Концептуальные основания исследования организации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Концепция (< лат. восприятие) исследования – комплекс основополагающих замыслов, идей по проведению исследования.
Основные понятия концепции исследования:
◦ проблема;
◦ цель;
◦ задачи;
◦ объект;
◦ предмет;
◦ гипотеза
1. Проблема – это затруднение (теоретическое или практическое), требующее разрешения.
Анализ проблемной ситуации – отправная точка любого исследования.
Проблемная ситуация может быть рассмотрена с двух сторон:
◦ предметной стороной является реальное противоречие (например, противоречие между потребностью организации в высокопроизводительном труде работников и препятствующими этому нарушениями трудовой дисциплины);
◦ гносеологической стороной является отсутствие информации об объекте (например, незнание причин нарушений трудовой дисциплины).
Типичные ошибки при формулировании проблемной ситуации:
◦ постановка мнимых проблем, т.е. тех, которые либо не отражают реальную ситуацию, либо давно решены;
◦ выдвижение проблем слишком широкого плана;
◦ изучение нескольких проблем в рамках одного исследования (что усложняет инструментарий исследования и приводит к потере оперативности исследования).
2. Цель – это мысленное предвосхищение результата исследовательской деятельности.
Цель логически связана с проблемой исследования.
Цель не всегда может быть тождественна будущему результату исследования, а потому ее достижение носит вероятностный характер.
Требования к качеству целей исследования:
Д – достижимость
• Находится ли процесс реализации исследования под вашим личным контролем и зависит только от вас?
• Выбран ли соответствующий [не глобальный] масштаб исследования?
• Достаточными ли являются ресурсы, которые нужны для достижения цели?
О – ориентированность во времени
• Когда должны быть получены результаты исследования?
С – соотнесенность с задачами организации в целом
• Будут ли результаты исследования полезными для организации? В чем будет выражаться их полезность?
• Сохраняются ли все выгоды настоящего состояния организации?
К – конкретность
• Что конкретно вы будете видеть, слышать и чувствовать в результате достижения своей цели (определите сенсорно обоснованные описания)?
И – измеримость
• Как вы измерите (количественно и качественно), что цель исследования достигнута?
3. Задачи – это «вопросы», на которые должен быть получен ответ для достижения цели исследования. Т.е. в задачах происходит конкретизация цели.
Задачи сформулированы правильно, если ответы на них позволяют утверждать, что поставленная цель будет достигнута.
Задачи – ключевой элемент контроля качества исследования.
4. Объект исследования – это то, что требует наличия системы управления. Это (а) структура (подразделение, предприятие, отрасль), ее (б) внутренняя и (в) внешняя среда.
• Внутренняя среда включает следующие элементы: ресурсные (материально-технические, финансовые, трудовые, информационные); организационные (технология, системы управления, организационная структура); результаты деятельности (продукты, услуги).
• Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит в нее, но с ним взаимодействует и на него влияет. Выделяют 2 уровня внешней среды: микросреда (среда прямого воздействия) – ближайшее окружение, непосредственно влияющее на объект (поставщики, потребители, конкуренты, акционеры и др.); макросреда (среда косвенного воздействия) – окружение, опосредованно влияющее на объект (состояние экономики, политические, социальные, культурные изменения и др.).
5. Предмет исследования– это то, на что направлено познание и разрешение. Им может быть проблема, задача или вопрос, познание и разрешение которых требует проведения исследования.
6. Гипотеза – это обоснованное предположение о наличии и характере связей между изучаемыми элементами.
Происхождение гипотез:
◦ текущие наблюдения за состоянием системы управления;
◦ знания, почерпнутые из литературных источников;
◦ воображение исследователя.
Гипотезы сформулированы правильно, если они:
◦ логически согласованы с целью и задачами исследования;
◦ не вступают в противоречие с научно проверенными фактами;
◦ доступны для проверки в процессе исследования (как в плане реальности, так и в плане определенности терминов).
Классификация гипотез
По содержанию гипотезы делятся на описательные и объяснительные.
Описательные – предполагают констатацию каких-либо свойств изучаемого объекта.
Объяснительные – предполагают фиксацию связей между свойствами изучаемого объекта. Вводятся две переменные. Зависимая – т.е. то, что изучается. Независимая – т.е. то, с помощью чего объясняется состояние изучаемого объекта.