Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Коммуникационные модели. Понятие коммуникационных моделей. Исторические этапы развития

  • 👀 755 просмотров
  • 📌 686 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Коммуникационные модели. Понятие коммуникационных моделей. Исторические этапы развития
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Коммуникационные модели. Понятие коммуникационных моделей. Исторические этапы развития» pdf
Лекция 4 Коммуникационные модели. Понятие коммуникационных моделей. Исторические этапы развития. Информационное обеспечение коммуникационного процесса. Понятие социальная, массовая. Информация как научно-ресурсного потенциала. Для хозяйственной деятельности предприятия необходимы материальные, трудовые, финансовые, энергетические и другие ресурсы. Однако для обеспечения эффективного их использования нужна информация о том, как распорядиться ими. По мере развития общества информационное обеспечение становится все более важным, а информация рассматривается как экономическая категория и стратегический ресурс предприятия. Информационный ресурс это имеющийся объем информации предприятия для принятия эффективных управленческих решений. Успешной деятельности предприятия способствует многосторонняя и взаимосвязанная информация, образующая единую систему. Информационная система - это комплекс индивидов, процедур и методов сбора, накопления, обработки, передачи и использования информации в управленческих решениях. Информационная система состоит из взаимосвязанных компонентов: • специалистов по сбору и обработке информации; • методических приемов получения и обработки информации (в том числе компьютерных технологий); • оборудования по сбору, обработке и хранению информации; • выводов и рекомендаций на основе анализа информации. Одним из главных блоков данной системы является информация, различные типы которой указаны в таблице 1. Таблица 1. Классификация информации, используемой на предприятии Признак Тип информации Комментарий классификации Характер 1. Оперативная Срочная, используемая в использования оперативном планировании или для принятия неотложных управленческих решений 2. Стратегическая Используемая в стратегическом планировании и определении общих концептуальных направлений развития Место сбора 1. Внутренняя Собираемая на предприятии его специалистами 2. Внешняя Полученная за пределами предприятия, но используемая им в управленческих решениях Источник 1. Первичная Собранная впервые для какой-либо цели получения 2. Вторичная Уже существующая, собранная для 1 Назначение Время поступления различных целей, но используемая для конкретных управленческих решений 1. Справочная Вспомогательная, предназначенная, в основном, для служебных целей 2. Нормативная Нормы и нормативные акты 3. Аналитическая Полученная в результате изучения потока информации на основе анализа динамических рядов, группировок и т. д. 4. Представленная в виде рекомендаций на Рекомендательная основе анализа информации, прогнозов и сценариев 5. Сигнальная Предупреждающая о возможных изменениях, позволяющая гибко реагировать на ожидаемые изменения 6. Регулирующая Сообщающая об изменениях ситуации на рынке и о корректировках в связи с этим плана 1. Постоянная Поступающая непрерывно, без существенных промежутков времени 2. Переменная Поступающая с определенными промежутками времени 3. Спорадическая Собираемая по мере необходимости Информация, используемая в управленческих решениях, должна быть: – достоверной, аргументированной и полной; – непрерывной, систематической, что требует ее постоянного накопления в достаточном объеме и обновления; – комплексной, отражающей состояние рынка, внешнюю среду, возможности предприятия; – оперативной, своевременной и качественной. Получение информации осуществляется при помощи кабинетных и полевых исследований. Кабинетные исследования предполагают анализ собранных ранее данных из внутренних и внешних источников. Полевые исследования представляют собой специальные маркетинговые исследования, проводимые с целью сбора первичной информации. Основными методами сбора первичных данных являются: опрос, наблюдение, эксперимент, моделирование. Опрос – это устное или письменное обращение к респондентам с целью выявления мнений и действий путем диалога, содержание которого вытекает из проблем исследования. Классификация опроса представлена в таблице 2. Таблица 2. Классификация опроса для получения информации Признак Вид опроса Комментарий 2 классификации Источник 1. Массовый информации Источником информации выступают различные категории респондентов 2. Источником являются Специализированный компетентные лица, чья профессиональная деятельность связана с предметом исследования Частота 1. Разовый Проводится один раз с конкретной проведения (точечный) целью 2. Повторный Проводится через определенные интервалы для уточнения и получения данных Степень охвата 1. Сплошной Проводится, когда круг респондентов ограничен (потребители товаров производственного назначения) 2. Выборочный Опрашиваемая группа респондентов отбирается на основе специальных приемов, признаков Форма опроса 1. Анкетирование: Заполнение заранее а) индивидуальное подготовленных бланков с б) групповое перечнем вопросов в) очное г) заочное 2. Интервьюирование Личное общение с респондентом, когда интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы Наблюдение – изучение поведения объекта исследования в естественной (реальной) обстановке. Наблюдение может быть полевым лабораторным, скрытым и открытым. Полевое проводится в естественной обстановке. Например, наблюдается поведение покупателя в магазине, ресторане и т. д. Лабораторное проводится в искусственно созданной обстановке применением технических средств. Эксперимент – это изучение поведения объекта в специально созданных условиях и исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Один из наиболее распространенных и результативных экспертных методов оценки информации от узкого круга лиц, авторитетных специалистов – "Дельфи-метод". Суть его заключается в том, что исходной предпосылкой для него является гипотеза, т. е. обработанное коллективное мнение экспертов, обладающих соответствующими знаниями. 3 Технология этого метода состоит в том, что на его первом этапе формируется представительная группа экспертов, в состав которой входят специалисты различного профиля. Число экспертов может варьироваться в пределах от 15 до 50 человек. На втором этапе экспертам выдается анкета, которую они должны заполнить. На третьем этапе полученные ответы обрабатываются, исчисляются средние величины, показатели колеблемости. На четвертом этапе определяется конечный результат, который и считается экспертным. Другой экспертный метод - "мозговой штурм". Суть его состоит в отборе групп квалифицированных специалистов, которые делают оценки и выводы в ходе обсуждения проблемы. Разновидностью "мозгового штурма" служит метод 6.3.5. Он означает, что группа состоит из 6 человек, каждый из которых должен дать как минимум 3 предложения, на что отводится 5 минут. Каждый из участников развивает высказанные идеи, а в конечном итоге рассматриваются 18 исходных предложений, дополненных и усовершенствованных участниками обсуждения. Затем отбирается оптимальный вариант. Иногда в практике исследований применяется метод синектики (соединение различных, не соответствующих друг другу, элементов). Для оценки идей используется балльная оценка и шкалирование. Принимается идея, получившая поддержку большинства. В зарубежной практике распространен такой экспериментальный метод, как логико-смысловое моделирование проблем. Специалистам предприятия предлагается выделить наиболее важные проблемы, затем они ранжируются, выявляется их приоритетность и важность, т. е. определяется их рейтинг. Моделирование – это построение математической, графической или иной модели контролируемых и неконтролируемых факторов, определяющих стратегию и тактику фирмы. К наиболее известным моделям относятся: – стохастическая (или вероятностная). Основывается на предположении, что последние покупки определяют будущее поведение потребителя на рынке, и используется при прогнозировании спроса; – линейно-экспериментальная. Применяется для моделирования потенциального спроса на конкретные товары. Обеспечение безопасности информационной системы предприятия означает ее защищенность от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс функционирования, а также от попыток хищения, модификации или разрушения ее компонентов. Основными объектами информационной безопасности являются: – информационные ресурсы, содержащие сведения коммерческой тайны, в виде документированных информационных массивов и баз данных; – средства вычислительной и организационной техники; 4 – программное обеспечение; – автоматизированные системы управления предприятием; – системы связи; – технические средства сбора, регистрации, передачи и обработки данных. Особую опасность для предприятия в условиях острой конкуренции представляет промышленный шпионаж. Для получения информации конкуренты могут использовать следующие способы: – перехват электронных излучений; – применение подслушивающих устройств (закладок); – дистанционное фотографирование; – перехват акустических излучений и восстановление текста принтера; – хищение носителей информации и производственных отходов; – считывание данных в массивах других пользователей; – копирование носителей информации с преодолением мер защиты; – незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи; – злоумышленный вывод из строя механизмов защиты. Особым объектом, привлекающим внимание конкурентов, является офис или комната для переговоров. Для обеспечения защиты информационных ресурсов предприятия применяются методы: Препятствие – метод физического преграждения пути к защищаемому объекту (аппаратуре, компьютеру, офису и т. п.). Управление доступом - совокупность организационных мер по ограничению доступа к информации. Это: – идентификация пользователей (присвоение каждому объекту персонального идентификатора); – аутентификация (установление подлинности объекта или субъекта); – проверка полномочий (соответствие дня, времени запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту); – создание условий работы в пределах установленного регламента; – регистрация и протоколирование; – реагирование при контакте несанкционированных действий (сигнализация, отключение, отказ в запросе). Маскировка - криптографическое закрытие. Регламентация – условия, при которых возможность несанкционированного доступа к информации сводится к минимуму. Принуждение – вынужденность пользователей и персональной системы соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности. Для защиты информации на предприятиях создаются специальные группы инженерно-технической защиты. На некоторых предприятиях разрабатываются специальные системы безопасности (охраны) объектов 5 информации. Коммуникационные модели. Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной и учебной литературе. Большинство из них было создано в XX в. Модели коммуникационного процесса — это своеобразный алгоритм, познавательная процедура, способствующая пониманию того, как реально осуществляются процессы коммуникации. Схематизированное, смоделированное отражение реального коммуникационного процесса позволяет понять его механизмы, элементы, прохождение информации по элементам коммуникационной системы, цели коммуникатора и особенности адресата. Каждая из моделей описывает какие-либо аспекты коммуникационного процесса: как происходит процесс передачи информации; каковы цели и намерения адресанта; кому она предназначена, кто адресат; можно ли управлять коммуникацией; кто влияет на отбор информации; каковы взаимосвязи вербальной и невербальной. На протяжении всей истории исследований коммуникации предложено множество коммуникативных моделей. Термин «модель коммуникации» рассматривают как графическое средство передачи сути сложного и абстрактного процесса коммуникации. Графические модели имеют ряд преимуществ. Они наглядно объясняют процессы коммуникации с позиций разных наук и сфер деятельности, систематизируют понятия, позволяют прогнозировать результаты. Д. Брайант и С. Томпсон различают две группы графических моделей: модели, описывающие различные коммуникативные процессы, и модели, объясняющие последствия медиавоздействия. 1) Модели, описывающие различные коммуникативные процессы подразделяются на: — линейные (модель Шеннона), основанные на схеме «стимул— реакция», согласно которой получатель испытывает воздействие (реакция) сообщения (раздражитель), исходящего из источника информации. В данном случае процесс коммуникации представляется как односторонний или однонаправленный, в виде последовательности этапов передачи информации от коммуникатора реципиенту. — интерактивные (модель Шрама), представляющие коммуникацию в виде интерактивного процесса. Коммуниканты в данном случае выполняют одни и те же функции. Каждый из них, отправляя информацию, 6 одновременно является кодировщиком, интерпретатором и дешифровщиком сообщения. Модели этого типа отражают коммуникацию как процесс, посредством которого происходит формулировка, обмен и интерпретация сообщений; — транзактные — интерактивные модели, которые не только раскрывают механизм процесса коммуникации, но и учитывают характер сообщения, психологическую ориентацию потребителя, особенности канала передачи сообщения. Основные составляющие модель процессы — формулировка сообщения, интерпретация сообщения, обмен сообщениями, а также взаимосвязь этих процессов. 2) Модели, объясняющие последствия медиавоздействия (описывающие воздействие, оказываемое опосредованной коммуникацией): — модели индивидуального воздействия, которые служат для описания непосредственного воздействия массовой коммуникации. Одной из наиболее эффективных моделей этой группы можно считать психологическую модель Комстока, которая была использована для определения ментальных процессов, происходящих при просмотре телепередач. Предполагается, в частности, что поведение персонажей передач может оказывать влияние на поведение зрителей в той мере, в которой оно обусловливается его значимостью или психологической важностью для последнего. Таким образом, делается вывод о возможности управления поведением зрителя посредством СМИ. Другая модель — модель когнитивной (ментальной) обработки Торсона построена на основе учета факторов, определяющих потенциальную силу воздействия телевизионных рекламных сообщений: заинтересованность и внимание зрителя по отношению к ролику, особенности памяти и т.п.; модели воздействия на социальном уровне, например, модель медиазависимости Де Флера и Болл-Рокеша, отражают отношения между массмедиа (информационной системой) и обществом (социальной системой). Уровень зависимости индивида от СМИ связаны с показателями стабильности общества и отношения к источнику информации. • • • • • МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: линейные и нелинейные; двухступенчатые и многоступенчатые; циркулярные, диффузные, лингвистические; модели, описывающие массовую и межличностную, вербальную и невербальную коммуникации; рекламные и PR-коммуникации. 7
«Коммуникационные модели. Понятие коммуникационных моделей. Исторические этапы развития» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 75 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot