Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Классификация сложноподчиненного предложения

  • 👀 396 просмотров
  • 📌 367 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Классификация сложноподчиненного предложения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Классификация сложноподчиненного предложения» docx
Лекция №1. Тема: Сложноподчинённые предложения. Классификация сложноподчиненного предложения. Средства синтаксической связи в сложноподчиненном предложении. Цель: Систематизировать знания обучающихся о сложносочиненном предложении. Уметь классифицировать сложноподчинённые предложения по значению. Разобраться в средствах синтаксической связи в сложноподчиненном предложении. Порядок выполнения работы: 1. Повторить теоретический материал по теме практической работы. Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами. Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений – СПП. Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением. Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением. В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов. Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части. Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры: Мы общались, как будто были знакомы сто лет. (придаточное относится ко всему главному). При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать. (придаточное относится к слову холоднее)   Классификация СПП по значению Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами. Основное деление – это деление на четыре типа: 1) СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что, как, чтобы, ли): Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник. 2) СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой, который, чей, что; где, куда, откуда, как): Вот дом, в котором я хотела бы жить. 3) СПП с придаточными присоединительными: (с союзными словами что (в любом падеже), отчего, почему, зачем): По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком. 4) СПП с придаточными обстоятельственными: Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.   Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению. Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными: 1) места (союзные слова: где, куда, откуда): Мы спустились к реке, где купались дети. 2) временными (союзы: когда, пока, лишь, только): Когда ты позвонил, я спала. 3) условными (союзы: если, коли (устар.): Если он пригласит меня в кино, я пойду. 4) причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.): Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём. 5) целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.): Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. 6) следствия (союз так что): Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни. 7) уступительными (союз хотя): Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. 8) сравнительными (союзы: как, будто, словно, чем): Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше. 9) меры и степени (союзы: что, чтобы и союзные слова: сколько, насколько): Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц. 10) образа действия (союзы: что, чтобы, будто, как будто, точно, словно и союзное слово как): Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки   Средства синтаксической связи в СПП Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: союзами и союзными словами 1. Типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы. Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному: а) из двух простых союзов: как будто, как только, лишь только и др. подобных. б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как; несмотря на то что; благодаря тому что и др. подобных. в) из простых союзов и слов время, причина, цель, условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как; в то время пока; с той целью чтобы; в силу того что и др. подобных) 2. Союзные слова. Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП? Прежде всего, это относительные местоимения: кто, что, какой, каков, который, чей,  сколько, стоящие в разных формах, а также наречия: где, куда, откуда, когда, зачем и др. Как отличить союзы от союзных слов? Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос. Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например: Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать. (мелодию (какую?) которую – союзное слово) В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что, как, когда. Я думаю, что она приедет завтра. (что – союз) Я знаю, что она тебе ответила. (что – союзное слово, выраженное относительным местоимением) Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением. Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут: Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом. (который =разговор) Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет: Я знала, что мы расстались навсегда. (синонимично: Я знала: мы расстались навсегда)Я знаю, что говорю. (опустить союзное слово что невозможно)   Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части: 1) она может предшествовать главной части: Когда мать пришла, сын уже был дома. 2) она может следовать за главной частью: Сын уже был дома, когда мать пришла. 3) она может располагаться внутри главной части: Сын, когда мать пришла, уже был дома.   Схемы СПП: [ … ]1, (чтобы…)2 – сложноподчинённое предложение, например: Я всё сделаю1,/чтобы она была счастлива2.   (чтобы…)1, […]2- сложноподчинённое предложение, например: Чтобы она была счастлива1,/ Митя сделает всё2.   [… , (чтобы…)2 …]1 - сложноподчинённое предложение, например: Митя1,/ чтобы она была счастлива2,/ сделает всё1. 2. Выполните тест для закрепления изученного материала. 1. Укажите номера трёх сложноподчинённых предложений. 1) Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю свою мощь, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами. (Ф. Достоевский) 2) Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь ни души. (Ф. Достоевский) 3) Вильгельм [Кюхельбеккер] влюблёнными глазами глядел, как Грибоедов неторопливо двигается по комнате. (Ю. Тынянов) 4) Он посмотрел на Рылеева ясными выпуклыми глазами; глаза были весёлые 2. Укажите номера трёх сложноподчинённых предложений. 1) Обратив свой взор к подножию холма, Левий приковался к тому месту, где стоял, рассыпавшись, кавалерийский полк, и увидел, что там произошли значительные изменения. (М. Булгаков) 2) И в мире нет таких вершин, что взять нельзя. (В. Высоцкий) 3) В семь часов вечера этого последнего дня его жизни он вышел из своей квартиры, нанял извозчика, уселся, сгорбившись, на санях и поехал на другой конец города. (В. Гаршин) 4) Остановившись в медленном пути, смотрю, как день, играя, расцветает. (Н. Рубцов) 3. Укажите номера трёх предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом. 1) Он уже не может управляться с ребятами, хотя и выздоровел и по-прежнему красит без подмостков купола на колокольнях. (А.П. Чехов) 2) То, что я пережил, не прошло даром. (А.П. Чехов) 3) Из-за провисающих плетней одиночками смотрели вдаль бледные, худощавые мальвы, похожие на хуторянок в рубахах, которых жара выгнала из душных хат подышать свежим воздухом. (Б. Пастернак) 4) При желании, вслушавшись, можно было различить всё, что там [на площади] говорилось. (Б. Пастернак) 4. Укажите номера трёх предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом. 1) Бывает час в преддверьи сна, когда беседа умолкает, нас тянет сердца глубина, а голос собственный пугает. (И. Анненский) 2) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А.С. Пушкин) 3) Я выходил в такое время, когда на улице ни зги, и рассыпал лесною темью свои скрипучие шаги. (Б. Пастернак) 4) И ты ушел, куда мы все идём. (Ф. Тютчев) 5. Укажите номера двух предложений, в которых придаточное присоединяется союзом. 1) Только камни нам дал чародей, да Неву буро-жёлтого цвета, да пустыни немых площадей, где казнили людей до рассвета. (И. Анненский) 2) Нет, если ты небес избранник, свой дар, божественный посланник, во благо нам употребляй. (А.С. Пушкин) 3) Когда дядя Флёри увидел и услышал русского поэта, тогда он ещё больше удивился. (Ю. Тынянов) 4) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать. (А.С. Пушкин) 6. Укажите номера двух предложений, в которых придаточное присоединяется союзом. 1) Быть умным значит не спрашивать, на что нельзя ответить. (В. Ключевский) 2) Сначала стало тихо, так тихо, что даже петухи крепились и сдерживали свой пыл. (В. Белов) 3) Хозяева присылают спросить, не хочу ли я обедать. (А.П. Чехов) 4) Со мною вежливы, и в домах, где я работаю, меня угощают чаем. (А.П. Чехов) 7. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова? 1) Я знаю, что мужество вас не покинет. 2) Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их. 3) Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга. 4) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города. 8. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова? 1) Поразил тон, каким все это было сказано. 2) Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения. 3) Теперь, по-видимому, никого нет дома, так как никто не выходит на лай собак. 4) Уж раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца. 9. В каких случаях придаточное предложение соединяется с главным при помощи союза? 1) Какими бы фальшивыми идеями ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди. 2) Мы встретились в городе, где жили наши друзья. 3) Он сделал еще одно движение, чтобы остановить нарушителя. 4) Даже удивительно, откуда у Анфисы берутся такие мысли. 10. В каком случае слово что является союзным словом? 1) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда. 2) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил. 3) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок. 4) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима. 11. В каком случае слово как является союзным словом? 1) Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, как стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке. 2) Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима. 3) А вы на земле проживете, как черви слепые живут. 4) Хочешь знать, как все это было? 12. В каком случае слово когда является союзным словом? 1) Когда же свеча последняя догорит, смущенно — я умираю — он говорит. 2) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи. 3) Никому не было известно, когда он вернется. 4) Когда ехали обратно, в загородном саду уже играла музыка. 13. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который? Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста. 1) дополнения 2) определения 3) обстоятельства 4) сказуемого 14. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который? Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочитали друг у друга в глазах. 1) дополнения 2) определения 3) обстоятельства 4) подлежащего 15. В каком предложении союзное слово который является дополнением? 1) Это такой человек, который своего не упустит. 2) Который год это продолжается — трудно вспомнить. 3) Площадка, на которой мы должны были биться, изображала почти правильный круг. 4) Такими жалкими оказались сапожники, которых Нехлюдов увидел работающими в окне одного подвала.
«Классификация сложноподчиненного предложения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot