Конституционное право
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КОНСТИТУЦИОННОЕ
ПРАВО
лектор
Задорина Мария Андреевна
к.ю.н., доцент кафедры конституционного и
международного права
ЗИМНИЙ СЕМЕСТР
ЛЕТНИЙ СЕМЕСТР
• ЗАЧЕТ
• ЭКЗАМЕН
• 100% - 50% - «зачтено»
• 100% - 85% - «5»
• 49 % и менее – «не
зачтено»
• 84% - 70% - «4»
• 69% - 50% - «3»
• 49 % и менее – «2»
Билет включает в себя 2 теоретических
вопроса и 1 практикоориентированное
задание
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
• Баглай М.В.. Конституционное право Российской Федерации
[Электронный ресурс]:Учебник. Москва: ООО "Юридическое
издательство Норма", 2018. 768 с. Режим доступа:
https://new.znanium.com/catalog/product/918093
• Нарутто С.В., Таева Н. Е., Шугрина Е.С. Конституционное право
России [Электронный ресурс]:Учебник. Москва: Издательский
Центр РИОР, 2019. 435 с. Режим доступа:
https://new.znanium.com/catalog/product/961401
• Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс
[Электронный ресурс]:Учебное пособие. Москва: ООО
"Юридическое издательство Норма", 2019. 928 с. Режим доступа:
https://new.znanium.com/catalog/product/984086
• Конституция Российской Федерации с комментариями
Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс]. Москва: ООО
"Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. 206 с. Режим
доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/988230
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО –
ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ
РОССИЙСКОГО ПРАВА
КОНСТИТУЦИОННОЕ
ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ
ПРАВА
• представляет собой упорядоченную совокупность
правовых норм, регулирующих определенный круг
общественных отношений, которые составляют его
предмет.
ПРЕДМЕТ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА
• основы конституционного строя Российской
Федерации;
• основы правового статуса личности;
• федеративное устройство;
• система государственной власти и система
местного самоуправления
КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВАЯ НОРМА
— это формально определенное,
общеобязательное правило поведения,
установленное или санкционированное
государством, обеспеченное мерами
государственного принуждения,
регулирующее общественные отношения,
которые составляют предмет
конституционного права
СИСТЕМА
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
• выражается в его внутреннем строении,
обусловленном связями между его нормами,
сгруппированными в обладающие внутренним
единством правовые институты, расположенные
в определенной последовательности
институт
институт
система
КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВОЙ
ИНСТИТУТ
норма
институт
норма
• образует
совокупность
взаимосвязанных
норм,
регулирующих
однородные
отношения,
входящие в
предмет
конституционного
права
СИСТЕМУ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА ОБРАЗУЮТ
ИНСТИТУТЫ
1) основ конституционного строя;
2) основ правового статуса человека и гражданина;
3) федеративного устройства;
4) системы государственной власти;
5) системы местного самоуправления.
ПОДОТРАСЛИ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА
Избирательное
право
Парламентское
право
Конституционносудебное право
КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
• представляют собой урегулированные
нормами конституционного права
общественные отношения, содержанием
которых является юридическая связь между
субъектами в форме субъективных прав и
юридических обязанностей, предусмотренных
данными нормами
СТРУКТУРА
КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Субъекты - участники общественных отношений, имеющие
субъективные права и несущие юридические обязанности,
предусмотренные нормами конституционного права
содержание (субъективные права и юридические
обязанности)
Объекты - то, на что направлена деятельность субъектов, т.е.
то реальное благо, на пользование которым и охрану
которого направлены субъективные права и юридические
обязанности, а также законные интересы
ОСНОВАНИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ,
ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
• являются юридические факты — конкретные
жизненные обстоятельства, имеющие юридическое
значение и влекущие юридические последствия:
1) события (не связаны с волей участников
правоотношений);
2) действия (связаны с волеизъявлением участников
правоотношений):
- правомерные и неправомерные;
- юридические акты (например, жалоба в
Конституционный Суд РФ)и юридические поступки
(например, принесение присяги Президентом РФ).
ИСТОЧНИКИ ОТРАСЛИ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА
• действующие в настоящий период времени
нормативные правовые акты, посредством которых
устанавливаются и получают юридическую силу
конституционно-правовые нормы
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ИСТОЧНИКИ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА
1) Конституция РФ;
2) общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры РФ (межгосударственные,
межправительственные и межведомственные);
3) федеральные законодательные акты:
- федеральные законы;
- федеральные конституционные законы;
- законы о поправках к Конституции РФ;
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ИСТОЧНИКИ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА
4) декларации;
5) Федеральные подзаконные нормативные
правовые акты:
- Указы Президента РФ;
- Постановления Правительства РФ;
- нормативные акты палат Федерального
Собрания (регламенты, постановления об
амнистии);
- нормативные акты федеральных органов
исполнительной власти.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ИСТОЧНИКИ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА
1) конституции и уставы субъектов РФ;
2) законы субъектов РФ;
3) подзаконные нормативные акты субъектов РФ:
- нормативные акты высшего должностного лица
субъекта РФ;
- нормативные акты высшего органа
исполнительной власти субъекта РФ;
- нормативные акты иных органов
исполнительной власти субъекта РФ.
ФЕДЕРАЛЬНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ
ИСТОЧНИКИ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА
Внутригосударственные нормативные договоры
(двусторонние или многосторонние):
- договоры между органами государственной
власти РФ и ее субъектов о разграничении
предметов ведения и полномочий;
- соглашения между органами исполнительной
власти РФ и субъектов РФ;
- договоры (соглашения) между органами власти
субъектов РФ.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
(МЕСТНЫЕ) ИСТОЧНИКИ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА
1) Устав муниципального образования;
2) Решения, принятые на местных
референдумах и сходах граждан;
3) Иные муниципальные правовые акты.
ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ
• Обычаи (не носят всеобъемлющего характера)
• Судебные решения (решения Конституционного
Суда РФ)
КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
• представляет собой вид юридической
ответственности, меру воздействия за
ненадлежащее осуществление государственной
власти, нарушение конституционного порядка,
конституционно-правовых норм
КОНСТИТУЦИОННОЕ
РАЗВИТИЕ И КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
• — сложная общественно-политическая и
государственно-правовая категория, основу которой
составляют идеалы конституционной демократии
(т.е. демократии, базирующейся на наличии
конституции как особого документа государства и
общества), наличие определенных институтов
власти, соответствующего конституции
политического режима и система защиты
ценностей демократии, прав и свобод человека и
гражданина, конституционного строя в целом.
ЭТАПЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ
Дореволюционный
Советский
Современный
• Манифест 1905 г.
• Конституции РСФСР
1918, 1925, 1937, 1978 гг.
• Конституция РФ 1993 г.
КОНСТИТУЦИЯ
• обладающий особыми юридическими свойствами
главный нормативный правовой акт государства,
посредством которого народ учреждает основные
принципы отношений между государством,
личностью и обществом, организации
государственной власти
ФУНКЦИИ
КОНСТИТУЦИИ
• Юридическая (конституция – ядро правовой
системы);
• Политическая (закрепление политических устоев
общества);
• Идеологическая (обеспечение ценностных духовномировоззренческих ориентиров).
СУЩНОСТЬ
КОНСТИТУЦИИ
• это самое главное свойство, отличающее ее от
других нормативных правовых актов, ее суть,
определяемая тем, какие социальные цели она
преследует, т.е. предназначением.
• Сущность Конституции РФ заключается в
воплощении воли многонационального
российского народа, выраженной на
референдуме и направленной на учреждение
правовых устоев государства и общества,
принципов их взаимодействия.
СВОЙСТВА И СТРУКТУРА
КОНСТИТУЦИИ
Свойства:
• верховенство;
• высшая юридическая сила;
• ядро правовой системы и системы права;
• усложненный порядок принятия и изменения;
• повышенная охрана.
Конституция состоит из преамбулы, двух разделов,
включающих девять глав, в которых насчитывается 137
статей.
СОДЕРЖАНИЕ
КОНСТИТУЦИИ
Раздел I
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79.1)
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)
Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)
Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр
Конституции (ст. 134-137)
• Раздел II. Заключительные и переходные положения
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
ПЕРЕСМОТР
КОНСТИТУЦИИ
• изменение сущностных характеристик Конституции,
принятие фактически новой Конституции.
Порядок определен в ст. 135 Конституции РФ.
Пересмотр Конституции связан с изменением:
• гл. 1 — «Основы конституционного строя»;
• гл. 2 — «Права и свободы человека и гражданина»;
• гл. 9 — «Конституционные поправки и пересмотр
Конституции».
Новая конституция может быть принята
Конституционным Собранием или на референдуме.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ПОПРАВКИ
• исключение, дополнение, новая редакция какоголибо из положений гл. 3–8 Конституции:.
• Порядок определен ст. 136 Конституции РФ,
Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О
порядке принятия и вступления в силу поправок к
Конституции Российской Федерации».
• Поправки принимаются в порядке,
предусмотренном для принятия федерального
конституционного закона. Обязательное условие:
одобрение органами законодательной власти не
менее чем 2/3 субъектов РФ.
• Правовым актом, которым вносится поправка,
является закон РФ о поправке к Конституции.
ИЗМЕНЕНИЯ СТ. 65
КОНСТИТУЦИИ РФ
1. Изменение наименования субъекта РФ.
Новое наименование субъекта РФ включается в текст
ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ на
основании решения субъекта РФ, принятого в
установленном им порядке.
ИЗМЕНЕНИЯ СТ. 65
КОНСТИТУЦИИ РФ
2) Принятие в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта:
• осуществляется на основании Федерального
конституционного закона от 17 декабря 2001 г. «О
порядке принятия в Российскую Федерацию и
образования в ее составе нового субъекта
Российской Федерации»;
Может быть результатом объединения существующих
субъектов РФ.
В каждом случае принимается конкретный
федеральный конституционный закон.
ИЗМЕНЕНИЯ СТ. 65
КОНСТИТУЦИИ РФ
3) Изменение конституционно-правового статуса
субъекта РФ (ч. 1 ст. 137).
• может быть связано с преобразованием субъекта
одного вида в другой (например, области в
республику).
Специального закона об общем порядке решения
вопроса об изменении статуса субъекта РФ не
предусмотрено.
В каждом отдельном случае должен приниматься
особый федеральный конституционный закон при
условии взаимного, как предусмотрено ст. 66,
согласия РФ и соответствующего субъекта РФ.
ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
РФ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ
СТРОЙ
• это такое устройство общества и государства, при
котором государство является правовым
(конституционным), а общество является
гражданским.
Конституционный строй (т.е. само устройство
общества и государства) охватывается всеми без
исключения отраслями права, а основы
конституционного строя входят в предмет
регулирования конституционного права.
ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ
• это основные принципы устройства общества и
государства, обеспечивающие подчинение
государства праву и устанавливающие пределы
вмешательства государства в жизнь гражданского
общества.
• Закреплены в гл. 1 Конституции РФ.
• Образуют институт основ конституционного строя.
Этот институт занимает ведущее место в системе
отрасли конституционного права России. Его часто
называют «конституция в конституции».
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ
• демократическое государство;
• признание человека, его прав и свобод высшей
ценностью;
• республиканская форма правления;
• разделение властей;
• единство государственной власти;
• государственный суверенитет;
• идеологическое и политическое многообразие,
многопартийность;
• федеративное государство;
• самостоятельность местного самоуправления;
• правовое государство.
СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
• свобода экономической деятельности;
• единство экономического пространства;
• поддержка конкуренции;
• признание многообразия форм собственности и их
равной защиты;
• признание и охрана земли как основы жизни и
деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории;
• социальный характер государства.
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ
• идеологическое многообразие;
• светский характер государства.
ГРАЖДАНСКОЕ
ОБЩЕСТВО
является обязательным атрибутом конституционного
строя, поскольку:
• цель ограничения государства правом — это
создание условий для функционирования
гражданского общества;
• только при условии существования развитого
гражданского общества государство подчиняется
праву, так как со стороны общества существует
контроль над властью;
• при конституционном строе народ не просто
формально признается, но и является реальным
источником власти.
ИНСТИТУТЫ
ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА
• общественные объединения,
• политические партии,
• религиозные объединения,
• национально-культурные автономии,
• средства массовой информации.
Роль связующего звена между государством и
гражданским обществом призвана осуществлять
Общественная палата РФ.
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА В РФ
ПРАВОВОЙ СТАТУС
ЛИЧНОСТИ
• представляет собой юридически закрепленное
положение личности в обществе.
Правовой статус закрепляется нормами всех
отраслей права и включает:
• совокупность прав, свобод и обязанностей человека
и гражданина,
• гарантии их реализации,
• ответственность.
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
• это институт в рамках конституционного права,
представляющий собой обособившуюся
совокупность правовых норм, имеющих
собственный предмет правового регулирования.
Включает такие субинституты, как:
• принципы правового статуса человека и
гражданина;
• конституционные (основные) права и свободы;
• гарантии конституционных прав и свобод человека и
гражданина;
• конституционные обязанности человека и
гражданина.
ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
• принцип приоритета прав и свобод человека и
гражданина, признания их высшей ценностью;
• принцип равноправия;
• принцип неотчуждаемости основных прав и свобод;
• принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина;
• принцип непосредственного действия прав, свобод
и обязанностей человека и гражданина;
• принцип гарантированности прав и свобод
человека и гражданина.
ПРАВА И СВОБОДЫ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1. Личные права и свободы:
• Право на жизнь;
• Право на охрану достоинства личности государством;
• Право на свободу и личную неприкосновенность;
• Право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
• Право на неприкосновенность жилища;
• Право определять и указывать свою национальную
принадлежность, а также право на пользование родным
языком;
• Право на свободу передвижения;
• Свобода совести и вероисповедания;
• Свободы мысли и слова.
ПРАВА И СВОБОДЫ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
2. Политические права и свободы:
• Право участвовать в управлении делами
государства;
• Право граждан на равный доступ к государственной
службе;
• Право граждан на участие в отправлении
правосудия;
• Право граждан на обращение;
• Право на объединение;
• Право граждан РФ собираться мирно, без оружия,
проводить собрания, митинги и демонстрации,
шествия и пикетирования.
ПРАВА И СВОБОДЫ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
3. Социально-экономические и культурные права и
свободы:
• право каждого на свободное использование своих
способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности;
• право частной собственности;
• право наследования;
• право иметь в частной собственности землю;
• право свободно распоряжаться своими
способностями к труду;
• право на отдых;
ПРАВА И СВОБОДЫ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
3. Социально-экономические и культурные права и
свободы (продолжение):
• право на индивидуальные и коллективные трудовые
споры;
• право на защиту государством семьи, материнства и
детства;
• право на социальное обеспечение;
• право на жилище;
• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
• право на благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию о ее состоянии и на
возмещение ущерба, причиненного здоровью или
имуществу граждан экологическим правонарушением ;
ПРАВА И СВОБОДЫ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
3. Социально-экономические и культурные права и
свободы (продолжение):
• право на образование;
• свобода литературного, художественного, научного,
технического и других видов творчества,
преподавания, право на участие в культурной жизни
и пользование учреждениями культуры, на доступ к
культурным ценностям.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ
• представляют собой основные обязанности,
закрепленные в Конституции РФ.
Они:
• направлены на реализацию конституционных
ценностей;
• закреплены на высшем юридическом уровне —
конституционном;
• призваны обеспечить баланс личных и
общественных интересов.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ
•
•
•
•
•
•
•
•
соблюдение Конституции РФ и законов;
уважать права и свободы других лиц;
платить законно установленные налоги и сборы;
сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам;
заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры
возложена не только на государство, но и на граждан;
родителей заботиться о детях, воспитывать их и
обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет,
заботиться о нетрудоспособных родителях;
родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить
получение детьми основного общего образования;
защищать Отечество и нести военную службу.
ГАРАНТИИ ПРАВ И
СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
• условия, средства и способы, которые делают
реальностью осуществление основных прав и
свобод, исполнение обязанностей человека и
гражданина и обеспечивают их охрану от
незаконных ограничений и посягательств.
Различают гарантии:
• экономические (материальные);
• политические;
• организационные;
• духовные (культурные);
• правовые (юридические).
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
(МАТЕРИАЛЬНЫЕ)
ГАРАНТИИ
• рассматриваются как объективные социальноэкономические предпосылки — высокий уровень
производства, гибкая налоговая политика,
финансирование социальных программ,
обеспечение государством среднего прожиточного
минимума и другие факторы, свидетельствующие о
социальной ориентации экономики государства и
обеспечивающие достойную жизнь и свободное
развитие человека
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ГАРАНТИИ
включают в себя такие средства и механизмы, как:
• мирное сотрудничество,
• международный мир и безопасность,
• демократия,
• социальное партнерство.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ГАРАНТИИ
• предполагают эффективную деятельность системы
органов государственной власти —
представительных, исполнительных, судебных, целью
которых является обеспечение и охрана прав и
свобод граждан.
• Все звенья государственного механизма наделены
обязанностью охранять и защищать права и
свободы человека и гражданина.
ДУХОВНЫЕ ГАРАНТИИ
• предполагают создание идеологических условий,
связанных с гуманным отношением к людям, их
правам и свободам.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ПРАВОВЫЕ
ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЕ)
ГАРАНТИИ
• система юридических средств охраны личности и
средств их правомерной реализации.
Правовые (юридические) гарантии включают в себя
правоустанавливающие, правоприменительные и
правовосстановительные средства.
К ним можно также отнести меры профилактики и
предупреждения правонарушений, а также меры
государственного принуждения, включая привлечение
к юридической ответственности субъектов,
нарушающих права и свободы человека и
гражданина.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА
• это коллективные меры мирового сообщества
экономического, политического, идеологического,
организационного характера, обеспечивающие
охрану и защиту прав человека и гражданина.
• Статья 46 Конституции РФ закрепляет право на
обращение в межгосударственные органы по
защите прав и свобод человека, если исчерпаны
все имеющиеся внутригосударственные средства
правовой защиты.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОРГАНЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
• Комиссия по правам человека ООН, которая
рассматривает индивидуальные и коллективные
жалобы о массовых и серьезных нарушениях прав
человека;
• Комитет по правам человека, рассматривающий
сообщения о нарушении прав человека,
гарантированных Международным пактом о
гражданских и политических правах;
• Европейский суд по правам человека,
рассматривающий обращения о нарушении прав,
предусмотренных Европейской конвенцией о
защите прав и основных свобод.
ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ
ГРАЖДАНСТВА И ИНЫХ ЛИЦ С
ОСОБЕННОСТЯМИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА
ГРАЖДАНСТВО
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
• это устойчивая правовая связь лица с Российской
Федерацией, выражающаяся в совокупности их
взаимных прав и обязанностей.
Принципы гражданства:
• принцип единого гражданства,
• принцип равного гражданства,
• принцип запрета лишения гражданства;
• экстерриториальность гражданства;
• защита граждан РФ;
• сокращение числа лиц без гражданства.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
БАЗА
• Конституция РФ
• Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О
гражданстве Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О
правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О
беженцах»;
• Закон от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных
переселенцах»;
• Положение о порядке рассмотрения вопросов
гражданства Российской Федерации, утвержденное
Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.
ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ
Основывается на следующих принципах:
• следования гражданства детей гражданству
родителей. Принцип установлен с целью
обеспечения одинакового гражданства всех членов
семьи;
• учитываются пожелания детей. Так, для приобретения
или прекращения гражданства ребенка в возрасте
от 14 до 18 лет требуется его письменное согласие;
• принцип исключения состояния безгражданства
детей. По общему правилу гражданство детей
следует гражданству родителей, если иначе
ребенок не останется лицом без гражданства.
•
•
•
•
ОСНОВАНИЯ
ПРИОБРЕТЕНИЯ
РОССИЙСКОГО
ГРАЖДАНСТВА
рождение;
прием в гражданство;
восстановление в гражданстве;
выбор гражданства при изменении
государственной границы (оптация).
Федеральный закон «О гражданстве Российской
Федерации» устанавливает следующие основания
прекращения гражданства:
• выход из гражданства;
• иные основания, предусмотренные в законе.
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ
И ЛИЦА БЕЗ
ГРАЖДАНСТВА
• Иностранный гражданин — это физическое лицо,
не являющееся гражданином РФ и имеющее
доказательства наличия гражданства (подданства)
иностранного государства.
• Лицо без гражданства (апатрид) - это физическое
лицо, не являющееся гражданином РФ и не
имеющее доказательств наличия гражданства
(подданства) иностранного государства.
• Лицо, имеющее два и более гражданства разных
государств – бипатрид.
БЕЖЕНЕЦ
• это лицо, которое не является гражданином РФ
(иностранный гражданин или апатрид);
• находится вне страны своей гражданской
принадлежности (иностранный гражданин) или вне
страны своего обычного местожительства (апатрид);
• покинуло свою страну в силу вполне обоснованных
опасений стать жертвой преследований по признаку
расы, вероисповедания, гражданства, национальности,
принадлежности к определенной социальной группе или
политических убеждений;
• не может пользоваться защитой своей страны или не
желает пользоваться такой защитой вследствие указанных
опасений.
ВЫНУЖДЕННЫЙ
ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ
• — это гражданин, покинувший место своего
жительства вследствие совершенного в отношении
него или членов его семьи насилия или
преследования в иных формах либо вследствие
реальной опасности подвергнуться преследованию
по признаку расовой или национальной
принадлежности, вероисповедания, языка, а также
по признаку принадлежности к определенной
социальной группе или политических убеждений,
ставших поводами для проведения враждебных
кампаний в отношении конкретного лица или группы
лиц, массовых нарушений общественного порядка.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ В РФ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
• Каждый имеет право на объединение (ч. 1 ст. 30
Конституции РФ)
• Содержание этого права раскрывается в ст. 3
Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об
общественных объединениях»:
• право создавать на добровольной основе
общественные объединения для защиты общих
интересов и достижения общих целей,
• право вступать в существующие общественные
объединения либо воздерживаться от вступления в них,
• право беспрепятственно выходить из общественных
объединений
ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
Общественные объединения могут создаваться в одной
из следующих организационно-правовых форм:
• общественная организация;
• общественное движение;
• общественный фонд;
• общественное учреждение;
• орган общественной самодеятельности;
• политическая партия.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
• это общественное объединение, созданное в целях
участия граждан Российской Федерации в
политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической воли,
участия в общественных и политических акциях, в
выборах и референдумах, а также в целях
представления интересов граждан в органах
государственной власти и органах местного
самоуправления (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от
11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»).
РЕЛИГИОЗНЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
добровольное объединение граждан Российской
Федерации, иных лиц, постоянно и на законных
основаниях проживающих на территории Российской
Федерации, образованное в целях совместного
исповедания и распространения веры и
обладающее соответствующими этой цели
признаками:
• вероисповедание;
• совершение богослужений, других религиозных
обрядов и церемоний;
• обучение религии и религиозное воспитание своих
последователей.
РЕЛИГИОЗНЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
• Религиозные объединения могут создаваться в
форме религиозных групп и религиозных
организаций.
• Создание религиозных объединений в органах
государственной власти, других государственных
органах, государственных учреждениях и органах
местного самоуправления, воинских частях,
государственных и муниципальных организациях
запрещается (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от
26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о
религиозных объединениях»).
СРЕДСТВА МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ
• периодическое печатное издание, сетевое издание,
телеканал, радиоканал, телепрограмма,
радиопрограмма, видеопрограмма,
кинохроникальная программа, иная форма
периодического распространения массовой
информации под постоянным наименованием
(названием)
• Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах
массовой информации"
НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ
• форма национально-культурного
самоопределения
• объединение граждан РФ, относящих себя к
определенной этнической общности, находящейся
в ситуации национального меньшинства на
соответствующей территории, на основе их
добровольной самоорганизации
• вид общественного объединения - общественная
организация
НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ
• Цель: самостоятельное решение вопросов
сохранения самобытности, развития языка,
образования, национальной культуры, укрепления
единства российской нации, гармонизации
межэтнических отношений, содействия
межрелигиозному диалогу, а также осуществления
деятельности, направленной на социальную и
культурную адаптацию и интеграцию мигрантов (ст.
1 Федерального закона от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О
национально-культурной автономии»)
ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ В РФ
ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ
• Народ осуществляет свою власть непосредственно,
а также через органы государственной власти и
органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3
Конституции РФ).
• Высшим непосредственным выражением власти
народа являются референдум и свободные выборы
(ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
РЕФЕРЕНДУМ РФ
• всенародное голосование граждан Российской
Федерации, обладающих правом на участие в
референдуме, по вопросам государственного
значения (ст. 1 Федерального конституционного
закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме
Российской Федерации»).
РЕФЕРЕНДУМ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
• На референдум субъекта РФ могут быть вынесены
только вопросы, находящиеся в ведении субъекта
Российской Федерации или в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, если указанные вопросы не
урегулированы Конституцией Российской
Федерации, федеральным законом (ч. 2 ст. 12
Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об
основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской
Федерации«)
МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
• На местный референдум могут быть вынесены
только вопросы местного значения (ч. 3 ст. 12
Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об
основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской
Федерации«)
ВЫБОРЫ
• форма прямого волеизъявления граждан,
осуществляемого в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами,
конституциями (уставами), законами субъектов
Российской Федерации, уставами муниципальных
образований в целях формирования органа
государственной власти, органа местного
самоуправления или наделения полномочиями
должностного лица (ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N
67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации»)
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
• В объективном смысле избирательное право — это
система правовых норм, регулирующих
общественные отношения, возникающие при
проведении выборов в органы государственной
власти и местного самоуправления.
• Избирательное право в субъективном смысле —
это мера возможного поведения лица, это
гарантированная государством возможность
участвовать в выборах.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС
• деятельность субъектов избирательного права,
направленная на избрание депутатов
представительных органов и выборных должностных
лиц.
СТАДИИ
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
• назначение выборов;
• образование избирательных округов и избирательных
участков,
• составление списков избирателей;
• формирование необходимых избирательных комиссий;
• выдвижение и регистрация кандидатов или списков
кандидатов;
• проведение предвыборной агитации;
• проведение голосования;
• установление итогов голосования и определение
результатов выборов.
ОБРАЩЕНИЕ
ГРАЖДАНИНА
• направленное в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу
в письменной форме или в форме электронного
документа предложение, заявление или жалоба, а
также устное обращение гражданина в
государственный орган, орган местного
самоуправления (ст. 4 Федерального закона от
02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации»)
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
РФ
ФЕДЕРАТИВНОЕ
ГОСУДАРСТВО
• это сложное союзное государство, состоящее из
относительно самостоятельных
государствоподобных образований (субъектов
федерации).
Для Российской Федерации характерны общие для
всех федеративных государств признаки:
• территориальная целостность, территориальное
единство;
• федерация состоит из относительно
самостоятельных образований — субъектов
федерации. При этом субъекты федерации не
ФЕДЕРАТИВНОЕ
ГОСУДАРСТВО
• обладают суверенитетом, не имеют права
одностороннего выхода из состава федерации;
• существует разграничение компетенции между
федерацией и ее субъектами;
• двухуровневая система органов государственной
власти:
• двухуровневая система законодательства;
• двухуровневая судебная система: наличие
федеральных судов и судов субъектов федерации;
• двуканальная система налогообложения и наличие
бюджетов федерального и субъектов федерации.
ФЕДЕРАТИВНОЕ
ГОСУДАРСТВО
Россия по своему составу является национальнотерриториальной федерацией. В нее входят два вида
субъектов:
• субъекты, основанные по национальному признаку —
это республики, автономная область и автономные
округа;
• субъекты, основанные по территориальному признаку —
это края, области, города федерального значения
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.
Всего в составе Российской Федерации в настоящее
время 85 субъектов: 22 республики; 9 краев; 46 областей; 3
города федерального значения; 1 автономная область; 4
автономных округа.
ПРИНЦИПЫ
ФЕДЕРАЛИЗМА
• Принцип государственной целостности
• Принцип единства системы государственной власти
• Принцип равноправия и самоопределения народов
РФ
• Принцип равноправия субъектов РФ во
взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти
• Принцип разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти
субъектов РФ
ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ
• Предметы ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ);
• Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ
(ст. 72 Конституции РФ);
• Предметы ведения субъектов РФ (ст. 73 Конституции
РФ).
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АППАРАТ И ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВА
• Государство реализует свои функции через
государственный аппарат, т.е. систему его
органов, с помощью которых осуществляется
государственная власть.
• Орган государства — институциональный элемент
государства, уполномоченный на осуществление
его функций.
ОРГАНОМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
• является наделенное властными полномочиями
организационно обособленное звено
государственного аппарата, созданное и
действующее от имени государства в
установленном законом порядке в рамках
собственной компетенции в целях осуществления
функций государства.
• Все органы государства образуют единую систему
— механизм государства.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ОРГАНОВ
1. По уровню деятельности:
- федеральные органы государственной власти
(Президент РФ, Федеральное Собрание РФ,
Правительство РФ, суды РФ);
- органы государственной власти субъектов РФ
(представительный (законодательный) орган; высшее
должностное лицо субъекта; исполнительные органы
власти; конституционные (уставные) суды; мировые
судьи)
КЛАССИФИКАЦИЯ
ОРГАНОВ
2. По характеру выполняемых задач:
1) органы законодательной власти, обладающие
исключительным правом на принятие
законодательных актов;
2) органы исполнительной власти, выполняющие
исполнительно-распорядительные задачи;
3) органы судебной власти, осуществляющие
правосудие.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ОРГАНОВ
3. По способу управления:
- коллегиальные (Государственная Дума,
Правительство РФ);
- единоличные (Президент РФ, Уполномоченный по
правам человека в РФ).
КЛАССИФИКАЦИЯ
ОРГАНОВ
4. По объему компетенции:
- органы общей компетенции, решающие широкий
круг вопросов (Федеральное Собрание РФ,
Правительство РФ и др.),
- специальной (отраслевой) компетенции, которые
специализируются на выполнении отдельных
функций или видов деятельности (Счетная палата
РФ, МВД РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.д.).
СИСТЕМА ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
Органы законодательной власти: Федеральное
Собрание РФ и законодательные (представительные)
органы государственной власти субъектов РФ
Органы исполнительной власти: Правительство РФ,
федеральные органы исполнительной власти
(министерства, агентства, службы), высшее
должностное лицо субъекта РФ, высший и иные
исполнительные органы субъектов РФ
Органы судебной власти: федеральные суды и суды
субъектов РФ.
ПРЕЗИДЕНТ РФ
• является главой государства.
• является гарантом Конституции РФ, прав и свобод
человека и гражданина.
• принимает меры по охране суверенитета РФ, ее
независимости и государственной целостности,
поддерживает гражданский мир и согласие в стране,
обеспечивает согласованное функционирование и
взаимодействие органов, входящих в единую систему
публичной власти.
• определяет основные направления внутренней и
внешней политики государства.
• представляет Россию внутри страны и в международных
отношениях.
ПРЕЗИДЕНТ РФ
• Порядок выборов Президента Российской
Федерации определяется Федеральным законом от
10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента
Российской Федерации«.
• Полномочия Президента закреплены в ст. 83 – 90
Конституции РФ.
• Президент РФ обладает неприкосновенностью.