в частности достигли в V веке до н. э. Музыка играла большую роль в общественной и личной жизни греков. В Афинах, Спарте, Фивах и других обучение музыкальному искусству, его теории, эстетике, приемам исполнения было обязательной составной частью гражданского воспитания и образования. На гимнас­тических и художественных состязаниях выступления происходили под музыку. Состязались между собою певцы-солисты, хоры, инструменталисты, поэты – сочинители стихов и песен различных государств-городов. Музыке придавалось государственное, а в Спарте также и военное значение. В отличие от Китая, Индии и Египта, организация музыкальной жизни была более открытой и доступной широким массам. Наряду с бытовыми, обрядовыми, хороводными песнями были распространены также трудовые – жнецов, пастухов, ткачей, прядильщиков, корабельщиков и плотников. Составной частью праздничных народных действ, связанных с земледельческими работами, сбором уро­жая и прославлением богов, являлось пение с пляс­ками. Из них позднее возникла классическая афинская трагедия. Песни имели особые наименования, указывавшие на их жанровую разновидность: свадебные – гименеос, хвалебно-гимнические с пляской - пеанос, песни гуляк – коммос и др. В народной песенности сло­жились первоначально те лады – дорийский, фригий­ский, лидийский, – которые в дальнейшем составили основу музыкальной системы. В героический период (XI – VII вв. до н, э.) наи­большей популярностью пользовалось искусство стран­ствующих певцов-сказителей – аэдов и рапсодов (от­сюда берет начало термин «рапсодия» – фантазии в свободной импровизационной форме на темы народ­ных напевов). Самым прославленным из них был Го­мер. Эпический текст, прославлявший подвиги героев и богов, слагался шестистопным стихом – гекзамет­ром. Мелодии ранних аэдов были речитативно-повествовательного склада. Они сопровождались игрой вна­чале на форминксе, струны которого натягивались поперек выделанного черепашьего щита, а позже – на кифаре. К VII – VI векам до н. э. относится возникновение гражданской лирики: хоровой и сольной, философской и любовной. Создание хоровых лирических песен легенда приписывает певцам-корифеям Стезихору с Сицилии, Ариону из Коринфа, Ивику из Регия. Выдающийся мастер хоровой лирики Пиндар из Фив (род. в 522 до н. э.) прославился своими эпиникиями – тор­жественными одами, исполнявшимися при встрече победителя на гимнастических или мусических сос­тязаниях. Пиндар слагал напевы диатонического наклонения и по преимуществу дорийского лада. Дидактически наставительное искусство Пиндара по­служило ступенью к классическим трагедиям Эсхи­ла. Песенная школа на острове Лесбос во главе с Сафо (VII –VI вв. до н. э.) отличалась эмоционально-утонченной сольной лирикой. Преобладающими жан­рами в музыкальном искусстве древних греков явля­лись вокальные. Хоровой склад был одноголосным, пели в унисон. В профессиональной музыке преоб­ладали мужские хоры. Основных ладов было три: до­рийский, фригийский и лидийский. Метрическое строение греческих напевов определялось размером стиха: хореическим, ямбическим, дактилическим, анапестическим. Нотация была буквенная (литерная); нотные знаки заимствовались из греческого и фини­кийского алфавитов. Активную художественную роль музыка играла в трагедии. Театр имел две площадки. Одна – сцена – предназначалась для актеров, другая – орхестра (от­сюда слово «оркестр») –для хора из 12–15 человек – мужчин, исполнявших свои песни в унисон, обычно в сопровождении авлоса. Музыка призвана была вы­ражать те чувства и мысли, которые драматург стре­мился вызвать у зрителей. Основная нагрузка в музы­кальной интерпретации авторского замысла выпадала на хор. Гораздо меньшую, чем в трагедии, роль хоро­вая и инструментальная музыка играла в драме сати­ров и в комедии, где она приближалась к массовому народному искусству. Особых высот музыкальная культура греков дос­тигла не только и не столько в исполнительской прак­тике, сколько в области эстетической теории. Послед­няя представляла собой органическую часть античной философии и достигла тех же высот, что и она. Вели­кие мыслители античности Гераклит, Демокрит, Пи­фагор, Платон и Аристотель заложили основы совре­менной музыкальной теории. Пифагор (VI в. до н. э.) первым в Европе открыл основы музыкальной акустики и установил так называемый «пифагорейский строй». Платон (V – IV вв. до н. э.) заложил основы греческой теории ладов, разрабатывал проблемы общей и му­зыкальной эстетики. Наиболее систематически теория музыки была разработана Аристотелем (IV в. до н. э.) и его учени­ком Аристоксеном (IVв. до н. э.). Музыка, согласно античным философам, должна не только доставлять художественное наслаждение, но и способствовать постижению истины. Учение об этосе подчеркивало нравственно-воспитательное воздействие музыки. По Аристотелю, музыкальное обучение должно быть пред­метом заботы государства. Аристоксен, опираясь на Аристотеля, стал виднейшим музыкальным теорети­ком Греции. Он обобщил теорию ладов, ритма и дру­гих элементов музыки, возглавил целое музыкальное течение, называемое гармониками, противостоявшее каноникам, другому музыкальному течению антично­сти, возглавлявшемуся Пифагором. Гармоники счита­ли, что критерием музыки является «приятное созву­чие», а каноники видели критерий прекрасного в математическом числе. Если идеи Аристоксена опре­деляли музыкальную культуру и античной Греции, и классической Европы (XVIII – XIX вв.), то идеи Пи­фагора о «математизации» музыки вдохновляли ско­рее средневековых композиторов XV – XVI веков, таких, как Якоба Обрехта или Джона Данстебла, и современных композиторов-авангардистов, например, Арнольда Шенберга или Альбана Берга. Идеи греков о познавательном и воспитательном значении музы­ки, ее ритмических законах, синтезе искусств, терми­ны «музыка», «мелодия», «гармония», «ритм» и дру­гие вошли в музыкальную культуру многих народов и определили ее развитие на последующие тысяче­летия.
«Культура античного мира» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 79 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot