Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 6. Конституционные права, свободы и обязанности
человека и гражданина.
Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и
гражданина. Личные права и свободы. Политические права и свободы.
Экономические, социальные и культурные права и свободы. Основные
обязанности. Конституционные гарантии прав и свобод. Правовое
положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на
жительство. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в
Российской Федерации.
1. Понятие и классификация конституционных прав и свобод
человека и гражданина
Конституционные права и свободы человека и гражданина – это
его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения,
защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса
личности. Глава вторая Конституции Российской Федерации «Права и
свободы человека и гражданина» включает 48 статей. Они
представляют собой определенную систему сфер жизнедеятельности
человека и гражданина, которых они касаются.
В соответствии с этими основаниями конституционные права и
свободы принято классифицировать на три группы: личные,
политические, социально-экономические (такая последовательность
прав и свобод зафиксирована во Всемирной декларации прав человека
Генеральной Ассамблеи в 1948 году). В российском законодательстве
такая последовательность была воспроизведена в Декларации прав и
свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года, и
отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года.
2. Личные права и свободы
Основным личным правом человека является право на жизнь (ст.
20 Конституции). Оно впервые было закреплено в Конституции
Российской Федерации после принятия Декларации прав и свобод
человека и гражданина. Это естественное право человека, защита
которого охватывает широкий комплекс активных действий всех
государственных и общественных структур.
Важное значение имеет борьба с преступностью против личности,
незаконным хранением и распространением наркотиков, оружия и т.д.
Обеспечение права на жизнь связано с медицинским обслуживанием,
работой службы скорой помощи, сохранением и восстановлением
природной среды обитания человека, борьбы с пьянством, наркоманией,
беспризорностью. Подобные факторы приводят к сокращению
продолжительности жизни в России, падению рождаемости (по данным
газеты «Труд» за 28 октября 2004 г. № 205 средняя продолжительность
жизни мужчин в 2004 году составляла 58 лет 8 месяцев, а женщин - 67
лет и 6 месяцев). В борьбе с этими явлениями свою роль призваны
сыграть федеральные целевые программы в сфере здравоохранения,
молодежной политики, окружающей среды, социальной политики.
К личным правам человека относится право на охрану
государством достоинства личности (ст. 21 Конституции Российской
Федерации). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию,
жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или
наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия
подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Значительное место в системе личных прав и свобод занимают
права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений (ст. ст. 22-25 Конституции Российской Федерации).
Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции Российской
Федерации) означает, что никто не имеет права без законного основания
войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в
нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это
допускается, и круг уполномоченных на то органов.
Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту
своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской
Федерации). Причем законодательно установлен судебный порядок
защиты, включая право на возмещение морального ущерба.
Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора,
хранения, использования и распространения информации о его частной
жизни. (ст. 24 Конституции Российской Федерации). Новым в
конституционном закреплении личных прав и свобод является
включение такой формы свободы личности, как свобода передвижения
(ст. 27 Конституции Российской Федерации). На основе
конституционной нормы принят Закон Российской Федерации от 25
июня 1993 г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в
редакции от 18 июля 2006 г.).
В то же время Закон устанавливает определенные ограничения на
свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются
местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса,
закрытые военные городки и административно-территориальные
образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено
чрезвычайное или военное положение, территории и населенные
пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и
массовыми заболеваниями и отравлениями людей).
Конституция признает право каждого, законно находящегося на
территории России, свободно выезжать за пределы России и право
гражданина
Российской
Федерации
беспрепятственно
возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 13
мая и 3 декабря 2008 г.) по содержанию соответствуют общепринятым
международным стандартам, относящимся к данному вопросу. Право
гражданина России на выезд из своей страны может быть ограничено,
если гражданин:
1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно
секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и
заключил трудовой договор, предполагающий временное ограничение
права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен
превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными
сведениями;
2) призван на военную службу или направлен на альтернативную
гражданскую службу - до окончания этих службы;
3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве
обвиняемого в совершении преступлений - до вынесения решения по
делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) осужден за совершение преступления - до отбытия наказания
или освобождения от него;
5) уклоняется от исполнения обязательств либо до достижения
согласия сторонами;
6) сообщил о себе заведомо ложные сведения - до решения
вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие
документы.
Основными документами, по которым граждане осуществляют
въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт,
служебный паспорт и паспорт моряка.
К личным правам и свободам относится право каждого определять
и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть
принужден к определению и указанию своей национальной
принадлежности (ст. 26 Конституции Российской Федерации). Важное
место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести,
свобода вероисповедания: свобода мысли и слова, право свободно
искать получать, производить и распространять информацию любым
законным способом (ст. 29 Конституции Российской Федерации).
Перечень сведений, составляющих государственную тайну,
определяется законом «О государственной тайне» от 6 декабря 1992 г.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой
информации» от 27 декабря 1995 г. запрещает использование
технических средств для воздействия на мозг человека электроннолучевых и электромагнитных.
3. Политические права и свободы
В соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации
гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном
объеме свои права и обязанности с 18-ти лет. Наиболее общим,
объединяющим все другие политические права и свободы, является
право участвовать в управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих представителей. Граждане
Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в
органы государственной власти и органы местного самоуправления,
иметь равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции
Российской Федерации). На гражданскую службу вправе поступать
российские граждане, достигшие возраста 18-ти лет, владеющие
государственным языком Российской Федерации и соответствующие
квалификационным требованиям, установленным в законе. Предельный
возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.
Формой привлечения граждан к решению государственных дел
является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции
Российской Федерации). Это право осуществляется гражданами,
привлекаемыми в качестве присяжных заседателей. Конституционно
закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской
Федерации). Обращения граждан в зависимости от содержания
облекаются в форму:
- заявления (просьба о содействии в реализации его
конституционных прав и свобод, либо сообщение о нарушении законов
и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе
государственных органов, органов местного самоуправления и
должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и
должностных лиц);
- предложения (рекомендации гражданина по совершенствованию
законов и иных нормативных правовых актов, деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления,
развитию
общественных
отношений,
улучшению
социальноэкономических и иных сфер деятельности государства и общества);
- жалобы (просьба гражданина о восстановлении или защите его
нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод
или законных интересов других лиц);
- обращения (направленное в государственные органы или органы
местного самоуправления или должностному лицу письменное
предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение
гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления).
В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его
регистрации,
в
исключительных
случаях
руководитель
государственного органа или органа местного самоуправления вправе
продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней,
уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина,
направившего это обращение.
Правом, связанным с участием граждан в управлении делами
государства, является закрепляемое за каждым право на создание
общественных объединений, политических партий, профсоюзов.
Выражением социальной и политической активности граждан, их
воздействия на процессы управления государством является право
собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и
демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции Российской
Федерации, Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Уведомление
о проведении массового мероприятия (за исключением собраний и
пикетирования, проводимого одним участником) подается его
организатором в письменной форме в орган исполнительной власти
субъекта Федерации или орган местного самоуправления в срок не
ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия (при
пикетировании группой лиц –не позднее трех дней). В уведомлении
должны быть указаны цель, форма мероприятия, место проведения,
маршруты движения, дата, время начала и окончания, предполагаемое
количество участников публичного мероприятия и прочее.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия
запрещается, относятся:
1. Территории, непосредственно прилегающие к опасным
производственным
объектам,
эксплуатация
которых
требует
соблюдения специальных правил техники безопасности;
2. Путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода
железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных
линий электропередачи;
3. Территории, непосредственно прилегающие к резиденциям
Президента Российской Федерации и зданиям, занимаемым судами, и
территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказания в виде
лишения свободы;
4. Пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение
уполномоченных на то пограничных органов;
5. Порядок проведения публичного мероприятия на территории
Государственного историко-культурного музея «Московский Кремль»,
включая Красную площадь и Александровский сад, определяется
Президентом Российской Федерации. Публичное мероприятие не может
начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего
дня по местному времени. Органы государственной власти или органы
местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся
причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть
данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и
сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.
4. Экономические, социальные и культурные права и свободы
Социальная роль государства закреплена в ст. 7 Конституции
Российской Федерации. Усилению социальной роли государства
призван содействовать Совет при Президенте Российской Федерации
по реализации приоритетных национальных проектов, которые
касаются образования, здравоохранения, сельского хозяйства,
жилищного строительства.
К социальным и экономическим правом и свободам,
закрепленным в Конституции Российской Федерации, относятся
свобода
предпринимательской
деятельности,
право
частной
собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в
надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право
социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья,
на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода
литературного, художественного, научного, технического и других
видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями
культуры (ст.ст. 34-44 Конституции Российской Федерации). В сфере
труда Конституция Российской Федерации:
1) запрещает принудительный труд;
2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, право на вознаграждение а труд без какой бы
то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным
законом минимального размера оплаты труда;
3) утверждает право на защиту от безработицы;
4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые
споры с использованием установленных федеральным законом
способов их разрешения, включая право на забастовку.
С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых, в его
обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных
создавать для этого права необходимые условия. К числу социальных
прав и свобод относится право на социальное обеспечение по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39
Конституции Российской Федерации).
Государство устанавливает систему льгот для различных
категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, Героев
Советского Союза и Героев России, инвалидов, чернобыльцев и других.
Право на жилище (ст. Конституции Российской Федерации)
включает:
1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть
произвольно лишен жилища;
2) поощрение органами государственной власти и органами
местного самоуправления жилищного строительства и создания
условий для осуществления права на жилище;
3) бесплатное или за доступную плату предоставление жилища
малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в
нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции
Российской
Федерации)
предполагает
ее
бесплатность
в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за
счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных
поступлений.
К числу социальных прав и свобод относится право на
образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Каждому
гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего,
среднего и начального профессионального образования, а также на
конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Наряду с государственными развивается и система различного рода
частных платных образовательных учреждений. В соответствии со ст.
44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода
литературного, художественного, научного, технического и других
видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни
и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным
ценностям.
5. Основные обязанности
Основные обязанности - это конституционно закрепленные и
охраняемые правовой ответственностью требования, которые
предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с
необходимостью его участия в обеспечении интересов общества,
государства, других граждан. Важнейшей обязанностью гражданина
является соблюдение Конституции и законов. Любое нарушение этих
норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан
(ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно
установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской
Федерации). Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и
окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.
58 Конституции Российской Федерации). Защита Отечества является
долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59
Конституции Российской Федерации). Каждый обязан заботиться о
сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники
истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации).
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о
нетрудоспособных родителях (ч. 2 и ч. 3 ст. 38 Конституции Российской
Федерации).
6. Конституционные гарантии прав и свобод
Конституционные гарантии - это определения закона, образующие
составную часть конституции, которые обеспечивают защиту населения
от произвольного нарушения или изменения основных законов страны.
В более узком значении под конституционными гарантиями
понимаются правовые средства реализации и защиты гражданами своих
прав. Различают общие и специальные конституционные гарантии прав
и свобод. К общим конституционным гарантиям прав и свобод человека
и гражданина относятся:
- конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод;
- судебная защита прав и свобод;
- законная самозащита человеком своих прав и свобод;
- административно-правовая защита прав и свобод;
- международная защита прав и свобод.
К специальным конституционным гарантиям (гарантиям
правосудия) относятся:
- гарантии подсудности;
- право на юридическую помощь;
- презумпция невиновности;
- запрет повторного осуждения за одно и то же преступление;
- недействительность незаконно полученных доказательств;
- право на пересмотр приговора;
- гарантия от самообвинения;
- права потерпевших;
- запрет обратной силы закона.
7. Правовое положение иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации
Иностранные граждане и лица без гражданства в Российской
Федерации пользуются правами и обязанностями наравне с гражданами
Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными
законами или международным договором Российской Федерации (ч.3
ст. 62 Конституции Российской Федерации). Федеральный закон от 25
июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации» дифференцирует законно находящихся в
Российской Федерации иностранных граждан на временно
пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих.
Срок временного пребывания иностранного гражданина
определяется сроком действия выданной ему визы. Если он прибыл в
Россию в порядке, не требующем получения визы, то срок его
пребывания не может превышать 90 суток. В соответствующих случаях,
предусмотренных законом, срок пребывания может быть продлен или
сокращен. Временное проживание иностранных граждан обусловлено
разрешительным порядком.
Разрешение на временное проживание выдается территориальным
органом федерального органа исполнительной власти, ведающего
вопросами внутренних дел, по заявлению иностранного гражданина.
Срок действия на временное проживание составляет три года.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на
временное проживание ежегодно утверждается Правительством
Российской Федерации. Без учета утвержденной квоты разрешение на
временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом
в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;
2) имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской
Федерации;
3) имеющему сына или дочь, достигших возраста 18 лет,
состоящих в гражданстве Российской Федерации и решением суда,
вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо
ограниченными в дееспособности;
4) не достигшему возраста 18 лет, получающему разрешение на
временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна,
попечителя) - иностранного гражданина;
5) достигшему возраста 18 лет, в соответствии с
законодательством
иностранного
государства,
признанному
недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему
разрешение на временное проживание совместно с родителем
(усыновителем,
опекуном, попечителем) - иностранным гражданином.
Разрешение на временное проживание иностранному гражданину
аннулируется в случае, если решением суда он лишен родительских
прав или ограничен в родительских правах в отношении ребенка,
состоящего в гражданстве РФ.
Постоянное проживание иностранных граждан в Российской
Федерации оформляется документом, именуемым «вид на жительство».
До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан
прожить в России не менее года. Вид на жительство выдается сроком на
пять лет. Число таких продлений не ограничено.
8. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на
жительство
Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее
выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный
иностранный гражданин:
1)
выступает
за
насильственное
изменение
основ
конституционного строя Российской Федерации, иными действиями
создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан
Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские)
акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает
их, а равно иными действиями поддерживает террористическую
(экстремистскую) деятельность;
3) подвергался административному выдворению за пределы
Российской Федерации либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо
сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за
совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо
преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение
тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской
Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в
соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года
привлекался к административной ответственности за нарушение
законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима
пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской
Федерации;
8) не может представить доказательств возможности содержать
себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах
прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за
исключением случая, если иностранный гражданин признан
нетрудоспособным;
9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской
Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство
для постоянного проживания;
11) находится за пределами Российской Федерации более шести
месяцев;
12) заключил брак с гражданином Российской Федерации,
послуживший основанием для получения вида на жительства, и этот
брак признан судом недействительным;
13) является больным наркоманией либо не имеет сертификата об
отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных
заболеваний, которое представляет опасность для окружающих.
Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или
отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.
Документами,
удостоверяющими
личность
иностранного
гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного
гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом
или признаваемый в соответствии с международным договором
Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего
личность иностранного гражданина.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в
Российской Федерации, являются:
1) документ, выданный иностранным государством и
признаваемый в соответствии с международным договором Российской
Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без
гражданства;
2) разрешение на временное проживание;
3) вид на жительство;
4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или
признаваемые в соответствии с международным договором Российской
Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без
гражданства.
Иностранный гражданин не обладает правом избирать и быть
избранным в органы государственной власти, а также участвовать в
референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов
Федерации. Постоянно проживающие в Российской Федерации
иностранные граждане в случаях и в порядке, предусмотренных
федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления, а также участвовать в местном
референдуме.
Иностранные граждане не могут быть призваны на военную
службу и альтернативную гражданскую службу.
Иностранный гражданин не имеет право находиться на
муниципальной, государственной службе; быть членом экипажа
военного корабля Российской Федерации; быть командиром
воздушного судна гражданской авиации; замещать должности в составе
экипажа судна, плавающего под государственным флагом Российской
Федерации; быть принятым на работу на объекты и в организации,
деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской
Федерации. Иностранный гражданин, прибывший в Россию, обязан
зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в
установленном законом порядке в органах внутренних дел по месту
пребывания.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1
ст.63), Положением «О порядке предоставления Российской
Федерацией политического убежища» (в ред. Указа Президента
Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. № 1417) Российская
Федерация предоставляет политическое убежище иностранным
гражданам и лицам без гражданства. Лицо, которому предоставлено
политическое убежище,
пользуется на территории Российской Федерации правами и
свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме
случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без
гражданства федеральным законом или международным договором
Российской Федерации.
Предоставление политического убежища распространяется и на
членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии
их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего
возраста, не требуется. В ходатайстве на имя Президента Российской
Федерации о предоставлении политического убежища должны быть
изложены автобиографические сведения и мотивы.
Министерство
внутренних
дел
Российской
Федерации
рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения
МИД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, после чего
направляет материал в Комиссию по вопросам гражданства при
Президенте Российской Федерации со своим заключением о
возможности и целесообразности предоставления лицу политического
убежища Российской Федерации. Срок рассмотрения ходатайств в МВД
России, МИД России, ФСБ России не должен превышать одного месяца
в каждом из этих органов. Политическое убежище Российской
Федерацией не предоставляется, если:
- лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в
Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении
действий, противоречащих целям и принципам ООН;
- лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу
либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и
подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории
Российской Федерации;
- лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило
преследование;
- лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися
демократическими институтами в области защиты прав человека;
- лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет
соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права
данного лица на убежище в соответствии с законом Российской
Федерации «О беженцах»;
- лицо предоставило заведомо ложные сведения;
- лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не
преследуется.
9. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в
Российской Федерации
Межнациональные конфликты в различных субъектах Российской
Федерации привели к вынужденному переселению большого числа
граждан внутри страны. Массовый характер этих процессов вызвал
необходимость правового регулирования статуса этих лиц. 19 февраля
1993 г. были приняты законы Российской Федерации «О беженцах» и
«О вынужденных переселенцах»
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской
Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать
жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания,
гражданства, национальности, принадлежности к определенной
социальной группе или политических убеждений находится вне страны
своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой
этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие
таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь
вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате
подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие
таких опасений.
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации,
покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении
его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах,
либо вследствие реальной опасности, подвергнутые преследованию по
признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания,
языка, а также по признаку принадлежности к определенной
социальной группе или политических убеждений, ставших поводами
для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица
или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Вынужденным переселенцем признается:
1. Гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть
место жительства на территории иностранного государства и
прибывший на территорию Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть
место жительства на территории одного субъекта Федерации и
прибывшее на территорию другого субъекта Федерации.
3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный
гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на
законных основаниях на территории Российской Федерации и
изменившее место жительства в пределах территории Российской
Федерации по обстоятельствам, указанным в законе.
4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин
бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики,
входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской
Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением
гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств,
препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в
обустройстве на территории Российской Федерации.
Для получения этих статусов необходимо ходатайство лица в
соответствующий орган федеральной миграционной службы по месту
пребывания лица (за рубежом в дипломатическое представительство
или консульское учреждение Российской Федерации; на границе – при
отсутствии поста иммиграционного контроля - в орган пограничного
контроля). Ходатайство подается незамедлительно и рассматривается в
течение 3-5 дней. После регистрации ходатайства лицо получает
направление на временное поселение и ему в установленном порядке
обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного
поселения, где ему предоставляется право получать питание по
установленным нормам, пользоваться медицинской помощью, получать
единовременное пособие и др.