Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Концептуальные аспекты формирования и функционирования логистических организаций.

  • 👀 3808 просмотров
  • 📌 3777 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Концептуальные аспекты формирования и функционирования логистических организаций.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Концептуальные аспекты формирования и функционирования логистических организаций.» docx
Теоретический материал • Раздел 1. Планирование и организация логистического процесса в организациях строительной сферы. • Раздел 2. Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении. • Раздел 3. Оптимизация ресурсов организаций, связанных с материальными инематериальными потоками. • Раздел 4. Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций. Тема 1. Концептуальные аспекты формирования и функционирования логистических организаций. (страница 1 из 3)   § 1.1. Сущность логистики, подходы к определению понятия. Логистика происходит от греческого слова «logistics», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Для древних греков логистика представляла собой «счётное искусство, рассуждения, вычисления», а высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью, называли логистами. В период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты»,  или  «логистики»;  они  занимались  распределением  продуктов питания. По мнению ряда западных и отечественных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. С логистикой стали связывать деятельность по обеспечению вооружённых сил материальными ресурсами. Логистические подходы управления применялись в практике со времен Великой Отечественной войны 1812г. французскими войсками, а с середины XIX века логистика сформировалась как военная наука. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века Д. Жомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Американский совет по проблемам менеджмента определяет логистику как процесс планирования, реализация и контроля технологически и экономически эффективных процессов перемещения и складирования грузов, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также передача соответствующей информации от места производства к местам потребления в соответствии с интересами потребителей. Британский институт проблем организации закупочной деятельности определяет логистику как управление и координацию в рамках цепи снабжение – производство – сбыт, включая выбор поставщика, организацию материального обеспечения производства, размещение запасов и доведение готовой продукции до потребителей по каналам распределения. В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, то есть, с управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Профессор Б. Аникин даёт следующее определение: «Логистика – это наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя». Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения. В соответствии с данным подходом определение логистики  как научной дисциплины можно сформулировать следующим образом:   Рис. 1.1. Подходы к определению логистики   На основании выше представленных подходов по определению логистики в условиях рынка, охарактеризовать ее можно как инструмент менеджмента, способствующий достижению целей бизнеса за счет эффективного управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им на условиях взаимовыгодного сотрудничества, и координации спроса и предложения. В логистике, как научной дисциплине, принято выделять следующие разделы, которые могут рассматриваться как отдельные функциональные области логистики: – информационная логистика; – закупочная (снабженческая) логистика; – логистика производственных процессов (производственная логистика); – сбытовая (распределительная) логистика; – логистика запасов; – логистика складирования (складская логистика); – транспортная логистика. В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходит материальный и сопутствующий потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: • поставка (сырья, материалов, полуфабрикатов и пр.) материальные потоки; • хранение запасов (сырья, готовой продукции, незавершенного производства); • управление материальным потоком между стадиями и рабочими местами в процессе изменения формы и структуры; • распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции с целью удовлетворения платежеспособного спроса. На рис. 1.2. представлены этапы управления материальными потоками.   Рис. 1.2. Функциональная схема управления материальными потоками   Предназначение логистики в хозяйственной практике бизнеса заключается в создании некоего конвейера (бизнес-процесса), упорядочивающего все этапы управления материальными потоками в диапазоне логистических функций в соответствии с синхронизацией основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей цепи поставок.   Тема 1. Концептуальные аспекты формирования и функционирования логистических организаций. (страница 2 из 3)   § 1.2. Теории концепций логистических систем. В настоящее время разработаны различные теории и концепции формирования и функционирования различных хозяйственных систем и организаций, в том числе и логистических. Эти теории представлены в табл. 1.1 , концепции – на рис. 1.3 , а жизненный цикл логистической организации представлен на рис. 1.4.   Таблица 1.1 Современные теории формирования логистических организации Теория Содержание Теория институтов и институциональных преобразований  Возрастает роль организационных факторов, обусловливающих институциональные изменения  Гибкие институциональные структуры позволяют легче адаптироваться к переменам Теория реинжиниринга  Перестройка логистической организации и управления на современной информационной и технологической основе  Комплексное оздоровление корпораций на основе сочетания управленческого ренессанса и современных концепций  Перестройка с четко поставленными целями и средствами Теория альянсов    Интеграция управленческих процессов с созданием многообразных форм горизонтального объединения организаций  Расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей   Теория организационного потенциала    Логистическая система – система , осуществляющая взаимосвязи с источниками ресурсов и с внешней средой  Тесная зависимость между характером внешних взаимосвязей и поведением логистической системы , с одной стороны , и ее внутренней организацией – с другой  Преобразования по цепочке : изменение внешних условий – изменение стратегии фирмы – изменение ее организационных характеристик – преобразование структуры  Основу организационного потенциала составляет организационная культура ( совокупность управленческого персонала , системы ценностей , систем и процедур )   Тема 1. Концептуальные аспекты формирования и функционирования логистических организаций. (страница 3 из 3)   § 1.3. Концепции логистических систем. Институты – это разработанные людьми формальные (законы) и неформальные (договоры, кодексы поведения)ограничения, структурирующие их взаимодействие.   Рис. 1.3 Современные концепции формирования логистических организаций   Рис. 1.4 Жизненный цикл организации   Следует отметить, что при проектировании логистических организационных структур учитывать три требования. 1. Эффективность логистической организационной структуры с точки зрения бизнеса. 2. Регулярное обновление оргструктур. 3. Профилактика логистических оргструктур управления. Эти требования, как указывают специалисты менеджмента, определяют три «столпа», на которых должна строиться логистическая организация. 1. Ломка старых привычек: регулярная реорганизация, создание экспериментальных структурных единиц в управлении логистикой, сосредоточение логистических систем в одном измерении. 2. Устойчивость: доминирующие ценности (цели высшего порядка), минимальные или упрощающие воздействие на исполнителя. 3. Предприимчивость: системы показателей, ориентированные на предприимчивость и эффективность логистической системы.   Рис. 1.5 Влияние внутренних и внешних факторов на изменение структуры логистических систем   Поиск форм и методов реализации принципов формирования организационных структур научно обоснованно или интуитивно привел к созданию определенных типов организационных структур, отвечающих условиям внешней и внутренней среды логистических систем. По уровню (степени) дифференциации и интеграции функций управления в логистическом менеджменте эти структуры делят на два класса: пирамидальные (бюрократические, основанные на централистском типе интеграции) и адаптивные (многомерные, основанные на сочетании централистского и свободного типов интеграции). Рассмотрим подробнее эти два класса. Концепция пирамидальных (бюрократических) структур была сформулирована в 1900 – х немецким социологом М. Вебером и не содержала описаний конкретных организаций. Он рассматривал бюрократию как некую нормативную модель, идеал, к достижению которого организации должны стремиться. По его мнению, бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд (отделов), наличием многочисленны правил и норм поведения персонала и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Вебер считал такую структуру «рациональной» поскольку предполагал, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер. К этим структурам можно отнести линейную, линейно – функциональную и линейно – штабную (табл. 1.2) и использовать их в логистической системе.   Таблица 1.2 Характеристики организационных структур, применяемых в логистике (линейной, линейно– функциональной, линейно – штабной) Организационная структура Достоинства и недостатки Линейная структура реализует принцип единоначалия и централизма, предусматривает выполнение одним руководителем всех функций управления с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений Достоинства: простота, однозначное разграничение задач, компетенции, ответственности, жесткое руководство органами управления, координирование , не вызывающее трений Недостатки: концентрация власти в управляющей верхушке, слабые связи между органами одного уровня, сильная загрузка средних уровней, организация директивных связей по однолинейному принципу   Линейно - функциональная структура реализует принципы: единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними, демократического централизма- рациональное сочетание централизации и децентрализации Достоинствам: сочетание достоинств линейной и функциональной структур. Недостатки: негибкость, жесткость вертикальных связей, слабая связь на одном уровне, конкуренция и конфликты по ресурсам   Линейно - штабные структуры - разновидность линейно - функциональной структуры, когда функциональные подразделения создаются на каждом иерархическом уровне. Две формы связей подчиненности: 1) непосредственно руководителю линейного подразделения данного уровня; 2) руководителю соответствующего функционального подразделения вышестоящего уровня. Достоинства: способствуют высокой профессиональной специализации, стандартизации и формализации и программированию процессов управления. Недостатки: отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями, чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали     Некоторые бюрократические организации, начиная с 60-х гг. XIX в. столкнулись с таким положением, когда внешние условия их деятельности менялись очень быстро, технологии производственного процесса развивались стремительно. В такой ситуации недостатки бюрократической организации управления стали превышать их достоинства. Поэтому стройность бюрократической системы стала замедлять взаимодействие структурных подразделений и процедур выработки эффективных решений так, что организация не могла эффективно реагировать на происходящие изменения. Чтобы организации имели возможность своевременно реагировать на изменения внешней среды и внедрять новые технологии, были разработаны адаптивные, более гибкие организационные структуры, которые лучше приспосабливаются к быстрой смене внешних условий и появлению новых технологий. На практике эти системы имеют ещё одно название– органические системы. Данные системы строятся на целях и отношениях, которые радикально отличаются от тех, которые лежат в основе бюрократии. Два основных типа адаптивных (органических структур) – это проектные и матричные организации, которые широко используются в логистической системе. Проектная организация– это временная структура, создаваемая для решения конкретных логистических задач. Когда проект завершен, команда распускается. Преимущество данной структуры в том, что она концентрирует все усилия на решение одной конкретной логистической задачи. В матричной структуре члены проектной группы подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Такая структура позволяет проявлять определенную гибкость и осуществлять координацию различных логистических работ. К адаптивной (органической) организационной системе относят и функциональную структуру. Характеристики функциональной и матричной организационных структур, применяемых в логистике, приведены в табл. 1.3   Таблица 1.3 Характеристики функциональной и матричной организационных структур, применяемых в логистике Функциональная структура Матричная и адаптивная структуры     Функциональная структура реализует принцип разделения и закрепления функций управления между структурными под разделениями, предусматривает подчинение каждого линейного подразделения нижнего уровня, реализующим функции управления.  Достоинства: дифференциация и специализация функций управления, повышение уровня управленческого профессионализма, централизация стратегических решений и децентрализация оперативных решений  Недостатки: сложный механизм координации, организация директивных связей по однолинейному процессу, рост значимости менеджеров, сложность разделения власти (множественность подчиненности)  Матричная структура реализует принцип множественности подчинения, когда структурные подразделения логистической системы, сформированные по линейному и функциональному принципам, распределяются (полностью или частично) между руководителями проектов (программ), с сохранением подчиненности их и последних вышестоящему руководителю.  Достоинства: обеспечивает целевую ориентацию системы управления, характеризуется высокой степенью адаптации, организация директивных связей по многолинейному принципу, экономия на структуре при ее переориентации, приоритеты в использовании ресурсов.  Недостатки: сложность разделения власти и подчиненности, конкуренция и конфликты по ресурсам, повышенная информационная перегрузка системы управления, высокая организационная сложность   Тема 2. Организационные структуры управления, применяемые в логистике за рубежом.   Типовой вариант структуры отдела логистики за рубежом приведен на рис . 2.1. Этот вариант объединяет операции, связанные с движением и хранением товарно-материальных ценностей, которые выполняются в «экономическом пространстве» между поставщиком и потребителем.   Рис. 2.1. Типовой вариант структуры отдела логистики   На рис. 2.2-2.5 приведены некоторые организационные структуры, применяемые в логистике за рубежом. Рис .2.2  Организационное проектирование логистики при программно-ориентированном подходе   Рис. 2.3. Логистика в матричной организационной структуре    Как показывает анализ работы логистических организаций, их успех во многом зависит от работы логистических менеджеров, которые должны обладать, рядом качеств, а именно: понимание этики логистического бизнеса, способность эффективно выполнять функции менеджмента, умение общаться с потребителями и организовывать работу и др. Среди компетенций, которыми должен обладать руководитель логистической службы, можно выделить следующие: • использование навыков и умений для контроля, профессионального развития , найма персонала и его отбора при создании и поддержании в рабочем состоянии организационной структуры логистики; • использование навыков подготовки персонала и ресурсов, применяемых для этого, для профессиональной подготовки логистеров и мастеров к выполнению функций руководства, службами и сетями; • использование навыков и умений принимать решения для управления сложными и быстро меняющимися операциями; • применение основных математических, статистических, бухгалтерских, бюджетных и кадровых ресурсов для формулирования целей и измерения степени их достижения; • использование навыков и умений для управления совещаниями, проводимыми с целью сбора информации, необходимой для принятия решений; • использование навыков и умений устного и письменного общения для составления отчетов по видам логистической деятельности для корпоративной штаб-квартиры, потребителей и других лиц; • применение знаний о складировании, управлении запасами, транспортировке, производстве, закупках и других областях, которыми занимается компания или отрасль, для принятия решений в отношении необходимых операций применение знаний о складировании, управлении запасами, транспортировке, производстве и закупках для разработки стратегических планов. Надо отметить, что нет никаких правил, которые бы определяли идеальную логистическую систему. Поэтому имеющуюся логистическую систему иногда перестраивают. Перестройка зависит от сложившейся ситуации и различных изменений внешних и внутренних факторов. При этом перестройка должна соответствовать четырем общим свойствам работы логистической организации. 1. Она должна работать на повышение уровня интеграции (объединение в единое целое каких-либо частей) некоторых или всех аспектов рассматриваемой логистической системы. 2. Должно проводиться критическое сравнение имеющихся систем с эффективными образцами логистических систем на практике. 3. Эффект интеграции должен достигаться путем проведения «разусреднения», или декомпозиции, соответствующих видов деятельности логистической системы, 4. Проведенный реинжиниринг (перестройка) должен работать над повышением качества работы логистической системы. Реорганизация логистической системы должна проводиться на основе системного анализа, целевого управления и других систем и методов. Оценить эффективность функционирования организационных структур управления зарубежные авторы предлагают следующими показателями" издержки грузовых потоков, учет и оборачиваемость запасов своевременная доставка, коэффициент выполнения заказов потребителей время и качество выполнения заказа и др.   Рис. 2.4 Организация дистрибьюции в компании Target Stores Рис. 2.5 ЗМ Company Тема 3. Основы планирования и организации логистического процесса в строительных организациях (подразделениях). (страница 1 из 4)   § 3.1. Значение стратегии в процессе функционирования логистической системы. Стратегия – обобщенная модель действий, необходимых для достижения главных (долгосрочных) целей путем координации и распределения ресурсов структуры предприятия на основе ее логистизации. При разработке логистической стратегии необходимо учесть три фактора: стратегии более высокого уровня, среду, в которой ведется бизнес и особую компетенцию организации (рис. 3.1).   Рис. 3.1. Факторы, которые следует учитывать при разработке логистической стратегии   1. Стратегии более высокого уровня задают цели организации и контекст, с учетом которого принимаются все логистические решения. Миссия определяет общие цели, а корпоративные и бизнес-стратегии показывают, как планируется их достижение. Логистическая стратегия должна работать на поддержку стратегии более высокого уровня. Если, например, биснес-стратегия предусматривает более высокое качество обслуживания потребителей, логистическая стратегия должна показать, как логистика будет это выполнять. 2. Среда, в которой ведется бизнес, включает факторы, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может. Сюда входят: - потребители – их ожидания, отношения, демографические характеристики; - рыночные условия – размер, месторасположение, стабильность; - технология – доступная в настоящее время, вероятные направления развития, темпы инноваций; - экономический климат – объем валового внутреннего продукта, темпы роста, темпы инфляции; - правовые ограничения – профессиональные ограничения, правовая ответственность и законы о занятости; - конкуренты – число, легкость выхода новых структур на рынок, сильные стороны; - социальные условия – разные стили жизни потребителей, изменяющиеся запросы, явно выраженные тенденции; - политические условия – стабильность, масштабы контроля органами власти, отношения с органами власти. 3. Все конкурирующие организации действуют в одной и той же среде бизнеса. Каждая из них может добиться успеха, если имеет явно выраженные компетенции, позволяющие ей выделиться на фоне соперников. Эти компетенции определяются факторами, которыми организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от других. Особая компетенция строится на активах организации, к которым относятся: - потребители – их запросы, лояльность, взаимоотношения с ними; - сотрудники – их квалификация, опыт, лояльность; - финансы – капитал, долги, потоки наличных денежных средств; - организация – структура, взаимоотношения, гибкость; - продукты – качество, репутация, инновационность; - сооружения – мощность, возраст, надежность функционирования; - технология – используемая в настоящее время, планируемая, особые разновидности; - процессы – структуры, используемая технология, гибкость; - маркетинг – опыт, репутация; - поставщики – услуги, гибкость, партнерство; - другие активы – знания, инновации, патенты. По своей сути среда, в которой ведется бизнес, и особые компетенции показывают, какое положение организация занимает в настоящее время, а стратегии более высокого уровня – какое она хочет занимать в будущем. Что касается логистической стратегии, то она показывает, как организация будет переходить от сегодняшнего положения в логистической деятельности к будущему.   Тема 3. Основы планирования и организации логистического процесса в строительных организациях (подразделениях). (страница 2 из 4)   § 3.2. Этапы стратегического планирования. Процесс стратегического планирования логистической системы состоит из следующих фаз: оценка, постановка задачи, установление приоритетов и внедрение. Полная схема этапов стратегического планирования логистической системы включает в себя: 1) разработку стратегических идей развития логистической системы; 2) прогнозирование развития логистической системы; 3) формирование ценовой стратегии (расчет цен, скидок и льгот на логистические услуги); 4) финансовое планирование (составление бюджета на перспективу); 5) расчет потребности в ресурсах и инвестициях; 6) разработка целевых комплексных программ; 7) планирование качества процессов логистической деятельности. При стратегическом планировании следует тщательно анализировать благоприятные возможности, четко поддерживать баланс различных сил, оказывающих влияние на результаты логистической деятельности предприятия, отдавая предпочтение тем видам деятельности, которые приводят к укреплению связей внутри логистической системы предприятия. Результатом стратегического планирования является разработка стратегического плана с определением агрегированных показателей деятельности как для логистической системы (цепи поставок), так и для каждого участника логистической деятельности. Стратегический план придает логистической системе определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы специалистов (работников), и в то же время не принимать специалистов (работников) других типов. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность логистической системы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными. Тактический план разрабатывается для того, чтобы рационально распре делить ресурсы предприятия (организации) между отдельными подразделениями для достижения стратегических целей. Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. В ходе тактического планирования решаются вопросы: где, сколько производить, хранить, транспортировать применительно к основному виду продукции и разрабатываются обобщенные планы и основные графики. В обобщенных планах: 1) производится анализ по группам видов деятельности, по каждому участнику логистической цепи, как правило, на каждый месяц, при этом деталей работы планирование не касается; 2) ведется оптимизация и балансировка планов по критериям оптимизации; 3) распределяются ресурсы на среднесрочный период с учетом 4) ограничений, обусловленных наличными возможностями, потребностями логистики, производства и снабжения и т.п. После составления обобщенных планов разрабатываются основные графики, разбивающие обобщенный план на составляющие и показывающие виды деятельности, как правило, на каждую неделю. Это позволяет не только составлять баланс между предполагаемым спросом и производственными возможностями, но и распределять спрос между источниками его удовлетворения. Особенности тактического планирования: - выполнение тактических решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем подразделений; - результаты тактических решений легче оцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях; - для тактического планирования помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений (например, функциональных). Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Однако оперативное планирование более ярко подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем логистическом процессе в коротком и среднем периодах. Оперативное планирование – завершающий этап в планировании деятельности логистической цепи. Основная задача оперативного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной и ритмичной работы логистической цепи и ее участников. Оперативное планирование охватывает отдельные бизнес-процессы логистической цепи. Разработка оперативных планов является средством координации логистической деятельности цепи поставок. На данном этапе планирования составляются краткосрочные графики, которые определяют последовательность бизнес-процессов с указанием необходимых ресурсов и времени, когда они должны быть выполнены. На производстве используют следующие системы оперативного планирования: 1) подетальная – применяется в условиях высокоорганизованного и стабильного производства. С помощью данной системы планируют и регулируют ход выполнения работ, технологических операций и производственных процессов по каждой детали на определенный плановый период (час, смену, день, не делю); 2) показная – используется в единичном и мелкосерийном производстве с большой номенклатурой и небольшим объемом выпускаемой продукции. Объектом планирования является отдельный заказ на производство однотипных работ. Данная система планирования основана на расчетах длительности производственных циклов и нормативов опережения, с помощью которых устанавливаются требуемые заказчиком сроки выполнения как отдельных процессов или работ, так и всего заказа в целом; 3) потококомплектная – применяется в серийном машиностроительном производстве. В качестве основной планово-учетной единицы используются различные детали, входящие в общий комплект продукции. При комплектной системе планирования календарные задания производственным подразделениям разрабатываются не по деталям отдельного наименования, а по укрупненным группам или комплектам деталей на узел, машину, заказ или определенный объем продукции. При оперативном планировании производства используются следующие методы: 1) объемный – предназначен для распределения годовых объемов производства по отдельным подразделениям и более коротким интервалам времени, таким как, квартал, месяц, декада, неделя, день и час; 2) календарный – применяется для планирования конкретных сроков запуска и выпуска продукции, нормативов длительности производственного цикла и опережения производства отдельных работ. Планирование осуществляется относительно выпуска конечных изделий, предназначенных для реализации на рынке: а) объемно-календарный – позволяет планировать одновременно сроки и объемы выполняемых на предприятии работ в целом на рассматриваемый период времени (год, квартал, месяц); б) объемно-динамический – предусматривает тесное взаимодействие таких планово-расчетных показателей, как сроки, объемы и динамика производства продукции. Процесс организации производства должен быть тщательно спланирован. При планировании производства определяются следующие показатели: 1) число комплектующих изделий, необходимых для производства; 2) промежуток времени, в течение которого производится продукция; 3) количество сырья и оборудования, необходимого для производства требуемого объема продукции в рамках запланированного периода времени. Планирование подразделяют на следующие виды: 1) по срокам: а) календарное – включает в себя распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ; б) текущее – представляет собой постоянный оперативный контроль и непрерывное текущее регулирование хода производственных процессов; 2) по сфере применения: а) межцеховое – разработка, регулирование и контроль над выполнением планов производства всеми функциональными подразделениями предприятия; б) внутрицеховое – это процедура разработки оперативных планов и текущих графиков работы для отдельного производственного участка. Выделяют несколько видов потребности в материальных ресурсах: 1) потребность брутто – потребность на плановый период, независимо от того, находятся запасы на складе или в виде производственных заделов; 2) общая брутто потребность – брутто потребность плюс дополнительная потребность, которая включает проведение экспериментов, выполнение образцов, повышение потребности, связанное с ремонтом и содержанием оборудования, резерв на случай недопоставок; 3) потребность нетто – чистая потребность, определяется как разность брутто потребности и располагаемого наличия; 4) первичная – рыночная потребность (то, что надо для продажи на рынке); 5) вторичная – сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, которые необходимы для первичной потребности; 6) третичная – вспомогательные материалы прочего назначения, необходимые для первичной и вторичной потребности.   Тема 3. Основы планирования и организации логистического процесса в строительных организациях (подразделениях). (страница 3 из 4)   § 3.3. Определение потребности логистической системы. Планирование потребности в материалах представляет собой систему планирования закупки материалов с учетом тенденций сезонности и динамики первичного спроса, а также типа рынков, на которых предприятие представляет свою продукцию. При планировании потребности в материалах используют данные о количестве необходимых запасов и времени их получения в соответствии с планом производства, т.е. данная система планирования определяет количество и график выпуска требуемой продукции. Эта система планирования позволяет: обеспечить наличие сырья, материалов, комплектующих и узлов в необходимых количествах; сократить затраты, связанные с заказами и хранением запасов; повысить эффективность календарного планирования и работы в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. План потребности в материалах – это график закупки компонентов и материалов, составленный с учетом их наличного количества и ожидаемого цикла заказов. Компоненты системы планирования потребности в материалах: - график основного производственного процесса, определяющий количество готовой продукции с разбивкой по времени; - данные об удельных нормах расхода материалов, определяющие количество и состав сырья и компонентов, необходимых для производства каждого конкретного вида продукции; - данные о запасах для каждого компонента, агрегата и детали; - данные об основных изделиях, которые закупаются, и всех изделиях, которые производятся самим предприятием; - прогноз потребности в материалах в соответствии с графиком основного производственного процесса; - структурированный перечень сырья и материалов; - данные о запасах, открытых заказах и сроках выполнения заказов для расчета времени и объема заказов материалов. Основные принципы планирования потребностей в материалах согласование потребностей в материалах (комплектующих) и плана производства готовой продукции; разбивка по времени. Алгоритм определения потребностей в материальных ресурсах представлен на рис. 3.2.   Рис. 3.2. Алгоритм определения потребностей в материальных ресурсах   Алгоритм построения модели логистической системы обслуживания потребителей и фирм. Логистика давно стала практическим инструментом бизнеса. Внедрение логистических форм и методов управления позволяет значительно сократить запасы материальных ресурсов сфере производства , ускорить оборачиваемость оборотных средств предприятий , снизить себестоимость выпускаемой продукции, сократить издержки обращения в товаропроводящих структурах, обеспечить полное удовлетворение запросов потребителей в качественной продукции и сроках ее доставки . Применение логистического подхода и различных логистических систем по некоторым оценкам позволяет фирмам более чем на 40 % увеличить прибыль.  Одним из важных стратегических решений является построение модели логистической системы обслуживания потребителей и фирм. Суть этой системы заключается в том, чтобы создать эффективную цепочку доставки продукции с регионального склада потребителям. Для этого необходимо увязать организации, участвующие в цепочке: поставщик ( региональный склад ) – автотранспорт – потребитель, чтобы последним доставляли продукцию «точно в срок», т.е. в определенном количестве и в определенное время. Построение модели логистического обслуживания потребителей и фирм основывается на оптимальных маршрутах авто– перевозок и графиках ( расписаниях ) доставки продукции потребителям. При этом отсутствует какая – то единая модель. Практика показывает, что в каждом отдельном случае должна разрабатываться своя логистическая модель, а при ее составлении должны использоваться сетевой график, теория графов и другие модели. Предлагаемый вариант логистической системы обслуживания потребителей и фирм с регионального склада и перечень работ приведены в табл. 3.1 . Следует отметить, что очень важно выполнять указанные работы последовательно и своевременно. Для этого сроки выполнения работ должны быть определены заранее (табл. 3.1).   Таблица 3.1. Алгоритм выполнения работ для составления согласованных графиков доставки продукции потребителям Номера событий Перечень работ (событий) Продолжительность выполнения работ, дни  i  j 1 2 3 4 1 Определение базового рынка и расчет его потенциала 15 1 2 Составление карты дислокации потребителей, автотранспортного предприятия, регионального склада 6 2 Фиктивная работа 2 3 Прогнозирование товарооборота регионального склада и его материального потока 8 3 4 Расчет оптимальной величины поставки продукции потребителям 5 4 5 Определение полезной площади регионального склада для хранения продукции и технологического процесса для ее переработки 5 6 Фиктивная работа 2 6 Передача информации о потребителях продукции 1 6 7 Определение возможностей выполнения погрузочных работ на региональном складе и выгрузочных работ у потребителей, обоснование и выбор подвижного состава для поставки продукции потребителю 7 8 5 Передача информации 4 5 9 Расчет оптимальных маршрутов перевозки продукции 15 1 9 Фиктивная работа 9 10 Составление согласованных графиков доставки продукции потребителям 20   Чтобы организовать технологическую связь и последовательность работ, рекомендуется использовать сетевой график.   Рис. 3.3. Сетевой график работ при составлении рациональны маршрутов движения автотранспорта и согласованных графиков доставки продукции (вариант)   Например, ребро 0—1 обозначает оценку функционирования логистической системы. Процесс этого события заканчивается в узле 1. Продолжительность этого процесса стоит на ребрах сетевого графика и измеряется в принятых для данного графика единицах (днях), т.е. 15 дней. Смысл графика состоит в том, чтобы отразить все технологические связи между работами. Например, работы 2—3 и 2—6 начинаются одновременно, а работа 5—9 — только после завершения этапов 8—5 и 4—5. В ряде случаев для связи событий приходится пользоваться так называемыми фиктивными работами с нулевой продолжительностью. Они на рис. 6.1 обозначены пунктирными линиями. Сетевой график дает возможность определить не только перечень и последовательность выполнения работ, но и длительность критического пути, т.е. всего цикла работ для составления согласованного графика доставки продукции потребителям. Для проведения расчета введем следующие обозначения:  i и j — номера событий (работ); t(i,j) — продолжительность выполнения работ; tp(i)или tp(j) — самый ранний срок свершения событий i или j. Критический путь рассчитывается суммой максимального раннего срока совершения предыдущего i-го события (tp(i)) продолжительности выполнения работ (tp(i, j)), связывающих эти работы, т.е.     В расчетах, как правило, начальный самый ранний срок свершения i– го события принимается нулю, т.е.     Для события 2 на рис. 6.1 предшествующим является событие tp (1). Его срок свершения  Очевидно, для сетевого графика будут два направления 2-3-4-5 и 2-6-7-8-5. Однако вся информация сходится в пункте 5. Затраты времени по двум направлениям одинаковые, т.е. 18 дней. Поэтому в пункте 5 затраты времени составят 39 дней (18 + 21 ). С учетом затрат времени на события 9 и 10 получим критический путь равным 39 + 15 + 20. Расчеты показывают, что длительность цикла (критический путь) составления графика доставки продукции потребителям составит 74 дня. Таким образом, за 74 дня необходимо составить согласованные графики доставки продукции потребителям с регионального склада и выполнить все работы. В процессе проектирования используем области приложения анализа и принятия эффективных решений для создания эффективно действующей логистической системы обслуживания потребителей и фирм . Каркасом этой системы принимаем базовый рынок , его потенциал , рациональных радиус действия склада или сегмент обслуживания потребителей. Для решения этих проблем используем маркетинговые, экономические и другие методы.   Тема 3. Основы планирования и организации логистического процесса в строительных организациях (подразделениях). (страница 4 из 4)   § 3.4. Проектирование логистической системы управления запасами и распределительных каналов. Распределение (сбыт) готовой продукции представляет собой промежуточное звено между производством материально-технических ресурсов и их потреблением, обеспечивающее непрерывность оборачиваемости оборотных средств в производстве и являющееся важным фактором процесса воспроизводства. Логистическая система распределения – это совокупность звеньев цепи поставок различных товаров производителя (продавца) к конечным потребителям, интегрированных единым процессом управления товародвижением, логистической инфраструктурой и ресурсами, а также обеспечивающих высокую степень удовлетворенности покупателя и экономию логистических издержек. Очень часто используется такое понятие, как логистическая сеть распределения, которое подменяет понятие логистической системы распределения. Но в то же время очень часто под логистической сетью распределения понимают совокупность каналов сбыта продукции одного конкретного предприятия. Алгоритм формирования эффективной логистической системы: 1. Определение потенциала предприятия. Здесь необходимо определить номенклатуру продукции и зоны сбыта. Нужно четко определить какой продукт предприятие собирается продвигать на рынок, в чем его особенность, кто конечные потребители этого продукта, где они предпочитают покупать товар (в каких магазинах или на каких складах). Предприятие должно реально оценить свою возможность, выбрать какой зоне (региону), учитывая свои финансовые, кадровые и другие ресурсы, оно действительно может уделить достаточно внимания. Захват территорий может (а возможно, должен) проводиться постепенно: когда работа в одном регионе налажена и процессы сбыта относительно стабильны, тогда можно приступить к освоению следующих зон, куда будет продвигаться товар. 2. Определение стандартов обслуживания клиентов. Для того чтобы получить трудно копируемые конкурентные преимущества, создаются стандарты обслуживания клиентов. Предприятие должно стремиться выгодно отличать себя от конкурентов своим подходом к общению с покупателями, чтобы удерживать нужную категорию клиентов. Клиенты должны почувствовать фирменный стиль. При этом фирменный стиль – это инструмент грамотного обучения сотрудников и потенциальных партнеров (дистрибьюторов, дилеров), благодаря которому в стандарты закладываются те ценности, которым должно соответствовать поведение продавцов. 3. Определение каналов сбыта и оптимальной конфигурации сети распределения. На данном этапе необходимо принять решение о том, какие каналы сбыта наиболее перспективны для отдельных групп покупателей того или иного товара, т.е. для каждого товара существует свой покупатель и свой способ доведения этого товара: напрямую или через посредника. При проектировании каналов распределения следует тщательно проанализировать каналы сбыта прямых конкурентов и собственные каналы распределения (если таковые имеются). Оценка конкурентов позволит избежать иллюзий по поводу неповторимой привлекательности производителя для потенциальных партнеров, а анализ собственных каналов позволит понять, возможно ли их использовать при небольшой реорганизации для продвижения новых товаров к старым клиентам либо старых товаров к новым клиентам. 4. Отбор и поиск партнеров (участников) цепи поставок. Для того чтобы отобрать партнеров, участвующих в процессе доведения готовой продукции до конечного потребителя, необходимо иметь критерии определения пригодности тех, кого предприятие собирается отобрать. 5. Создание логистической инфраструктуры и отработка процессов логистики. Имея представление о собственных ресурсах и ресурсах партнеров в от- ношении складов, транспорта, программного обеспечения и т.д., необходимо отработать логистику, т.е. оптимизировать количество складов, их место расположения, функциональное назначение, оптимизировать размеры запасов готовой продукции в звеньях цепи поставок, отработать технологию товародвижения и др. Примечательно, что одним из критериев отбора партнеров может быть наличие собственных складов или собственного транспорта, наличие определенных клиентов и т.п. Таким образом, логистика может формироваться уже на предшествующих этапах. 6. Определение обратного товаропотока. Товаропоток может иметь как прямое, так и обратное направление (возврат качественной и некачественной продукции, возврат тары, сервисное обслуживание в послепродажный период, а также утилизация отработанной продукции (если это, конечно, необходимо). Здесь устанавливается не только порядок движения обратного потока, но и ответственные исполнители: производитель или посредник. 7. Окончательное определение функций системы распределения. К этому моменту должны быть учтены все организационные, правовые и экономические аспекты, разграничены полномочия и степень ответственности. Таким образом, сформируется состав функций распределительной системы, возлагаемый непосредственно на предприятие-производителя или различного рода посредников, которые участвуют (или будут участвовать) в процессе доведения готовой продукции до конечного потребителя. 8. Создание и обеспечение единого информационного пространства по всей цепи поставок готовой продукции. При этом могут использоваться самые современные информационные технологии. 9. Анализ и оценка сбытовой цепочки. К этому этапу у предприятия уже накоплен опыт, и главное – это правильно определить слабые места, чтобы заняться их устранением. Важную роль в реализации этого этапа играют принятые предприятием системы анализа и контроля сбытовых процессов. 10. Развитие системы распределения. Развитие – это преимущество, которое может обеспечить не только конкурентные преимущества на заданном товарном рынке, но и положительно повлиять на общий имидж компании. Любая организация должна стремиться к чему-то большему, даже несмотря на то, что традиционная организация сбытовых процессов на сегодняшний день вполне устраивает всех участников логистической цепи. Иначе есть опасность упустить факт развития рынка в целом, изменения предпочтений покупателей, хитрые ходы конкурентов. Процесс проектирования логистической системы управления запасами состоит из следующих основных этапов: 1) подготовка исходных данных для проектирования; 2) проведение анализа существующей системы по всем комплектующим; 3) выявление отклонений параметров системы от желаемых по всем комплектующим (группам комплектующих); 4) классификация комплектующих по группам АВС или XYZ. 5) моделирование поведения различных групп комплектующих при использовании различных моделей управления запасами; 6) разработка логистической системы управления запасами; 7) разработка документации для обеспечения деятельности логистической системы управления запасами. Схемы каналов распределения: Распределительный канал – это структура, объединяющая внутренние подразделения организации с внешними посредниками, через которых осуществляется продажа товаров. В материально-техническом плане канал представляет собой группу организаций, обладающих правом собственности на продукт или содействующих передаче собственности от первоначального владельца конечному покупателю в процессе рыночного обмена. Общеизвестны следующие количественные характеристики распределительных каналов: уровень канала, длина канала, ширина канала, мощность канала. Длина и ширина каналов характеризуется числом посредников на любом этапе реализации продукции (например, количество всех оптовых фирм, закупающих товары у производителя), рассматриваемых в вертикальном (ширина канала) или горизонтальном (длина канала) разрезах. Мощность канала характеризуется количеством продукции (в стоимостном или натуральном выражении в случае ее однородности), продвигаемой через него. Уровень канала (главная характеристика) – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственника на него к конечному потребителю. Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю. Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным. Потребление производственное – это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда. Потребление непроизводственное – это текущее использование общественного продукта на личное потребление и потребление населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы. На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления. Логистическая цепь может завершаться и производственным потреблением. Например, движение энергоносителей. Поток угля, направляющийся из угольного разреза, завершается при поступлении в производственное потребление на ТЭЦ или промышленном предприятии. Производственным потреблением может заканчиваться поток орудий труда, например, изготовленных на машиностроительном заводе станков. К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном центре. Здесь осуществляются такие операции, как подсортировка, упаковка, формирование партий груза, На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции производственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д. На стадии товародвижения материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного потребления. Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе – каналом распределения. Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и т.д. – это выбор логистической цепи. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистический системы до другой. На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются. При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения – транзитной или складской. При выборе логистической цепи – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и др. Некоторые варианты каналов распределения товаров народного потребления приведены на рис. 3.4.   Рис. 3.4. Различные варианты каналов распределения изделий народного потребления   Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов. Рассмотрим каналы распределения, по которым товары из конечного производства через систему распределительных центров попадают в конечное потребление (рис. 3.5).   Рис. 3.5. Структурная схема каналов распределения товаров народного потребления   На данной схеме изображены два производства, А и В, выпускающие одинаковые товары. Это означает, что каждый из распределительных центров может выбирать поставщика с более выгодными для себя условиями поставки. В свою очередь, производство может выбирать различные каналы распределения. Например, из производства А товар может попасть к конечному потребителю по одному из следующих четырех маршрутов: 8; 1-6; 1-7-5; 2-5. Очевидно, что если производство А выйдет на рынок и самостоятельно свяжется с конечным потребителем (маршрут 8), то первоначальная стоимость товара возрастет лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредники (распределительные центры) будут исключены из цепи. Однако в этом случае потребитель вынужден будет покупать у одного поставщика большое количество одинакового товара, что, скорее всего, для него неприемлемо. Второй маршрут 1-6 неудобен по тем же причинам. Распределительный центр № 1 расположен в месте сосредоточения производства и, как правило, закупает и продает большие партии однородного товара. Эта категория посредников также не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассортимент формирует оптовик (распределительный центр № 2), расположенный в месте сосредоточения потребления. Этот посредник специализируется на оказании максимального сервиса конечному потребителю. Таким образом, канал 1-7-5 обеспечивает наибольший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, т.е. стоимость товара будет наиболее высокой. Распределительные каналы подразделяются на два вида: 1) канал товародвижения нулевого уровня (прямой сбыт); 2) многоуровневый канал товародвижения (косвенный сбыт). Канал товародвижения нулевого уровня (прямой сбыт) не предполагает наличия посредников, так как продажа товара осуществляется непосредственно потребителям на основе прямых контактов с ними (рис. 3.6).   Рис. 3.6. Виды распределительных каналов в зависимости от числа уровней   Многоуровневый канал товародвижения (косвенный сбыт) подразумевает продажу товаров через посредников. Выделяют одно-, двух- и трехуровневые каналы.   Тема 4. Документационное обеспечение логистических процессов. (страница 1 из 2)   § 4.1. Формы первичных документов. При проведении логистических операций оформляются соответствующие документы. Для этого в службах предприятия создаются делопроизводства. Например, делопроизводство на складе ведет следующие внешние документы склада: - товаротранспортная накладная; - товарная накладная (ТОРГ-12), грузовая таможенная декларация (ГТД); - спецификация; - счет-фактура, инвойс; - упаковочный лист; - заявка на прием товаров; - заявка на отгрузку товаров; - акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма МХ-1); - акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма МХ-3); -доверенность на получение товара со склада; - акт о выборочной проверке наличия материальных ценностей в местах хранения (МХ-14); - инвентаризационная опись; - сводная инвентаризационная опись; - сличительная ведомость; - таблица несоответствий; - акт инвентаризации.  Внутренние документы склада: - приходная накладная; - расходная накладная; - журнал регистрации транспортных средств; - акт приема товарно-материальных ценностей с таблицей обнаруженных повреждений; - лист осмотра товара; - пропуска на въезд и выезд с территории склада. Существуют и другие документы, которые используются для оформления различных операций с материальными ценностями (квитанции, ордера и др.) в зависимости от профиля деятельности предприятия. При размещении на хранение и отпуск продукции на складах используются нормативные документы, регламентирующие порядок приемки, а именно: 1. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству. 2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по качеству. 3. Товарная книга. 4. Заказ-заявка. 5. Договор поставки. 6. Журнал регистрации заказов покупателей. 7. Карточка неудовлетворенного спроса. 8. Сводный отборочный лист на комплексную отборку. 9. Счет-фактура, инвойс. 10. Упаковочный лист. 11. Журнал передачи продукции со склада в экспедицию. 12. Журнал учета продукции и счетов-фактур, принимаемых в экспедицию со складов и отправляемых покупателям. 13. Товарно-транспортная накладная. 14. Пропуск на въезд (выезд) на (с) территорию предприятия. 15. Заявка на автотранспортные перевозки. 16. Журнал учета использования автомобильных транспортных средств. 17. Карточка учета инвентарной тары. 18. Книга  регистрации  документов,  сданных  лицом,  осуществляющим централизованную доставку и завоз продукции. 19. Карточка учета использования договоров поставки. 20. Книга оперативного учета поставки продукции покупателям. Счета являются приложениями к договорам, заключенным на поставку продукции заказчикам. Они содержат номенклатуру продукции, планируемую к продаже, ее количество, стоимость и срок поставки. Для учета фактического наличия продукции на складе в период проведения инвентаризации в тех случаях, когда инвентаризационная комиссия не имеет возможности сразу подсчитать продукцию и записать данные о ней в инвентаризационную опись применяется инвентаризационный ярлык (форма№ инв.-2). В случае, если при инвентаризации были выявлены отклонения от учетных данных по видам продукции, составляются сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между данными учета и данными инвентаризационных описей (фактическим наличием продукции). Накладные от внешних поставщиков являются основанием для оприходования продукции на складе, т.е. основой для создания приходных накладных. Приходная накладная предназначена для учета поступающей на склад продукции. Унифицированные формы первичных документов по учету продукции включают следующее. Доверенность (формы № М-1, № М-2а): - применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении продукции, отпускаемой поставщиком по наряду (счету, договору, заказу, соглашению); - служит основанием для получения продукции на складе поставщика, железнодорожной станции, пристани, в аэропорту и подтверждает право данного лица на получение продукции. Причины, по которым доверенность считается недействительной: - доверенность выдана с нарушением порядка ее заполнения или с незаполненными реквизитами; - доверенность имеет поправки и помарки; - не предъявлен паспорт, данные которого указаны в доверенности; - окончился срок действия доверенности; - поступило сообщение получателя об аннулировании данной доверенности. Приходный ордер (форма № М-4) – документ, служащий для приемки и оприходования продукции и тары под продукцией, поступающей от поставщиков. Оформляется сотрудниками склада, выписывается на основании расчетных и других сопроводительных товарно-транспортных документов поставщиков. Акт о приемке материалов (форма № М-7) применяется для оформления приемки продукции, имеющей расхождения по количеству и качеству, а также расхождения по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика. Данный акт составляется также при приемке продукции, поступившей без документов. Акт служит юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю). Лимитно-заборная карта (форма № М-8) – документ, на основании которого осуществляется списание продукции со склада. Данная форма применяется при наличии лимитов отпуска продукции: - для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции; - для текущего контроля над соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Требование-накладная (форма № М-11) применяется для учета движения продукции внутри организации между материально ответственными лицами различных структурных подразделений. Комплектовочные ведомости выписываются на месяц или на всю потребность изделий по данному заказу, применяются для контроля над отпуском этих изделий на тех предприятиях, где высок удельный вес расхода комплектующих изделий на выпуск готовой продукции. Комплектовочная ведомость содержит перечень мест с указанием их количества. Ведомости (карты) использования лимитов применяются при оформлении отпуска материалов на производство требованиями, а также возврата из производства и перемещения материалов со склада в кладовую цеха (участка) накладными. Данные ведомости составляются для контроля над отпуском материалов в пределах лимита. Накладная (приказ-накладная) на отпуск материала на сторону (форма № М-15) применяется для учета отпуска продукции: - структурным подразделениям своей организации, расположенным за пределами ее территории. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и по предъявлении получателем доверенности на получение продукции, заполненной в установленном порядке; - сторонним организациям. Накладная оформляется отделом снабжения на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя предприятия или лиц, им на то уполномоченных. Карточка складского учета материалов (форма № М-17): - применяется для учета движения продукции на складе по каждому сорту, виду и размеру продукции; - заполняется на каждый номенклатурный номер продукции; - ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Карточки учета материалов оформляются бухгалтерией по мере поступления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов и передаются материально ответственным лицам под расписку в реестре вместе с приходными документами для осуществления сортового учета. Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже знаний и сооружений (форма № М-35), применяется для оформления оприходования материалов, пригодных для использования при производстве других работ. Акт о весе тары составляется не позднее 10 дней после освобождения тары, а о весе тары из-под влажной продукции – немедленно по освобождении тары из-под продукции. В данном акте указывается также вес нетто продукции, полученный путем вычитания из веса брутто веса тары. Товарный отчет составляется на основе первичных приходных и расходных документов. Указание на отгрузку поступает из отдела продаж, содержит ссылку на счет и договор, согласно которому поставляется продукция, номенклатуру продукции, которую необходимо отгрузить, ее количество, стоимость, форму оплаты, срок и способ доставки. Указание на отгрузку – директивный документ для отдела логистики на начало отгрузки продукции заказчику. Упаковочный (инвентарный) лист составляется после окончания упаковки. В лист вписываются данные по каждому отдельно упакованному предмету или коробке. В упаковочном листе указываются: - порядковый номер коробки согласно данным, содержащимся в маркировке; - содержимое коробки; - место и дата производства упаковки; - указания по следованию продукции (груза); - контактный телефон получателя; - адрес и данные физического (юридического) лица, являющегося получателем продукции (груза). Документы, оформляющие отпуск продукции со склада: - заборный лист; - расходная накладная и пр. Потребителю могут быть представлены следующие отчетные документы о состоянии продукции, хранящейся на складе: 1) ежедневный отчет о состоянии хранящейся продукции включает в себя следующую информацию: - баланс остатка продукции на вечер предыдущего рабочего дня; - все поступления продукции на склад за рабочий день; - все отгрузки продукции за рабочий день; - новый баланс остатка продукции, включающий в себя продукцию с различным статусом (например, продукция, подлежащая отгрузке, но еще не отгруженная); - остаток продукции, имеющейся в наличии на складе; 2) отчет по срокам годности продукции включает в себя следующую информацию: - предупреждение об окончании срока годности продукции за шесть месяцев до его истечения по каждому наименованию продукции; - сроки годности по каждому наименованию продукции; - список продукции по типу срока годности (с истекшим сроком годности, за 7 дней до окончания срока годности, за 14 дней); 3) ежедневный отчет о приемке продукции на склад содержит следующую информацию: - все поступления продукции за день; - сведения и документы по поступлению транспортных средств (информационный лист, акт о приемке продукции на склад, подписанный представителем склада и водителем); - сведения и копии документов, сопровождающих продукцию; 4) ежедневный отчет об отгрузке продукции со склада включает в себя следующую информацию: - все отгрузки продукции, осуществленные за рабочий день; - все заказы, находящиеся в процессе комплектации; - сведения об отгруженной продукции с указанием данных об автомобильных транспортных средствах; - копии счетов с пометкой менеджера склада об отгрузке; 5) особые отчеты (о недостачах, повреждениях продукции при ее приеме на склад), сопровождаемые фотографиями; 6) отчет о заблокированной продукции (заблокирована в соответствии с указанием клиента, например, по причине истекшего срока годности); 7) отчет о переупакованной бракованной продукции; 8) отчет об уничтожении бракованной продукции; 9) отчет по бракованной продукции (при получении продукции на склад, уничтожении, переупаковке); 10) отчет по наличию пустых поддонов. В случае получения продукции ненадлежащего качества изготовителю направляется уведомление о вызове. В уведомлении о вызове, направляемом изготовителю (отправителю), указывается: - наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен; - основные недостатки, обнаруженные в продукции; - время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности (в пределах установленного для приемки срока); - количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции. Результатом получения и обработки информации являются различные отчеты, формируемые на складе. Существуют стандартные формы отчетов, а также могут быть разработаны дополнительные отчеты, необходимые для анализа деятельности склада. В зависимости от назначения могут быть сформированы следующие виды отчетов: - отчет о наличии товарно-материальных ценностей (качественных, бракованных); - отчет о наполнении склада товарно-материальными ценностями и наличии свободных мест (по объему, по ячейкам, по весу); - отчет о принятых (отгруженных) товарно-материальных ценностях за сутки; - отчет о наличии транспортных средств на территории склада (для сдачи и приемки товаров); - отчет по количеству товарно-материальных ценностей по отдельным наименованиям; - отчет по наличию товаров отдельных владельцев (для склада ответственного хранения); - отчет по стоимости оказанных услуг за определенный период (за сутки, за неделю и т.п.); - отчет по результатам инвентаризации; - отчет по выполненным работам сотрудниками склада; - отчет по расходованию материалов.   • Тема 4. Документационное обеспечение логистических процессов. (страница 2 из 2) •   • § 4.2. Контроль правильности составления документов. • Контроль правильности составления документов и расчетов за логистические операции осуществляется на основе определенных процедур, принятых для бухгалтерского аудита, и вызван возможными ошибками персонала при оформлении документов, неправильным внесением данных в компьютер. • Для разных видов транспорта существует своя терминология, относящаяся к документированию перевозок, и составляемые погрузочные документы имеют свои особенности. • Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является железнодорожная накладная, составляемая отправителем. • Накладная - это транспортный документ, применяемый при железнодорожных и речных перевозках, а также при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом водном сообщениях. Накладная заполняется грузоотправителем и содержит следующие сведения: наименование и адрес отправителей и получателей груза и их банковские реквизиты, пункты отправления, назначения и перевалки, полное и точное наименование груза, число мест, массу и объем груза, его отправительскую маркировку, наименование железной дороги, если пунктом назначения является железнодорожная станция. Накладная следует с грузом, а отправителю в удостоверение принятия груза к перевозке выдают квитанцию при перевозках в пределах нашей страны и дубликат накладной при перевозках в прямом международном сообщении. • В необходимый комплект сопроводительной документации, кроме накладной, входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза. • В накладной отправитель указывает станцию и дорогу назначения, наименование отправителя и получателя, почтовые адреса, число погрузочных мест, вид упаковки, массу груза, данные о вагоне и норму его загрузки. • Эти же данные заносятся и в остальные три упомянутых документа. • На накладной ставится штемпель с датой приемки груза, отправителю выдают оформленную квитанцию. Накладная и дорожная ведомость отправляются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в его получении в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железной дороги является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя. • При отправке груза автомобильным транспортом основным документом является типовой договор на перевозку. • Договор – двусторонняя сделка об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в отношении между сторонами. Условия, установленные сторонами в договоре, именуются его содержанием. Существенными условиями договора являются предмет договора, условия, предусмотренные законом, а также все те пункты, относительно которых по предварительному заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. • Для расчетов заказчика и автотранспортной организации обязательно составляется товарно-транспортная накладная, которая представляет собой документальное подтверждение факта заключения договора перевозки груза. Она также служит документальным основанием для: • - списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя; • - оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя; • - учета транспортной работы и других услуг, выполняемых транспортным предприятием для грузоотправителей и грузополучателей; • - проведения расчетов между потребителем и транспортным предприятием за предоставленные услуги. • Как правило, товарно-транспортная накладная заполняется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку. Если одним автомобилем перевозится одновременно несколько партий груза в адрес одного или нескольких грузополучателей, то товарно-транспортная накладная обязательно выписывается на каждую партию груза в отдельности. • Товарно-транспортная накладная выписывается, как правило, в четырех экземплярах, при этом: • - первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Остальные экземпляры, подписанные водителем и заверенные подписями и печатями отправителя, вручаются водителю; • - второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования им товарно-материальных ценностей; • - третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузополучателя, сдаются в автотранспортное предприятие. • Третий экземпляр товарно-транспортной накладной служит основанием для расчета за перевозку. Он выписывается автотранспортным предприятием заказчику автотранспорта. Чаще всего заказчиком является отправитель, хотя в ряде случаев расчеты за перевозку производит грузополучатель или иное юридическое лицо. • Четвертый экземпляр товарно-транспортной накладной прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. • При необходимости грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортной накладной для использования их при учете, взаиморасчетах с получателями и в других целях. • При выпуске автомобиля на линию водителю выдается путевой лист, который должен быть им возвращен по окончании работы. • Путевой лист – документ оперативного учета, который характеризует выполнение водителем производственных заданий (перевозок), учитывает режим работы водителя и транспортного средства, расход горюче-смазочных материалов. • При отправке груза морским транспортом в случае использования судна, совершающего регулярные рейсы, договором на перевозку является документ, называемый коносаментом, который по содержанию является своего рода накладной. • Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение факта принятия груза с обязательством доставить последний в порт назначения. Коносамент выполняет триединую функцию, являясь договором морской перевозки груза (точнее доказательством наличия и содержания такого договора), выступая в качестве расписки перевозчика в приеме груза (которая обязывает его выдать держателю коносамента в целости и сохранности) и играя роль товарораспорядительного документа в качестве титула собственности. В полном объеме все три функции коносамент выполняет в сфере линейного судоходства. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом. • Коносамент путешествует вместе с грузом, по нему получатель принимает груз и в нем расписывается в получении. Коносамент может быть именным, т.е. составленным на имя определенного получателя, ордерным, т.е. поручительным, и предъявительным, т.е. действительным по факту его предъявления. • Если судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта, составленный договор морской перевозки называется чартером. • Договор морской перевозки – соглашение, определяющее условия перевозки морем грузов (пассажиров). Основное содержание договора морской перевозки грузов заключается в том, что перевозчик обязуется принять от грузоотправителя груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и там сдать получателю груза, а грузоотправитель обязуется уплатить обусловленную провозную плату (фрахт). Договор морской перевозки грузов может содержать также условия погрузки и перевозки, права, обязанности и пределы ответственности сторон при различных обстоятельствах, могущих возникнуть в процессе транспортировки, порядок уплаты фрахта и разрешения споров. Во всех случаях наличие договора морской перевозки должно быть подтверждено письменным документом (коносаментом). • Коносамент обязательно составляется и в этом случае, когда он служит лишь накладной, по которой получатель принимает груз и расписывается в его получении. • В случае перевозки груза в прямом водном сообщении (т.е. по принципу «море-река») или в смешанном железнодорожно-водном сообщении этот сопроводительный документ так и называется «накладная». При перегрузке груза с одно вида транспорта на другой составляется передаточная ведомость. • Передаточная ведомость – коммерческий документ, содержащий перечень грузов, передаваемых с одного вида транспорта на другой при прямых водных и прямых железнодорожно-водных перевозках. В передаточной ведомости указывают номера передаваемых накладных, род, массу и количество груза, марки, знаки, пункты отправления, назначения и перевалки. • Если же осуществляется межпортовая перевозка, т.е. морская перевозка в чистом виде, то первичным документом для передачи груза на судно является так называемый погрузочный ордер. • Погрузочный ордер – первичный транспортный документ, содержащий все необходимые данные о грузе и служащий основанием для его приема. Погрузочный ордер выписывают в нескольких экземплярах. Он содержит следующие сведения: наименование, род и количество груза (число мест, масса, объем); вид упаковки; знаки и марки; наименование портов отправления и назначения; название судна; дату составления. При погрузке груза на палубу погрузочный ордер должен содержать оговорку о согласии на это грузоотправителя. Представителю судовой администрации вручают два экземпляра погрузочного ордера, на одном из которых после погрузки он расписывается. Этот экземпляр погрузочного ордера является штурманской распиской и служит основанием для выписки коносамента. • При перевозке грузов внутренним речным транспортом основным документом являются заключенные пароходством с грузоотправителем навигационные договоры. Эти договоры носят сезонный характер и заключаются обычно перед началом навигации. Документом, сопровождающим груз во все время его транспортировки, и в этом случае является накладная. Накладная для перевозки грузов речным транспортом выполняется в нескольких вариантах: для сухогрузов, универсальных контейнеров, буксировки, для нефтепродуктов и смешанных перевозок. • Перевозка грузов воздушным транспортом также осуществляется согласно соответствующим образом оформленной накладной. • Обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железных дорог, грузоотправителей или грузополучателей, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. • Коммерческий акт составляется: • - при выгрузке вагонов или контейнеров в местах общего пользования (на станциях) в день выгрузки; • - при выгрузке вагонов или контейнеров в местах необщего пользования в день выгрузки или в процессе выгрузки; • - в пути следования в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. • При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. • Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без по- марок и подчисток. • Коммерческий акт должен содержать: • - точное и подробное описание состояния груза; • - данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы; • в отношении скоропортящихся грузов к коммерческому акту прикладывается выписка из журнала температур. • Лица, составившие и подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Коммерческий акт подписывается получатель, если он участвует в проверке, и работники железной дороги. • До подачи в суд иска железной дороге, возникшего в связи с осуществлением перевозки груза, обязательно предъявление железной дороге претензии. Право на предъявление претензии, возникшей в связи с осуществлением перевозок, либо иска, имеют: • - грузоотправитель или грузополучатель в случае утраты груза, недостачи, повреждения или порчи; • - в случае просрочки в доставке; • - в случае задержки выдачи груза. • К претензии должны быть приложены подтверждающие подлинные документы или заверенные копии. • Претензии к железной дороге могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней – в течение 45 дней. Железная дорога обязана рассмотреть претензию и уведомить заявителя о результатах в письменной форме в течение 30 дней со дня получения претензии. •
«Концептуальные аспекты формирования и функционирования логистических организаций.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 89 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot