Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 2
КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1. Понятие «субъект науки». Субъект исследования.
2. Объект и предмет науки. Объект и предмет исследования.
3. Естественный и искусственный язык науки.
4. Понятие «знания». Теоретический и эмпирический уровень научного
познания. Понятие «научный факт».
5. Понятие «метод исследования».
Научное познание, как деятельность по получению объективных знаний
о
действительности
на
основе
рациональных
способов
изучения
идеализированных объектов, включает в себя следующие компоненты:
субъект науки;
объект и предмет науки;
язык науки;
сумма знаний;
система методов и приѐмов исследования.
Субъект науки – это индивид или научный коллектив, исследующий
свойства и отношения объектов.
Понятие «субъект науки» следует отличать от понятия «субъект
исследования».
Субъект исследования – это человек или группа лиц, обладающие
определенными социальными, психологическими и иными свойствами,
выбранные для изучения в качестве объекта познания.
Объект науки – та сторона действительности, на изучение которой
направлена данная наука.
Любое явление, процесс или отношение реальности могут быть
объектами изучения различных наук. При этом каждая из наук изучает данное
явление лишь с той стороны, которая определяется спецификой этой науки.
Например, движения, выполняемые человеком, являются объектом
изучения анатомии, биомеханики, биохимии, физиологии, эргономики,
методики физической культуры и др.
В свою очередь, любая наука может иметь множество объектов
исследования. Так, объектом теории физической культуры являются:
процесс обучения технике физических упражнений;
процесс
направленного
совершенствования
двигательных
способностей;
процесс
проведения
физкультурных
занятий
оздоровительной
направленности;
процесс подготовки спортсменов к соревнованиям.
В отличие от объекта науки еѐ предмет всегда специфичен и
однозначен.
Предмет науки – это та сторона объекта, на изучение которой
направлены конкретные исследования в данной области научных знаний.
Различные науки, изучающие один и тот же объект, имеют различные
предметы познания. Так, несмотря на то, что объектом изучения анатомии,
физиологии и медицины является организм человека, предметом изучения
анатомии является строение организма, предметом физиологии – функции
клеток, тканей, органов и систем, а предметом медицины – способы
диагностики и лечения организма при различных заболеваниях.
Понятие «предмет науки» является более широким, чем объект и
предмет конкретного исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее
проблемную ситуацию и выбранное для конкретного изучения.
Предмет исследования – всѐ то, что находится в границах объекта
исследования в определенном аспекте рассмотрения. Т. о., предметом
исследования являются элементы, стороны, свойства и отношения объекта,
изучаемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.
Одним из компонентов научного познания является язык науки.
В
научной
деятельности
помимо
естественного
языка
широкое
распространение получили искусственные языки (языки формул и символов).
Естественные языки – это универсальное средство коммуникации и обмена
информацией, характеризуются многозначностью, неточностью, образностью
и динамичностью.
Достоинство искусственных языков в том, что они, используя символы,
знаки и формулы, позволяют точно передавать содержание информации,
устанавливая однозначные правила оперирования этими символами.
Вместе с тем, возможности искусственных языков всегда ограничены.
Только совместное использование естественного и искусственного
языков позволяет полно и точно фиксировать результаты человеческого
мышления.
Ещѐ одним из важнейших компонентов научного познания является
сумма знаний.
Знание – результат процесса познания, процесса изучения человеком
окружающей материальной действительности; это совокупность научных
понятий и представлений об окружающем мире, фактах действительности:
отражение характеристик реальности в виде представлений, понятий,
суждений, теорий.
В зависимости от преимущественного способа получения знаний
выделяют два уровня познания: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, а
рациональное познание и его формы (понятия, суждения и др.) имеют
подчиненное значение.
Содержанием эмпирического познания является сбор фактов, их
первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных,
их систематизация, классификация.
Факт – это знание о каком-либо событии или явлении, достоверность
которого доказана.
Теоретический
уровень
научного
познания
характеризуется
преобладанием рационального способа познания, в то время как чувственное
познание становится подчиненным. Рациональное познание осуществляется
при помощи системы абстракций (понятий, умозаключений, теорий, законов
и др.).
Завершая лекцию, посвященную характеристике компонентов научного
познания, необходимо отметить, что конечный результат любой научной
деятельности зависит не только от того, кто действует (субъект науки) или
от того, на что направлена деятельность (объект и предмет исследования), но
и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приѐмы и
средства при этом применяются.
Методы исследования – один из основных компонентов научного
познания. В науке понятие «метод» означает систему предписаний,
принципов,
правил
и
приѐмов,
которые
должны
направлять
исследователя в процессе решения конкретной задачи.
Основная функция метода – организация и регулирование процесса
познания.
Метод обусловлен предметом исследования.
Методика – система и последовательность действий исследования,
средств (инструментов, приборов, обстановки), позволяющая решить
исследовательскую задачу.
С помощью методики фиксируют характеристики поведения и
воздействуют на объект исследования.