Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Критерии оценки развития лидера-организатора. Формы и методы формирования личности специалиста ГПС МЧС

  • ⌛ 2015 год
  • 👀 285 просмотров
  • 📌 250 загрузок
  • 🏢️ ИПСА ГПС МЧС
Выбери формат для чтения
Статья: Критерии оценки развития лидера-организатора. Формы и методы формирования личности специалиста ГПС МЧС
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Критерии оценки развития лидера-организатора. Формы и методы формирования личности специалиста ГПС МЧС» doc
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России Кафедра основ экономики функционирования РСЧС Утверждаю Заведующий кафедрой основ экономики функционирования РСЧС Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России М.В. Чумаков «_____»__________2015 г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ Специальность 20.05.01 «Пожарная безопасность» по учебной дисциплине «Акмеология экстремальной деятельности» ТЕМА 2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРА-ОРГАНИЗАТОРА Обсуждена на заседании кафедры основ экономики функционирования РСЧС Протокол № ______ от «____» ________________ 2015 года I. Цели и задачи занятия 1. Учебная: изучить профессиограмму сотрудника ГПС МЧС России и требования к составлению психологического портрета. 2. Воспитательная: вызвать интерес у обучающихся к формы и методы формирования личности специалиста ГПС МЧС России на основных этапах профессионального становления. 3. Развивающая: развитие умения структурировать учебный материал, отделять главное от второстепенного. Время: 90 минут Место проведения: лекционный зал II. Расчет учебного времени Содержание и порядок проведения занятия Время, мин ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы Введение 1. Профессиограмма сотрудника ГПС МЧС России 2. Требования к составлению психологического портрета ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 5 80 5 40 35 5 III. Литература основная 1. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: Монография / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е.Паутова. – Санкт-Петербург-Коломна-Рязань, 2008. - 376с. 2. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / Под общ. ред. А.А.Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2006. – 424с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.) 3. Акмеология 2008. Методологические и методические проблемы / Под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. – СПб.: Изд-во ЦСИ, 2008. – 156 с. дополнительная 1. Деркач, А.А. Акмеологическая культура будущего магистра: методология и психология развития: Моногр. / РАГС при Президенте Российской Федерации; А. А. Деркач, О. В. Москаленко, Е. В. Селезнева. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 196с. 2. Ильин, В.В. Философия и акмеология / В.В. Ильин, С.Д. Пожарский. – СПб.: Политехника, 2003. – 395с. 3. Кандыбович, С.Л. Психолого-акмеологические основы управленческой деятельности командира войск РХБ защиты / С.Л. Кандыбович – М.: ВУ. – 236с. IV. Учебно-материальное обеспечение Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника. V. Текст лекции Вводная часть Инспекторам ГПН часто приходится преодолевать трудности физические, физиологические, психологические, в том числе и в экстремальных ситуациях. Психологи определяют трудности как субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов, образовательной, нравственной, психологической и физической подготовленности человека к деятельности и отношения к ней. В силу этого одинаковые факторы могут вызывать различную степень трудности у разных людей (Н.В. Кузьмина). Подготовка к действиям в экстремальных условиях состоит в выработке установок на благополучный выход из экстремальной ситуации, в обучении способам нестандартного продуктивного мышления, рефлексии, адекватной самооценки, приемам психотехники и саморегуляции, упражнениям в эмоционально-волевой сфере, способам организации социальной поддержки, приемам концентрации и распределения внимания, способам нормализации уровня работоспособности; при этом необходимо выработать отношение к ошибкам как форме поиска, приобрести готовность к саморазвитию. Ведущей составляющей готовности к саморазвитию является психологическая готовность. Формирование психологической готовности включает следующие направления: 1) изучение опыта деятельности в экстремальных ситуациях; 2) повышение профессиональной компетентности, приобретение опыта; 3) развитие профессионально важных качеств до уровня акмеологических инвариант профессионализма. Учебные вопросы: 1. Профессиограмма сотрудника ГПС МЧС России Большое значение для построения программ самоизменения имеют эталоны. Создание акмеологических моделей профессионализма в специализированном вузе опирается на нормы, утвержденные документами. В модели выпускника, составленной коллективом сотрудников вуза, учтены требования практических органов и задачи учебного заведения. Задание. Познакомьтесь с моделью выпускника, расширьте предложенную информацию. Модель выпускника ИИ ГПС МЧС России Выпускник должен иметь должен уметь должен знать настойчивость и инициативу в выполнении служебного долга, чувство ответственности; навыки пожарно-профилактической и оперативно-тактической работы; психологическую подготовку к работе в экстремальных условиях и при общении с руководителями предприятий, учреждений, с рабочими и служащими, с населением; навыки учебно-воспитательной деятельности; навыки штабной культуры и работы с компьютерной техникой. практически организовать охрану общественной собственности и личного имущества граждан от пожаров; выполнять практические обязанности инспектора ГПН и начальника караула, инженера пожарной безопасности; выступать перед аудиторией с учетом её особенностей; оформлять служебную документацию; повышать свой профессиональный, общеобразовательный и культурный уровень. действующие нормы и правила пожарной безопасности, руководящие документы МЧС России, методику, формы и принципы проведения занятий с личным составом пожарной охраны и служащими, населением; организацию деятельности пожарной охраны по направлениям практической работы подразделений; принципы и методы проведения экспертизы производственной безопасности и т.д. Личность, профессионально направленная, с объективным самовосприятием, позитивной Я-концепцией, способная к саморазвитию и самосовершенствованию. Способности: способность применять знания на практике; интеллектуальные способности; организаторские способности; коммуникативные; исследовательские; творческие; способности к самообразованию Саморазвитие: самопознание, самоопределение, самоуправление, самоконтроль, самореализация; саморефлексия; самокоррекция; самосовершенствование. На основе этой модели составлена психограмма профессии. Психограмма профессии Сотрудник пожарной охраны Профессионально желательные качества Индивид Физическая сила, эмоциональная устойчивость, работоспособность Субъект деятельности Психомоторика: скорость реакции, высокий темп работы, координация, ловкость Сенсорика: темновая адаптация, острота зрения, слуховая и световая чувствительность, широта поля зрения Внимание: устойчивость, объем, распределение, концентрация, сосредоточенность Память: слуховая, зрительная, кратковременная, оперативна Мышление: пространственное, практическое, техническая сообразительность, логичность, оперативность Сложные функции: ориентация в пространстве, наблюдательность, глазомер, пространственное воображение, быстрая перестройка двигательных навыков; педагогические и организаторские способности; скорость переработки информации, речь Личность Смелость, коллективизм, самооценка, терпение, воля, самообладание, уверенность, хладнокровие, спокойствие, исполнительская дисциплина, стремление к сотрудничеству, общительность, доброжелательность, деловитость, настойчивость, гражданственность, патриотизм, активность, ответственность, социальный интеллект, умение управлять собой и другими людьми, эмпатия, акмеологичность На основе психограммы построена профессиограмма, дающая перечень и описание общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков, личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Особое внимание обратите на качества, противопоказанные в конкретной деятельности. Профессиограмма инспектора ГПН (Профессионализм личности) Психологические характеристики, ПВК деятельности и личности инспектора ГПН Психологические умения, необходимые для осуществления задач профессиональной деятельности инспектора ГПН Качества личности, позиции, желательные для инспектора ГПН Психологические качества, являющиеся противопоказаниями для инспектора ГПН Стремление к нахождению новых смыслов в работе Устойчивая профессиональная направленность Безответственное, пренебрежительное отношение к профессиональному долгу. Умение предупреждать конфликты в деловом общении, владение навыки речевой культуры Способность к разрешению проблем, уверенность, уравновешенность, объективность Отсутствие эмпатии, ригидность, косноязычие, безответственность, стремление манипулировать людьми, меркантильность, беспринципность Сохранение длительной активности, стрессоустойчивости. Владение навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, решения учебных задач Смелость, уверенность в себе, умение распределять и концентрировать внимание, быстрая реакция, оперативное мышление, объективность самооценки, профессиональная наблюдательность, способность к разумному риску. Повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неуверенность, слабая обучаемость, низкая работоспособность, отсутствие организаторских способностей, низкий уровень знаний, умений По предложенной модели можно составить профессиограмму специалиста любого профиля. Большое внимание необходимо уделять акмеологическим инвариантам – необходимым условиям, основным качествам, умениям и внутренним побудительным причинам, обеспечивающим высокую продуктивность, стабильность деятельности, независимо от её содержания и специфики, а также активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала. Акмеологические инварианты в модели специалиста Предвидение, проницательность, мотивация достижений, саморегуляция, включенность в процесс принятия решений; нестандартность, оригинальность, гибкость мышления; оптимистическая ориентация на возможности партнера; владение оптимальной технологией организаторской деятельности; активность в разработке планов и инновационных программ; гуманистическая направленность требований; сочетание требовательности, гуманизма и компетентности; внимание, активность и мотивированность в решении технических проблем; способность выявлять потребности и удовлетворять их в максимальной степени; способность синтезировать положительный опыт, готовность к дифференцированной оценке результатов деятельности объекта контроля; гибкость, мобильность, инициатива при решении задач в экстренных условиях; устойчивая служебно-профессиональная ориентация; вера в успех, инициатива, бесстрашие, волевое поведение, уверенность в подчиненных; прогрессивная направленность в использовании новых достижений. Критериями профессиональной успешности можно считать следующие характеристики Профессионально успешные Профессионально неуспешные 1. Тип мотивации Профессионально одобряемая, умеренно сильная, направленность на достижение успеха Мотивация на избегание неудачи 2.Профиль личности Сглаженный Наличие агрессивности как источник конфликтов. 3.По стилю межличностного поведения Ответственность, стремление к сотрудничеству, способность следовать за лидером. Неконформность, избирательность в контактах. 4.По типу реагирования на ситуацию Тенденция к самоанализу, с высокой чувствительностью на воздействие среды. Проявляют эгоизм и субъективизм. 5. Реакция на стресс Стремление к детальному разбору ситуации, готовность сузить диапазон собственной активности Непредсказуемая с опорой на интуицию, склонность давать ситуации собственное объяснение. 6.По стилю мышления Внимательны к мелочам и перепроверке сделанного Широкие обобщения. 7.Ведущие потребности Потребность в бесконфликтном общении, в соблюдении морально-нравственных форм поведения. Проявление выраженного индивидуализма, независимости. 8.В режиме тревожного ожидания Усиление самоконтроля, сдержанность и осторожность, снижение излишней активности. Негативные особенности личности будут усиливаться. 9.Личностный конструкт Я-профессионал Социально-психологическая компетентность (социально-коммуникативная, аутопсихологическая). Высокий уровень ПЗК и личностно-профессиональных стандартов. Низкий уровень социально-психологической компетентности, ПЗК, стремления к саморазвитию. 2. Требования к составлению психологического портрета Самопознание и самосовершенствование – вот пути к гармонии отношений с собой, людьми и с жизнью. Первый шаг на этом пути – составление своего психологического портрета, определение базовых характеристик личности. 1. Хорошо ли Вы знаете себя? 2. В чем Ваша неповторимая индивидуальность? 3. Какими исключительными способностями наделила Вас природа? 4. Как наиболее полно реализовать себя в жизни, опираясь на свои лучшие качества? 5. Осознаете ли Вы, какие личные качества и стереотипы поведения мешают Вам добиться желаемого? 6. В ладу ли Вы с самим собой и с другими людьми? Не зная ответа на эти вопросы, мы обычно постоянно ругаем и критикуем себя; попадаем в очень похожие конфликтные ситуации; не верим, что нас любят; часто испытываем чувство вины; не можем разумно организовать жизнь свою и близких; отравляем себя ленью, вредной пищей, никотином, алкоголем, конфликтами; тратим много сил, чтобы изменить других, не умея изменить себя; привлекаем к себе людей, которые унижают наше достоинство и манипулируют нами. Наши представления о себе определяют рамки возможностей – то, что в состоянии или не в состоянии сделать. Раздвигая границы этого образа "Я", уточняя самооценку личных качеств, обогащая свой психологический портрет, мы значительно расширяем сферу своих возможностей для самовыражения. Подсчитано, что в русском языке более 1500 слов, описывающих человеческие качества. Специалист в течение пяти минут разговора без труда назовет 100 специальных терминов, но с трудом подберет к своему психологическому портрету и 20 слов. Может ли полностью реализовать себя человек, если приборы он знает лучше, чем свой внутренний мир, психику? Толковый словарь русского языка определяет портрет как картину, рисунок или фотографию с изображением человека. Фотография – это наиболее точная копия. Картина или рисунок могут затушевывать отдельные черты, сохраняя при этом сходство с оригиналом. Подчас все внимание художника фиксируется на какой-либо одной наиболее характерной детали, а портрет все равно точен и узнаваем. Сейчас речь шла о портретах, воспроизводящих внешность, но то же в определенном смысле можно отнести и к портрету, отражающему внутренний мир, то есть к психологическому портрету. У художника для создания портрета есть кисти, краски, карандаши; но у Вас, как у писателей, – слово, как у ученых, – данные психологических исследований. Жанр портрета – фотографию, рисунок или живописное полотно – выбирайте сами. Акмеологами выявлена закономерность: чем больше психологических знаний (в том числе и о себе) приобретает человек, тем больше, ориентируясь на свои индивидуальные особенности и личностные свойства, он сможет реализовывать и развивать свои возможности и способности. В содержание психологического портрета рекомендуем включить характеристики и описания ценностных ориентаций и потребностей, главных жизненных целей, своего типа личности, особенностей мотивации и направленности (в том числе в решении задач и конфликтных ситуаций); важно охарактеризовать все уровни развития личности: социально-психологические свойства (социальный интеллект, активность, моральные качества и чувства, убеждения, мировоззрение); психологические свойства (познавательный интеллект, характер, темперамент, способности, интересы, склонности); психофизиологические свойства (тип нервной системы, задатки, естественные потребности и влечения). Перечисленные группы свойств составляют структуру индивидуальности (самосознание, Я-концепцию) Структура личности Уровень личности Характеристики Высший Жизненные цели, устремления, направленность, ценностные ориентации, мировоззрение, интересы, нравственность, убеждения. Социально -психоло- гический Система социальных ролей, особенности социальной адаптации: лидерство – подчиненность, агрессивность – дружелюбие, коллективизм – индивидуализм, ориентация на себя – на дело – на других. Психоло- гический Система мотивов и потребностей; характер; способности; стереотипы восприятия, мышления и поведения, уровень притязания; особенности эмоциональной и волевой сферы; знания, умения. Психофизио- логический Темперамент, общая психическая активность; скорость реакции; особенности НС и протекание нервных процессов; особенности ощущений и восприятий; физиологическое и психологическое здоровье. Низший Работоспособность Задание. Познакомьтесь с характеристиками, предложенными психологом Р.Мейли, которые, на его взгляд, являются необходимыми и достаточными для полного описания личности. Используйте их для составления самоописания. 1. Уверенность в себе – неуверенность. 2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие воображения). 3. Зрелость ума – подверженность влияниям. 4. Рассудительность – суетность. 5. Спокойствие – нервозность. 6. Терпимость – своеволие. 7. Дружелюбие – мстительность. 8. Добросердечие – злобность. 9. Реализм – аутизм. 10. Сила воли – безволие. 11. Добросовестность – непорядочность. 12. Дисциплина ума – разбросанность. 13. Взрослость – инфантильность. 14. Тактичность – бестактность. 15. Альтруизм – эгоизм. 16. Открытость (контактность) – закрытость. 17. Оптимизм – пессимизм. 18. Увлеченность – разочарованность. 19. Общительность – необщительность. 20. Активность – пассивность. 21. Самостоятельность – конформность. 22. Экспрессивность – сдержанность. 23. Разнообразие интересов – узость кругозора. 24. Чувствительность – холодность. 25. Серьезность – легкомысленность. 26. Честность – лживость. 27. Агрессивность – доброта. 28. Бодрость – вялость. 29. Смелость – трусость. 30. Щедрость – скупость. 31. Доминантность – подчиненность. 32. Грусть – веселость. 33. Вспыльчивость – сдержанность. В исследованиях в русле теории черт выявлено и описано около 200 подобных характеристик. Исследователи расходятся во мнении о необходимом и достаточном количестве измеряемых характеристик для составления психологического портрета: одни считают достаточным определить 5 главных характеристик, другие считают, что мало и 20. В развитых странах претенденты на руководящие должности проходят тест с целью выявления следующих качеств: осмотрительность, агрессивность, самоподчинение авторитету, покорность, уверенность в себе, приспособляемость, добросовестность, скорость принятия решений, замкнутость, плутовство, честность, ригидность, упорство, оригинальность, целеустремленность, самоутверждение, самонадеянность, самооценка, социальная восприимчивость, прилежность, внушаемость, экстра – интровертность, жизнерадостность и депрессивность, оптимизм и пессимизм, непринужденность, отношение к алкоголю, общительность, интеллект, сыновние и родительские чувства и др.. Задание. Представьте, что Ваш работодатель тоже тестирует с целью выявить этот набор свойств претендента. Какой могла бы быть Ваша самооценка? В основу Вашего психологического автопортрета могут лечь данные диагностики, полученные на практических занятиях по психологии или в системе работы психолога курса, такие измеряемые характеристики, как указанные в следующих тестах. К содержанию психологического портрета Тест Измеряемые характеристики 1.Ценностные ориентации (Рокич) Жизненные цели, направленность личности. 2.Темперамент (Г. Айзенк). Тип темперамента, экстраверсия, интроверсия). 3.Акцентуации характера (К. Леонгард) Тип акцентуаций: демонстративный, злопамятный, педантичный, оптимист, пессимист, возбудимый, тревожный, циклический, экзальтированный, мягкосердечный и др. 4. Г.Ю. Айзенк. Коэффициент интеллекта. Интеллектуальность как скорость решения задач, способность выявлять закономерности. 5.Цветовой тест Люшера. Функциональные состояния, общий эмоциональный настрой. 6.Уровень субъективного контроля (Д. Роттер). Уровень личной ответственности за поступки и судьбу (экстернальность – интернальность). 7. Межличностные отношения (Т. Лири). Социальное поведение личности (доминирование – подчинение и др.). 8.Поведение в конфликте. (тест Томаса) Стратегии и тактики поведения (уступчивость, напористость, компромисс, сотрудничество...). Контрольные вопросы, рекомендуемые для самоподготовки обучающихся: 1.Что является ведущей составляющей готовности к саморазвитию? 2. Какие направления включает в себя формирование психологической готовности? 3. Что включает в себя модель выпускника ИИ ГПС МЧС России? 4. Какие профессионально желательные качества сотрудника пожарной охраны? 5. Какие общетрудовые и специальные знания, умения и навыки, личностные качества входят в профессиограмму инспектора ГПН? 6. Какие акмеологические инварианты в модели специалиста? 7. Как происходит составление своего психологического портрета, определение базовых характеристик личности? 8. Какие данные могут лечь в основу Вашего психологического автопортрета? Разработали: ведущий психолог ГПО ОВР кандидат психолог. наук С.В. Волкова доцент кафедры экономики и управления кандидат психолог. наук Е.И. Осипов
«Критерии оценки развития лидера-организатора. Формы и методы формирования личности специалиста ГПС МЧС» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 335 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot