Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конкуренция в предпринимательской среде.
Цель – формирование навыков и умений по оценке влияния конкуренции на деятельность
предприятия.
План лекции
1. Понятие конкуренции и монополии
2. Модели рынка
3. Типы конкурентного поведения фирм
4. Методы конкуренции
1. Понятие конкуренции и монополии
Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры
отрасли и процесса ее изменения.
В любой отрасли экономики суть конкуренции выражается 5 силами:
1.Угроза со стороны поставщиков (способность торговаться)
2.Угроза со стороны покупателей (способность торговаться)
3.Угроза появления товаров-заменителей
4.Соперничество уже имеющихся конкурентов между собой
5.Угроза появления новых конкурентов.
Конкуренция - это соперничество, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта
своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Монополия - это крупное хозяйственное объединение, находящееся в частной собственности
и осуществляющее контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой
степени производства и капитала с целью установления монополистических цен и
извлечения монопольной прибыли.
2. Модели рынка
4 модели рынка
Характерна Чистая конкуренция Монополистическая Олигополия
Монополия
я черта
конкуренция
1.Число
Очень
большое Много
Несколько
Одна
фирм
количество
2.Тип
Стандартизированн Дифференцированн Стандарт. или Уникальный,
продукта
ый
ый
дифферен.
нет
близких
заменителей
3.Контроль Отсутствует
Некоторый, но в Ограничены
Значительный
над ценой
довольно
узких взаимной
рамках
зависимостью
4.Условия
Очень
легкие, Сравнительно
Наличие
Вступление
вступления препятствия
легкие
существенных
блокировано
в отрасль
отсутствуют
препятствий
5.Неценова Отсутствует
Значительный упор Типично
при Реклама, связи
я
на
рекламу, дифференциаци фирмы
с
конкуренци
торговые
знаки, и продукта
общественным
я
марки
и
организациями
6.Примеры с/х
Розничная торговля, Производство
Местные
производство
автомобилей,
предприятия
одежды
бытовой
общественног
техники
о пользования
3. Типы конкурентного поведения фирм
1.Лидерство (предприятие-лидер)
В руках лидера сосредоточено 40% рынка.
2.Претендент на лидерство
Принадлежит 30% рынка.
3.Последователи - 20%
4.Обитатели рыночных ниш - 10%
Конкурентное поведение лидера:
Занимают доминантные позиции. Доминантная позиция на рынке обязывает такие
предприятия к активным действиям сразу же по 3 направлениям:
1.Поиск способов расширения общего спроса.
2.Защита своего сегмента рынка.
3.Расширение своей доли рынка, даже при условии стабилизации его общего объема.
I Способы расширения спроса
1.поиск новых потребителей:
1.Поиск тех, кто мог бы пользоваться товаром, но по каким-то причинам его игнорировал стратегия проникновения на рынок.
2.Поиск тех, кто никогда не пользовался таким товаром - создание нового сегмента.
3.Вовлечение тех покупателей, которые находились за пределами досягаемости каналов
распределения - стратегия географической экспансии.
2.Поиск новых способов употребления, использования продукта.
3.Увеличение интенсивности использования продукта.
II Защита своего рыночного сегмента.
Основные оборонительные стратегии лидера:
1.Позиционная оборона - наращивание мощи торговой марки с целью сделать ее неуязвимой.
2.Защита флангов - усилия на защиту выявленных слабых мест.
3.Упреждающие оборонительные действия (просчитывать действия конкурентов и нанесение
удара)
4.Контратака - встречное нападение в ответ (Экономическая и политическая блокада,
лоббирование)
5.Мобильная защита - лидер распространяет свое влияние на новые территории, большое
внимание уделяется диверсификации рынка.
6.Вынужденное сокращение - стратегический отход.
III Расширение доли рынка, когда он уже стабилизируется.
-Увеличение расходов на маркетинг для привлечения потребителя.
-повышение качества товара по сравнению с конкурентами
Если темпы роста маркетинговых расходов превышают темпы роста рынка, то, как правило,
они добиваются цели. При этом увеличиваются затраты на сбыт.
Претенденты на лидерство.
Стратегия скидок с цены - делают скидки на продукцию компаний-лидеров.
Нужно обращать внимание будет ли работать стратегия.
1.Необходимо убедить, что нет разницы в качестве
2.Разница в цене должна быть ощутимой.
3.Лидер при этом не должен отреагировать на данные действия. (не снижать свою цену)
Стратегия престижных товаров - более высокое качество по более высокой цене.
Стратегия расширения ассортимента
Стратегия инноваций
Стратегия повышения уровня продукции
Стратегия инновации в распределении
Стратегия снижения издержек производства
Интенсивная реклама оправдывает себя в том случае, если:
-товар конкурентоспособен
-реклама должна превосходить обращение лидера.
III Конкурентное поведение последователей.
Копируют поведение лидера, их товары.
Стратегическая задача - разработка собственной стратегии роста, которая бы не вызвала
реакции со стороны лидеров и претендентов.
IV Конкурентное поведение рыночных ниш.
Ключевая идея ниши - специализация.
Виды специализации:
1.Специализация по вертикали (производство меди: добыча - обработка - изготовление)
2.Специализация в зависимости от размеров клиентов.
Специализация на особых клиентах.
3.Георгафическая специализация - компания реализует только в опеделенной местности.
4.Продуктовая специализация.
5.Специализация на определении соотношения цены-качества
6.Специализация на обслуживании - компания предоставляет услуги, которые не
предоставляют другие.
8.Специализация на каналах распределения - компания обслуживает только по одному
каналу сбыта.
4. Методы конкуренции
- недобросовестная конкуренция
-добросовестная конкуренция
Недобросовестная конкуренция - это любые направленные на приобретение преимуществ
предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые
противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота,
требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или
причинили убытки другим хозяйствующим субъектам, либо нанести ущерб их деловой
репутации.
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1.Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить
убытки другому хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации.
2.Введение потребителя в заблуждение по поводу характера, способа, места изготовления,
потребительских свойств и качества товара.
3.Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом или реализация их товаром с товарами
других хозяйствующих субъектов.
4.Продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной
деятельности.
5.Получение, использование и разглашение научно-технических или производственных или
торговой информации, в том числе коммерческой тайны без согласия использования ее
владельцем.
Один из способов недобросовестной конкуренции - демпинг.
Демпинг - массовый выброс на рынок товара по цене ниже себестоимости.
Добросовестная конкуренция.
1.Ценовая конкуренция.
2.Неценовая конкуренция.
Ценовая конкуренция - прямое снижение цен, работает, когда конкуренты вводят более
качественный товар, характеристики и цена поднимаются непропорционально мало.
Преимущество имеют компании, обладающие патентом.
Неценовая конкуренция - конкуренция на основе качества.
-дизайн
-упаковка
-маркетинговое позиционирование товара
-послепродажное обслуживание
-условия доставки, продажи и т.д.
Главное орудие неценовой конкуренции - реклама и грамотный маркетинг.
Незаконные методы неценовой конкуренции:
-Промышленный шпионаж
-переманивание специалистов, владеющих производственными секретами
-выпуск товаров-подделок
-закупка промышленных образцов с целью копирования
Выводы: Для оценки влияния конкуренции на деятельность предприятия необходимо
понимать суть и движущую силу конкуренции, уметь выбирать конкурентные стратегии,
действовать в рамках законодательства, не допуская недобросовестных действий.
Вопросы для самоконтроля:
1.
2.
3.
4.
5.
Дайте определение конкуренции и монополии
Охарактеризуйте четыре модели рынка
В чем заключается ключевая идея «ниши»?
Перечислите формы недобросовестной конкуренции
Назовите основные стратегии, которыми пользуются претенденты на лидерство
Рекомендуемая литература:
1. Организация предпринимательской деятельности : учебник / А.Н. Асаул,
М.П. Войнаренко, И.В. Крюкова, П.Б. Люлин ; под ред. А.Н. Асаула. - 5-е изд., перераб. и
доп. - Москва : Проспект, 2016. - 400 с. : табл., схем. . - ISBN 978-5-392-19550-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443691 (26.09.2018).
2. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / А.И. Нестеренко,
Т.М. Кривошеева, М.В. Гаврилюк и др. ; ред. О.В. Шеменевой, Т.В. Харитоновой. - Москва :
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 294 с. : табл., схем. - Библиогр. в
кн. - ISBN 978-5-394-01147-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452586 (26.09.2018).
3. Рубин, Ю.Б. Управление собственным бизнесом : учебник / Ю.Б. Рубин. - 14-е изд.,
перераб. и доп. - Москва : Университет «Синергия», 2016. - 977 с. : ил., табл. (Университетская серия). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4257-0220-3 ; То же [Электронный
ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455433 (26.09.2018).