Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Коммуникативные качества речи

  • 👀 525 просмотров
  • 📌 513 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Коммуникативные качества речи» docx
Лекция 3. Коммуникативные качества речи Коммуникативные качества речи - это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, выразительность, богатство, краткость и ясность. Правильность речи – коммуникативное качество речи, при котором обеспечивается соответствие нашей речи нормам русского литературного языка. Точность речи – коммуникативное качество речи, которое обеспечивает взаимопонимание людей в наибольшей степени. Различают 2 вида точности речи: фактическую (предметную) и коммуникативную (понятийную). Особенно важно для выработки точности речи знание синонимических возможностей языка, умение выбрать из синонимического ряда самое нужное, самое точное слово. ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ Логичность речи – коммуникативное качество речи, которое предполагает создание последовательного, непротиворечивого доказательного высказывания. Логична та речь, которая не противоречит законам логики: 1. закону тождества: в процессе определенного рассуждения всякое понятие или суждение должно оставаться тождественным самому себе, т.е. не подменяться другим; 2. закону достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснованной, доказанной; 3. закону противоречия: два противоположных суждения об одном предмете не могут быть истинными в одном и том же высказывании; 4. закону исключенного третьего: из двух противоположных суждений об одном и том предмете одно обязательно лишнее. Большое значение для создания логичности связного текста имеет деление его на отдельные отрезки речи (абзацы на письме), которые должны содержать ясно сформированный тезис и его четкую, строгую аргументацию. На уровне целого текста логичность зависит от его композиции. ЯСНОСТЬ РЕЧИ. Ясность речи – это отсутствие в ней двусмысленности, восприятие текста именно в том значении, которое подразумевалось говорящим. Она зависит от правильности и точности словоупотребления. КРАТКОСТЬ РЕЧИ. Краткость речи – коммуникативное качество речи, которое выражается в умении передать мысль наименьшим количеством слов языковых средств. Причинами, нарушающими краткость речи, является речевая избыточность, т.е. повторная передача одной и той же мысли. Речевая избыточность может принимать форму плеоназмов – употребление ненужных уточняющих слов. Разновидностью плеоназмов является тавтология – повторное обозначение другими словами уже названного понятия. УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ. Уместность речи – коммуникативное качество речи, которое предполагает подбор и организацию языковых средств, отвечающих целям и условиям общения. Различают уместность стилевую, контекстуальную и личностнопсихологическую. Стилевая уместность проявляется в умении учитывать специфику, закономерности отбора и употребления языкового материала в соответствии с используемым для создания текста стилем. Уместность контекстуальная - нельзя соединять в одном высказывании слова различной стилистической окраски. Уместность личностно-психологическая - нельзя в разговоре допускать слова и выражения, которые бы травмировали собеседника или унижали его достоинства. ЧИСТОТА РЕЧИ. Чистота речи – отсутствие в речи некодифицированных языковых средств; слов, оскорбляющих нравственность собеседников, слов-паразитов, слов-сорняков. БОГАТСТВО РЕЧИ. Богатство речи – коммуникативное качество речи, которое предполагает максимальное разнообразие использующихся в речи языковых средств. Признаки богатой речи: разнообразие словаря, синтаксических структур, грамматических и словообразовательных форм, с помощью которых можно передать тончайшие оттенки мысли; самобытность. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ. ТРОПЫ И ФИГУРЫ. Выразительность речи – коммуникативное качество речи, которое характеризует речь как яркую, образную, интересную для собеседника, это создается за счет использования тропов и фигур. К тропам относятся: эпитеты, сравнения, метафоры, метонимия, синекдоха. К фигурам - гипербола, антитеза, инверсия, повторы разных типов.
«Коммуникативные качества речи» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot