Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Коррекционная педагогика

  • 👀 460 просмотров
  • 📌 443 загрузки
  • 🏢️ РГГУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Коррекционная педагогика» pptx
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ Савина Тат ьяна Александровна Доцент кафедры психологии семьи и детст ва РГГУ, к.п.н, доц. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ И ЕЁ ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ Как научное понятие коррекционная педагогика в современной педагогической науке обрела официальны й стат ус совсем недавно. В настоящий момент это активно развивающаяся област ь современной педагогической науки. Однако в учёном мире ещё нет единого мнения о месте коррекционной педагогики в ст рукт уре современной педагогики, в силу чего недостаточно чёт ко определены её объ ект, предмет, цели и задачи.  Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Коррекция, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разносторонне развитие личности ребенка.  Используя арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт, коррекционная педагогика вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером имеющихся у них отклонений в развитии и поведении, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия на ребенка и социальную среду, его окружающую.  Построение коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками, организацию дифференцированного обучения и индивидуального воспитания невозможно осуществить, не зная природы недостатка в развитии ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении. Одним словом, без знаний основ общей психологии человека трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем более что результаты исследования закономерностей психического развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего психического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.  Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на недостаток в психическом и физическом развитии приводят к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительное недоразвитие.  В коррекционной педагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, предметом которой является исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития позитивной самореализации человека.  Социология помогает в изучении закономерностей становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.  Коррекционно-педагогическая деятельность будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания в области медицинских наук. С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики может быть педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского организма. изучающая вопросы этиологии, патогенеза, патоморфологии, диагностики, терапии и профилактики психических болезней, поможет коррекционной педагогике найти правильное направление, выбрать верное решение при работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в психическом развитии. При коррекции и реабилитации нарушенных психических функций не обойтись без планомерных психических воздействий на человека, т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс психических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительновосстановительного режима, исключающего психическую травматизацию.  Психиатрия,  Вместе с тем как в общей и специальной педагогике, так и в современной педагогической практике существует немало моментов, когда бывает трудно дать однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ребенка. Это происходит тогда, когда дефект неярко выражен, а аномалии в развитии имеют негрубые формы, когда имеющийся недостаток находится в пограничной зоне между нормой и патологией.  Это может быть и тогда, когда ребенок имеет затруднения в освоении учебной программы в общеобразовательной школе, но резко опережает детей в развитии и обучении во вспомогательной школе, когда в ликвидации его дефекта нужны не специальное медицинское лечение, не активное вмешательство дефектологов, а обычная коррекция его познавательных возможностей; изменение условий общего и семейного воспитания; предупреждение и частичное исправление его поведения; помощь в освоении социальных норм и нравственных ценностей.  В связи с этим, наряду с понятиями "специальная психология", "лечебная и реабилитационная педагогика", все чаще появляется унифицированное понятие коррекционная педагогика. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ Коррекционная педагогика ох ват ы вает не только област ь специальны х научны х знаний, но и основы психологопедагогических знаний о сущност и и закономерностях образования и воспитания детей и подрост ков, имеющих нерезко вы раж енны е недостат ки в развит ии псих ики и от клонения в поведении. ОБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно - двигательной, соматической, интеллектуально - речевых сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.  Объ ектом коррекционной педагогики являются дети, "имеющие четыре "Д"", т.е. дети, у которых дефект не ярко выражен; дети, перенесшие в раннем детстве депривацию (лат. депривация - лишение ); в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (франц. дез - - нарушение, лат. адапто - приспособление ) и проявляющие девиацию (лат. девиатио отклонение ) в поведении.  Объ ектом ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ КП - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СИСТЕМЫ УСЛОВИЙ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ СВОЕВРЕМЕННУЮ ДИАГНОСТИКУ, ПРОФИЛАКТИКУ И КОРРЕКЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ, ТРУДНОСТЕЙ ИХ В ОБУЧЕНИИ, ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ Вы явление и преодоление Вы явление и преодоление (исправление) недост ат ков в (исправление) недост ат ков в развит ии личност и ребенка, развит ии личност и ребенка, помощь ему в успешном помощь ему в успешном освоении карт ины мира и освоении карт ины мира и в адекватной интеграции адекват ной интеграции в социум социум Обеспечение педагогов и Обеспечение родителей педагогов знаниями и о родителей знаниями о характере и возмож ны х характере возмож ны х причинах и возникновения причинах возникновения адапт ационны х нарушений у адапт ационны х нарушений детей, о способах их у детей, о способах ихи предупреж дения предупреж и ны х уст ранения, одения возмож устметодах ранения,оздоровления о возмож ны х методах оздоровления условий семейного и условий семейного общест венного воспитиания общест венного воспит ания ПРЕДМЕТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ  Предметом коррекционной педагогики является процесс диф ф еренциации обучения, воспит ания и развит ия детей с недост ат ками в развит ии и от клонениями в поведении, определение наиболее результ ат ивны х путей и средст в, направленны х на своевременное вы явление, предупреж дение и преодоление от клонений в развитии и поведении у данны х детей и подрост ков. Исходя из слож ившейся социально - педагогической сит уации, в которой оказы ваются дет и с недост ат ками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь решит ь следующие задачи: ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ 1. Определить природу и сущность недостат ков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, вы явить причины и условия их появления; 2. Изучит ь историю становления и развития коррекционно - педагогической деятельности с дет ьми, имеющими недостат ки в психоф изиологическом развитии и девиациями в поведении; 3. Вы явит ь ведущие тенденции в предупреж дении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков; 4. Разработат ь технологии, совокупност ь методов, приемов и средст в коррекционнопедагогического воздейст вия на личност ь ребенка с недостатками развития и отклонениями в поведении; 5. Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы ; 6. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подрост ками с недостат ками в психоф изиологическом развитии и девиациями в поведении. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ОТРАСЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ПОЭТОМУ, НАРЯДУ С СОБСТВЕННОЙ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ, СУЩЕСТВУЮТ И ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, И ПОНЯТИЯ. В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ, ТАКЖЕ, КАК И ОБЩЕЙ, ВЕДУЩИМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ. Критерий Воспит ание Характеристика Рассмат ривается как специально организованная деятельност ь педагогов и воспит анников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом ф ормирования личност и или отдельны х ее качеств. Воспитание детей с отклонениями в развитии и поведении осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на развитие в ребенке гуманистических, общечеловеческих ценностей, акт ивной граж данской позиции, нравственно полож ительны х черт и качеств. Критерий Воспит ание Характеристика В воспит ании используются как общепедагогические методы и приемы , т ак и специальны е меры воздействия на личност ь ребенка с недост атками в развитии и от клонениями в поведении в зависимости от степени и ст рукт уры дефект а, сущности и характера аномалии, с учетом его индивидуальны х и возрастны х особенностей. Важ ной особенност ью в воспитании ребенка с от клонениями в развитии и поведении является опт имизм, уверенность в преодолении трудностей, надеж да на дост иж ение полож ительного результата, исключение из воспитательного процесса фиксации внимания на дефекте, опора на полож ительное в личност и ребенка, ст имулирование его компенсаторны х возмож ностей, в то ж е время ф ормирование умения объект ивно оцениват ь свои возмож ности, свои действия и пост упки. Критерий Характеристика Обучение Рассмат ривается педагогической наукой как специф ический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у ученика ф ормируются определенны е знания умения и навы ки, опы т деятельности и поведения, а такж е личностны е качест ва. Обучение в коррекционной педагогике носит специф ический характер, определяемы й глубиной и специф икой дефект а ребенка. Развит ие Обучение и развит ие - два взаимосвязанны х явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развит ии и поведении предполагает учет зоны ближ айшего развития воспитанника (по Л.С. Вы готскому), тот запас возмож ностей, которы е ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредст венной помощи учителя. Обучение активизирует переход зоны ближ айшего развития в ее акт уальное развит ие, когда поддерж ка учителя ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ « Адапт ация» « Адапт ация» « Коррекция» « Коррекция» « Компенсаци « Компенсаци я» я» « Реабилитация « Реабилитация » » В СПРАВОЧНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Т. А . ВЛАСОВА , В. А .ЛАПШИН, М.С. ПЕВЗНЕР, Б.П. ПУЗАНОВ, С.Г. ШЕВЧЕНКО И ДР.) ДОВОЛЬНО ГЛУБОКО И ОБОСНОВАННО РАЗРАБОТАН ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, ДАНА ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДУЩИХ КАТЕГОРИЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПРОИЗВОДНЫХ ОТ ЭТИХ ПОНЯТИЙ. Категория Характеристика как система специальны х и Коррекция (лат Определяется . коррект ио - и общепедагогических мер, направленны х на ослабление или преодоление недост ат ков психоф изического развития и справление ) от клонений в поведении у детей и подростков. Коррекция мож ет вы ст упать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленны е на част ичное исправление недостатка или преодоления деф ект а (коррекция речи, произношение отдельны х звуков, исправление недостатков зрения); в то ж е время коррекция мож ет бы ть составной частью учебно воспит ательного процесса и вы ст упать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка. В рамках единого педагогического процесса коррекция вы ст упает как совокупность коррекционно-воспитательной КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Коррекционно-воспитательная деятельность охваты вает всю совокупност ь мер педагогического воздейст вия на личность ребенка с недост ат ками в развит ии и отклонениями в поведении. Она направлена на: Коррекционно-развивающее обучение это система мер диф ф еренцированного образования, позволяющая решат ь задачи своевременной помощи детям, испы ты вающим т рудност и в обучении и школьной адаптации. Основная задача коррекционно-развивающего обучения зак лючается: 1) изменение познавательны х возмож ностей ребенка; 2) развитие его волевой сф еры ; 3) 4) 1) в системат изации знаний, направленны х на повы шение общего уровня развит ия ребенка; 2) восполнение пробелов предшест вующего развит ия обучения; 3) развит ие недост аточно сф ормированны х умений и навы ков; 4) коррекция отк лонений познавательной сф ере ребенка; 5) подготовку ребенка к адек ват ному восприят ию учебного материала. эмоционально- улучшение индивидуальны х личностны х качест в – ответственност и, дисциплинированност и, собранности, организованности; на развит ие его интересов и склонностей, т рудовы х, худож ественно-эстетических и ины х способностей. его и в Категория Характеристика Компенсация (л ат. компенсат ио - возмещение, у равновешивани е) Это слож ны й, многоаспектны й процесс перестройки или замещения нарушенны х или недоразвиты х психофизиологических функций организма. Компенсаторны й процесс опирается на резервны е или недостаточно задейст вованны е возмож ности организма человека. В процессе компенсации в организме ребенка происходит ф ормирование новы х динамических систем и условны х связей; перест ройка нарушенны х или ослабленны х функций (т ак, при деф екте зрительного анализатора усиливаются возмож ности слуха и осязания, при недостаточном развитии речевы х возмож ностей усиливается роль кинестетических анализаторов). В то ж е время, сопрот ивляемость деф ект у, его компенсация усиливаются при акт ивизации социальны х факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов и родителей. Категория Адапт ация школьная (лат. адаптио приспособлят ь ) Характеристика Это процесс приспособления ребенка к условиям школьной ж изни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимы х учебны х знаний и навы ков, полноценному освоению карт ины мира. Дет и с недост ат ками в психоф изическом развитии и от клонениями в поведении зачаст ую не готовы к школе, к изменениям в своей ж изни (и не только у младших классах), к т ребованиям педагогов в силу своего общего развит ия (точнее, его недостатков) или ж е ошибок в воспит ании и семейного неблагополучия. Так возникает проблема школьной дезадапт ации, результатом которой являются: хроническая неуспеваемость; отставание по ряду предметов в освоении школьной программы ; сопрот ивление педагогическому воздействию; негативное от ношение к учению; пропуски занятий, побеги из школы и дома; педагогическая запущенность; асоциальное поведение. Категория Характеристика Реабилит ация социальная (лат . реабилитатио восстановление ) Это процесс включения ребенка с от клонениями в развит ии и поведении в социальную среду, в нормальную общест венно полезную деятельность адекватны е взаимоот ношения со сверстниками. Процесс реабилит ации - это слож ное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через: 1) медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последст вий дефекта); 2) психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов); 3) педагогическую реабилитацию (восстановление ут раченны х учебны х умений, познавательны х навы ков, ф ормирование индивидуальны х личностны х качеств). Реабилит ация - это своего рода итог всей коррекционнопедагогической деятельности. ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Коррекционно-педагогическая деятельность - это слож ное психоф изиологическое и социально-педагогическое явление, охваты вающее весь образовательны й процесс (обучение, воспитание и развит ие), вы ступающий как единая педагогическая система, куда входят объ ект и субъ ект педагогической деятельности, ее целевой, содерж ательны й, операционно-деятельност ны й и оценочно-результат ивны й компоненты . Поэтому наряду с диагност ико-коррекционной, коррекционноразвивающей, коррекционно-проф илакт ической сущест вует и воспит ательнокоррекционная, и коррекционно-обучающая, и психокоррекционная деятельность и др.  Поэтому наряду с диагност ико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционнопроф илакт ической сущест вует и воспит ательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и психокоррекционная деятельност ь и др. Исходя из сущест вующего полож ения и т рактовки коррек ционной работ ы , правомерно говорит ь о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном процессе, в которы й входят обучение, воспит ание и развит ие.  В качест ве рабочего определения с педагогической точки зрения возмож ен следующий вариант определения коррекционно-педагогической деятельност и: как планируемы й и особы м образом организуемы й педагогический процесс, реализуемы й с группами подрост ков, имеющих незначительны е от клонения в развит ии и девиации в поведении, и направленны й на исправление и реконст рукцию индивидуальны х качест в личност и и недостат ков поведения, создание необходимы х условий для ее формирования и развит ия, способст вующий полноценной интеграции подрост ков в социум.  Мы исходим из того, что коррекционно-педагогическая деятельност ь - сост авная и неот ъ емлемая част ь педагогического процесса как динамической педагогической системы , как специально организованного, целенаправленного взаимодейст вия педагогов и воспит анников, нацеленного на решение развивающих и образовательны х задач (В. А . Сластенин). При коррекции девиаций в поведении и от клонений в развит ии важ но учит ы ват ь то, что взаимодейст вие субъ ектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспит анниками опы т а, накопленного общест вом (как ст ратегическая задача), и освоение полож ительны х нравст венны х норм и правил, культ уры поведения школьника (т ак т ическая задача). Педагогическая деятельност ь (в том числе и коррекционно-педагогическая) в рамках любой педагогической системы мож ет бы т ь предст авлена как взаимосвязанная последовательност ь решения бесчисленного множ ест ва задач разного уровня слож ност и, а воспит анники, в свою очередь, включены в их решение, т ак как они взаимодейст вуют с педагогами. С этой точки зрения единицей коррекционно-педагогического процесса целесообразно определит ь материализованную педагогическую задачу как воспит ательную сит уацию, характеризующуюся взаимодейст вием педагогов и воспит анников с определенной целью (коррекция от клонений в развит ии и поведении подрост ков). СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
«Коррекционная педагогика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot