Концепция международного маркетинга
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1 Концепция международного маркетинга
Международный маркетинг: определение и содержание
• Международный маркетинг – целостная система организации международной экономической деятельности, направленной на решение задач компании по организации производства и предложения товаров и услуг, удовлетворяющих потребности существующих и потенциальных клиентов за рубежом.
• Международный маркетинг включает анализ, планирование, реализацию, координацию и контроль всех ориентированных на рынок процессов в компании по отношению к потребителям товаров и услуг в двух или более странах.
Международный маркетинг: основные управленческие решения
Основные управленческие решения международного маркетинга:
• в какую страну и с каким товаром (услугой) компания собирается проникнуть;
• какие способы проникновения будут при этом использоваться;
• какие компоненты маркетинг-микса и в какой момент времени должны быть применены;
• какие экономические и другие результаты при этом должны быть обеспечены.
Международный маркетинг: характеристика
Компании поставляют на зарубежные рынки отдельные виды конечной продукции, ассортиментные группы взаимосвязанной продукции, опытные образцы, компоненты для использования в сборочном процессе за рубежом, объекты капитального строительства «под ключ», а кроме того, разнообразные услуги.
Маркетинговая деятельность компании может охватывать:
в самом простейшем случае - подписанием соглашения с зарубежным дистрибьютором, самостоятельно определяющим ценовую и коммуникативную политику, воздействие на целевой рынок и т. д.
в наиболее комплексной форме - производство продукта за рубежом и координация маркетинговой деятельности компании одновременно во многих странах.
История возникновения международного маркетинга
Первый этап - с начала и до конца 60-х годов XX в.:
начало 20 в. - появление и развитие в США научного течения, получившего название «маркетинг».
начало 1950-х - в США наблюдались серьезные изменения
покупательского поведения, усиление конкурентной борьбы. Американские компании начали искать новые рынки сбыта для своей продукции: вышли за пределы страны и стали продавать свои продукты за рубежом, все активнее вовлекаясь в процесс интернационализации.
Практическими проблемами при интернационализации компаний стали заниматься экономисты- маркетологи Р. Кокс, В. Алдерсон и С. Шапиро- основоположники нового взгляда на маркетинг фирмы, основанной на концепции перспективы Outside - Inside.
Второй этап - 70-е годы XX в. – распространение знаний о маркетинге в Западной Европе.
•Немецкие, швейцарские, австрийские компании стали активно осваивать зарубежные рынки, и возникли проблемы, связанные с интернационализацией;
•1966 г. - в австрийском университете Линц Кулхафи основал первый институт по маркетингу и занялся вопросами международного маркетинга;
•1974 г.- в Брюсселе создана Европейская академия международного бизнеса (European International Business Academy, EIBA). Под ее эгидой выходит журнал International Business Review.
Третий этап – 80-е гг. ХХ по н.в. - связан с работами М. Портера, который одним из первых стал изучать процесс интернационализации на уровне отрасли.
развитие подходов, связанных с внутрифирменными решениями в процессе интернационализации деятельности на международном рынке;
развитие подхода Inside – Outside (исходит из того, что базой для успешной работы на зарубежном рынке являются не только рыночные условия, а внутренние ресурсы, имеющиеся у фирмы). Модель связывает условия на рынке (structure) и поведение конкурентов (conduct) с результатами экономической деятельности компаний (performance). Компания сможет выходить на внешний рынок только в том случае, если она знает условия макросреды и соответственно реагирует на них.
•1982 г. – немецкие ученые-экономисты впервые серьезно заинтересовалось проблемами интернационализации компаний и международного маркетинга.
•90-е гг. - научное сообщество маркетологов стало все больше интересоваться вопросами культуры и влиянием межкультурных различий на экономические результаты деятельности фирмы на международном рынке.
•2000-е гг. XXI в.- развитие скандинавской школы, которая создала «стадийную модель» интернационализации фирмы. Эта модель увязывает успех фирмы в международной деятельности с имеющимися у нее знаниями
и опытом (ноу-хау).
Особенности среды международного маркетинга
•Является составной частью научной системы экономики фирмы, использует методы маркетинга, действующие в границах одной страны.
•Объект изучения - компании, организации, вовлеченные в процесс интернационализации хозяйственной деятельности.
•Предмет - процессы выработки управленческий решений, принимаемых на различных уровнях организации по поводу разработки и производства продукции/услуг, определения цены, распределения, а также их продвижения зарубежному потребителю.
•Специфика среды функционирования компании (макросреды и микросреды) влияет на выбор инструментов маркетинга.
• Повышенная степень неопределенности, повышенные риски, комплексность.
•Высокий уровень требований к квалификации специалистов.
Макро-среда
Специфика среды функционирования (макросреда) проявляется в качественно более высоком уровне дифференциации условий хозяйствования компании и имеет несколько измерений.
К макросреде относятся:
•политико-правовые,
•экономические,
•социально-культурные,
•природно-географические,
•технологические условия, с которыми компания сталкивается при выходе на международный рынок.
Политико-правовые условия
•Существенным образом различаются от страны к стране.
•Они могут оказывать значительное воздействие на итоговые результаты компании при выходе на зарубежный рынок.
•Например, использование инструментов тарифного и нетарифного регулирования для
защиты отечественных производителей от зарубежных конкурентов).
Экономические условия
•В значительной мере влияют на его потенциальную емкость. Как известно, от нее в конечном счете зависит объем продаж и итоговые показатели работы компании.
•Так, динамичное развитие китайской экономики, повлекшее за собой рост и еще в большей мере дифференциацию
доходов населения страны, сделало рынок Китая (КНР) весьма привлекательным для большинства зарубежных производителей товаров премиум-класса.
Социально-культурные условия
•Являются одной из ключевых детерминант международного маркетинга.
•Они во многом определяют реакцию потребителя на предлагаемые ему зарубежными хозяйствующими субъектами товары и услуги.
•Например, свойственная жителям целого ряда азиатских стран система ценностей является существенным барьером для
компаний-поставщиков алкогольной продукции или свинины.
Природно-географические условия
•Существенным образом влияют на выбор форм выхода, решения о месте размещения производства товара/услуги или на политику распределения.
•Например, климат оказывает влияние на покупку потребителями одежды и обуви, обусловливает необходимость адаптации транспортных средств для тропических и северных стран.
Технологические условия
•Определяются уровнем развития науки и техники. Они обусловливают решения по разработке стратегии последовательности освоения внешних рынков и уровню технической сложности продукта.
•Пример - поставка промышленного оборудования в развивающиеся страны. Во многих случаях это станки и машины, уже проработавшие определенный период времени в Западной Европе или США и морально устаревшие по их меркам.
Процесс планирования международного маркетинга
По причине повышенной комплексности решений в международном маркетинге по сравнению с национальным уровнем очень важен систематический и детально спланированный подход.
Процесс планирования охватывает следующие этапы:
- Анализ и прогнозирование ситуации.
- Стратегическое планирование.
- Планирование мероприятий.
- Реализация решений.
- Контроль международной маркетинговой деятельности.
Рассмотрим основное содержание отдельных этапов процесса планирования в международном маркетинге
Анализ и прогнозирование ситуации включает:
•анализ общих условий хозяйствования (макросреды), присущих данной стране.
•анализ отрасли и конкуренции (микросреды) -
факторов, которые затрагивают предприятия определенной отрасли: существующие и потенциальные конкуренты, поставщики, покупатели, товары-субституты.
•анализ самой компании с целью определения собственных сильных и слабых сторон.
Результаты анализа и прогноза ситуации показывают шансы и риски международной маркетинговой деятельности, а также сильные и слабые стороны компании в специфических условиях функционирования на внешнем рынке.
Стратегическое планирование включает этапы
• Формулировка долгосрочных целей маркетинга.
• Сегментация рынка (сегмент может также включать несколько стран) и выбор рыночных сегментов рынка.
• Планирование стратегии по выходу на рынок:
- форма выхода на внешний рынок (например, экспорт или прямые иностранные инвестиции);
- расчет времени выхода на рынок;
• Планирование стратегии по дальнейшему освоению зарубежного рынка.
Планирование мероприятий
• стратегии трансформируются в конкретные маркетинговые мероприятия и операции («стандартизация или адаптация к местным условиям»).
Реализация решений
• включает организацию и координацию стратегическими и тактическими планами маркетинга, управление международными проектами.
Контроль
• оценка выполнения поставленных задач на каждом зарубежном рынке (нацеленный на результат маркетинг-контроль), проведение маркетинг-аудита.
Выводы
•Международная маркетинговая деятельность компании отличается от внутринационального маркетинга более комплексным подходом к ее планированию и организации с учетом особенностей международного маркетинга.
•В международном маркетинге действуют такие же принципы, как и в маркетинге на национальном уровне, но с учетом дополнительных факторов, таких как интернационализация и глобализация экономической деятельности.
Компания в условиях интернационализации: исходные позиции для анализа
На известной стадии эволюции производственно-экономической системы страны закономерно наступает такой этап, когда масштабы обобществления выходят за рамки национального народнохозяйственного комплекса.
•Интернационализации - постепенный процесс выхода штатного воспроизводственного цикла бизнес-структуры за пределы национальных границ ее базирования.
•Размеры «иностранной составляющей» воспроизводственного цикла должна быть по- настоящему значимы для итоговых результатов деятельности бизнес-структуры.
Показатели для оценки уровня интернационализации компании:
•доля продаж за рубежом в общем объеме продаж;
•доля произведенной за рубежом продукции в общем объеме производства;
•отношение стоимости зарубежных активов к их общей стоимости;
•доля зарубежных затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в общем объеме расходов на НИОКР и др.
Индекс транснациональности*
Iтр = (Аз/Ао + Пз/По + Шз/Шо)/3, где
Iтр - индекс транснациональности;
Аз – стоимость зарубежных активов;
Ао – стоимость общих активов;
Пз - объем продаж зарубежными филиалами;
По - общий объем продаж товаров/услуг компании;
Зз - количество занятых сотрудников за рубежом;
Зо - общее количество занятых сотрудников компании.
* используемый Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
В середине 1980-х гг. в развитии процесса интернационализации начинает все заметнее прослеживаться новая тенденция.
Суть - в качественном расширении географического спектра тех стран, на территории которых переносятся конкретными фирмами те или иные компоненты их хозяйственной деятельности. В результате в научный и общественно-политический лексикон входит термин «глобализация».
•Глобализация - процесс распространения стандартного воспроизводственного цикла на основные экономические регионы земного шара.
Виды интернационализации
•Внешне ориентированная интернационализация (outward internationalization) – связана с деятельностью компаний, которые осуществляют выход за пределы своей национальной экономики.
•Внутренне ориентированная интернацио-
нализацией (inward internationalization) – предполагает, что компании производят и реализуют продукцию потребителям в рамках отечественной экономики, но осуществляют приобретение ресурсов (сырье, материалы, финансовые ресурсы), а также научно-техническое сотрудничество за рубежом.
Стадии вовлечения компаний в международный маркетинг
Первая стадия - неявный (косвенный) международный маркетинг (indirect).
Особенности:
§ продукт, произведенный компанией, реализуется зарубежному потребителю, находящемуся в другой стране;
§ сделка по продаже товара заключается компанией на домашнем рынке;
§ отсутствуют действия со стороны компании по выводу продукции на внешний рынок;
§ покупателями товара с целью его продажи или использования в производственном процессе
на внешнем рынке выступают отечественные и иностранные компании, представляющие торговую, производственную сферы деятельности.
Пример:
•Американская розничная сеть Wal-Mart, в течение нескольких десятилетий активно проводившая закупки товаров на внешних рынках, в марте 2013 г. приняла новые обязательства - перенаправить 250 млрд долл. на покупку товаров, произведенных в США, для продажи через свои глобальные торговые сети.
•Для американских компаний - производителей товаров, воспользовавшихся услугами Wal-Mart, данные сделки будут представлять собой косвенный экспорт.
Вторая стадия – временный (редкий) маркетинг за рубежом (infrequent).
Особенности:
§ компания сама выводит свой товар на внешний рынок и предлагает его посредникам или сразу конечным потребителям.
• компания, как правило, не имеет намерения поддержания постоянного рыночного присутствия за рубежом;
• компания предлагает на отечественном и внешнем рынке аналогичные программы маркетинга;
• изменения в организационной структуре незначительны.
Третья стадия – регулярный маркетинг за рубежом (экспортный).
Особенности:
§ некоторая часть производственных мощностей компании используется для производства на экспорт;
§ компания использует для продвижения за рубежом посредников, торговых представителей, сбытовые филиалы, дистрибьюторские распределительные центры или сервисную службу;
• некоторая адаптация продукта и других маркетинговых инструментов, исходя из специфики целевых внешних рынков (но в масштабах всей маркетинговой деятельности они незначительны);
•частичные изменения в организационной структуре.
Четвертая стадия – многонациональный (мультинациональный, доминирующий международный) маркетинг.
Особенности:
§ значительную часть доходов (и прибыли) компания получает на внешних рынках;
§ мир рассматривается, как ряд национальных рынков с уникальными наборами рыночных характеристик и факторов внешней среды;
§ использование маркетинговых программ, специфичных для каждого отдельного странового рынка (или группы стран);
§ использование различных моделей выхода для отдельных стран- экспортная, инвестиционная, лицензионная - или их сочетание;
§ значительные изменения оргструктуры.
Пример.
• Американская компания Fedders при производстве и сбыте кондиционеров столкнулась с конкуренцией со стороны крупных производителей - Matsushita, Toshiba, Whirlpool. К тому же на зрелом отечественном рынке покупатели приобретали кондиционеры только для их замены. В итоге доходы компании Fedders не всегда покрывали ее издержки. Выход – экспорт продукции в страны Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Азии и Европы, а затем в ее производстве на ряде внешних рынков.
• Fedders использовала сделки по слиянию и поглощению (М&А), совместное производство, лицензионное сотрудничество.
• Перспективы развития – рынки азиатских стран, в т.ч. Китае.
Пятая стадия – глобальный маркетинг.
Особенности:
§ основная часть доходов компании - на внешних рынках;
§ мир рассматривается, как один рынок;
§ получение доходов/прибыли осуществляется через стандартизацию маркетинга (в глобальных масштабах), но с учетом местной специфики (при необходимости);
§ маркетинговые исследования направлены на выявление общности в потребностях потребителей достаточно большого числа стран для разработки решений маркетинг-микса;
§ оргструктура поддерживает централизацию решений в штаб-квартире компании или в крупных региональных ее подразделениях (европейском, азиатском, латиноамериканском и т.п.).
Пример.
Примерами компаний, находящихся на стадии глобального маркетинга, являются:
- компании, производящие высокотехнологичные товары;
- широкоизвестные компании Соса-Со!а. Sony Corp., Levis;
- российские филиалы европейских компаний (<<Автофрамос» - Renault, «Автотор - BMW, PSA).
Схема EPRG
Пять стадий вовлечения в международный маркетинг можно сгруппировать, исходя из:
1. Международной ориентации компании;
2. Подхода, концепции к разработке решений международного маркетинга:
- расширенного национального рынка;
- многонационального рынка;
- глобального рынка.
Схема EPRG используется для раскрытия концепции международного маркетинга:
- этноцентрическая;
- полицентрическая;
- региоцентрическая;
- геоцентрическая ориентация международного маркетинга.
Этноцентрическая ориентация – расширение национального рынка
Этноцентрическая ориентация – включает неявный, временной, регулярный экспортный маркетинг.
Особенности.
• Международное развитие рассматривается как вторичное по отношению к «внутренней экспансии», а внешний рынок как «поглотигель» излишков продукции, дополнение к рынку своей страны.
• Маркетинговые решения, разработанные для внутреннего рынка, при незначительных корректировках распространяются на другие страны.
• Подход к зарубежным покупателям аналогичен подходу к покупателям компании в своей стране. Реализуется идея, что если товар востребован в нашей стране, то он найдет потребителей в других странах.
• Чтобы эта концепция реализовалась в доходы (и прибыль) компании, ее товары выводят на схожие с внутренним страновые рынки, где большая вероятность найти потребителей с характеристиками и потребностями, близкими к потребителям страны происхождения компании
• Часто это соседние страны, имеющие общие «исторические корни», схожесть в уровне экономического развития.
• Компании малого и среднего бизнеса часто начинают свою международную маркетинговую деятельность, руководствуясь концепцией расширенного национального рынка.
Полицентрическая ориентация – концепция многонационального маркетинга
Четвертой стадии вовлечения в международный маркетинг - свойственна концепция многонационального маркетинга – полицентрический подход
Особенности:
- учет особенности потребностей потребителей различных целевых стран и регионов;
- акцент ставится на различия между рынками отдельных стран, что обусловливает высокую степень децентрализации при принятии решений международного маркетинга.
Геоцентрическая/регионцентрическая ориентация –концепция глобального рынка
• Концепция глобального рынка непосредственно связана с характеристиками такой стадии вовлечения компании в международный маркетинг, как глобальный маркетинг.
• В зависимости от того, где компания будет искать сходство в потребностях потребителей на общемировом уровне или на уровне крупных регионов мира, возможна, соответственно, геоцентрическая или региоцентрическая ориентация.
• Решения международного маркетинга во многом стандартизированы, что обусловливает использование централизованного подхода к их планированию.