Коммерческие организации как субъект предпринимательской деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3 Коммерческие организации как субъект предпринимательской
деятельности
3.1. Сущность терминов «организация» и «предприятие»
Производство товаров и услуг может осуществляться с образованием и без
образования юридического лица.
Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим
обязательствам этим имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде.
Обособленное имущество – это имущественный комплекс, необходимый для
производственного функционирования. В практике хозяйственной деятельности
имущественный комплекс рассматривается как совокупность принадлежащих одному
собственнику (организации) объектов недвижимости, включающих в себя земельный
участок (или несколько участков) с совокупностью функционально связанных между
собой зданий, сооружений, передаточных устройств, технологического оборудования, а
также хозяйственный инвентарь, сырье, производственные товары, полученные в
результате производственного процесса доходы, права требования, права долга, а также
нематериальные активы.
Предприятие – это целостный технологический комплекс с замкнутым
производственным циклом, т. е. имущественный комплекс, включающий элементы,
позволяющие
субъекту
предпринимательской
деятельности
самостоятельно
производить продукцию и тем самым систематически получать прибыль. Набор
элементов имущественного комплекса зависит от профиля деятельности, финансовоэкономических, территориальных и иных условий функционирования предприятия.
Одновременно
термин
«предприятие»
используется
для
обозначения
определенного вида объектов права. В этом смысле предприятие (cт. 132 ГК РФ) – это
производственно-хозяйственный комплекс, имущество которого полностью обособлено
от имущества организации – это базовый компонент инфраструктуры организации (рис.
3.1).
В
соответствии
с
действующим
гражданским
законодательством организация признается
юридическим
лицом
только
после
государственной регистрации в установленном порядке и должна обладать
определенными присущими ей признаками, без которых она не может не только быть
признана юридическим лицом, но и участвовать в законном хозяйственном обороте.
Рисунок 3.1 - Предприятие как объект и субъект права
1
Основные признаки, характеризующие организацию как юридическое лицо,
следующие:
- наличие обособленного имущества, обеспечивающее материально-техническую
возможность функционирования организации, ее экономическую самостоятельность и
надежность;
- способность выступать от своего имени, т. е. в соответствии с законодательством
заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами,
потребителями продукции (работ, услуг), поставщиками всех видов (сырья, материалов,
топлива, энергии, комплектующих изделий и т. п.), с гражданами и другими
юридическими и физическими лицами;
- право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также
быть ответчиком в суде (арбитражном суде) при невыполнении обязательств в
соответствии с законодательством и договорами;
- наличие требуемого законодательством регистрационного свидетельства, а в
специально оговоренных случаях и лицензии на право осуществления тех или иных
конкретных видов деятельности.
Организация как юридическое лицо должна иметь самостоятельный баланс,
правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг),
своевременно представлять установленную государственными органами отчетность.
Становление и развитие общего рынка не только открывает перспективы в плане
экономического взаимодействия, но и вносит в устоявшуюся отечественную
терминологию ряд понятий, не предусмотренных ГК РФ. Одно из таких понятий –
компания.
Компания (companu) – коллективный субъект, созданный на основании договора,
заключенного между несколькими лицами (юридическими или физическими), которые
решили объединить свои денежные средства, имущество или предприятия для получения
прибыли. Формы компаний очень разнообразны и каждая из них характеризуется особым
типом отношений между ее членами и отношений с партнерами. Но им всем свойственны
следующие основные элементы: собственное юридическое лицо, отличающееся от
юридического лица ее членов; название компании (фирмы); юридический адрес;
имущество (активы или акционерный капитал); органы управления и контроля; договор о
создании компании; цель – получение прибыли; неприкосновенность капитала компании
(члены не могут перераспределять между собой в форме прибыли имущество, которое
является собственностью компании и на которое могут иметь права кредиторы компании);
при учреждении коммерческих компаний обязательная регистрация в установленном
порядке.
Как видим, термин «компания» полностью адекватен отечественному термину
«коммерческая организация» и оба термина могут употребляться как синонимы.
Коммерческая организация (компания) может иметь в своем составе не одно
предприятие (единый имущественный комплекс), осуществляющее предпринимательскую
деятельность внутри организации (компании), а несколько.
В соответствии с Российским законодательством организации разделяются на две
группы: некоммерческие и коммерческие.
Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица,
которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
и не распределяют полученную прибыль между участниками. Основными формами
некоммерческих организаций являются: потребительский кооператив, общественные
организации, общественные движения, ассоциации и союзы.
Потребительский кооператив создается на основе добровольного объединения
граждан и юридических лиц для удовлетворения материальных и иных потребностей
участников путем создания единства имущественных паевых взносов.
2
Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между членами
кооператива. Устав потребительского кооператива должен содержать: 1) наименование
(включает указание на основную цель деятельности и слова «кооператив»,
«потребительский союз», «потребительское общество»); 2) место нахождения; 3) порядок
управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления и порядок
принятия решений; 4) размер паевых взносов, порядок их внесения и ответственность; 5)
порядок возмещения членам кооператива понесенных ими убытков. Виды таких
кооперативов – ЖСК, ГСК и т. д.
Общественные организации – добровольные объединения граждан на основе
общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
Участники не отвечают по обязательствам организации, а организация – по
обязательствам участников. Предпринимательская деятельность допускается в
соответствии с целями организации, например, продажа книг Союзом писателей.
Общественным движением является состоящее из участников общественное
объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные
цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан,
основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном
членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных,
интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не
противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
3.2. Организационно-правовые формы коммерческих организаций
Многообразие форм собственности является основой для создания различных
организационно-правовых форм организаций. По действующему Российскому
законодательству существуют различные организационно-правовые формы
коммерческих организаций.
В зависимости от того, кто владеет организацией, определяется и форма
собственности. Законодательство РФ предусматривает следующие формы
собственности: частная, государственная, собственность общественных организаций
(объединений) и смешанная.
В состав частной собственности включают:
а)
собственность граждан-физических лиц, включая имущество личных
подсобных хозяйств, транспортные средства и недвижимое имущество;
б) собственность объединения граждан (полные товарищества);
в)
собственность групп физических лиц – товариществ с ограниченной
ответственностью, акционерных обществ (закрытых и открытых, собственность
кооперативов);
г)
собственность предпринимательских объединений (хозяйственных
обществ и товариществ, концернов, холдингов, ассоциаций, союзов и пр.);
д) смешанную собственность граждан и юридических лиц.
Государственную собственность образуют объекты:
а) федеральной (РФ) собственности;
б)
собственности субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных
округов и городов Москвы и Санкт-Петербурга);
в) муниципальной (районов, округов, префектур) собственности.
Смешанная собственность образуется как комбинация из разных форм
собственности. Организации (компании) со смешанной экономикой – это компании, в
которых государство или какой-либо государственный орган объединяются с частным
капиталом по различным причинам, например, участие государства в частной
компании, деятельность которой отвечает государственным интересам, или чтобы
3
контролировать и направлять ее общую политику и др. Государство, участвуя в таких
компаниях, стремится не столько к получению прибыли, сколько к тому, чтобы
направить политику этих организаций.
По форме собственности организации могут быть подразделены на частные и
общественные.
Организации частного сектора экономики различаются в зависимости от того,
одно или несколько лиц являются ее владельцами, от ответственности за ее
деятельность, способа включения единоличных капиталов в общий капитал
организации. Общественный сектор экономики – это государственные (федеральные и
субъектов федерации) и муниципальные предприятия (имеется в виду не столько тот
факт, что государство выступает в качестве предпринимателя, сколько обстоятельство,
что государственные или общественные предприятия функционируют на принципах
предпринимательства).
Индивидуальный предприниматель (ИП) – дееспособный гражданин
самостоятельно, на свой риск и под личную индивидуальную ответственность
осуществляет предпринимательскую деятельность и зарегистрирован для этих целей в
установленном порядке.
ИП несет полную ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с ГК РФ обращено
взыскание. Это означает, что взыскание по долгам ИП может быть наложено и на его
личное имущество, не участвующее в предпринимательской деятельности.
Государственная регистрация в качестве ИП происходит без образования
юридического лица, но он является полноправным участником гражданского оборота,
поэтому к нему применяются правовые нормы, регулирующие деятельность
коммерческих организаций. ИП может после уплаты налогов распоряжаться
полученной прибылью по своему усмотрению. Для него предусмотрена упрощенная
форма системы налогообложения, заключающаяся в ежеквартальной уплате налогов
на декларируемый самим ИП доход. Личные доходы ИП облагаются налогом,
взимаемым так же, как подоходный налог с граждан.
Индивидуальный предприниматель имеет право создавать коммерческие
организации. После регистрации в качестве коммерческой организации ИП можно
нанимать, увольнять работников. Он может вкладывать свой капитал в другие сферы
деятельности, извлекая из этого прибыль. Количество и стоимость имущества,
принадлежащего ИП, законом не ограничена. В частной собственности могут
находиться земельные участки предприятия, имущественные комплексы, здания,
сооружения, оборудование, ценные бумаги и т. д. ИП может быть участником полных
товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (в форме
простого товарищества).
Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя утрачивает силу и деятельность его прекращается с момента:
- вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя
несостоятельным (банкротом);
- получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об
аннулировании его государственной регистрации и качестве предпринимателя и ранее
выданного ему свидетельства о регистрации;
- смерти гражданина;
- признания гражданина по решению суда недееспособным или ограниченно
дееспособным (в случае отсутствия согласия попечителя на занятие подопечным
гражданином предпринимательской деятельностью).
ИП, который не в состоянии удовлетворять требования кредиторов, связанные с
осуществлением предпринимательской деятельности, может быть по решению суда
4
признан не состоятельным (банкротом).
Индивидуальное предпринимательство является приоритетным для людей,
способных единолично контролировать процесс принятия решений. Преимущество
единоличного владения – оплата только подоходного налога, что делает его бизнес
более устойчивым и привлекательным, а также самостоятельность в распределении
прибыли. Важным преимуществом индивидуального бизнеса является его
мобильность при изменении направлений деятельности.
Коммерческие организации делятся на три крупные категории: организации,
объединяющие отдельных граждан (физических лиц); организации, объединяющие
капиталы и государственные унитарные предприятия. К первым относятся
хозяйственные товарищества и производственные кооперативы. Гражданский
кодекс четко
разделяет
товарищества
–
объединения
лиц,
требующие
непосредственного участия учредителей в их деятельности, общества – объединения
капитала, не требующие такого участия, но предполагающие создание специальных
органов управления. Хозяйственные товарищества могут существовать в двух формах:
полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).
В полном товариществе (ПТ) все его участники (полные товарищи)
занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут
полную материальную ответственность по его обязательствам. Каждый участник
может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не
установлен иной порядок. Прибыль полного товарищества распределяется между
участниками, как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По
обязательствам полного товарищества его участники несут солидарную
ответственность своим имуществом.
Товариществом на вере, или коммандитным товариществом (ТВ или КТ),
признается такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются и
участники-вкладчики (коммандитистов), которые не принимают участия в
предпринимательской деятельности товарищества и несут ограниченную
материальную ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов. По существу
ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.
В полном товариществе и товариществе на вере доли имущества не могут быть
свободно переуступлены, все полноправные члены несут безусловную и солидарную
ответственность по пассиву организации (отвечают всем своим имуществом).
Хозяйственные товарищества (ХТ), как и хозяйственные общества (ХО),
представляют собой коммерческие организации с разделенными на доли (вклады)
учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Различия между ХТ и
ХО проявляются, применительно к их более конкретным формам, в способах их
образования и функционирования, в характеристиках их субъектов по степени
материальной ответственности этих субъектов и т. д. В самом общем виде все эти
различия можно трактовать в контексте соотношения партнерства корпораций.
Производственный кооператив (ПрК) представляет собой добровольное
объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной
хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и
объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Особенностями ПрК являются приоритетность производственной деятельности и
личного трудового участия его членов, разделение имущества ПрК на паи его членов.
Но чисто самоуправляющиеся компании проигрывают предпринимательским
по целому ряду позиций: в дополнение к слабой и, возможно, обратной реакции на
рыночные сигналы в краткосрочном плане они склонны к «недоинвестированию», т. е.
к проеданию своих прибылей; в долгосрочной перспективе они консервативны в
5
рискованных проектах и внедрении технических новшеств.
Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого
состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и,
соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут
материальную ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерные общества делятся на публичные и непубличные (ПАО
и АО).
Участники ПАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само
общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их
свободную продажу. В АО акции распространяются по закрытой подписке только
среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество
учредителей в Российском законодательстве ограничивается 50 лицами.
Но есть и третья, «гибридная» категория – общество с ограниченной
ответственностью, которая одновременно относится и к организациям, объединяющих
отдельных лиц, и к организациям, объединяющим капиталы.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество,
уставный капитал которого разделен на доли участников, которые несут
материальную ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В отличие от товариществ в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий
текущее руководство его деятельностью.
Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы организации
Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель,
во-первых, определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в
зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности,
круга партнеров, существующего законодательства. Предприниматель планирует
осуществлять ряд разовых деловых проектов или его идея сводится к долговременному
повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях
предпринимательская идея может осуществляться изолированно от обязательных
партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к
примеру, организация консультационной фирмы), в других – такая кооперация
необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры).
Говоря о типе организаций, сначала подразумевается способ принятия решений, а
затем – форма собственности. Согласно этому критерию выделяют два типа организаций:
- самоуправляющиеся – производственные структуры, в которых решения,
касающиеся деятельности организации, принимаются на коллективной основе. В состав
правления организации входят представители коллектива работающих. Такой тип
организаций характерен для скандинавских стран;
- предпринимательские организации – производственные структуры, в которых
предприниматель берет на себя функцию единоличного принятия решений.
Правовая форма организации, ее права и обязанности закрепляются в уставе.
Устав – свод правил, регулирующих деятельность организации, их
взаимоотношений с другими организациями и гражданами и обязанности в сфере
предпринимательской деятельности. Он принимается (одобряется, утверждается)
исключительно учредителем. Если в качестве таковых выступает группа лиц, то устав
рассматривается и принимается всеми учредителями на общем собрании (конференции).
Это находит отражение в учредительном договоре. Устав и договор подписывают все его
участники.
Эти документы (плюс протокол собрания или конференции учредителей)
необходимы для государственной регистрации, учреждаемой организации и внесения его
в государственный реестр.
6
Устав является важным юридическим документом и к его составлению нужно
относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из
требований законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации,
которыми определяются права собственности, а также права и обязанности организаций в
процессе осуществления предпринимательской деятельности.
В уставе коммерческой организации должны быть отражены следующие
положения:
- наименование организации с указанием организационно-правовой формы,
фамилия собственника имущества и название предприятия. В наименовании организации
могут не фигурировать указания на вид хозяйственной деятельности, т. е.
«коммерческое», «производственное»;
- данные об учредителе (учредителях). Если в создании организации приняли
участие несколько членов семьи – их фамилии, имена, отчества, места жительства;
- адрес организации;
- предмет и виды деятельности;
- порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество
организации;
- порядок распределения прибыли и покрытия убытков;
- управление организацией и компетенция органов управления;
- условия ликвидации и реорганизации организации.
Учредительный договор, являясь учредительным документом юридического лица,
вступает в силу с момента подписания и действует до момента прекращения деятельности
юридического лица. Договор об учреждении (создании) акционерного общества
представляет собой разновидность договора о совместной деятельности, целью которого
является создание (учреждение) АО как юридического лица.
Договор вступает в силу с момента подписания и действует до момента исполнения
учредителями общества своих обязанностей по внесению вкладов в полном объеме. Его
действие не прекращается с момента регистрации акционерного общества (как об этом
часто пишут в различной правовой литературе), поскольку именно этим договором на
учредителей возлагается обязанность внести взносы в уставный капитал АО, а данная
обязанность продолжает существовать и после регистрации общества. Учредительный
договор
является
учредительным
документом
общества
с
ограниченной
ответственностью, в котором учредители определяют порядок осуществления совместной
деятельности по созданию акционерного общества.
Создание новой организации предполагает ряд обязательных этапов.
Государственная регистрация организаций осуществляется местными органами власти. В
России действует не разрешительный, а регистрационный порядок создания организаций.
Отказ в регистрации возможен только при нарушении действующих законов, а также в
том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям действующего
законодательства.
Некоторые местные органы власти создают специальные органы, уполномоченные
осуществлять государственную регистрацию организаций. Так, в Санкт-Петербурге эти
функции выполняет Санкт-Петербургская регистрационная палата. Государственная
регистрация осуществляется филиалами этой палаты. Поскольку эта услуга платная, к
комплекту учредительных договоров прикладывают квитанцию об уплате
государственной пошлины.
При состоявшемся факте государственной регистрации организации заявитель
(учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство
о регистрации, которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. За это время
заявитель должен: а) получить коды Общереспубликанского классификатора предприятий
и организаций (ОКПО) и Общереспубликанского классификатора организаций по виду
деятельности (ОКОНХ) в органах Госкомстата; б) встать на учет в налоговую инспекцию
7
по месту регистрации организации; в) получить справку в Министерстве финансов России
(или его органе) о внесении регистрируемой организации в Государственный реестр; д)
открыть текущий счет в банке и внести на него 50 % уставного фонда; г) заказать печать.
По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель
должен вернуть в орган, зарегистрировавший организацию, временное свидетельство со
всеми необходимыми отметками и справками и получить взамен него постоянное
свидетельство о регистрации организации. С этого момента организация становится
самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и
дееспособности.
Гражданский кодекс предусматривает обязательное образование уставных
(складочных) капиталов во всех хозяйственных обществах и товариществах. Образование
уставного фонда предусмотрено и в унитарных предприятиях, и в производственных
кооперативах. При этом следует отметить, что уставный (складочный) капитал
представляет собой общую стоимость имущества, вносимого всеми учредителями
(участниками) в качестве оплаты приобретаемого права в обществе или товариществе.
Имущественной основой деятельности общества служит уставный капитал, а
товарищества – складочный капитал. Вклад в уставный (складочный) капитал
организации признается финансовым вложением на основании соответствующей записи в
учредительных документах создаваемой организации. Порядок и сроки внесения вкладов
в уставные (складочные) капиталы определяются следующими документами: для
товариществ – учредительным договором или для ООО – уставом и учредительным
договором; для АО – договором об учреждении.
Органами управления акционерного общества являются:
- общее собрание акционеров (высший орган);
- совет директоров (наблюдательный орган);
- генеральный директор (единоличный исполнительный орган) или исполнительная
дирекция (коллегиальный исполнительный орган).
Основы построения организационной структуры, типы коммерческих
организаций
Любой предприниматель обязан создать собственную организационную структуру
и уметь профессионально руководить ею. Его внимание будет сосредоточено на
построении организационной структуры. В процессе создания управления
организационной структурой предпринимательской организации руководит всем
процессом лично предприниматель. Хотя он может в какой-то степени делегировать
полномочия по управлению менеджеру. В дальнейшем в связи с изменением целей и
задач, возникающих перед предпринимателем, будет меняться и организационная
структура предпринимательской организации.
Рассматривать организационную структуру представляется рациональным на трех
уровнях взаимодействия (рисунок 3.2): 1) «внешняя среда – организация», 2)
«подразделение – подразделение», 3) «индивид – организация».
8
Рисунок 3.2 – Типы организационных структур
Механистический подход предполагает функционирование организационной
структуры наподобие машинного механизма. В такой организации правила и процедуры
предельно формализованы, принятие решений централизовано, ответственность узко
определена. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в
условиях рутинной технологии, несложной и нединамичной внешней среды. Этот подход
часто критикуется, хотя его применение целесообразно и в современных условиях.
Классификация организационных структур по методу взаимодействия с внешней
средой на механистические и органические является наиболее терминологически
корректной.
Далее следует рассмотреть организационные структуры с точки зрения
взаимодействия
подразделений.
Наиболее
традиционной
является линейнофункциональная организационная структура. Основой здесь являются линейные
подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их
специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной»
основе: кадры, финансы, план, сырье материалы и пр. (рис. 3.3).
Рисунок 3.3 – Линейно-функциональная организационная структура
Прохождение в развитии современной организации этапа линейнофункциональной структуры является обязательным. Независимо от протяженности
данного этапа во времени он необходим, так как «перепрыгивание» через него лишает
организацию возможности отработки отношений «начальник – подчиненный». Только
линейно-функциональная структура способна развернуть эффективное, массовое,
масштабное производство (рис. 3.4).
9
В общем виде дивизиональная структура вырастает из департаментизации,
основанной на каком-либо конечном результате: продукте, потребителе или рынке.
Переход на дивизиональную структуру позволяет организации продолжать рост и
эффективно осуществлять управление разными видами деятельности и на разных рынках.
Руководители отделений в рамках закрепленного за ними продукта или территории
координируют деятельность не только по линии, но и по функциям, развивая требуемые
качества общего руководства. Таким образом, создается хороший кадровый резерв для
стратегического уровня организации.
Дивизиональная структура особенно эффективна там, где производство слабо
подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и мало зависит от технологических
нововведений, так как в основе ее построения лежит механистический подход. Если
механистический подход заменяется на органический, дивизиональная структура
перерастает в матричную.
Рисунок 3.4 – Дивизиональная организационная структура
Впервые матричные структуры (рис. 3.5) возникли в компьютерном производстве в
компании IBM. Переход к матричной структуре явился реакцией на изменение глубины и
силы воздействия ряда факторов внешней среды: интенсификации потоков информации,
ограничение финансовых и людских ресурсов, предъявление высоких требований
одновременно и к функциональному, и продуктовому направлению. Отсюда система
двойного подчинения, когда у одного работника одновременно два начальника –
функциональный и продуктовый. Соответственно матрица отношений состоит из трех
типов ролей:
- главный руководитель, поддерживающий баланс в системе двойного подчинения;
- руководители функциональных и продуктовых подразделений, «делящие»
подчиненного в ячейке матрицы между собой;
- руководители ячеек матрицы, равно отчитывающиеся перед функциональным и
продуктовым руководителями.
10
Рисунок 3.5 – Матричная организационная структура
Технология перехода к матричной структуре состоит из трех стадий.
На первой создаются временные целевые группы по продукту, проекту или
территории. Эти группы формируются из представителей различных частей организации.
Формально представители остаются в подразделениях, их делегировавших, но уже
должны также подчиняться руководителю целевой группы.
На второй стадии такие группы получают статус постоянных подразделений.
На третьей стадии в постоянной группе назначается формальный руководитель,
ответственный за интеграцию всех работ в группе от начала до конца. Он наделяется
соответствующими полномочиями и вступает в деловые отношения с руководителями
функциональной и продуктовой частей.
Матричная структура привлекает руководителей высоким потенциалом адаптации
к изменениям внешней среды путем простого изменения баланса между ресурсами и
результатами, функциями и продуктом, техническими и административными целями. Это
единственная структура с ярко выраженными горизонтальными связями, которые в
сочетании с вертикальными реализуют механизмы множественности власти и принятия
решения на местах. Такое положение дел развивает способности работников и делает их
участниками процесса принятия решения. В то же время матричная структура трудна во
внедрении, громоздка и дорога в эксплуатации. Отдельные специалисты называют ее
«управленческий идеал» и относятся к ней скептически.
По уровню взаимодействия с человеком существуют корпоративный и
индивидуалисткий типы организационных структур.
Общей ошибкой, в данном случае, является нечеткое разграничение понятия
корпоративной организации как особой системы отношений между людьми в процессе их
взаимодействия и корпорацией как формой юридического лица – акционерного общества.
Корпоративный тип организации – это замкнутые группы людей с ограниченным к
ним доступом извне, максимальной авторитарностью руководства и полной
централизацией управления. Корпорация противопоставляет себя другим социальным
общностям людей на основе своих узконаправленных интересов. Примером корпорации
могут служить ремесленные цеха и купеческие гильдии в средневековье, профсоюзы и
политические партии, государственные министерства и ведомства, естественные
монополии а также другие крупные образования.
Посредством объединения ресурсов, в том числе людских, обеспечивается
возможность существования той или иной социальной группы, профессии, касты. Однако
это объединение происходит через разделение участников корпорации по социальным,
профессиональным, кастовым и другим критериям. Интересы «разделенных» людей
согласовываются лидерами корпораций, что и является источником их власти (принцип
«разделяй и властвуй»).
11
В процессе своей деятельности корпорация стремится стандартизировать свою
деятельность, не допустить внутренней конкуренции путем поддержки слабых и
ограничения сильных. Так проявляется политика уравниловки. Доминирует лояльность
индиивида по отношению к организации, приветствуется послушание и
исполнительность.
Субъектом интереса в корпорации является сама организация. Устанавливается
приоритет организационных целей над индивидуальными. Индивид, имея собственные
цели, желая их реализации, должен поддерживать цели корпорации, в конечном счете
отождествляя их с собственными. Корпорация берет на себя ответственность за своих
членов. В результате организация или все ее члены становятся над каждым отдельным
человеком, что ставит его в сильную зависимость и практически лишает
самостоятельности.
Индивидуалисткий тип организации прямо противоположен корпоративному.
Идивидуалисткая организация строится на следующих принципах:
- сочетание кооперации и конкуренции, обеспечиваемое децентрализованными
структурами с «центрами прибыли»;
- создание системы открытых коммуникаций, позволяющих осуществлять
свободный поиск ресурсов внутри структуры и развивать внутрихозяйственный расчет;
- соблюдение суверенитета личности в вопросах распределения обязанностей при
принятии решений. В основе морали лежит индивидуализм, лояльность индивида своим
убеждениям.
Яркий пример индивиуалисткого типа – эдхократическая (adhocracy, англ.)
организация. Власть в такой организации основывается не на позиции в иерархии, а на
знании и компетентности. Исполнители являются экспертами в своей области и для
достижения поставленных целей средства выбирают сами. Структура имеет органическую
основу и постоянно меняется, преобладают неформальные и горизонтальные связи.
Дальнейшим развитием матричной структуры по пути индивидуалисткого подхода
стала многомерная структура. Ориентация на рынок и конкретного потребителя вызвала
необходимость ввести кроме двух измерений матричной структуры – ресурсы (функции)
и результаты (проекты), третье измерение – обслуживание конкретного потребителя,
развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операций на
определенной территории. Так, бригадный подряд, применяемый в СССР и являющийся
по сути разновидностью матричной структуры, был применен на заводах «Вольво»
«тележечными» бригадами. Разница состояла в том, что отдельно взятая бригада не
только сама собирала автомобиль, подбирала комплектующие, но и принимала заказ от
клиента и продавала ему готовый автомобиль. Главное преимущество такого подхода —
возможность максимально удовлетворить запросы потребителя, максимально сблизив его
с производителем. Кроме того, при таком подходе решается главная проблема матричной
структуры — двойное подчинение работников.
В случае, если деятельность конкретных специалистов-исполнителей или их групп,
обслуживающих потребности рынка, перестает нуждаться в координировании
руководством
сверху,
организационную
структуру
следует
строить
по предпринимательскому типу. Графически организационная структура будет выглядеть
(рис. 3.6) как перевернутая пирамида, на верхний уровень которой выведены
специалисты-профессионалы, а в основании находится руководство организации.
12
Рисунок 3.6 – Структура предпринимательской организации
В современных условиях, когда необходимо быстро адаптироваться в
стремительно меняющейся деловой среде, основными конкурентными преимуществами
являются оперативность и гибкость. Взаимодействие между организационной структурой
и современными информационными технологиями (IT) послужило основой для создания
новой организационной структуры – виртуальной.
Виртуальная организационная структура (ВОС) строится на временном
взаимодействии нескольких независимых функциональных партнеров, которые
управляют проектированием, производством и реализацией продуктов с использованием
современных информационных технологий. Один из ее ключевых признаков – работа в
удаленном режиме всех звеньев бизнес-цели, координирующаяся с помощью
современных средств телекоммуникаций. Члены виртуальной команды обмениваются
информацией и принимают коллегиальные решения в онлайновом режиме. При этом в
сферу делового сотрудничества включены как внутренние ресурсы компании, так и
внешние (в том числе поставщики и потребители).
Достоинства ВОС:
- гибкость предпринимательской организации;
- увеличение производительности труда работ;
- снижение административных затрат;
- оперативное решение возникающих вопросов.
Применение телекоммуникационных технологий позволяет собрать команду
лучших специалистов.
Недостатки ВОС.
В первую очередь это связано с психологическими особенностями лидера ВОС.
Управленцам, привыкшим к традиционной контролирующей роли, волей-неволей
приходится отказываться от авторитарного стиля руководства. Виртуальная команда
предполагает относительную самостоятельность участников с различной степенью их
осведомленности в зависимости от компетенции. Очень часто в таких организациях
уровень принятия решений спускается на более низкие звенья. Поэтому руководителю
следует ограничиться координирующей функцией. Кроме того, человек, возглавляющий
виртуальную команду, обязан понимать особенности межличностных взаимоотношений,
знать, как управлять людьми, не имея с ними непосредственного контакта, а также
учитывать культурные особенности членов своего мультинационального коллектива. Не
стоит забывать и о том, что лидер виртуальной компании должен обладать авторитетом
среди всех участников команды, однако своих целей ему следует добиваться не с
помощью давления на подчиненных, а путем влияния на них. И конечно же, сама
организационная форма виртуальной корпорации требует от него умения проявлять
гибкость.
13
Формы интеграции компаний
В мировой практике сложились следующие формы интеграции компаний:
стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации,
конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные
группы, которые условно можно разделить на две группы: жесткие и мягкие. К жестким
организационным формам интеграции компаний относятся концерны, тресты, а к мягким
– ассоциации, консорциумы, стратегические альянсы. Мягкие формы интеграции
компаний характерны для международных объединений, поскольку позволяют вести
совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной
самостоятельности. В рамках стратегических альянсов, консорциумов появляется
возможность использования преимуществ корпоративной структуры при сохранении
обособленности ее членов.
Полностью объединенные организации (тресты) образуются в результате слияния
коммерческих организаций, полностью теряющих при этом свою юридическую и
хозяйственную самостоятельность. Вошедшие в трест организации теряют свою фирму и
превращаются в подразделения треста (предприятия).
Контроль за деятельностью предприятий посредством владения капиталом и
личной унии кроме упомянутых промышленных холдингов осуществляют банки.
Наиболее мощные банки стоят во главе так называемых финансовых групп, являющихся
аналогами промышленных холдингов в финансово-промышленной сфере.
Для российского законодательства характерны такие формы корпоративного
управления в промышленности, как холдинги, консорциумы, хозяйственные ассоциации
(их участники без согласования друг с другом могут одновременно входить в различные
договорные объединения), социальные ассоциации (союзы, фонды, федерации),
смешанные ассоциации (ведущие как производственно-хозяйственную, так и социальную
деятельность), концерны.
Наиболее распространенным из организационных форм интеграции компаний
является концерн, который представляет форму объединения самостоятельных
организаций, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей,
договоров об общности интересов, патентно-лицензионных соглашений, а также тесного
производственного сотрудничества.
Концерн является горизонтальным, вертикальным или диверсифицированным
объединением компаний, которые остаются юридически самостоятельными, передают
часть своей хозяйственной самостоятельности под единое управление. В объединении не
устанавливается минимальное число компаний. В принципе для образования концерна
достаточно двух организаций, однако на практике под концернами имеют в виду
объединение большого числа компаний. Главный признак концерновой формы
объединения коммерческих организаций – это наличие общего органа управления,
который может существовать в форме отдельной холдинговой компании – штаб-квартиры
на одной из компаний (головной), входящей в концерн, и даже не иметь постоянного
места размещения, а существовать в виде собирающегося по мере надобности совета.
Концерны образуются различными путями. Например, через договора без
приобретения или обмена капитала компаний, приобретения одними компаниями пакетов
акций других коммерческих организаций, создания управленческого холдинга, который
управляет компаниями, входящими в концерн, владея пакетами их акций и при этом
ничего само не производя. Холдинг образуется путем взноса компаниями пакетов акций в
новое общество, которое ставится во главе концерна.
Особенности управления в концернах:
- концерн – достаточно жесткая форма интеграции компаний за исключением
треста;
- концерны – объединение производственного характера;
14
- компании, входящие в концерн, номинально самостоятельные юридические лица
в форме акционерных обществ или товариществ, фактически подчиненные единому
хозяйственному руководству;
- централизованное финансово-экономическое управление, научно-техническая
политика, ценообразование, использование производственных
мощностей, а
также кадровая политика;
- головная компания концерна, холдинговая компания или основанная на
взаимодействии зависимых организаций;
- в качестве материнской выступает производственная компания, которая является
держателем контрольных пакетов акций дочерних компаний;
- полный контроль деятельности составляющих компаний концерна.
В практической деятельности в зависимости от характера интеграционных связей
различают вертикальный и горизонтальный концерны.
Вертикальный концерн – это объединение компаний разных видов экономической
деятельности, связанных последовательными технологическими процессами производства
готового
продукта,
такими
как
горнодобывающие,
металлургические,
машиностроительные и другие.
Горизонтальный концерн состоит из объединенных компаний одного вида
экономической деятельности, производящих одни и те же товары или имеющих
одинаковые стадии производства. Крупнейшие концерны включают от 10 до 100 и более
различных компаний, представляющих производственные, научно-исследовательские,
финансовые, транспортные, сбытовые и другие формирования.
Концерны являются основой создания холдинговых компаний.
Холдинговой компанией признается коммерческая организация независимо от его
организационно-правовой формы, в состав активов которой входят контрольные акции
организаций. Холдинговая компания – это компания или корпорация, владеющая
контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний для контроля и
управления их деятельностью. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой
компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую
политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших
конгломератов (корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации.
Размеры холдинга при этом могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм.
Холдинговая компания – вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний.
Организации, контрольные пакеты акций которых входят в состав холдинговой компании,
именуются «дочерними».
Контрольный пакет акций – ведущая форма участия в капитале компании,
обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на
общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.
За рубежом причин для создания холдинговых компаний намного больше. Это, в
частности, консолидация различных компаний, когда холдинговая компания
перераспределяет средства для управления доходов дочерних компаний, покрывая убытки
одних прибылями других. Кроме того, активно решаются и другие задачи: создание
дополнительных производственных мощностей в результате слияния компаний под
эгидой холдинговой компании; посредническая деятельность холдинговых компаний в
производстве и сбыте отдельных видов товаров, ускорение процесса диверсификации;
минимизация воздействия валютного контроля на прибыль транснациональных компаний;
централизация участия в капитале других компаний.
Преимущества холдинговых компаний в том, что они борются с конкурентами
своей объединенностью, консолидацией. Эта важнейшая особенность холдинговых
компаний является также и существенным недостатком для потребителей, так как
чрезмерная консолидация производства и сбыта ведет к монополизму производителя со
всеми вытекающими отсюда для потребителя последствиями. Поэтому в отечественном
15
законодательстве, регулирующем нормы отношений холдинговых компаний с обществом,
такое важное место занимает Закон РФ «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках». Положительные стороны
обусловливаются следующими возможностями холдинговых компаний: использовать
увеличение размеров производства и сбыта, достичь высокой эффективности в
международном движении капитала; амортизировать негативное воздействие государства
на предприятия. Отрицательные стороны холдинга – стремление к монополизму
(олигополизму); к усилению контроля над компаниями; искусственное поддержание
нерентабельных компаний за счет рентабельных (очень опасно при наличии
отечественных традиций уравниловки); невозможность четкого отслеживания
перераспределения фондов между своими компаниями; потребность в большом
количестве высококвалифицированных менеджеров.
В Российской Федерации холдинговые компании и их дочерние организации
создаются только в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговая компания
может быть дочерней в другой холдинговой компании (так называемые холдинговые
компании второго порядка).
В соответствии с действующим законодательством холдинговая компания имеет
право осуществлять инвестиционную деятельность, в частности, покупать и продавать
любые ценные бумаги, включая акции, внесенные в оплату уставного капитала
холдинговой компании при ее учреждении.
Дочерняя компания (организация, предприятие) независимо от размеров пакета ее
акций, принадлежащего холдинговой компании, не может владеть акциями самой
холдинговой компании в любой форме, включая залог и доверительное управление
собственностью (траст).
Конгломераты – организационная форма интеграции, включающая под единым
финансовым контролем целую сеть разнородных компаний. Конгломераты возникают в
результате слияния различных компаний без всякой производственной общности
независимо от их горизонтальной и вертикальной интеграции,
Особенности формирования конгломератов:
- интеграция в рамках данной организационной формы, когда объединяемые
компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой
деятельности головной компании;
- юридическая и производственно-хозяйственная самостоятельность участников
конгломератов, но финансовая зависимость от головной компании;
- значительная децентрализация управления конгломератов, существенно большая
свобода их отделений во всех аспектах деятельности;
- экономические методы – основные рычаги управления конгломератами;
- формирование финансового ядра в структуре конгломерата, куда помимо
холдинга входят крупные финансовые и инвестиционные компании.
Мотивами формирования конгломератов в результате слияний и поглощений
компаний являются: получение синергетического эффекта, стремление повысить имидж
руководства компании; повысить свои доходы; ориентация на доступ к новым важным
ресурсам и технологиям.
К основным проблемам, возникающим при функционировании конгломератов,
относятся:
- чрезмерная диверсификация конгломератов, в результате которой происходит
снижение конкурентоспособности выпускающих товаров и услуг;
- в результате стремления укреплять внутригрупповые кооперационные связи
конгломератов и стремления устанавливать более выгодную для себя трансфертную цену
продукция на выходе становится дорогостоящей и не конкурентоспособной, а взаимные
претензии по поводу уровня трансфертных цен постоянно разбираются головной
компанией конгломерата;
16
- в случаях поглощения компании, смены собственника или превращения их из
собственников в наемных работников снижение эффективности работы менеджеров и
мотивации управленческого персонала компаний, участников конгломерата;
- значительные финансовые ресурсы, требуемые для приобретения компании при
ее поглощении, а также в отдельных случаях выплата премии акционерам за утрату
контроля над поглощаемой компанией.
Картель – это горизонтальное договорное объединение коммерческих
организаций, как правило, одной отрасли, которые, оставаясь юридически
самостоятельными, отказываются от части своей хозяйственной самостоятельности в
соответствии с картельным договором. Цель – ограничение или ликвидация риска
конкуренции.
В зависимости от целей соглашений возможны различные виды картелей.
Например, сбытовые картели (синдикаты), члены которых обязуются продавать свою
продукцию через совместную сбытовую компанию (синдикат), картели по специализации
производства, предметом которых является рационализация производственных процессов
путем унификации и ограничения производственных или выпускаемой продукции и др.
В странах с развитой рыночной экономикой уровень экономической интеграции
обычно носит более глубокий характер. Участники консорциума на время строительства
объединяют парк оборудования (кроме специализированных механизмов), транспортноскладское и ремонтное хозяйство, трудовые ресурсы (вспомогательного назначения) и
оборотные финансовые средства. Такой подход позволяет достигнуть максимальной
интенсивности и экономической эффективности использования технического и трудового
потенциала строительных компаний (в российских условиях немаловажное значение
имеет возможность использовать наиболее передовое в техническом отношении
оборудование, имеющееся у участников консорциума), снижения потребности в
оборотных и кредитных средствах. В целом консорциум за счет экономической
интеграции получает возможность существенно уменьшить себестоимость строительномонтажных работ и, следовательно, повысить свою конкурентоспособность и
рентабельность. Фактически, здесь имеет место создание временной совместной
компании. Соответственно и доходы (прибыль) консорциума распределяются между его
участниками пропорционально вкладу в общие расходы на выполнение подрядных работ.
Консорциумы третьего типа в процессе глубокой экономической интеграции получат
широкое распространение и в российских условиях.
Создание консорциумов имеет следующие преимущества:
- объединение авторитета участников консорциума, позволяющее преодолеть
предквалификационный барьер;
- повышение качества и обоснованности представляемой конкурсной заявки
(проектная документация, метод и программа работ, сроки их выполнения, объемы и
стоимость);
- консолидация залоговых ресурсов участников консорциума при получении
банковской гарантии подряда, повышение ответственности подрядных организаций;
- возможность привлечения дешевых кредитных ресурсов за счет включения в
консорциум финансовых структур;
- возможность заключения выгодных ценовых соглашений за счет включения в
консорциум поставщиков строительных материалов и конструкций;
- распределение между участниками консорциума экономических рисков по
проекту (совместное страхование объекта, совместная ответственность за интегральные
дефекты, за срыв сроков строительства);
- повышение эффективности использования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов строительных компаний за счет экономической интеграции,
снижения себестоимости строительно-монтажных работ.
17
Следует отметить, что для субподрядных организаций создание консорциумов –
это практически единственный путь прямого выхода на заказчика, то есть на первичный
строительный рынок.
Российские строительные консорциумы, в отличие от западных, как правило,
имеют устойчивый, стабильный по составу характер. Во многих случаях проявляется
тенденция к восстановлению разорванных при переходе к рыночной экономике
производственных связей.
18