Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

  • 👀 218 просмотров
  • 📌 174 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Конституционные (уставные) суды субъектов РФ» docx
31. Конституционный суд РФ Организацию и деятельность КС РФ регулируется Законом «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.94 Конституционный суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного производства. Конституционный суд РФ входит в единую судебную систему РФ. Судьей КС РФ может быть гражданин РФ не моложе 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридический специализации не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судьи КС РФ назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ. В состав КС РФ входят: Председатель КС РФ, его заместитель, 19 судей. В структуру КС РФ – Компетенция: 1) Разрешает дела о соответствии Конституции РФ: ФЗ, НА Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ, НА субъектов РФ и др. НПА; 2) Разрешает споры о компетенции между Фед. ОГВ, между ОГВ и ОГВ субъекта РФ; 3) Проверка конституционного закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов; 4) Дает толкование Конституции РФ; 5) Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения Решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию 32. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ Организация и деятельность КУС регулируется ФКЗ «О судебной системе». К/У) суб. РФ является судами субъектов РФ и входят в единую судебную систему. К/У) суд. Может создаваться субъектом РФ. Компетенция: 1) Рассмотрение вопросов соответствия законов субъектов РФ, НПА орг. гос.вл. суб. РФ, ОМСУ суб. РФ конституции (уставу) суб. РФ; 2) Толкование конституции (устава) суб. РФ. Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Конституционный суд Свердловской области. Организацию и деятельность Ус. Регулируется Законом «О суд. Системе», Уставом Свердловской области, Законом Свердловской области «Об Уставн. Суде Свердловской области». УС. Явл. ОСВ СО как субъекта РФ и входит в единую судебную систему РФ. Судьи избираются Област. Думой по представлению Губернатора СО. Состав: Председатель, заместители, 5 судей. Структура: Аппарат --> секретариат Компетенция: 1) Вопросы соответсвтия обл.закононов, НПА ОГВ суб. Уставу СО; 2) Толкование Устава СО 33. Правовой статус судей. Понятие – Особый судоустройственный правовой инстит., закрепляющ. независимость и обособленное положение судьи как гос.деятеля. Его элементами являются: 1) Требования к кандидатам в судьи; 2) Особый порядок наделения судебными полномочиями; 3) Особый порядок приостановления полномочий судей; 4) Право судьи на отставку; 5) Неприкосновенность судей; 6) Установление в законе ответственности за неуважение к суду; 7) Установление в законе символов суд. власти. 34. Требования к кандидатам в судьи 1) гражданство РФ; 2) высшее юридическое образование аккредитов. ВУЗа; 3) достижение определенного возраста: -не менее 25 Мировые судьи, районные, гарнизон. арбитр. субъект. РФ; -не менее 30 Касац. общей юрисдикции, апел., касац. воен., апел. воен. для областн. и сооветств., окруж. воен., арбитр. судов округов и арбитражных апелляционных судов; - не менее 35 лет Для судей ВС РФ; - не менее 40 Для судей КС РФ; 4) Стаж работы по юридической специальности: - не менее 5 лет – мировые судьи, районные, гарнизон. воен, арбитр. субъектов РФ, конституц. Субъект РФ; - не менее 7 лет – областн. и соотв., окруж. воен. арбитр. суды округов и арб. апел. суды; -не менее 10 лет – Верх. Суд; -не менее 15 лет – Конституцион. Суд Не могут быть кандидатами: 1) Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления; 2) Имеющие или имевшие судимость; 3) Имеющие иностранное гражданство; 4) Признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) Состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере; 6) Иные заболевания (отсутствие зрения, гипертония 3-й степени, эпилепсия, сахарный диабет 1-го типа, гемофилия, почечная недостаточность 2-й или 3-й степени, артрит); 7) Близкое родство или свойства с Председателем или зам.пред.суда. Порядок наделения судебными полномочиями: Для федеральных судов: 1) Сдача квалификационного экзамена исключ: к.ю.н, д.ю.н., «Заслуженный юрист»; результат действителен в теч. 3-х лет; 2) Получение рекомендации от квалификац. коллегии судей субъекта РФ; 3) Согласие Председателя суда В случае несогласия 2/3 голосов квалиф. коллегии судей; 4) Рассмотрение документов Председателем ВС, котор. направл. Презединту; 5) Рассмотр. Докум. Комиссией при Президенте РФ. Для судей ВС: - представл. Презид. РФ кондид. СФ; - обсужд. в СФ; - назнач. СФ. 6) назнач. Президент; CФ. 7) Принесение присяги. Для суд. КС РФ - высокая квалификация в области права; - [ СФ, ГД, законодат. Орган субъекта РФ Судебного органа, всерос. юрид. cообщества юр. Научн. и учебные завед.]  направляют Президенту -большинство голосов в СФ. 35. Несменяемость судей и сроки их полномочий Несменяемость означает, что он не может быть назначен на другую должность или переведен в другой суд без его согласия. Предельный возраст пребывания в должности судьи 70 лет. Исключения составляют Председатель и Заместители КС и ВС. Срок полномочий впервые избираемые или назначение Мировых судей на должность не должно превышать 5 лет. При последующем избрании не менее 5 лет. Прекращение полномочий судьи – полное отстранение судьи от исполнения им должностных полномочий. Приостановление полномочий судьи – это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Судья КС РФ Судья общей юрисдикции и арбитр. судов Основания приостановления полномочий 1) В отношении судьи возбуждено уголовное дело или он обвиняемый; 2) По состоянию здоровья не способен выполнять обязанности 1) Признание судьи безвозмездно отсутствующим решением суда; 2) В отношении судьи возбуждено уголовное дело или он обвиняемый; 3) Судья участвует в качестве кандидата в Выборах Президента, ГД, закон. орган субъекта РФ, МСУ Порядок приостановления полномочий по решению КС РФ по основаниям, указан. в Законе о КС Решение призн. соответств. квалификацион. коллегии судей. Оно может быть обжаловано в ВС. Основания прекращения полномочий 1) Нарушение порядка назначения на должность судьи КС РФ; 2) Достижение судьей предельного возраста; 3) Письменное заявление судьи об отставке до достижения им предельного возраста; 4) Утрата судьей гражданства РФ; 5) Вступление в закон. силу. В отношении судьи обвинительного приговора; 6) Совершение судьей поступка, порочащего часть и достоинство; 7) Продолжение судьёй, несмотря на предупреждение со стороны КС РФ, занятий и совершения действий, не совместимых с его должностью 8) Неучастие судьи в заседаниях КС РФ или уклонение его от голосования свыше 2 раз подряд 9) Признание судьи недееспособным; 10) Признание судьи безвозвратно отсутствующим: 11) Объявление судьи умерши решением суда, вступившим в законную силу; 12) Смерть судьи 1) Письменное заявление судьи об отставке; 2) Неспособность по состоянию здоровья и иным уважительным причинам осуществлять полномочия; 3) Письменное заявление судьи о прекращении им полномочий в связи с переходом на другую работу; 4) Достижение судьёй предельного возраста пребывания в должности; 5) Истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 6) Прекращение гражданства РФ; 7) Занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 8) Избрание судьи Президентом РФ, депутатом ГД, закононодат. органом субъекта РФ; 9) Вступление в законную силу обвинительного приговора либо судебного решения о применении мер медицинского характера; 10) Вступление в законную силу решения об ограничении дееспособности судьи; 11) Смерть судьи; 12) Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением; 13) Отказ судьи перевода в другой суд, если судья в близком родстве или свойстве с Председателем; 14) Выявление факта назначения на должность, не соотв. назнач.требований. Порядок прекращения полномочий Прекращение полномочий судьи КС осуществляется по решению КС, кроме случаев нарушения порядка назначения на должность судьи и совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство. О указан. случ. прекр. Полномочий произ. СФ Решение о прекр. полномочий судьи принимает соответствующие квалифик. коллегией судей. Данное решение может быть обжаловано в Верховный суд РФ, 36. Неприкосновенность судей 1) Положение неприкосновенности личности судьи 2) Меры безопасности, установленные в отношении судей: - Личная охрана (охрана жизни, здоровья, имущества); - Выдача оружия, средств индивидуальной защиты; - Замена док-в и изменение внешности; 3) Особы порядок привлечения суди к дисциплинарной, уголовной и административной ответственности. Дисциплинарная ответственность Основания дисциплинарный проступок (виновное действие (бездействие) , Умоляющие авторитет суда и судебной власти); Меры: Замечания, предупреждение, понижение в квалификационном классе, досрочное прекращение полномочий; Решение наложение дисциплинарной ответственности принимается соотв. квалиф. коллегией судей, а в отношении судьи КС – конституционным судом. 1) Неприкосновенность личности, заним. им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему док-т так и багажа, тайна переписки и иной корреспонденции. Административная ответственность: В отношении судьи КС РФ, ВС, кассационного суда, аппеляционного суда, ВС республики, областного и соответственно, военного, арбитражного суд. – решения принимают судебная коллегия в составе 3-х судей ВС РФ по представлению Генерального Прокурора РФ. В отношении суди иного суда – седйской коллегией в составе 3-х судей областного и соотв. суда по представлению Генерального Прокурора. Уголовная ответственность. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу приним.: - В отношении судьи ВС РФ – Председателем следственного комитета РФ с согласия КС РФ; - В отношении иного судьи – Председателем следственного комитета с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Ответственность за неуважение к суду УК РФ ст. 297 1. Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного раз-ва наказывается штрафом в размере: -до 80.000 руб; -заработной платы; -иного дохода за период до шести месяцев; -Обязательные работы до 480 часов; -Арест до четырёх месяцев; 2. Оскорбление судьи, присяжный заседателей: -Штраф до 200.000 руб. -Заработная плата; -Иной доход до 18 месяцев; -Обязательные работы до 480 часов; -Исправительные работы до двух лет; -Арест до шести месяцев. КОАП ст. 17.3 Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава 1) Штраф 500 до 1000 руб., административный арест до 15 суток; 2) Штраф 500 до 1000 руб.. ГПК ст. 159 Меры прим. к нарушению порядка 2 м/б удалены; 3. Штраф за неуважение; 4. Признаки прест, то направленные в органы дознания; 5. Масс. нарушение - закрытое судебное заседание. 37. Прокуратура в РФ Общие понятия прокурорского надзора в РФ орган. и дея-ть регулир. ст.129 Конституции РФ и ФЗ «О прокур. РФ» 17.02.1992 в редак. от 17.11.95 Прокурорский надзор – особый вид гос. правоохран. Деятельности, осуществляющей системой органов прокуратуры во главе с Ген.Прокурором РФ по особ. направ. указ. в законе и с прим. спец. средств реагирования на выявленные нарушения законности. Признаки прокурорского надзора: Система органов прокуратуры Генеральный прокурор РФ Терр. осуществляют надзор за исполнением законов по всем направлениям деятельности. Транспорт. Осуществляют надзор за исполнением законов на железнодорож., водном и воздуш. трансп., а также в таможенной сфере. Природоох. Осуществляет надзор за исполнением законов по охране природы. В настоящее время пр. образ на уровне I звена терр. искл. Сос. Войт. Природоохр. Полярная прид. Прок. Прок ЗАТО осуществляет надзор на режим. терр. и режимных предприятиях. Прок в органах исполнения наказания осуществляет надзор на местах и в организациях лишения свободы. Военная осуществляет надзор за исполнением законов в ВС РФ, кроме того созданы прок. угольнодоб.отр. в гор. Кемер. И Новокузнецк. Прок. Москов. Метрополитена и Прок компл. Байконур. 39. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры Подразделены на: 1) Общие; 2) Специфич. Прокур.; 3) Отраслевые. 1) К общим относится принцип законности и принцип гласности. Принцип закон. в соответ. с кот. орг. прок. Обеспечивают точное и единообр. исполнение закона на всей территории РФ всеми поднадзорными субъектами. Органы прокуратуры действуют на основании Конституции., ФЗ, Законов субъектов РФ, а также на основании приказов Ген. Прок. РФ. Принцип гласности. Согласно которому прокуратура действует гласно в той мере, в которой это не противоречит защите прав и свобод граждан и органов, и озран. Фед. Зак. Гос. Власти. В органах прокуратуры созданы специальные подразделения по связям со СМИ. Ген. Прокурор РФ ежегодно предоставляет отчет СФ и Президенту РФ о состоянии законности. 2) Специфические принципы Принцип независимости, централиз., единства, единства. Принцип независимости, в соответствии с которым прокур. работники осуществляют надзорные полномочия независимо от органов госудатсвенной власти, упр-я физический и юридических лиц. Искл. сост. Фед. Собрание и Президент РФ. Прок. раб. не могут входить в состав полит. и выборн. органе, преследующих политические цели. В свою очередь органы прокурату не могут быть созданы в первичных организациях политических партий и объединений. Прокурорские работники не могут заниматься любой оплачиваемой деятельностью по совместительству, кроме преподавания, научно-исследовательский и творческой деятельности. Принцип централизации. Согласно которому органы прокуратуры представляют собой единую федеральную систему с подчинением нижестоящим вышестоящему, а всех вместе Генеральному Прокурору РФ. Принцип единства. В соответствии с которым перед органами прокуратуры стоят единые задачи, цели, а прокурорские работники обладают одинаковыми полномочиями. Принцип единочалия. Основной способ управления деятельности органов прокуратуры. Переон. отв. за решен. принимаемых на уровне прок. определенного звена несёт её руководство, месте с тем в высш. прок. правах совещательного органа создают коллегии при прокуроре. 40. Прокуратура в органах исполнения наказания осуществляет надзор в местах организации и лишения свободы. Военная осуществляет надзор за исполнением законов в ВС РФ, кроме того созданы прок. угольнодоб.отр. в гор. Кемер. И Новокузнецк. Прок. Москов. Метрополитена и Прок компл. Байконур. - осуществляет надзор по особым направлениям, указанным в законе. 1) надзор за исполнением законов/ федеральный орган исполнительной власти (министерства, ведомства, гос. комитеты, службы), Следственным комитетом, Законодательной, Исполнительной, прдстав. ОГВ субъекта, ОМСУ, органами военного управления, орган контроля, руковод. и органами управления коммерческими и некоммерческими организациями, а также за закон. издаваем. Или правывх актов. «общ» надзор за исполнением законов и законности правовых актов. 2) Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина –II- 3) Надзор за исполнением законов орган., осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. 4) Надзор за соблюдением законов Фед.службы судебных приставов. 5) Надзор за исполнением закон в местах лишения свободы; 6) Участие прокурора при рассмотрении дела в суде; 7) Уголовное преследование (с 2007 года в прокуратуре нет предварительного следствия); 8) Координация деятельность ПО по борьбе с преступностью; 9) Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности; 10) Антикоррупционная экспертиза НПА; • Осуществление надзора с применением специальных средств реагирования на выявление нарушения законности. Формы прок. реагирования: Протест, представления, предостережения, требование, постановление, заявление гражданского иска. При осуществлении надзора прокур. работники не имеют право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного субъекта. 42. Основные направления деятельности План характеристики 1) Предмет надзора; 2) Полномочия по выявлению нарушения законности; 3) Формы реагирования 1. Надзор за исполнением законов и законности правовых актов Предметом надзора в данной отрасли является: 1) Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов Федеральными органами исполнительной власти, законности исполнения представ. ОГВ субъектов РФ, органами МСУ, органами контроля, органами военного управления, субъектами, осуществляющими общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, их должностными лицами, руководителями органами управления коммерческих организаций; 2) Законность, издаваемых ими правовых актов. Полномочия прокуратуры по выявлению нарушений законности. Прокуратура вправе: 1) По предъявлению служебного удостоверения входить на территорию/помещение поднадзорного субъекта; 2) Требовать от должностных лиц предоставления документов; 3) Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений в органы прокуратуры. 4) Назначать проведение экспертиз и ревизий, и с этой целью привлекать специалистов пор различным отраслям знаний. Формами реагирования являются: 1) Протест; 2) Представление; 3) Постановление о возбуждении административного производства; 4) Предостережение; 5) Требование. 43. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и порядок разрешения заявлений и сообщений о совершении/готовящемуся преступления, порядка проведения розыскных мероприятий, расследования, а также законности решений, принимаемых органами дознания и предварительного расследования. Прокурор вправе: 1) Проверять исполнение требования ФЗ о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) Выносить мотивированное представление о направлении в органы дознания, следственные органы, для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленного прокурором нарушении уголовного законодательства; 3) Требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений законодательства, допущенного в ходе дознания и предварительного следствия; 4) Давать дознавателю указания о направлении расслед. и пр-ва процесса действий. 5) Давать согласие дознавателю на согласие возбужд. перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения, которые допускаются только на основе судебного решения. 6) Отменить незаконное и необоснованное постановление органов дознания. 7) Участвовать в судебном заседании при рассмотрении вопроса об избрании мер пресечения в виде заключения под стражу, управл. или отмене данной меры пресечения и некоторые другие полномочия. Формы реагирования: 1) Разрешать отвозы заявлен. дознавателями; 2) Отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования; 3) Изымать любое уголовное дело; 4) Передать уголовное дело или его материалы; 5) Возвращать уголовное дело дознанию или следствия со своими письменными указаниями о пр-ве допол.расслед. об изменении объекта либо квалификации. Прокуратура подписывает (подтверждает) обвинительное заключение или обвинительный акт и передает дело на рассмотрение в суд. 44. Надзор за исполнением законов админ. органов и учреждений, исполнения наказаний и применения назнач. судом меры принудительного характера, а также админ. мест. Содержания задержанных и заключенных под стражу Предметом надзора являются: Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом. Прокурор вправе: 1) Посещать в любое время органы и учреждения; 2) Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; 3) Знакомиться с документами, на основе которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера; 4) Требовать об администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствия законодательству РФ, приказов, распоряжений, постановлений административных органов и учреждений; 5) Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушении закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своими постановлениями из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. 45. Участие прокурора при рассмотрении дела в суде Уголовное судопроизводство Прокурор является должностным лицом, осуществляющим уголовное преследование в ходе судебного разбирательства. Участие прокурора в делах публичного и частно-публичного обвинения обязательно. Прокурор участвует в делах частного обвинения в том случае, если обвиняемые предъявл. орган. предв. следствия. Обвинение могут поддерживать один или несколько гос. обвинителей. Замена одного из гос. обвинителей не влечёт за собой повтора ранее произведенных судебных действий, но по ходатайству гос. обвинителя суд осуществляет допрос подсудимого, эксперта и др. процессуальные действия. В ходе судебного разбирательство доводит до суда доводы обвинительного заключения, квалифицирующие состав преступления, излагает суду свое мнение по поводу применения уголовного закона и назначения наказания. Если гос. обвинитель сочтет, что доводы не подтверждены, он должен отказться от обвинения частично и полностью мотивировать причину отказа. Отказ прокурора от обвинения влечет за собой прекращения уголовного дела или уголовного преследования. До удаления суда в совещательную комнату, прокурор может изменить решение в сторону смягчения. 46. Гражданское судопроизводство При рассмотрении гражданского дела, прокурор участвует с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов РФ, её субъектов и муниципальных образований. Заявление в защиту прав граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражд. в по состоянию здоровья, возр., недееспособности и другой уважительной причины не может самостоятельно обратиться в суд. Указанное не распространяется на обращение граждан по защите социальных прав, защите интересов в сфере трудовых, служебных отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, пенсионного обеспечения, права гражданина на жилище в государственных и муниципальных жилищных фондах, охраны здоровья, медицинской помощи, образования, право граждан на благополучия окружающей среды. Прокурор подает заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов). Прокурор принимает участие по делам о выселении, о восстановление на работе, о лишении родительских прав, об усыновлении и удочерении ребенка, о признании граждан ограниченно дееспособными или недееспособными, о причинении вреда. Неявка прокурора не является препятствием к рассмотрению дела. Прокурор может обратиться к вышестоящей суд. инстанции соответственно с апелляционным, кассационным или надзорным представлением. 47. Правовой статус прокур. работников Требование к прок. раб: - Гражданство РФ; - возраст: для прок. района и приравн. к ним 27 лет; для прок. субъекта РФ и приравн. к ним 30 лет; для Ген. прок. и его замест. 35 лет. - высшее юр. образование для помощников 3 курса юр. фак-т. - стаж работы в органах прок. на должности, треб. присвоение классного чина: для пр. района не менее 5 лет; для пр. субъект. не менее 7 лет; для зам. Ген. прок. 10 лет; - наличие необходимых моральных и деловых качеств, а также сост. здоровья, позволяющие исполн. обяз. возмож. на пр. раб. Порядок назначения на должность прок. работника 1. Ген. прок. РФ и его заместитель назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ; 2. Прокурор субъекта РФ назначается на должность Президентом РФ по представлению Ген. прокурора; 3. Прок. городок, районов и приравн. назначается на должность Ген. прокурором РФ. 48. Понятие оперативно-розыскной деятельности. Органы, осуществл. ОРД ОРД регулируется ФЗ "Об ОРД" от 0.07.1975 г. с послед. изменениями и дополнениями. ОРД - вид деятельности, осущ. гласно и негласно оперативными подраздел. гос. органов, посредств. проведения опер. - розыскных мероприятий в целях защиты прав и свобод граждан, собственности, интересов государства и общества от противоправ. посягательств. Задачами ОРД явл.: 1) Выявление, пресечение, раскрытие преступ., установление лиц их подготавлив., совершающий, совершивших; 2) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск лиц, безвестно пропавших; 3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу гос-ву, воен., эконом, эколог, информационной безопасности РФ; 4) розыск имущества, подлежащего конфискации. Принципы ОРД: Законность, уважение правд и свобод человека и гражд., конспирация, сочетание гласных и негласных методов и их средств. Органы ОРФ: 1) ОВД; 2) ФСБ; 3) ФОИС в сфере гос. охране; 4) таможенные органы; 5) служба внешней разведки; 6) ФСИН. Оперативно-розыскные мероприятия: 1) опрос; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравн. исследов.; 4) отожествление личности; 5) наблюдение; 6) проверочная закупка; 7) обследов. помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспорт. средств; 8) контроль почтовых отправлений; 9) прослушивание телефонный переговоров; 10) снятие информ. с технических каналов связи; 11) оперативное внедрение, опер. эксперимент, получение компетентной информации. Тактика проведения ОРН составл. государственную тайну. Надзор за ОРД осуществл.: ... 49. Органы выявления и расследования преступлений Понятие дознания Органы дознания Предварит. расследование. Оперативно-розыскная д-сть - дознание - Пред. - Пр-р - Суд - следств. Дознание - вид предварит. расследования, который состоит в произ-ве неотложных следствен. и иных процесс. действий, а также провед. операт., розыск. мероприятий. 2 вида дознания: 1) д. в сокращенной форме; 2) д. в общей форме Сокращенная форма возможна лишь по ходатайству подозрев. при условии: 1) уг. дело возбуждено по нетяжкому преступлению, средней тяжести, по которому наказ. не превышает 5 лет лишения свободы; 2) подозрев. признаёт себя виновным и согласен с правовой оценкой своего деяния; 3) отсутсв. основания, препятств. сокращ. форме: - подозрев. явл. невосершеннолетним; - является специальным субъектом; - не владеет языком судопроизводства; - подохрев. в совер. нескольких прест-ний, когда хотя бы одно не может быть расследовано в сокращ. форме; - потерпевш. возражает против сокращ. формы. Срок сокращен. дознания составляет 15 суток с момента подачи ходатайства. Срок может быть продлён до 20 суток. Общая подраздел. на 2 подвида: 1. дознание, по которому не обязательно пр-во предварит. следствия; 2. выполнение неотлож. средств. действий по уголовным делам, по кот. пр-во предварит. следствия обязательно. В первом случае орг. дознания соглаш. на проведение следств. действия и ор-н и передают материалы уголовного дела прокур. для подписания обвин. акта. Во втором случае орг. дознания сам-но дейст. только в течение 10 суток с момента возбужд. уг. дела, впоследств. передают в ОПР и действ. только по указанию. Срок общ. дозн. 30 суток и может быть продлён вышестоящим прок-ром до 2-х мес., 6 мес, 12 мес (max). Органы дознания: 1) органы внутр. дел и иные органы, по аналогичн. осущ. ОРД; 2) ФССП (фед. сл. судеб.прист.) 3) органы военной полиции, командиры воин. частей, соедин. начал. воен. учр. и гарнизон; 4) органы госуд. пожарного надзора. Кроме того, право осущ. неотлож. следственных действий: - капитаны морских и речных судов, наход. в дальнем плавании; - руководит. геологических партий и зимовок; - начальники арктич. станций, удален. от мест раполож. орг. дозн.; - главы консул. и диплом. пред. за рубежом. Надзор за деятельностью орг. доз. осущ. прокур. во главе Ген. прок. РФ. 50. Понятие предварит. следствия Предстварит. сл-вие - особый вид гос. правоохран. действ., осущ. спец. долж. лицами, следователями в целях выявления, пресечения, раскрытия прест., провед. след. действий и передача матер. уголов. дела на рассмотрение в суд. ОПС: 1) СК РФ; 2) След. аппарат МВД РФ; 3) След. аппарат ФСБ. Подследств. дел различ. органов предварит. сл-вия: СК РФ расслед. уг. дела: - о тяжких и особо тяжких престуниях; - в отношение спец. субъектов; - дела о тяжкий и особо тяжких прест-ниях, соверш. несовершен. и в отношении несовершен. След. аппарат ФСБ расследует дела о гос. прест-ниях: - гос. измена; - шпионаж; - соверш. тер. акта; - участие в незакон. вооруж. формир. Все иные дела расследует след. аппарат МВД. Надзор за данной деят-стью осущ. Председ. СК РФ и прок. РФ во главе с Ген. прок. РФ. През. РФ, ФС и Ген. прокурор. 51. Следственный Комитет РФ: понятие, задачи, принципы д-сти. Система СК РФ. Орг. и деятельность СК РФ регулируется ФЗ "О СК РФ" от 28.12.2010 с измен. и дополнениями. СК РФ - явл. федеральным гос. органом, осуществл. в соотв. с законод. РФ полномочий в сфере угол. судопр-ва. Президент осущ. рук. д-стью СК. Основными задачами СК РФ явл.: 1) оперативное и качественное расследование преступление в соотв. с посредственностью, установл. УПЗ РФ; 2) обеспечение законности при приёме, регистрации, проверке сообщений о прест., возбужд. угол. дел, пр-ве предварит. расследования и суд. эксперт., а также защите прав и свобод человека и гражданина; 3) осущ. процесс. контроля д-сти след. органов СК и их долж. лиц; 4) орган. и осущ. в пределах своих полномочий выявлен. обстоят. способств. соверш. преступл., принятие мер по устрн. таких обстоятельств; 5) осущ. в пределах своих полномочий межд. сотруднич. в сфере уголовного судопроизводсва; 6) разработка мер по реализации госуд. политики в сфере исполн. законодат. РФ об угол. судопроизводстве. 7) совершение нормативно-правов. регулир. в установл. сфере д-сти; 8) определ. порядка формир. и представл. статистических отчётов и отчетности о следствен. работе, процесс. контроле. Система СК: 1) Центральный аппарат СК: подразделения ( по фед. округам) 2) Главное следств. управление След. управления СК по субъект. РФ и приравн. к ним специал. след. упр. и следств. отделы. 3) След. отдел и след. отдел СК по районам, городам и приравн. к ним, включая специал. 4) кримин. подраздел. СК. Возглавляет СК Председатель СК. Принципы д-сти: - пр-п централиз.: явл. фед. центр. сис-мой и деятсв. на основе подчин. нижестоящ. - пр-п независ.: осущ. свои полном. независимо от ФОГВ; - пр-п гласности: дейст. гласно в той мере, в какой это не наруш. права и свободы человека и гражданина. Сотруд. СК не может явл. членами полит. партий и иных общ. объедин., преслед. полит. цели. 52. Судебный приставы: требования, предъяв. к суд. приставам, виды долж. и компетенция (права и обяз. пристав.) Должности в ФССП подразделяются на 4 категории: 1) руководители: директор, его замест., начальники упр-ний, их замест. Высшая группа: директора, его замест. Главная группа: нач. упр. центр. аппарата, его зам.; помощ. директора; рук. терр. органа, его зам. Ведущая группа: нач. отдела центр. аппрата; Старшая группа: долж. главного спец. эксперта; стар.спец. 1,2,3 разр.; судебного пристава. Младшая группа: спец. 1 и 2 разрчда в центр. аппарате; спец. 1,2,3 в террит. орг. Обяз. суд. приставов: - обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процесс. действий вне здания/помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей иных уч. суд. пр.; - обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уг. дела и веществ. док-в к месту провед. суд.заседания; - поддерживать обяз. порядок в здании/помещениях суда; - выполнять распоряж. председ. суда, председ. в судеб. засед. судьи по обеспечению обществ. порядка в здании/помещении суда; - осущ. охраны здания; - на основании постановления суда или дознавателя службы суд. приставов осуществл. привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда; - при исполнении служеб. обяз. предупрежд. и пресекать преступления и правнаруш., а в случае необход. передавать правонаруш. в органы внутр. дел; - на основании постановл. суьи о принуд. выдворен. за пределы РФ иностр. гражд. или лица без гр-ва и помещении указ. лица в спец. учреждения. Права: - входить на территорию, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки в суд по вызову; - проверят документы, удостоверяющие личность у лиц, находящихся в здании/помещениях судов, зданиях и помещениях органов принуд. исполн., а также при осущ. привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознав. - осущетсв. личный досмотр лиц, находящихся в зданиях/ помещениях судов; - не допускать в здание лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещ-ва, наркот. ср-ва, а случае необход. их задержанивать; - осущ. пр-во по делам об админ. правонаруш. 53. Орг. и д-сть полиции, регул. ФЗ "О полиции" от 07.02.2011 Полиция - сис-ма гос. органов исполнит. власти, призван. защищ. жизнь, здоровье, права и свободы гр. иностр. гр., лиц без гражданства, для против. прост., охраны общ. пор. Деятельность полиции строится в соотв. с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, обществ. доверия поддержания гражд., взаимодействия и сотрудничества. Полиция явл. сост. частью единой централизованной с-мы федер. органа исполнит. власти в сфере внутрен. дел. Обязан. полиции: 1) принимать и регистрировать ( в том числе в электр. форме) заявления и сообщения о преступл., об адм. правонаруш., о происшествиях. 2) пребывать незамедлительно на место соверш. преступления, адм. правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопас. гражд. и обществ. без-сти; 3) оказывать первую помощь лицам, пострад. от преступ., админ. правонаруш. и несчастн. случ. 4) обеспечивать безопасность гр. и общ. порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах парках, на транспор. магистралях, вокзаах, в аэропортах, мосрких и речных портах. 5) осущ. розыск лиц, совершивших прест. ли подозрев., обвин. в их соверш. несоверш., ушедших из семей. Права полиции: 1) требовать от гр. и долж. лиц прекращение противопр. д-вий; 2) проверять док-ты, удостоверяющие личность, если имеются данные, дающие основ. подозрев. их в соверш. преступления или полагать, что они наход. в розыске 3) вызы в в полицию гр. и должн. лиц по расследов. угол. делам и наход. в пр-ве делам об адм. правон. и др. предусм. законом осн. 4) патрулирован. насел. пункты и обществ. места, оборуд. при необходим. контрол. и контрол-пропуск. пункты, выставл. посты и заслоны; 5) осущ. в предусм. закон. случ. личных досмотр. граждан, досмотр наход. при них вещей, а также досмотр их транспорт. средств. 54. Федеральная служба безопасности: система органов, принципы д-сти. Основные направления деятельности. Орг. и д-сть ФСБ регулируются ФЗ "О ФСБ" от 03.04.1995, приказ от 18.19.2008 "Об утв. регламента". ФСБ - федер. орган исполнит. власти, осущ. гос. упр. в области обеспеч. безопасности, защиты и охраны гос. границы, охраны внутр. морских вод, территор. моря, исключ. экономической зоны, контин. шельфа, обеспеч. информ. без-сти РФ, а также координ. контразвед. дея-сть. ФСБ - единая централиз. система органов ФСБ. К органам ФСБ относят: 1) упр. федер. орг. исполнит. власти в области обеспеч. без-сти по отдельным регионам и субъектам РФ (тер. органы); 2) упр. ФОИВ в области обеспеч. без. в ВС РФ (орг. без-сти в войск.) 3) упр. федер. органа испол. власти в области обеспеч. безопасности по погран. службе (погран. органы); 4) другие ФОИВ - авиац. подраздел., центры спец. подготовки, предприятия, обрах и научные организ., экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подраздел. и иные. Деятельность ФСБ осущ. на основе след. принципов: - законность; - уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; - гуманизм; - единство, а также централиз. Основные направления: контрразведыв. д-сть; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведовательная деятельность; погранич. деятельность; погранич. деятельность; обеспеч. информ. безоп. Контроль за деятельностью ФСБ осущ. Президент РФ, ФС, Правительство, судю органы. 55. Таможенные органы. Система, задачи, компетенция. Таможен. органы сост. единую централиз. систему. Ими являются: 1) фед. ОИВ, осущ. функции по контролю и надзору в области таможенного дела; 2) региональные таможен. упр. 3) таможни; 4) таможенные посты; Деятельность строится на принципах: 1) законности; 2) равенства лиц перед законом, уважение и соблюдение их прав и свобод; 3) единства и централиз. 4) процесс. и компетентности; 5) единообразия. Компетенция: 1) обеспечивать выполнение международ. обяз.РФ в части, касающейся таможенного дела, осущ. сотрудничества с таможен. органами иностр. гос-в; 2) ведет таможенную статистику РФ; 3) осущ. в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связ. с перемещ. товаров через границу; 4) проверяют маркир. товаров при провед. таможенного котнроля в отношении товаров; 5) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и адм. правонарушен., отнес. к их компетенции; 6) осущ. операт.-розыск. деятельность в целях выявл., предупрежд., пресечен. и раскрытия прест., противод. корр. 7) оказ. содействие в борьбе с корр., межд. терр., экспрем., осущ. противод. незакон. обороту товаров; 8) осущ. контрольно-надзорные меры в целях обеспеч. собл. междунар. догов. и актов в сфере таможенного регулирования. Орг. и деят-сть там. органов регулируется ФЗ "О таможен. регулир. РФ" от 03.02.2018, договором о таможен. кодек. Евраз. эк. союза
«Конституционные (уставные) суды субъектов РФ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot