Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Корпоративные информационные системы как средство автоматизации бизнес-процессов предприятия

  • 👀 580 просмотров
  • 📌 524 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Корпоративные информационные системы как средство автоматизации бизнес-процессов предприятия» pdf
Лекция 12. Корпоративные информационные системы как средство автоматизации бизнес-процессов предприятия. В рамках предприятия бизнес-информатика представляет собой реализацию практик управления и экономики с использованием ИТ. Какие же именно практики и функциональные возможности ИТ существуют для компаний на сегодняшний день, за счет чего возможно их дальнейшее развитие? Сейчас на рынке действуют достаточно большое число компаний с доступными и функциональными программными продуктами для недорогой и эффективной автоматизации хозяйственной деятельности. Рассмотрим те информационные системы, которые непосредственно служат целям и задам бизнеса и корпораций, основными потребителями данных в которых является персонал предприятия. Такие ИС получили название корпоративных ИС. Сегодня одной из основных задач является создание единых, целостных систем для охвата всех аспектов деятельности предприятия на всех уровнях управления. Так, если с точки зрения функциональной структуры корпоративных ИС на верхнем уровне актуальны задачи прогнозирования и планирования управления сбытом, трудовыми ресурсами и снабжением, то на нижнем такими задачами могут быть автоматизация соответствующих процессов, наряду с автоматизацией технологического проектирования или производства. Система управления любой компании включает три основные подсистемы: 1. Планирование продаж и операций. Это общий план функционирования предприятия, устанавливающий объемы изготовления готовой продукции. Главным здесь является планирование спроса и оценка ресурсов, необходимых для удовлетворения спроса. Здесь же создается основной производственный план, определяющий, какие изделия, в каком количестве и в какие сроки нужно произвести. 2. Детальное планирование необходимых ресурсов (материалов, производственных мощностей, трудовых ресурсов и т.д.). Составленный план определяет время и объем заказов для всех материалов и комплектующих, необходимых для реализации основного производственного плана. 3. Управление исполнением планов в процессе производства и закупок (снабжения). Все эти подсистемы реализуются на основе КИС. Корпоративные информационные системы (КИС) это интегрированные системы управления территориально распределенной корпорацией, основанные на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений, электронных документообороте и делопроизводстве. КИС призваны объединить стратегию управления предприятием и передовые информационные технологии. 1 Корпоративная информационная система — это совокупность технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации. Комплексная автоматизация бизнес процессов предприятия на базе современной аппаратной и программной поддержки может называться поразному. В настоящее время наряду с названием Корпоративные информационные системы (КИС) употребляются, например, следующие названия: 1. Автоматизированные системы управления (АСУ); 2. Интегрированные системы управления (ИСУ); 3. Интегрированные информационные системы (ИИС); 4. Информационные системы управления предприятием (ИСУП). Главная задача КИС - эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально- техническими, финансовыми, технологическими и интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия. КИС по своему составу - это совокупность различных программноаппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, интегрированных в единую информационнооднородную систему, которая наилучшим образом решает в некотором роде уникальную задачу каждого конкретного предприятия. То есть, КИС - человекомашинная система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая под его воздействием должна: - Накапливать определенный опыт и формализованные знания; - Постоянно совершенствоваться и развиваться; - Быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и новым потребностям предприятия. Комплексная автоматизация предприятия подразумевает перевод в плоскость компьютерных технологий всех основных деловых процессов организации. И использование специальных программных средств, обеспечивающих информационную поддержку бизнес-процессов, в качестве основы КИС представляется наиболее оправданным и эффективным. Современные системы управления деловыми процессами позволяют интегрировать вокруг себя различное программное обеспечение, формируя единую информационную систему. Тем самым решаются проблемы координации деятельности сотрудников и подразделений, обеспечения их необходимой информацией и контроля исполнительской дисциплины, а руководство получает своевременный доступ к достоверным данным о ходе производственного процесса и имеет средства для оперативного принятия и воплощения в жизнь своих решений. И, что самое главное, полученный автоматизированный комплекс представляет собой гибкую открытую структуру, которую можно перестраивать на лету и дополнять новыми модулями или внешним программным обеспечением. 2 Под корпоративной информационной системой будем понимать информационную систему организации, отвечающую следующему минимальному перечню требований: 1. Функциональная полнота системы. 2. Надежная система защиты информации. 3. Наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы. 4. Реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях. 5. Обеспечение обмена данными между разработанными информационными системами и др. программными продуктами, функционирующими в организации. 6. Возможность консолидации информации. 7. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации. Функциональная полнота системы: - выполнение международных стандартов управленческого учета MRP II, ERP, CSRP; - автоматизация в рамках системы решения задач планирования, бюджетирования, прогнозирования, оперативного (управленческого) учета, бухгалтерского учета, статистического учета и финансового-экономического анализа; - формирование и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам; - количество однократно учитываемых параметров деятельности организации от 200 до 1000, количество формируемых таблиц баз данных – от 800 до 3000. Система защиты информации: - парольная система разграничения доступа к данным и реализуемым функциям управления; - многоуровневая система защиты данных (средства авторизации вводимой и корректируемой информации, регистрация времени ввода и модификации данных). Инструментальные средства адаптации и сопровождения системы: - изменение структуры и функций бизнес-процессов; - изменение информационного пространства; - изменение интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации; - изменение организационного и функционального наполнения рабочего места пользователя; - генератор произвольных отчетов; - генератор сложных хозяйственных операций; - генератор стандартных форм. Возможность консолидации информации: - на уровне организации – объединение информации филиалов, холдингов, дочерних компаний и т.д.; 3 - на уровне отдельных задач – планирования, учета, контроля и т.д.; - на уровне временных периодов – для выполнения анализа финансовоэкономических показателей за период, превышающий отчетный. Специальные средства анализа состояния системы в процессе эксплуатации: - анализ архитектуры баз данных; - анализ алгоритмов; - анализ статистики количества обработанной информации; - журнал выполненных операций; -список работающих станций серверов; - анализ внутрисистемной почты. Наиболее развитые корпоративные ИС (КИС) предназначены для автоматизации всех функций управления корпорацией: от научно-технической и маркетинговой подготовки ее деятельности до реализации ее продукции и услуг. В настоящее время КИС имеют в основном экономическую и производственную направленность. Итак, рассмотрим основные существующие типы систем. ERP / Управление предприятием В системах ERP появились развитые средства управления финансами и персоналом, поддержки принятия решений, конфигурирования и интеграции с приложениями других типов. А ERP II и вовсе объединяет систему планирования ресурсов предприятия, управления взаимоотношениями с клиентами, управления цепочками поставок, управления аналитикой и поддержкой принятия решений, управления данными IMS для интеграции компонентов, средства электронной коммерции и взаимодействия через Интернет. В целом, в новой концепции ERP II наблюдается смещение традиционного акцента с оптимизации управления внутренними ресурсами предприятия на корпоративную систему предприятия, открытую для всех действующих в интересах бизнеса участников. В таком случае происходит: - Изменение технологий систем в сторону открытости (когда внутренние процессы становятся более прозрачными, а данные о деятельности компаний – более доступными). - Структурное изменение архитектуры системы (тенденция к открытым многоуровневым приложениям). - Углубление функциональности систем за счет охвата системами автоматизации новых процессов предприятия (и создание модулей управления межкорпоративными бизнес-процессами). Расширение масштабов внедрения (через адаптацию систем к внедрению на предприятиях различных отраслей и масштабов), чему способствуют появляющиеся технологии для упрощения процесса создания специализированных отраслевых решений. Программный код и логика ERP-систем, как правило, строится по модульному принципу (например, «Управление финансами», «Управление сбытом» и т.д.), что создает возможности для поэтапного внедрения / пере-вода 4 в эксплуатацию сразу одного или нескольких модулей, возможность выбора лучших в своем классе модулей (т.н. best-of-breed). Также это позволяет специалистам фокусироваться на глубоком знании нескольких модулей, имея представления о процессах и функциональности (например, для осуществления интеграции) остальных модулей систем. Именно поэтому чаще всего на работу принимаются консультанты с опытом работы по определенным модулям системы / процессам предприятия (например, SAP FI/CO), знание которых среди специалистов очень ценится. В первую очередь, приведем обзор модулей ERP-системы управления ресурсами компании как одной из основных систем в любой компании вне зависимости от масштабов, отрасли, сферы деятельности и других факторов. Среди наиболее распространенных систем ERP можно выделить Microsoft Dynamix AX/NAV, SAP BusinessSuite, 1C: Управление предприятием. А предлагаемую ERP-функциональность рассмотрим на примере программного продукта SAP R/3 ведущего мирового поставщика – немецкой компании SAP AG. Управление производством / производственное планирование (PP). К этому модулю, как правило, относится управление дискретным производством, а также управление производством с непрерывным циклом (например, химической, фармацевтической или пищевой промышленности). Функциональность систем позволяет осуществлять: - укрупненное планирование сбыта и производства; -составление производственных программ; - планирование потребности в материалах и производственных мощностей; - формирование заказов на производство; - составление спецификаций и маршрутно-технологических карт; - вычисление затрат на изделия; - управление рабочими местами; -…. Управление основными средствами (AM). Учет и управление основными средствами: - управление инвестициями и капитальным строительством; - учет, замена, амортизация основных средств. Управление техобслуживанием и ремонтом оборудования (PM). Благодаря модулю автоматизируются процессы технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) в компании. При этом к подобным объектам может быть отнесено как оборудование, принадлежащее компании, так и оборудование заказчиков, которым оказываются услуги по техобслуживанию. - управление плановым техническим обслуживанием и ремонт оборудования; - управление гарантийным сервисом; - составление спецификаций и технологических карт ТОРО. 5 Управление финансами (FI). Финансовый менеджмент предполагает краткосрочное планирование и прогнозирование, а также управление бюджетом. Управление инвестициями позволяет осуществлять планирование инвестиций (например, в развитие основных средств). - бухгалтерский учет, ведение счетов кредиторов и дебиторов; -учет основных средств; - финансовый менеджмент и контроль финансовых средств; - управление цепочкой создания стоимости; - управление инвестициями. Управление контроллингом (СО). Благодаря данному модулю осуществляется ведение управленческого учета и контроль деятельности предприятия. Проводится сбор и предоставление информации, необходимой для принятия решений, а также обобщение данных по всей компании. С другой стороны, функциональность учета по местам возникновения прибыли обеспечивает возможность работы с оперативной информацией (учет сбыта, контроль результатов). - планирование / управление экономикой предприятия; - групповая консолидация; - сбор информации для принятия решений; - учет затрат (косвенных затрат, по процессам, по продуктам); - контроль прибыльности / результатов. Управление логистикой (LO). Модули логистики поддерживают процессы принятия решений на основе анализа соотношений между планируемыми и реальными данными (в области закупок, производства, товарных запасов, продаж, техобслуживания, управления качеством). - Управление материальными потоками (MM): снабжение и управление запасами (поддержка закупки основных материалов, рассмотрения предложений поставщиков, управления запасами и инвентаризацией, контроля счетов, управления складами и расходами, аттестации поставщиков). - Управление сбытом (SD): распределением, поставками и выставлением счетов (обеспечение поддержки сбыта, отгрузки, транспортировки, фактурирования) Управление персоналом (HR). - Кадровый учет и регулирование, делопроизводство. - Организационный менеджмент (например, моделирование роста или реорганизации компании, поддержка внутренней структуры компании). - Учет рабочего времени и расчет заработной платы, планирование затрат на персонал. - Управление мероприятиями по повышению квалификации. - Управление набором персонала. - Информационная система персонала. Управление проектами (PS). 6 Составление планов проектов, формирование задач и пакетов работ, поддержка планирования затрат и управления бюджетами проектов, поддержка контроля выполнения проектов и их показателей. Управление информационными потоками (WF). Связывание прикладных модулей с общими технологиями, инструментами и сервисными средствами. Обеспечение управления потоком операций, в т.ч. поддержка электронной почты, системы управления документами, классификаторов. Управление качеством (QM). Поддержка операций по управлению качеством: планирования, проверки и контроля качества производства и закупок, обработки рекламаций клиентам и поставщикам. SCM / Управление цепочками поставок SCM, как правило, охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Поскольку интересы всех звеньев цепи зачастую противоречивы, только при комплексном управлении всей цепочкой возможно достижение оптимального результата. Создаются возможности автоматизации всех этапов поставки товара – закупки сырья, их поставки, производство и транспортировка товаров клиентам, а также контроль местонахождения каждого объекта. Помимо этого, SCM-системы помогают моделировать различные ситуации в рамках сети поставок, рассчитывать оптимальные запасы, делать прогнозы и вести учет по контрольным показателям. Пример – SAP SCM, Oracle SCM, JDA Software. CRM / Управление взаимоотношениями с потребителями Автоматизация продаж (включает счета, контакты, управление привлечением и работой с клиентом). Управление анализом эффективности продаж и расчетом скидок / премий, анализ рынка, прогнозирование объемов операций. Управление прямыми маркетинговыми компаниями и маркетинговыми ресурсами. CRM подразумевает ориентацию бизнеса компании на отношениях с клиентами / заказчиками / партнерами / дилерами, повышение эффективности маркетинга, продаж и уровня обслуживания; анализ реакции клиента с последующей корректировкой действий. Пример – Salesforce.com, Sales Logix, Oracle e-Business Suite, SAP CRM, Microsoft Axapta / Navision / CRM. BI / Аналитика и отчетность Планирование, управление эффективностью, финансовая и операционная аналитика, а также анализ продаж – лишь несколько наиболее популярных областей применения business intelligence-приложений. В состав BI обычно 7 включают: различные средства построения отчетности, инструменты ETL (Extract, Transform, Load) для интеграции и очистки данных, аналитические хранилища данных и средства Data Mining. Помимо самых очевидных преимуществ в виде сокращения времени на принятие решений и формирования планов и стратегий некоторые компании ориентируются на данные BI-систем как наиболее объективный и корректный источник корпоративных аналитических данных. Именно они используются при подаче отчетности в регулирующие органы и формировании квартальных и годовых фактических показателей деятельности. Пример – Oracle Business Intelligence, IBM Cognos, SAP BW, BO. MDM / Управление нормативно-справочной информацией Получение, обработка, хранение и предоставление данных для использования различными корпоративными системами, поддержание информации в корректном состоянии (устранение дублирования, контроль целостности и непротиворечивости, поддержка распределенного ввода), упрощение миграции данных. Пример – SAP MDM, IBM Information Server, Microsoft MDM, SAS Dataflux MDM. BPM / Управление бизнес-процессами Системы управления бизнес-процессами предоставляют возможность повысить степень контроля над исполнением процессов, назначать показатели эффективности, владельцев процессов, контролировать результаты деятельности. Предоставляемые системами BPM инструменты редактирования графического представления процессов, а также анализа для определения потенциальных способов их оптимизации. Пример – IBM Lombradi, Oracle BPEL Manager, Tibco BPM, SAP BPM. EСM / Управление корпоративной информацией и документооборот Управление информационными ресурсами предприятия, в том числе электронными документами, образами бумажных документов, медиаконтентом и файлами различных форматов. Регистрация файлов в системе, тестирование, обработка и передача, механизмы согласования и утверждения, назначения ответственных. Пример – EMC Documentum, Microsoft SharePoint, SAP Open Text, Oracle Content Manager. KM/COLLABORATION / Управление знаниями Построение классификатора знаний, организация их первичного извлечения, а также доступа и актуализации информации. Пример – WebSphere 8 Portal, Microsoft SharePoint, IBM OmniFind, IBM Lotus, IBM Content Manager, DocsVision. PLM / Управление жизненным циклом изделий Управление информацией об изделии (цифровым макетом) от этапа проектирования до этапа снятия с эксплуатации, с проведением цифровой сборки, интеграции материалов и оборудования в данный процесс, контроль качества, и разумеется, визуализации продукта на всех этапах процесса. Пример – SAP PLM, Oracle PLM, 1С: PDM (2.0), ЛОЦМАН: PLM. HCM / Управление персоналом Комплексные системы HCM позволяют автоматизировать работы по поиску / подбору персонала, его адаптации, оценке, обучению и развитию, формированию должностных инструкций. Пример – Oracle PeopleSoft HRMS, mySAP HCM, Infor HCM, БОССКадровик. PPM / Управление портфелем проектов Интегрированные системы управления портфелями проектов предприятия позволяют автоматизировать весь процесс анализа, планирования, приоритезации, выбора проектов, и разумеется дальнейшего мониторинга хода проектов и балансировки загрузки ресурсов и выполнения объема проекта. Также неотъемлемыми функциями являются распределение задач и проектов, включая детальный сбор статистики хода проекта для дальнейшего анализа и совершенствования процесса. Пример – Oracle Primavera PPM, Microsift Project, CA Clarity PPM, Planview PPM. EP / Корпоративный портал Обеспечение доступа сотрудников к корпоративным приложениям и информации. Заходя на корпоративный портал, пользователь может в одном интерфейсе видеть свои проекты / назначения, сообщения почты, корпоративные новости, каталог контактов сотрудников, а также скачать необходимые шаблоны документов (например, заявление на отпуск) или получить доступ к файлам из базы знаний. Пример – IBM Websphere, SAP Enterprise Portal, Microsoft SharePoint, Oracle Portal. GIS / Геоинформационная система 9 Интегрированное решение по работе с пространственными данными. Так, ГИС предоставляет широкие возможности визуализации информации и создания нескольких слоев объектов на картах, выводя только необходимые категории объектов в любой момент времени. ГИС является незаменимой в мониторинге подвижных объектов по сигналам ГЛОНАСС/GPS для контроля автотранспорта / перемещения грузов, расчета оптимальных маршрутов, визуализации размещения магазинов / рекламных щитов и для иных целей бизнеса. Пример – Autodesk AutoCAD MAP, World, MAPGuide, Bentley MicroStation, Esri ArcGIS, ArcFM, GeoGraph. MES / Управление производством Программные решения данного класса поддерживают координацию, анализ и оптимизацию выпуска продукции на уровне отдельной организационной единицы предприятия (например, цеха), в частности, в области оперативно-календарного детального планирования и диспетчеризации производственных процессов (также на основе анализа производительности). Пример – SAP MES, Oracle MES, Honeywell OptiVision, 1C: MES Оперативное управление производством. CAE / Управление функциональным проектированием Анализ, моделирование, оптимизация проектных решений, включая анализ прочности и расчет процессов на макроуровне (при определении их взаимовлияния, обусловленного различной природой). Для систем данного класса также важна возможность применения имитационного моделирования. Пример – Dassault Systems CATIA, UGS NX, PTC CAE. CAD / Управление проектированием изделий Системы автоматизированного проектирования позволяют определять геометрию конструкций / изделий, получая двух- и трехмерные модели, метрические расчеты, необходимую визуализацию и конструкторскую документацию. Пример – Siemens PLM Software, Autodesk AutoCAD, Mechanical Desk-top, Inventor, Streamline, Dassault Systems CATIA. CAМ / Управление технологическим проектированием Разработка технологических процессов, их моделирование (с построением траекторий движения заготовок / материалов / инструментов в процессе производства), расчет необходимого для операции времени и условий. Пример – Dassault Systems CATIA, Siemens PLM Software, Autodesk CAM, PTC CAM. 10
«Корпоративные информационные системы как средство автоматизации бизнес-процессов предприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot