Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КОРРЕКЦИОННАЯ
ПЕДАГОГИКА ПЕДАГОГИКА
В СИСТЕМЕ
НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Савина Тат ьяна Александровна
Доцент кафедры психологии семьи и детст ва РГГУ,
к.п.н, доц.
КОРРЕКЦИОННАЯ
ПЕДАГОГИКА КАК
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
ПЕДАГОГИКИ И ЕЁ
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
Как
научное
понятие
коррекционная
педагогика
в
современной
педагогической науке обрела официальны й стат ус совсем недавно. В
настоящий момент это активно развивающаяся област ь современной
педагогической науки. Однако в учёном мире ещё нет единого мнения о
месте коррекционной педагогики в ст рукт уре современной педагогики, в
силу чего недостаточно чёт ко определены её объ ект, предмет, цели и задачи.
Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком
психолого-педагогических и специальных дисциплин. Коррекция, являясь составной частью единого
педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой,
определяющей цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения,
разносторонне развитие личности ребенка.
Используя арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации
учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт, коррекционная педагогика вносит
существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и
воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером имеющихся у них отклонений в
развитии и поведении, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия на ребенка и
социальную среду, его окружающую.
Построение
коррекционно-педагогической
деятельности
с
детьми
и
подростками,
организацию
дифференцированного обучения и индивидуального воспитания невозможно осуществить, не зная природы
недостатка в развитии ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении. Одним словом, без
знаний основ общей психологии человека трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем
более что результаты исследования закономерностей психического развития ребенка показывают, что они
идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны
такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего
психического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных
анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.
Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и
подростков подводит нас к констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. кропотливая
коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на недостаток в психическом и физическом
развитии приводят к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению
отклонения или компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или
имеющих незначительное недоразвитие.
В коррекционной педагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой,
предметом которой является исследование воспитательных сил общества и способов их
актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных
организаций в целях создания условий для развития позитивной самореализации человека.
Социология помогает в изучении закономерностей становления, функционирования и развития
общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.
Коррекционно-педагогическая
деятельность будет тогда эффективной, когда она будет
опираться на знания в области медицинских наук. С медицинской точки зрения базой для
коррекционной педагогики может быть педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и
процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболеваний,
угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского
организма.
изучающая вопросы этиологии, патогенеза, патоморфологии, диагностики,
терапии и профилактики психических болезней, поможет коррекционной педагогике найти
правильное направление, выбрать верное решение при работе с детьми и подростками,
имеющими отклонения в психическом развитии. При коррекции и реабилитации нарушенных
психических функций не обойтись без планомерных психических воздействий на человека, т.е.
без психотерапии, которая выступает как комплекс психических воздействий на больного,
направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительновосстановительного режима, исключающего психическую травматизацию.
Психиатрия,
Вместе с тем как в общей и специальной педагогике, так и в современной
педагогической практике существует немало моментов, когда бывает трудно
дать однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ребенка. Это
происходит тогда, когда дефект неярко выражен, а аномалии в развитии имеют
негрубые формы, когда имеющийся недостаток находится в пограничной зоне
между нормой и патологией.
Это может быть и тогда, когда ребенок имеет затруднения в освоении учебной
программы в общеобразовательной школе, но резко опережает детей в
развитии и обучении во вспомогательной школе, когда в ликвидации его
дефекта нужны не специальное медицинское лечение, не активное
вмешательство дефектологов, а обычная коррекция его познавательных
возможностей; изменение условий общего и семейного воспитания;
предупреждение и частичное исправление его поведения; помощь в освоении
социальных норм и нравственных ценностей.
В связи с этим, наряду с понятиями "специальная психология", "лечебная и
реабилитационная педагогика", все чаще появляется унифицированное понятие
коррекционная педагогика.
ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ,
ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ
КОРРЕКЦИОННОЙ
ПЕДАГОГИКИ
Коррекционная педагогика ох ват ы вает не только област ь
специальны х научны х знаний, но и основы психологопедагогических знаний о сущност и и закономерностях
образования и воспитания детей и подрост ков, имеющих
нерезко вы раж енны е недостат ки в развит ии псих ики и
от клонения в поведении.
ОБЪЕКТ
КОРРЕКЦИОННОЙ
ПЕДАГОГИКИ
коррекционной педагогики является личность ребенка,
имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии
(сенсорно - двигательной, соматической, интеллектуально - речевых сферах)
или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и
школьную адаптацию.
Объ ектом
коррекционной педагогики являются дети, "имеющие
четыре "Д"", т.е. дети, у которых дефект не ярко выражен; дети, перенесшие в
раннем детстве депривацию (лат. депривация - лишение ); в силу этого
испытывающие школьную дезадаптацию (франц. дез - - нарушение, лат.
адапто - приспособление ) и проявляющие девиацию (лат. девиатио отклонение ) в поведении.
Объ ектом
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ КП - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКЕ
СИСТЕМЫ
УСЛОВИЙ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ
СВОЕВРЕМЕННУЮ
ДИАГНОСТИКУ,
ПРОФИЛАКТИКУ И КОРРЕКЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
НАРУШЕНИЙ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ,
ТРУДНОСТЕЙ
ИХ
В
ОБУЧЕНИИ,
ПРОЦЕССА
СОЦИАЛИЗАЦИИ.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА
КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Вы явление и преодоление
Вы
явление и преодоление
(исправление)
недост ат ков в
(исправление)
недост
ат ков в
развит ии личност и ребенка,
развит
ии личност
и ребенка,
помощь
ему в успешном
помощь
ему
в успешном
освоении
карт
ины мира и
освоении
карт
ины
мира и в
адекватной интеграции
адекват ной
интеграции в
социум
социум
Обеспечение педагогов и
Обеспечение
родителей педагогов
знаниями и
о
родителей
знаниями
о
характере и возмож ны х
характере
возмож ны х
причинах и
возникновения
причинах
возникновения
адапт
ационны
х нарушений у
адапт ационны
х
нарушений
детей, о способах
их у
детей,
о способах
ихи
предупреж
дения
предупреж
и ны х
уст
ранения, одения
возмож
устметодах
ранения,оздоровления
о возмож ны х
методах
оздоровления
условий
семейного и
условий
семейного
общест венного воспитиания
общест венного воспит ания
ПРЕДМЕТ КОРРЕКЦИОННОЙ
ПЕДАГОГИКИ
Предметом
коррекционной
педагогики
является
процесс
диф ф еренциации обучения, воспит ания и развит ия детей с
недост ат ками
в
развит ии
и
от клонениями
в
поведении,
определение
наиболее
результ ат ивны х
путей
и
средст в,
направленны х на своевременное вы явление, предупреж дение и
преодоление от клонений в развитии и поведении у данны х детей и
подрост ков. Исходя из слож ившейся социально - педагогической
сит уации, в которой оказы ваются дет и с недост ат ками в развитии и
девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана
помочь решит ь следующие задачи:
ЗАДАЧИ
КОРРЕКЦИОННОЙ
ПЕДАГОГИКИ
1.
Определить природу и сущность недостат ков в развитии и отклонений в
поведении детей и подростков, вы явить причины и условия их появления;
2.
Изучит ь историю становления и развития коррекционно - педагогической
деятельности с дет ьми, имеющими недостат ки в психоф изиологическом развитии
и девиациями в поведении;
3.
Вы явит ь ведущие тенденции в предупреж дении и преодолении отклонений в
развитии и поведении детей и подростков;
4.
Разработат ь технологии, совокупност ь методов, приемов и средст в коррекционнопедагогического воздейст вия на личност ь ребенка с недостатками развития и
отклонениями в поведении;
5.
Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в
развитии и поведении в условиях массовой школы ;
6.
Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к
коррекционно-педагогической работе с детьми и подрост ками с недостат ками в
психоф изиологическом развитии и девиациями в поведении.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ОТРАСЛЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ПОЭТОМУ, НАРЯДУ С СОБСТВЕННОЙ
СПЕЦИФИЧЕСКОЙ
ТЕРМИНОЛОГИЕЙ,
СУЩЕСТВУЮТ
И
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, И ПОНЯТИЯ. В КОРРЕКЦИОННОЙ
ПЕДАГОГИКЕ, ТАКЖЕ, КАК И ОБЩЕЙ, ВЕДУЩИМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ
КАТЕГОРИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
Критерий
Воспит ание
Характеристика
Рассмат ривается
как
специально
организованная
деятельност ь
педагогов
и
воспит анников
для
реализации
целей
образования
в
едином
педагогическом
процессе,
целенаправленное
и
организованное управление процессом ф ормирования
личност и или отдельны х ее качеств.
Воспитание детей с отклонениями в развитии и
поведении
осуществляется
в
рамках
единого
педагогического процесса и направлено на развитие в
ребенке
гуманистических,
общечеловеческих
ценностей, акт ивной граж данской позиции, нравственно
полож ительны х черт и качеств.
Критерий
Воспит ание
Характеристика
В воспит ании используются как общепедагогические
методы и приемы , т ак и специальны е меры воздействия
на личност ь ребенка с недост атками в развитии и
от клонениями в поведении в зависимости от степени и
ст рукт уры дефект а, сущности и характера аномалии, с
учетом его индивидуальны х и возрастны х особенностей.
Важ ной
особенност ью
в
воспитании
ребенка
с
от клонениями в развитии и поведении является
опт имизм, уверенность в преодолении трудностей,
надеж да на дост иж ение полож ительного результата,
исключение из воспитательного процесса фиксации
внимания на дефекте, опора на полож ительное в
личност и ребенка, ст имулирование его компенсаторны х
возмож ностей, в то ж е время ф ормирование умения
объект ивно оцениват ь свои возмож ности, свои действия
и пост упки.
Критерий
Характеристика
Обучение
Рассмат ривается
педагогической
наукой
как
специф ический способ образования, процесс активного
целенаправленного взаимодействия обучающего и
обучаемого,
в
результате
которого
у
ученика
ф ормируются определенны е знания умения и навы ки,
опы т деятельности и поведения, а такж е личностны е
качест ва.
Обучение
в
коррекционной
педагогике
носит
специф ический характер, определяемы й глубиной и
специф икой дефект а ребенка.
Развит ие
Обучение и развит ие - два взаимосвязанны х явления.
Развивающий характер обучения детей с отклонениями
в развит ии и поведении предполагает учет зоны
ближ айшего
развития
воспитанника (по
Л.С.
Вы готскому), тот запас возмож ностей, которы е ребенок
не
в
состоянии
реализовать
самостоятельно
в
настоящий момент, но успешно их использует при
непосредст венной
помощи
учителя.
Обучение
активизирует переход зоны ближ айшего развития в ее
акт уальное
развит ие,
когда
поддерж ка
учителя
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
« Адапт ация»
« Адапт ация»
« Коррекция»
« Коррекция»
« Компенсаци
« Компенсаци
я»
я»
« Реабилитация
« Реабилитация
»
»
В
СПРАВОЧНОЙ
И
СПЕЦИАЛЬНОЙ
КОРРЕКЦИОННО
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Т. А . ВЛАСОВА , В. А .ЛАПШИН, М.С.
ПЕВЗНЕР, Б.П. ПУЗАНОВ, С.Г. ШЕВЧЕНКО И ДР.) ДОВОЛЬНО ГЛУБОКО
И ОБОСНОВАННО РАЗРАБОТАН ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, ДАНА
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВЕДУЩИХ
КАТЕГОРИЙ
КОРРЕКЦИОННОЙ
ПЕДАГОГИКИ, ПРОИЗВОДНЫХ ОТ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.
Категория
Характеристика
как
система
специальны х
и
Коррекция (лат Определяется
. коррект ио - и общепедагогических мер, направленны х на ослабление или
преодоление недост ат ков психоф изического развития и
справление )
от клонений в поведении у детей и подростков.
Коррекция
мож ет
вы ст упать
как
самостоятельное
педагогическое явление, как специфические действия,
направленны е на част ичное исправление недостатка или
преодоления деф ект а (коррекция речи, произношение
отдельны х звуков, исправление недостатков зрения); в то ж е
время коррекция мож ет бы ть составной частью учебно воспит ательного процесса и вы ст упать как целостное
педагогическое явление, направленное на изменение
формирующейся личности ребенка.
В рамках единого педагогического процесса коррекция
вы ст упает как совокупность коррекционно-воспитательной
КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Коррекционно-воспитательная
деятельность
охваты вает
всю
совокупност ь
мер педагогического
воздейст вия на личность ребенка с
недост ат ками
в
развит ии
и
отклонениями
в
поведении.
Она
направлена на:
Коррекционно-развивающее обучение это система мер диф ф еренцированного
образования,
позволяющая
решат ь
задачи своевременной помощи детям,
испы ты вающим т рудност и в обучении и
школьной адаптации. Основная задача
коррекционно-развивающего
обучения
зак лючается:
1)
изменение
познавательны х
возмож ностей ребенка;
2)
развитие
его
волевой сф еры ;
3)
4)
1)
в
системат изации
знаний,
направленны х на повы шение общего
уровня развит ия ребенка;
2)
восполнение
пробелов
предшест вующего
развит ия
обучения;
3)
развит ие
недост аточно
сф ормированны х умений и навы ков;
4)
коррекция
отк лонений
познавательной сф ере ребенка;
5)
подготовку ребенка к адек ват ному
восприят ию учебного материала.
эмоционально-
улучшение
индивидуальны х
личностны х
качест в
–
ответственност и,
дисциплинированност и,
собранности, организованности;
на развит ие его интересов и
склонностей,
т рудовы х,
худож ественно-эстетических
и
ины х способностей.
его
и
в
Категория
Характеристика
Компенсация (л
ат. компенсат ио
- возмещение, у
равновешивани
е)
Это слож ны й, многоаспектны й процесс перестройки или
замещения
нарушенны х
или
недоразвиты х
психофизиологических
функций
организма.
Компенсаторны й процесс опирается на резервны е или
недостаточно задейст вованны е возмож ности организма
человека.
В процессе компенсации в организме ребенка происходит
ф ормирование новы х динамических систем и условны х
связей;
перест ройка
нарушенны х
или
ослабленны х
функций (т ак, при деф екте зрительного анализатора
усиливаются
возмож ности
слуха
и
осязания,
при
недостаточном
развитии
речевы х
возмож ностей
усиливается роль кинестетических анализаторов). В то ж е
время, сопрот ивляемость деф ект у, его компенсация
усиливаются при акт ивизации социальны х факторов,
действенной помощи ребенку со стороны педагогов и
родителей.
Категория
Адапт ация
школьная (лат.
адаптио приспособлят ь
)
Характеристика
Это процесс приспособления ребенка к
условиям
школьной ж изни, к ее нормам и требованиям, к активной
познавательной деятельности, усвоению необходимы х
учебны х знаний и навы ков, полноценному освоению
карт ины мира.
Дет и с недост ат ками в психоф изическом развитии и
от клонениями в поведении зачаст ую не готовы к школе, к
изменениям в своей ж изни (и не только у младших
классах), к т ребованиям педагогов в силу своего общего
развит ия (точнее, его недостатков) или ж е ошибок в
воспит ании и семейного неблагополучия. Так возникает
проблема школьной дезадапт ации, результатом которой
являются: хроническая неуспеваемость; отставание по ряду
предметов
в
освоении
школьной
программы ;
сопрот ивление педагогическому воздействию; негативное
от ношение к учению; пропуски занятий, побеги из школы и
дома;
педагогическая
запущенность;
асоциальное
поведение.
Категория
Характеристика
Реабилит ация
социальная (лат
.
реабилитатио восстановление
)
Это процесс включения ребенка с от клонениями в
развит ии и поведении в социальную среду, в нормальную
общест венно
полезную
деятельность
адекватны е
взаимоот ношения со сверстниками.
Процесс реабилит ации - это слож ное и многогранное
явление, поскольку полноценное возвращение в социум
происходит через:
1) медицинскую реабилитацию (лечение недостатков,
ликвидация последст вий дефекта);
2) психологическую
реабилитацию
(снятие
психологических
комплексов,
восстановление
психических процессов);
3) педагогическую
реабилитацию
(восстановление
ут раченны х учебны х умений, познавательны х навы ков,
ф ормирование индивидуальны х личностны х качеств).
Реабилит ация - это своего рода итог всей коррекционнопедагогической деятельности.
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ
КОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коррекционно-педагогическая деятельность - это слож ное психоф изиологическое и
социально-педагогическое явление, охваты вающее весь образовательны й процесс
(обучение, воспитание и развит ие), вы ступающий как единая педагогическая система,
куда входят объ ект и субъ ект педагогической деятельности, ее целевой,
содерж ательны й,
операционно-деятельност ны й
и
оценочно-результат ивны й
компоненты . Поэтому
наряду
с
диагност ико-коррекционной,
коррекционноразвивающей,
коррекционно-проф илакт ической
сущест вует
и
воспит ательнокоррекционная, и коррекционно-обучающая, и психокоррекционная деятельность и др.
Поэтому
наряду с диагност ико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционнопроф илакт ической сущест вует и воспит ательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и
психокоррекционная деятельност ь и др. Исходя из сущест вующего полож ения и т рактовки
коррек ционной работ ы , правомерно говорит ь о коррекционно-педагогическом процессе как
едином образовательном процессе, в которы й входят обучение, воспит ание и развит ие.
В качест ве рабочего определения с педагогической точки зрения возмож ен следующий вариант
определения коррекционно-педагогической деятельност и: как планируемы й и особы м образом
организуемы й педагогический процесс, реализуемы й с группами подрост ков, имеющих
незначительны е от клонения в развит ии и девиации в поведении, и направленны й на
исправление и реконст рукцию индивидуальны х качест в личност и и недостат ков поведения,
создание необходимы х условий для ее формирования и развит ия, способст вующий
полноценной интеграции подрост ков в социум.
Мы исходим из того, что коррекционно-педагогическая деятельност ь - сост авная и неот ъ емлемая
част ь педагогического процесса как динамической педагогической системы , как специально
организованного, целенаправленного взаимодейст вия педагогов и воспит анников, нацеленного
на решение развивающих и образовательны х задач (В. А . Сластенин). При коррекции девиаций в
поведении и от клонений в развит ии важ но учит ы ват ь то, что взаимодейст вие субъ ектов
педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспит анниками опы т а,
накопленного общест вом (как ст ратегическая задача), и освоение полож ительны х нравст венны х
норм и правил,
культ уры
поведения школьника (т ак т ическая задача).
Педагогическая деятельност ь (в том числе и коррекционно-педагогическая) в рамках любой
педагогической системы мож ет бы т ь предст авлена как взаимосвязанная последовательност ь
решения бесчисленного множ ест ва задач разного уровня слож ност и, а воспит анники, в свою
очередь, включены в их решение, т ак как они взаимодейст вуют с педагогами. С этой точки
зрения
единицей
коррекционно-педагогического
процесса
целесообразно
определит ь
материализованную педагогическую задачу как воспит ательную сит уацию, характеризующуюся
взаимодейст вием педагогов и воспит анников с определенной целью (коррекция от клонений в
развит ии и поведении подрост ков).
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!