Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 12
Коллекции
Программирование на языке Java
Роман Гуров
ВШЭ БИ 2021
Queue
Queue – интерфейс, соответствующий Абстрактному Типу Данных “Очередь”
Очередь обеспечивает порядок FIFO – First In First Out: «первым вошёл – первым вышел»
Queue похож на настоящую очередь:
элементы добавляются в конец и извлекаются из начала
public interface Queue extends Collection {
boolean add(E value);
boolean offer(E value);
E remove();
E poll();
E element();
E peek();
}
Методы можно разделить на три типа: добавить, вытащить и подсмотреть элемент
Queue
public interface Queue extends Collection {
boolean add(E value);
boolean offer(E value);
E remove();
E poll();
E element();
E peek();
}
add и offer добавляют элемент в хвост очереди
В чем отличие?
Очередь может быть ограничена по своему максимальному размеру
В случае, когда добавляется элемент сверх этого лимита:
•
•
add бросит исключение
offer просто вернёт false
Queue
public interface Queue extends Collection {
boolean add(E value);
boolean offer(E value);
E remove();
E poll();
E element();
E peek();
}
remove и poll извлекают элемент из начала очереди:
то есть, удаляют его и возвращают нам
Что, если в момент извлечения очередь пуста?
Поведение будет таким:
•
remove бросит исключение
• poll просто вернёт null
Queue
public interface Queue extends Collection {
boolean add(E value);
boolean offer(E value);
E remove();
E poll();
E element();
E peek();
}
element и peek позволяют подсмотреть элемент в начале очереди без извлечения
Различие аналогично предыдущим
Если очередь пуста:
•
element бросит исключение
• peek просто вернёт null
Получается, что add, remove и element в случае невозможности бросают исключение
А offer, poll и peek возвращают особое значение
То есть, вторые просто являются смягчёнными версиями первых
Deque
Deque (читается: дэк) – double-ended queue – двухсторонняя очередь
Расширение интерфейса Queue, позволяющее добавлять и извлекать элементы с обеих сторон
public interface Deque extends Queue {
void addFirst(E var1);
void addLast(E var1);
boolean offerFirst(E var1);
boolean offerLast(E var1);
E removeFirst();
E removeLast();
E pollFirst();
E pollLast();
E getFirst();
E getLast();
E peekFirst();
E peekLast();
}
Методы как у Queue, но у каждого есть две версии: для начала и для конца дека
Deque
public interface Deque extends Queue {
void addFirst(E var1);
void addLast(E var1);
boolean offerFirst(E var1);
boolean offerLast(E var1);
E removeFirst();
E removeLast();
E pollFirst();
E pollLast();
E getFirst();
E getLast();
E peekFirst();
E peekLast();
Но ведь методы Queue назывались иначе, разве дек их не наследует?
Наследует. Поэтому получается,
что дек дублирует методы очереди под другими именами
Метод Queue
add(e)
offer(e)
remove()
poll()
element()
peek()
Эквивалентный метод Deque
addLast(e)
offerLast(e)
removeFirst()
pollFirst()
getFirst()
peekFirst()
}
Делать они должны одно и то же
Имплементации Deque
Существуют две основные имплементации интерфейса Deque (а он является и Queue)
public class ArrayDeque extends /* ... */ implements Deque, /* ... */ {
ArrayDeque – дек на базе динамического массива, который хитро модифицирован,
чтобы позволить быстро добавлять и удалять элементы не только в конец, но и в начало
public class LinkedList extends /* ... */ implements List, Deque, /* ... */ {
А это нам уже знакомо: оказывается, связный список хорошо реализует интерфейсы как List, так и Deque
Deque deque = new ArrayDeque<>();
deque.offerFirst(1);
deque.addFirst(2);
deque.offerLast(3);
deque.addLast(4);
Integer element;
while ((element = deque.pollFirst()) != null) {
System.out.println(element);
}
Имплементации Queue
Возникает вопрос: а есть ли Queue, который не Deque?
Есть -- например, PriorityQueue -- очередь с приоритетом
В такой очереди элементы можно вставлять в любом порядке,
при извлечении из очереди достаётся минимальный из всех элементов
Также, есть понятие блокирующей очереди -- интерфейса BlockingQueue
Именно она позволяет ограничивать свой максимальный размер
Её особенность -- есть специальные методы добавления/изъятия, которые при переполнении/нехватке
блокируют исполнение программы до освобождения места/появления новых элементов
Особенность используется в многопоточных программах,
потому что в однопоточных состояние объекта изменяется только из одного потока,
а значит блокироваться в ожидании изменений бесполезно
Set
Set – интерфейс, соответствующий АТД “Множество”
Представляет собой неупорядоченный набор элементов без повторений:
Set не может содержать двух элементов, равных друг другу
При попытке добавить в него дубликат методом add, в ответ вернётся false
public interface Set extends Collection {
/* ... */
}
Интерфейс Set не добавляет никаких новых методов к интерфейсу Collection,
он служит как явное уточнение того, что должна быть реализована описанная семантика
HashSet
Основная реализация интерфейса Set – HashSet
HashSet реализует множество на основе хэш-таблицы
Set set = new HashSet<>();
set.add(new ComplexNumber(3, 3));
set.add(new ComplexNumber(3, 3));
set.add(new ComplexNumber(3, 3));
System.out.println(set.size()); // prints 1
set.remove(new ComplexNumber(3, 3));
System.out.println(set.size()); // prints 0
Особенность хэш-таблицы – операции добавления, удаления и проверки на наличие элемента
все работают по времени за O(1) в среднем
HashSet
Set set = new HashSet<>();
set.add(new ComplexNumber(3, 3));
set.add(new ComplexNumber(3, 3));
set.add(new ComplexNumber(3, 3));
System.out.println(set.size()); // prints 1
set.remove(new ComplexNumber(3, 3));
System.out.println(set.size()); // prints 0
Использование HashSet подразумевает соблюдение некоторых требований
Для него то нам и необходима корректная реализация метода hashCode() у хранимых объектов
Но также нужен и корректный equals()
•
hashCode() используется для первоначального выбора ячейки, в которой должен лежать элемент
•
equals() нужен для конкретной проверки, тот же элемент лежит в ячейке или нет
Именно тут важно выполнение следствия: (equals == true => hashCode равны)
Также, нельзя изменять (в плане equals) объекты, лежащие внутри хэш-таблицы
Это почти гарантированно приведёт к некорректной её работе
HashSet
Что происходит при итерировании по хэш-таблице?
Оно, естественно, поддерживается, но порядок обхода, по сути, случайный
Set set = new HashSet<>();
set.add("odin");
set.add("dva");
set.add("tri");
for (String str : set) {
System.out.println(str);
}
Если хочется сохранять порядок добавления – есть другая реализация Set – LinkedHashSet
Set set = new LinkedHashSet<>();
set.add("odin");
set.add("dva");
set.add("tri");
for (String str : set) {
System.out.println(str);
}
LinkedHashSet представляет собой связный список с прикрученной рядом хэш-таблицей для быстрого поиска
SortedSet
У Set есть наследник – интерфейс SortedSet – упорядоченное множество
Благодаря упорядоченности, обход элементов итератором происходит в порядке их возрастания
public interface SortedSet extends Set {
SortedSet subSet(E var1, E var2);
SortedSet headSet(E var1);
SortedSet tailSet(E var1);
E first();
E last();
}
Также, становятся доступны новые полезные операции:
•
•
first() – возвращает первый элемент: то есть минимальный из всех
last() – возвращает последний элемент: то есть максимальный из всех
SortedSet
public interface SortedSet extends Set {
SortedSet subSet(E fromElement, E toElement);
SortedSet headSet(E toElement);
SortedSet tailSet(E fromElement);
E first();
E last();
}
Также, становятся доступны новые полезные операции:
headSet() возвращает подмножество всех элементов, меньше переданного
Это подмножество не является копией
В случае изменения состава оригинального множества, подмножество из headSet() увидит все эти изменения
tailSet() – то же самое, но элементы больше либо равны переданному
subSet() – пересечение headSet() и tailSet()
TreeSet
Реализация интерфейса SortedSet – класс TreeSet – двоичное дерево поиска
SortedSet words = new TreeSet<>();
words.add("apple");
words.add("banana");
words.add("carrot");
System.out.println(words);
SortedSet head = words.headSet("carrot");
System.out.println(head);
head.clear();
System.out.println(words);
Как научить TreeSet правильно сравнивать ваши объекты?
Компараторы
Как научить TreeSet правильно сравнивать ваши объекты?
Есть два варианта
1) Ваш объект реализует интерфейс Comparable:
public final class Integer extends Number implements Comparable {
private final int value;
public int compareTo(Integer anotherInteger) {
return compare(this.value, anotherInteger.value);
}
public interface Comparable {
int compareTo(T other);
}
public static int compare(int x, int y) {
return x < y ? -1 : (x == y ? 0 : 1);
}
}
Метод сравнения должен возвращать знак от (this - other)
Тогда, TreeSet сможет сравнивать объекты, вызывая его
Компараторы
Как научить TreeSet правильно сравнивать ваши объекты?
2) Вы предоставляете в конструктор TreeSet свой компаратор:
public interface Comparator {
int compare(T a, T b);
}
Компаратор – функциональный интерфейс, описывающий ту самую функцию сравнения, но вне класса
Этим способом можно воспользоваться если вы не хотите/не можете реализовать метод compareTo,
или если хочется поменять его обычное поведение
class ReverseComparator> implements Comparator {
public int compare(T a, T b) {
return -a.compareTo(b);
}
}
SortedSet words = new TreeSet<>(new ReverseComparator<>());
words.add("apple");
words.add("banana");
words.add("carrot");
System.out.println(words);
Например, можем упорядочить элементы
по убыванию
Пример полезности множеств
Используя Set можно очень легко очистить список от повторяющихся элементов:
List words = new ArrayList<>();
words.add("apple");
words.add("apple");
words.add("apple");
words.add("apple");
words.add("carrot");
words.add("carrot");
words.add("banana");
words.add("carrot");
words.add("apple");
words.add("banana");
words.add("banana");
Set set = new LinkedHashSet<>(words);
List wordsWithoutDuplicates = new ArrayList<>(set);
System.out.println(wordsWithoutDuplicates);
Тут нам пригождается наличие у коллекций конструкторов, принимающих любого другого наследника Collection
Использование LinkedHashSet позволяет даже сохранить оригинальный порядок следования элементов
Интерфейс Map
Интерфейс Map – соответствует АТД “Ассоциативный массив”
Также, называется «словарь» или «отображение»
В отличие от обычного массива, словарь позволяет индексировать свои объекты
не только числом от 1 до size(), а произвольным другим объектом
Записи в словаре выглядят как пары объектов (ключ, значение)
Ключ – уникальный объект-идентификатор, по которому словарь умеет
быстро найти соответствующее ему значение
То есть, ключ – и есть аналог индекса из обычного массива,
каждому значению соответствует некоторый ключ
Интерфейс Map
Интерфейс Map ввиду своей специфики не является коллекцией:
public interface Map {
int size();
boolean isEmpty();
boolean containsKey(Object var1);
boolean containsValue(Object var1);
•
•
containsKey() – проверка на наличие пары с таким ключом
containsValue() – проверка на наличие пары с таким значением
V get(Object key);
V put(K key, V value);
•
•
get() – получает значение по ключу
put() – добавляет пару ключ-значение в словарь
V remove(Object key);
void clear();
•
•
remove() – удаление пары с данным ключом
clear() – очистка словаря
Set keySet();
Collection values();
Set> entrySet();
}
Методы put и remove возвращают значение, которое было по данному ключу до выполнения операции,
put перезапишет значение, если ключ уже занят
Интерфейс Map
public interface Map {
int size();
boolean isEmpty();
Как итерироваться по Map, раз уж у него нет итераторов?
boolean containsKey(Object var1);
boolean containsValue(Object var1);
V get(Object key);
V put(K key, V value);
V remove(Object key);
void clear();
Set keySet();
Collection values();
Set> entrySet();
Есть специальные методы
}
•
•
•
keySet() – возвращает множество всех ключей в словаре (они и так уникальны)
values() – возвращает коллекцию всех значений в словаре (значения могут повторяться)
entrySet() – возвращает множество всех записей словаря (то есть пар ключ-значение)
Реализации Map
Map очень похож на Set, в котором каждому элементу подвесили ещё и некоторое значение
Реализации Map такие же, как и у сета: HashMap, LinkedHashMap, TreeMap (с интерфейсом SortedMap)
Рассмотрим пример использования и разных итерирований по мапе:
Map word_counts = new HashMap<>();
word_counts.put("the", 300);
word_counts.put("a", 220);
word_counts.put("of", 300);
word_counts.put("and", 200);
word_counts.put("a", 100);
for (String key : word_counts.keySet()) {
System.out.println(key);
}
for (Integer value : word_counts.values()) {
System.out.println(value);
}
for (Map.Entry entry : word_counts.entrySet()) {
System.out.println(
"Word '" + entry.getKey() +
"' has occurred in the text " + entry.getValue() + " times"
);
}
Старые типы коллекций
В Java есть несколько устаревших типов коллекций:
• Vector
• Stack
• Dictionary
• Hashtable
Они существуют ещё со времён первой джавы, и их использование не рекомендуется
Для каждого из них придуман более предпочтительный аналог:
• Vector -> ArrayList
• Stack -> Deque (?)
• Dictionary -> Map
• Hashtable -> HashMap
Класс Collections
В работе с коллекциями бывает полезен утилитный класс Collections
Этот класс содержит много удобных static-методов для работы с коллекциями,
например для перемешивания и сортировки списков:
List list = new ArrayList<>();
for (int i = 0; i < 10; ++i) {
list.add(10 - i);
}
System.out.println(list);
Collections.shuffle(list);
System.out.println(list);
Collections.sort(list);
System.out.println(list);
Неизменяемые коллекции
В Collections также есть семейство функций, начинающихся со слова unmodifiable:
unmodifiableList, unmodifiableMap, unmodifiableSet, unmodifiableSortedMap, unmodifiableSortedSet
Смысл методов – сделать неизменяемую обёртку над коллекцией
Set immutableSet = Collections.unmodifiableSet(set);
immutableSet.remove("apple");
// throws java.lang.UnsupportedOperationException
Попытка вызова изменяющих операций приведёт к бросанию исключения
Collection и простые массивы
Интерфейс коллекции имеет метод toArray, позволяющий
преобразовать содержимое коллекции в обычный массив
List list = new ArrayList<>();
Object[] array1 = list.toArray();
Есть проблема – из-за ограничений дженериков, метод не может создать массив нужного типа,
поэтому он создаёт Object[]
Чтобы получить массив правильного типа, придется создать его самому и передать в перегрузку toArray():
Integer[] array2 = list.toArray(new Integer[0]);
Метод заполнит переданный массив, и при необходимости даже пересоздаст его с увеличенным размером
Collection и простые массивы
Также есть способы превратить обычный массив в коллекцию
С этим поможет утилитный класс Arrays
Метод Arrays.asList() превращает обычный массив в список:
String[] array = {"A", "B", "C"};
Set set1 = new HashSet<>(Arrays.asList(array));
Также, можно добавить элементы из массива в уже существующую коллекцию методом Collections.addAll():
Set set2 = new HashSet<>();
Collections.addAll(set2, array);
Ещё о классе Arrays
Метод Arrays.asList() умеет принимать аргументы не только в виде массива
Это можно считать аналогом инициализации обычных массивов через фигурные скобки:
String[] array = {"A", "B", "C"};
Set set1 = new HashSet<>(Arrays.asList(array));
Set set2 = new HashSet<>(Arrays.asList("A", "B", "C"));
Ещё в Arrays есть полезный для обычных массивов метод equals(),
сравнивающий два любых массива поэлементно:
Object[] array1 = {1, "test", 13.37};
Object[] array2 = {1, "bad_test", 13.37};
System.out.println(Arrays.equals(array1, array2));