Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Народовластие в Российской Федерации. Формы народовластия. Референдум

  • 👀 277 просмотров
  • 📌 240 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Народовластие в Российской Федерации. Формы народовластия. Референдум» pdf
Тема 4. Народовластие в Российской Федерации. Формы народовластия. Референдум. Конституционно-правовой статус политических партий. Конституционно-правовой статус общественных объединений и их роль в политической системе. Общественная палата Российской Федерации, ее статус. Конституционноправовой статус национально-культурной автономии. 1. Формы народовластия. Референдум Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции Российской Федерации). Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей - депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы ее субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу. Еще одна форма осуществления народовластия – органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локального значения. Самоуправление осуществляется местным населением - через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне выборы, референдумы - и через органы местного самоуправления. Важнейшая форма непосредственного народовластия - референдум. Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 24 апреля 2008 г.) это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего, равного, прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Участие граждан Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается. Инициатива проведения референдума принадлежит: 1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них; 2) Конституционному Собранию - в случае вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации; 3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. На референдум не могут выноситься вопросы: 1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации; 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, либо о перенесении срока проведения таких выборов; 3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных органов государственной власти; 5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 6) о принятии или изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации; 7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты; 8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 9) об амнистии и о помиловании. Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения или в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом. Референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации. Участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума, которая должна состоять из региональных подгрупп, созданных более чем в половине субъектов Российской Федерации, в каждую из которых должно входить не менее 100 участников референдума, место жительство которых находится на территории того субъекта Федерации, где проводится собрание. Инициативная группа по проведению референдума обязана собрать в поддержку не менее двух миллионов подписей участников референдума. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди участников референдума, проживающих за пределами Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 50 тысяч. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписи в поддержку инициативы проведения референдума собираются посредством их внесения в подписные листы. В подписном листе ставится подпись участника референдума и дата ее внесения, а также указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 30 дней со дня приема подписных листов и документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформление подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, соблюдение порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума. Если количество достоверных подписей участников референдума достаточно для назначения референдума, Центральная избирательная комиссия принимает решение и не позднее пяти дней со дня его принятия направляет его Президенту Российской Федерации и одновременно уведомляет о своем решении палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент направляет их в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума. Если Конституционный Суд признал инициативу по проведению референдума по предложенному вопросу референдума соответствующей Конституции, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного суда назначает референдум. При назначении референдума Президент определяет день голосования, который может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах; участковые избирательные комиссии референдума. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума, на территории каждого должно быть зарегистрировано не более 3000 участников референдума. Списки участников референдума составляются территориальной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части, руководителем организации, в которой участники референдума временно пребывают. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией результатов референдума. Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Проведение повторного референдума по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту же формулировку, голосование по которому проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования его результатов. Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские, региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д. 2. Конституционно-правовой статус политических партий Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия (ст. 13 Конституции Российской Федерации). Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию. Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Одно из важнейших мест в конституционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. (с изм. от 2 апреля 2012 г.) «О политических партиях»8 политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: - в ней должно состоять не менее пятисот членов политической партии. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях; - руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения должны находиться на территории Российской Федерации; - она не должна состоять из лиц одной профессии и лиц одной национальности. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Информация об их учредителях и программных документах является общедоступной. Членами политической партии могут быть только дееспособные граждане России, достигшие 18 лет. Членство в политической партии является добровольным. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии и состоять в одном региональном отделении партии. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства. Прием в политическую партию осуществляется на основе письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления. В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается. 3. Конституционно-правовой статус общественных объединений и их роль в политической системе Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: 1) общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан); 2) общественное движение (состоящее из участников и не имеющих членства массовое общественное объединение, которое действует за счет добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения); 3) общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе данного имущества на общественно полезные цели); 4) общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующим уставным целям указанного объединения); 5) орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту их создания). В Российской Федерации создаются и действуют: 1) международные общественные объединения (имеют организации, филиалы или представительства в Российской Федерации, а равно общественные объединения, имеющие хотя бы одно из своих подразделений в иностранных государствах); 2) общероссийские общественные объединения (осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения или представительства); 3) межрегиональные общественные объединения (осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов Российской Федерации); 4) региональные общественные объединения (осуществляют свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации); 5) местные общественные объединения (действуют в пределах территории органа местного самоуправления). Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей, граждан, достигших 18 лет в количестве не менее трех физических лиц. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями, членами и участниками общественного объединения, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами. Решение о создании общественного объединения, утверждении его устава и о формировании руководящего и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. Принципы создания и деятельности общественных объединений: добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность. Информация об их учредителях и программных документах должна быть общедоступной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Для государственной регистрации общественным объединением подаются следующие документы: заявление, подписанное членами руководящего органа с указанием места жительства каждого, выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или собрание о создании общественного объединения; сведения об учредителях, документ об уплате регистрационного сбора; документ о предоставлении юридического адреса общественного объединения; устав. Документы на государственную регистрацию подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда или общего собрания. Отказ в государственной регистрации общественного объединения может быть обжалован в суд. Права и обязанности общественного объединения: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решения органов государственной власти и местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, учреждать средства массовой информации, представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органы государственной власти; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в избирательных компаниях. В то же время общественные объединения обязаны: - соблюдать законодательство Российской Федерации; - ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества; - ежегодно информировать орган, регистрирующий общественное объединение о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения руководящего органа; представлять годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемые в налоговые органы. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена (ст. 42 Федерального закона об общественных объединениях) в следующих случаях: - нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации; - нарушения законодательства Российской Федерации; - совершения действий, противоречащих уставным целям; - осуществления экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических или юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда. Федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган общественного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность соответствующего объединения на срок до шести месяцев. Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность. В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов. Ликвидация (ст. 26 Федерального закона об общественных объединениях) общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда, по таким, например, основаниям, как грубые нарушения Конституции РФ, нарушение прав и свобод человека и гражданина и др. Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях -решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.) «О противодействии экстремистской деятельности», обращается в собственность Российской Федерации. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании. Федеральный орган юстиции или его территориальный орган направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, запись о которых должна быть внесена в единый государственный реестр юридических лиц в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, уполномоченный орган должен сообщить об этом в орган, принявший указанное решение. 4. Общественная палата Российской Федерации, ее статус Согласно Федеральному закону от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" с изменениями от 20 апреля 2014 г. N 82-ФЗ. Общественная палата формируется в соответствии с настоящим Федеральным законом из сорока граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, восьмидесяти пяти представителей общественных палат субъектов Российской Федерации и сорока трех представителей общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций. Не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты следующие общественные объединения и иные некоммерческие организации: которым в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, - в течение одного года со дня вынесения предупреждения, если оно не было признано судом незаконным; некоммерческие организации, деятельность которых приостановлена в соответствии с Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", если решение о приостановлении не было признано судом незаконным; некоммерческие организации, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава. Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в России путем: 1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; 2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; 3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления; 4) осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; 5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; 6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Федерации. Следует отметить, что содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Россию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуется, а иногда нарушаются. Объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее народ на деле все больше отстраняется от реальной власти. Свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, не могут отражать его волю, поскольку в них участвует незначительная часть избирателей. Не реализуется в полной мере принцип разделения властей. Это разделение характеризуется почти повсеместно усилением исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всем другими властями. 5. Конституционно-правовой статус национально-культурной автономии Национально-культурная автономия в Российской Федерации - эта форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия основывается на принципах: 1) свободного волеизъявления граждан при отнесении себя определенной этнической общности; 2) самоорганизации и самоуправления; 3) многообразия форм внутренней организации национальнокультурной автономии; 4) сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; 5) уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; 6) законности. Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются Федеральным законом, соответствующими положениями Конституций (уставов), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным договором, то применяются правила международного договора. Национально-культурная автономия имеет право: - получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; - сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; - следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; - создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ; - участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; - устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры. Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей. Право на национально-культурную автономию не является правом на национальнотерриториальное самоопределение. Национально-культурная автономия учреждается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Местные национально-культурные автономии учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений. Региональные национально-культурные автономии учреждаются на конференциях (съездах) делегатами местных национально-культурных автономий. Федеральные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждаются на съездах делегатами региональных национально-культурных автономий. Национально-культурные автономии образуют органы внутреннего управления. Регистрация национально-культурной автономии проходит в органе юстиции. Для государственной регистрации национально-культурной автономии должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительного собрания ( конференции, съезда) в средствах массовой информации или иными способами были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии. Орган юстиции, принявший решение о регистрации национальнокультурной автономии, в десятидневный срок, направляет данные о регистрации в соответствующий орган исполнительной власти Российской Федерации для включения в реестр национально-культурной автономии. Реестр национально-культурной автономии является открытым для всеобщего ознакомления. Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируется Федеральным законом от 17 июня 1996 года «О национальнокультурной автономии» (с изм. от 10 ноября 2003 г., 01 декабря 2007 г., 11 февраля 2009 г.)11. Этот закон определяет не только правовые основы национально-культурной автономии, но и создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации.
«Народовластие в Российской Федерации. Формы народовластия. Референдум» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot