Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. Конституция Российской Федерации и ее развитие.
Понятие и юридические свойства конституции. Сущность
Конституции. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и
принятия конституционных поправок. Структура Конституции Российской
Федерации. Соотношение Конституции Российской Федерации с
конституциями и уставами субъектов Российской Федерации История
развития Конституции Российской Федерации.
2.1. Понятие и юридические свойства конституции
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей
юридической силы, своеобразный признак государственности,
юридический фундамент государственной и общественной жизни,
главный источник национальной системы права. Конституцию от всех
других правовых актов отличают следующие черты:
1. Особый субъект, который устанавливает конституцию или от
имени которого она принимается. В преамбуле Конституции
Российской Федерации 1993 года сказано: «Мы, многонациональный
народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской
Федерации». Это первая в российской истории Конституция, которая
принята народом путем всенародного голосования.
2. Учредительный характер конституционных установлений.
Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель
суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее
высшим проявлением - учредительной властью. Только учредительная
власть может изменить основы устройства общества и государства. На
признании учредительной природы конституции охватываются особый
порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей во всей правовой
системе государства, непререкаемость конституции для всех
учрежденных ею властей, в том числе для законодательной.
3. Всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.
е. сфер общественных отношений, воздействие на которое она
распространяет. Конституция затрагивает все сферы жизни общества политическую, экономическую, социальную, духовную и другие,
регулируя в этих сферах фундаментальные основы общественных
отношений.
4. Особые юридические свойства: верховенство, высшая
юридическая сила, особая охрана, особый порядок ее пересмотра и
внесения в нее поправок. Верховенство Конституции Российской
Федерации означает, что с ее принципами, нормами должна
сообразовываться деятельность всех государственных, общественных
структур, граждан во всех сферах жизни. Верховенство федеральной
Конституции утверждается на всей территории России. На принципе
верховенства Конституции Российской Федерации основано положение
о соответствии конституций республик, уставов других субъектов
Федерации, Конституции России. Высшая юридическая сила
Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные
правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции России, но и то, что органы
государственной
власти,
органы
местного
самоуправления,
должностные лица, граждане и общественные объединения обязаны
соблюдать Конституцию.
5. В ст. 80 Конституции Российской Федерации закреплено, что
Президент России является ее гарантом. В случае противоречия
Конституции Президент может
отменить постановление и
распоряжение Правительства Российской Федерации, приостановить
действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального
Собрания могут инициировать процедуру дел в Конституционном суде
Российской Федерации о соответствии Конституции нормативных
актов, указанных в ст. 125 Конституции Российской Федерации.
Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд.
Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской
Федерации законам и иным нормативным актам как федеральных
органов государственной власти, так субъектов Федерации. Акты или
их отдельные положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской
Федерации международный договор не подлежит введению в действие
и применению.
2.2. Сущность Конституции
В вопросе о том, в чем состоит сущность Конституции,
представители различных теорий придерживаются различных взглядов.
Одним из распространенных представлений является трактовка
сущности конституции как общественного договора. Предполагается,
что все члены общества заключили договор, воплощенный в
конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по
каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция
есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологические теории видят сущность конституции в воплощении
в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах
жизни и считают, что в конституции воплощаются идеи высшей
справедливости, разума.
Представители школы естественного права полагают, что
сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового
опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только
такие конституции обладают прочностью, устойчивостью, в отличие от
«революционных» конституций, которые, по мнению представителей
этой школы, составляют в кабинетах, исходя из заимствования чужого
опыта. Имеются теории, отрицающие народный характер Конституции
и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при
этом рассматривается как самоограничение государственной власти:
поскольку возможности государственной власти широкие, то, чтобы не
допустить произвола, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы
этого ограничения в конституции. Марксистско-ленинская теория
усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю
господствующего класса, т.е. является классовой по своей сущности.
Действующая Конституция Российской Федерации заложила
общедемократические
начала.
Общедемократическая
сущность
Конституции предполагает, что полноправными гражданам и являются
все члены общества, как согласные с Конституцией, так и не согласные
с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать
свои взгляды, отстаивать их. Признается идеологическое и
политическое многообразие.
2.3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и
принятия конституционных поправок
В соответствии со ст. 134 Конституции Российской Федерации
предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут
вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации,
Государственная Дума, Правительство Российской Федерации,
законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а
также группа численностью не менее одной пятой членов Совета
Федерации или депутатов Государственной Думы. При этом следует
иметь в виду, что главы I, II и IX: «Основы конституционного строя»,
«Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные
поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием.
В случае, если предложения о пересмотре статей перечисленных
глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов
Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается
Конституционное
собрание,
порядок
образования
которого
определяется федеральным конституционным законом, который еще не
принят. Конституционное собрание либо подтверждает незыблемость
данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции
(ст. 135).
Поправки в соответствии со ст. 136 допускаются только к главам
III-VIII. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия
федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не
менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета
Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации не позднее пяти дней со дня его принятия
направляется Председателем Совета Федерации в законодательные
(представительные) органы субъектов Российской Федерации для
рассмотрения, которые обязаны рассмотреть закон в срок не позднее
одного года со дня его принятия.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской
Федерации в течение семи дней со дня принятия постановления Совета
Федерации об установлении рассмотрения закона Российской
Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вправе
обжаловать указанное постановление в Верховный суд Российской
Федерации. В случае подачи жалобы закон Российской Федерации о
поправке к Конституции не направляется Председателем Совета
Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и
официального опубликования до вступления в законную силу решения
Верховного
суда
Российской
Федерации.
Одобренный
законодательными (представительными) органами не менее чем двух
третей субъектов Федерации закон Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации в течение семи дней со дня
установления
результатов
его
рассмотрения
направляется
Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати
дней со дня получения закона подписывает и обнародует его. Закон
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской
Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования,
если самим законом не установлена иная дата вступления его в силу.
При изменении наименования субъекта Федерации новое наименование
подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации
Указом Президента Российской Федерации (это определено в
постановлении Конституционного суда по делу о толковании ст. 137
Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации 1993 г. ввела институт
толкования Конституции. Цель толкования заключается в том, чтобы
юридически точно определять, как понимать норму Конституции. Эта
функция закреплена за Конституционным судом Российской Федерации
(ст. 125, ч.5). Конституция определила, по чьей инициативе
Конституционный суд может давать толкование Конституции. По этом
вопросам в Конституционный суд полномочны обращаться Президент
Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума,
Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти
субъектов Федерации. При толковании Конституционный суд путем
системного анализа выявляет конституционно-правовой смысл
соответствующей нормы. При этом Суд исходит из признания
самодостаточности Конституции. Решения Конституционного суда
окончательны и обжалованию не подлежат. Конституционный суд
осуществляет и назидательное толкование Конституции, федеральных
законов и иных нормативных правовых актов как федеральных, так и
субъектов Федерации.
Официальное толкование отличается от казуального по:
1) кругу субъектов, которые могут инициировать официальное
толкование. В него не входят Верховный суд, Высший арбитражный суд
и одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной
Думы, которые названы в числе субъектов, имеющих полномочия
обращаться в Конституционный суд с запросом о проверке соответствия
Конституции указанных в ч.2 ст. 125 нормативных правовых актов;
2) процедуре рассмотрения Конституционным судом - дела об
официальном толковании Конституции рассматриваются только в
пленарном заседании Конституционного суда.
2.4. Структура Конституции Российской Федерации
Под структурой Конституции понимается принятый в ней
порядок, посредством которого устанавливается определенная система
группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и
последовательность их расположения.
По своей структуре Конституция 1993 года состоит из преамбулы
и следующих глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Президент Российской Федерации.
5. Федеральное Собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
В разделе втором Конституции закрепляются положения о
введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение
действия прежней Конституции, соотношение Конституции и
Федеративного договора, порядок применения законов и иных
нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу
настоящей Конституции, основания,
действовать ранее образованные органы.
на
которых
продолжают
2.5. Соотношение Конституции Российской Федерации с
конституциями и уставами субъектов Российской Федерации
В системе нормативных правовых актов каждого субъекта
Российской Федерации есть акты, которые имеют высшую
юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам
данного субъекта. В республиках такими актами являются их
конституции, в краях, областях, городах федерального значения,
автономной области, автономных округах - уставы.
Конституции и уставы субъектов Федерации и поправки к ним
принимаются местными законодательными (представительными)
органами государственной власти квалифицированным большинством
голосов депутатов в две трети от общего числа. Предложения о
пересмотре конституций республик могут вносить Президент,
определенное число
депутатов
(одна треть, одна
пятая)
законодательного (представительного) органа, в некоторых Правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд, в Республике
Ингушетия с данной инициативой могут выступать граждане,
собравшие десять тысяч подписей избирателей. Предложения о
пересмотре,
изменении
уставов
могут
вносить
депутаты
законодательного (представительного) органа (одна треть, одна пятая);
глава исполнительной власти; в некоторых субъектах граждане (сорок
тысяч - в Воронежской области, двадцать пять тысяч - в Саратовской
области); постоянные комиссии законодательного (представительного)
органа (Курская область); судебные органы и прокурор области
(Волгоградская, Воронежская области); выборные органы районного и
городского самоуправления (Вологодская, Калининградская области).
Для конституций республик и уставов других субъектов
Федерации характерны нормы о недопустимости изменений,
пересмотра определенных глав или статей представительным
(законодательным) органом. В конституциях это относится к главам об
основах конституционного строя республики, правах и свободах
граждан и порядку пересмотра и изменения Конституции.
В уставах некоторых субъектов имеются нормы об особом
порядке применения тех или иных положений. В Уставе Смоленской
области установлено, что изменение ст. ст. 5, 12, 15, определяющих
основы устройства области, означает пересмотр Устава в целом и
влечет принятие нового Устава. В Уставе Московской области
закреплена норма о том, что положение разделов 2 и 9 (о правах и
свободах человека и гражданина и об изменениях Устава) не могут быть
пересмотрены областной Думой. Норма об обеспечении соответствия
конституций и уставов Конституции Российской Федерации, о
верховенстве Конституции России закреплена в конституциях ряда
республик и во многих уставах.
Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции
устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы
создать условия для функционирования Российской Федерации как
целостного единого государства, обеспечить единое экономическое
пространство, единые основы статуса личности, прямое действие
Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей
ее территории. Вне этих рамок за субъектами Федерации
обеспечивается самостоятельность в определении содержания своих
конституционных и уставных норм.
Гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов
Российской Федерации Конституции Российской Федерации являются:
- верховенство Конституции Российской Федерации и
федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч.2
ст. 4);
- высшая юридическая сила, прямое действие и применение на
всей территории России федеральной Конституции (ч.1, ст. 15);
- формирование субъектами Федерации системы органов
государственной власти в соответствии с основами конституционного
строя Российской Федерации и общими принципами организации
представительных и исполнительных органов государственной власти,
установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);
- взаимное согласие Российской Федерации и ее субъектов для
изменения последнего в соответствии с федеральным конституционным
законом (ч. 5, ст. 66);
- возможность проверки соответствия конституций и уставов
субъектов
Федерации
посредством
конституционного
судопроизводства,
осуществляемого
Конституционным
судом
Российской Федерации. Положение конституций и уставов, признанные
не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают
силу (ч.6, ст. 125).
2.6. История развития Конституции Российской Федерации
В истории Российской Федерации насчитывается пять
конституций - 1918, 1925, 1937, 1978 годов и действующая Конституция
1993 года.
Первая Конституция РСФСР была принята 5 Всероссийским
съездом Советов 10 июля 1918 года, основу которой составляла
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она
утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны,
объединенным в городских и сельских Советах, закрепила диктатуру
пролетариата, «ставя своей основной задачей уничтожение всякой
эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества
на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление
социалистической организации общества и победы социализма во всех
странах» (ст. 3). Выражая непреклонную решимость вырвать
человечество из когтей финансового капитала и империализма,
Конституция закрепила насильственное уничтожение частной
собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие (ст.
4). В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не
включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и
эксплуатируемого народа. В ней был отражен факт вхождения РСФСР в
Союз ССР. В ст.19 предусматривалось, что на территории РСФСР
имеют обязательную силу постановления верховных органов власти
СССР, никакие органы кроме Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК,
его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты
общегосударственного значения на территории РСФСР.
В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были
включены положения, определяющие их статус и полномочия
федерации в отношении их. В структуре Конституции была выделена
глава IV «Об автономных советских социалистических республиках и
областях», в которой устанавливались принципы формирования в них
органов государственной власти, порядок принятия конституций АССР
и положений об автономных областях.
К ведению Всероссийского Съезда Советов было отнесено
окончательное утверждение Конституций АССР. К совместному
ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР,
разрешение споров между АССР и другими частями федерации, отмена
постановлений съезда Советов АССР и автономных областей,
нарушающих Конституцию или постановления верховных органов
РСФСР.
Конституция РСФСР 1937 года была принята вслед за
Конституцией СССР 1936 года. Она закрепила принцип равноправия
граждан независимо от их национальности и расы. Было отменено
лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено
всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном
голосовании. В Конституцию были введены главы об основных правах
и обязанностях граждан, впервые было закреплено право на труд. В ней
закреплялись главные экономические основы социализма, в том числе
установление
государственного
народно-хозяйственного
плана,
которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь
государства.
Появились
главы:
«Общественное
устройство»,
«Государственное устройство», «Основные права и обязанности
граждан», об органах государственного управления АССР, об органах
государственной власти автономных областей, была закреплена норма о
национальных округах.
С принятием в 1977 году новой Конституции СССР в 1978 году
была принята Конституция РСФСР. В ней утверждалось, что советское
общество вступило в новый этап - этап «развитого социализма»,
означавший превращение советского государства в общенародное
государство, народ был объявлен субъектом, которому принадлежит вся
власть. Конституция РСФСР в ст.6 отразила роль коммунистической
партии, которая является «руководящей и направляющей силой
советского
общества,
ядром
его
политической
системы,
государственных и общественных организаций». Утверждался принцип
равенства граждан перед законом независимо от происхождения,
социального и имущественного
положения, образования, языка,
отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего
не было в прежних конституциях.
Конституция закрепила более полный перечень прав граждан,
введя такие права, как право на жилище, право на охрану здоровья и т.д.
Закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы
государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также
ставятся на всенародное голосование. В отличие от Конституции 1937
года, в которой имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы,
Конституция
РСФСР
1978
года
стала
боле
объемной,
систематизировала конституционные нормы по предметному признаку.
В разделе «Общественный строй и политика» были выделены главы:
«Политическая система», «Экономическая система», «Социальное
развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита
социалистического Отечества». Применительно к положениям
Конституции РСФСР о ее федеративном устройстве необходимо
отметить, что в ней не было предусмотрено утверждение органами
РСФСР конституций АССР; национальные округа были преобразованы
в автономные; повысился уровень нормативных актов об автономных
областях и автономных округах.
Конституция 1978 года установила, что РСФСР является
суверенным государством. Начавшийся процесс перестройки в
правовой форме был ознаменован законами РСФСР «Об изменениях и
дополнениях Конституции РСФСР» и «О выборах народных депутатов
РСФСР», принятыми в 1989 году. Эти законы изменили систему
органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. Высшим
органом государственной власти учреждался Съезд народных
депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет постоянно действующий законодательный, распорядительный и
контрольный орган РСФСР. Верховный Совет стал двухпалатным
органом.
Дальнейшее
реформирование
Конституции
РСФСР
осуществлял Съезд народных депутатов, которое проводилось
поэтапно:
1.
Отказ
от
характеристики
государства
как
социалистического и советского; отказ от таких определений, как
«социалистическая собственность», «социалистическая демократия»,
исключение
положений о строительстве коммунизма как цели
общества.
2.
Устранение
из
Конституции
положений
о
коммунистической партии как ядре политической системы; признание
многопартийности.
3. Признание приоритета прав человека и гражданина.
4. Признание частной собственности; отказ от признания
государственной собственности в качестве основной; допущение
свободы экономической деятельности.
5. Отказ от республики Советов, переход на парламентскую
систему; признание принципа разделения властей; введение института
Президента; установление местного самоуправления. Вопрос о
разработке новой Конституции Российской Федерации был поставлен
на Первом Съезде народных депутатов. 12 июня 1990 года Первый
Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил государственный
суверенитет на всей территории РСФСР и определил главную задачу,
стоящую перед парламентом РСФСР, - «создать демократическое
правовое государство в составе обновленного Союза ССР». Эта задача
имела несколько аспектов: во-первых, признание необходимости
преобразования государства на принципах общечеловеческой морали и
права, во-вторых, стремление России жить в едином обновленном
Союзе равных республик, отказ от какой-то особой, привилегированной
роли республики в Союзе. Декларация о государственном суверенитете
РСФСР явилась основой для разработки новой Конституции РСФСР,
заключения союзного договора и совершенствования республиканского
законодательства. Первый Съезд народных депутатов 16 июня 1990
года образовал Конституционную комиссию во главе с председателем
Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным для разработки текста новой
Конституции. В августе 1990 года комиссией была представлена
концепция проекта Конституции, в которой отмечалось, что:
1. Конституция станет правовым документом в строгом
юридическом смысле, базой всего законодательства государства. Она
должна содержать правовые основы государственной и общественной
жизни.
2. Текст новой Конституции должен быть деидеологизирован и
т.п.
3. Конституция демократического правового государства не
должна давать указания на характер строя, формации и т.п.
4. Конституция должна закреплять принцип социального
государства, определяя конституционные обязательства государства в
социальной сфере. Государство призвано создавать условия
сравнительного и всеобщего благоденствия.
5. По своей структуре конституция должна состоять из преамбулы.
Преамбула должна быть краткой и возвышенной (ее суть Конституцию принимает народ, выражающий свою волю), и семи
разделов.
Первый раздел Конституции посвящен основам конституционного
строя. Второй - правам и свободам человека и гражданина. Третий гражданскому обществу, вопросам собственности, труда, религии,
общественных объединений, самоуправления. Четвертый - отражал
федеративный характер, принцип однотипности субъектов федерации,
уравнение прав и возможностей участников федерации.
Пятый - закреплял новую систему государственной власти,
вводился принцип взаимных сдержек и противовесов. По горизонталиразделение законодательной исполнительно распорядительной и
судебной властей: баланс полномочий Президента, парламента,
правительства, Верховного суда и Конституционной коллегии; по
вертикали - разграничение полномочий общероссийской власти,
органов отдельных частей федерации и местной власти.
Шестой - содержал заключительные положения, в том числе
порядок вступления Конституции в действие. Седьмой раздел
посвящался переходным положениям, ибо не все положения новой
Конституции вступали в силу одновременно. В сентябре 1990 года
Конституционная комиссия подготовила первый вариант проекта
Конституции, после его доработки с учетом замечаний народных
депутатов РСФСР в ноябре 1990 года проект был опубликован в печати
для обсуждения. Сложная расстановка политических сил в России
вызвала неоднозначное отношение к официальному проекту
Конституции. Это выразилось не только в широкой полемике вокруг
него, но и в появлении альтернативных проектов. В частности, проекты
Конституции Российской Федерации были предложены рабочей
группой и группой экспертов Конституционной комиссии РСФСР;
Российской христианско-демократической партией; группой народных
депутатов
Российской
Федерации;
Международным
фондом
«Реформа»; Союзом возрождения России и Конгрессом русских общин;
Международным русским клубом; центристским блоком политических
партий и движений; рабочей группой под руководством народного
депутата С.М. Шахрая; Движением демократических реформ.
Альтернативные варианты отличались от проекта Конституции,
подготовленной Конституционной комиссией съезда, как по структуре,
так и по содержанию. Например, Российское Движение
демократических реформ (авторы С.С. Алексеев, Ю.Х. Калмыков, А.А.
Собчак и С.А. Хохлов) предлагало проект Конституции, который
включал в себя преамбулу и восемь глав. В преамбуле говорилось:
«Народ России, исполненный решимости образовать правовое,
демократическое, светское государство свободного сообщества
свободных граждан, обеспечить благополучие и процветание
Российского общества для себя и своих потомков, используя свое
суверенное право, заявляет о стремлении:
- обеспечить свободу, демократию, верховенство права и
правосудия в обществе;
- защищать права и свободы всех россиян, наций и народностей,
входящих в состав России, их народные и национальные достояния,
язык и традиции;
- развивать экономику, политические инструменты и культуру для
обеспечения достойного уровня жизни всех;
- утвердить себя среди народов Земли как передовое миролюбивое
гражданское общество.
Высшая цель многонационального народа России - счастливая,
полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная,
благосостояние, мир и безопасность для граждан, страны, для всех
людей на Земле независимо от их расы и национальности, пола,
возраста и социального положения». Глава первая включала три
раздела. В первом разделе предлагалось закрепить основные права и
свободы, во втором - права и обязанности гражданина России, а в
третьем - обеспечение прав и свобод гражданина. Глава вторая
«Российское государство» состояла из двух разделов: «Федерация» и
«Устройство государства». Россия провозглашалась федеративным
государством, в состав которого входят: республики - государственные
образования, обладающие всей полнотой суверенной государственной
власти за исключением полномочий, закрепленных за Российской
Федерацией; губернии -государственно-административные образования.
Статус, права и полномочия губернии, компетенция губернских органов
власти и управления должны определяться органическим законом;
автономные
национальные
сообщества
(автономные
округа,
национальные районы) образуются в составе республик и губерний на
началах территориальной или этнической (национально-культурной
автономии). Их статус и права также определяются органическим
законом и федеративным договором. Глава третья - «Президент
Российской Федерации» включала 10 статей (в действующей - 14
статей). Президент Российской Федерации избирается на пять лет. Им
может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет
и не старше 65 лет.
Глава четвертая - «Федеральное законодательное собрание» представительный орган РФ призван осуществлять законодательные и
контрольные функции (по Конституции РФ 1993 г. контрольными
функциями не наделен). Структура - две палаты : Государственная Дума
и Сенат. Состав Государственной Думы -200 депутатов, избранных по
территориальным округам. Депутаты, входящие в Сенат (сенаторы),
избираются по округам, образованным в республиках и губерниях с тем,
чтобы от каждой из них избиралось по два сенатора. От республик,
губерний, в состав которых входят автономные национальные
сообщества, дополнительно избирается еще один сенатор. Федеральное
законодательное собрание избирается сроком на 5 лет.
Бывший Президент Российской Федерации пожизненно является
сенатором, если он не откажется от этого. Сенат назначает по
представлению Президента РФ председателя Совета Министров РФ,
утверждает структуру правительства и назначает министров;
рассматривает вопрос об отставке и принимает отставку Совета
Министров РФ; назначает народных защитников по правам человека;
решает другие вопросы. Глава пятая - «Правительство Российской
Федерации» из Председателя и федеральных министров, образующих
вместе Совет Министров Российской Федерации. Председатель Совета
Министров РФ и федеральные министры принимают перед Сенатом
присягу, текст которой утверждается законом. Организация и
деятельность
Совета Министров РФ определяется органическим Федеральным
законом.
Глава шестая - «Правосудие» включала два раздела: «Принципы»
и «Верховный суд РФ». Образуются высшие судебные инстанции:
палата по правам человека; палата по уголовным делам; палата по
гражданским делам; палата по трудовым делам и социальным вопросам;
палата арбитражного суда. Органическим Федеральным законом
учреждается Палата военного дисциплинарного суда. Прокуратура РФ
образуется при Верховном суде РФ. Следствие и обвинение по
уголовным и административным делам отделено от суда и прокуратуры
и осуществляется особыми органами в системе учреждений по охране
общественного порядка и государственной безопасности, а обвинение
поддерживается Комиссарами по обвинению, состоящими при этих
органов. Глава седьмая посвящалась муниципальному самоуправлению,
а восьмая конституционным поправкам и пересмотру
Конституции. Альтернативный проект состоял из 76 статей (в
действующей 137 статей). В октябре 1991 года проект Конституции был
внесен на рассмотрение Пятого (внеочередного) Съезда народных
депутатов, после чего дорабатывался с учетом предложений народных
депутатов, должностных лиц, государственных органов, специалистов,
институтов, исследовательских центров. В марте 1992 года
официальный проект Конституции РФ был повторно опубликован в
печати. VI Съезд народных депутатов России 18 апреля 1992 года
принял постановление «О проекте Конституции Российской Федерации
и о порядке дальнейшей работы над ним», одобрив концепцию
конституционных реформ, основные положения проекта Конституции,
поручил Конституционной комиссии доработать его и подготовить для
повторного обсуждения Верховным Советом Российской Федерации.
Рассмотрев представленный проект Конституции, VII Съезд народных
депутатов Российской Федерации предложил Конституционной
комиссии продолжить доработку проекта, а Верховному Совету
завершить постатейное рассмотрение доработанного проекта в февралемарте 1993 года. VIII Съезд народных депутатов объявил
первоочередной задачей обновление федеративных отношений в
соответствии с федеративным договором от 31 марта 1992 г. Съезд
народных депутатов поручил Верховному Совету разработать порядок
учета предложений субъектов РФ по проекту новой Конституции и
правовой механизм реализации федеративного договора. Съезд
предложил Президенту РФ, Верховному Совету и Конституционной
комиссии согласовать между собой в трехмесячный срок и направить
субъектам РФ проект основных положений новой Конституции РФ.
Съезд постановил осуществлять конституционную реформу в порядке,
установленном действующей Конституцией, при этом расширил
полномочия Совета Министров за счет полномочий Президента РФ.
Поскольку процесс разработки проекта Конституции Российской
Федерации растянулся на три года, Президент РФ выступал с
инициативой созыва 5-6 июня 1993 года в Москве Конституционного
Совещания, которому предложил новый (президентский вариант
проекта Конституции РФ). Этот проект отличался от официальной
модели сильной президентской власти при достаточно слабом
парламенте. В нем не предусматривались Съезд народных депутатов,
Президиум Верховного Совета. Из полномочий Парламента и его палат
исключались вопросы формирования правительства, отрешения от
должности высших должностных лиц РФ в случаях и порядке,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации; обсуждение и
принятие долгосрочных инвестиционных программ, принятие решений
о проведении всенародных голосований и референдумов.
На
совещании
было
решено
внести
два
проекта
Конституции(подготовленном Конституционной комиссией Съезда и
Конституционным Совещанием) для рассмотрения на сессиях
представительных органов власти субъектов РФ. Народные депутаты
Владимирского, Московского, Смоленского, Ярославского и других
областных Советов при обсуждении этих проектов Конституции
высказались за принятие проекта подготовленного Конституционной
комиссией Съезда народных депутатов. Дальнейшее обсуждение
проектов Конституции краевыми, областными Советами народных
депутатов было приостановлено в связи с Указом Президента РФ от 21
сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной Конституционной реформе в
Российской Федерации». Конституционная комиссия Съезда народных
депутатов была распущена. Для завершения подготовки проекта
Конституции РФ были созданы Общественная и Государственная
палаты Конституционного Совещания.
Государственная палата Конституционного Совещания стала
организационной формой взаимодействия в конституционном процессе
органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
В Государственную палату входило 250 членов, из них: по два
представителя от субъектов Федерации; представители Президента и
Правительства Российской Федерации; народные депутаты РСФСР (Р.
А. Абдулатипов, В.К. Ветров, А. А, Котенков, М.А. Митюков); судьи
Конституционного суда (Н.В. Витрук, Т.Г. Морщакова, Б.С. Эбзеев).
Координатором
Общественной
палаты
Конституционного
Совещания был назначен А.А. Собчак, а координатором
Государственной палаты Конституционного Совещания - Б.А.
Золотухин. Группу товаропроизводителей-коммерсантов возглавлял
академик С.С. Алексеев, а комиссию конституционного арбитража
Конституционного Совещания - академик В.Н. Кудрявцев. На
завершающем этапе по доработке проекта Конституции РФ Президент
создал комиссии: законодательных предположений и по правам
человека,
которые
были
призваны
компенсировать
разбалансированность системы властей, ибо трагические события 3-4
октября 1993 года повлекли за собой не разделение властей, а
отчуждение властей, и. прежде всего потому, что одна власть по
отношению к другой была настроена непримиримо. Неслучайно, что
самое значительное количество замечаний поступило от субъектов
федерации и граждан по тем статьям проекта Конституции, которые
регулировали основы конституционного строя России, организацию
системы власти на федеральном уровне, по вопросам федерализма, в
меньшей степени правам и свободам человека и гражданина. Однако
это не означало, что эти вопросы остались без внимания. Достаточно
выделить мнение академика С.С. Алексеева, который отмечал:
Конституция в соответствии с новейшими тенденциями в
конституционной сфере должна стать не конституцией власти, не
конституцией мировоззрений и идеологий, а конституцией человека,
чтобы во главе угла были права человека, защищаемые судом,
правосудием. В результате дискуссий было принято решение должность вице-президента ликвидировать, а предельный возраст для
Президента РФ не устанавливать. Проект новой Конституции РФ,
разработанный
Конституционным Совещанием,
по
решению
Президента РФ был вынесен на референдум, и всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция РФ была принята и
вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.